Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование умений к самостоятельной деятельности учащихся

Содержание
1. Цель, задачи и организация исследования
2. Разработка и реализациятехнологии (программы), направленной на формирование умений к самостоятельнойдеятельности учащихся педагогического колледжа (будущих педагогов)
3. Анализ результатов работы
4. Практические рекомендации педагогам колледжа
1. Цель, задачи и организация исследования
Цель:выявить педагогические условия формирования умений к самостоятельнойдеятельности учащихся педагогического колледжа (будущих педагогов). Гипотеза:создание педагогических условий в процессе организации самостоятельной работыучащихся, будет способствовать формированию у них умений к самостоятельнойдеятельности. Задачи:
1.Проанализировать опыт организации самостоятельной деятельности учащихся МПК(Миасского педагогического колледжа).
2. Разработатьи внедрить технологию самостоятельной деятельности учащихся УНПО.
3.Проанализировать результаты работы, разработать рекомендации для педагогов МПК.
Методы исследования:
·          изучение иобобщение опыта педагогической деятельности в УСПО;
·          наблюдение,беседа, анкетирование;
·          обработка ианализ результатов эксперимента.
Базаисследования: Миасский педагогической колледж (МПК) – готовит учителейначальных классов. Объектом нашего исследования служит процесс формированияумений к самостоятельной деятельности учащихся Миасского педагогическогоколледжа. Предметом исследования выступает значение самостоятельнойдеятельности в процессе обучения будущих специалистов. Одной из актуальныхпроблем среднего специального образования является формирование у студентовнавыков самообразования.
Необходимостьмодернизации образования в начале XXI века вызвана небывало быстрыми темпамиразвития научно-технического прогресса, требующими от человека непрерывногообновления своих знаний, умений и навыков. Эта необходимость проявляется длякаждого человека в изменении повседневной практики действий: то, что вчерадавало результат, сегодня становится неэффективным. Таким образом, современныйуспешный, конкурентоспособный человек должен обладать устойчивым навыкомперестройки системы целеполагания своего поведения. Этот навык приобретается впроцессе получения образования. Поэтому содержание модернизации образованияопределяется изменением целей образования: не только научить каждого студента,но и развить его познавательные и созидательные способности, сформироватьсистему не только универсальных знаний, умений и навыков, но и самостоятельнойдеятельности и личной ответственности. Все это составляет ключевыекомпетентности, определяющие современное качество образования.
В соответствии с этимпониманием произошло значительное обновление содержания компонента образования.Основным требованием к содержанию образовательного процесса выступиланеобходимость обеспечения «условий для формирования у обучающихсяцелостного представления о взаимосвязи процессов, происходящих в мире, стране,регионе, конкретном муниципальном образовании, и готовности включиться впрактическую деятельность по его развитию». При этом на первое место вышлапроблема формирования и развития у обучающихся социальной компетентности,опирающейся на потребность в самообразовании и самореализации. Обновлениеорганизационно-содержательной модели образования в контексте модернизациисовременного образования потребовало от педагогического коллектива колледжапересмотреть разработанную модель гуманитарного образования и уточнить рядпозиций.
Практика показала, чтогуманизация современного образования осуществляется в условиях всеубыстряющихся темпов преобразований во всех сферах общественной жизни.Результатом этого стало появление общественной необходимости побужденияличности к постоянному саморазвитию. Быстрые темпы внедрения новых технологий,технических устройств, способов реализации общественных отношений требуютвключения в саморазвитие, которое определяется не столько собственнойпотребностью человека в самореализации, сколько общественной необходимостью всоциальных преобразованиях, большой массы людей. Поэтому для современнойсистемы образования стала актуальной проблема выработки системы постепенногостановления внутренней необходимости и потребности в саморазвитии какобязательного условия успешного обучения и воспитания учащихся колледжа. Важнейшимпротиворечием современной системы воспитания и образования является отсутствиев ней специальной деятельности по выработке у учащихся потребности в развитии исаморазвитии в любом виде познания окружающего мира. Требуется отойти отпринципа принудительного включения учащихся в овладение образовательнымистандартами. В методы организации их обучения необходимо включить идеи,связанные с развитием мотивационной сферы учащихся. Следует разрешитьпротиворечие между внешней необходимостью в самостоятельной деятельности учащихсяи внутренним побуждением к активной работе при изучении предметов. Самосоциальное взаимодействие между педагогами и учащимися должно характеризоватьсяпоследовательной реализацией принципов выработки мотивации на самостоятельнуюучебную деятельность у каждого обучающегося, что позволит тем, кто осваиваеттребования современной культуры, осознать общественную потребность вобразованном человеке.2. Разработка и реализация технологии (программы),направленной на формирование умений к самостоятельной деятельности учащихсяпедагогического колледжа (будущих педагогов)
Программа «Системаформирования культуры самостоятельной деятельности учащихся педагогическогоколледжа». Поведение человека определяется потребностями и воздействиемвнешней среды обитания. Культура задает конкретные границы проявления природнойактивности, перехода от стихийности действий к определенной организацииповедения. В этом смысле развитие личности можно рассматривать как движение отприродной деятельности к социокультурной. Поэтому одним из направлений работыпедагогического колледжа становится формирование культуры самостоятельнойдеятельности учащихся. В процессе формирования культуры самостоятельнойдеятельности в первую очередь решаются вопросы выработки у учащихся ценноститой самостоятельности, которая осуществляется по определенным нормам и правилам.Важнейшей характеристикой самостоятельности является то, что в ней всегдареализуется внутренняя необходимость, побуждающая человека к определеннойактивности. Многие учащиеся не воспринимают требований преподавателя, толькопотому, что они для них являются внешней необходимостью, что значительноснижает уровень собственной самостоятельности. Поэтому требуется усилитьакценты на ценности конкретного содержания, вида учебной деятельности лично дляучащегося. Основными педагогическими технологиями тогда становятся те, которыесоздают в процессе обучения условия, побуждающие детей пытаться самостоятельнорешить проблемы, связанные с изучением конкретной учебной темы. При этомсоздаются ситуации, когда учитель дает возможность учащимся проявить стихийнуюсамостоятельность, которая не связана с выполнением норм и правил. Такой видсамостоятельности неизбежно ведет к негативным результатам, к ошибкам, которыеубедительно доказывают школьнику ограниченность, неэффективность стихийныхдействий, не основанных на специальных знаниях и умениях. Формированиепонимания ценности культуры самостоятельной деятельности в учебе являетсярезультатом тех успехов, которые достигнуты ребенком при умелом использованиинорм и правил освоения конкретного школьного предмета. Самостоятельность поискаправильного результата является важнейшим условием овладения культуройвыполнения нормативных требований. Культура самостоятельной учебы формируетсятогда, когда ребенку дается возможность совершать различные ошибки в ситуации,когда он в недостаточной степени изучил ту или иную тему. Создание ситуаций,когда учащийся самостоятельно ищет правильный результат, а не получает его вготовом виде, позволяет ему убедиться в необходимости совершения специальныхусилий по овладению культурой решения различных задач.
Использованиеметода проектов как компонента системы образования. Метод проектов – это способорганизации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решениезадачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповыеметоды, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочиеметодики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность,развивает творческие начала и умственные способности.
Включениеобучающихся в ситуацию соревновательности. Данный вид педагогическойдеятельности предполагает организацию освоения школьниками навыков подготовки кучастию в различных конкурсах, олимпиадах, НПК, проводимых на уровне города,района, региона, а также организацию общественного признания результатовкультурно организованной и положительно направленной самостоятельности.Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечиваетстимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности. Цельпрограммы: Создание организационно-содержательной модели образовательногопроцесса, способствующего системному формированию культуры самостоятельнойдеятельности учащихся на всех ступенях обучения. Задачи программы:
1. Созданиекомплекса условий для формирования культуры самостоятельной деятельностиучащихся.
2. Разработкапринципов и форм реализации системы формирования навыков самостоятельностиучащихся в основных видах учебной и внеучебной деятельности
3. Разработкаи апробирование содержательной модели образовательного процесса, направленногона развитие навыков самостоятельности учащихся
Концептуальныеосновы программы: основныеподходы к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в гимназииопираются на положения педагогики саморазвития личности.
1. Развитиечеловека является процессом, органически связанным с его общественнымсуществованием, но невозможным без собственной активности по усвоению какисторически сложившихся видов и форм деятельности, так и идеальных форм бытия,без осознания мира и самосознания.
2. Овладениеребенком норм и правил общественной жизни основывается на необходимостивхождения в социум и является результатом его взаимодействия с людьми,занимающимися его обучением и воспитанием. Собственная активность личностидополняется активностью тех специалистов, которые способствуют ее реализации.
3. Воспитаниеориентируется на принятие детьми скрытых от наблюдения мотивов поведения.Поэтому в процессе социализации должны осуществляться попытки формированиясмыслов действий личности. Эти смыслы определяются либо личными интересами,либо потребностями тех социальных групп, с которыми взаимодействует ребенок.
4.Особенностью процесса развития личности является то, что он осуществляетсяпостепенно в определенной организационной форме. Задатки выступают в качествегенетически заданной предрасположенности к определенному виду действий. Этаактивность требует вмешательства социума для того, чтобы в результате еепроявления был получен социально значимый продукт. Включение индивида вспециально организованное обучение превращает задатки в способности. В этомслучае происходит сочетание двух процессов: развития и саморазвития.Индивидуальным принципом в работе руководителя-гуманиста, учителя-гуманистаостается ориентация на такое развитие ученика, которое основано на егоприродных задатках и способностях.
5. Процессформирования потребности в развитии культуры самостоятельной деятельностивключает в себя обоснование ценности знаний для самой личности и социума ивыяснение потребностей в знаниях и умениях, которые имеются в настоящее время уученика, что является основой для личностно-ориентированного обучения.
6. Исходя изтого, что личность формируется в процессе всех видов учебной и внеучебнойдеятельности, образовательный процесс должен представлять собой организованнуюжизнедеятельность школьников, формирующую интеллектуально-нравственную свободуи реализующую в единстве все компоненты содержания образования (знания, умения,опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностные отношения к окружающейдействительности).
Реализацияданного содержания проекта осуществляется с помощью:
·          личностно-ориентированногообучения и воспитания,
·          выделенияценностного аспекта изучаемой темы, курса
·          проектировочнойдеятельности
·          групповогообучения
·          волонтерства(равный обучает равного)
·          планированияучебной и внеучебной деятельности
·          побуждения ксамостоятельному достижению успеха на основе чувств гордости, долга,ответственности.
Показателямирезультатов являются:
·          состояниепсихофизического здоровья учащихся,
·          удовлетворенностьучащихся образовательным процессом,
·          мониторингрейтинга успешности обучающегося, группы, параллели,
·          мониторинг охватапроектировочной деятельностью педагогов и обучающихся,
·          мониторинг охватасоревновательной деятельностью обучающихся и педагогов,
·          мониторингрезультативности участия обучающихся и педагогов в олимпиадах, НПК, конкурсах идругих мероприятиях различного уровня,
·          показателисамостоятельности при подготовке к конкурсам, олимпиадам, НПК.
Планируемыйрезультат
Для обучающихся:
1.        Повышение уровняадаптации учащихся к требованиям современного общества.
2.        Повышение уровнякультуры поведения на уроках и во внеурочных мероприятиях.
3.        Овладениенавыками самоорганизации, самостоятельной организации классных и общешкольныхмероприятий.
4.        Укреплениепсихофизического здоровья.
Дляпедагогов:
1.        Овладениетехнологиями организации обучения, обеспечивающими активное освоение учащимисякультуры самостоятельного изучения всех предметов.
2.        Овладениеметодиками повышения качества воспитательного процесса на основе включенияобучающихся в деятельность по самоуправлению в колледже.
3.        Формированиеконструктивных субъект-субъектных отношений.
Подпроекты,способствующие реализации программы «Система формирования культурысамостоятельной деятельности школьника».
1.Подпроект «Информатизация образовательного процесса как условиеформирования культуры самостоятельной деятельности учащихся»
Актуальность:
·          Информационнаякомпетентность стала ключевой компетентностью человека XXI века.
·          Внедрениеинформационно-компьютерных технологий в образовательный процесс позволитосуществить деятельностный подход в обучении, индивидуализировать учебныйпроцесс, развить у обучающихся системное мышление, создать условия дляразнообразной самостоятельной деятельности в учебной и внеучебной деятельности.Цель подпроекта: формирование социальной компетентности педагогов и учащихся наоснове информационно-компьютерных технологий. Задачи подпроекта:
1.        Созданиематериальной базы для внедрения информационных технологий вучебно-воспитательный и управленческий процессы.
2.        Формированиеинформационной культуры субъектов образовательного процесса
3.        Информатизацияуправления и самоуправления учащихся колледжа
4.        Внедрениекоммуникативно-информационных технологий.
РеализацияпроектаНаправление деятельности Основные мероприятия Планируемый результат Информационно-аналитическое 1. Заседание «Информационно-обучающая среда – важный фактор качественного профессионального образования» Формирование мотивации педагогов и учащихся к освоению и внедрению современных технологий в УВП 2. Заседание «Роль информационно-образовательных ресурсов в современном образовании» Определение приоритетных потребностей колледжа в информационно- техническом обеспечении и освоении информационных технологий 3. АДС «Информационно-образовательные ресурсы колледжа: проблемы и пути их решения». 4. Единый классный час «Компьютер — за и против» Экспертно-аналитическое 1. Изучение и оценка состояния библиотеки колледжа. Разработка плана управленческой деятельности по компьютеризации колледжа и управленческого процесса 2. Анализ практики взаимодействия работников библиотеки с субъектами образовательного процесса 3. Анализ информационно-образовательных ресурсов, имеющихся на кафедрах для самообразования педагогов и обучающихся 4. Анализ уровня владения компьютерными технологиями педагогов и учащихся.
Организационно-
содержательное 1. Мастер-класс «Возможности информационных технологий в образовательном процессе» Вовлечение в практическую работу по освоению и внедрению информационных технологий в колледже всех субъектов образовательного процесса 2.Круглый стол «Роль информационных ресурсов при организации научно-исследовательской деятельности учащихся» 3. Фестиваль детского компьютерного творчества «Компьютер-бум» 4.Конкурс компьютерной графики 5. Смотр кабинетов «Учебный кабинет как информационно-образовательный центр» 6.Формирование портфолио групп на основе информационных технологий 7.Взаимодействие колледжа с социумом на основе Интернет Ресурсное 1.Повышение информационно-компьютерной компетентности педагогов на различных курсах Создание необходимых условий для формирования информационно-обучающей среды 2.Включение в систему дополнительного образования занятий по компьютерной грамотности 3.Реализация программы компьютеризации колледжа и управленческого процесса. Мониторинговое 1.Определение уровня сформированности информационно-коммуникативной компетентности учащихся и педагогов Сформированность условий для развития культуры самостоятельной деятельности обучающихся. 2.Определение уровня информационно-технической обеспеченности колледжа 3.Определение объема использования информационно-коммуникативных технологий в колледже
2.Подпроект «Информационно-методические центры колледжа как ресурссаморазвития учащихся»
Актуальность:совершенствование образовательного процесса в направлении системногоформирования культуры самостоятельной деятельности современного учащегося истудента охватывает весь уклад жизни в колледже. Образовательный процесс долженпредставлять собой организованную жизнедеятельность, обеспечивающуюформирование потребности в саморазвитии, проявляющейся в освоении навыковсамообразования, самопознания, самовоспитания, создание условий для проявления самостоятельностиучащихся, определения положительной направленности самостоятельности,мотивирования и поощрения каждого обучающегося к овладению навыками культурысамостоятельной деятельности в разнообразных сферах жизни. Цель подпроекта: формированиесоциальной компетентности субъектов образовательного процесса на основепедагогики саморазвития личности. Задачи подпроекта:
1.        Создание условийдля формирования у учащихся потребности в саморазвитии.
2.        Создание условийдля приобретения навыков самоорганизации и самореализации в различных сферахжизни колледжа.
3.        Развитие навыковсамостоятельного выявления задатков и способностей, обеспечивающих целостнуюсамореализацию личности в основных сферах жизнедеятельности.
Планируемыйрезультат:
1.        Наличие навыковсамостоятельной организации эффективной учебной и внеучебной деятельности.
2.        Изменениеотношений субъектов образовательного процесса, направленное на выработкунавыков самостоятельного участия в решении задач развития педагогическогоколледжа.
3.        Расширение видовдеятельности, предлагаемых учащимся для выбора способов самореализации исамоутверждения.
4.        Создание пособиядля учащихся, направленного на изучение способов выработки навыковсамостоятельной познавательной и предметно-продуктивной деятельности.
РеализацияподпроектаНаправление деятельности Основные мероприятия Планируемый результат Библиотечно-информационный центр как ресурс самообразования 1.Развитие информационно-образовательных ресурсов (создание локальной сети с подключением к Интернет) Создание условий для организации конструктивного взаимодействия в самообразовании всех членов образовательного сообщества 2.Организация самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся по познанию окружающего мира и самого себя. 3.Организация проблемно-диалогового общения со всеми субъектами образовательного процесса. Повышение роли ученического самоуправления в жизни колледжа 1.Расширение практики использования приемов и методов формирования у учащихся нормативной гордости за результаты своих достижений Создание условий, побуждающих учащихся первого курса к овладению навыками самопознания, самоорганизации и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности. 2.Разработка и организация для учащихся первого курса социально-ориентированной игры «Территория „МАГ“. 3.Создание для учащихся старших курсов системы накопления индивидуальных и классных оценок достижений в учебной и внеучебной деятельности. Формирование навыков юных исследователей в клубе „Оптимисты“ 1.Мероприятия по мотивации педагогов на деятельность по приобщению учащихся к проектировочной деятельности. Создание условий для побуждения учащихся к самообразованию и самоорганизации через включение в исследовательскую деятельность 2.Организация работы учащихся по самопознанию на основе анкетирования „Педагогическая диагностика одаренности“ Н.Б.Шумаковой и „Определение видов одаренности“ по А.Д.Хаан, Г.Хов. 3.Организация самостоятельной деятельности учащихся в форме клуба „Оптимисты“ 4.Организация праздников с презентацией проектов „День науки“, „Творческий калейдоскоп“. 5.Участие в конкурсах исследовательских проектов, олимпиадах, НПК. 6.Создание научно-методических разработок по работе с одаренными детьми Использование возможностей музейной педагогики в формировании культуры самостоятельной деятельности 1.Организация работы учащихся с историческими источниками под руководством специалистов Расширение возможностей для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности 2.Организация поисковой деятельности учащихся. 3.Подготовка сценариев, выступлений на материалах музея колледжа. 4.Организация ведения музейной страницы в средствах массовой информации (газете колледжа, на сайте) 5.Организация конкурса проектов „Наш музей“ Повышение профессиональной компетентности педагогов 1.Организация курсовой подготовки педагогов по проблемам педагогики саморазвития личности и открытого образования. Повышение включенности обучающихся, педагогов в проектировочную деятельность 2.Организация постоянно-действующего семинара по различным аспектам психолого-педагогического и научно-методического обеспечения образовательного процесса, способствующего системному формированию культуры самостоятельной деятельности учащихся. 3.Организация научно-методической работы педагогов по созданию пособия для учащихся, направленного на изучение способов выработки навыков самостоятельной познавательной и предметно-продуктивной деятельности.
3.Подпроект»Культура самостоятельной деятельности по развитию физическихкачеств, повышению физической подготовленности"
Актуальность:культура самостоятельной деятельности включает в себя в качестве обязательногоэлемента умение быть самоорганизованным человеком. Это означает, что, учащиесядолжны вырабатывать умение переводить стихийную активность в активностьспециально (культурно) организованную на основе определенной последовательностидействий: постановки цели действий, выбора оптимальных способов достиженияцели, проявления воли и терпения в столкновении с трудностями, осуществленияпостоянного самоконтроля. Только в этом случае возможен перевод стихийнойсамостоятельности в культурное русло. Наиболее доступно и наглядно этот процессосуществляется на занятиях физической культурой, которые сквозной нитьюпроходят через весь период обучения в колледже.
Цельподпроекта: созданиеусловий, позволяющих обучающимся увидеть конкретные результаты своей культурнойсамостоятельной деятельности по развитию физических качеств, повышению уровняфизической подготовленности. Задачи подпроекта:
1.        Создание информационнойбазы, позволяющей каждому обучающемуся, группе студентов определять свое местопо физической подготовленности вреди сверстников, разрабатывать индивидуальныйплан своего развития.
2.        Созданиесоревновательного момента, стимулирующего учащихся к дальнейшей самостоятельнойдеятельности по самосовершенствованию.
3.        Выстроитьсубъект-субъектные отношения со всеми участниками образовательного процесса вобучении навыкам культуры самостоятельной деятельности.
РеализацияподпроектаНаправление деятельности Основные мероприятия Планируемый результат Информационно-аналитическое 1.Разработка программы мониторинга физического развития обучающихся. Формирование мотивации педагогов, учащихся к организации физического саморазвития учащихся 2.Проведение разъяснительной работы с субъектами образовательного процесса с объяснением содержания понятия «физическая подготовленность», набором оцениваемых качеств и возможностями их изменения Экспертно-аналитическое 1.Проведение замеров исходного уровня физической подготовленности Определение учащимися своего места по физической подготовленности среди сверстников, выявление групп физических качеств, определяющих опережение или отставание в общей физической подготовке, разработка планов своего развития. 2.Анализ и обсуждение состояния физических качеств и уровня физической подготовленности по отдельным учащимся и группами Организационно-содержательное 1.Включение в систему дополнительного образования занятий по ОФП, разнообразным видам спорта. Создание условий, стимулирующих учащихся к самостоятельной деятельности по самосовершенствованию в физической подготовленности. 2.Включение в учебный процесс Дней здоровья, олимпиады. 3.Организация массового участия учащихся в Кроссе наций, Лыжне России, выступления команд колледжав районных и городских соревнованиях. 4.Включение в систему портфолио колледжа показателей физической подготовленности и результативности выступления в различных мероприятиях. Ресурсное Обеспечение системности пополнения информации о состоянии физической подготовленности на основе информационных технологий. Создание условий для осуществления контроля достижений поставленных целей Мониторинговое Систематическое определение уровня сформированности физических качеств и физической подготовленности Создание условий, позволяющих обучающимся увидеть конкретные результаты культурной самостоятельной деятельности по развитию физических качеств, повышению уровня физической подготовленности. 3. Анализ результатов работы
Педагогическийэксперимент проводился на базе Миасского педагогического колледжа. В ходеисследования мы выяснили степень сформированности у учащихся педагогическогоколледжа потребности в саморазвитии, самоорганизации. Опрос показал, что уподрастающего поколения не сложилось четкого представление о целях учебы.Образованность оказалась оторванной от культуры.
Таблица 1 Ответына вопрос о целях учебыСодержание целей Доля, % Стать образованным человеком 58 Узнать свои задатки, способности 31 Научиться постоянно совершенствовать свои умения 26 Научиться умело приспосабливаться к требованиям жизни 25 Получить свидетельство об окончании колледжа 17 Стать культурным человеком 16 Узнать законы, определяющие жизнь человека 5 Стать отличником 2
Данные результаты опроса представим графически.
/>
Рисунок 1. Цели учебы
Из анализаответов следует, что пока в процессе учебы у учащихся не удается сформироватьпредставление о сути культуры, ее роли в жизни человека. В итоге у многих учащихсяотсутствует потребность постоянно повышать свою культуру. Отсутствуетосознанный выбор норм, правил поведения для решения различных проблемвзаимодействия с природой, техникой, разными людьми. Ценным оказалось то, чтокаждый третий респондент указал потребность в познании своих индивидуальныхзадатков и способностей. Не понимая связь образования с культурой, учащийся неможет стать субъектом саморазвития. Также исследование выявило, что большинствостудентов колледжа не понимает роли самоорганизации в преодолении различныхтрудностей. Выяснилось, что учащиеся предпринимают какие-либо действия,направленные на повышение качества учебы, при следующих условиях (см. рисунок 2):
/>
Рисунок 2.Условия действий, направленных на повышение качества учебы
При этомоценивают эффективность своих усилий, связанных с решением учебных проблемследующим образом:
/>
Рисунок 3.Эффективность усилий, связанных с решением учебных проблем

Каждый пятый учащийсяколледжа пока не стремится самостоятельно совершенствовать свою учебнуюдеятельность. Более трети учащихся при возникновении учебных затруднений сразуже обращается за помощью к учителю, показывая отсутствие установки и навыкарешения возникающих трудностей без помощи со стороны.
Обязательнымусловием эффективности формирования культурных навыков у подрастающегопоколения выступает обеспечение единства требований, тесное взаимодействиесемьи и колледжа. В то же время, результаты социологических исследований,систематически проводимых в учебных заведениях города, показывают, чтозначительная часть взрослых (как родителей, так и педагогов) затрудняется четконазвать цели семейного воспитания, те качества, которые должны бытьсформированы у ребенка к определенному возрасту. Представления о наиболееэффективных методах воспитания и обучения у большей части родителей носятвесьма противоречивый характер. С одной стороны, многие признаютнеэффективность жестких методов воздействия на ребенка, с другой, редко могутназвать иные, дающие желаемый результат. Причина современных проблем воспитанияи обучения также кроется в появлении качественно новых требований, которыестала предъявлять к человеку современная жизнь. Она по — иному ставит проблемусочетания традиционного и нового в семейном и общественном воспитании, требуетпрофессионального объединения усилий всех субъектов образовательного процессадля обеспечения получения нового результата. Необходимо отметить тот факт, чтосодержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей.Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применениясамостоятельной работы учащихся как при изучении математики в школе, так и приобучении всем другим дисциплинам. Рассмотрим различные аспекты данного вопроса.

4.Практические рекомендации педагогам колледжа
Самостоятельная работаочень часто вызывала и вызывает у студентов, особенно первых курсов, трудности,связанные с переходом бывших школьников к новым формам обучения, главная изкоторых – необходимость самостоятельно организовать свою работу. Чтобы добитьсясистематической внеаудиторной работы первокурсников в адаптационный для нихпериод, нужен более пристальный внешний контроль со стороны преподавателей заэтой областью их учебной деятельности. Многие первокурсники испытывают большиезатруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работыс первоисточниками, умения четко и ясно излагать свои мысли, планировать своевремя, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности ифизиологические возможности, практически полным отсутствием психологическойготовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации. Вотпочему очень важно, чтобы преподаватели разрабатывали и внедряли методырационализации и оптимизации самостоятельной работы студентов. Всякаясамостоятельная работа должна начинаться с определенной установки,подготавливающей восприятие нужного материала. От этой установки будетзависеть, какие детали или объекты будут восприниматься студентами более ярко,а на какие они не будут обращать внимания. Основной метод формированияустановки – это актуализация проблемы (т.е. устная или письменная инструкцияпреподавателя). В процессе самостоятельной работы студентам необходимо нетолько понять материал, но и запомнить его. Многие студенты, хорошо понявматериал и старательно подготовившись к зачету или экзамену, в решающий моментне могут воспроизвести усвоенное, потому что не владеют приемами запоминания ине ставят своей целью прочное запоминание. Здесь мы сталкиваемся с проблемойпамяти, включающей в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забываниеинформации. Как показывает практика, в процессе самостоятельной работы студентычаще всего для запоминания используют прием повторения, что занимает оченьмного времени и не всегда дает ожидаемый результат. Чтобы сделать процессзапоминания более эффективным, нужно шире применять приемы смысловогоструктурирования информации. Например, при составлении конспекта по какому-либоисточнику придется выделить опорные пункты, выписать заглавие, тезисы, основныеимена и даты, что, безусловно, будет способствовать не только запоминанию, новоспроизведению информации. С восприятием и памятью тесно связан процессмышления, выполняющий в учебном процессе функцию понимания и решения проблем изадач. Для решения возникшей проблемы необходимо прибегать к таким мыслительнымоперациям как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В результате анализавыделяются известные данные и определяется неизвестное, т.е. то, что требуетсянайти, возникает определенная задача. Эта задача решается с помощью имеющихсясредств или других мыслительных операций. При решении задач выдвигается ипроверяется гипотеза. Важной стороной мышления в процессе самостоятельнойработы является рефлексия, направленная на осмысление своей деятельности.Студенту, работающему самостоятельно, необходимо владеть приемами управлениясвоей деятельностью, приемами самоконтроля и саморегуляции. Для мыслительнойдеятельности человека важна ее связь с языком и речью. Всякая мысль возникаети развивается в неразрывной связи с речью. Уровень владения речью оказываетбольшое влияние на познавательную деятельность студентов, в том числе и на ихсамостоятельную работу. Без достаточно высокого уровня владения речьюневозможна успешная учебная деятельность. Учитывая особенности различныхпсихических процессов, преподаватель должен использовать при организациисамостоятельной работы студентов соответствующие методы и приемы.
В первую очередь,преподаватели должны обучить первокурсников:
·          основамсамостоятельной работы с книгой, журналом, газетой;
·          конспектированию;
·          приемамзапоминания;
·          подготовкесообщений, докладов, рефератов;
·          приемамсаморегуляции и пр.
Для практическогоосуществления этой деятельности можно предложить следующие направления ирекомендации:
·          создать памятки,освещающие систему знаний о культуре умственного труда, о работе с книгой, обумении конспектировать и т.д.;
·          создать учебныепособия, содержащие учебный материал, темы и планы семинаров, переченьлитературы, индивидуальные домашние задания и сроки их выполнения, вопросы дляпромежуточной и итоговой аттестации, сроки рубежного контроля, датыконсультаций;
·          более широковнедрять в учебный процесс коллективные формы работы, что будет способствоватьсплоченности групп, развитию общности интересов, взаимной поддержки итребовательности.
Для правильнойорганизации познавательной деятельности необходимо учитывать и возрастныеособенности студентов первого курса, которые уже способны концентрировать инаправлять внимание, находить логические связи в изучаемом материале,увеличивать объем своей памяти и мышления и т.д. Очень важно, что для этойкатегории обучаемых стремление приобрести профессию становится мотивомпознавательной деятельности, т.е. учение для них приобретает смысл. Руководствосамостоятельной работой студентов со стороны преподавателя должно постепеннопереходить в самоуправление и самоорганизацию студента как субъекта процессаобучения. Познавательная деятельность студента во многом определяется егоиндивидуальными особенностями. Студенты, обладающие аналитическим мышлением,стремятся выделить все подробности и детали в изучаемом материале, но часто немогут понять основной смысл. Письменные работы таких студентов получаютсяподробными и объемными. Другие студенты, наоборот, отличаются синтетичностьювосприятия, т.е. не придают значения деталям и более склонны к обобщениям. Онибыстро схватывают суть изучаемого, поэтому больших успехов достигают всоставлении планов, тезисов, аннотаций, резюме, чем в пересказе. Припланировании и организации самостоятельной работы студентов преподавателямнеобходимо учитывать эти особенности и предлагать студентам различные видыработы.
Для того чтобы студентыовладели методикой усвоения знаний, научились целенаправленно восприниматьучебную информацию на лекциях, семинарах, при самостоятельной работе,необходима организация умственного труда и отдыха, т.е. сохранение хорошейработоспособности. Работоспособность – это способность к напряженному труду вопределенный отрезок времени. Она зависит от состояния здоровья, степениутомления, от величины умственной нагрузки, от организации труда, от внешнейобстановки, от интеллектуальных способностей, от особенностей воли и степенитренированности человека в этом виде труда, от режима труда и отдыха. Еслисистематически соблюдать распорядок, то у человека образуется динамическийстереотип деятельности и поведения, создается привычка работать в определенныечасы. Студентам необходимо планировать самостоятельную работу из расчета 3 – 4часов ежедневно, помимо аудиторных. Установление времени занятий организуетсамостоятельную умственную деятельность и воспитывает чувство ответственности. Положительныерезультаты в организации самостоятельной работы могут быть достигнуты при любомстиле педагогического руководства. При авторитарном стиле студентам даютсячеткие указания и требования к выполняемой работе, определяются строгие срокиее выполнения и осуществляется жесткий контроль. При другом стиле студентыполучают только предложения и могут самостоятельно выбрать не только тему дляизучения, но и характер задания: реферат, критический обзор, сочинение и т.д.Результаты работы студенты могут изложить на семинаре или сдать в письменномвиде. Студенты сами распределяют свое время, и срок сдачи работы посогласованию с преподавателем может варьироваться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.