Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование коммуникативной компетентности подростков (на материале уроков иностранного языка)

Министерство образования Российской Федерации
Волгоградскийгосударственный университет
Филологический факультет
Кафедра педагогики
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ
(НА МАТЕРИАЛЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)Выпускная квалификационная работа
Исполнитель: Анна Ивановна
МИРАНЦЕВА, студентка филологического фак-та,
_________________________________________
Научный руководитель:
Н.Б. Федорова, канд. пед. наук, доц.
_________________________________________
Заведующий кафедрой: В.П. Кареев,
д-р пед. наук, проф. ________________________
Дата допуска к защите: _____________________
Волгоград
2003 г.Оглавление
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетентности подростков
1.1. Сущность коммуникативной компетентности подростков
1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности подростков (на уроках иностранного языка)
Выводы по первой главе
7
7
20
27
Глава 2. Процесс формирования коммуникативной компетентности подростков на уроках иностранного языка
2.1. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции подростков на уроках иностранного языка
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе
29
29
79
93
Заключение
95
Литература
98
Приложения
103 Введение
Актуальность. Современноесостояние теории обучения иностранного языка и накопленные знания делаютнеобходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения.
Напороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изученияиностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная исамообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость нарынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языковмеждународного общения. Соответственно возросли и потребности в использованиииностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровнювладения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организацииматериала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями изадачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей          ступенях, где обучение уже направленона развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованностишкольников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения наиностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.
Иностранныйязык, таким образом, как инструмент познания в условияхкоммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурногообразования. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкамозначает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой,разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когдаученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительнойдеятельности.
Ксожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности,позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать суверенностью: основой методического содержания современного урока должна бытькоммуникативность.
Обучениеиноязычной форме вербального общения как понятие и как терминологическоесочетание заняло прочное место в методической литературе. Однако оно лишьзаменило собой понятие обучения иноязычной речи или является синонимомтакового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должнымобразом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированногообучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б.,Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., ЦарьковаБ.В., Шубин Э.П.).
Данныепротиворечия и обусловили выбор темы нашего исследования: «Формирование коммуникативной компетентности подростков (на материалеуроков иностранного языка)».
Объект исследования: дидактическийпроцесс на уроке иностранного языка.
Предмет исследования: процессформирования коммуникативной компетентности подростков (на уроке иностранногоязыка).
Цель исследования: разработатьметодические рекомендации по формированию коммуникативной компетентностиподростков на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
-  уточнитьсущность коммуникативной компетентности подростков;
-  обосноватьвозможности уроков иностранного языка при формировании коммуникативнойкомпетентности подростков;
-  разработатьмодель формирования коммуникативной компетентности подростков иэкспериментально ее проверить.
Методы исследования: анализтеоретической литературы, тестирование, метод опроса, изучение передовогоопыта, констатирующий и формирующий эксперимент.
Теоретико-методологическуюоснову исследования составили:
1)   концептуальные положения о заключительных исенситивных периодах  развития личности(Л.И. Ботович, А.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
2)   идеи личностно-ориентированного подхода впедагогическом процессе (С.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, В.А. Петровский, В.В.Сериков, Г.И. Железовская);
3)   концептуальные принципы коммуникативного обученияиностранным языкам (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий, H. G. Widdowsonи др.).
Теоретическая значимостьисследованиязаключается в том, что уточнена сущность коммуникативнойкомпетенции подростков, выявлены возможности уроков иностранного языка для ееформирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативнойкомпетентности подростков.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что его результаты могут быть использованыне только учителями иностранного языка средней школы, но и преподавателямидругих общеобразовательных дисциплин.
Структура работы: работасостоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
Глава 1. Теоретическиеосновы процесса формирования коммуникативной компетентности подростков.
1.1.        Сущностькоммуникативной компетентности подростков.
Существованиечеловечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола,возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежностии многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постояннозапрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемсякоммуникативной деятельность (Кухаренко В.А.).
Обращаяськ теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А.Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, В.Н. Мясищева, что способность кустановлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активностисубъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторыподчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявлениеличностных качеств субъекта, но и их развитие и формирование в процессеобщения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваиваетобщечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом,отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. Вэтом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
Преждечем говорить о проблемах формирования коммуникативной компетентности,необходимо проанализировать определения, данные коммуникации впсихолого-педагогической литературе, и выявить ее сущность.
Необходимоотметить, что в последнее время широкое распространение получил термин«коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [отлат. сommunicatioот communicare– делать общим, сообщать,беседовать] появилась в научной литературе в начале XXвека и рассматривалась зарубежными исследователями вконтексте двух основных общетеоретических построений: 1) бихевиоризма (основойкоммуникации является е=не язык как система, а непосредственные речевыесигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада;представителем этого подхода является Д. Уотсон); 2) символическогоинтеракционизма (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическаяспособность личности открывать в себе чувства другого (Дж. Г. Мид).  
ПослеIIМировойвойны определились два основных подхода к коммуникации: 1) информационный –рассматривает средства информации в качестве единственного стимула и источникасоциального развития (Белл, Бжезинский); 2) второй подход утверждает, чтоосновным результатом коммуникации является понимание человека другим человеком,т.е. взаимное понимание (Шюц) (1, С. 15).
Некоторыеотечественные исследователи выделяют речевую коммуникацию и техническую, что нанаш взгляд имеет некое соответствие с вышеописанными двумя подходами ккоммуникации. Техническая представляет собой совокупность устройств,обеспечивающих прием и выдачу информации. Компонентами коммуникации являются:1) отправитель сообщения; 2) передатчик сообщения; 3) канал связи; 4) приемник;5) получатель сообщения. Речевая коммуникация включает отправителя речи,получателя речи, их речевую деятельность и сообщение как продукт речи.
Каналсвязи здесь соответствует условиям протекания речевого действия, передатчик иприемник – свойствам речевых механизмов коммуникантов. В речевом общениипринимается во внимание ситуация общения. Таким образом, исследователи (М.Я.Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевойкоммуникации:
1)   ситуация общения;
2)   отправитель речи;
3)   получатель речи;
4)   условия протекания речевого действия;
5)   речевое сообщение.
В условиях учебногопроцесса ситуация задается педагогом. Предметом речевой деятельности являютсямысли, которые выражаются в связи с определенными мотивами в пределахопределенной темы. Побуждение к речи может быть и внутренним (исходящим изпотребностей самого человека) и внешним(исходящим от другого лица). Самаситуация может заключать в себе противоречия, которые будут решены в процессекоммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной.Динамичность ситуации зависит от активности коммуникантов, ихзаинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, кситуации (1, С. 16).
Обратившись к словарюрусского языка мы получили следующие определения коммуникации. В словарерусского языка С.И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение,общение. Речь как средство коммуникации (прил. – коммуникабельный). В словаресинонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкиесинонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами.
В отличие отпредметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено наустановление отношений между субъектами, а не на создание овеществленногорезультата. А.Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессеосуществления коммуникации:
1)   
2)   
3)   
4)   
Основной единицейкоммуникации является речевой акт. Для того, чтобы понять природу коммуникациинеобходимо рассмотреть природу речи. Эта проблема была разработана висследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, Л.Р. Лурия,А.А. Монтьева, Л.А. Чистович и др. Наиболее активную работу в области речевойдеятельности приводит А.А. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь иопределяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутреннейречи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственнасвернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешнейречи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватностьситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт,что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутренненамерение или внешнее побуждение. По мнению А.А. Леонтьева, осуществляяобщение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы онаоказала нужное воздействие (1, С. 17).
Способность человека ккоммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем каккоммуникативность (Г.М. Андреева, А.Б. Добрович, Н.В. Кузьмина, А. Джекобе).Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладетьопределенными коммуникативными умениями.
Опираясь на концепциюобщения, выстроенную Г.М. Андреевой, мы выделяем комплекс коммуникативныхумений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности,способной к продуктивному общению. Исследователь выделяет следующие видыумений: 1) межличностной коммуникации; 2) межличностного взаимодействия; 3)межличностного восприятия.
Первый вид уменийвключает в себя использование и невербальных средств общения, передачарациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид умений представляетсобой способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связис изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением восприниматьпозицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, чтовключает в себя умение без предварительной подготовки включаться в общение иорганизовывать его. Владение этими умениями в комплексе обеспечиваеткоммуникативное общение (1, С. 19).
Таким образом, владениеперечисленными умениями, способность устанавливать контакт с другими людьми иподдерживать его была определена как коммуникативная компетентность рядомисследователей (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников и др.).
Одним из основныхкритериев сформированности коммуникативной компетентности личности являетсярефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии спозицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у человека были такжесформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать егосообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так иневербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативнуюкомпетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построениякоммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностныхконтактов.
А.Б. Добровичрассматривает коммуникативную компетентность как постоянную готовность кконтакту. Это объясняется ученым с позиций сознания, мышления. Человек мыслит иэто означает, что он живет в режиме диалога, при этом человек обязан постоянноучитывать изменчивую ситуацию в соответствии со своими интуитивными ожиданиями,а также с ожиданиями своего партнера.
В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров определял коммуникативную компетентность как составную частьчеловеческого бытия, которая присутствует во всех видах человеческойдеятельности. Они подчеркивают, что проблема состоит в том, что не все людипредставляют себе, каким образом могут быть реализованы те или иныекоммуникативные акты. Из этого следует, что для того, чтобы совершать этикоммуникативные акты, необходимо обладать определенными навыками и умениями.Соответственно в процессе обучения должна быть заранее определена целеваяустановка на формирование коммуникативной компетентности личности, а значитдолжны быть определены методы и средства формирования (1, С. 20).
Коммуникативный подходоснован на том, что при успешном овладении иноязычной речью, учащиеся должныовладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представлениео том, как их использовать в реальной коммуникации. В частности, в своихисследованиях Г. Уиддоусон стал использовать такое понятие как «коммуникативныефункции». Он различает коммуникативные функции по их принадлежности к той илииной социальной ситуации. Это делает процесс обучения не только интересным, нои социально значимым, формирует у учащихся стиль поведения в обществе, т.е.учит общественным нормам и правилам, а также развивает интерес к культурнымтрадициям и обычаям других народов. Показателями сформированной коммуникативнойкомпетентности является использование речевых и невербальных средств (мимики ижестов). Также четко прослеживается направленность на парное или групповоевзаимодействие учащихся. Преимущество использования коммуникативного подхода вучебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствуетповышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей.Это способствует развитию познавательной активности, воображения,самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.
Французский ученый А.Н.Перре-Клемон характеризует коммуникацию как общее понимание связейиндивидуальных действий относительно коллективного продукта и последующаяреализация этих связей в структуре нового совместного действия, обеспечивающееопосредствование субъект — объектные отношения за счет возникающих субъект — субъектных отношений. Это включает в себе следующие этапы:
1)   
2)   
3)   
4)   
Исследователи И.Н.Горелов, В.Р. Житников, Л.А. Шкатова определяют коммуникацию как акт общения(или коммуникативный акт). По мнению педагогов, коммуникация включает в себяследующие компоненты:
1) коммуниканты(общающиеся, обычно не менее двух человек);
2) действие, котороеподразумевает под собой общение (говорение, жестикулирование, мимика и т.п.);
3) содержание сообщения,характеризующееся какой-либо формой и смыслом:
5)   
6)   
Сами коммуникативные актыпедагоги рассматривают по их типам и выделяют следующие разновидности:
1)   
2)   
3)   
4)   
5)   
Исследователи отмечаюттакое свойство личности как коммуникабельность. Быть коммуникабельным –означает быть склонным к общению с людьми, проявлять инициативу в установлениии поддержании контакта, хотеть и уметь передавать свои мысли. Одним из главных качествчеловека, способного к общению, исследователи называют способность к рефлексии,эмпатию. Человек должен суметь поставить себя на место другого, проявить своесопереживание и сочувствие.
Ученые также выделяютчетыре основные стадии общения:
1) ориентировка вокружающих условиях, дистанция взаимодействия в зависимости от цели, социальныйконтекст (в зависимости от целей общения);
2) формированиесмыслового содержания высказываний (подбор лексики, речевых оборотов и т.д.);
3) непосредственный ходобщения, обмен высказываниями, ориентированными на партнера, речевоевзаимодействие (сам коммуникативный акт);
5)   
Кан-Калик определяетследующие этапы, формирующие решение коммуникативной задачи:
1)   
2)   
3)   
4)   
5)   
На первом этапе очевиднанеобходимость осознания коммуникативной задачи, т.к. это необходимое условиереализации педагогической задачи. После определения коммуникативной задачипедагог анализирует ситуативные условия, возраст учащихся, организационныевозможности. Выдвижение гипотезы предполагает прогнозирование реакции детей,выполнение ими своих ролей. Определение системы методов коммуникативноговзаимодействия представляет особый интерес, т.к. этот процесс связан сориентацией педагога на учет индивидуальных особенностей школьников, уровень ихкоммуникативной компетентности. Само решение задачи означает непосредственнуюреализацию коммуникативной задачи при использовании вербальных и невербальныхсредств общения, которые педагог выбирает в зависимости от целей и задач.
Рассмотреввышеперечисленные этапы, мы можем выделить основные стадии протекания коммуникативныхактов:
1)   
2)   
3)   
4)   
Одной из принципиальныхзадач педагога при формировании коммуникативной компетентности являетсяорганизация таких условий, при которых учащиеся приобретают навыки и умения,соответствующие высокому уровню общения.
Способности к общениювключают в себя:
1)   
2)   
3)   
В последнее время, как взарубежной, так и в отечественной литературе по педагогике и психологии,достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются впонятии «коммуникативная компетентность» (1, С. 27).
Коммуникативнаякомпетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включаетследующие компоненты:
1) эмоциональный(включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому,способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
2) когнитивный (связан спознанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другогочеловека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
3) поведенческий(отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности,инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Коммуникативнаякомпетентность – коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватновыполнять нормы и правила жизни в обществе. Термин «компетенция» (в переводе слатинского «соответствие», «соразмерность») означает круг вопросов, в которыхданное компетентное лицо обладает знаниями, опытом.
В процессе коммуникацииперед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать своюдеятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям,т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы,готовность помогать. Общаясь со сверстниками, ребенок учится управлятьдействиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения,сравнивает других ребят с собой (1, С. 30).
Эмоционально-практическаяформа общения побуждает учащихся проявлять инициативу, влияет на расширениеспектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая форма общения создаетблагоприятные условия для развития личности, самосознания, оптимизма.Внеситуативно-личностная формирует умение видеть в партнере по общениюсамоценную личность, понимать мысли своего партнера, его переживания, позволяетподростку уточнить представление о о самом себе. Таким образом, мы полагаем,что общение ребенка – это не только умение вступать в контакт и вести разговорс собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слышать, а такжеиспользовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей.Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ходобщения.
1.2. Обоснование средствформирования коммуникативной компетентности подростков (на уроках иностранногоязыка)
В истории обученияиностранным языкам фактически были проверены два основных пути: а) изучениеязыка на основе правила при пользовании сокращенной коммуникацией; б) освоениеязыковых явлений главным образом на основе коммуникации.
Первыйспособ хорошо представлен в известной грамматико-переводной системе обученияиностранным языкам. Согласно этой методике, обучение строилось на изученииграмматических (и отчасти других языковых) правил и лексики с последующимпереходом к порождению (конструированию) и декодированию (чтению и пониманиюустной речи) речи. Многолетний лпыт показал, что этот путь малоэффективен.Пользуясь правилами и словарным составом языка, обучающиеся должны быливоссоздавать (порождать) новый для них язык. Путь усвоения лежал черезгромадное количество ошибок, замедляющих темп усвоения языка и понижающихинтерес к его изучению.
Второйпуть изучения языка (через коммуникацию) оказался более эффективным, хотя такоеобучение также содержало много недостатков. Недооценка осознания механизмовязыка, сформулированных в виде правил, снижала качество владения иноязычнойречью, увеличивала сроки изучения иностранного языка.
Витоге, как в зарубежной, так и в отечественной литературе наметилось сближениеэтих двух путей обучения языку. Данный факт является показательным в томсмысле, что он эмпирическим путем доказал единство языковых правил и действий.Языковые правила фиксируют лишь то, что носит закономерный характер вупотреблении языковых явлений в речи, и выполняют в процессе иноязычногореченаучения подчиненную, вспомогательную функцию.
Основнымдействием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процессобщения, речевая коммуникация. В процессе коммуникации происходит не толькообмен мыслями и чувствами, но и освоение языковых средств, придания имобобщенного характера.
Попыткиприблизить процесс обучения по его характеру и процессу коммуникациипредпринимались в нашей стране еще с начала 60-х годов, опередив и Европу, иАмерику, по крайней мере, лет на 10. Разработкой коммуникативного направления втой или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. К ним внашей стране, прежде всего, следует отнести Институт русского языка им. А.С.Пушкина (А.А. Леонтьев, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, А.Н. Щукин, М.Н.Вятютнев, Э.Ю. Сосенко и др.), представителей метода активизации резервныхвозможностей личности (Г.А. Китайгородская), методистов и психологов Э.П.Шубина, П.Б. Гурвича, И.Л. Бим, Г.В. Рогову, В.Л. Скалкина, И.А. Зимнюю и др.;среди зарубежных коллег – это Г. Лозанов и его школа в Болгарии, Г.Э. Пифо – вФРГ, Р. Олрайт, Г. Уидсон, У. Литлвуд – в Англии, С. Савиньон – в США и многиедругие.
Привсем различии методологий и технологий обучения, все эти ученые внесли в теориюи практику много ценного.  Подход каждогоученого, несомненно, своеобразен и имеет право на дальнейшее развитие.
Помере того, как продолжались научные исследования и практические поискиучителей, становилось ясно, что речь идет не просто об устойчивой тенденции, ао методе обучения.
Использованиекоммуникативной методики – объективная необходимость, продиктованнаязакономерностями любого обучения как такового. Как известно, все, чемуобучается человек, он приобретает для того, чтобы использовать в предстоящейдеятельности. Известно также, что использование знаний, навыков, уменийосновано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, насколько адекватныусловия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки, уменияпредполагается использовать. Следовательно, готовить учащегося к участию впроцессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных вклассе.
Этои определяет сущность коммуникативного общения, которая заключается в том, чтопроцесс обучения является моделью процесса общения. В этом случаекоммуникативность рассматривается не как методический принцип, пусть даже иведущий, а как принцип методологический, который определяет, с одной стороны,методические принципы обучения, а с другой – выбор общенаучных методовпознания, исходных для построения процесса обучения.
Всеэто, конечно, не означает, что процесс обучения строится как копия процессаобщения. Более того, в процессе общения есть параметры, моделировать которые сточки зрения обучения совершенно не имеет смысла. Например, «бессистемность»общения, точнее, отсутствие специально направленной организации или почтиполная подсознательность в овладении формальной стороной речевой деятельности ит.п.
Соблюдениеуказанных характеристик позволяет назвать образовательный процесскоммуникативным:
1)Коммуникативность предполагает не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование». Цельюиноязычного (как и любого другого) образования является сам человек, точнее,становление человека, человека духовного. А содержанием образования являетсякультура, в нашем случае – иноязычная (не иностранная!) культура, которая имеетчетыре аспекта: познавательный (знания о языке и культуре страны), развивающий(способности), воспитательный (нравственность) и учебный (владение умениемобщаться).
2)Процесс коммуникативного иноязычного образования (урок) строится как модель реального общения, ноорганизуется так, чтобы ученик имел возможностьсам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой, а неподвергался бы обучению.
3)Коммуникативность означает наличие у ученика личностного смысла его участия в образовательном процессе, вовладении иноязычной культурой с целью становления его как индивидуальности,как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур.
4)Коммуникативность – это мотивированностьлюбого действия учащегося, совершение его из внутреннего побуждения, а невнешнего стимулирования (боязнь отметки и т.п.).
5)Коммуникативность – это речемыслительнаяактивность, т.е. постоянная включенность в процесс решения задач реального(а не учебного!) общения.
6)Коммуникативность – это связь общениясо всеми другими видами деятельности ученика – общественной, спортивной,художественной и т.п.
7)Коммуникативность – это общение вситуациях, понимаемых не как обстоятельства (у кассы, на стадионе и т.п.),а как система взаимоотношений между общающимися – учителем и учениками.
8)Коммуникативность – это функциональность,означающая, что любое действие ученика, скажем, при овладении словами илиграмматическим явлением производится при наличии у ученика и при осознании им речевой функции («Подтверди …», «Спроси…», «Убеди …» и т.п.), а не формального задания («Встать …», «Измени …» ит.п.).
9)Коммуникативность – это постоянная новизнаи эвристичность, когда исключается произвольное заучивание ивоспроизведение заученного, когда ни одна фраза не должна повторяться в том жевиде даже дважды (об этом еще в 1965 году писал П.В. Беляев) или дваждычитаться (слушаться) тот же текст с той же целью, но когда обеспечиваетсяпостоянная вариативность всех упражнений, материалов и условий.
10)Коммуникативность – это содержательностьвсех используемых материалов, их коммуникативнаяценность и аутентичность.
11)Коммуникативность – это проблемная организация материала не так называемаятематическая, а проблемная организацияматериала (Например, «Всегда ли правы взрослые?», «Сколько денег надочеловеку?», «Самое лучшее место на земле?» и т.п.).
Каждаяиз указанных характеристик – не благое пожелание, а обязательное условие (12, С. 51).
Внастоящее время пропаганда основ коммуникативной методики являетсянастоятельной потребностью практики обучения. Во-первых, потому, что именнокоммуникативная методика адекватна такой цели, как обучение общению, во-вторых,потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями,которые должны стать достоянием учителя-практика.
Всоответствии с коммуникативной направленностью обучения строится учебныйпроцесс. Большое внимание уделяется созданию коммуникативной атмосферы. Рольпреподавателя качественно меняется. Он становится стратегом, реализующимконцепцию учебников и дополняющим их коммуникативными материалами. Большоезначение имеет поведение преподавателя, который организует иноязычное общение,дает время на размышление, не требуя моментального ответа, осуществляет гибкуюкоррекцию ошибок и т.д. Для успешной реализации идей коммуникативного методанеобходима соответствующая материальная база и техническое оснащение. 
Всоответствии с коммуникативным методом обучение варьируется в зависимости отуровня обучаемых. Прежде всего, учебный процесс ориентируется на содержание, котороепомогает ориентироваться в мире чужой культуры, развивает собственный мирвидения разных культур. Обучаемые выступают как активные партнеры по общению,их побуждают к осознанному и самостоятельному использованию языковых и речевыхсредств. Занятия имеют социальный характер, фронтальная работа заменяется напартнерскую, индивидуальную и групповую.
Работапо коммуникативному методу, активное использование учебников и пособий скоммуникативной направленностью в учебном процессе дает положительные результатыпри обучении иностран


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Penguins Essay Research Paper The signature Species
Реферат Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение
Реферат Юридическое определение терроризма в законодательстве России, США и документах ООН. Его практическое применение на примере движения Хамас
Реферат Учет финансовых вложений (инвестиций) и ценных бумаг
Реферат Роберт Музиль. Человек без свойств
Реферат Arab Israeli Conflict Essay Research Paper History
Реферат Золотая орда. Мифы и реальность
Реферат Emily Dickinsons Poem 732 Essay Research Paper
Реферат Виды и составляющие цены Характеристика их
Реферат Внутренняя и внешняя политика Павла 1
Реферат 21. После этого Помпей остался в Испании еще на некоторое время, чтобы успокоить наиболее сильные волнения. Наведя порядок и прекратив смуты, он переправил свое войско в Италию, как раз в самый разгар войны с рабами
Реферат Понятие и признаки соучастия
Реферат Музыка Франции 18 века
Реферат Лес и человек: тысячелетия общей истории
Реферат Арт Оэнфер