Реферат по предмету "Педагогика"


Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
Кафедра социологии
Основыпсихологии и педагогики высшей школы
Кафедра: Экономика и управлениегородским строительством
Шифр:08.00.05«Экономика и управление народным хозяйством

ЕССЕ
На тему:«Мотивацияв процессе обучения, пути мотивации к обучению»
 
Выполнила:
АндрашчиковаКристина
Рекомендованок защите:
Научныйруководитель:
СейфулаеваМ.Э., д.э.н., проф.
 
 
 
Москва, 2011

Введение
В организации современного учебногопроцесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов являетсяодной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационнымипроцессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия дляразвития внутренних мотивов, стимулировать студентов.
Во время огромного объема информациипредоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является оченьсложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивацииискать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни.Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты ипользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.
Время объективно требует изменения ролии места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующимлицом, а преподаватель — его партнером в обучении и развитии.Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическомпроектировании развития каждого студента, на создании мотивации, насубъектно-субъектных отношениях участников обучения.

1.  Мотив, мотивация
Еще Сократ разработал свой процессмотивации, аАристотельвыделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Частьсовременных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят омотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждениеличности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение),связанной с удовлетворением определенной потребности.[1]В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересыличности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребностистоят.
Мотивация — это процессы, определяющиедвижение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность илипассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение –поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.
Позитивная холистическо – динамическаятеория мотивации американского психолога А. Маслова выделяет пять базовых потребностей:
· Физиологическиепотребности – онисвязаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей …
· Потребностьв безопасности – потребностьбезопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,
· Потребностьпринадлежности и любви – она включат в себя стремление к общению,принадлежности к социальной группе
· Потребностьв признании — онавключает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижениеуважения других и самоуважения
· Потребностьв самоактуализации – стремлениек самовоплощению человека, в актуализации его потенции
Позднее за предложенной пятистадияльноймоделью потребностей, Маслоу еще две потребности: потребность в познании ипонимании и эстетические потребности. Потребность в познании ипонимании является когнитивной потребностей человека. Она связана спотребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненому. Эта потребностьочень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаютсянабольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и сконативными и с когнитивными потребностями.
Мотивы возможно характеризировать нетолько количественно (по принципу сильный – слабый), но и качественно. В этомплане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говоритьоб отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделитьпознавательную потребность саму по себе – потребность учения. Тогда говорим овнутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальнойпрестижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.
Кроме того, сами внешние мотивы могутбыть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивыизбегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны,чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешниеположительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.
2.  Мотивация кобучению
 
Мотивация – общее название процессапобуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активномуосвоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивацииобучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация какпобуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление,особенно необходимая в процессе обучения. />Рассматриваямотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесносвязано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуюти получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает всебя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы,склонности, установки.
Мотивация обучения — это общее название дляпроцессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательнойдеятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образымотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, ихотношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения,внутренняя, автомотивация).[2]
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный вопределенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.[3] Как илюбой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов.Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательнымучреждением; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, — субъективнымиособенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу;в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархиеймотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные ссодержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы,связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системеобщественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношениявзаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующихпотребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается изряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другомпобуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции,интересы). [4]
Становление мотивацииесть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательногоотношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы,входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивыхотношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоитсложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но иучета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера илимотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стерженьличности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность,ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качестваи другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации учеловека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы,стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы ит.д.
Мотивация основное средство, котороедаст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебномупроцессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточномотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни кразвитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтомумотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно вкаждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационныесистемы.

Структура мотивации обучения
/>
Мотивации студентов долгое время неуделяли внимания. На самом деле в 21. века это один из наиболее эффективных способовулучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий.Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоенияинформации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даствозможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу,позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
Говорят о мотивах для обучения, возможноклассифицировать мотивы по направленности и содержанию:
· социальные–(долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);
· познавательные – (стремлениебольше знать, стать эрудированным);
· профессионально– ценностные(расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
· эстетические (от обученияполучается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);
· коммуникативные (возможностьрасширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуальногоуровня и новых знакомств),
· статусно– позиционные(стремление через учение или общественную деятельность утверждается вобществе);
· традиционно– исторические(установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течениемвремени);
· утилитарно– познательные(стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научитьсясамообразованию);
· неосознанныемотивы(основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полномотсутствии интереса к познательному процессу).
Эти мотивы могут сливаться образуя общуюмотивацию для обучения.
Первичноепредставление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даётотношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённостиобучаемого в процесс учения:
Отрицательноеотношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесьвозможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность наоценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться,отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.
Нейтральное(безразличное) отношение к учению: характеристики теже, подразумевается наличие способностей и возможностей при измененииориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить обспособном, но лениво м учащимся.
Положительноеотношение к учению: постепенное нарастание мотивации отнеустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысшийуровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставитьперспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности иповедения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельностинаблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость имобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличениедоли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учениюпреподавателя характеризует активность(учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность,прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Интерес — один из мотивов обучения
Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес являетсяреальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательныйинтерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формированиеинтереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:
1.Прежде чемты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею,позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что унего напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действоватьсам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»[5]
2. «Весьвопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета,а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желанияугодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызватьинтерес, но чтобы интерес был как должно направлен» [6]
3. «Третий, ипоследний, вывод использования интереса предписывает построить всюпедагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихсятому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественновозбуждает их интерес».[7]
3.  Пути сохраненияи повышения мотивации студентов
 
Одно изнаиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утратестудентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлятьсобой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне труднососредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовитьсявыполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именномотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности,чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однакотех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание испособность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.
Методыстимулирования мотивации возможно включить:
Поставить перед учащего точную цель, что бы работать над ее достижением.Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можновыполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно.Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, гдеставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучениитемы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, которыйпозволяет студентам переживать успех в деятельности.
Мотивироватьстудентов к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу,он-лайн курсам).
Предоставитьстудентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм как конференции, посещениямузей, профессиональных учреждении, компании, на работу в которых студентыустраиваются
Симулированныеситуации в реальной жизни при процессе обучения.
Создание благоприятного психологического климата для развитияличности.
Между пути повышения мотивации предлагаютакже включить:
· введениесистемы рейтинговой оценки студентов
· введениесистемы публикации успехов студентов и награды за их замечательные успехи истремление
· расширениевозможности самореализации студентов
· возможностьввести индивидуальную систему обучения студентов
Время также объективно требует изменения роли и местапреподавателя в учебном процессе или процессе обучения. Студент должен бытьдействующим лицом, а преподаватель — его партнером в обучении и развитии.Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическомпроектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношенияхучастников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточнойличности необходимая для компетентностного учебно-воспитательного процессу. Дляэтого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъект-объектный типвзаимоотношений между студентом и преподавателем.
Для повышения мотивации студента к обучению необходимоосознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающегообучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, средикоторых:
Принцип личностного центризма в значении внимания кконкретного студента с его сущностными характеристиками; — Принцип взаимосвязиобучения, воспитания и развития; — Коммуникативно-деятельностный принцип; — Социокультурный принцип; — Принцип полифункциональности образования; — Принциппрактической направленности обучения; — Компетентностный принцип направленностиобразования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время перед преподавателями вузовстоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие срокимогли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретениемнавыков их творческого применения на практике.
Именно мотивация основное средство,которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов кучебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.Как мотивировать студентов к обучению – это важный и основный вопрос не толькопедагогов. Мотивы к обучению могут быть различные — именно социальные,познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные,статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные,неосознанные.
В 21 веке, когда доступ к информацииявляется уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивироватьучащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоенииполезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес ивозбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственностьза мотивацию студентов к обучению и её повышению принадлежит не толькопреподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление– это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основнымпотенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основнойдвижущей силой в этом нестабильном мире.
 

Список литературы
 
1. Божович Л.И.Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович иЛ.В.Благонадежной. М., 1972.
2. Божович Л.И.Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович иЛ.В.Благонадежной. – М., 1972.
3. Каменская Е.Н.Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.
4. Лавриненко В. Н.Психология и этика делового общения, Москва, 2005, 215 с.
5. Асеев В.Г.Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.
6. Маркова А.К.Формирование интереса к учению у учащихся., 2000, 175 с.
7. Мартова Т.В.Этика деловых отношений, Феникс, 2009, 252 с.
8. Мелия М. Бизнес —это психология, Евробукс, 2009, 352 с.
9. Столяренко Л. Д. Психологияделового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.
10. Н. В. Бордовская,А. А. Реан. Педагогика, 2000. – 304 с.
11. Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.
12. Харламов И.Ф.Педагогика. – М., 1974
13. http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html
14. http://www.rae.ru/monographs/77-2804
15. http://www.psychological.ru/
16. http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf
17. http://www.unco.edu


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат What Is It Mean To Be A
Реферат Money In The 90
Реферат Техника защиты окружающей среды
Реферат Языковые взаимодействия тюркских и славянских народов
Реферат Деловое общение менеджера
Реферат Семантика пустого места
Реферат Синтаксические особенности отрицания в японском языке
Реферат Синтаксические особенности научных текстов Л В Щербы
Реферат Совершенствование механизма государственного регулирования в сфере занятости населения
Реферат Семья Мармеладовых и ее роль в романе Преступление и наказание
Реферат Перспективи розвитку ракетної техніки
Реферат Словообразовательный тип модель и понятие продуктивности
Реферат Синтаксические связи и средства выражения синтаксических отношений
Реферат Слово о полку Игореве языческие и христианские мотивы
Реферат Слово и фразеология в современной сибирской диалектной речи