Реферат по предмету "Педагогика"


Литературный вечер "Промелькнувший метеор", посвящённый 175-летию со дня рождения Шокана Уалиханова

ШоқанУалихановтың туғанына 175 жыл толуына арналған «Аққанжүлдыз» атты әдеби кеш
Theliterature party “The flashing meteor” dedicated to the 175-th birthanniversary оf Sokan Ualikhanov
Литературныйвечер «Промелькнувший метеор», посвящённый 175 летию со дня рождения ШоканаУалиханова
Садыкова М.М. –
учитель английского языка
Соколовская О.Н. –
учитель русского языка
Султанова А.А. –
учитель казахского языка
СШ № 3 г. Тайынша
2010 год

Литературный вечер «Промелькнувшийметеор», посвящённый 175-летию со дня рождения Шокана Уалиханова
The literature party «The flashing meteor» Dedicated to the 175-th birth anniversary Of Sokan Ualikhanov Шоқан Уалихановтың туғанына 175 жыл толуына арналған«Аққан жүлдыз» атты әдеби кеш
«Как блестящий промелькнул он востоковедения, казахских ханов офицер русской ЧоканЧингисович Валиханов»метеор, над нивой потомоки в то же время армии
Н.И. Веселовский
«Вы бы могли так устроитьсвою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например, невеликая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бырастолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительноРоссии».
Ш. Уалиханов
«Народ он свой любил… онхотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», — писалГ.Н.Потанин.
You want it tobe the first.
You want it tobe the best.
Your works areliving for centuries.
You are thesunshine of our country.
It is not easyto be the first.
Адамныңбасшысы –ақыл,
Жетекшісі –талап,
Шолғыншысы– ой,
Жолдасы – кәсіп,
Қорғаны– сабыр,
Қорғаушысы– мінез.

ШоқанУалихановтың туғанына 175 жыл толуына арналған «Аққанжүлдыз» атты әдеби кеш
The literatureparty “The flashing meteor” dedicated to the 175-th birth anniversary оf Sokan Ualikhanov
Литературный вечер«Промелькнувший метеор», посвящённый 175-летию со дня рождения Шокана Уалиханова
Цель мероприятия:
повышениекросс-культурной грамотности — патриотических чувств учащихся, чувства гордостиза свою Родину и соотечественников.
Задачи мероприятия:
Образовательные:совершенствовать ранее приобретённые навыки и знания устной речи учащихся;развивать коммуникативные умения учащихся; использовать дополнительныематериалы, проработанные самостоятельно.
Развивающие: расширитькругозор учащихся, стремление вызвать интерес к изучению языков, истории своейстраны.
Воспитательные: приобщитьк культурному наследию Казахстана на примере жизни и творчества выдающегосяказахского учёного и просветителя Шокана Уалиханова.
Межпредметная связь:казахская литература, история Казахстана, география.
Форма проведениямероприятия: интегрированная работа в группах.
Оформление: ПортретШокана Уалиханова, высказывания знаменитых людей об учёном-просветителе,книжная выставка трудов Шокана Уалиханова, слайдовая презентация.
Музыкальное оформление:кюй,.
Учащиеся разделены на 3группы:
1)филологи-фольклористы;
2)путешественники-географы;
3) этнографы-востоковеды.
«Как блестящий метеор, промелькнулон
над нивой востоковедения,потомок казахских ханов
и в то же время офицеррусской армии,
Чокан ЧингисовичВалиханов»
Н.И. Веселовский

I. Вступление
Вед 1: Открой, историянам том воспоминаний,
И пусть пройдут сегодняперед нами
Дни жизни выдающегочеловека:
Учёного и просветителя19-го века!
Сыном своим ныне гордКазахстан!
Имя ему Уалиханов Шокан!!!
Звучит лирический кюй.
II. Шокан Уалиханов –филолог-фольклорист
1) Группа учащихсярассказывает о Шокане Уалиханове на разных языках.
(стол № 1)
Шоқан (толықаты Мұхаммедқанапия) Қостанай облысының Құсмұрынбекінісінде, Абылай ханның шөбересі, Ресей патша әскерініңполковнигі, қазақ сұлтаны Шыңғыстыңотбасында дүниеге келді.
Жекеменшік қазақмектебінде сауат ашып, сурет салуды үйренді. Әдебиетті, араб тіліноқыды. 1853 жылы Омбы қаласындағы кадет корпусын бітірді.
Ол Орта Азия, Қазақстан,Шығыс Түркістанды аралай жүріп. Осы жерлерді мекендеген түрікхалықтарының тарихы мен мәденитіне байланысты кұнды мәліметтердіжазып алды.
Тарихшы,публицист, лингвист, географ, археолог, этнограф, саяхатшы Шоқан Уәлихановтуған халқы үшін көп еңбек етті, оныңсалт-дәстүрін, әдет-ғұрпын, дінін, тілін жәнетұрмыстық ерекшеліктерін зерттеді.
Shokan Ualikhanov(his full name is Mokhamad Khanafia) was born in Kushmuryn fortress Kostanairegion) in the family of the Kazakh sultan Chinghis, Colonel of Russian TsarArmy, great-grandson of Ablay.
Shokan learnedto read and write and studied painting, Literature, Arabic and foreignlanguages in private Kazakh school.
He graduatedfrom the Omsk Military College in 1853. Shokan communicated with such famouspersons as G.P.Potanin, P.P.Semyonov-Tianshanskiy, F.M.Dostoevskiy and others.
Travellingaround Middle Asia, Kazakhstan, East Turkestan he got and recorded theinformation about history and culture of Turkic people living in those regions.
Being a greathistorian, publicist, linguist, geographer, musician, archaeologist,ethnographer, traveller Shokan Ualikhanov did a lot for his people. He maderesearch and recorded national peculiarities of the people’s life, traditions,customs, religion and language.
The mostsignificant of his works are «Notes on the Kyrgyz people», «Traces of Shamanismin the Kyrgyz», «Kyrgyz Pedigree», «Essays of Djungaria».
Шокан Уалиханов (мусульманское имя –Мухаммед-Ханафия, а Шокан имя, данное матерью) родился в 1835 году в семьесултана Шынгыса в урочище Кусмурун (ныне Аулиекольский район Костанайскойобласти). Детство прошло в урочище Сырымбет ныне Айыртауского районаСеверо-Казахстанской области.
Предки Шоканапринадлежали к старинному султанскому роду. Его прадед, хан Среднего жузаАбылай, поддерживал торговые и политические связи с Россией. Старший сынАбылая, Уали, — последний хан Среднего жуза, дед Шокана, от которого он иполучил свою фамилию.
Главой семьи была вдовахана Уали – Айганым (1783-1853), бабушка Шокана Уалиханова, умная, дальновиднаяи для того времени образованная женщина. Она знала несколько восточных языков,интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментомминистерства иностранных дел и Сибирским комитетом в Петербурге. Айганымоказала большое влияние на духовный рост маленького Шокана.
2) Сцена «Балаға ат қою»
( Қазақтілінде « Әлди бөпем, әлди-ау» әні естіліп тұрады.Шыңғыс пен Зейнеп сөйлесіп отыр.)
Зейнеп: Біздіңұлымыз дүниеге келді. Мен ұлымыздың атын Мұхаммедқанафиядеп қойғым келеді.
Шыңғыс:Зейнеп, мен сені де, мына дүниеге келген ұлымызды да жақсы көремін.Маған сенің айтқан есімің ұнап тұр. Осылай депқояйық.
Зейнеп: Шыңғыс,бұл ұлымыз болашақта ақылды адам болып өссе екен деймін.Еліне керекті адам болсын.
Шыңғыс:Бұл ұлымыз арғы атасы – белгілі хан Абылайдай, өз атасы– Уәлидей еліне белгілі адам болады.
Зейнеп: Шыңғыс,ұлымызға Мұхаммедқанафия деп ат қойғанымызбен,мен оны еркелетіп Шоқан деп атаймын.
Шыңғыс:Дұрыс айтасың, Зейнеп. Баламыз еліне керекті адам болып, денсаулығызор болсын.
Зейнеп: Әумин,айтқаның келсін!
3) Генеалогическое древовеликого казахского этнографа и путешественника Чокана Валиханова. (слайд)
В романе С. Муканова«Промелькнувший метеор» рассказывается о том, как род Чокана Валиханова чтилсвоих предков, как имя чингизида заставляло юного Чокана чувствовать своюответственность перед великими предками.
Генеалогическое древовеликого казахского этнографа и путешественника. Чокан (Мухаммед-Канафия) Валиханов Чингиз Вали-улы Валихан Аблай(Абильмансур), глава Большого и Среднего жузов, объединивших три четверти казахского населения. Абильфаиз, глава Бухарского ханства Есим Жаныбек Джучи ( основательЗолотой орды на Волге) Чингизхан ( по преданиям, произошел от солнечного луча).
Известно, что, съездив на родину в Бухару, хан Аблай привез Черный шанырак,который передавался из поколения в поколение со времен Чингизхана.
«…вырезанный из дубовой колоды… из года в год, из века в век впитывал иконский жир…и копоть дымного очага юрты…он стал иссиня-черным, приобрелтвердость и блеск железа… название звучало знаком могущества и власти».
Наследником Черного шанырака стал сын Аблая — Валихан (Валиев,Валиханов). Черный шанырак хранили, как зеницу ока, как оберег, который долженбыл приносить успех и процветание роду.
(На сцене в люлькемаленький Чокан и рядом его родители)
4) Сцена «Судьба»
И я, — Судьба, — пришлапоздравить вас!
Прекрасное дитя!.. Емусейчас
Талантов многих подарювенок!
(Снимает с головы венокиз разноцветных цветов, показывает его и говорит)
Вот знания сияющийцветок!..
Другой цветок – егосудьба звезда!..
Ещё цветок – великоготруда!
А вот цветок дорожный,полевой
Далёкого пути он знакблагой!..
Цветы познаний, мудрости,добра
Прими, малыш!!! Теберасти пора!..
(Судьба снимает венок,кладёт его в люльку; все удаляются со сцены).
Звучит радостный кюй.
III. Шокан Уалиханов — путешественник-географ.
(стол № 2)
Ведущий 2: Сибирскийкадетский корпус считался одним из лучших заведений России того времени. В 12лет Шокан поступил в Омский кадетский корпус, где поразил преподавателей своимиуспехами в учёбе. Шокан пришёл в кадетский корпус, не зная русского языка.Педагоги с удивлением замечали в мальчике быстро растущие таланты будущегоисследователя и учёного.
1)        Сцена на английском языке. Shokan Ualikhanov is at the Omsk Military College.
Author: Themaths teacher enters the classroom and begins to explain the task. Shokan is atthe last desk alone. He doesn’t notice anyone. His thoughts are far away.
Teacher:Ualikhanov!
(Shokan standsup).
Teacher: Whyare you not ready for the lesson? Do you think you know maths better thanothers?
Shokan: No, Idon’t. What do I need math for? I have been studying it for many years and Idon’t understand it at all. Do you think I understand it now?
(Mates laugh)
Teacher: Comealong!
(They go outof the room)
Author:Children are afraid that Shokan is lead to the kartser. But teacher leadUalikhanov to his study. He seats Shokan at table and puts new issues of«Sovremennik» in front of him. Shokan begins to look these magazines through. Heis so interested in them that he doesn’t pay attention his teacher. The teacher goes out and leaves Shokan alone.
Ведущий 2: В 19 лет Шокануспешно закончил кадетский корпус и в соответствии с семейными традициями, сталроссийским офицером, исполняющим поручения царской администрации.
Ведущий 1: Ноодновременно его увлекали вопросы истории, географии и экономики казахскихстепей и соседних стран. Его манила идея дальних путешествий и научныхисследований. Шокан приступает к осуществлению своей заветной мечты…
Ведущий 2: Послеокончания кадетского корпуса Уалиханов работал в аппарате генерал-губернатораЗападной Сибири Гасфорта, принял активное участие в решении вопроса о мирномприсоединении казахов Старшего жуза и иссык-кульских киргизов к России. С цельюпресечь влияние Кокандского ханства в Семиречье царская администрация привлекламолодого казахского офицера к переговорам с местным населением. Выполняя этумиссию, Шокан одновременно использовал свои поездки для изучения географии,истории, обычаев и быта казахов и киргизов.
Ведущий 1: С 19-летнеговозраста до 22-х лет он путешествует по Семиречью, Тарбагатаю, ЦентральномуКазахстану, Киргизии. Шокан много путешествует вместе с выдающимсяучёным-географом П.П.Семёновым – Тян-Шанским. И по его рекомендации Шокан Уалихановстановится членом научного Российского географического общества.
Ведущий 2: В возрасте22-х лет Шокан совершает свою знаменитую полную опасностей поездку в Кашгарию.Кашгар был закрыт для учёных и охвачен народной смутой. Иноземцев в Кашгаре влюбую минуту могла ждать смерть. Для Шокана Уалиханова была тщательноразработана легенда о купце Алимбае, отец которого якобы уехал в Россию и умер,а сын теперь стремится вернуться на родину в Кашгар. И всё-таки путешествиебыло крайне опасным. Шокана Уалиханова спас случай. Казачий отряд, узнав озадержке каравана, поспешил ему навстречу и спас учёного от неминуемой гибели.
2) Сцена про купца
(Появляются кашгарцы –слуги мятежного султана Валихана; на сцену выходит Шокан, притворяющийсяАлимбаем. Слуги султана его подозрительно разглядывают).
Слуга 1: Опять чужак!!!Да что ж это такое ?!
Всеславному Кашгару нетпокоя!!!
Слуга 2: Султана милостьизвестна иноземцам!.. Эй, чужак!
А, может быть, ты иКашгару враг?!
(Шокан смиреннокланяется):
Я Алимбай – Мурза,простой купец!
Кашгарцем был мой умершийотец!
Вернулся я на родинусвою!
Кашгару я вреда непричиню!!!
Слуга1: Посмотрим! Тыпока под подозреньем!!!
Оставь свои пустыеуверенья!!!
Слуга 2: Тебя, чужак, намвелено стеречь!
Глядишь, укоротим тебя доплеч!!!
(Слуги султана, смеясь,уводят его со сцены).
Ведущий 1: Шокан почти незнал русского языка. В Омском кадетском корпусе он самостоятельно овладелрусским, французским, арабским, английским, уйгурскими языками. Человек острогоума, огромного таланта – Шокан Уалиханов не знал покоя. Ему нужно былоопределить своё место в жизни, решить, как он сам говорил, гамлетовский вопрос«быть или не быть?»
В Англии с именем Шокана Уалихановасвязано много воспоминаний. И в память о его трудах мы предоставим вам современныйгеографический реп.
3) Geography Rap.
4) Сцена «Бунт».
(Два воина выволакивают насцену Шокана, вырывают у него из рук дорожный мешок).
Шокан: В чём провинилсяя?! Ведь я простой купец!
Живу торговлей, как и мойотец!
Воин 1: Купец?! А где жетвой товар, скажи?!
Что ты наторговал, — нампокажи!!!
(Воины вываливают измешка на пол книги, тетради, листы с путёвыми заметками и разглядывают их,постепенно опять наполняя мешок…).
Воин 2: И это вот товар?!Да ты же врёшь!!!
Но нас, обманщик, ты непроведёшь!!!
Воин 1: Тетрадочки!..Записочки!.. Вот он:
Наёмный соглядатай ишпион!!!
Хватай его!!!
(Воины выворачивают Шокануруки и хватают его за плечо)
Воин 2: За всё ответитон!!!
Знай, на рассвете будешьты казнён!!!

Ведущий 2: А затем былПетербург и блестящий доклад Уалиханова в географическом обществе. Началасьинтенсивная, общественная и литературная деятельность. Перед молодым учёнымоткрывалась возможность успешной карьеры.
Ведущий 1: «Знакомства с купцамиразных племён, — пишет Шокан, — и из различных стран доставили мне многомаршрутов, этнографических, статистических и, торговых сведений о соседнихстранах». Заслуги учёного-путешественника были отмечены производством его в чинштаб-ротмистра, орденом Святого Владимира 4 степени денежной наградой 500рублей серебром.
Звучит кюй.
IV. Шокан Уалиханов –этнограф-востоковед.
(стол № 3)
Ведущий 2:
Его влекли новыеоткрытия, он не мог жить без друзей. Своему другу, Ф.М.Достоевскому Шокандоверял свои сокровенные мысли и намерения. Достоевский поддерживал Шоканасвоими советами, особенно когда он останавливался на распутье: «Вы бы могли такустроить свою судьбу, что были бы необыкновенно полезны своей родине. Например,не великая ли цель, не святое ли дело, быть чуть не первым из своих, который бырастолковывал в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительноРоссии».
«Досына хат» (Ф.Достоевскийге)
Санақта ұлтбол қосылып,
Ел болса деп ем өздегей.
Қазақтыөзге ел басынып,
Болмасын деп ем құл,кедей.
Шарға түстім,мақсатым –
Басқаруболып өлкені.
Шығарсамдедім жақсы атын,
Ел етіп өскенөркені.
Жастарды тартыпбілімге,
Бай етсем деп емкедейді.
Алыс, жақындыбілуге,
Талпын ғандаркөбейді.
Сцена о вольнолюбииШокана, со слов друга Потанина Г.Н.
Автор:
Однажды на майском парадекакого-то молодого князя толкнул простолюдин в сером кафтане.
Князь (брезгливо): Чтоэто не почистят публику!
Шокан (быстро говориткнязю): А вы читали, как Разин чистил публику?
Автор: Только что вышластатья Костомарова о Степане Разине, и Шокан со свойственной ему живостьюподхватил её.
Ведущий 1: ШокануУалиханову были присущи свои противоречия, колебания просветителя-демократа. Онвыставляет свою кандидатуру на выборах в старшие султаны Атбасарского округа.Чиновники, богатые степные воротилы сделали так, что Шокана забаллотировали.Были пущены в ход подкупы, клевета и другие испытанные средства. Образованныйправитель в лице Шокана оказался неугоден властям и богатеям: «Он, мол,держится равенства…, не верит в бога и с Магометом он в личной вражде».
Ведущий 2: «Народ он свойлюбил… он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было его мечтой», — писал Г.Н.Потанин. Шокан тяжело переживал духовный разлад, расхождение сродичами и искал друзей-единомышленников среди учёных, писателей, общественных деятелей.Шокан не стал профессиональным литератором. В историю казахской литературы онвошёл как просветитель, чьи идеи в последующие десятилетия глубоко проникли в казахскуюпоэзию и раннюю прозу.
Шоқанға(Мүтәллап Қанғожин)
Қазақтынкөгінде,
Әлемніңтөрінде,
Жарқырап,жайнаған
Жұлдыздай көрінді.
Дарынға бақтілеп,
Айтылып ақтілек,
Ғылымныңшыңында ол
Қанатын қақатыдеп.
Масайрап, мақтанып,
Марқайды елшаттынып,
Сарыарқа көсілді,
Нұрына қақталып.Балкүннен құлпырып,
Білімге ұмтылып,
Орысша өнерге,
Ғылымғақұлшынып.
Ғасырдан ғасырлар,
Жұмбақтыжасырғаң
Қашқардыңқақпасын
Ешкім жоқаша алған.
Сцена «Шоқанмен Саққүлақ шешен» (Б.Адамбаев)
Жазда ауылынадемалысқа келіп жатқан Шоқан Саққүлақшешенді қонаққа шақырып, бірнеше күн оныңтағылымды әңгімелерін тыңдайды. Әңгімелесіпотырып жас Шоқан қонаққа тосын сұрақ қояды:
-          Ақсақал,біреу жолдан адасса, кімнен ақыл сұрайды?
-          Шырағым,көнеден сұрайды, — дейді шешен.
-          Көнеадасса, кімнен сұрайды?
-          Көнеадасса, көргендіден сұрайды.
-          Көргендіадасса, кімнен сұрайды?
-          Көргендіадасса, көптен сұрайды.
-          Көпадасса, кімнен сұрайды?
-          Көпадасса, көп оқығаннан сұрайды.
-          Көпоқыған адасса, кімнен сұрайды?
-          Көпоқыған неге адассын! Әлгінде ғана СатыбалдыныңЖаманқұлына күдіктеніп, оның Үмбетәлі жыраутуралы дастанын өзің де менен сұрап анықтап алғанжоқпысын? – дейді шешен.
Содан соң:
Асылы, ақыл – адамдыаздырмайтын ем.
Білім –таусылмайтын кен!
Адамныңбасшысы – ақыл,
Жетекшісі –талап,
Шолғыншысы– ой,
Жолдасы – кәсіп,
Қорғаны– сабыр,
Қорғаушысы– мінез,
Біліп туғанбала екенсің,
Тумысыңнандана екенсің –
дейді Шоқанғариза болған шешен.
Ведущий 1:Материалы экспедиции: дневники, записки, очерки Шокана составляют ценнейший фонднауки. В них содержатся географические описания края, наблюдения над бытомказахов, киргизов, уйгуров, анализ общественных отношений и международныхсвязей, записи преданий, религиозных поверий, произведений народноготворчества.
Веднщий 2: ШоканУалиханов посвятил множество статей культуре и устному народному творчествуказахов. Он полностью записал народную эпическую поэму «Козы-Корпеш иБаян-Сулу», а также киргизский героический эпос «Манас».
Ведущий 1:Научные заслуги Шокана Уалиханова как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана признанымировой наукой. Его труды печатались на русском, английском, немецком ифранцузском языках. Шокан Уалиханов был зачислен в штат Азиатскогодепартамента, одновременно он сотрудничал с военно-учёным комитетомгенерального штаба, Русским географическим обществом, министерством иностранныхдел.
It is not easyto be the first
When from theboredom
The sons ofdeveloped countries attend the science.
They can’teven understand
How difficultis to meet the sunrise
With the bookin the hands,
And allthoughts are about your Motherland.
You want it tobe the first.
You want it tobe the best.
Your works areliving for centuries.
You are thesunshine of our country.
It is not easyto be the first.
Ведущий 2: ПисательФ.М.Достоевский, с которым Шокана связывала трогательная преданная дружба, водном из писем написал Шокану: «Вы первый из Вашего племени, достигшийобразования Европейского». И он был первым. И навсегда останется первым,великим учёным казахского народа!

Быть первым – нелегко…Когда от скуки
Сыны стран развитых,шутя, идут в науки,
Им не понять: какгорестно и трудно
Непонятым встречать надкнигой утро;
Считаться чудаком,которому на воле
Милее жить, чем в сытойбарской доле.
Как объяснить слепым:зачем, — сев на коня,
Оставив край, где всяродня, —
Глотая пыль дорожную и пот,
Спешишь туда, гденеизведанное ждёт?
Зачем рискуешь жизньюкаждый час?
И почему печален светочюных глаз?
Как объяснить глухим,родной оставив кров,
Что вдаль тебя ведётособый зов:
Зов истины и вечноготруда?..
Вдали встают незримогорода,
Поля, дороги, страны иморя;
Грядущая великая заря
Видна лишь одному тебепока…
Труды твои переживутвека;
Тогда поймут потомки: длячего
Ты рвался ввысь из векасвоего!..
Шокан… Шокан смотри; втвои края
Пришла наук заря!..
Над книгой правнукивстречают новый день;
Невежества из глазисчезла тень;
И просвещенный край, — сквозь даль времён,-
Тобою в светлый путьблагословлён!..

Ведущий 1: Весной 1861года Шокан Уалиханов по состоянию здоровья оставил Петербург и отправился вродную степь. В апреле 1865 года выдающийся сын казахского народа, крупныйучёный и путешественник скончался в возрасте 30 лет. Шокан Уалиханов после себяоставил кладезь ярких мыслей и суждений, откуда мы до сих пор черпаеморигинальные идеи для осмысления прошлого, чувства настоящего и представлениябудущего.
Память:
Шокан.… Как горько: недойдя до тридцати,
Скорбя, из жизни молодымуйти,
Прожив так мало – насудьбы изломе!..
Но яркою звездой нанебосклоне
Истории народа тысверкнул!..
Понять тебя не мог роднойаул,
А ты мечтал о будущемнарода:
О том, как онкогда-нибудь свободно
Под сенью просвещеньябудет жить!..
Народ свой ты стремилсяодарить
Плодами светлыми культурыи науки!!!
И благодарно правнуки ивнуки
Хранят твоё наследиетеперь!
Казахам ты открыл вЕвропу дверь;
И берегут учёные в веках
Труды твои на многихязыках!!!
Ведущий 2: Смыслом егожизни было служение народу, родине, человечеству. У казахов есть пословица: «Небудь сыном отца, а будь сыном своего народа». Шокан Уалиханов был не толькодостойным потомком своего рода, но и достойнейшим сыном своего народа.

Мечта твоя сбылась.… ТвойКазахстан
Потомкам щедро в дарсудьбою дан
Для радости и мирноготруда!..
И Родина твоя тобойгорда!!!
И сохранит родной твойКазахстан
Навеки (все хором) ШОКАН!!!
А сейчас вашему вниманиюмы представляем отрывок из романа Сабита Муканова
«Промелькнувший метеор»
Эти пустые головы…
Когда Чокан вернулся вОмск, в Зимнем дворце Госфорта заканчивались пирственные торжества, начатыездесь еще дней десять назад.
После атбасарскойпоездки, ближе познакомившись с жизнью родного края, Чокан впервые яснопредставил себе, как отстали казахи от русских и в хозяйстве, и в культуре.Чаще и чаще задумывался он над тем, как выйти из этого горького положения.
Может быть, мне поможетнайти разумное решение и близость к генерал-губернатору Западной Сибири?
Генерал не без основанийназывал себя старым кавалеристом. Он действительно умел и любил ездить верхом.Легко пускал коня и в рысь, и в галоп, и нисколько не уставал в седле. Гасфортунравилось, когда его сопровождал на охоту Чокан, тоже хороший наездник. Обычноэто была охота с русскими гончими – красивыми, умными собаками.
Бывало, сам ГуставХристианович затевал разговор об аульной жизни. Но при этом нес такуюоколесицу, что она ни в какие ворота не лезла.
Однажды он перебилЧокана, зашедшего к нему с очередным рапортом, неожиданным вопросом:
— А ведь правда, что увас, киргиз-кайсаков, много лошадей?
Чокан ответилутвердительно и рассказал о баях, владеющих многочисленными табунами. Добавил ио том, как гибнут кони в суровые зимы, в гололед.
— Ну, а если построитьконюшни и там держать лошадей?
Чокан рассмеялся.
— Я говорю совсем не осмешных вещах.
— Если не о смешных, то оневозможных, ваше превосходительство.
— Почему же невозможных?
— Потому невозможных,ваше превосходительство, что не построишь для тысячных табунов конюшен, ненапасешься на них сена.
— И конюшни построитьможно, и сена запасти.
— То есть как, вашепревосходительство?
— А очень просто.Сибирского леса хватит для конюшен не то что миллиону-миллиарду лошадей.
— Верно, вашепревосходительство, лес у нас есть, но как его доставить в степи?
— Построим дороги,выстелим на трудных участках лесом.
— А транспорт, где взятьтранспорт для перевозки леса?
— Используем возможности.
Услышав о возможностях, Чоканпромолчал…
— Говорят, ваша степь –плодоносная степь. Черноземные почвы созданы для выращивания хлеба. Что, еслирасширить земледелие, заставить скотоводов заниматься хлеборобством?
— Это было бы хорошо, нотогда придется, ваше превосходительство, переводить кочевников на оседлость.
— Что ж, если надоперевести, то переведем.
— Легко сказать, вашепревосходительство. А сделать трудно, очень трудно.
— Почему же трудно?
— Да потому, вашепревосходительство, что нелегко… Надо менять психологию кочевника. Веками онаскладывалась.
— А если приказать?
— Приказы отдаются, чтобыих выполнять, а этот приказ не пройдет.
— Не пройдет, миленький?А что ж тогда пройдет?
— Воспитание, вашепревосходительство, только воспитание.
Недалекий, как всетщеславные и потому хвастливые люди, Гасфорт часто не понимал шуток. В Омскетой же осенью 1854 года ждали приезда из Петербурга начальника военных учебныхзаведений, великого князя Константина Константиновича. Естественно наш генералбыл озабочен не только церемонией встречи, но и своим внешним видом. Имеямножество наград за свою сорокалетнюю службу, он непременно хотел нацепить всеордена и медали. А они не помещались на мундире. Чокан посоветовал емуприколоть медали, которым не хватает места, на брюки, выше ботфорт. Увы,генерал принял всерьез совет адьютанта.
— Тут, корнет, многоговорят о Теккерее? Кто он такой? Впервые слышу такую фамилию.
— Кажется, заключенный вОмском остроге.
— Прикажи, чтобы егокак-нибудь привели ко мне.
Спустя несколько дней.
— Ну, нашел Теккерея?
— Нашел… Это,оказывается, английский писатель. Вот его портрет и книга «Ярмарка тщеславия».
Гасфорт повертел в рукекнигу, похмыкал, похмыкал и ни в чем не упрекнул Чокана. Он не стеснялся своегоневежества и редко обижался на адъютанта.
Гасфорт чаще всего непонимал шуток. Но он и представить не мог, что его можно высмеять и от душисмеялся, когда Чокан ловко копировал смешные черты омских чиновников.
Но почему Чокан был такимпересмешником? Почему он передразнивал сильных мира омского? Может быть, емунравился успех, может быть он искал случая поразвлечь омскую публику? Нет!Много злости и гнева накапливалось у него в сердце. Вот он и выплескивал наружучувства, не дававшие ему покоя. Он дразнил, он издевался над невежеством,глупостью, жадностью, пустотой. Он верил Гоголю и Слтыкову-Щедрину. Где тольков России не встретишь пустых голов! Есть они и в Омске. Но кто оградит нас отних? Как много не думал Чокан над этим, ответа он не находил.
Звучит кюй.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.