Реферат по предмету "Педагогика"


Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях

--PAGE_BREAK--Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.

1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс профориентационной работы с подростками. Особое внимание следует уделять изучению психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника (9).
Одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по — разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Д.Б. Эльконин отмечает, что подростковый возраст это период с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность — общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно — организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни (11).
В подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль полезной обществу неоплачиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия части подростков в социально важных делах в общественном утверждении.
Между тем определяющая роль такой деятельности в социальном развитии ребенка на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью подростка активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности. Именно эта деятельность, как показали наши многолетние теоретические и опытно-экспериментальные исследования, создает особое психологическое состояние подростка, обеспечивая формирование соответствующего мотива. Ее построение предполагает создание соответствующих условий, соблюдение определенных принципов и требований, таких как принципы общественной оценки, всеобщности, целенаправленности, систематичности, преемственности, усложнения и взаимосвязи, равного вовлечения детей, четкого организационного построения, перспективности и др.
В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение, от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от Желания подростка показать, проявить себя, когда другие, выступают лишь средством удовлетворения этого желания, до мотива привнести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены, приобретает ведущее, значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, аккумулируя общественную сущность ребенка. При этом личность формирует не само по себе участие в такой деятельности, а позиция растущего человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности (5).
Включение в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает развитие у детей к старшему подростковому возрасту положительного отношения к любому социально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и готовность к нему. А на основе такой готовности к функционированию в обществе формируется осознанное стремление подростка применить свои возможности, проявить себя, внести свой вклад в общее депо, обостряя потребность в личностном, в том числе и профессиональном самоопределении.
Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и профессиональной перспективы. Данное положение позволяет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового периода проходит большой путь от приобщения себя к обществу в 10 — 11 лет, через самоопределение в общественно значимых делах в 12-13 лет, до выбора определенной социальной позиции в 14—15 лет.
Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми. Одна из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. В подростковом возрасте проявляются способности подростка к эмпатии по отношению к взрослым, стремление помочь им, поддержать их горе или радость. В подростковом возрасте возникают проблемы с родителями, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем (9).
Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» происходит тогда, когда подросток получает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как формы выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку социально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — представляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
1.3 Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения, интересен, становится опыт профориентационной работы проводимой в г. Оренбурге в МОУ «Средней общеобразовательной школе № 78», располагающейся по адресу ул. Новая 23/3. Профориентационную работу в этом учреждении ведется постоянно, при её организации задействованы многие сотрудники школы, такие как социальный педагог, психолог, классный руководитель и т.д. МОУ СОШ № 78 тесно сотрудничает с представителями Оренбургской областной биржей труда и представителями промышленных предприятий, занимающихся производством продукции на территории г. Оренбурга.
В рамках профориентационной работы разработан и используется курс профориентационных занятий «Путь к успеху». При составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная работа, которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах (9).
Каждый урок, разработанный социальным педагогом и психологом школы, рассчитан на 40-45 минут. Это позволяет психологу подстроиться под общий режим работы школы, занятия в данном случае проводятся в любом свободном учебном кабинете, в любое время дня.
При разработке занятий активно используется различный литературный материал: метафоры, притчи, эпиграфы, различные литературные тексты. Работа с данным материалом позволяет развить умение анализировать, обобщать, грамотно строить и высказывать собственные мнения и представления, позволяет развивать критическое мышление
Разработанный курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Вся профориентационная работа в школе состоит из нескольких компонентов (12).
Компоненты профориентационной работы проводимой в школе:
— формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
— ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;
— организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
— консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
— изучение личности ученика;
— управление мотивацией выбора профессии.
— работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с учениками;
— проверка успехов ученика в избранной профессии;
— предоставление помощи ученикам при вступлении в вузы, профессиональные учебные заведения (17).
При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:
— игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
— работа с научными и публицистическими текстами (самостоятельное чтение и организация понимания через обсуждение в группах);
— дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
— профориентационные игры;
— проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
— проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;
— индивидуальные задания даются для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений, о возможностях использования своих способностей и наклонов;
— проводятся конкурсы «Лучший в профессии», соревнование широко используется и на уроках и при организации внеклассной работы. Их целью являются выявления учеников, которые имеют наклоны и способности к определенной профессии. Такие конкурсы активизируют познавательную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время, углубляют их знание, совершенствуют умение и навыки как общего, так и профессионального, характера, развивают у них профессиональные интересы и стимулируют творческий потенциал;
— создаются вечера техники, недели художественного творчества, посвященные рассмотрению определенных категорий профессии;
— подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей, о профессиях способствует расширению знаний о профессиях, где ученики самим придется подбирают необходимый материал. Преподаватель помогает ученику сформулировать тему реферата, составить план, подсказать, где можно найти литературу по данному вопросу;
— создаются клубы будущих специалистов. Деятельность таких клубов организована так, чтобы каждый подросток мог получить нужную информацию, иметь возможность общаться со своими единомышленниками, успешно реализовывать свои способности и умения;
— участие в кружках за интересами.
Кружки выполняют три основных задания:
— знакомят молодых людей со специальностями своего профиля, развивают их способности и интересы путем углубления знаний, умений, навыков;
— применяют современные достижения в области науки, техники, искусства, раскрывают перспективы научных исследований и их значение для общества;
— обнаруживать возможности учеников, обращая внимание на их физическое и психическое состояние;
Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к успеху» не сводиться к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах (10).
При проведении профориентации с подростками, социальный педагог выделяет несколько проблем, с которыми им приходится сталкиваться в рамках запланированных мероприятий.
Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться социальному педагогу при проведении занятий в начале курса является отсутствие учебной мотивации учащихся и, как следствие – непосещение курса, т.к. он является необязательным и безоценочным. На этом этапе продолжается работа проведения профориентационного просветительства. Действенной формой просветительства являются тематические вечера. При этом значимыми являются не только сами вечера, но и подготовка к ним, которая оказывает большое воспитательное влияние на учеников, формирует в них ответственность, навыки самостоятельной работы. 
    продолжение
--PAGE_BREAK--Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних целей, являются:
— массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;
— групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;
— индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные занятия.
Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.
Наиболее эффективный путь развития учебной мотивации в профориентации подростков происходит путем активизации творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, создания абсолютно нового продукта — способ повышения интереса к учебе. С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, уверенность, свобода мышления и суждений, широкую социальную ориентировку в окружающем, непохожесть на других и многое другое. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, предполагающие терпимость, уважение к мнению других, готовность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Творчество порождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей ее полноте. В результате подросток оказывается в состоянии, учитывая личные склонности и предпочтения, самостоятельно сделать ответственный выбор из большого числа возможностей, а не жить по написанному за него сценарию.
В разработанном курсе по профориентации применяется компьютерное тестирование, что позволяет:
— автоматизировать подведение итогов тестирования;
— обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;
— повысить мотивацию учащихся (12).
При разработке программы «Путь к успеху» составлялся учебно-тематический план рассчитанный на двенадцать уроков. Учебно-тематический план курса по профориентации показан с помощью таблицы 1.
Таблица 1- Учебно-тематический план
Тема
Кол-во часов
Вид работы
Теоретическая часть
Практическая часть
1
2
3
4
Вводный урок
1
лекция
упражнение
Природные задатки и способности
1
лекция
упражнение
Темперамент и деятельность
1
лекция
диагностика
Типы мышления
1
лекция
диагностика
Внимание и память. Виды памяти.
2
занятие с элементами тренинга
Эмоции и общение. Развитие коммуникативных навыков
2
беседа
упражнение
Характер и карьера
1
лекция
диагностика, упражнение
Способности и профессиональная пригодность. Что такое « Могу?»
1
занятие с элементами тренинга
Что я знаю о мире профессий
2
лекция
диагностика
Ошибка в выборе профессии и ее последствия
1
семинар, конференция
диалог, диспут, упражнение
Самопрезентация. Что это такое?
2
лекция
Итоговое занятие. Самопрезентация – залог успешного начала трудовой деятельности
2
практическое занятие
Таким образом, изучив опыт работы социального педагога в общеобразовательном учреждении можно сказать, что основным принципом профориентации с подростками является непрерывность проведения мероприятий. Основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотное построение мероприятий, которые позволяет решать многие проблемы выбора профессии, особенно в старших классах. При разработке занятий активно используется различный литературный материал, разнообразен и методологический инструментарий, используемый социальным педагогом в проведении работ. Профориентационные занятия в рамках курса «Путь к успеху» не сводятся к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Глава 2. Организация работ по профориентации подростков в общеобразовательном учреждении
2.1 Реализация программы по профориентации подростков
При постановке цели профориентации важно учесть, что цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Поэтому целью профориентационной программы является создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Задачами профориентационной программы являются:
— предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
— ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
— способствовать личностному развитию учащихся;
— выявление природных задатков и трансформации их в способности;
— ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
— совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
— способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности (8).
При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой профессии были определены следующие принципы:
— доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
— научность и достоверность информации;
— доступность предлагаемой информации;
— адресность;
— индивидуальный подход;
— современность и актуальность материалов;
— сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)
При разработке программы по профориентации необходимо определить методологию профориентационной работы.
Основными методами профориентационной работы является:
— урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;
— урок на производственных предприятиях;
— профориентационный урок, он имеет исключительное значение, поскольку урок является основной формой учебно-воспитательного процесса в школе. На профориентационных уроках рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии. На уроках используют разные методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограм, отчетов о профориентационных мероприятиях;
— рассказ. Его используют для сообщения данных о содержании труда представителей разных профессий; о требованиях, которые ставила профессия к психофизиологическим качествам личности и т.д.;
— участие в днях открытых дверей в профессиональных заведениях;
— профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Она должна быть логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно. К процессу подготовки профориентационной беседы целесообразно привлекать самих учеников, например, поручить им собрать информацию по данному вопросу. Эмоциональной расцвет беседе добавляют цитирования известных ученых, изобретателей, писателей, которые отвечают теме беседы, применения наглядных методов профориентационной работы. Тематика профориентационных бесед должна отвечать вековым особенностям школьников и охватывать круг интересов учеников;
— выставки. Их проведение целесообразно во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч, со специалистами но др.);
— пересмотр и обсуждение художественных фильмов, телепередач профориентационного содержания. При этом социальный педагог должен сам просмотреть фильм (передачу), оценить их содержание, познавательное и воспитательное значение для молодежи, определить, какая подготовительная работа с учениками должна быть проведена. Такие коллективные пересмотры и обсуждения передач и фильмов учат подростков правильно понимать их содержание, содействуют развитию профессионального интереса и тому подобное. Перед пересмотром нужно поговорить с детьми, поставить пред ними вопрос, на какие они должны найти ответы, в процессе просмотра фильма или телепередачи;
— экскурсии на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения;
— наглядные методы профориентации. Демонстрация объектов, процессов, которые изучаются, может служить не только подтверждением изложенного материала, но и основой знаний (например, наблюдение за трудом рабочих во время экскурсии).
Здесь возможны несколько видов демонстрации:
– натуральные объекты (изделия, выполненные учениками и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы;
– изображение объектов (картины, плакать, диапозитивы, кинофильмы и тому подобное);
– приемы работы во время лабораторно практических занятий (3).
Экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.
Эффективность экскурсии зависит, в частности, от целесообразного выбора места, времени, формы ее проведения, в соответствии с поставленными воспитательными заданиями. Если не придерживаться этих требований, то у учеников может нарушаться процесс формирования позитивных мотивов выбора профессии, могут накапливаться ошибочные представления об определенных видах деятельности и, соответственно, складываться негативное представление о них.
Целесообразно проводить экскурсии по определенному плану:
– определения цели и заданий экскурсии;
– подготовка к экскурсии: выбор объекта, определения профессий, на которые следует обратить внимание, подбор экскурсовода, разработка содержания беседы о содержании деятельности предприятия, подготовка учеников, к экскурсии;
– ход экскурсии: беседа об истории предприятия, рассказ о профессиях и тому подобное;
– подведение итогов экскурсии: составление письменных отчетов, обсуждения экскурсии.
Программа профориентации включает в себя следующие этапы:
1. Психологическое компьютерное тестирование. Цель тестирования — определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Используемые методики:
— ДДО — дифференциально-диагностический опросник (автор Е.А. Климов);
— опросник Айзенка;
— опросник Холланда;
— анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным.
3. Профессиональные уроки, подразумевает теоретическое освещение вопросов по профориентационной работы, а также анализ результатов компьютерного тестирования. Например, на основе результатов компьютерного тестирования по опроснику Айзенка, позволяющий выявить преобладающие типы темперамента, создан лекционный урок: «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности».
2. Профессиональное просвещениепредусматривает предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. Включает в себя:
— семинары, направленные на ознакомление с наиболее перспективными и востребованными профессиями на рынке труда;
— рейтинг вузов.
3. Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное).Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения.
4. Проведение тренинговличностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, креативности.
5. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
Проведение профориентационной игры «Ассоциация». Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение. Более подробно описание профориентационной игры указано в приложении 1.
Игра «Оптимисты и скептики»Цель игры — осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. С помощью этой игры школьники учатся объективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием требуемых качеств.
Игра «Спящий город». Цель игры: повышение у школьников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом социально-экономических условий в стране. Главный итог игры — формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее.
Игровое упражнение «Кто есть кто?»Цель игрового упражнения — дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.
Карточные профконсультационные методики. «Стратегия», «Шанс», «Страшный суд». Главные достоинства — предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы.
Основным этапом в разработке программы является составление учебно-тематического плана.
Таким образом, предлагаемый подход к решению проблемы своевременного и точного профессионального и личностного самоопределения подростков основан на положении о том, что причины возможных трудностей в выборе профессии во многом определяются личностными проблемами. Без их решения невозможен ни правильный выбор профессии, ни успешная социальная адаптация, ни семейное благополучие, поэтому в рамках профориентационной программы большое внимание уделяется изучению свойств личности. В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и на формирование навыков и знаний о мире профессий, а так же способностей соотносить свои психофизиологические задатки с выбираемой профессией, что полностью соответствует цели в реализованной программе.
2.2 Оценка результатов по профориентации подростков
После того как были проведены мероприятия, направленные на профориентацию подростков в общеобразовательных учреждениях, необходимо, узнать, насколько эффективными они оказались в подростковой группе, для этого осуществляется диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.
 Диагностика – это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.
Одним из диагностических методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном учреждении.
Наблюдение должно проводится систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :