Реферат по предмету "Политология"


Возможности ограничения политического манипулирования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
на тему «Политическое манипулирование и возможностиего ограничения»
по дисциплине «Политология»
КИЕВ 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие политической коммуникации
2. Средства политической коммуникации
3. Политическое манипулирование и возможности его ограничения
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
В политической жизни большую рольиграют коммуникативные процессы, которые наполняют смыслом политическийпроцесс, связывают между собой политических авторов, институты, обеспечиваютлогическую последовательность политических событий.
Политическая коммуникация являетсясоциальным взаимодействием через сообщение, которое касается управления иосуществления власти в обществе. Она может иметь как формальный (официальныеполитические выступления, дискуссии, дебаты), так и неформальный характер (обсуждениеполитических событий за чашкой кофе в кафе).
Отправной точкой в изученииполитической коммуникации можно считать 50-е годы ХХ века, когда началисьисследования в области изучения пропаганды в годы второй мировой войны. Тогдаже и был сформулирован сам термин «политическая коммуникация».
В дальнейшем исследования в этойобласти оформились в самостоятельное направление, особенно во второй половинеХХ в., в связи с развитием кибернетической теории, возрастанием роли новыхкоммуникационных систем и технологий.

1. Понятие политической коммуникации
В современном политическом знаниисуществует несколько подходов к определению политической коммуникации:
1. Политическая коммуникация – этопостоянный процесс передачи политической информации, посредством которогополитические тексты циркулируют между различными элементами политическойсистемы, а также между политической и социальной системами.
2. Политическая коммуникация – этовесь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказываютсамое разное влияние на политику.
3. Политическая коммуникация – этонепрерывный обмен политическими смыслами между индивидами и политическимисилами общества с целью достижения согласия.
Политическая коммуникацияподразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весьдиапазон формальных и неформальных коммуникационных процессов в обществе,которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любомобществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации. Каждойполитической системе соответствует своя система политической коммуникации,которая не в последнюю очередь зависит от уровня социально-экономическогопрогресса, степени развития средств массовой информации, доминирующего типаполитической культуры. Хотя и сама коммуникация оказывает немалое влияние наполитическую культуру, воспроизводя нормы и ценности, принятые в данномобществе.
Важным аспектом политическойкоммуникации являются взаимоотношения между субъектами политики путем обмена информациейв процессе борьбы за власть и ее реализацию. Данный обмен происходит за счетпередачи политических сообщений, которые могут быть трех основных типов:
ü Побудительные(приказ, убеждение);
ü Информативные(которые могут нести в себе как реальные, так и вымышленные сведения);
ü Фактические(сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектамиполитики).
Информационные потоки политическойкоммуникации имеют три уровня:
1. Первый уровень –обслуживает органы власти и управления (на этом уровне циркулирует в основномслужебная информация).
2. Второй уровень — это информационная среда деятельности партий, профсоюзов, общественных движений(здесь политическая коммуникация осуществляется путем провозглашения иобсуждения программ, уставов и другой информации).
3. Третий уровень –это уровень общественного мнения, массового сознания и политического поведения.
Агентами или авторами политическихкоммуникаций могут быть граждане, медиа-структуры и всевозможные политическиеорганизации (партии, группы давления, террористические организации). Все ониорганизуют институты и структуры общества, по-разному включенные винформационное поле политики. Российский политолог А.И. Соловьев предлагает вкачестве агентов политических коммуникаций рассматривать:
ü Информационныеструктуры государства (отделы и службы связей с общественностью различныхведомств, пресс-секретариаты и т.д.);
ü Многообразныекорпоративные структуры (информационные отделы партий, общественно-политическихдвижений, оформленных групп интересов);
ü Специализированныеинформационные структуры (консалтинговые и рекламные агентства);
ü Средства массовойинформации в их политическом назначении (независимо от того, являются ли онисамостоятельными участниками рынка информации или же выражают интересы иных акторов);
ü Террористическиеи другие организации, занимающие в информационном пространстве не признанныелегально позиции;
ü Спонсоры,рекламодатели и медиа — магнаты, имеющие специфические установки исоответствующие выходы на информационный рынок;
ü Различные (сточки зрения участия в политической жизни) сегменты социума: «публика», группаполитически активных граждан, постоянно находящихся в информационном контакте свластью; «общественность», вступающая в контакт с властью в периоды острогоразвития политического процесса, и «общество», то есть группа граждан,практически не вступающих в политические контакты с властью.
Данные авторы могут быть в разнойстепени представлены в информационных потоках, их цели и намерения могут вообщене проникать на информационный рынок или, попав туда, не вызвать должногополитического ответа. Потому, с точки зрения коммуникации, государство можнорассматривать как институт власти и управления, которому присуща известнаянесогласованность действий его полномочных органов в информационномпространстве. Учитывая то, что государство в информационном поле представленобольшим количеством различных субъектов, можно утверждать, что информационныепродукты, производимые этими субъектами, могут противоречить друг другу, нетолько провоцируя разнонаправленные политические реакции населения, но и мешаяреализации целенаправленной стратегии развития общества. Потому властнымструктурам приходится решать весьма специфические задачи на информационномрынке по согласованию политической и информационной составляющих системыгосударственного управления, которые призваны снизить возможный негативныйкоммуникативный эффект.
Коммуникация имеет свои законы,использование которых может усилить ее эффективность. Человеку неискушенномусхема коммуникации представляется простой: некий источник (И) передаетинформацию – некая аудитория (А) ее воспринимает:/> /> /> /> /> И   /> А   />

/>              
Однако, необходимо учесть и такиефакторы:
ü источникинформации всегда связан с наличием феномена комментатора (К). Т.е. важно, какподается информация и кем она подается (ВВС: «Факт неприкасаем, комментариисвободные»).
ü Информацияпрокомментированная является уже сообщением, имеющим ценностные аспекты.
ü Особо значимымявляется контекст сообщения. Информацию, которую нельзя умолчать, но она неочень выгодна с точки зрения правящей элиты, можно, например, подать в блокеновостей очень бегло, или смонтировать с рекламой жевательной резинки.Существуют и более сложные приемы, рассчитанные на объективные законычеловеческой психики: информация о политических оппонентах помещается вконтекст событий, которые вызывают только негативную реакцию у подавляющегобольшинства зрителей – насилие, голод, разрушения, катастрофы и т.д.
ü Между источникоминформации и коммуникатором, а также между сообщением и аудиторией, существуюттак наз. «помехи», «шумы».
Коммуникатор может привнести всообщение даже непроизвольно (например, за счет мимики) совершенно неожиданнуюокраску передаваемой информации. С другой стороны, слушатель можетинтерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора,по-своему — из вредности, или потому, что на кухне закипел чайник (а пока онбегал его выключать, прослушал часть сообщения, имеющую главную смысловуюнагрузку).
ü И наконец, важнымявляется указание на наличие референтных групп. Восприятие передаваемогосообщения часто зависит от того, находился слушатель в это время наедине скоммуникатором или воспринимал сообщение в группе.
Политическая коммуникация выполняет рядфункций по отношению к политической системе и гражданскому обществу:
1. Информационную(распространение необходимых знаний об элементах политической системы и ихфункционировании).
2. Регулятивную(позволяет выработать оптимальный механизм взаимодействия как между элементамиполитической системы, так и между политической системой и гражданскимобществом).
3. Функциюполитической социализации (способствует становлению важных и необходимых нормполитической деятельности и политического поведения, подготавливаетобщественность к участию в политике).
4. Манипулятивную(способствует формированию общественного мнения по наиболее важным политическимвопросам).
Итак, политическая коммуникацияявляется неотъемлемым элементом политической системы общества. Важнымисвойствами политической коммуникации в идеале должны быть свободные потокиточной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях ипроцессах. Политико-коммуникативные процессы должны быть ориентированы надиалог и достижение взаимопонимания, на доминирующие в обществе ценности, чтоопределяет в конечном итоге уровень стабильности и эффективности политическойсистемы.
2. Средства политической коммуникации
Коллективный характер реализуемых вполитике целей предполагает их обязательное осознание и разделение всемичленами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.д.). Обеспечениеэтого невозможно только лишь при прямом, контактном взаимодействии акторовполитического процесса. Поэтому становится необходимым использование специальныхсредств передачи информации.
Под средствами политическойкоммуникации понимают определенные организации и институты, функционирующие врамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляетсяпроцесс обмена информацией.
Таким образом, средствами массовойкоммуникации могут быть:
1. Средства массовойинформации (пресса, телевидение, радио, плакаты, книги и т.д.).
2. Организации(партии, группы интересов, которые выступают в качестве передаточного звена приосуществлении процесса коммуникации).
3. Неформальныеканалы передачи информации (основанные на использовании личных связей).
В политической литературе в полезрение исследователей чаще всего попадают СМИ и неформальные каналыкоммуникации.
Средства массовой информациипредставляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи спомощью специального технического инструментария различных сведений любымлицам.
К СМИ относятся пресса, массовыесправочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, а также индивидуальныесредства накопления и тиражирования информации (принтеры, кассеты, дискеты,диски и т.д.).
Следует отметить, что средствамассовой информации по своей природе многофункциональны, они не толькообеспечивают политическую коммуникацию, но также являются частью экономическойинфраструктуры общества в виде медиа-бизнеса и его социальной сферы в качествеинститута образования и культуры. Потому СМИ только частично выступаютполитическим инструментом власти в обществе в качестве средства перемещенияполитически значимой информации.
Из всех вышеперечисленных видов СМИнаибольшее внимание исследователей на сегодняшний день привлекает телевидение,которое стало весьма притягательным как для потребителя, так и дляпроизводителя политической информации. Телевидение имеет ряд весьмаспецифических черт, которые позволяют выделять его из общего рядя СМИ.
Во-первых, происходящее на экраневоспринимается телезрителем как в высокой степени достоверное, а ощущения отувиденного приравниваются к ощущениям очевидца, находящегося непосредственно вусловиях реальной ситуации. Во-вторых, телевидение имеет высокий убеждающийэффект в силу специфики самих передач, предполагающих диалог между зрителем икомментатором. И в-третьих, если газеты и радио в большинстве случаев несут всебе четкую и конкретную информацию, оставляющую мало простора для соучастия идомысливания, то телевидение как раз создает поле недосказанности, котороепредполагает расширение возможностей аудитории для восприятия сообщений. К томуже, к печатному тексту можно вернуться, перечитать и переосмыслить его, чтоневозможно с телесюжетом.
На сегодня стало очевидным, что ниодна политическая сила, политическая партия, группа, политический институт ит.д. не добьются успеха, если не апробируют свои взгляды и предложения намассовой аудитории через СМИ; ни один кандидат в политические органы не будетиметь шансов на избрание, если не использует в своей предвыборной кампаниивозможности СМИ; группы профессиональных имиджмейкеров, используя манипулятивныевозможности СМИ, могут существенно повлиять на имидж того или иного политика.
СМИ совершили настоящую революцию вполитике. В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становитсярешающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег игосударственного принуждения.
Такой уровень значимости СМИ породилряд серьезных проблем. Так, 70-80-е гг. ХХ в. прошли под знаком политическойборьбы за установление нового международного информационного пространства.Развивающиеся страны выступали за установление равноправных отношений в сфереинформатики и обмена информацией. Возникали противоречия в этой сфере и междуразвитыми государствами. К примеру, министр культуры Франции Жак Ланг возглавилобщенародную компанию против «культурной экспансии» США, против американизациифранцузской культуры. В результате были приняты специальные законы,регулирующие соотношение американских и французских фильмов в кинотеатрах, атакже приняты меры государственной поддержки национального кинематографа.
Высокоразвитая индустрия кино в СШАпозволяет использовать ее в политических целях. Многие американские фильмыпродаются к прокату в Египте, Сирии или Малайзии за совершенно символическуюцену, поскольку более важным представляется завоевание максимально широкогорынка идей и ценностей. Благодаря этому происходит интернационализация культур,что частично решает задачу по формированию представления о «естественном»политическом партнерстве.
От СМИ сейчас зависит:
ü формированиекартины мира у каждого из нас. Картина мира возникает не на пустом месте. Онаскладывается из множества воззрений, установок, представлений, ценностныхориентаций. Какой она будет – не в последнюю очередь зависит от СМИ.
ü Принятиеполитических решений, поскольку оно прямо зависит от полноты и разносторонностиинформации, получаемой в результате социологических исследований, работыаналитических центров, разведки, и которая поступает во многом через СМИ.
ü Формирование какнационального, так и международного общественного мнения. От того, какаяинформация распространяется, как комментируются события, во многом зависитрешение важнейших человеческих проблем, международный политический климат.
Информационная политика напрямуюсвязана с характером политического режима. Автократический режим, тоталитарнаясистема, по определению, заинтересованы в жесткой фильтрации информационныхпотоков, в максимально контролируемом контакте с внешним миром. Демократическоеобщество и экономически и политически заинтересовано в плюрализме(множественность через сосуществование) мнений, свободе обмена информацией.
Смысловыми составляющими коммуникациичерез посредничество организаций являются:
· Обеспечениеорганизационного взаимодействия органов управления, общественных организаций сколлективами региона, со всеми слоями населения;
· организация служб«паблик рилейшнз», которые планируют информационную деятельность дляорганизаций, отраслей, органов управления, гражданских учреждений;
· прогнозированиесоциальных последствий политических новаций;
· разработка социальныхпроектов и их квалифицированное информационное обеспечение.
Большуюроль в этом отношении отводят «паблик рилейшнз», который можно рассматриватькак функцию управления, предполагающую изучение и анализ настроений общества,гармонизацию политики организации или личности с общественными интересами,способствующую реализации программы действий, направленной на достижениегражданского понимания и одобрения.
Пабликрилейшнз как деятельность возникла в США в конце ХІХ века. Это было обусловлено потребностями большого бизнеса,который на тот момент был жестко раскритикован общественностью за игнорированиепотребностей общества и эксплуатацию наемных работников. Результатом такогосостояния становились многочисленные выступления наемных работников, перераставшиев открытые столкновения с полицией. В ответ на это правительство начало активновмешиваться в экономику, чтобы принудить капиталистов действовать в интересахобщества. Таким образом, представители крупного бизнеса были вынужденыпродемонстрировать свое уважение к общественности и ответственность передобществом.
Перваямировая война стала первым масштабным экспериментом в области паблик рилейшнз.Американскому правительству, для того чтобы вступить в войну на европейскомконтиненте, необходимо было заручиться поддержкой населения, среди которогобыли сильны настроения изоляционизма. Многие жители Америки хорошо помнили своепрошлое. Большинство из них были выходцами из Европы и бежали от безработицы,нищеты, религиозных преследований. Америка была для них символом новой жизни,свободы, богатства. Никто из них не хотел иметь ничего общего со старойродиной. Несмотря на это, правительству удалось не только убедить населениепринять участие в войне, но еще и уговорить его платить за военную кампанию ввиде государственных займов.
Пабликрилейшнз состоит из трех компонентов:
· рекламнойдеятельности, т.е. информирования потребителей политической информации черезпрессу, телевидение или наглядную агитацию (листовки, плакаты и т.д.) с цельюподтолкнуть их к конкретным действиям;
· деятельностипресс-агентов, которые размещают в СМИ скрытую политическую рекламу в виде новостейили заказных сюжетов;
· паблисити –деятельности, направленной на повышение репутации лидера или организации(корпорации) через активную публикацию в СМИ позитивных материалов.
Политическиеорганизации, партии, группы давления выступают в качестве коммуникаторов междувластью и населением, трансформируют политические чаяния, ожидания различныхсоциальных групп в требования и четко сформулированные положения программ, ипередают их на уровень властных структур. А также, данные акторы политическогопроцесса могут адаптировать и доносить до населения решения власти,поддерживая, таким образом, как горизонтальные, так и вертикальные каналы коммуникации.
Особоеместо среди средств политической коммуникации занимают неформальные средствапередачи информации. Их роль возросла в последнее время. По мнениюисследователей, это связано с тем, что в обществе наблюдается падение доверия кофициальным источникам информации. Это обусловливает рост значимостиинформации, полученной в процессе межличностного общения.
Кнеформальным средствам коммуникации относят молву, слухи, сплетни, анекдоты, атакже граффити. Перечисленные средства, в качестве источника информации, чащевсего влияют на формирование негативной оценки деятельности политическихлидеров и политических институтов.
Воснове молвы, слухов, сплетен всегда лежит вымысел. Этот вымысел порождает ужепервый рассказчик, поскольку он не может обладать полной информацией, и потомустарается реконструировать информационные пробелы. В дальнейшем, при передачеот человека к человеку, вымысел разрастается, дополняется все новыми«подробностями», эмоциональными оценками (число которых увеличивается там, где нехватает достоверной информации). Эта эмоциональная окраска делает молву, слухили сплетню более привлекательной и яркой для запоминания, а также упрощает еевосприятие и доступность для всех социальных групп.
Особоеместо среди неформальных средств коммуникации занимают слухи. Слухирассматриваются как разновидность информации, которая распространяется понеофициальным каналам и направлена на удовлетворение реальной информационнойпотребности, которая не может быть удовлетворена иным способом; это коллективнаяпопытка найти ответ на актуальный вопрос в условиях дефицита информации.
Слухив большинстве случаев не имеют под собой достаточной и надежной информационнойосновы, и являются разновидностью психологической особенности межличностнойкоммуникации. На основе того, какие эмоциональные потребности людейудовлетворяют слухи, можно выделить их три основных типа: слух-мечта,слух-пугало, слух-разделитель.
Слух-мечтавыражает желания и надежды тех людей, в среде которых он появился ираспространяется (примером таких слухов могут быть слухи о воскрешении Ленина,которые бытовали в Советском Союзе в конце 20-х – начале 30-х годов. Своскрешением Ленина связывали возможность наведения революционного порядка инаказания представителей власти, которые неправильно правят). Слух-пугало – этослух, вызывающий страх и тревогу (например, пораженческие слухи во время второймировой войны, или слухи о коллапсе экономики, кризисе, голоде и т.д.). И,наконец, слухи-разделители – это слухи, вызывающие разобщенность между социальнымигруппами, формирующие предрассудки и резко негативное отношение к «иным»социальным группам (слухи о цыганах, лицах «кавказской национальности» и т.д.).
Слухипредставляют весьма интересный материал для исследования, поскольку во многомпоказывают эффективность коммуникации в обществе, а также степень довериянаселения к существующим институтам власти.
3. Политическое манипулирование ивозможности его ограничения
Общество должно отдавать себе отчет впотенциальной возможности манипулирования общественным сознанием, общественныммнением с помощью различных приемов, используемых СМИ.
События 30 октября 1938 г. сталиочень показательными в этом отношении и заставили задуматься надманипулятивными возможностями СМИ. По американскому радио транслироваласьпостановка по роману Г.Уэллса «Война миров», сделанная режиссером ОрсономУэллесом как репортаж с места событий. Максимально стилизованный под реальнопроисходящее событие, он породил массовую панику у слушателей, кинувшихсяспасаться бегством. Потребовалось даже вмешательство властей, чтобынормализовать ситуацию.
Эффект правдоподобия происходящего наэкране может вызвать некритическое отношение к получаемой информации. Зрительпривыкает к тому, что он якобы все видит собственными глазами, не догадываясьпри этом, что может попасть в ситуацию, когда, казалось бы, «его собственноемнение» является на самом деле плодом искусного монтажа или искусствакоммуникатора.
Хотя мы рассматриваем средствамассовой информации как часть политической системы общества, они достаточносамостоятельны и имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями обществацели деятельности, и используют для их достижения различные методы.
Политическое влияние СМИ оказываютчерез воздействие на разум и чувства.
В демократических государствахпредпочитают убеждать людей с помощью информирования и аргументации,построенной в соответствии с законами логики. Такая система подачи информациипредполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание аудитории. Втаких государствах запрещено использовать СМИ для разжигания расовой,национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в нихразличные политические силы могут использовать и методы эмоциональноговоздействия, особенно в рамках предвыборной компании.
Живое слово и зрительный образобладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое нередкоможет затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуютсятоталитарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насыщаяполитическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека.
Несмотря на важность эмоциональноговоздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют черезинформационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор,комментирование и распространение сведений.
От того, какую информацию, в какойформе и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многомзависят их последующие действия.
СМИ не только отбирают сведения,поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, атакже выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации всовременном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельноразобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группаспециалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление вдоступной для массовой аудитории форме – важная задача всей системы СМИ.
Одно из важнейших средствполитического влияния СМИ – определение тем и направлений дискуссий,концентрирующих внимание общественности и правительства.
Несмотря на всю серьезностьоформления и подачи информации, главная функция СМИ – развлекательная. Еслиновости не интересны, т.е. не несут в себе развлекательного компонента – ихникто не будет смотреть. Поэтому приоритет отдается «зрелищным» новостям –катастрофам, природным катаклизмам, нестандартным ситуациям; в то время, как закадром остается простая, обыденная, хотя и важная, информация, которая не будет«смотреться» с экрана.
При выборе публикаций или тем передачработники СМИ обычно руководствуются следующими общими принципами:
1. Приоритетность,важность (действительная или мнимая) и привлекательность темы для граждан. Всоответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких,например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм,экологические и иные катастрофы.
2. Неординарностьфактов. Это означает, что информация об экстремальных событиях – голоде,войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. – доминирует над освещениемявлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности,склонность СМИ к информации негативного характера и сенсациям.
3. Новизна фактов.Привлечь внимание населения в большей степени должны сообщения, еще неполучившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатахразвития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, оновых политических партиях и их лидерах и т.д.
4. Политическийуспех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения обуспехах политических лидеров, партий и целых государств. Особое вниманиеуделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд вполитике, искусстве, спорте – типичное явление для СМИ в рыночном обществе.
5. Высокийобщественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнеесчитается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярностьпри прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей,сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИимеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной илидругих иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д.
Следование СМИ правилам,ориентированным лишь на количество аудитории и победу в конкурентной борьбе,обусловливает их склонность к поверхностному освещению политических событий впогоне за сенсацией и известностью. Взятые ими на вооружение принципы отбораматериалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями, и частопрепятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватнойреальности.
Но наибольшую опасность представляетсобой использование СМИ для политического манипулирования – скрытого управленияполитическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (илибездействовать) вопреки их собственным интересам.
На сегодняшний день теория и практикаполитического манипулирования глубоко и тщательно разработана. В основуманипулирования чаще всего положена практика внедрения в сознание людейопределенных социально-политических мифов – иллюзорных идей, которыевоспринимаются на веру, без рационально-критического осмысления (например, мифыо преимуществах социализма, навязываемые обществу в советское время, мифы об«ужасах» мира капитала и т.д.).
Для укоренения в сознаниисоциально-политических мифов используют различные техники и методы: полуправда(когда аудитории подробно сообщается о малозначительных фактах, но при этомумалчивается о фактах более важных, или дается из заведомо ложнаяинтерпретация); наклеивание ярлыков (когда для компрометации определенныхдеятелей им дается неблаговидное определение – «бандит», «фашист» и т.д.,которое воспринимается однозначно негативно массовой аудиторией). Такжевозможно выстраивание лингвистического ряда в зависимости от симпатийтелевизионного канала. Так, одних и тех же людей, которые с оружием в рукахотстаивают свое право на свободу, можно назвать партизанами, бандитами,сепаратистами, боевиками и т.д. Не менее действенным способом формированиянегативного отношения к определенному деятелю может быть и демонстрация его внепривлекательном ракурсе, или с помощью тщательно смонтированных кадров. ЧастоСМИ используют для целенаправленного создания негативного имиджа того или иногополитика, «подлавливая» его неловкие движения, оговорки, подавая его вневыгодном ракурсе, искажающем черты лица.
Для имиджа политика, для политическойпартии огромное значение имеет то, сколько времени им уделяют СМИ. Чем чаще оних говорят и пишут, тем большее впечатление их политической значимости и весавозникает. В борьбе за внимание СМИ используются любые средства: связи ивлияние в журналистских кругах, деньги, организованные шоу-скандалы и т.д.
Большую роль в политическомманипулировании имеют ссылки и демонстрация результатов сфабрикованных опросовобщественного мнения. Значительной части людей свойственно примыкать кбольшинству из страха остаться в изоляции, и потому такая информация можетсклонить человека принять не свойственное ему решение.
В определенной мере снятьманипулятивный эффект представляется возможным тогда, когда в обществесуществуют действительно независимые СМИ, работающие в условиях разнообразия исоревновательности в завоевании внимания и доверия аудитории. При наличии разныхподходов к освещению одной и той же проблемы, у зрителей вырабатываетсякритический подход к осмыслению информации, и тогда СМИ не формируют установкиграждан, а информируют их о ходе политического процесса.

ВЫВОДЫ
Итак, политическая коммуникация являетсянеотъемлемым элементом политической системы общества. Важными свойствамиполитической коммуникации в идеале должны быть свободные потоки точной, полной,завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах.Коммуникативный процесс в политике обеспечивается с помощью определенныхсредств и методов, которые позволяют сформировать гибкую и динамичную системувзаимодействия всех компонентов политической системы. Политико-коммуникативныепроцессы должны быть ориентированы на диалог и достижение взаимопонимания, надоминирующие в обществе ценности, что определяет в конечном итоге уровеньстабильности и эффективности политической системы.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиев К.С.Политическая наука: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар.отношения, 2008.- 400 с.
2. Политический процесс:основные аспекты и способы анализа: Сб.учебн.материалов / Под ред… МелешкинойЕ.Ю. – М.: Изд. дом «ИНФРА-М», Изд-во «Весь мир», 2007. – 304 с.
3. Политология дляюристов: Курс лекций /Под ред. проф. Н.И. Матузова и проф. А.В. Малько. – М.:Юрист, 2009. – 774 с.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введениев политологию: Учебн.для студ. высш.учебн.заведений. — 3-е изд., пере раб. и доп. – М.: АспектПресс, 2009. – 447 с.  
5.Сморгунов Л.В., СеменовВ.А. Политология: учебн.пособие. – СПб., 2006. – 206 с.
6.Соловьев А.И.Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. — №3. – 2002. – С.5-18.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.