Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

/>Содержание
Введение
1.Содержание математических представлений
2.Исторический обзор развития математических представлений у детей дошкольноговозраста
3.Реализация идеи интеграции логико-математического и речевого развитиядошкольников
4.Требования к художественным произведениям для детей дошкольного возраста
5.Методические рекомендации к использованию произведений устного народноготворчества в математическом развитии дошкольников
Заключение
Списоклитературы

Введение
Огромную роль вумственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическоеразвитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучениеспособствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируетнастойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один изнаиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждениясостоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а вприобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему нетолько чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагогдошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять,усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познатьрадость при преодолении трудностей.
Следовательно, одной изнаиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса кматематике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить безпотешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтомуприобщение к математике через использование устного народного творчествапоможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.
Обучение математике недолжно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существуетогромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Делов том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что егозаинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-тонеинтересное, даже если взрослые настаивают.
Выдающиесяотечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова идр.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм каксредства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведенияполны ярких образов.
Поэтому необходимостьсоединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностьюмаксимального использования потенциала устного народного творчества делает этупроблему в настоящее время актуальной.
Паспорт проекта
«Математика в мирефольклора»
(методическое пособие)
Разработчики проекта:Овчинникова Надежда Александровна
Уколова СветланаВладимировна
Руководитель: МамаеваЕ.И.
Атрибуты дошкольногоучреждения: г. Димитровград, ул. Дрогобыческая, д. 25, МДОУЦРР-д/с № 56 «Сказка», т. 5-31-65.
Тема: «Процессформирования элементарных математических представлений детей дошкольноговозраста».
Актуальность проекта:
Математика — один изнаиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду насегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания.Однако проблема формирования и развития математических способностей детей — одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольнойпедагогики.
Обучению дошкольниковосновам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемойребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процессобучения более интенсивным.
Традиционно проблемуусвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольнойпедагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральномчисле и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия исравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарныхматематических представлений является средством умственного развития ребенка,его познавательных способностей.
Для ребёнка-дошкольникаосновной путь развития — эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своегособственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно бытьчувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применениезанимательного материала на основе элементов устного народного творчества.Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной идалёкой от жизни детей.
Ребёнку на занятиях нужнаактивная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса,удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Фольклорный материалвлияет на формирование произвольности психических процессов, на развитиепроизвольности внимания, на произвольную память.
На занятиях по математикефольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, илидругой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитиеречи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнокне может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, онне может выполнить задание. Интеграция логико-математическогои речевого развития основана единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.
Именно черезиспользование устного народного творчества отражаются и развиваются знания иумения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Таким образом, если вработе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, тоэто будет способствовать повышению уровня развития математических способностейдетей.
Цель: созданиеразвивающей среды, основанной на устном народном творчестве, направленная наформирование элементарных математических представлений дошкольников.
Объект: процессформирования элементарных математических представлений детей дошкольноговозраста.
Предмет: развитиематематических способностей с использованием устного народного творчества.
Задачи:
1. Изучение анализалитературы по проблеме формирования элементарных математических представлений удетей.
2. Отбор исистематизация произведений с элементами малых жанров народного фольклора,которые будут способствовать повышению уровня математических представлений удетей.
3. Создание пособия дляпедагогов и родителей.
Вид проекта:
1.  Поколичеству участников: групповой.
2.  Понаправленности: предметный (математическое развитие).
3.  Поприоритету метода: творческий (создание методического пособия)
4.  Поконтингенту участников: разновозрастной (3-7 лет).
5.  Попродолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
Презентация:
Теоретический материал:представлен в виде реферата по теме проекта.

1. Содержаниематематического развития
Целостное развитиеребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретаютличностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Вумственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое вто же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.
Понятие «математическоеразвитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным.Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений опространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях,которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий[20, стр. 7]. В процессе усвоения элементарных математических представленийдошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения современем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируютсяпредставления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывностивеличины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа»не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, кпроникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированиюцелостной «картины мира».
Основа трактовкипонятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работахВенгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории ипрактике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях вдетском саду является усвоение ребенком определенного заданного программойкруга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигаетсякосвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смыслшироко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффектобучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обученияприменяются».[2, стр. 3]. Здесьхорошозаметна предполагаемая иерархия категорий: знания – первичны, метод обучения –вторичен, т.е. подразумевается, что метод обучения «подбирается» в зависимостиот характера знаний, сообщаемых ребенку (при этом употребление слова«сообщаемых» очевидно сводит «на нет» саму вторую половину высказывания,поскольку раз «сообщаемых», значит метод «объяснительно-иллюстративный», и,наконец, полагается, что само умственное развитие – это самопроизвольное следствиеэтого обучения.
Такое пониманиематематического развития устойчиво сохраняется в работах специалистовдошкольного образования. В исследовании Абашиной В.В. дается определениепонятию «математическое развитие»: «математическое развитие дошкольника — этопроцесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, которыйпроисходит в результате формирования у ребенка математических представлений ипонятий».
Из исследованияЕ.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвигии изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят врезультате формирования элементарных математических представлений и связанных сними логических операций [25, стр. 7].Инымисловами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения вформах их познавательной активности, которые происходят в результате овладениядетьми элементарными математическими представлениями и связанными с нимилогическими операциями.
Выделившись издошкольной педагогики, методика формирования элементарных математическихпредставлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом еёисследования является изучение основных закономерностей процесса формированияэлементарных математических представлений у дошкольников в условияхобщественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемыхметодикой, достаточно обширен:
— научное обоснованиепрограммных требований к уровню развития количественных, пространственных,временных и других математических представлений детей в каждой возрастнойгруппе;
— определениесодержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоениюматематики в школе;
— совершенствованиематериала по формированию математических представлений в программе детскогосада;
— разработка и внедрениев практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм иорганизация процесса развития элементарных математических представлений;
— реализацияпреемственности в формировании основных математических представлений в детскомсаду и соответствующих понятий в школе;
— разработка содержанияподготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлятьпедагогическую и методическую работу по формированию и развитию математическихпредставлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
— разработка на научнойоснове методических рекомендаций родителям по развитию математическихпредставлений у детей в условиях семьи.
ЩербаковаЕ.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний ипоследующего математического развития детей выделяет главные, а именно:
—  приобретениезнаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основахматематического развития;
—  формированиеширокой начальной ориентации в количественных, пространственных и временныхотношениях окружающей действительности;
—  формированиенавыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебныхумений;
—  овладениематематической терминологией;
—  развитиепознавательных интересов и способностей, логического мышления, общееинтеллектуальное развитие ребенка.
Этизадачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии поматематике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детскойдеятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовойпедагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что толькоправильно организованная детская деятельность и систематическое обучениеобеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника [25, стр. 5].
Теоретическую базуметодики формирования элементарных математических представлений у дошкольниковсоставляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии,педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогическихзнаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последнимотносятся:
— научные исследованияи публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи,монографии, сборники научных трудов и т.д.);
— программно-инструктивные документы («Программа воспитания и обучения вдетском саду», методические указания и т.д.);
— методическаялитература (статьи в специализированных журналах, например, в «Дошкольномвоспитании», пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборникиигр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);
— передовойколлективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарныхматематических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеипедагогов-новаторов [20, стр.23].
Методика формированияэлементарных математических представлений у детей постоянно развивается,совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передовогопедагогического опыта.
В настоящее времяблагодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует исовершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитиюматематических представлений у детей. Её основные элементы — цель, содержание,методы, средства и формы организации работы — теснейшим образом связаны междусобой и взаимообуславливают друг друга.
Ведущим и определяющимсреди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказаобщества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числеи математики) в школе.
Дошкольники активноосваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления понаглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственныеотношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознаваятого, практически включается в простую математическую деятельность, осваиваяпри этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовомуровне.
Необходимостьсовременных требований вызвана высоким уровнем современной школы кматематической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучениев школе с шести лет.
Математическаяподготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённыхзнаний, формирование у них количественных пространственных и временныхпредставлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительныхспособностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать, нетолько как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть емудолжна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формируету детей. Широкое использование устного народного творчества так же важно дляпробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствованияпознавательной деятельности, общего умственного развития.
Таким образом,математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическимзнаниям. В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, нопроисходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитиюребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемыхребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделатьэтот процесс реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное»высокое математическое развитие у всех детей.
2. Исторический обзорразвития математических представлений у детей дошкольного возраста
Предоснову становленияметодики развития математических представлений у детей дошкольного возраста какнаучной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки,загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевалипересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения,происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные,пространственные и временные). Это обеспечивало естественное развитие у детейнекоторых представлений, смекалки и сообразительности.
В 1574 годупервопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге — «Букваре»предложил упражнения для обучения детей счёту. В устном народном творчестве техлет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитиеребёнка.
В XVIII-XIX вв. вопросысодержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развитияпредставлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашлиотражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и т.д. Педагоги тойэпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу онеобходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывалисьопределённые предложения о содержании и методах обучения детей, в основном вусловиях семьи. [16, стр. 17]
Чешскиймыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский (1562-1670) в программу повоспитанию дошкольников включил арифметику: усвоение счёта в пределах первыхдвух десятков (для 4-6-летних детей), определение большего и меньшего из них,сравнение предметов и геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер.Передовые идеи в обучении детей дошкольной арифметике также высказывал русскийпедагог К.Д. Ушинский (1824-1872). Писатель и педагог Л.Н.Толстой издал в 1872году «Азбуку», одна из частей которой называлась «Счёт». Л.Н. Толстой предлагалучить детей счёту «вперёд» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясьпри этом на детском практическом опыте, приобретённом в игре.
Методы развития у детейпредставлений о числе и форме нашли своё отражение и дальнейшее развитие всистемах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф. Фределя (1782-1852), итальянскогопедагога М. Монтессори (1870-1952) и др. В целом обучение математике по системеМарии Монтессори начиналось с сенсорного впечатления, затем осуществлялсяпереход к пониманию символа, что делало математику привлекательной и доступнойдаже для 3-4-летних детей.
Итак, передовыепедагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимостьпервичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников, выделялипри этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовалиобучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет.
Становление методикиразвития элементарных математических представлений в XIX- начале XX вв. такжепроисходило под непосредственным воздействием идей реформирования школьныхметодов обучения арифметике. Особо выделялись два направления: с одним из нихсвязан так называемый метод изучения чисел, или монографический метод, а сдругим — метод изучения действий, который назвали вычислительным. Оба методасыграли положительную роль в дальнейшем развитии методики, которая вобрала всебя приёмы, упражнения, дидактические средства одного и другого метода.
В конце XIX — начале XXвв. были широко распространены идеи обучения математике без принуждения идидактичности, но без лишней занимательности. Математики, психологи, педагогиразрабатывали математические игры и развлечения, составляли сборники задач насмекалку, преобразование фигур, решение головоломок. Широко применялись вобучении и развитии детей математические игры, в ходе которых был необходим подробныйи чёткий анализ игровых действий, возможность проявить смекалку в ходе поисков,самостоятельность.
В 20-50-е гг. XX в. ненаблюдалось особых различий в подходах к отбору содержания и методов обучения.Предполагалось развивать способность ориентироваться в пространстве и времени,различать формы и величины, числа и действия над ними, представления о мерах иделении целого на части.
Разработкапсихолого-педагогических вопросов методики развития математическихпредставлений у детей дошкольного возраста в 60-70-е гг. XX столетия строиласьна основе методологических позиций советской психологии и педагогики. Изучалисьзакономерности становления представлений о числе, развития счётной ивычислительной деятельности. В 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования,как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике. Вначале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направлений.
Согласно первомунаправлению, содержание обучения и развития, методы и приёмы конструировалисьна основе идеи преимущественного развития у дошкольниковинтеллектуально-творческих способностей (Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов,А.А. Столяр и др.)
Второе положениебазировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов испособностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.)
Третье теоретическоеположение, на котором базируется математическое развитие дошкольников, основанона идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способамипрактического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков —массы, длины, ширины, высоты (П.Я.Гальперин, Л.С.Георгиев, В.В.Давыдов, А.М.Леушина и др.)
Четвёртое положениеосновывается на идее становления и развития определённого стиля мышления впроцессе освоения детьми свойств и отношений. (А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский,Т.М. Чеботаревская, Е.А.Носова др.) [9, стр. 29]
В монографии Г. С.Виноградова «Русский детский фольклор. Игровые прелюдии» предпринятаклассификация детского фольклора, в частности считалок, в основу которыхположен словарный состав. Такая классификация, вполне обоснована, и до сих порне было предложено ничего лучшего. Г. С. Виноградов отнес к считалкам-числовкамстихи, содержащие счетные слова (Раз, два, три, четыре, Мы стояли на квартире),«заумные» (искаженные) счетные слова (Первинчики-другинчики, Летелиголубинчики) и эквиваленты числительных (Анзы, дванзы, три, калынзы – слово«калынзы» здесь является эквивалентом числительного «четыре»). К заумнымВиноградов отнес считалки, целиком или частично состоящие из бессмысленныхслов; к считалкам-заменкам – стихи, не содержащие ни заумных, ни счетных слов.Считалки, жеребьевки, песенки и приговоры, входящие в игры, и составляютигровой фольклор [3, стр. 5].
Ориентировка всовременных программах развития и воспитания детей даёт основание для выбораметодики. В современные программы («Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» идр.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоениекоторого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальныхособенностей детей.
Для современныхпрограмм математического развития детей характерно следующее:
· направленностьосваиваемого детьми математического содержания на развитие ихпознавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческойкультуре;
· обучениедетей строится на основе включения активных методов и форм и реализуется как наспециально организованных занятиях, так и в самостоятельной и совместнойдеятельности со взрослыми;
· используютсяте технологии развития математических представлений у детей, которые реализуютвоспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося.Современные технологии определяются как проблемно-игровые;
· важнейшееусловие развития, прежде всего, заключается в организации обогащённойпредметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия иматериалы);
· проектированиеи конструирование процесса развития математических представлений осуществляетсяна диагностической основе [16, стр. 27].
Но вернемся кпредоснове становления методики развития математических представлений, которуюсоставляло устное народное творчество. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и другиенеоднократно подчеркивали огромные возможности фольклорных форм как средствавоспитания и обучения детей. К малым фольклорным жанрам относятся произведения,различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак –небольшой объем. Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки,пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки и др. Этосокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькиепоэтические произведения полны ярких образов, построенных нередко на прекрасныхсозвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, соприкосновение скоторым очень важно уже с малых лет.
Таким образом, устноенародное творчество приносит радость приобщения к светлым мыслям, способствуетне только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах,величинах, геометрических фигурах и телах и т.д., но и развитию мышления, речи,стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти.Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающийк приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом,буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, – при закрепленииопределенного знания (правила); как игровой (занимательный) материал,отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.
логическийматематический речевой развитие
3. Реализация идеиинтеграции логико-математического и речевого развития дошкольников
Интеграция(лат. integraio —восстановление, восполнение; целый) понимается как сочетание и взаимообогащениенекоторого содержания за счет качественных изменений связей междусодержательными разделами; состояние связывания отдельных дифференцированныхчастей и функциональных систем в целое, а также процесс, ведущий к такомусостоянию.
Относительнодошкольного возраста идея интеграции содержательных разделови деятельностей основана на:
• необходимостицелостного «видения» и осуществления развития детей;
• интегрированностипредставлений детей о мире;
•        более глубоком осознании осваиваемого содержания в том случае, если онопредставлено во всевозможных связях и отношениях (что и обеспечиваетинтеграция).
Использованиеинтеграции позволяет: активизировать интерес дошкольников к осваиваемойпроблеме и к познанию в целом; способствует обобщению и системности знаний икомплексному решению проблем; обеспечивает перенос освоенного в новые условия[16, стр. 307].
Интеграциялогико-математического и речевого развития основана единстве решаемых вдошкольном возрасте задач. Развитие классификации, сериации, сравнения, анализаосуществляется в процессе игр с логическими блоками, веществами, наборамигеометрических фигур; в ходе выкладывания силуэтов, выделения отличий исходства геометрических фигур и т. п. В процессе развития речи активно используютсяупражнения и игры, предусматривающие данные операции и действия в ходеустановления родо-видовых отношений (транспорт, одежда, овощи, фрукты и т. п.)и последовательностей событий, составления рассказов, что обеспечиваетсенсорное и интеллектуальное развитие детей.
Используютсяразнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы,поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математическогосодержания. В художественных произведениях в образной, яркой, эмоциональнонасыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание, «интрига»,новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косаясажень в плечах и т. п.). Данная форма представления очень «созвучна»возрастным возможностям дошкольников.
Широкоиспользуются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основенекоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в которомсмоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу«гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена);истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г.Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.).Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект)и «математическая интрига» представляют собой единое целое.
Вдидактических целях часто используются произведения, в названии которыхприсутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семерокозлят», «Три поросенка» и т. п.). В качестве приема применяются специальносочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет»,Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г.Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированиюяркого образа, быстро запоминаются детьми.
Используетсяинтеграция на уровне речевого творчества:
— сочинениеисторий, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа можетстроиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета; предусматриваетсяприменение счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;
— сочинениематематических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенныесвойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение) и представить ихв образной форме [16, стр. 314].
4. Требования кхудожественным произведениям для детей дошкольного возраста
Анализ научнойлитературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устногонародного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений вомногом зависит от решения воспитательных задач.
Можно выделитьобъективные и субъективные принципы подбора произведений устного народноготворчества для детей.
Объективные критерии:произведения устного народного творчества должны отражать традиции фольклора,здоровое реалистическое отношение к явлениям окружающей действительности. Онодолжно характеризоваться достаточно высоким нравственно-эстетическим уровнем.
Субъективные критериидолжны учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровеньразвития, интересы детей. Исходя из этих положений, тематика произведенийустного народного творчества должна быть подобрана так, чтобы она была близкамиру представлений детей.
В дошкольной педагогикеразработаны требования к художественным произведениям (в том числе и устногонародного творчества) для детей: тематика, содержание, язык, объем.
В «Программе воспитанияв детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, вкоторых представлены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки), произведениярусских, советских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материалравномерно распределен по кварталам учебного года с учетомвоспитательно-образовательной работы, которая проводится на каждом временномотрезке. Также указываются методы ознакомления детей с этими произведениями.Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но неисчерпывают его. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомилисьдети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В началегода нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал дляповторения. [17, стр. 132]
Воспитатель долженуметь выбирать необходимое ему художественное произведение в зависимости отсложности текста, возраста детей, уровня их подготовки. Выделяется рядтребований и к произведениям устного народного творчества: высокая художественнаяценность; идейная направленность; доступность по содержанию (произведения близкиеопыту детей); знакомые персонажи; ярко-выраженные черты героя; понятные мотивыпоступков; небольшие по объёму рассказы в соответствии с памятью и вниманием детей;доступный словарь; четкие фразы; отсутствие сложных форм; наличие образныхсравнений, эпитетов, использование прямой речи в рассказе [17, С.141].
Осуществлятьматематическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видахдетской деятельности [1, стр. 7]. Эффективным дидактическим средством вусвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являютсяосновные формы детского фольклора, т.к. они помогают детям в изучении учебногоматериала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи ипримеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столькоже), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве ивремени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы попризнакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Дляэтого педагог использует потешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы,скороговорки, фрагменты сказок.
В загадкахматематического содержания анализируется предмет с количественной,пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшиематематические отношения, что позволяет представить их более рельефно.
Загадка может служить,во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическимипонятиями (число, отношение, величина и т.д.). Во-вторых, эта же загадка можетбыть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах,величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, вкоторых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.
Ещё один вид малых формфольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четковыговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесенияобразом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математическиетермины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественныхпредставлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно длядетей. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшенияартикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать назанятиях по математике и вне их.
Методика работы надскороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательнослушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всеубыстряя и убыстряя темп (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).
Пословицы и поговоркина занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественныхпредставлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицыпропущенные названия чисел.
Необходимо помнить, чтопоговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающегосмысла. В.И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, апословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительныйобраз, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность:“Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся нагиперболе: “Заблудился в трех соснах”.
Из всего многообразияжанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок(народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Онанесёт познавательную, эстетическую и эстетическую функции, а вместе с играми,прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитиюдетей.
Считалки-числовкиприменяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественногосчета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствуетвыработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизнисформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с цельюзакрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.
С помощью фольклорныхсказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому иколичественному счету, определяют пространственное расположение предметов.Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия(справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развиваютпамять, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).
Во многих сказкахматематическое начало находится на самой поверхности («Два жадныхмедвежонка», «Волк и семеро козлят»,«Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы изадания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Присутствие сказочногогероя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую,эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самоеглавное учит логически мыслить.
Задачи со сказочнымсюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей учащихсядействительностью, позволяет применять их при решении различных жизненныхпроблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубокихи ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясомбыло 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своейбабушке?».
В народе давно получилипризнание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучениюматематики. Так, в результате решения последних задач-шуток у детей расширяетсякругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними.
Цель задач-шуток — содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения ксодержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения кприменению аналогий при решении задач.
Задачи-шутки по своейструктуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичнымтем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся назанятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требуетиного решения.
Для получения ответовна вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либоарифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых,в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки иполучают неправильные ответы, а обнаружив самостоятельно или с помощьювоспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами,исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачамисодействует развитию логического мышления учащихся, ибо приучает ихрассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Простота изанимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников навопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуютсозданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения уприсутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.
Таким образом,использование элементов устного народного творчества поможет воспитателю ввоспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математическихзнаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.
«Математика вфольклоре»
— Прочитатьпредложенный элемент устного народного творчества;
— Установить, о чем внем говориться (о каком числе, величине, и т.п.) и для чего это используется;
— Объяснить смыслпрочитанного;
— Если на одно и то жечисло, величину дано несколько элементов устного народного творчества, сравнитьих между собой и выделить то общее, что у них имеется;
— Привести пример ещеодного элемента устного народного творчества или произведения фольклора на туже тему (число, величину);
— Нарисовать свойрисунок к прочитанному;
— Подготовить краткийустный рассказ о том элементе устного народного творчества, который большевсего понравился.

Заключение
Дошкольный возраст –это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этомвозрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит нетолько в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но иумению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитииинтеллекта ребёнка играет математическое развитие.
Обучению дошкольниковосновам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин:началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемойребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процессобучения более интенсивным, т.к. формирование элементарных математическихпредставлений является средством умственного развития ребенка, егопознавательных способностей.
Выдающиесяотечественные педагоги (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова идр.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм каксредства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведенияполны ярких образов.
Для развитияматематических способностей очень важно использовать с дошкольниками малыеформы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала,добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.
В ходе такой работы уребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства,художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.
Занимаясь с этимматериалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим,настойчивым и трудолюбивым.
На занятиях поматематики в ДОУ используются такие формы фольклора как загадки, поговорки,пословицы, скороговорки, сказки, и решаются такие задачи как закрепление знанийдетей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развитияинтересов, склонностей, и способностей ребенка; формирование внутренней учебноймотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемногообучения.
Организованная работапо развитию математических способностей дошкольников, включающая элементыустного народного творчества, способствует повышению интереса к самомупроцессу.
В заключение необходимоотметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математическихспособностей системы специально подобранного репертуара устного народноготворчества, направленного на развитие познавательных возможностей испособностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствуетматематическому развитию, повышает качество математической подготовленности,позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностяхокружающей их действительности и активнее использовать математические знания вповседневной жизни.

Списоклитературы
1. АникинВ. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках,народном языке: Очерки. — М.: Дет. лит., 1988.
2. ВенгерЛ.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственныхспособностей у детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение 1989 г.
3. ВиноградовГ. С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.
4. ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга дляучителя. — М.,: «Просвещение», 1991.
5. Давайтепоиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. — Под ред. А.А.Столяра. — М.:Просвещение, 1991).
6. Данилова,В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. — М.:Просвещение, 1987.
7. Дошкольноевоспитание, 1988г. № 2 стр. 26-30.
8. ЕрофееваТ.И. и другие. «Математика дня дошкольников»,- М.: Просвещение 1992г.
9. Ерофеева,Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Длявоспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1992.
10. 3вонкинА. «Малыш и математика, непохожая на математику». Знание и сила,1985г. стр. 41-44.
11. КаменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедиз. 1939г. стр. 10-51.
12.  Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детейдошкольного возраста. — М., 1994.
13.  ЛогиноваВ.И. «Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний оматериалах и признаках, свойствах и качествах». -Л.: 1964г
14.  ЛогиноваВ.И. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте.Совершенствование процесса формирования элементарных математическихпредставлений в детском саду». -Л.: 1990г. стр.24-37.
15.  МетлинаЛ.С. «Математика в детском саду». — М.: Просвещение 1984г. стр.11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
16.  Михайлова,З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
17.  Михайлова3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М… Теории итехнологии математического развития детей дошкольного возраста.«Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
18.  МонтессориМ. «Дом ребёнка». Изд. 4-е.-М.: Изд. «Задруга» 1920г. стр.182-183.
19.  НосоваЕ.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использованиеигровых методов при формировании у дошкольников математическихпредставлений». -Л.: 1990г. стр.47-62.
20.  НосоваЕ.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте.Совершенствование процесса формирования элементарных математическихпредставлений в детском саду». -Л.: 1990г. стр.24-37.
21.  СтолярА.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.
22.  ТарунтаеваТ.В. «Развитие элементарных математических представленийдошкольников», -М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.
23.  УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.
24.  ФедлерМ. «Математика уже в детском саду». -М.: Просвещение 1981г. стр.28-32,97-99.
25.  Шаталова,Е.В. Использование математических загадок в детском саду / Е.В. Шаталова. –Белгород, 1997. – стр.157
26.  Щербакова,Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И.Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!
Математическийфольклорный досуг для детей подготовительной к школе группы
Программные задачи:повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач,в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчётпредметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепитьпонятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа7,3. Создать у детей радостное настроение.
Материалы иоборудование: детское ведерко, «математический лабиринт» по числу команд,рисунок с семью утятами, карандаши, повязка для глаз, карточки с определеннымколичеством нарисованных кружков, балалайка-муляж, пирог, конфеты для угощения.
Ход.
Воспитатель зазываетдетей:
Собирайся народ!
Вас много интересногождёт!
Много игр, много шуток
И весёлых прибауток!
(Под фонограмму русскойнародной мелодии входят в группу дети)
Воспитатель:
Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец,
Не товар продавать,
Себя людям показать.
Да он не один пришёл.Посмотрите, сколько с ними красных девушек и удалых молодцев пришло. Аскажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло? (дети считают идают ответ). А сколько молодцев? (дети считают и отвечают). А сколько всего васпришло? (Ответ детей)
Ай, да молодцы!Присаживайтесь, пожалуйста!
Дети садятся на стулья.Девочка встаёт, берёт ведро и выходит под слова воспитателя:
Посылали молодицу под
Горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведёрко велико!
На встречу ей идёт ещёодна девочка. Между ними происходит разговор:
─ Ульяна, Ульяна,где ты была?
─ В новойдеревне!
─ А что видела?
─ Петушка всапожках,
Курочку в серёжках,
Селезня в кафтане,
Утку в сарафане.
И корову в юбке,
в тёплом полушубке!
Ребята, давайте поможемУльяне посчитать, сколько всего зверей она видела.
Дети считают и даютответ.
Воспитатель:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дуду,
Шарил, шарил – не нашёл
Сам заплакал и пошёл.
Ребята, давайте поможеммужику найти дудку.
Дети проходят к столами разгадывают лабиринт.
Воспитатель: Молодцы,ребятки, помогли найти дудку.
Воспитатель говорит,обращаясь к мальчику: Кум, куманёк, где ты живёшь? Почему куманёк ко мне вгости не идёшь?
Мальчик: В теремерасписном я живу. К тебе, кумушка, в гости иду! Я иду, иду, иду, прибауточкупою! Можно в гости?
Воспитатель: Можно, носначала ответь на вопрос, а вы ребята, помогайте. Вспомните пословицы,поговорки, где встречается число 7.
Дети перечисляют.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
До седьмого пота.
Семь раз отмерь — одинраз отрежь.
У семи нянек дитя безглазу.
Воспитатель: Молодцы! Авот ещё задание: семь утят плавают в пруду и всё время ссорятся. Нужно провеститри прямые линии, чтобы их всех разъединить.
(Дети выполняютзадание)
Воспитатель: А сейчасхотите поиграть? Выходите! А игра называется «Нос».
Дети встают один рядомс другим и считалкой выбирают водящего:
Плыл у берега пескарик
Потерял воздушныйшарик.
Помоги его найти –
Сосчитай от 10.
(Счёт от 10 до 0)
Водящему завязываютглаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребёнка. На кого попадёт, томудаётся флажок. После отсчёта воспитатель спрашивает:
— Сколько всегофлажков? (Три).
А давайте, ребята,вспомним пословицы, поговорки с этим числом.
Заблудился в трёхсоснах;
Не узнавай друга в тридня, а узнавай в три года;
От горшка три вершка;
Наврал с три короба;
Обещанного три годаждут;
Плакать в три ручья.
— Молодцы, ребятки. Асейчас мы попросим наших молодиц испечь нам пироги к чаю.
Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Мучки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
А чтобы испечь вкусные,пышные пироги – надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на 1-йкарточке, и столько стаканов песка, сколько кружков на 2-й карточке.
(Две девочки замешиваюттесто и «ставят их печься»).
Воспитатель: А покаготовятся пироги, мы с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой у меня горох. А ктохочет мой горох похвалить?
Дети говорятскороговорку:
Шли семь стариков,
Говорили старики прогорох.
Первый говорит: «Гороххорош!»
Второй говорит: «Гороххорош!»
Третий говорит: «Гороххорош!»
Четвёртый говорит:«Горох хорош!»
Пятый говорит: «Гороххорош!»
Шестой говорит: «Гороххорош!»
Седьмой говорит: «Гороххорош!»
И в самом деле – хорошгорох!
Мальчик подходит кскамейке, берёт балалайку и говорит:
-Эх, возьму я в рукибалалайку,
Да потешу я своюхозяйку!
Эй, Тимоха, да Демьян,
Николай, Семён, Иван…
Сядем, братцы. Всерядком,
Да частушки пропоём.
1. Не похож он напятак,
Не похож на бублик,
Круглый он, да недурак,
С дыркой, да не бублик.
2. Рисовал я единицу.
Получилась – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полёта на луну.
3. Дал списать я наконтрольной
Все задачки Колечке,
А теперь у нас втетрадках
У обоих двоечки
4. У него глазацветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
5. А вот это – цифрапять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
6. В тёмном небезвёздной ночью
Я нашёл семь яркихточек.
Семь горящих глазнашёл,
Называется ковшом.
7. Диво дивное паук:
Восемь ног и восемьрук.
Если надо наутёк –
Выручают восемь ног.
Воспитатель:
А вот и пирог поспел.
Как Марфуша для Петра
Наварила, напекла:
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – ненайти едоков!
Ульяна, накрывай настол! Сколько гостей, столько и чашек поставь.
А пока Ульяна накрываетна стол – мы с вами ещё поиграем. Игра называется «Пять имён».
Играют двое: мальчик идевочка. Правила: нужно идти по линии и на каждый шаг мальчик называет имядевочки, девочка – имя мальчика. Выигрывает тот, кто без остановки пройдёт 5шагов и назовёт, не ошибаясь, 5 имён.
Когда девочка Ульянанакроет на стол, она всех приглашает такими словами: «Хозяйку потешь – пирогапоешь!»
Воспитатель (когда всерассядутся за столы): Марфуша, сходи-ка, милая, в погребок, набери в кузовокдва десяточка конфет, чтоб хватило нам на всех.
«Марфуша» приноситконфеты, вместе с детьми считаем.
Чаепитие продолжается.
Во время выполнениясамостоятельных заданий можно использовать следующие поговорки и пословицы:
Больше дела – меньшеслов;
И Москва не сразустроилась;
Глаза страшатся, а рукиделают;
Сделал дело – гуляйсмело;
Семеро – одного неждут.
Математическая сказка«Курочка Ряба»
Жили — были дед/>и баба /> , и была у них курочкаРяба /> . Снесла как — то Ряба яичко/> — оно былозолотым. /> бил, бил — неразбил. /> била, била — неразбила. Но тут появилась мышка/>, махнулахвостом, /> упало иразбилось.
/> плачет,/> плачет, а /> кудахчет:
— Не плачь />!
— Не плачь />!
Снесу я вам /> не круглое, аквадратное, чтобы не разбилось.
Консультация дляродителей.
Использование фольклорав работе с детьми.
Слово фольклор –английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Историзм и народность –приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки,песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут всебе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнстваи детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослыйлегко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речьребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную рольво всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызываетрадость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный языкнародного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры вребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромноепознавательное и воспитательное значение. Потешки – песенки, приговорки,потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок.Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливаетповторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у негореакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаяхуспокаивает его, в других – бодрит.
Знакомство с потешкаминадо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций (Ю.Васнецов), игрушек. Даврассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях.Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детейуже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска»,«конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д.
Использоватьдидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнитьпроизведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки)прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например:«про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание вдействиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «вподарки» — дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай иназови» — достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам).Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки»,«подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»).
Можно проводить игры –инсценировки; например: «курочка – рябушка на реку пошла».
«Живые картинки» — причтении потешки «сорока-белобока» — всех детей ставят друг за другом и раздаватьим кашу; а самому последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!»,т.е. сопровождать потешки действием.
Использоватьдидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесываниядетей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»;запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку,воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые посвоему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не толькохорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, какдомашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя,котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могутобыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети моглипопробовать себя в роли любого персонажа.
Больше использоватьпотешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время годаи состояние погоды, чтобы прогулка прогулка проходила более эмоционально иинтересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных иптиц.
На занятияхиспользовать зачины, повторы, песенки – в начале, середине, конце занятия – этоделает занятие более живым, эмоциональным, интересным и полезным для детей.
Фольклор даетпрекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнееовладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народноготворчества; они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувствачеловека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями. Пословицувоспитателю модно использовать в любой ситуации, собираясь на прогулку(медлительному Дане говорю: «Семеро одного не ждут», когда кто-то неаккуратнооделся можно сказать: «Поспешишь – людей насмешишь!»). во время прогулокпословицы помогают детям лучше понять различные явления, события (книжка «Веснакрасна цветами» — о временах года). Много пословиц и поговорок о труде; знакомяс ними детям нужно объяснить их смысл, чтобы они знали, в каких ситуациях ихможно применить. Например, дидактические игр: «Назови пословицу по картинке»,«Продолжи пословицу», «Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему».
Загадки – это полезноеупражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки модно так: на столвыставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку:
1) «Идетмохнатый,
Идет бородатый,
Рожищами помахивает,
Бородищей потряхивает,
Копытами постукивает.»
2) «На голове красныйгребешок,
Под носом краснаяборода,
На хвосте узоры, наногах шпоры».
2) «Гривана шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка».
Дети быстро отгадывают,т.к. загадываемый предмет перед глазами. Дети могут сами попытаться загадать –придумать загадку об игрушке. Можно начинать занятие по изо – деятельностизагадкой, а дети отгадывают, что они будут рисовать или лепить. Используютсязагадки и на прогулке:
«Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет!» ит.д.
Можно проводить игры,которые помогут углубить и уточнить знания детей об окружающем мире: «Кто и чтоэто?», «Я загадаю, а ты отгадай». «Подскажи словечко». Проводить можно вечеразагадок с бабушкой – загадушкой.
Сказки – являют собойособую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического.Сказки лучше рассказывать, чем читать. Хорошо одеть костюм Василисы –сказочницы. Знакомя ребенка со сказкой, воспитатель должен знать, что же лежитв основе ее содержания, с какой целью она создана первым автором (чему-тонаучить, удивить или позабавить). Есть три разновидности сказки:
1) бытовые;
2) волшебные;
3) сказкио животных.
Хорошо начинать сказкус присказки: «Сказка, сказка, прибаутка…». После рассказа сказки, узнать спомощью вопросов, поняли ли дети сказку? Вносить соответствующие игрушки,спросить: «Дети, из какой сказки пришли эти герои?» Конкурс рисунков, поделокпо мотивам сказок; вносить предметы ряжения, драматизация сказок в грамзаписи.
Методические разработкипо развитию количественных представлений дошкольников, с использованием устногонародного творчества.
(фрагмент занятия)
– Ребята, сегодня к намв гости придут наши старые друзья, а кто – вы можете узнать, отгадав следующуюзагадку:
Всех их мама оченьлюбит.
Слушаться им всемвелит.
Говорит:
“Придет к нам волк,
Он в двери постучит.
Вы ему не открывайте”.
Кто ответит безподсказки,
Кто герои этой сказки?
Ну, конечно, это …(Семеро козлят)
Как называется сказка,в которой главными героями являются семеро козлят? Какой математический терминвы услышали в названии этой сказки? (Число семь). Сегодня мы с вамипознакомимся с записью числа 7, т.е. с цифрой 7. Каких животных в этой сказкебыло семь? (Семеро козлят) Что любят есть козлята?
Отсчитайте 7 кочановкапусты из раздаточного материала, лежащего у вас на тарелках, и обозначьте этоколичество числом и соответствующей цифрой (Один ребенок выполняет задание удоски, а остальные на своих рабочих местах). Каждое число имеет свой знак написьме, то есть цифру. Кто из вас знает эту цифру? Вот как говорит о ней С.Я.Маршак: “Вот семерка – кочерга, у нее одна нога”.
Возьмите карточку сцифрой 7, вырезанную из наждачной бумаги. Какая цифра изображена на карточке?(7) Проведите указательным пальцем по поверхности цифры. Закрыв глаза,обследуйте цифру 7 пальцами и представьте ее перед глазами. Напишите цифру 7 ввоздухе
а) ладонью;
б) двумя руками одновременно;
в) носом.
Вспомнить загадки счислом и цифрой 7. Например:
Семеро ребят на лесенке
заиграли песенки. (Ноты)
Приказало солнце –стой,
Семицветный мосткрутой!
Туча скрыла солнца свет-
Рухнул мост, а щепокнет. (Радуга)
Какие пословицы, поговорки,скороговорки, вы знаете, где встречается это число и цифра 7? Например: “Семьраз отмерь, один раз отрежь”. С детьми можно раскрыть смысл этой пословицы,который заключается в том, что, перед тем как сделать что-нибудь серьезное,нужно тщательно все обдумать и предусмотреть.
“У семи нянек дитя безглазу”, “Семеро одного не ждут”, “Семь пятниц на неделе” и др.
“У Степана естьсметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок”, “Сидели, свистели семьсвиристелей” и др.
Назовите сказки, вназвании которых встречается число и цифра 7? (“Белоснежка и семь гномов”,“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина, “Цветик-семицветик”В. Катаева и др.).
Далее с детьми можнорассмотреть состав числа из единиц и двух меньших чисел, используя числовуюлинейку и ритмический рисунок состава числа 7. (Воспитатель хлопает в ладошиили отстукивает карандашом ритмический рисунок числа 7).
Занятиепо математике на тему: «Число и цифра 5».
Цель:Познакомить дошкольников с числом и цифрой 5, научить записывать новую цифру;продолжить работу по образованию ряда чисел; совершенствовать грамматическийстрой речи; развивать логическое мышление; воспитывать мотивацию к учению.
Формазанятия: занятие – сказка.
Оборудование:магнитофон, аудиозапись сказки «Колобок», фигурки (герои сказки),индивидуальные карточки, геометрические фигуры, рисунки, картинки, лента чисел1-5.
Словарь:первый, второй, третий, четвѐртый; плюс,минус.
Ходзанятия.
1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2.Речевая зарядка.
-Какоесейчас будет занятие?
-Вылюбите сказки?
-Отгадайте,из какой сказки этот отрывок? (звучит фрагмент аудиозаписи сказки «Колобок»).
— Назовите героев этой сказки.
2.Повторение пройденного.
А)Работа по карточкам. Ориентировка на листе бумаги.
— Соедините точки по порядку красным карандашом.
.1.2
.4.3
— Какая получится фигура, если еще соединить точки 1 и 4?
— Это домик дедушки и бабушки, но чего ему не хватает? (Крыши).
— Она появится, если вы дополните ряды чисел.
Надоске: 1 2 … 4
1… 3 4
Послевыполнения задания каждый ребенок получает цветной треугольник и достраиваеткрышу.
Б)Различение геометрических фигур.
— Итак, жили-были дедушка и бабушка. А как у них появился Колобок?
— Какой формы он был?
— Найдите тот Колобок, который испекла бабушка. (Показ рисунков: квадратныйКолобок, овальный, круглый, треугольный).
В)Количественный и порядковый счет в пределах 4.
— Каких животных встречал Колобок?
— Какие животные здесь лишние? (На магнитной доске фигурки: еж, заяц, лиса,медведь, волк).
— Сколько животных он встретил?
— Кого он встретил первого? Второго? (Дети выстраивают в нужнойпоследовательности все фигурки).
3.Устныйсчет. Игра «Заяц и морковь».
— Заяц повстречался с Колобком и обещал его пропустить дальше, если мы поможемему посчитать примеры. Ведь тогда он сможет эти морковки съесть. (На доскеморковки, а на них примеры).
1+11+2 2+2 1+3 4-2 3-2 4-3 3-1
Дети3 группы используют палочки.
4.Проблемная ситуация.
— Кого встретил потом Колобок? (Волка).
— Волк насобирал корзину шишек и просит помочь их пересчитать.
(Показкорзины с пятью шишками).
Детисчитают до четырех, а дальше затрудняются назвать число.
5.Знакомство с цифрой 5.
— Сегодня вы познакомитесь с новой цифрой 5 (показ). Число пять следует за числом4.
Учительдемонстрирует ленту чисел 1, 2, 3, 4, 5.
— Посчитаем хором от 1 до 5.
— Посчитаем шишки волка.
— Сколько больших шишек? 4.
— Сколько маленьких? 1.
— Чтобы все пересчитать, что надо сделать? (Сложить).
Намагнитной доске появляется запись из подвижных цифр: 4+1=5
6.Работа с тетрадями.
— Назовите цифру (5).
— После какого числа следует 5?
— Колобок побежал дальше и увидел птиц (иллюстрации).
— Посчитайте их. Каких птиц можно увидеть только зимой? (Снегири).
7.Пальчиковая гимнастика.
— Бежит Колобок по дорожке и палочкой пишет какие цифры?
Показрисунка: на дорожке большие и маленькие цифры 5.
— Из каких элементов они состоят? Все ли они одинаковы по размеру?
— Напишите пальчиком на столе такие же.
— А вдоль дорожки какие деревья растут? Ели.
— Сделаем упражнение для пальцев «Ёлочка».
Ёлкабыстро получается,
еслипальчики сцепляются.
Локоткиты подними,
Пальчикиты разведи.
Пальчикипропускаются между собой (ладони под углом друг к другу),
выставляютсявперѐд.
8.Работа в тетрадях.
— Колобок писал цифры разного размера, а вы должны написать цифры одинаковые.Каждая цифра живет в своем доме-клеточке. Она не может выходить за пределысвоего жилища.
Показвоспитателем на доске написания цифры 5.
Письмов воздухе, на доске цифры 5.
Письмов тетрадях.
9.Физкультминутка.
— Вместе с Колобком продолжим путь.
Влес густой мы вошли (маршируют),
Появилиськомары (легкое похлопывание по различным участкам тела).
Дальшепо лесу шагаем (маршируют),
Имедведя мы встречаем. (раскачивание туловища из стороны в сторону).
Фигуркамедведя перемещается на центр доски.
10.Закрепление нового материала.
— Медведь рассказал Колобку, что встречал сегодня в лесу белок (картинка).
— Посчитайте, сколько их было? (Пять).
— Белочки заготавливали себе корм на зиму. Как вы думаете, что они собирали?
— Нарисуйте для каждой белочки гриб. Сколько грибов надо нарисовать?
А)Рисование в тетрадях.
— Кто встретился Колобку после медведя? (Лиса).
— Хитрая лиса сказала, что отпустит Колобка, если он выполнит ее задания.
Амы ему поможем в этом?
11.Итог занятия.
— Сказка закончилась и мы вернулись в группу. С какой цифрой мы познакомились?
— После какого числа идет число 5?
— Посчитаем хором от 1до5.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.