Реферат по предмету "Педагогика"


Информатизация российского образования (основные стратегии, результаты и факторы влияния)

Российский Государственный СоциальныйУниверситет
Факультет социологии
РЕФЕРАТ
Информатизация российскогообразования (основные стратегии, результаты ифакторы влияния)
Группа: Соц-Д-1
Выполнила: Белошапкина К.Э.
Проверила: к. н. ф., доцент РостовыхД.А.
Москва 2010

Содержание
Введение
Информатизация системы российскогообразования (аналитический обзор)
Факторы влияния, основные стратегии,результаты информатизации российского образованияФакторы влияния информатизации российского образованияЭтапы информатизации российского образования (основныестратегии)Результаты информатизации российского образования
ЗаключениеСписок используемой литературы

Введение
Информатизацияобразования рассматривается сегодня как обязательное условие созданияинтеллектуальной базы грядущего информационного общества. Цель информатизацииобразования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельностиза счет использования новых информационных технологий, радикальном повышенииэффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления,формирования новой информационной культуры путем индивидуализации образования.За период существования персональной информатики разработаны новыеобразовательные технологии, выявилось особая роль сети Интернет в образовании.Например, в Европе уже сегодня 37% пользователей сети Интернет используют ее вобразовательных целях – это получение учебных и образовательных материалов, идистанционное образование с применением средств виртуальной реальности.
Внастоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальнойинформатизации всех сфер общественной жизни. От уровняинформационно-технологического развития и его темпов зависят состояниеэкономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства вмировом сообществе.
Во всехразвитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессыинформатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативностиобщего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрениеновых информационных технологий.
В мире всеболее полно проявляются тенденции широкого использования в образованиидистанционного обучения как важнейшего компонента складывающейся системыоткрытого образования.

Информатизация системыроссийского образования (аналитический обзор)
Единаяинформационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, дляреализации концепции опережающего образования, идея которого, предложеннаяакадемиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современногообразования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережающего характераразвития образования на фоне других факторов социально-экономического икультурного развития общества.
По мнению академика К.К.Колина[1], система опережающегообразования позволит сформировать у людей ноосферное сознание, способствующеепонимаю своей роли по отношению к природе, высокой ответственности за настоящееи будущее планеты, а также новую информационную культуру.
Главные компонентыединого информационного пространства в сфере образования России. Единоеинформационное пространство в сфере образования должно являться составнойчастью единого информационного пространства России и включать четыре главныхкомпонента:
· Информационныересурсы – документированные данные и знания сферы образования, циркулирующие поинформационным каналам, накапливаемые в библиотеках, архивах, фондах, базахданных и т.п. в виде, пригородном для использования;
· Информационноесообщество – множество субъектов( организаций и физических лиц) сферыобразования, действующих в качестве генераторов информации, посредников ипотребителей образовательной информации;
· Информационнуюинфраструктуру – информационные каналы и хранилища, информационные технологии,правовую и финансово-экономическую базу информационной деятельности в сфереобразования;
· Информационнуюдеятельность – совокупность процессов и действий, осуществляемых информационнымсообществом с использованием информационных ресурсов и инфраструктуры дляпроизводства продуктов и услуг в сфере образования.
Рассмотрим состояниеинформатизации в российском образовании в двух школах:
Общеобразовательная школа
В последние 7- 8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практическине осуществлялись. При этом необходимо отметить, что один компьютер ссовременным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как вомногих европейских странах — на 10-15. Менее 2 % образовательных учрежденийимеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5%образовательных учреждений имеют выход в глобальную сеть.
Анализпрограммного обеспечения компьютерных классов образовательных учреждений общегообразования выявил, что компьютерные классы на основе IBM-совместимыхкомпьютеров оснащены в основном нелицензионными программными продуктами.
Насегодняшний день менее 20 % школ имеют в штате специалиста в областиинформатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учительинформатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Какпоказывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет вобщеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебнымпроцессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайнемедленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов.
Широкомураспространению Интернет-технологий в российской общеобразовательной школемешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования,отсутствие в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебныйпроцесс традиционной школы, неподготовленность учителей к использованиюинформационных технологий. Использование Интернета в учебном процессе требуетсоздания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания иорганизационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров.Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе,а как технические средства решения основных ее задач в период формированияновых социально-экономических условий жизни общества.
Особоеположение в процессе построения единой образовательной информационной средызанимает сельская школа. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец2000 г. оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 %. Отсутствие во многихселах телефонной связи не дает возможности обеспечения школ обычной электроннойпочтой – как наиболее распространенного и простого телекоммуникационногосредства. Перечисленные обстоятельства создают дополнительные препятствия дляповышения качества образования в сельской школе, препятствуют выравниваниюдоступности в получении требуемого образования.
Профессиональнаяшкола
В настоящеевремя большинство вузов России имеет доступ в компьютерные сети. Однако надопризнать, что уровень информатизации учебной и научной деятельности вабсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к основным задачам,которые необходимо решить в этом направлении, относятся: создание учебныхпрограмм и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения,модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличениепропускной способности используемых каналов. Для вузов необходимо постоянноевысокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Kбит/с – 2 Mбит/с. Вэтом случае вузы России могут стать важными источниками информационных ителекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессиональногообразования.
Факторывлияния, основные стратегии, результаты информатизации российского образования
Проблемыинформатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальнойпроблемой ХХI века. Формирование единой информационной образовательной средыпредъявляет повышенные требования к качеству труда и уровню квалификациипедагогических, научных и руководящих кадров общего и профессиональногообразования. Продвижение в данном направлении в значительной степениопределяется уровнем материально-технического, научно-методического и информационногооснащения системы образования, подготовкой педагогических кадров.Факторы влиянияинформатизации российского образования
Только в2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает кцеленаправленной деятельности по информатизации образования. С этого временифинансирование принимает конкурсный характер.
Была проведена реализация программ в РФ:
В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утвержденаПостановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП «Развитие единойобразовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы» (РЕОИС). В нейпредусматривается комплексное решение: обеспечение УО современнымиаппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающейдоступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники,повышение соответствующей квалификации работников образования, разработкаэлектронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогамобучаться, а лучшим педагогам — обучать. Результатом реализации данной Программы должно статьразвитие единой образовательной информационной среды в целях:
1) повышениякачества российского образования на основе использования новых информационныхтехнологий;
2)предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем гражданамРоссии на получение образования всех уровней и ступеней.
В 2002 г.организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам2002 года, а в 2003 г. — мероприятия Минобразования по реализации направленийинформатизации образования по конкурсам 2003 года.
На этомэтапе основными являлись следующие направления информатизации образования:
Подготовкакадров для информационного общества
Развитиеэлектронных образовательных ресурсов
Компьютеризацияи коммуникационное обеспечение образования
Поддержкарегиональных программ информатизации
Развитиеинформационно-коммуникационных технологий управления образованием
ПрисоединениеРоссии в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественнойсистемы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее вмировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации.Одним из главных направлений модернизации отечественного образования являетсяего информатизация, которая на современном этапе развивается по следующимчетырем основным направлениям:
В рамкахреализации этих направлений были разработаны следующие программы:
научное,научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества ииндустрии образования на 2003-2004гг.; создание системы открытого образования(СОО) на 2003-2004гг.; федеральная централизованная программа «ЭлектроннаяРоссия на 2002-2010».
В 2005 г.в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственномуровне проект «Образование». Реализация этого направления являетсянеотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. В ходеего реализации в 2006 г. были достигнуты следующие результаты:
обеспеченностькомпьютерной техникой общеобразовательных учреждений к началу 2006 г. достигласоотношения: 1 компьютер на 13-45 учащихся; в сфере профессиональногообразования — 1 компьютер на 4-15 студентов.
от 11 до60 % образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, 11-14 % школподключены к системам удаленного доступа. В течение 2006 запланированообеспечить 633 школы новыми компьютерными классами, из них 233 впервые. К 1003школам, имеющим выход в сеть Интернет, в текущем году добавится ещё 1545 (вцелом это составит 69%), из них около 750 — в сельской местности.Этапы информатизациироссийского образования (основные стратегии)
Первыйэтап — 2001 год. Инициирующая поставка программно-аппаратного обеспечения всельские школы. Подготовка учителей сельских школ к работе с информационнымитехнологиями в образовании. Отбор прикладного программного обеспечения дляиспользования в сельских школах в переходный период.
Второйэтап — 2002-2003 годы. Разработка программ, учебных планов и материалов, развертываниекурсов повышения квалификации преподавательских кадров. Обеспечение учебныхзаведений средствами информатизации. Разработка современных электронных учебныхматериалов. Проведение курсов повышения квалификации и профессиональнойпереподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров.Развертывание системы доступа учреждений образования кинформационно-образовательным ресурсам.
Третийэтап — 2004-2005 годы. Завершение поставок средств информатизации в учебныезаведения. Развитие единой образовательной информационной среды. Разработка итиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации ипрофессиональная переподготовка педагогических, административных иинженерно-технических кадров. Организация сервисной службы.
Результатыинформатизации российского образования
В целомширокому распространению современных информационных технологий в российскихобразовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная базаинформатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернетерусскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогическихкадров к использованию информационных и коммуникационных технологий.Сложившееся состояние оснащенности общеобразовательных учреждений приводит к определеннойизолированности учащихся, создает неравные условия для получения качественногообразования. В результате общеобразовательная школа не имеет возможностииспользовать информационные ресурсы, наработанные в системе высшегообразования, и оказывается не в состоянии выполнять свою главную социальнуюфункцию — предоставление равных образовательных возможностей для каждогоучащегося.
Насегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественногообразования остается формирование информационной культуры. Однако этонаправление требует, на наш взгляд, более комплексного и интегрированногоподхода, так как в большинстве концепций информатизации образованияинформационная культура понимается узко профессионально — как профессиональнаяхарактеристика современного специалиста в области примененияинформационно-коммуникационных технологий в своей профессиональнойдеятельности.

Заключение
Состояние сферыобразования России и тенденции развития общества требуют безотлагательногорешения проблемы опережающего развития системы образования на основеинформационных технологий, создания в стране единой образовательнойинформационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменениесодержания, методов и организационных форм образования. Включение современныхинформационных технологий в образовательный процесс создает возможностиповышения качества образования.
Информатизацияобразования сегодня рассматривается как абсолютное и обязательное условиесоздания интеллектуальной базы грядущего «информационного общества».В Концепции информатизации высшего образования, утвержденной 28.09.93 г.,определено, что цель информатизации образования состоит в глобальнойрационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новыхинформационных технологий, радикальном повышении эффективности и качестваподготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиямпостиндустриального общества, формировании новой информационной культурымышления путем индивидуализации образования. Анализ современных направлений развития процессаинформатизации образования показывает, что его рациональная организация винтересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовногоразвития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальнуюнаучно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемынеобходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистовобразования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия состороны государственной власти и органов местного самоуправления.

Списокиспользуемой литературы
1. И.В. Соколова«Социальная информатика», 2008г., 188-192с.
2. Концепция ФЦП«Развитие единой образовательной информационной системы на 2001-2005г.»- ГНИИ ИТТ, 2001.
3. Федеральная программаразвития образования (проект). М., 1997, 63 с.
4. доцентПрокудин Д.Е. «Информатизацияотечественного образования: итоги и перспективы»
Сетевые источники
1. www.ed.gov.ru — документы и материалы деятельности федерального агентствапо образованию за период 2004-2010 гг.(на сайте была проведена периодизация)
2. www.iis.ru — Институт развития информационногообщества (на сайте была проведена периодизация)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.