Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии

СОДЕРЖАНИЕ
1.ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
2.ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
4.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯК ОПЫТУ

/>/>/>«Я не боюсь еще и ещераз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. Отжизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. С у х о м л и н с к и й1. Информация об опыте
Тема опыта: «Формирование здорового образа жизни удошкольников посредством валеологии».
Условия возникновения опыта
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих передпедагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказалисьнежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей.Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.
Но главным препятствием является, по нашему убеждению,отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в егоздоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушитьребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программахдошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организмачеловека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мысчитаем, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненныеориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физическиевозможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за своездоровье.
Возможно ли это в таком юном возрасте? При созданииопределенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованнуюжизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без ихдекларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизацияметодов профилактики требует решения не только организационно — методическихпроблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительнойдеятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей назанятиях, в быту и в игре.
Осознавая важность поставленной проблемы, нами был проведенанализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формированиеосознанного отношения детей к своему здоровью.
Выявлены положительные тенденции, а именно:
1. с детьми проводятся занятия по валеологии и ОБЖ;
2. осуществляется методическое обеспечение этих занятий;
3. созданы условия для проведения занятий: экологическая комната;
4. занятия проводят: инструктор по физкультуре, эколог, воспитатели.
Однако обозначилось проблемное поле:
1. необходимость приведения познавательных занятий в систему;
2. необходимость замены иллюстративно-объяснительной модели проведениязанятий познавательного цикла на проблемно-поисковую;
3. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации оздоровом образе жизни;
4. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательнуюактивность детей;
5. расширение объема содержания занятий.
В результате исследовательской деятельности по проблемномуполю была определена цель работы — разработка системы занятий познавательногоцикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.
Актуальность опыта
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблемеиндивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количествомисследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я.Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибоздоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьемнового человека XXI века и будущим России.
Однако данные физического состояния детей свидетельствуют,что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям,ни потенциальным возможностям современного общества.
По мнению ученых[1],необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этотпериод определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.
В детстве человек осуществляет более напряженную, болеесложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю исаморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется егосоциализация, разрушается здоровье.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетнымиявляются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненныхинтересов на здоровый образ жизни.
Однако в отличие от взрослого ребенок «заздоровьем» не побежит. Необходима технология формирования культурыдвигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников,которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Разработанная система обучения знаниям, умениям и навыкамобеспечения и поддержания здоровья начиная с периода первого детства, позволитуспешно решать задачу формирования своей философии жизни, собственной философииздоровья.
Между тем в существующих программах обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста отсутствует научно обоснованная технология решенияданного вопроса. В этой связи назрела необходимость специального исследованияпроцесса формирования здорового образа жизни детей 3-7 лет в условияхдошкольных образовательных учреждений.
Данную задачу целесообразно решать не в формедополнительного образования, путем введения, к примеру, занятий по валеологии,а интегрированно, в процессе физкультурной деятельности. Такой подход, на нашвзгляд, более оправдан, учитывая перегруженность программ дошкольного воспитанияв последние годы информационно-познавательной деятельностью, увеличением числаразличного рода дополнительных образовательных услуг.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан сдвигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуальногои эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей кфизкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспеченияздоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольноговоспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональноеблагополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека,развития личности в период ее физического и социально- психологическогосозревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формированиедостоинства личности и «базового» доверия, а % также соблюдение конвенциальныхнорм и прав ребенка.
Особенно актуальным это становится в настоящее время, когдав педагогической действительности наметилась тенденция к переходу от массовогоунифицированного образования, направленного на передачу определенного наборастандартных знаний, к образованию дифференцированному, ориентированному наконкретного ребенка с его личностными особенностями, склонностями и т.д.
Являясь важнейшим интегральным показателем, отражающим биологическиехарактеристики человека вообще и ребенка, в частности, здоровье, характеризуетсоциально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образованиядетей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развитиямедицинской помощи, служб охраны материнства, в конечном счете — отношениегосударства к проблемам материнства, детства и многое другое.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизацииобразования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетнаяценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогическогопроцесса.
В основу концепции валеологического обеспеченияфизкультурной деятельности детей положена идея создания условий для реализациидоминирующих базовых потребностей, природно присущих человеку. Ведущей в системеэтих потребностей выступает потребность в двигательной активности, физическомсамосовершенствовании. Она проявляется в единстве с потребностью полученияудовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности; потребностьюсопереживания в процессе взаимодействия и общения; потребностью всамоутверждении.
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенкана этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно подвоздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются ипревращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении временистановятся самомотивированными.
Валеологическая концепция физкультурного образованияоснована на следующих принципах:
— единства валеологической и физкультурной деятельности;
— непрерывности и преемственности;
— единства индивидуализации и дифференциации;
— целеполагающего подхода к инновационной валеологической деятельности.
Педагогическая идея опыта
Разработать модель формирования валеологической культурыдетей старшего дошкольного возраста и определить педагогические условия ее реализациив дошкольном образовательном учреждении.
Длительность работы над опытом
Диапазоном опыта является единая среда воспитательно- образовательного процесса (занятия, игры, упражнения).
Теоретическая база опыта
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении,формировании и управлении здоровья.
Термин «валеология» происходит от латинских слов«вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Древниеримлянине часто поздравляли друг друга словом «вале!» — «будьздоровым».
Валеология как наука возникла не так давно.«отцом» современной валеологии называют русского ученогоИ.И.Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимостьздравоохранения практически здоровых людей. Предметом изучения валеологии естьздоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука оздоровье человека или здоровье здоровых.
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставитсвоей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепленияздоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональныйотдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценноепитание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Следует различать валеологию медицинскую, валеологиюпедагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этоттермин в собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросывоспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровьядетей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная,жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихсясредств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решенияоздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольномдетстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадииразвития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценностьздоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активноформировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению ксобственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, чтосам термин «здоровье» определяется неоднозначно.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным,и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирнойорганизацией здравоохранения: “Здоровье- это состояние полного физического,психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней илифизических дефектов”[2].
Данное определение крайне сложно применить к здоровьюграждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социальногонапряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированноепрофессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” кполному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальныефункции[3].
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение (и впервую очередь детский сад) должно стать “школой здорового стиля жизни” детей,где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи идвигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическуюнаправленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем ипотребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятиясамостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В последнее время как часть общей культуры человекавыделяется валеологическая культура — социально-психологическая деятельностьиндивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм,принципов, традиций здорового образа жизни, превращение их во внутреннее богатстволичности.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создаватьтакую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой,терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здоровогообраза жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающихлюдей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Такимобразом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достояниемнации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятияхоздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации поздоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорическойформе и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых,сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, идети хорошо это видят.
Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образажизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительнодля ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевуюсферу.
 Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдатьзаповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским:трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным.
Исходя из этого занятия оздоровительно-педагогическогохарактера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительныеэмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры идвигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находитьотражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях,режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, вмероприятиях общего масштаба для всего детского сада).
По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можнотолько заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранитьздоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его(родителей, воспитателей, врачей, учителей и др. ), с целью создания вокругнего атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здоровогообраза жизни[4].
Таким образом, с ранних лет формируется определеннаякультура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыкивалеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментомдля создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослойжизни.
Интегративний курс «валеология» в детском садике — первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, которыйдолжных обеспечить реализацию таких задач:
·  воспитание у детей сознания того, что человек — часть природы иобщества;
·  установление гармонических отношений детей с живой и неживойприродой;
·  формирование личности ребенка;
·  воспитание привычек личной гигиены;
·  закаливание ребенка и его двигательная активность;
·  профилактика и устранения вредных привычек;
·  осуществление валеологического мониторинга.
Учитывая реальность настоящей и объективной закономерностипедагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т.е.базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах иформах социальной практики.
Организация обучающе-воспитательной работы в дошкольном учреждениидолжна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этойцели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников,соблюдение гигиенических требований.
Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кромесоздания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимосформировать у дошкольников новый «пласт” знаний по валеологии.
2. Технология опыта
Решая одну из насущных проблем современного общества – сохранениеи укрепление здоровья детей, в 1999-2001 г. г. профессором А. А. Дмитриевым,доцентом И. Ю. Жуковиным, была разработана концепция валеологической работы дляспециальных (коррекционных) школ и успешно апробирована программа “Нашатрадиция – быть здоровыми!” [5]
На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличиваетсяпроцент детей относящихся к группе риска и в ДОУ. Подобная ситуация привела наск мысли адаптировать программу “Наша традиция – “Быть здоровыми!” для нашегодошкольного образовательного учреждения.
В результате научного исследования проблемы формированиякультуры здорового образа жизни у дошкольников нами были уточнены цели, задачии содержание валеологической работы, а адаптированная программа внедрена впрактику ДОУ.
Основная цель предлагаемой программы – созданиеустойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственногоздоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактораздоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система работы построена с учетом возрастных,психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста,опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональнойустойчивости: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика наоснове упражнений детской хатха-йоги, обучение пониманию своего эмоциональногосостояния.
Большая роль в работе отводится созданию информационной“Среды здоровья” (схемы, рисунки, стенды), которая не только напрямую, но и опосредованновлияет на формирование мировоззрения ребенка.
Проведение занятий совместно с родителями дает возможность выявитьпроблемы в общении Родитель-Ребенок и найти совместные пути их решениячерез использование игровых и двигательных методик, телесной терапии.
Таким образом, создается благоприятная база для формированияне только соматического, но и психического и психологического здоровья ребенка.
После изучения и отбора необходимого содержания издошкольных методик был составлен перспективный план работы для старшего дошкольноговозраста, определены формы и методы работы. (см.Приложение 1).
Содержание работы по технологии “Наша традиция – быть здоровыми!”отражено в структурной модели (см. Приложение 6).
Информация для родителей оформляется на специальных стендах,проводятся консультации, совместные занятия с детьми.
Для персонала ДОУ организуются консультации, семинары,педагогические советы, деловые игры.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающихдошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля заизменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себяположительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
В работе широко используется наглядная агитация – уголокздоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми.
В детском саду постепенно создаются традиции ЗОЖ – минуткиздоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб “Здоровячок”.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всеговремени пребывания ребенка в ДОУ:
· Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания,послеобеденный сон.
· Учебно-воспитательный процесс: занятия “Наша традиция – бытьздоровыми!” (гимнастика, познавательная часть, релаксация), учебно-воспитательныезанятия (минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки),физкультурные занятия, музыкальные занятия (физминутки, повышениепсихоэмоциональной устойчивости), логопедические занятия (физминутки, словарнаяработа), рисование (физминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости).
Таким образом, осуществляется комплексный подход вформировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Организация работы с детьми строится с учетом следующихметодических требований:
1. Структура занятий:
1. Организационный момент
2. Гимнастика
3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее
4. Познавательный блок
5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводыдетей на основе наблюдения, опыта и т. п.
6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление
7. Релаксация под музыку
Продолжительность занятия: 2-я младшая группа – 15-20минут; средняя группа – 20-25 минут; старшая и подготовительная к школе группа– 25-30 минут.
Продолжительность каждого блока занятия может варьироватьсяв зависимости от психо-физиологического и эмоционального состояния детей на данныймомент.
2. Выполнение санитарно-гигиенических требований:
· Занятия проводятся в хорошо проветренном, чистом помещении
· Уровень освещения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям
· Дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет ихдвижения
· Занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и непозднее чем за 1 час до еды
· Музыка для релаксации должна быть не громкой
· Подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностямдетей
· Контроль условий пребывания ребенка в ДОУ осуществляется мед. работниками
3. Учет психо-физиологических и эмоционально-личностныхособенностей детей.
· Соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересамдетей данного возраста
· Соответствие упражнений двигательным возможностям детей
· Учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, анамнез,эмоциональное состояние и др. )
· Учет социального анамнеза и опыта ребенка, тактичное упоминание олюбых фактах жизни ребенка
· Учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждогоребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др. ) и уровня его работоспособности
· Особое внимание уделяется детям “группы риска” (ППЦНС, дети,родившиеся при помощи кесарева сечения, дети, перенесшие травмы, соматическиослабленные и т. п. )
· Единство требований всех членов педагогического коллектива поотношению к каждому конкретному ребенку с учетом всех выше названныхособенностей детей.
Программа оздоровительно-педагогических занятий сдошкольниками состоит из 6 блоков, каждому блоку соответствует графическое изображение(см.Приложение 2).
Знай свое тело:
На занятиях по этому блоку дети получают элементарноепредставление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца,мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этихорганов различных форм поведения.
Соблюдай правила гигиены:
Особое внимание уделяется формированию практических умений инавыков соблюдения правил гигиены.
Скажи “НЕТ” вредным привычкам:
В работе по данному блоку широко используютсяпсихологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идетзакрепление полезных привычек.
Занимайся физкультурой:
Совместно с детьми выявляются значимость движения дляздоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Соблюдай режим дня:
Работа направлена на воспитание самостоятельности привыполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания оправильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов вдетском саду.
Следи за датчиком настроения:
Дети получают представление о настроении, эмоциях ичувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий – повышениепсихоэмоциональной устойчивости (см. Приложение 3 – Конспекты занятий по блоку“Следи за датчиком настроения” для подготовительной группы детского сада).
В работе с родителями также можно использовать различныетесты, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своемздоровье (см. Приложение 4).
Была также выпущена стенная валеологическая газета дляродителей «Будь здоров, малыш!»(см.Приложение 5)./>/>/> 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В процессе ознакомления старших дошкольников с человеческиморганизмом решаются следующие задачи:
1. Формировать у детей адекватные представления об организмечеловека;
2. Помочь ребёнку создать целостное представление о своёмтеле;
3. Научить «слушать» и «слышать» свойорганизм;
4. Осознать самоценность своей и ценность жизни другогочеловека;
5. Формировать потребность в физическом и нравственномсовершенствовании, в здоровом образе жизни;
6. Прививать навыки профилактики и гигиены, первоймедицинской помощи;
7. Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизнипоследствия своих поступков для себя и своих близких;
8. Воспитывать уважение к жизни другого человека, умениесочувствовать, помогать, сопереживать чужой боли.
При валеологическом обследовании дети старшей группы должнызнать:
1.Чем отличается живая природа от неживой?
2.Работа с картинками, показать представителей:
 a) живой природы; b) неживой природы.
 3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени.
4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы даватьна примере.)
5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой?(Примеры.)
6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей?Как?
7.Какие явления природы наиболее характерные для нашегогорода? Найти и показать их на картинках.
8.Как охраняют природу в нашем городе?
9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты?
10.Работа с картинками:
 a) показать и назвать садовые растения. Какая их роль внашей жизни?
 b) показать и назвать декоративные растения. Какая их рольв нашей жизни? Есть ли среди них лечебные?
При организации проектной деятельности ДОУ по формированиюздорового образа жизни важно ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работунад проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.
Реализуя данную систему работы, мы отследили следующиерезультаты. Более полные представления у детей формируются через:
1. циклы последовательных занятий в каждом направлении;
2. интеграцию последовательных, продуктивных занятий в рамках проекта.
Обозначены прогнозы и задачи деятельности на следующийучебный год, а именно:
1. Разработать систему последовательных циклов познавательных занятий длядетей с валеологической направленностью.
2. Углубить содержание знаний.
3. Расширить сферу деятельности.
4. Совершенствовать формы и методы работы с детьми в процессе занятий.
Сверхзадача нашей работы — пропаганда здорового итворческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себялучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, инымисловами — «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его вреальность».
Причем не когда — нибудь потом, в будущей взрослой жизни, асегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
Проведение экспериментальных занятий по блоку “Следи задатчиком настроения”, направленных на формирование психологического здоровьявоспитанников дало следующие результаты:
1. Процесс адаптации вновь прибывших детей прошел легко:дезадаптивных детей не было отмечено ни в одной возрастной группе; полная адаптацияпрошла у 63% детей во 2-й младшей и 75% детей в средней группе, у 100% детей встаршей и подготовительной к школе группе; средняя степень адаптации отмечена у37% детей во 2ой младшей группе и 25% детей в средней группе.
2. Согласно опроснику “Отношение к школе” высокий уровеньсформированности положительной мотивации к школьному обучению отмечен у 51,9%выпускников подготовительной к школе группы, средний уровень – у 44,4% детей.
В конце учебного года была осуществлена диагностика детейстаршей группы, которая показала следующие результаты:
Уровень знаний по теме: «Ознакомление с организмом человека»(до изучения и после изучения темы)

Вопросы по теме
До изучения темы
После изучения темы 1.    Как ты понимаешь, что такое организм?
·  знают — 21%
·  не знают — 79%
·  знают — 58%
·  не знают — 42% 2.    Какие части тела ты знаешь?
·  знают — 74%
·  не знают — 26%
·  знают — 95%
·  не знают — 5% 3.    Из каких маленьких частичек состоит наш организм?
·  знают — 0%
·  не знают — 100%
·  знают — 37%
·  не знают — 63% 4.    Какие органы ты можешь назвать?
·  знают — 74%
·  не знают — 26%
·  знают — 89%
·  не знают — 11% 5.    Для чего человек должен знать свой организм?
·  знают — 58%
·  не знают — 42%
·  знают — 79%
·  не знают — 21% 6.    Как можно использовать знания об организме в жизни?
·  знают — 47%
·  не знают — 53%
·  знают — 79%
·  не знают — 21%
Диагностика показала, что в результате работы у детейзначительно повысился уровень знаний в области валеологии. В процессе наблюденийвыяснилось, что дети осознанно стали относиться к укреплению своего здоровья, ародители больше проявляют интереса к изучению законодательных материалов иформированию валеологической и физической культуры в своей семье.
Тестирование родителей показало следующие результаты:
Представления родителей о факторе, в наибольшей степенивлияющем на здоровье человека (до изучения и после изучения темы)
  экологическая обстановка наследственность образ жизни нет ответа до 5 3 3 5 после 3 3 9 1

/>
 
Отношение родителей к прогулке на свежем воздухе ввыходные дни 1-2 ч. 2-3 ч. 3-4ч. более 4 ч. другие ответы до 8 5 1 1 1 после 5 5 3 2 1
/>

Подчеркнем в заключении существенные педагогические условияреализуемости приводимой системы работы:
—  системаработы возможна при наличии педагогов, не только теоретически подготовленных вобласти валеологии, но и компетентных в практическом отношении.
—  системаработы предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса:педагогов, детей и их родителей.
—  взаимодействиепедагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанниковбудет конструктивным, если осуществляется через формы работы, которые:
— актуальны для конкретного дошкольного учреждения всоответствии со спецификой учреждения;
 - востребованы родителями.
—  основнаяработа по формированию здорового образа жизни ребенка-дошкольника проводится всемье, родителями при условии оказания им своевременной методической помощи.
—  сотрудничествопедагогов дошкольного учреждения и родителей осуществляется на позицияхдиалога, что способствует реализации принципов гуманизации образования.
/>4.Библиографический список
1. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. — Липецк: Липецкоеизд-во, 1998.
2. Дмитриев А. А., Жуковин И. Ю. Некоторые концептуальные положениявалеологической работы во вспомогательной школе//Московские педагогическиечтения. Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии.1999.
3. Жданова Т.Н. Игра-лото «Театр настроения», ОАО «Дом печати-ВЯТКА»,2005.
4. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизниу учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья.Выпуск 3. — Владивосток: Дальнаука, 1996.
5. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре длядошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
6. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здоровогообраза жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. -Психолог вдетском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
7. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 1998.
8. Кряжева Н.Л.Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: Академия развития.2000.-176с.
9. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского.М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.
10. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития.- СПб: Петроградский и К°,1995.
11. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. — М.: Флинта: Наука. 1999.
12. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции.- М.: Российское педагогическоеагентство, 1997./>Приложения копыту
Содержание
1. Перспективный план работы длястаршего дошкольного возраста.
2. Блоки системы работы поформированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция –быть здоровыми!»
3. Конспекты занятий вподготовительной к школе группе детского сада по блоку «Следи за датчикомнастроения» Программы «Наша традиция – быть здоровыми!»
4. Тест «Можно ли Ваш образжизни назвать здоровым?» (для педагогов и родителей)
5. Валеологическая газета дляродителей «Будь здоров, малыш!»
6. Структурная модель работы посистеме формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – бытьздоровыми!»

Приложение 1
 
Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Задача.
1. Познакомить детей с внешним строением тела, свозможностями тела, организма: «Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать,есть, дышать, думать...
2. Воспитывать чувство гордости, что я — человек.
3. Вызвать интерес к дальнейшему познанию».
Дидактическая игра: «Умею — не умею» потипу «Съедобное не съедобное».
Цель: Поддерживать у детей радостное настроение ичувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями.
Занятие «Из чего я сделан».
Цель: Познакомить детей с клетками, их разнообразиеми выполняемыми функциями.
Рисование на тему: «Из чего сделан Я?».
Цель: Выяснить, как дети представляют себе своё Я,свой организм, свои органы.
Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский«Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая».
Цель: Закрепить с детьми культурно – гигиеническиенавыки
Октябрь
Задача.
1.Дать детям представление о том, что кожа — это кожныйпокров тела человека, она постепенно обновляется, а также выполняет много функций.Основное — это защита, высокая чувствительность.
2. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание бытьчистоплотным.
Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи,мерах профилактики.
Цель: Подвести детей к пониманию прямой зависимостичистоты и здоровья.
Изодеятельность на тему прочитанных произведений.
Выставка рисунков.
Цель: Выразить своё отношение к грязнулям, каккосвенными средствами, так и словесно.
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.
Цель: Воспитывать трудолюбие, негативное отношение кбеспорядку, грязи в помещении.
Досуг на тему: «Кожа — помощница».
Цель: Закрепить, углубить полученные знания,развивать логическое мышление.
Ноябрь
Задача.
1. Вызвать у детей желание совершенствовать физическоеразвитие.
2. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями,спортом.
Занятие «Скелет и мышцы».
Цель: Дать детям представление о том, что у каждогочеловека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию — скелетнашего тела.
Дидактическая игра: «Опасно — неопасно».
Цель:
Развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствиясвоих поступков.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Ярасту», С.Марша «Великан».
Цель: Воспитывать чувство сострадания к несчастиюближнего, желание помочь, доставить радость.
Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главноечудо света».
Цель: Закрепить полученные знания и представления о скелетечеловека; умение анализировать и обобщать.
Декабрь
Задача.
1. Дать детям представление о работе сердца, его положение,строение.
2. Показать значение сердца в жизни человека и для слаженнойработы всего организма вообще.
Рисование на тему «Моё сердце!».
Цель: Поддерживать интерес к познанию своего тела;выяснить, как представляют дети своё сердце.
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель: Воспитывать уважение к профессии врача,понимать её огромную роль и важность для каждого из нас.
Чтение художественной литературы. Г.Х.Андерсен «Снежнаякоролева».
Цель: Дать детям представление о людях с крепким и«живым» сердцем; вызвать желание быть похожими на людей с«живым», отзывчивым сердцем.
Коллективная аппликация «Правила здоровогосердца».
Цель: Помочь детям красиво и правильно оформить стену«Правила здорового сердца».
Январь
Задача.
1. Выяснить объём полученных знаний, степень ихосознанности, умение руководствоваться ими на практике, скорректировать.
Игра — занятие «В стране Лёгких» или«Путешествие воздушных человечков».
Цель: Дать детям представление о том, что дыхание — это одна из важнейших функций организма.
Практические упражнения и простейшее экспериментирование.
Цель: Учить детей прислушиваться к себе, уметьопределять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения.
Составить «Правила безопасного дыхания» вместес детьми.
Цель: Закрепление, анализ, обобщение изученногоматериала по разделу: «Дыхание».
Экскурсия «За здоровьем в зимний лес».
Цель: Закрепить представления о «чистом» и«грязном» воздухе; поддерживать желание заниматься зимними видамиспорта.
Февраль
Задача.
1. Поддерживать интерес к дальнейшему «путешествованию»по организму человека;
2. Познакомить с пищеварительным трактом и его основнымиотделами;
3. Показать возможность выполняемой каждым отделом работы.
Игра-занятие «Об удивительных превращениях пищивнутри нас».
Цель: Познакомить детей с пищеварительным трактом иего основными отделами; Установить связь между сердечно-сосудистой системой и пищеварением.
Игра «Путешествие на кухню».
Цель: Познакомить детей с трудоёмким процессомприготовления пищи; Воспитывать чувство уважения и благодарности к людям труда.
«В гости к тёте Зубной щётке». Рассказ озубах, правилах ухода за ними.
Цель: Познакомить детей с техникой чистки зубов, справилами ухода за зубами.
Чтение художественной литературы: Б.Заходер «МаПари-Кари», С.Маршак «Робин — Бобин».
Цель: Воспитывать в детях силу воли и чувствоответственности за других.
Март
Задача.
1. Дать детям представление о том, что мозг — важный органчеловеческого организма.
2. Познакомить со строением, расположением, с егопомощниками, с принципами их работы.
Изодеятельность «Придумываю сны»
Цель: Развивать воображение, память.
Занятие «Про царя в голове» или«Суперсоветчик - суперответчик».
Цель:
Познакомить с важным органом — мозгом, с его помощниками — нервнымиволокнами и спинным мозгом, с природой сновидений.
Занимательный досуг «Что может делать моймозг?»
Цель: Закрепить и расширить представления о том, чтовсё, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у насесть чудо-мозг.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
Цель: Уточнить знания детей о строении,жизнедеятельности, возможности человеческого организма.
Апрель
Задача.
Выяснить, понимают ли дети важность здорового образа жизни,человеколюбия для счастливого будущего.
Рассказ детей на тему: «Каким я хочу быть».
Цель:
Выяснить, желают ли дети быть здоровыми, заниматься спортом;быть милосердными, сочувствовать, помогать людям; стремиться никогда неунывать, быть весёлыми.
Наблюдение за поведением детей, анализ детскихвысказываний, суждений.
Цель: Выяснить, насколько осознаны полученныепредставления, опираются ли они на них в реальной жизни.
Индивидуальный опрос по разработанной методике.
Цель: Выявить полноту, глубину, достоверностьпредставлений о человеческом организме, осознанности полученных знаний.
Май
Задача.
1. Выяснить, насколько осознаны полученные представления;опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;
2. Используют ли в качестве проекта;
3. Прослеживается ли в поведении детей направленность наздоровый образ жизни.
а. Обобщённые занятия по теме: «Я и моётело».
б. Дидактические, сюжетно-ролевые игры,
в. Подвижные игры.
г. Обсуждение прочитанных рассказов по темам: «Яи моё тело», «Как сохранить здоровье», «Правилабезопасности жизни».
Цель: Обобщить, систематизировать и закрепитьполученные знания о строении тела человека, основных функциях органов тела, овозможностях человеческого организма.

Приложение 2
 
Блоки системы работы по формированию культуры здорового образажизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!»
/>

Приложение 3
 
Конспекты занятий в подготовительной к школе группедетского сада по блоку «Следи за датчиком настроения» Программы «Наша традиция– быть здоровыми!»
Основные цели занятий:
1. формирование и укрепление психологического здоровья дошкольников;
2. повышение психоэмоциональной устойчивости;
3. развитие эмпатии у дошкольников.
Занятие 1.
Тема: Настроение и здоровье.
Задачи:
1. актуализировать знания детей о взаимосвязи настроения и здоровья;
2. развивать у дошкольников умение понимать и объяснять свое эмоциональноесостояние и эмоциональное состояние окружающих людей.
Оборудование: плоскостные или объемные куклыНеболейка (мальчик) и Хворайка (девочка) – персонажи взяты из книгиИ.И.Соковни-Семеновой «Основы здорового образа жизни и первая медицинскаяпомощь» (4); датчик настроения (описание см. в предыдущей статье); листы А4,карандаши (по количеству детей); магнитофон (CD-проигрыватель),аудиокассеты (диски) с записью музыки для релаксации.
Ход занятия.
1. Гимнастика
— Здравствуйте, ребята! Начинаем наше занятие с гимнастики,займите на ковре места так, чтобы Вам было удобно. Итак, сначала мы будем Добрымикошками. Кто покажет как выполнить это упражнение? (вызывается один ребенок, пожеланию.
Добрая кошка (по Н.Л.Кряжевой (2), упражненияадаптированы автором)
Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставитьперпендикулярно полу и параллельно друг другу. Плавно поднять голову,максимально прогнуться в пояснице. Дыхание ровное, спокойное. Попросить ребенкаподумать о чем-то добром и радостном, улыбнуться, помяукать как добрая кошка.Взрослый в это время гладит ребенка по спине. Удерживать позу 10-15 секунд.
— А теперь наши кошки рассердились! Покажите, как онисердятся.
 Сердитая кошка(по Н.Л.Кряжевой (2), упражненияадаптированы автором)
Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положениетоже, Далее ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыханиепроизвольное. Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит, можно «порычать»и «поцарапать коготками пол». Удерживать позу 10-15 секунд.
— Тише, тише, киски! Успокойтесь! Сейчас я буду гладить Васпо спинке и Вы успокоитесь…
Педагог гладит каждого ребенка по спине и все возвращаются купражнению «Добрая кошка».
2. Беседа с элементами игры «Настроение и здоровье».
— Хорошо. Ребята! Посмотрите, кто это к нам пришел? (педагогпоказывает куклы)
Дети: К нам пришли Неболейка и Хворайка.
Педагог разыгрывает диалог кукол:
Хворайка: — Кто это тут так злился и кричал? Я думала,только у меня плохое настроение!
Неболейка: — А что случилось с твоим настроением?
Хворайка: — Мы на занятии аппликацию делали, у меня неполучилось: клей повылез, домик криво приклеился, вот я и расстроилась!
— Ребята! Давайте попробуем помочь нашим друзьям! Выпомните, как настроение влияет на здоровье? (если у человека часто плохоенастроение, он чаще болеет, он не может добиться в жизни успехов,расстраивается больше, и его здоровье становится еще хуже).
— Какое настроение у Неболейки? (хорошее)
— Какое настроение у Хворайки? (плохое)
— Помните, какую рожицу мы рисуем на наших занятиях околотого, что полезно для здоровья? (веселую) Около того, что вредно для здоровья?(грустную)
— Назовите полезные для здоровья эмоции и чувства. (любовь,дружба, щедрость и т.п.)
— Назовите вредные для здоровья эмоции и чувства. (злость,страх, ненависть и т.п.)
— Вот видишь, Хворайка, как настроение на здоровье влияет!Сейчас мы тебе один прибор очень нужный покажем!
3. Работа с Датчиком настроения.
— Вам знаком этот прибор? (Да. Это Датчик настроения)
— Какое у Вас сейчас настроение? Почему?
Дети отвечают, стрелка устанавливается на соответствующемделении датчика (как правило, это Веселая рожица).
— Какое настроение у Хворайки? (Плохое).
Датчик устанавливается на Грустную рожицу.
Хворайка: — Ой! А как мне исправить настроение? Подскажите,пожалуйста! (надо быть внимательнее на занятиях, стараться, если что-то не получаетсяпопросить помощи у воспитателя или товарищей).
Хворайка: — Как я сама не догадалась?! Кажется стрелка моегодатчика переместилась на Хорошее настроение (переводит стрелку). Спасибо Вам!
Какой хороший приборчик! А давайте его нарисуем? Садитесь застолы.
4. Индивидуальная работа – рисунок.
На индивидуальных листах дети рисуют Датчик настроения, принеобходимости оказывают помощь друг другу. После занятия рисунки вшиваются вальбомы индивидуальной работы.
— Какие замечательные Датчики настроения у Вас получились!Как Вы считаете, нужно ли каждому из нас следить за своим внутренним Датчикомдля того, чтобы быть здоровым? (Да) Почему? (потому что плохое настроение плохосказывается на здоровье). Верно, именно поэтому Правило Нашей традиции — бытьздоровыми гласит: «Следи за датчиком настроения».
5. Релаксация под музыку и звуки природы.
Хворайка: — Я столько нового узнала сегодня! Спасибо Вам,ребята! Нам пора, до свидания! (куклы уходят).
-Гости ушли, а мы с Вами снова займем места на ковре.Устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, слушайте Волшебную музыку, отдыхаем.
Занятие 2.
Тема: Профилактика негативных эмоций (страх,агрессия, зависть и т.п.)
Задача: закрепить умение детей регулировать своеповедение и эмоциональное состояние.
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; карточкиразличных цветов размером 15*15см; Датчик настроения; карточки с изображениемразличных эмоций (из дидактической игры Т.Н.Ждановой «Театр настроений» ( ) илиизготовленные самостоятельно).
Ход занятия.
1. Гимнастика.
-Добрый день, ребята! Как всегда наше занятие начинаем сгимнастики.
· Добрая кошка
· Сердитая кошка
· Прыгающий кузнечик (Н.Л.Кряжева (2))
Ребенок лежит на животе, касаясь подбородком пола. Рукивдоль тела ладонями вниз. Сделав спокойный вдох и выдох, нужно одновременно какможно выше поднять руки ладонями вверх и прямые ноги. Держать позу 5-10 секунд.Затем с выдохом плавно опустить руки и ноги. Отдохнуть необходимо лежа ниживоте; можно повторить 2-3 раза.
2. Дидактическая игра «Настроение и цвет».
Появляются Неболейка и Хворайка.
Неболейка: — Здравствуйте, ребята! Мы наблюдали как Вы гимнастикуделали. Молодцы! А как называется последнее упражнений? (прыгающий кузнечик)
Неболейка: — Помните у Чуковского в «Мухе-Цокотухе» былитакие слова «а кузнечик, а кузнечик, ну совсем как человечек: скок-скок, за кусток,под мосток и молчок!»? почему он так поступил? Что случилось? (он испугалсяпаука).
Хворайка: — Ой! Я тоже пауков боюсь!
Неболейка: — Друзья! Как Датчик настроения покажет Страх? (грустнаярожица)
Неболейка: — Значит он вреден для здоровья? (да). А какогоцвета страх?
Дети выбираю карточку соответствующего цвета и объясняютсвой выбор.
Неболейка: — Часто мы боимся того, что не может причинитьнам никакого вреда (темнота, тараканы, мыши). Многие дети боятся отвечать назанятии воспитателю. Но если стараться, быть внимательным, то это не так ужстрашно, правда? Лучший способ бороться со страхом – это учиться и узнаватьновое. Что-то хорошо знакомое никогда не вызывает у нас такого сильного страха,как совершенно неизвестные предметы. (по Роттенбергу (3)).
Хворайка: — Да. Ты прав, Неболейка. Ребята, а Вы чего-нибудьбоитесь?
Дети называют свои страхи и все вместе ищут пути ихпреодоления.
Неболейка: — Молодцы! С одни вредным для здоровья чувствоммы покончили, а какие еще вредные чувства Вы знаете? (гнев, злоба, зависть,ненависть) Какого они цвета?
Дети подбирают карточки соответствующего цвета и объясняютсвой выбор.
Неболейка: — Давайте вспомним, чем вредны эти чувства и какс ними бороться.
Зависть — очень плохое чувство, оно вредит нашемуздоровью. Не стоит завидовать ребенку, у которого много игрушек, но нетнастоящих друзей. Лучше развивать в себе хорошие черты и общаться с людьми.
Гнев и злоба – очень вредны. Нужно научиться ихсдерживать и решать вопросы мирным путем.
Ненависть одно из самых плохих чувств. Старайтесь вжизни обходиться без нее. Если какой-то человек тебе не нравится, попытайся понятьего: может быть его нужно пожалеть? В крайнем случае проводи меньше времени сэтим человеком, избегай его компании, но только удержись от ненависти.(описание чувств дано по Роттенбергу (3).
Хворайка: — Ой! А полезные для здоровья эмоции кто-нибудь помнит?Давайте скорее переводить Датчик настроения на Веселую рожицу! Какого цветаполезные эмоции?
Дети называют эмоции (любовь, дружба, щедрость и т.п.),выбирают цвет и объясняют свой выбор.
— Молодцы! Вы перевели Датчик настроения. Нужно научиться следитьза таким Датчиком внутри себя и стараться поддерживать его на отметке «Хорошеенастроение», тогда Вы будите легко справляться с трудностями и Ваше здоровье небудет страдать из-за плохого настроения.
3. Игра на закрепление «Следи за Датчиком настроения».
— Сейчас каждый из Вас выберет карточку, на которойнарисовано настроение или эмоция, назовет что там изображено. Затем мы разделимэти карточки на две кучки (рядом с Датчиком): что полезно для здоровья, а чтовредно.
— Ну что, Хворайка, ты поняла, как следить за Датчикомнастроения?
Хворайка: — Да! Спасибо! До свидания, ребята! До новыхвстреч!
Куклы уходят.
4. Релаксация под музыку и звуки природы.
— Вы хорошо занимались сегодня, молодцы! Давайте отдохнем! Устраивайтесьпоудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Занятие 3.
Тема: Театр настроений.
Задачи:
1. закрепить у детей умение изображать различные эмоциональные состояния;
2. закрепить умение работать в коллективе.
 Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчикнастроения; дидактическая игра «Театр настроений» Т.Н.Ждановой (1) (или маски сизображением различных эмоциональных состояний; большой лист бумаги, краски.
Ход занятия.
1. Гимнастика.
— Здравствуйте, ребята! Вы готовы начать наше занятие? (Да)Тогда приступим к гимнастике.
· Добрая кошка,
· Сердитая кошка,
· Красивый цветок (дыхательное упражнение)
Сидя, спина прямая, ноги подогнуть «по-турецки», поднимаемруки вверх — вдох, опускаем – выдох. Повторить несколько раз.
2. Следи за Датчиком настроения.
Хворайка: — Привет, ребята! Какие тут красивые цветы сейчасцвели! Даже у меня настроение от этого хорошим стало! Вот! (показывает наДатчик настроения) а у Вас какое настроение? Расскажите и покажите!
Дети рассказывают о своем настроении и устанавливают Датчикв соответствующем положении. Если настроение отрицательное все вместе пытаемсянайти пути его исправления.
3. Театр настроений.
Неболейка: — Друзья, Вы были когда-нибудь в театре? (Да)актеры могут изобразить любую эмоцию. Давайте и мы с Вами на время станемактерами! Каждая маска изображает какую-то эмоцию, попробуйте угадать какую!
Детям поочередно демонстрируются маски из дидактической игры«Театр настроений» (1).
-Эти маски не простые, они волшебные! Если их примерить насебя, Вы сможете показать ту же эмоцию, что изображает маска. Попробуем? (Да)
дети изображают эмоции, при необходимости педагог оказываетпомощь, демонстрирует образец.
4. Картина настроений.
— Вот такой Театр настроений у нас получился! А сейчас мыбудем рисовать Картину настроений. Каждый из Вас может выбрать любое место налисте и изобразить красками свое настроение на данный момент. Помните, что мыРИСУЕМ ВМЕСТЕ, а значит нужно уметь помогать друг другу, уступать и ни в коемслучае не ссориться!
Дети рисуют под релаксационную музыку и звуки природы.
— Вот какая замечательная картина у нас получилась!Расскажите, что Вы нарисовали!
Если настроение какого-либо ребенка отрицательное – пробуемнайти способ его исправления.
Неболейка и Хворайка: Спасибо, друзья! Мы как всегда узналимного интересного. До скорых встреч!
5. Релаксация под музыку и звуки природы.
— Вы хорошо занимались сегодня, молодцы! Давайте отдохнем!Устраивайтесь поудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Занятие 4.
Тема: Урок для родителей.
Задачи:
1. закрепить умение изображать различные эмоциональные состояния;
2. формировать у родителей положительную мотивацию к воспитанию у детейздорового образа жизни.
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчикнастроения; дидактическая игра «Театр настроений» Т.Н.Ждановой ( ) (или маски сизображением различных эмоциональных состояний; большой лист бумаги, краски.
Ход занятия.
1. Гимнастика.
— Ребята! Сегодня у нас в гостях Ваши родители. Научим ихделать гимнастику? (Да) кто покажет как правильно выполнять упражнения?
По желанию вызывается один ребенок, родители выполняютгимнастику вместе с детьми.
· Добрая кошка,
· Сердитая кошка,
· Красивый цветок (дыхательное упражнение)
2. Следи за датчиком настроения.
— Спасибо, уважаемые родители! Вы старались, у Васзамечательно получилось! А сейчас мы покажем Вам очень интересный прибор –Датчик настроения. Он показывает наше настроение: хорошее или плохое (демонстрируетсяположение стрелки Датчика). Сейчас ребята расскажут Вам о том, как настроение влияетна здоровье.
По желанию вызываются дети.
— Назовите полезные для здоровья эмоции (любовь, дружба,щедрость).
— Назовите вредные для здоровья эмоции (страх, зависть,ненависть).
— Как избавиться от отрицательных эмоций? (старатьсяузнавать новое, помогать друзьям, быть щедрым и т.п.)
3. Театр настроений.
— Уважаемые родители! Вы были когда-нибудь в театре? Актерымогут изобразить любую эмоцию. Давайте и мы с Вами на время станем актерами!Каждая маска изображает какую-то эмоцию, попробуйте угадать какую!
Поочередно демонстрируются маски из дидактической игры«Театр настроений» (1).
-Эти маски не простые, они волшебные! Если их примерить насебя, Вы сможете показать ту же эмоцию, что изображает маска. Попробуем? (Да)
Родители и дети изображают эмоции, при необходимости педагогоказывает помощь, демонстрирует образец.
4. Коллективное упражнение «Ладошки».
— Вот такой замечательный Театр настроений у нас получился!А сейчас мы будем рисовать не менее замечательную картину …из наших ладошек.
 «Ладошки»
1) Беседа о различных цветах красок:
· Какой цвет веселый?
· Какой грустный?
· Каким цветом рисует здоровая кисточка?
· Каким цветом рисует больная кисточка?
2) Каждый участник выбирает цвет краски по желанию, объясняет (повозможности) свой выбор, называет предметы такого же цвета
3) Каждый участник оставляет на большом листе отпечаток своей ладонивыбранного цвета (очередность рисования каждый участник упражнения выбираетсам.
4) «Ладошки» подписываются
5) Анализируется коллективный рисунок:
· Веселый или грустный?
· Почему?
· Каких красок больше?
— Какие веселые ладошки! Они украсят наш холл, пусть весьдетский сад увидит их. Вы не против?
5. Релаксация под музыку и звуки природы.
— Уважаемые родители, спасибо, что пришли на наше занятие.Надеемся, что Вы увидели на нем что-то интересное для себя. Сейчас мыпредлагаем Вам отдохнуть вместе с нами, устраивайтесь поудобнее, закрывайтеглаза, слушайте Волшебную музыку.
После занятия проводится небольшая беседа с родителями сцелью выявления их мнения и впечатлений от занятия.
Занятие 5.
Тема: Закрепление знаний, умений, навыков по блоку«Следи за Датчиком настроения».
Задача: закрепить знания, умения, навыки по блоку«Следи за Датчиком настроения».
Оборудование: куклы Неболейка и Хворайка; Датчикнастроения; мяч; коробка, цветная и оберточная бумага, картинки с изображениемулыбающихся людей, сказочных персонажей, животных, клей (для изготовленияКопилки положительных эмоций).
Ход занятия.
1. Гимнастика.
— Ребята! Сегодня мы повторим, что же нужно делать для того,чтобы соблюдать Правило «Следи за Датчиком настроения». Начнем занятие с гимнастики.
· Добрая кошка,
· Сердитая кошка,
· Красивый цветок (дыхательное упражнение)
2. «Вопрос — ответ» (игра с мячом).
Неболейка: — Здравствуйте, друзья! Да, а Вы знаете, почемупри встрече говорят «здравствуйте»? это означает «будьте здоровы». Вот так людижелают друг другу здоровья. Не забудете здороваться при встрече? (Нет)
— Здравствуйте, здравствуйте, Неболейка и Хворайка! Давайтепоиграем в игру с мячом. Я буду бросать мяч кому-то из ребят и задавать вопрос,а ребята — отвечать и бросать мяч мне. Попробуем? (Да)
— влияет ли настроение на здоровье?
— какие полезные для здоровья эмоции Вы знаете?
— какие вредные для здоровья эмоции Вы знаете?
— как нужно следить за Датчиком настроения внутри нас?
— что можно посоветовать Хворайке, которая завидует девочке,у которой есть красивая кукла?
— что можно посоветовать Хворайке, которая боится темноты?
— что можно посоветовать Хворайке, которая злиться, что еене пустили гулять?
И другие вопросы по материалам занятий данного блока.
3. Упражнение «Зеркало».
Хворайка: — Вот спасибо за советы! Помните, мы училисьизображать эмоции в «Театре настроений»? (Да). Я придумала новую игру –«Зеркало»! надо разделиться на пары: один человек в паре показывает эмоцию,второй – угадывает ее и как «зеркало» повторяет эту эмоцию, потом меняемся местами.
Работа в парах.
4. Копилка положительных эмоций.
— Ребята! Предлагаю Вам сделать вот из этой обыкновеннойкоробки необыкновенную вещь – «копилку положительных эмоций».
Совместно с детьми коробка обклеивается цветной и оберточнойбумагой, картинками и т.п.
— Эта копилка останется в нашей группе. В ней мы будемкопить положительные эмоции: добрые дела, праздники, радостные события; о нихможно рассказать или нарисовать. Может кто-то хочет уже сейчас опустить в копилкучастичку своего хорошего настроения?
По желанию высказываются дети.
Неболейка и Хворайка: — Замечательная Копилка у Васполучилась! Мы тоже в ней будем копить свои положительные эмоции, а сейчас нампора, до свидания!
5. Релаксация под музыку и звуки природы.
— Мы славно потрудились сегодня! Вспомнили все, что нужноделать для того, чтобы соблюдать Правило Нашей традиции – быть здоровыми:«Следи за датчиком настроения». Теперь можно и отдохнуть: устраивайтесьпоудобнее, закрывайте глаза, слушайте Волшебную музыку.
Список аудиоматериалов.
Серия RELAX «Музыка для релаксации»;Квадро; Creative attraction, 2001
· Голубая лагуна
· Магия волн
· Остров мечты
· Музыка прибоя
· Тропический рай
· Коралловый риф
Серия «Музыка для релаксации», Targert hit international music publishing
· Магия волн
· Музыка прибоя
· Волшебство леса
· Морской бриз
· Дыхание весны
· Тайны джунглей
· Тропический остров
· Океанский пляж

Приложение 4
 
Тест «Можно ли Ваш образ жизни назватьздоровым?»
(для педагогов и родителей)
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь отнедомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тестпокажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вамиответ.
1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
o непривычная утомляемость
o зимняя простуда
o хроническое несварение в желудке.
2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
o не включаю на полную громкость;
o в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости,раздражающей слух;
o не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешнихразговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
o два раза в год
o каждые 3 -6 месяцев
o как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
o частое мытье рук
o противогриппозная прививка
o отказ от прогулок в холодное время года.
5. В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?
o ранним вечером
o с восходом солнца
o в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая илизанимаясь делами, требующими зрительного внимания?
o каждый час;
o каждые полчаса;
o каждые 10 минут.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
o можно загореть даже в облачный денек
o если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитнымисредствами с фактором ниже 10
o смуглым людям не нужна защита от солнца
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
o отказ от завтрака, обеда или ужина
o сокращение потребления алкоголя
o исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
o ртом
o носом
o ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
o химическая завивка
o сушка волос феном
o обесцвечивание волос.
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильныхответов 1(б), 2(в), 3(б), 4(в), 5(а), 6(в), 7(а), 8(б), 9(б), 10(б), сложитеполученные очки.
8 — 10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствуетздоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 — 7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошимизнаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое — какиевопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов — Не отчаивайтесь, еще не всепотеряно — эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневнойжизни.

Приложение 5
 
Валеологическая газета для родителей «Будь здоров, малыш!»
Семь родительских заблуждений о морозной погоде
 
1. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее. Дети, которых кутают,увы, чаще болеют. Особенно опасно слишком тепло одевать детей, уже умеющихходить. Движения сами по себе согревают организм, и помощь «стаодежек» излишняя. В организме нарушается теплообмен, и в результате онперегревается. Тогда достаточно даже легкого сквозняка, чтобы простыть.
2. Многие считают: чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать ктелу. Парадоксально, но самое надежное средство от холода — воздух.Оказывается, чтобы лучше защищаться от низкой температуры, надо создать вокругтела воздушную прослойку. Для этого подойдет теплая, но достаточно просторнаяодежда. Что надеть под куртку или пальто? Сначала майку или футболку из хлопка,который хорошо впитывает пот, потом пуловер или шерстяной свитер, свободный, ноплотно прилегающий на шее и запястьях. На ноги — шерстяные носки и теплыеботинки на меху или сапожки, но не тесные, а такие, чтобы большой палец ногимог легко двигаться внутри.
3. Многие считают: если малышу холодно, он обязательно даст об этом знать.Ребенок еще не может сказать «Мне холодно», не умеет стучать зубами идрожать. Жировая прослойка под кожей у него еще очень мала, и систематеплорегуляции сформировалась не до конца. Единственной реакцией сильнозамерзшего малыша станут бледность и непреодолимое желание спать. Имейте ввиду: момент, когда тело ребёнка расслабляется, сигнал опасности! Не радует и«умилительная» зимняя картинка — спящий в санках ребёнок. Ведь он недвижется — он отдан в неласковые руки мороза.
4. Многие считают, что зимой вполне достаточно погулять часок. На этот счетнет строгих правил. Все зависит от закаленности ребенка и уличной температуры.Дети лучше переносят холод, если их покормить перед прогулкой — особенное теплодает пища, богатая углеводами и жирами.
5. Многие считают — беда, если у ребенка замерзли уши. В сильный мороз,боясь отита, мамы и бабушки используют целый арсенал, состоящий из платочков,шапок — ушанок, шапок — шлемов. Однако если у ребенка воспаление ушей, этововсе не значит, что переохладились именно они. Позаботьтесь поплотнее закрытьшею и затылок ребенка — именно здесь происходит наибольшая потеря тепла.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.