Реферат по предмету "Педагогика"


Модульно-редуктивное обучение истории и обществоведению

Педагогическая техника модульно-редуктивного обученияистории и обществоведению
Из опытаработы
Автор опыта работы
Гуленина Валерия Юрьевна
учитель истории и обществоведения
первой квалификационной категории

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНО–РЕДУКТИВНОЙТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Современная наукаобразования приблизилась к тому моменту, когда возникла необходимость всоздании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное вобразовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.Школы должны постепенно переходить на педагогические технологии, которыевключали бы ученика в развивающую деятельность.
Мы живем в век информациии глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняетвозможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации,разрушая, казалось, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новыхнавыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий.Реальности современного мира требуют от школы формирования у школьниковспособностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации.Приоритетным становится овладение оперативными интеллектуальными общеучебнымиумениями, а не приобретение знаний и сведений, актуальность которых быстроустаревает. Одновременно большой объем усвоенных знаний приводит к уменьшениюманевренности, сужению возможностей мыслительных операций с ними.
Основная цель современногоурока истории состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая быудовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии сего склонностями, интересами и возможностями. [10] Для достижения этой целинеобходимо кардинально менять парадигму, с позиций которой рассматриваютсяотношения ученика и учителя в учебном процессе, что возможно только прииспользовании современных технологий
Использованиеинновационных педагогических технологий в процессе обучения истории иобществоведения целесообразно так как способствует активизации самостоятельнойдеятельности учащихся, способности обосновывать свою позицию, развитиютворческого подхода к решению учебных задач, активизации мышления обучаемых,характеризуется четкой постановкой целей и действенной системой обратной связи,воспроизводимостью процессов, технологичностью. [7, c. 115] Технология модульно – редуктивного обучения отвечаетвсем этим требованиям. Она относится к личностно – ориентированным технологиями суть ее заключается в том, чтобы усилия каждого ученика направить на активнуюсамостоятельную познавательную деятельность с целью глубокого и осознанногопонимания исторического и обществоведческого материала. И как следствие наразвитие личности, на воспитание культуры общения, способности мобилизоватьсвои морально- волевые усилия на достижение цели в учебе.
В настоящее время учебныйпроцесс в массовой школе продолжает сохранять неразрешенные проблемы следующегохарактера:
· Междупреобладающим в школе объяснительно — иллюстративным способом преподавания инеобходимостью обеспечения деятельностного, личностно- ориентированногохарактера обучения.
· Получение знанийв готовом виде, что, как правило, вызывает затруднения в их практическомприменении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
· Учащиесяиспытывают затруднение при самостоятельном освоении материала (не умеютсоставлять план, конспект, таблицы, выделять причинно-следственные связи и т.д.)
· Резкий спадинтереса к обществоведческим дисциплинам.
Преодолениевышеперечисленных проблем поспособствует воспитанию творческого,самостоятельного, критически мыслящего человека, что должно служить главнойконечной целью образовательного процесса в школе.
Согласно теориидеятельности, обучение эффективно только при такой организации учебногопроцесса, когда учащийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только вэтом случае обучение ведет к осознанному и прочному усвоению знаний и развитиюинтеллекта ученика. Поэтому новизна концепции модульно – редуктивной технологиисостоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществлятьмотивационное управление его учением, т. е. мотивировать, организовывать,координировать, консультировать, создавать атмосферу творчества исотрудничества, контролировать его деятельность. [1, c. 10]
Осознание этого позволилоавтору определиться с целью собственного педагогического поиска и развития. Витоге тема работы была сформулирована следующим образом: «Педагогическаятехника модульно — редуктивного обучения истории и обществоведению». Цельработы – примененить на практике методы и приемы модульно- редуктивногообучения, которые способствуют развитию самостоятельной, критически мыслящей итворческой личности.
По указанной теме определеныследующие задачи:
· Изучить ипроанализировать литературу по теме работы
· Обобщитьтеоретические основы модульно-редуктивного обучения
· Выявитьвозможности и особенности применения приемов модульно-редуктивного обучения впрактике преподавания истории и обществоведения
· Обобщитьпрактические результаты опыта
· Показатьобоснованность применения модульно- редуктивного обучения для формированиясамостоятельной, критически мыслящей и творческой личности.
Важнейшими принципамипрактической педагогической деятельности автора для достижения вышеуказаннойцели являются:
· Поощрениетворческой инициативы учащихся.
· Воспитаниеответственности, толерантности и самостоятельности.
· Формированиеустойчивого интереса к истории.
Перевод процесса обученияв эту плоскость позволяет использовать технологию модульно – редуктивногообучения, как особенно эффективную.
Однако следуетосознавать, что любая система целей образования мало поможет на практике, еслине будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Сегодня важнейшаязадача педагога работающего с модульно – редуктивной технологией обучения –найти такие приемы педагогической техники, которые позволили бы проводитьразличные мыслительные операции с единицами знаний, трансформировать их впреобразующей и творческой познавательной деятельности. Постоянноесовершенствование собственного педагогического опыта как теоретического, так ипрактического.[3, c. 15]
В процессе овладениятехнологией модульно – редуктивного обучения учитель вырастает профессиональнои поэтому процесс овладения теорией и практикой данной технологии способствуетсамосовершенствованию учителя и его самореализации.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
обучениемодульный редуктивный преподавание
Современная школа должнане только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человекатворчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегосямира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельнуюдеятельность, принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
 Долгие годы в школеучебный процесс был сведен к тому, что от учителя к ученику передавалисьзнания, умения и навыки. Но современная жизнь доказала, что этого недостаточно.Образование должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться,реагируя на новые социальные явления. Однако изменения, происходящие всегодняшней школе, ставят учителя в сложные условия: ему необходимоориентироваться в огромном количестве современных инновационных технологий,идей и направлений. Как утверждают дидакты и методисты, существует болеешестидесяти методов обучения [6, c.50]. Как выбрать из них самый нужный и продуктивный? Для выбора оптимальныхметодов в конкретной педагогической ситуации были предложены два подхода.Первый — нужно изучить образовательные новинки и пробовать применить лучшую илинесколько наиболее надежных на практике. Второй подход — заимствовать лучшиеметодики из разработок ведущих методистов, т. е. использовать своего родапедагогические шпаргалки. Однако не всегда даже самые лучшие образцы чужогопедагогического опыта можно применить в неизменном виде. Получается, что влюбом случае от методического творчества и выбора учителю не уйти, так как именноинновационные методы в обучении направлены на подготовку самостоятельнойличности к будущей жизни. Условно их можно разделить на предметно –ориентированные и личностно – ориентированные [7, C. 90].
 К основным личностно –ориентированным инновационным методам в образовании, на сегодняшний день,относятся: методы проблемного и проектного обучения, исследовательские методы,модульно — редуктивное обучение, игровые технологии, метод мозгового штурма,метод творческих заданий и т.д. Но нужно понимать, согласно Н. И. Запрудскому,что личностно – ориентированные технологии в чистом виде таковыми не являются,так как не соответствуют некоторым требованиям. В частности для них «невозможно диагностически задать, описать результаты обучения. Сложноосуществить контроль достижения целей, которые относятся к психическимпроцессам в сознании человека» [6, c. 15].
 Редукция – этометодологический прием в логике, математике и других дедуктивных науках,заключающийся в упрощении, сведении сложного к более простому, обозримому,понимаемому.[1, c. 15] Основныепринципы редуктивного образования в отечественной педагогике высветили М. А.Балабан и Г. О. Аствацатуров.[3]
 Согласно мнению М. А.Балабана сама природа позаботилась о человеке. Наличие у живых существювенильного гена – модератора, который позволяет затормозить любой процессроста, к которому организм еще не готов, прямо влияет на процесс усвоениязнаний. «Опора на силовое запоминание чужого знания (= текста) в классно –урочной школе заставляет ее игнорировать».[3, c. 13] В условиях современного информационного общества уже неиграет большой роли постоянное и быстрое накопление знаний и сведений,актуальность которых быстро устаревает.
 Одновременно большойобъем усвоенных знаний приводит к уменьшению маневренности, сужениювозможностей мыслительных операций с ними. Поэтому авторы технологииутверждают, что задачей школьного образования является не ускорение, а наоборот– « максимально замедлить реализацию умственного и духовного потенциала каждогоученика, чтобы дать ему возможность полностью созреть в самых выгодных дляразвития его личности условиях».[3, c.16]. Продуктивное обучение « неизбежно ведет к утрате генетическойидентичности самой личности ученика» [3, c. 14]так как является замкнутой системой получения ЗУНовизвне – из учебника, от учителя и т. п. Редуктивное обучение является открытойсистемой, потому что личное знание формируется при прямом творческом участии ( ане под силовым воздействием, как при репродуктивном обучении) чужого личногоопыта тех, к кому сам учащийся обращается за содействием.[1, c. 22]
В основу модульно –редуктивной технологии обучения заложен ряд приемов педагогических техник,направленных на высокую познавательную активность учеников
1.  Техника активно-продуктивного чтения.
2.  Техника сжатия информации.
3.  Техника обратной связи.
4.  Технология рейтинга.
5.  Технология целеполагания.
6.  Проектная технология.
7.  Техника интерактивного обучения.
Традиционное пониманиемодульного обучения как блоковой (модульной) подачи материала выглядитследующим образом:
лекция — урок изучения нового материала,
семинар,исследование, лабораторная работа – уроки совершенствования знаний, умений инавыков,
коллоквиум,зачет – контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений.
Вредуктивной технологии идет ориентир на многомерную модель работы с учебнойинформацией на всех этапах ее усвоения и трансформации. Однако сохраняют своезначение важнейшие компоненты модульного обучения, такие как алгоритмическийподход в обучении, определённым образом оформленные дидактические материалы,рейтинговая система оценивания, таксономия учебных целей и задач. Основнымдидактическим материалом в режиме модульно — редуктивного обучения являютсяиндивидуальные матрицы. Они выдаются каждому ученику и состоят из алгоритмаучебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебногоматериала, создание целого ряда продуктов ученической учебной деятельности.
Тем неменее, можно утверждать, что используя алгоритмический подход, присущиймодульной и модульно-блочной технологиям, редуктивная составляющая наполняетурок совершенно другим содержанием. В первую очередь, провоцируя учащихся накритическое отношение к предлагаемой им порции информации.
В этойпарадигме учебный материал является средством совершения учениками рядамыслительных, творческих операций. Ученик словно поднимается над учебнымматериалом, «примеряет» его под себя. Он не просто последовательно выполняетучебные задачи, но и сам их создает: формулирует вопросы, составляет тесты,кроссворды, резюме и т. п. [1, c.45].
Рассмотрим некоторыеприемы модульно – редуктивного обучения истории, которые можно применить напрактике.
Всемучителям знаком такой вид самостоятельной учебной деятельности, как работа сучебником и дополнительной литературой. Техника активно-продуктивного чтенияпредставляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизациюмыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целыйкомплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней, что позволяетдобиться высокой продуктивности.
Главное преимущество этойтехники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст –средство для осуществления различных мыслительных операций. Результат такойработы – ученический продукт в виде выполненных заданий, составленныхсамостоятельно схем и конструкций. Кроме того современные подростки зачастую струдом могут выразить свои мысли. В процессе реализации приемов техники активнопродуктивного чтения они овладевают не только иными способами и средствамивыражения мысли, но и приобщаются к культуре в самом широком ее представлении,учатся формулировать свою собственную оценку событий, корректно ее выражать.Это помогает им увидеть и понять окружающий мир в его разнообразии, глубжеосознать себя как представителя социокультурной общности, развить своечеловеческое сознание.
Технологические приемы втехнике активно — продуктивного чтения: [1, c. 55]
1.  Отсроченная загадка
2. Задай вопрос
3. Составь задание.
4. Кубик Блума.
5. Аналитик.
 6. Пометки на полях
Техника сжатияинформации. [1, c. 65]
Учебники истории и обществознаниячасто содержат огромное количество информации и естественно, что учитель хочет,чтобы в умах учеников отложилось самое важное. Здесь помогут следующие приемы:
1.  Своя опора.
2.  Дай определение.
3.  Ключевые слова.
4.  Резюме.
Техника обратной связи.[1, c. 70]
Для лучшего управленияучебным процессом необходима постоянная обратная связь с ученика: как ониусвоили новый материал, какие проблемы возникли? Частые контрольные ипроверочные работы нецелесообразны, так как могут вести к психологическойнапряженности и страху со стороны учеников. Отследить эффективность усвоенияможно успешно отследить отследить через следующие упражнения:
1.  Задание массивом.
2.  Базовый лист контроля.
3.  ПОПС-формула
4.  Буриме.
5.  Пресс-конференция.
Техника интерактивногообучения. [1, с. 79]
Интерактивное обучениехарактеризуется целенаправленным и интенсивным взаимодействием ученика иучителя, ученика и ученика. Можно рассматривать его как групповой методобучения, который способствует сотрудничеству и сотворчеству междуодноклассниками. В ходе такой деятельности возникает индивидуальнаяответственность, взаимное уважение, толерантность к чужому мнению. Ребятаучатся слышать друг друга. Ученики осуществляют взаимоконтроль и взаимооценку.Создают свою формулу успеха.
 В данной главе былипредставлены некоторые инновационные приемы модульно — редуктивного обучения,которые можно использовать на уроках истории, обществоведения и другихпредметах гуманитарного цикла. Современному учителю нужно постоянно повышатьсвое педагогическое мастерство, быть в курсе педагогических новаций,знакомиться с новыми методами ведения урока.[11, c. 25]. Потому что, в конечном итоге, все это работает наформирование творческой, деятельностной, критически мыслящей личности ребенка,а значит и на наше будущее.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
Педагогическому поискутехнологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с цельюпревращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъектаучебно-воспитательного процесса автор посвятил три года.
2008/2009 учебный годавтор посвятил выбору темы и изучению библиографических источников. На этомэтапе основной задачей деятельности стало определение актуальностиисследования, постановка целей и задач. Из множества возможных технологий намибыла выбрана технология модульно-редуктивного обучения истории иобществоведению, в основу которой заложен ряд педагогических техник,направленных на высокую познавательную активность учащихся, на формированиекоммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебныхумений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности.
Тема по самообразованиюавтора была сформулирована следующим образом: «Педагогическая техника модульно — редуктивного обучения истории и обществоведению как условие развитиясамостоятельной, критически мыслящей, самообучающейся творческой личности».
В 2009/2010 учебном годуавтором была проведена систематизация собранных материалов. Отобраннаялитература изучалась в соответствии с очерченным кругом проблем. Автором сталивнедряться в педагогическую деятельность наиболее целесообразные, согласнозаявленным целям и задачам, элементы технологии. Разнообразие педагогических приемови средств обучения на уроках, новые формы работы повысили мотивацию учебнойдеятельности у детей, ощутимо изменили отношение к предмету, количествоучащихся желающих заниматься внеурочно возросло. Дети без принуждения началиобмениваться дополнительной литературой, видеоматериалами, компьютернымипрограммами, обсуждать прочитанное и увиденное. Проблема найти желающихучаствовать в олимпиаде отпала сама- собой. В 2010 учебном году ученик 6 «Б»класса занял 2 место в городской олимпиаде.
В 2010/2011учебном году автор продолжает использование приемов модульно- редуктивногообучения с целью оптимизации и повышения мотивации учебного процесса, активизациимышления. Закономерным итогом этого этапа стал анализ и обобщение опыта работы,накопленного дидактического материала, рефлексия.
В ходе уроков истории иобществоведения при работе с учебником и дополнительной литературой авторомактивно применяются приемы техники активно-продуктивного чтения, эффективнойдля развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Дляактивизации познавательного процесса автор перед учениками ставит такиеисторические задачи, которые превращают их в исследователей. Какие приемы иформы работы автор использовал? Например, приемы «отсроченная разгадка»,«коммуникативная атака» для эффективного начала урока. Реализуя эти приемы автор старается использовать факты, идеи, вызывающиеудивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Здесьможно использовать крылатые выражения, исторические анекдоты, отрывки излитературных произведений, описания исторических личностей.
В начале урока задаетсязагадка или вопрос, разгадка на которые будет открыта при работе над новымматериалом. Автором была составлена картотека проблемных вопросов, которыевозможно использовать в любой параллели. [Приложение 1]
Такимобразом, автор на практике пришел к выводу, что нестандартное начало урокавызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить, а кроме тогорасширяет творческий потенциал ученика.
Для активизациисамостоятельной работы с текстом, историческим источником незаменим прием«задай вопрос». Ученики получают задание составить вопросы к тексту или пунктуза определенное время. Задача прочесть текст, автором конкретно не ставится, носоставляя вопросы, ученик даже бегло все равно с ним ознакомится, усвоив, такимобразом, самое главное. На лучшие вопросы ученикам тут же предлагаетсяответить. Сразу следует иметь в виду, что без определенной практики большинствоучащихся серьезных вопросов не сформулирует. Таким образом, составляя вопросы,ученик как бы очерчивает свою область понятого, следовательно, то, о чем небыли заданы вопросы — не понято и учитель должен обратить на это внимание.Например, изучая в седьмом классе ход и итоги Столетней войны, можно обратитьсяк образу Жанны Д Арк и использовать материалы суда. [Приложение 2]
С целью раскрытиятворческих способностей учащихся автор использует в ходе повторения илиобобщения следующие задания: составить тест, кроссворд, ребус. В этом случаеповторение не будет скучной работой, а превратится в глубоко мотивированнуюзадачу. Лучшие варианты автор предлагает для решения всему классу, что повышаетсамооценку и мотивацию ученика, составившего задание. Сложность здесь состоит втом, что ученики должны понимать разницу между альтернативным тестом и тестомна соответствие или тестом на исключение лишнего. Поэтому данный приемцелесообразно использовать в классах старшего звена, хотя ученики пятых илишестых классов с энтузиазмом относятся к такого рода заданиям.
И если учащиеся пятой ишестой параллели любят составлять кроссворды, то ребята постарше отдаютпредпочтение тестам. [Приложение 3]
Для расширения кругозораучащихся автор старается чаще использовать дополнительный материал, хрестоматиюи интерактивные, в данном случае – групповые, формы работы. Например, в шестомклассе при изучении материала параграфа «Средневековый город» после объявлениятемы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по теме«Средневековый город», сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитываясовременные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило,что-то знали, что-то слышали, или видели по объявленной проблеме. Понятно, чтоинформация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Возможностьвысказаться предоставляется всем желающим. Целью этапа является вызов иактуализация. Возможен вариант, когда этап делится на три части:индивидуальную, парную и групповую. Учащиеся сообщают друг другу информацию идополняют ее. Затем каждая группа сообщает о своихрезультатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске (если материаламного можно систематизировать его в схему). После этого ученикам выдается текстпо изучаемой проблеме (время работы с текстом оговаривается заранее). Во времяизучения материала ученики выделяют моменты, уже известные и те, которыесодержат новую информацию.
Затемучитель подводит с учениками итоги, что они узнали нового о средневековомгороде, о жизни горожан. Спрашивает, что они хотели бы узнать еще и затемпредлагает внести результаты в таблицу следующего вида. [Приложение 4] Происходитсвоего рода «инвентаризация» текста — анализ, самоанализ, самооценка, мотивацияк новому витку познания.
После заполнения таблицыучитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать,насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», даетрекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найтиответы на интересующие их вопросы.
Таким образом, этот приемнаправлен на многократное повторение изученного материала и если урок прошелуспешно то, как правило, нет необходимости задавать домашнее задание.
Учащиеся любого возрасталюбят составлять «шифрограммы».Этот прием автор использует в рамках техникисжатия полученной информации. Суть его состоит в трансформации знаний,превращении новых знаний в личные знания, а значит – понимание материала. Ученикпятого класса получит задание «Зашифруй послание Юлия Цезаря его сторонникам вРиме». В седьмом классе можно предложить составить шифровку «Шпион при дворефранцузского короля докладывает Карлу Смелому», а ученик девятого класса получаетзадание составить авторский опорный конспект изученной темы. В младших классахавтор предлагает учащимся разбиться на группы и поиграть в разведчиков илишпионов. Одни шифруют информацию, другие ее расшифровывают. Или в среднем звенепровести конкурс на лучшую шпаргалку. Так как у каждого человека свой языккодирования, задание может оказаться не таким уж и легким. Момент соревнованияповышает активность учащихся, их самооценку, способствует развитию образногомышления и логики.
Логичным завершением работыс текстом автор считает составление «резюме». Ученикам предлагается несколькимипредложениями описать событие или явление, рассказать или написать однимабзацем, о чем данный параграф. Например, учащиеся восьмого класса с интересомстали составлять резюме к материалу параграфа «Индия» в форме короткогорассказа. Автором были предложены на выбор «Рассказ местного жителя о своейстране» и «Письмо домой английского путешественника». Лучшие резюме авторызачитывали классу. Проверка показала, что порой очень непросто изложить сутькратко, лаконичности надо учиться. Кроме того этот прием позволяетсовершенствовать и развивать навыки и умения письменной речи.
 Приемы техники обратнойсвязи особенно эффективны, когда надо определить степень погружения учеников вматериал. Одним из таких приемов является «ПОПС – формула». Автор считает, чтоценность этого метода в возможности ученику кратко и всесторонне выразитьсобственную позицию по изученной теме, показать насколько осознанно он еевоспринимает. Учащимся предлагается написать 4 предложения, отражающие 4момента ПОПС-формулы. [Приложение 5]
Например,ученикам восьмого класса после изучения материала параграфа «Эпоха ПетраВеликого», учитель, в качестве рефлексии, может предложить прием «ПОПС-формула».
«…Ясчитаю, что реформыосуществленные Петром в России были неизбежными, потому что России надо былостановиться европейской страной, отвоевывать выход к морю.
Я могудоказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия неимела развитого мануфактурного производства, регулярной армии и военно-морского флота.
Исходяиз этого, я делаю вывод, чтоэти реформы сыграли огромное значение в истории России и дали мощный толчоквеликим преобразованиям ХVIIIв.»
(составленоученицей 8 «А» класса Ковган Ульяной).
 Для того чтобы задатьобщее направление рефлексии учащихся, автор может добавить в первом предложениинесколько слов, определяющих тему обсуждения.
Например:
«Ясчитаю, что Иван Грозный...»
«Ясчитаю, что правовое государство...» и т. д.
Ученик учится выражатьсобственное мнение, а учитель получает информацию о степени «погружения»ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о егонравственной оценке того или иного события, явления.
 Приподведении итогов работы за определенный период автор использует прием «заданиямассивом». Например, ученикам шестого класса при подведении итогов за 5 уроковпо теме «Восточные славяне» [Приложение 6] предлагается ряд заданий. Учительсообщает, что им следует самим удостовериться в степени овладения учебнымматериалом. Их вниманию предоставляется ряд вопросов и заданий различногоуровня на выбор. Они сами выбирают себе задания. Каждый из вопросов оцениваетсяопределенным количеством баллов. Например, на «10» надо набрать 25 баллов.Ученик может сделать три сложных задания и набрать необходимые баллы, илипять-шесть более простых. На основе выбираемых заданий учитель получитвозможность для диагностики затруднений по данной теме, а ученик, находясь вситуации выбора, избежит жестких рамок, что сделает его пребывание на урокеболее комфортным.
Учащиеся любой параллелис интересом относятся к приему «Буриме»./> Игровой приём, который легко организовать, позволяетразвивать у детей фантазию, импровизацию, автор часто использует его дляпроверки домашнего задания или рефлексии. В отличие от традиционной игры«Буриме» в данном случае ребятам предлагаются не готовые рифмы, а помимоизвестных ключевых слов, слова и выражения, далекие от текста учебника,документа, дискуссии. Описываемый приём — наглядная проверка свободноговладения учениками ранее изученным материалом. Не предупреждая ребят о задании,автор предлагает им назвать 5 любых слов. В классе царит оживление, называютсяслова, часто очень далекие от изучаемой темы: капуста, пирожки и т. д. Но вдругучитель даёт задание составить небольшой рассказ по теме урока с обязательнымиспользованием упомянутых слов. Тот ученик, который свободно владеетматериалом, справится с этим заданием без проблем. В дальнейшем, конечно,подвоха не получится. Поэтому в запасе у учителя набор карточек со словами,отвлечёнными от учебного предмета. К предложенному варианту иногда можнодобавить следующие:
· рассказ из 10слов начинающихся с одной и той же буквы (например «В»)
· задача усложнитсяесли предложить составить буриме в заранее оговоренной форме. Например, в видеяпонского стиха – хокку.
Такученикам восьмого класса после изучения темы «Япония» можно предложитьсоставить хокку. [Приложение 7]
Естественно некоторые изэтих заданий требуют определенной сноровки и времени, поэтому целесообразнеезадавать их в качестве домашнего задания. Несмотря на сложность, большинствоучеников относятся к этой работе с воодушевлением.
 Оченьчасто автор использует еще один эффективный и дающий простор творчеству ученикаприем – «синквейн». Как правило, учащиеся с удовольствием включаются в работу. Носледует сразу довести до их сведения, что синквейн не составляется радисинквейна, а как база для обобщающего ответа и размышления. Как только ученикпонимает необходимость использовать свой синквейн в качестве опоры для устногоответа, он начинает более обдуманно подходить к его составлению. После изученияв восьмом классе материала параграфа «Россия в начале ХVII в.» автор предлагает ребятам /> задание, не требующее много времени на выполнение.Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих.Не зря синквэйн часто называют «пятистишием». Можно предложить ребятамхудожественно оформить синквейн.[Приложение 8]
С целью реализации таких ценностейкак межличностный диалог, смыслотворчество, свобода выбора, создание ситуацииуспеха автор использует приемы интерактивной технологии в своей педагогическойпрактике. Их можно применять как для разработки урока в целом [Приложение 9],так и для применения на отдельных этапах. Например, групповая форма работыценна возможностью организовать межличностный диалог. В шестом классе приработе с материалом параграфа посвященного жизни и быту восточных славян классделится на две группы (оптимальное количество учеников от четырех до шести),которые получают четко и конкретно сформулированную учебную задачу.[Приложение10] Используя подготовленное учителем оборудование, группы выполняют учебнуюзадачу и предоставляют результаты в виде письменного или устного отчета,заполненной таблицы или схемы.
Следуетзаметить, что автору удается повысить эффективность работы и степень погруженияв материал, используя:
· приемранжирования вопросов. Суть его состоит в том, что ученики не простопрорабатывают соответствующий исторический материал, но и, обсуждая его,расставляя в заранее оговоренном порядке, незаметно закрепляют на новом уровне.
· ограничениевремени выполнения задания.
 Среди другихприемов интерактивной технологии, способствующих развитию творческой,самостоятельной и критически мыслящей личности. Автор считает нужным применятьприемы «Аллитерация» и «Ассоциация» которые можно использовать на этапеактуализации знаний или в качестве рефлексии.[Приложение 11] В 5-м классе авторначинает с самого понятия «ассоциации» — связи между отдельнымипредставлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Учимся напростых примерах. В начале изучения темы «Древний Египет» учитель спрашиваетдетей, какие ассоциации вызывает у них слово «Египет». В ответ получает длинныйряд слов, понятий, имен. Автор поясняет, что все они так или иначе встретятсяпри изучении темы, а подробности о некоторых из них мы узнаем прямо сейчас.Наша задача – пополнить коллекцию знаний и представлений о Египте. Послеизучения темы можно вернуться к ассоциативному ряду и сравнить, насколькоизменился список ассоциаций. В среднем звене при изучении нового материаламожно предложить ребятам составить ассоциативный ряд, связанный с каким-либопонятием. Например, промышленный переворот. После составления ряда ученикиработают с текстом, а затем анализируют, насколько верными оказались ихассоциации. В старшем возрасте учащиеся пробуют составить определение,используя ассоциативные слова. В качестве домашнего задания ребята составляютассоциативный ряд.
Хотелось бы отметить, чтона своих уроках автор часто использует приемы организации учебной дискуссии, например«Аквариум». На открытом уроке, проведенном в 6 классе ребята обсуждали вопрос отом, какую оценку можно дать периоду “средние века”: что это – эпоха варварстваили достижений? Дискуссия на уроке получилась, ребята наперебой предлагаливысказывания в защиту той или иной точки зрения. Задачей учителя былоконтролировать и регулировать культуру ведения дискуссии.
В любомвозрасте ученики с удовольствием откликаются на использование интерактивногоприема — «Интервью», который применим для погружения участников в определеннуюсоциокультурную среду. К примеру ученик «А» опрашивает ученика «Б» как участникаВеликой французской революции или ученики 7 класса по истории средних веков впараграфе 17 по теме «Усиление Московского княжества» становятся участникамибеседы великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основекоторой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача –восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы напредложенные вопросы. Прием востребован на этапе, когда ученики уже обладаютопределенными знаниями (повторения, рефлексии, проверки домашнего задания).Интервьюера можно предупредить заранее, в целях экономии времени урока исохранения комфортной атмосферы для всех участников процесса обучения.
Такимобразом, по мнению автора работы можно утверждать, что приемы технологииинтерактивного обучения существенным образом расширяют возможности модульно –редуктивной. С успехом исправляя такие недостатки большинства технологий, какнедостаток живого общения, незначительная доля коллективной мыследеятельности именьший воспитательный потенциал.
Уроки – модули:
Уроки-модули- это редуктивные сценарии урока, которые выдаются ученикам для самостоятельнойработы с текстом учебника или дополнительной литературой. Пошаговое изучениенового материала, характерное для модульного, обучения, кардинально изменяетсяблагодаря характеру учебных задач, ориентирующих учеников на продуктивнуюработу. Им ясно, чем они занимаются. Результат, к которому они стремятся,прозрачен и реален. Пока ученики работают, учитель имеет возможность подойтибуквально к каждому, координировать работу, направить (но, ни в коем случае неподсказывать!). Многие уроки предусматривают на некоторых этапах взаимообучениев парах, в группах. Меняются функции учителя во время урока. Он не только и нестолько носитель информации, сколько консультант и эксперт. Знакомясь по ходуурока с работой учеников, он может оценить их индивидуально, уделить большевнимания тем ребятам, кто встретился с определенными трудностями.
С первых же уроковнеобходимо настроить учеников на самостоятельность. Они любят переспрашивать,боясь ошибиться, начинают угадывать правильный ответ, обращаясь к учителю запомощью. В данном случае необходимо проявить твердость и настойчивость. [Приложение12]
Вышеизложенные приемытолько малая часть инновационных методов, которые могут быть использованы впроцессе применения модульно – редуктивной технологии. Все они предполагают:возрастание роли обучаемого в учебном процессе, усиление помощи со стороныучителя в организации индивидуального учебного процесса. Если ученики сами недостигнут успеха, настоящего желания к обучению не будет. Если ученикамзадаются слишком легкие задачи, желание учиться может исчезнуть. Использованиеэтих приемов позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного,личностно- ориентированного обучения. Школьники учатся думать, творить, высказыватьсвою точку зрения и защищать её. Всё это помогает ученикам самоутвердиться, азначит быть более подготовленным к будущей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный урок истории– это такой урок, когда учитель организует активную деятельность учащихся,направленную на выполнение поставленной дидактической цели, поиск знаний, ихосмысление и закрепление через формирование и развитие умений и навыков. Таковысовременные требования к преподаванию истории и обществоведения.
Одновременно с этим социальнаяситуация предъявляет свои требования к содержанию исторического образования.Оно должно быть не только качественным, но и педагогически адаптированным кученику. Он должен на основе исторического социального опыта накапливать свойопыт. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы у учащихсяформировалось критическое мышление по отношению к изученным событиям иявлениям, а также возникла потребность в собственной оценке происходящего.Процесс исторического материала должен побуждать ученика к творчеству, ксамостоятельному поиску. Формы организации труда и методы обучения должны бытьразнообразными, чтобы стимулировать учащихся к активной познавательнойдеятельности, давать им возможность для самореализации, а также воспитаниячеловеческих и гражданских качеств.
На сегодняшний день впроцессе обучения истории и обществоведению возникает ряд сложностей, связанных,по мнению автора с оторванностью содержания образования от жизненного опытаучеников, их интересов и целей. Они не видят в историческом процессецелостности и взаимосвязи всех частей. Для них знания, полученные в школе, неявляются информативными в повседневной жизни. В результате ученики не умеютсамостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, осознаватьмотивы учебной деятельности. Ученики стали меньше читать. Многие боятсятрудностей, а процесс обучения кажется им скучным и неинтересным.
Осознание необходимостиоптимизации учебно — воспитательного процесса, чтобы он стал болеекачественным. Поиск ответа на вопрос, что следует изменить в процессе обучения,в уроке, чтобы сделать его современным. Каким образом усилить мотивацию ученияи заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственностьза результаты труда.
Опыт преподавания привелавтора к необходимости использования технологии модульно — редуктивного обученияистории и обществоведению, которая стремится к обеспечению высокого уровняиндивидуализации обучения и формирования общеучебных умений и навыков учащихсяв новых социальных условиях. Это позволит, по мнению автора, оптимизироватьучебный процесс и хотя бы частично решит существующие противоречия.обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формированияобщеучебных умений и навыков учащихся в новых социальных условиях.
Практическая реализацияосуществлялась автором по следующим направлениям: оптимизация работы списьменными источниками, документами, текстами; овладение приемами сжатияинформации, необходимыми для умения логично излагать, систематизировать иобобщать; обобщение приемов рефлексии с целью управления эффективным учебнымпроцессом; внедрение интерактивных приемов для реализации смыслотворчества,диалога.
Применение приемовмодульно- редуктивной технологии позволило оптимизировать учебный процесс. Времяна подготовку домашнего задания сократилось, так как основная нагрузка(углубление, практические задания, в том числе работа с контурными картами ирабочими тетрадями) выполняется на уроках, что привело к снижению перегрузкиучеников. У значительной части учеников изменилась направленность мотивацияучения: от желания получить оценку к желанию повысить свой уровень образования.Количество желающих заниматься на факультативе возросло. Ученики безпринуждения обмениваются дополнительной литературой, видеоматериалами,компьютерными программами по предмету. В 2010г. ученик 6 «Б» класса занялвторое место на городской олимпиаде. Данная система стремится к развитию уученика таких качеств, как: познавательный интерес, ответственность,активность, критичность, самостоятельность.
По мнению автора,модульно-редуктивая технология, широко применяя инновационные приемы,
· позволяет оптимизироватьпроцесс овладения историческим материалом, обеспечивая тем самым более прочныезнания по предмету,
· совершенствует учебно-воспитательныйпроцесс и выводит качество исторического образования на новый уровень,
· позволяетреализовать развивающий аспект обучения всех учащихся с разным уровнемспособностей и подготовки,
· формируетустойчивый познавательный интерес к истории и обществоведению.
Таким образом, черезданную технологию осуществляется процесс осознанного приобщения ученика кобщечеловеческим ценностям. Учебный процесс за счёт смены форм учебнойдеятельности выстраивается на основе сотрудничества учителя и ученика, а такжеученика – ученика, что способствует формированию целостной картины мира иосознанию взаимосвязанности всех процессов в обществе. А более высокий уровеньмотивации и деятельностный характер обучения дают возможность для формирования самостоятельной,критически мыслящей и творческой личности. В то же время автор не претендует на полное решение стоящейпроблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы, связанные с внедрениемтехнологии целиком в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА
1. Аствацатуров,Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания / Г.О.Аствацатуров. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127с.
2. Аствацатуров,Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров.-Волгоград: Учитель,2009. – 118с.
3. Балабан, М.А. От«продуктивной» к «редуктивной» этике образования /М.А.Балабан // Школьныетехнологии. – 2004. — №5. – С. 12-16
4. Беспалько, В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.:Просвещение, 1995. – 143 с.
5. Гора, П.В.Повышение эффективности обучения истории в школе / П.В.Гора. – М.: Просвещение,1988.
6. Загвязинский,В.И. Теория обучения в вопросах и ответах / В.И. Загвязинский. – М.: Академия,2006. – 156 с.
7. Запрудский, Н.И.Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие дляучителя / Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2003. – 287 с.
8. Кашлев, С.С.Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. – Мн.:Университетское, 2000. – 178 с.
9. Кашлев, С.С.Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Мн.: Белорусский верасень,2005. – 195 с.
10. Концепция учебногопредмета «Всемирная история. История Беларуси». Приказ Министерства образованияРеспублики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 675;
11. Ксензова, Г.Ю.Перспективные школьные технологии: учебно -метод. пособие / Г.Ю. Ксензова. –М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
12. Лазукова, Н.Н.Использование технологического подхода в обучении истории / Н.Н.Лазукова //Преподавание истории в школе. – 2001. — № 1. – С.59 – 67.
13. Лазукова, Н.Н.Использование технологического подхода в обучении истории / Н.Н.Лазукова //Преподавание истории в школе. – 2001. — № 1. – С.59 – 67.
14. Мороз, О.Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории / О.Мороз //Гісторыя: праблемы выкладання. – 2006. — №4. — С.23-28.
15. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.
16. Студеникин, М.Т.Современные технологии преподавания истории в школе: Пособие для учителей истудентов вузов / М.Т.Студеникин. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 79 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.