Реферат по предмету "Педагогика"


Занятия, способствующие дифференцированному восприятию цвета

Занятия, способствующиедифференцированному восприятию цвета (на примере старшей возрастной группы)

План
Введение
1. Значение восприятияцвета в жизни человека
2. Особенности восприятияцвета детьми дошкольного возраста
3. Уровень цветноговосприятия у детей данной возрастной группы
4. Условия формированияцветного восприятия у детей дошкольного возраста
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Цвет какобъект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов,естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительностихудожников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнеепочувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовныйкомфорт.
Задачавоспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомитьдошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, имипользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализаокружающего.
С давнихвремен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладаетмагической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет можетрадовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Инымисловами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цветауспокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающеевоздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный,красный, оранжевый, желтый цвета.
Японские педагоги определили, что цветовое восприятие дает возможность наиболеешироко развивать органы чувств ребенка, его естественный вкус (мышление,творческие способности), что в свою очередь оказывает влияние и на общееразвитие человека.
Немецкиеискусствоведы пришли к выводу, что цвет является средством непосредственногоотображения мира переживаний и эмоций ребенка. Так Фиту С. считает, чтозадача ориентированного на ребенка урока художественного воспитания, должназаключаться в развитии цветовых ощущений ребенка, за счет умелого использованиянаглядности по цветоведению.
В нашейстране проблеме восприятия детьми цвета большое внимание уделяли такиеизвестные педагоги и психологи, как Л.А. Венгер, И.Д. Венев, Г.Г. Григорьев,З.М. Истомина, В.С. Мухина, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина, А.М. Фонареви другие. Они пришли к выводу, что использование на занятиях изобразительногоискусства цветовых и «сенсорных эталонов» имеет огромное значение не только дляразвития цветоразличительных, но и для формирования абстрактно – образногомышления.
О фактевоздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенкадошкольного возраста на объекты различных цветов. Так научные данные,полученные в исследованиях последних десятилетий (Л.А. Венгер, И.Д. Венев,З.М. Истомина, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и др.) показали, чтодети уже с первых недель и месяцев жизни способны различать предметы разногоцвета. Уже в четыре года дети воспринимают цвет в книжной иллюстрации и в своемрисунке как средство украшения.
Положение обиспользовании цвета, как выразителя эмоционального отношения ребенка кизображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиямиВ.А. Езинеевой, А.В. Компанцевой, В.С. Мухиной и др. Ребенокспособен осознанно использовать цвет для передачи своего отношения кизображаемому образу: яркими, чистыми, красивыми цветами он обычно изображаетлюбимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злыхперсонажей и печальные явления. В исследованиях известного педагога В.С. Мухинойотмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, анеприятных – холодные. По мере усвоения ребенком изобразительного опыта,познания им окружающего мира, цвет в детском рисунке становится болеереалистичным (исследования В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флеринойи др.).
В практикедетского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двухвзаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувствацвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного наразвитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны,овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе иобщепринятыми эталонами цвета) непосредственно в изобразительной деятельности,дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке.
Вместе с тем,усвоение эталонов цвета (как и формы) имеет двоякое влияние на развитиевосприятия ребенка. Как отмечает В.С. Мухина, эталоны определяют с однойстороны, характер развития восприятия: ребенок учится классифицировать предметыпо их свойствам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляетсяканонизированная нормативность цветов и других качеств, характеризующихпредмет, и при непосредственном восприятии этот предмет соотносится с усвоеннымэталоном, при этом индивидуальные его особенности могут не фиксироваться. В.С. Мухинасчитает необходимым расширять канонизированную нормативность (эталонность) восприятияв условиях изучения детьми «художественных языков» при обучении рисованию. Это,по ее мнению, обогатит восприятие и одновременно освободит ребенка отупрощенной стереотипной нормативности, даст возможность получать эстетическоенаслаждение от красоты конкретного предмета или явления.


1.Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человекаспособен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но иразнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полныйцвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на негопсихофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла идихолода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, людибыстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков,создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом.Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, еслирассматривать значение цвета, как явление духовной культуры и потребности его примененияв самых разнообразных областях и отраслях науки и материального производства.
Цветначал психологически воздействовать уже на наших далёких предков. Применениеяркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носилоопределенный духовный смысл. В античном мире императоры носили пурпурныеодежды, и этот цвет был только их привилегией. Позднее люди продолжалипридавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цветсчитался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости,внимания, синий – густая тень, строгость, возмужалость, а черный – горечь,старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности,молодости и человечности.
Чтобы знать,какими цветами и как пользоваться каждому человеку в обиходе, в воспитаниидетей, – надо понять, каким образом цвет влияет на состояние человека. Поданным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет напсихофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамикузаживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистойсистемы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса),психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическоенапряжение). При этом цвет воздействует специфически как при восприятии череззрение, так и при освещении им частей человеческого тела. Человек неосознанночасто использует цвет как средство психической саморегуляции. Люди с разнымихарактерами и в разных психических состояниях видят мир буквально в разномцвете, причём уравновешенные люди воспринимают мир более ярким и красочным.
Сейчасв каждой стране существуют дизайнеры и психологи по цвету, цветотерапевты ицветоархитекторы. Колористика – наука о цветовосприятии. Её основатель – великийнемецкий поэт И.В. Гёте. Он написал фундаментальный труд «Учение оцветах».
Основная идеяколористики заключается в том, что цвет влияет на человека психологически ипсихофизиологически. Посмотрев пристально на какой-нибудь цвет несколько минут,человек может почувствовать не только изменение своего самочувствия инастроения; может измениться температура тела, частота дыхания и ритмикасердца. Но каждый человек реагирует на один и тот же цвет по-своему. Дляизучения характера и эмоциональных состояний человека М. Люшер и Х. Фриллингв середине прошлого столетия изобретают цветовые тесты. Макс Люшер создаётцветовой метод диагностики состояния человека, так называемый «тест Люшера». 23цвета были выбраны им из 4500 цветов, а критерием отбора явилась максимальнаяприближённость к природным цветам. Этот тест выявляет проблемы с 6 – 7 летнеговозраста. При этом ребёнок просто выбирает наиболее понравившиеся или наиболеенеприятные цвета из предлагаемых.
Такимобразом определяя влияние того или иного цвета либо композиции цветов насамочувствие и состояние человека, психологи пришли к следующему заключению:если человек выбирает красный цвет – это характеризует возбудимость,импульсивность, страстность, тогда как разные оттенки зелёного цвета успокаивают,настраивают на деловой, рабочий лад. Синий, голубой цвета так же являются«холодными», то есть уравновешивающими, направляющими к размышлениям, а непереживаниям.
Используятакие знания, мы можем сознательно подойти к формированию цветовой гаммы, окружающейнаших детей. В наше нелёгкое время мы можем окружить детей гармонией цвета водежде, в игрушках, в оформлении детской комнаты. Если убрать из обихода всегрязные, неестественно яркие, кроваво-красные, коричневые, чёрные и серыекраски, это уже будет способствовать охранению детей, развитию в нихравновесия, спокойствия, вдумчивости, устремлять их к красоте.
 
2.Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста
Для тогочтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительнойдеятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с нимконтакт, развить его художественные способности.
Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение» ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.
Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста и даже начального школьногомногое гложет показаться непонятным, нелогичным, даже несуразным. Большинстводетей этого возраста любят рисовать. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседыспособны час или два просидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногдачто-то, бормоча себе под нос, быстро заполняя изображениями людей, животных,домов, машин, деревьев большие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению,опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях,еще очень неточных и схематичных.
Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.
Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя – образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие – пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.
Рисуя,ребёнок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу безучёта, что ближе, что дальше, что больше, что меньше. Так, например, девочкаможет оказаться больше дома, а метла в руках дворника больше самого дворника.Это не потому, что маленький рисовальщик не знает, что дом больше девочки, аметла меньше дворника, а потому, что в процессе рисования девочка и метла впервую очередь привлекли его внимание, вызвали больший интерес.
Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.
Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист» опираясь на свой опыт – на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.
Маленькийрисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, онстарается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушаетправдоподобие. Дети могут нарисовать голубых цыплят, розовых собачек,разноцветные дома, объясняя при этом: «Так красивее». Часто закрашиваюткрасками то, что нарисовано, а фон оставляют белым. Небо и землю могутнарисовать в виде тонкой полоски.
Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.
Все кажущиесянелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.
Рисуют дети сувлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, чтоникакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется.Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребёнка инекоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе, но ипомогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоватьсяв работе над рисунком.
Знакомствос цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, скольковосприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детейи взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие увзрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчини женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?
Преждевсего, надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своегожизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетическогопорядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так дляребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – эторадостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный,темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые,некрасивые цвета.
Ещеодной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является егоконкретность: «зеленая трава», «голубое небо», «синее море». В самих этихсочетаниях угадываются «штампы», или «сенсорные эталоны», выработанные даннойкультурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенноовладеть этими «сенсорными эталонами». С их помощью позже он сможетсистематизировать то, что видит, и то, с чем действует.
Очевидно,что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовойкультуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будетнаходиться в пределах «детского восприятия», то есть ориентироваться на 4–6основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний,тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Замечательнымсвойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятиезвука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способыисследования окружающего мира.
 
3. Уровеньцветного восприятия у детей старшей возрастной группы
Уровеньцветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: детипередают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая ит.д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа вразное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми жекарандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки,почти не используют цвет для того, чтобы выразить настроение и отношение кизображаемому.
Психологическиеисследования показали, что детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммыможно условно разделить на три группы:
1) дети,использующие радостные цвета (красные, оранжевые, зеленые, желтые) и ихоттенки;
2) дети, у которыхлюбимый цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, красный –розовый);
3) дети,всегда выбирающие темные цвета и их сочетания (черные, серые, коричневые).
Поэтомуследует обратить внимание на развитие у детей чувства цвета, определить условияформирования цветного восприятия детей, продумать определенную систему занятийпо развитию цветовосприятия детей.
4. Условияформирования цветного восприятия у детей дошкольного возраста
Болеепрочное и быстрое усвоение теоретического материала по элементам цветоводения,основам живописной грамоты зависит от гибкого сочетания подготовительныхкратковременных и длительных упражнений, имеющих различный характер ипреследующие различные цели.
Благодарясистематическим занятиям по цветоведению, ознакомлению с изобразительными,выразительными особенностями цвета, различным упражнениям с цветом, у детейпостепенно развивается эстетическое чувство цвета.
Задания,которые предлагаются детям вначале, просты и несложны. Но каждое последующеезадание не получится без решения предыдущего. Постепенно дети приобретаютопределенные знания, умения и навыки, соответствующие своему возрасту.Прослеживается чёткое развитие от простого, грубого раскрашивания красками крисованию сложных цветовых гамм, гармоничному сочетанию красок.
 Правильный подход обеспечивает усвоение учащимися основных понятий и правилживописной грамоты, изучению начальных сведений по цветоведению в тесной связис изучением требовании живописной грамоты, положительно влияет на развитиетворчества, творческого мышления.


Заключение
Цвет являетсяодним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения ксоздаваемому образу; он помогает выявить основные свойства предметов, даетвозможность каждому ребенку в процессе рисования проявить своюиндивидуальность.
Детидошкольного возраста видят живопись иначе, чем взрослые, поражая нас своимирисунками.
Более быстроеи прочное усвоение теории материала по элементам цветоведения и основамживописной грамоты, зависит от гибкого сочетания подготовительных,кратковременных и длительных упражнений. Каждое упражнение, предложенное детям,имеет определенную цель. Выполнение их невозможно без ранее выполненныхзаданий. Все задания строятся по принципу от простого к сложному споследовательным, постепенным усложнением учебного материала. При сохраненииосновных задач тема занятия и форма его проведения могут быть изменены.Например, одни и те же законы (теплые и холодные цвета, основные и составныецвета) требуют разного изложения, и выполнение их зависит от возраста детей.
В обученииизобразительной деятельности широко используется наглядность. Нельзя провестини одного урока без использования наглядности. Наглядность существеннодополняет устное объяснение, обеспечивает связь обучения с жизнью.

Списокиспользованной литературы
 
1.   Денисова З.В.Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., 1974.
2.   Дерибере М. Цвет вжизни и деятельности человека. М., 1965.
3.   Ивенс Р.М. Введениев теорию Цвета. М.: Наука, 1964. 342 с.
4.   Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н.,Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: МГУ, 1989. 195 с.
5.   Кравков С.В.Цветовое зрение. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. 175 с.
6.   Полуянов Ю.А. Детирисуют. М., 1988. 176 с.
7.   Рабкин Е.Б., Соколова Е.Г.Цвет вокруг нас. М., 1964
8.   Соколов Е.Н., Измайлов Ч.А.Цветовое зрение. М.: МГУ, 1984.175 с.
9.   Урванцев Л.П.Психология восприятия цвета. Метод. пособие. – Ярославль, 1981. –65 с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «3» дана информация о том, что называют малыми телами, их классификация, отсутствует текстовый файл, много текста в слайде
Реферат Sea Lions Essay Research Paper Sea lions
Реферат Теоретико-правовые перспективы совершенствования национально-государственного устройства Российс
Реферат Меншиков А.Д.
Реферат Круговорот фосфора
Реферат Реакции a-литиированных циклических нитронов с электрофильными реагентами
Реферат Методологія соціально ефективної організації фармацевтичного забезпечення населення
Реферат Andromeda Essay Research Paper ANDROMEDAM31 or NGC
Реферат Принципы эконометрического анализа
Реферат Разработка автоматизированной информационной системы для управления портфелем реальных инвестиций
Реферат Аннотация Мастер – класс
Реферат Ингаляционная терапия
Реферат Комплексный анализ хозяйственной деятельности МУП ЖКХ Песковский коммунальник
Реферат Food Quality Protection Act Of 1996
Реферат Диссиденты эволюции. Онейроидные состояния сознания