Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование физической готовности детей старшего дошкольного возраста

--PAGE_BREAK--
Глава 2. Практическая работа по
формированиюфизической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению к школе

2.1. Диагностика физической готовности детей к обучению в школе

Задача параграфа – описание диагностик физической готовности детей к обучению в школе.

Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование физической готовности, являются следующие:

·        рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения;

·        осуществлять диагностику и оценку физической готовности;

·        реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики;

·        организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности;

·        реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления;

·        организовать работу с родителями детей по формированию физической готовности;

·        осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы [13, с.156].

Система педагогических условий формирования физической готовности включает в себя два блока. Структурно-организационный блок отображает педагогическую цель, участников процесса формирования физической готовности, а также их взаимодействие. Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть включает: цель, задачи и собственно содержание процесса формирования физической готовности. Процессуальная часть объединяет в себе диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию физкультурно-оздоровительной работы.

Оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физиче­ской подготовленности.

Текущие наблюдения проводятся воспитателем групп и воспитателем по физической культуре под руководством старшего воспитателя. Важность наблюдений за двигательной деятельностью детей как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы объясняется тем, что они позволяют отметить разнообразие видов и способов выполнения движений, учитывать особенности эмоционально-­мотивационной и познавательной сфер развития. Особенно важно наблюдение за детьми малоподвижными, замкнутыми, отстающими в физическом развитии, и, наоборот, за гиперактивными детьми, с повышенной возбудимостью. Этот анализ даст достаточно объективную информацию не только о двигательных умениях отдельных детей и группы в целом, но и о руководстве воспитателя процессом физического развития [24, с.112].

Текущие педагогические наблюдения – это лишь часть комплексной диагностики физической подготовленности. Проведенный анализ научно­-методиче­ской литературы и обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста показывают, что в практике физического воспитания детей­дошкольников широко используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам выполнения которых оцениваются различные стороны физической подготовленности детей от 4 до 7 лет.

Быстротаопределяется временем пробегания отрезков дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений.

Об уровне развития скоростно­силовых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

В практике работы с дошкольниками для оценки общей выносливости, как правило, используются две группы двигательных заданий: преодоление разных по длительности дистанций (90-150 м) и функциональные пробы (20 приседаний за 30 с).

Для определения силы применяют методику ручной динамометрии (кг); становой динамометрии (кг); подтягивание на перекладине (количество раз); бросок набивного мяча из­-за головы, сидя ноги врозь (м); вис на согнутых руках (с, мин).

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкостьвыявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега – 10 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке, поднимание туловища из положения лежа на спине и др. Двигательное задание на определение подвижности суставов не может являться интегральным показателем гибкости, так как подвижность в одном суставе не всегда коррелирует с подвижностью в другом [17, с.122].

Оценка функции равновесияпроизводится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Для оценки функции статического равновесия предлагаются и другие задания: удерживать позу, стоя на одной ноге; устоять на носках с закрытыми глазами в течение 10 с и др. Для оценки динамиче­ского равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Во многих образовательных программах для оценки физической подготовленности дошкольников содержится достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, которая может включать в себя как серию базовых, так и блок дополнительных параметров физической подготовленности. В приложении представлены показатели физического развития, предлагаемые в ряде утвержденных образовательных программ для оценки физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.

Нами был протестирован комплекс контрольных упражнений и тестов

для определения уровня физической подготовленности к школе в Нижнеусцелемлвском среднем саду.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме [4, с.52].

Быстрота— это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок,

В качестве тестового упражнения предлагается бег на дистанцию 10 м с хода и 30 м со старта

Сила— это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается, прежде всего, силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата. В связи с возрастными особенностями, у дошкольников определяются комплексные проявления силы и скорости в скоростно-силовых упражнениях.

Скоростно-силовые способностиплечевого пояса можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед.

Скоростно-силовые способности нижних конечностейопределяется по результатам в прыжках в длину с места, в высоту с места, в длину и высоту с разбега (в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги»).

Ловкость— способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В связи с таким широким понятием, ловкость можно определять комплексом различных упражнений показывающих разные стороны развития ловкости. Например:

ловкость в беге (челночный, змейкой);

ловкость в координации (равновесие «фламинго»);

ловкость в лазании (влезание по гимнастической лестнице 3 м);

ловкость в точности (метания в цель);

Ловкость в бегеможно оценить по результатам бега на дистанцию 10 м она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 + 5 м) и по прямой. Е.Н. Вавилова рекомендует использовать разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег) или 30м с обеганием препятствий (змейкой), количество препятствий Е.Н. Вавилова не указывает. Чем меньше разница, тем выше уровень ловкости [9, с.114].

Координационные способности (ловкость).Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к колену опорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек)

Выносливость— способность противостоять утомлению. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Силовая выносливость рукопределяется по времени виса на прямых руках на гимнастической стенке, спиной к стенке. Упражнение начинается по команде и заканчивается при попытке изменить положение рук, тела (перехватиться), упоре ногой в перекладину.

Ползаниевыполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.

«Пресс»— поднимание туловища ил положения лежа. Ребенок принимает положение лежа, согнув ноги в коленях (можно до прямого угла). Ноги закреплены. Руки сложены на груди, ладонями на плечи. По сигналу – поднимание туловища до касания локтями колен. Делать максимально быстро в течение 30 секунд.

Лазаньевыполняется по гимнастической лестнице соответствующего стандарта. На высоте 3 м укрепляется ориентир (колокольчик, флажок и др.), до которого необходимо дотронуться рукой. Ребенок становится в основную стойку возле лестницы и по сигналу начинает выполнять влезание произвольным способом координации рук и ног с максимально возможной скоростью. Влезание заканчивается, когда ребенок коснется рукой ориентира на высоте 3 м. Спуск выполнять медленно, под контролем руководителя.

Метаниевыполняется с дистанции 3 метра. Мишень диаметром 70-75 см с 5-ю концентрическими кругами от 1 до 5 очков. Центр мишени – круг диаметром 15 см (5 очков). Ребенок становится напротив мишени на расстоянии 3 м и выполняет 5 бросков малым мячом (7-8 см) стараясь попасть в центр мишени. Результат попаданий записывается суммой «выбитых» очков.

 «Вис на согнутых руках» определяет силовую выносливость рук. Ребенок, при помощи взрослого фиксирует вис, подтянувшись на согнутых руках до уровня ключиц-плеч. Перекладина может прижиматься к груди, нельзя удерживаться подбородком.

По сигналу, помощь взрослого прекращается, и ребенок старается удержаться в положении виса максимально возможное время. Положение виса считается от сигнала старта (начала виса) до опускания тела с разгибанием рук до прямого угла. Это время фиксируется в секундах.

Гибкость— монофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Наиболее важное оздоровительное значение имеет уровень гибкости позвоночника. Определяется контрольным упражнением «наклон вперед сидя». Для выполнения упражнения ребенок садится с торца гимнастической скамейки, вытягивает руки вперед, фиксируется вертикальное положение позвоночника и нулевая точка касания кончиками пальцев рук. Затем производится наклон вперед со скольжением пальцами и ладонями по поверхности скамейки. Измеряется величина наклона по длине пути кончиков пальцев рук в сантиметрах. При наклоне необходимо помогать ребенку фиксировать выпрямленные колени. Помогать самому наклону нельзя.

Таким образом, мы рассмотрели методики физической готовности детей к школе, которые применили на практике.
2.2. Анализ   диагностики физической готовности детей к обучению в школе

Задачей данного параграфа является анализ диагностики физической готовности детей, проводимой в Нижнеусцелемовском ДОУ.

Исследование проводилось на базе Нижнеусцелемовского ДОУ. На контроль были взяты дети дошкольного возраста – 6-7 лет. Всего детей в подготовительной группе 7, среди них 4 девочки и три мальчика,  поэтому диагностику проходили все дети данной группы.

Первая методика, которую мы рассмотрим, будет направлена на выявление быстроты. Дети должны пробежать 30 метров со старта. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

8,2

8,4 – 7,6

2.     Конкина Катя

8,5

8,9-7,7

3.     Черный Леша

7,9

8,4 – 7,6

4.     Редзель Ольга

8,8

8,9-7,7

5.     Манторов Саша

7,8

8,4 – 7,6

6.     Маркова  Надя

8,5

8,9-7,7

7.     Голубева Катя

8,9

8,9-7,7

Исходя из таблицы можно сказать, что все дети уложились в стандартные нормативы, таким образом, быстрота развита хорошо.

Следующий показатель, который мы будем исследовать – это сила. Дети бросали надувной мяч (медбол) массой 1 кг стоя ноги врозь, без шага вперед.

Результаты отражены в следующей сравнительной таблице

ФИО детей

Показатель (см)

Стандарт (см)

1.     Устюгов Сергей

225

221-303

2.     Конкина Катя

160

242-360

3.     Черный Леша

280

221-303

4.     Редзель Ольга

175

242-360

5.     Манторов Саша

310

221-303

6.     Маркова  Надя

190

242-360

7.     Голубева Катя

240

242-360



Следующее упражнение определяло скоростно-силовые способности. Дети осуществляли прыжки в длину с места. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице

ФИО детей

Показатель (см)

Стандарт (см)

1.     Устюгов Сергей

90,5

86,3-108,7

2.     Конкина Катя

78

77,7-99,6

3.     Черный Леша

100

86,3-108,7

4.     Редзель Ольга

90,5

77,7-99,6

5.     Манторов Саша

98,5

86,3-108,7

6.     Маркова  Надя

80

77,7-99,6

7.     Голубева Катя

84

77,7-99,6



Следующее упражнение на ловкость, на разницу пробегания дистанции 30 м по прямой и 3 х 10 м (челночный бег). Результаты отражены в следующей сравнительной таблице
Результаты челночного бега 3 х 10 м и обегания препятствий

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

11,3

11,5

2.     Конкина Катя

12

12,1

3.     Черный Леша

11,5

11,5

4.     Редзель Ольга

11,9

12,1

5.     Манторов Саша

11,2

11,5

6.     Маркова  Надя

11,7

12,1

7.     Голубева Катя

12

12,1



Следующее упражнение было на выявление координационных способностей. Дети должны простоять на одной ноге, при этом отвести правое колено в сторону. Результаты отражены в следующей сравнительной таблице

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

18

15,1-27,9

2.     Конкина Катя

20

13,7-26,7

3.     Черный Леша

25

15,1-27,9

4.     Редзель Ольга

19

13,7-26,7

5.     Манторов Саша

26

15,1-27,9

6.     Маркова  Надя

17

13,7-26,7

7.     Голубева Катя

26

13,7-26,7



Следующее упражнении было направлено на выявления выносливости рук. Результаты отражены в таблице

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

33

32,6-51,0

2.     Конкина Катя

40

28,6-44,1

3.     Черный Леша

50

32,6-51,0

4.     Редзель Ольга

29

28,6-44,1

5.     Манторов Саша

48

32,6-51,0

6.     Маркова  Надя

44

28,6-44,1

7.     Голубева Катя

42

28,6-44,1



Упражнение — ползание 6 м (метод проведения описан в параграфе 2.1.)

Результаты отражены в сравнительной таблице

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

13

13,1-10,8

2.     Конкина Катя

14,1

14,6-13,9

3.     Черный Леша

11,4

13,1-10,8

4.     Редзель Ольга

14,4

14,6-13,9

5.     Манторов Саша

12,6

13,1-10,8

6.     Маркова  Надя

14,2

14,6-13,9

7.     Голубева Катя

13,6

14,6-13,9



Упражнение – поднимание пресса за 30 секунд, результаты отражены в таблице

ФИО детей

Показатель (сек)

Стандарт (сек)

1.     Устюгов Сергей

13

13-16

2.     Конкина Катя

14

11-15

3.     Черный Леша

15

13-16

4.     Редзель Ольга

14

11-15

5.     Манторов Саша

14

13-16

6.     Маркова  Надя

14

11-15

7.     Голубева Катя

13

11-15



Таким образом, нами была проведена диагностика подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Мы выявили, что все дети готовы к обучению в школе, судя по их физическим способностям, то есть у детей развиты быстрота, ловкость, скоростно-силовые, гибкость, выносливость.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.