Реферат по предмету "Педагогика"


Сравнительный анализ развития речи у младших дошкольников в норме и с интеллектуальными нарушениями

Московскийсоциально-педагогический институт
Факультет коррекционнойпедагогики и специальной психологии
Специальность«логопедия»
Курсоваяработа
Сравнительныйанализ развития речи у младших дошкольников в норме и с интеллектуальными нарушениями
 
Выполнил: студентка 2 курса Хорева Н.А.
Проверил: ассистент Рожкова Ю.П.
Москва, 2010

План
Введение
Глава 1. Развитие речи удетей младшего дошкольного возраста в норме
1.1 Фонетико-фонематический строй речи
1.2 Лексико-грамматический строй речи
1.3 Коммуникативная функция речи
Глава 2. Развитие речи удетей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
2.1 Нарушенияфонетико-фонематического строя речи
2.2 Нарушениялексико-грамматического строя речи
2.3 Коммуникативная функцияречи
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
Вдошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладенияречью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а такжепредметом сознательного изучения. Как считают психологи язык для ребенкастановится действительно родным.
Развиваетсязвуковая сторона речи, младшие дошкольники начинают осознавать особенностисвоего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процессфонематического развития.
Интенсивно растетсловарный состав речи, развивается грамматический строй речи. Детьмиусваиваются тонкие закономерности морфологического порядка(строение слова) исинтаксического(построение фразы). Развивается контекстная речь, появляютсяразвернутые сообщения – монологи, рассказы, развивается диалогическая речь.
Использованиеновых форм речи обусловлено новыми задачами общения, встающими перед ребенком вэтот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми и со взрослымидостигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Актуальностьданной темы заключается в том, что глубокое знание особенностей развития речи удетей в норме и у умственно отсталых детей позволяет специалисту, работающему сдетьми хорошо понять причины нарушений, прогноз, выбрать правильные путикоррекции и помощи детям, имеющим эти проблемы. Считаю, что знание этаповразвития тех или иных речевых умений, временных рамок развития этих умений,допустимые отклонения и патологические особенности – это необходимый фундамент,на котором должен основываться профессиональный опыт любого специалиста,работающего с детьми как нормальными, так и с имеющими проблемы в развитии.

Глава 1.Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста в норме
Дошкольныйвозраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целейчеловеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новаявнутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественныхотношений.
Особенностиэмоционального развития:
· ребенокосваивает социальные формы выражения чувств;
·изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональноепредвосхищение;
· чувствастановятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными,внеситуативными;
·формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Дошкольныйвозраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию ивоспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер.Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.
Вдошкольном детстве ребенку приходиться разрешать все более сложные иразнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношениймежду предметами, явлениями, действиями. Развивающееся мышление дает детямвозможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их.
В старшемдошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не толькосразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и их постоянные свойства. Кконцу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложныезадачи, требующие понимания некоторых механических, физических и других связейи отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новыхусловиях. Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано сусвоением им все новых и новых знаний.
Развитиеречи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическоеупотребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основойперестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении дошкольноговозраста продолжает расти словарный состав речи. По сравнению с ранним детствомсловарь дошкольника увеличивается в 3 раза. Ребенок параллельно овладеваетумением сочетать слова в предложения по законам грамматики. В дошкольномдетстве начинает развиваться объяснительная речь.
Функцияобщения является первой, но не единственной, которую выполняет речь.Эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь и сохраняет своюпланирующую функцию, т.е. является промежуточным звеном между внешней ивнутренней речью ребенка.
Речьтрехлетнего ребенка значительно отличается от речи двухлетнего: у негопрактически полностью исчезают аграмматизмы. Он называет свое имя, пол ивозраст. Связь слов в предложении выражается уже с помощью четких окончаний ипредлогов, употребляются союзы, используются практически все основные частиречи. Словарный запас ребенка достигает 250-700 слов, он строит предложения изпяти-восьми слов. В речи употребляет не только слова чисто бытовой тематики, нои слова оценочного значения и обобщения. Ребенок начинает оперировать некоторымиродовыми понятиями, ему хорошо знакомо множественное число. Он понимаетзначение простых предлогов – выполняет задания типа «положи кубик под чашку»,«положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзыпотому что, если, когда.
Еслиродители сформировали у ребенка положительное отношение к книгам, то он любитслушать знакомые сказки и стихи, хорошо запоминает текст и практически дословновоспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку еще неможет, задает вопросы о значении слов. Ребенок хорошо понимает содержаниенесложных сюжетных картинок. Правильное звукопроизношение еще не сформировано.В речи ребенка могут отсутствовать шипящие и сонорные, однако твердые и мягкиезвуки большинство детей дифференцируют хорошо. Слова со сложной слоговойструктурой и со стечениями согласных дети могут произносить искаженно.
В четырегода словарный запас ребенка должен достигать объема 2000 слов. В речичетырехлетнего ребенка уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненныепредложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что,куда, сколько. В активной речи появляются слова второй степени обобщения. Словарныйзапас обогащается путем введения наречий, обозначающих пространственные ивременные признаки.
Дети сбольшим удовольствием начинают занимаются словотворчеством, что свидетельствуето начале усвоения словообразовательных моделей. В их речи реже встречаютсяошибки на словоизменение основных частей речи. Однако связная речь у детейокончательно не сложилась, а в их рассказах о событиях из собственной жизнидопускается непоследовательность. Но многие уже могут пересказать известную имсказку.
Процесс усвоенияязыка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнемречевого развития свободно общаются не только при помощи грамматическиправильно построенных простых предложений, но и многих видов сложныхпредложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если,тот… который и т.д.).
Вдошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетическойстороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры извуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то оникасаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для нихслов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного«поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новоеслово в самостоятельную речь.
Развивающийсянавык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение ислышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, чтообеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всехграмматических категорий.
К пятигодам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляетобобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий кругпредметов и явлений окружающей действительности. В предложении используются всечасти речи. Грубых аграмматизмов в речи нет, хотя возможны некоторые ошибки припостроении сложных предложений. В шесть лет происходит качественный скачок вовладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке,пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
Ребеноковладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Убольшинства детей звукопроизношение практически полностью приходит в норму,однако у некоторых продолжает иметь место смешение свистящих и шипящих, а такжеотсутствие вибрантов Р, Р. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ,а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. В словахотсутствуют пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляюттолько некоторые трудные незнакомые слова. Появляется способность к выделениюзвука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковаяоболочка слова перестала быть незаметной для восприятия. Дети способныпроизвольно менять громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

1.1 Развитие фонетико-фонематического строяречи
Одно иззначений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звуковогосостава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать,узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формированияречи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха,позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к иханализу и синтезу.
Уже натретьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения словсверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такимиумениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение нетолько к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточностисвоего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместнойдеятельности.
Звуковаясторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возрастаречевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается отречевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время вкаждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуреречи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умениевоспроизведения речи.
У детейдошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков,особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторыхдетей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточнооткрывает рот, слабо артикулирует звуки.
Этиособенности речи не являются патологическими, они объясняются медленнымразвитием моторики речедвигательного аппарата.
Придвижениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координациямелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируютсяпостепенно.
Есть своиособенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частымивдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, встаршем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Дифференцировкафонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубаядифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается всеболее и более тонкой.
Так как взвуках речи наибольшими акустическими различиями обладают гласные и согласные,то прежде всего возникает дифференцировка между этими категориями звуков.Первоначально ребенок еще не делает различия между отдельными согласными, ноуже замечает наличие или отсутствие какого-либо согласного в слове. Наследующем этапе сравнительно быстро происходит дифференцировка гласных. Вначалеа отличается от других гласных – не –, потом различаются у – и, о – э, у – э, о– и, у – о, и – э,_ По тому же закону дифференцируются и согласные. Вначалевыделяются наиболее резко различные по акустическим признакам группы согласных– сонорные (образуемые при участии голоса) и шумные (без голоса). Вслед за этимдифференцируются все согласные по одному из особенно характерных для русскогоязыка признаков речевого звука – мягкости и твердости. Далее происходитдифференцировка внутри разных сонорных согласных и, наконец, внутри шумныхсогласных.
Различениезвуков речи слухом происходит быстрее и лучше, еслиодновременно с этимвозникают правильные дифференцировки в положениях органов артикуляции. Так,ребенок отличает сонорные (р, л, м, н) только от тех шумных (к, п, т, с, ф, ш),которые правильно артикулируются. Тонкие дифференцировки в двигательноманализаторе достигаются ребенком с заметным трудом и иногда отодвигаются назначительный срок. Так, например, вначале ребенок заменяет звук «к» звуком «т».В дальнейшем он ставит язык у верхних зубов (т) только в тех случаях, где этомузвуку действительно надлежит быть, а для произнесения к отодвигает язык дальшевглубь, произнося небное т, потом верхушечное т, все время как бы прощупывая инаходя правильное место для произнесения к. Только тогда, когда кинестетическиевозбуждения от положения органов речи при произнесении к совпадут со слышимымзвуком «к», процесс дифференцировки данного звука от других может считатьсязаконченным.
Можно считать, что к четырем годам у ребенка заканчиваются всефонетические дифференцировки, он почти полностью практически владеетграмматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка. Если к пятому годузаметны какие-либо признаки косноязычия – картавость, шепелявость, сигматизм,проглатывание звуков или замена их другими и т. п., то все эти явления следуетрассматривать как ненормальные, требующие вмешательства логопеда.
1.2 Развитие лексико-грамматического строяречи
Особенностиразвития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии,психолингвистике.
В развитиисловаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный ростсловарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.
Остановимсякратко на характеристике каждой из сторон.
Количественныйрост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его ростнаходится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературеданные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятсямежду собой. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активногословарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000– 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаренаблюдаются и в эти возрастные периоды.
Особеннобыстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет числоиспользуемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания(взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествамипредметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболееабстрактной части речи.
Составсловаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по даннымавстрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг сдругом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс.слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения«я хочу», «я буду», «я люблю».
Однаковажно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественноеразвитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее«грандиозную сложность».
Усвоениеграмматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формированиеязыковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа,синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматическихзначений.
Трудности ипостепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами:особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической исинтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии.В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е.исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.
Наиболеетипичные ошибки описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А.М.Бородич, Л.П. Федоренко и других.
Приведемнекоторые примеры морфологических ошибок в речи детей.
1.Неправильныеокончания имен существительных,  родительный падеж, множественное число: сокончанием –ей — карандашов, дверёв, ежов, этажов; с нулевым окончанием: ночов,куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;
родительныйпадеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
винительныйпадеж одушевленных и неодушевленных имен существительных:
Папаподарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;
1)предложныйпадеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, всаде;
2)Склонениенесклоняемых имен существительных: на палъте, кофий, кофию, на пианине, в кине.
3)Образованиемножественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки,котёнки, жеребёнка, свинёнка.
4)Изменениерода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко,платье зеленая, одеяла разорвалась.
5)Образованиеглагольных форм.
2.Повелительноенаклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой), склады (сложи); скакай(скани),
3. Изменениеосновы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать –плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),
4. Спряжениеглаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь),спать – сплют (спят).
6. Неправильнаяформа причастий: сломатая, оборватая, сошитая;
7. Образованиесравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,
8. Окончанияместоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этимкармане;
9. Склонениечислительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.
У детейнаблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки: «одень» вместонадень, «раздень» вместо сними; я «надетый»; «Бегим», Коля уже «побег». Мыходим за «ягодам» и «грибам».
Чаще всегоэти погрешности вызваны особенностями местных говоров, диалектной речьюокружающих.
Морфологическиеи синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисомменьше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Онименее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, восновном употребляют предложения с несложной конструкцией.
А.Н.Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различныетрудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, вотношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных –словообразование (сравнительная степень).
А.Н.Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строянаблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболеетипичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования исловоизменения (падежные окончания имен существительных, формы измененияглаголов по лицам, временам).
Всеединичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергаетсявытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцыперенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже вшкольном возрасте.
А.Н.Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русскогоязыка.
Первыйпериод – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которыеупотребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются(от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
Второйпериод – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный сформированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес.до 3 лет).
Третийпериод – период усвоения морфологической системы русского языка,характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этотпериод все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.
Овладениеспособами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином«словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. Всовременном словообразовании господствующее положение занимает морфологическийспособ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетаниеразличных по значению морфем: кричать – крик; путь – путник; грузовой –грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок –бес-порядок; спускать – спус-кать-ся; везти – в-везти, вы-везти, бежать –в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить – в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.
Запоследние десятилетия в русском словообразовании активизировалсяморфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результатесложения основ (двух, трех: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб) и спомощью других способов (См.: Дудников А. В. Современный русский язык. – М.,1990)
Дошкольникипользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенокдолжен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов исмысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Словотворчествосвидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчествопо аналогии является показателем свободного пользования морфологическимиэлементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами«кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса иокончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой –правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческомхарактере усвоения языка.
Детскоесловотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил,обобщений.
О.С. Ушаковавыделила три основных принципа образования детьми новых слов;
· частькакого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» –прыжок;
к корнюодного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки),помощь – «помогание», страшные – «страшность»;
· однослово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор иврунишка, «бананас» – банан и ананас.
Наиболееинтенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. –4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство,обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. К концудошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связис чем снижается интенсивность словотворчества.
речьнарушение интеллект
1.3 Развитие коммуникативной функции речи
 
Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая.Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи(беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них)побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание,междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п.— основныечерты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умениесформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строитьответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника, рассуждать,спорить, более или менее мотивированно отстаивать свое мнение.
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответына вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать своимысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малышидопускают много ошибок при построении предложений, определении действия,качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятсяосновой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связнойречи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речиприлагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначениявременных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы,умозаключения.
Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями,особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные,определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится,пойдем гулять?)
В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляютпреимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требуетразвернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответаони неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегдаумеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить иисправить высказывание товарища.
Структура речи также еще несовершенна. При употреблениисложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются ссоюзов потому что, что, когда).
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольшихрассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своемкопируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное отвторостепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей,хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама посебе.

Глава 2.Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
У детей с нарушениями интеллекта развитие речи существенноотличается от того, которое описано выше. Отставание в развитии речи начинаетсяу них с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве.Соответственно, к переходу дошкольного возраста у них нет готовности к ееусвоению. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как предметнаядеятельность, интерес к окружающему, развитие эмоционально-волевой сферы, вчастности эмоционального общения со взрослыми, не сформирован фонематическийслух, не развит артикуляционный аппарат.
Многие дети с нарушениями интеллекта не начинают говорить нетолько к началу дошкольного возраста, но и к 4—5 годам.
С точки зрения развития речи дети с нарушениями интеллектапредставляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсемне владеющие речью; дети, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз; детис формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное пониманиеобращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речиот деятельности — с другой. Речь не отражает истинных интеллектуальныхвозможностей ребенка, не может служить полноценным источником передачи емузнаний и сведений.
Фразовая речь отличается большим количеством фонетических играмматических искажений. Овладение грамматическим строем речи на протяжениидошкольного возраста, как правило, не происходит. Особенно страдает связнаяречь. Одной из характерных особенностей оказывается при этом стойкое нарушениесогласования числительных с существительными.
Словарный запас в пассивной форме значительно превышает активный,но это касается, как правило, восприятия отдельных изолированных слов, и то нево всех случаях. Есть слова, которые ребенок с нарушениями интеллекта можетпроизносить к какой-либо картинке, предмету, но не понимает, когда ихпроизносит другой человек вне привычной ситуации. Это свидетельствует о том,что у детей с нарушениями интеллекта длительно сохраняется ситуативное значениеслова. Семантическая нагрузка слова у этих детей много меньше, чем у детей внорме того же возраста.
Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическаяоформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятияприводят к тому, что речь взрослого либо часто совсем не понимается ребенком снарушениями интеллекта, либо понимается неточно и даже искаженно.
В то же время слово взрослого может играть в организациидеятельности ребенка с ограниченными возможностями существенную роль. Оно можетсобрать его внимание, направить на деятельность, даже поставить перед ним несложнуюзадачу. При этом нужно помнить, что не следует пользоваться изолированнойсловесной инструкцией, ее необходимо сочетать с показом, образцом, совместнымидействиями взрослого и ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Без специального обучения у детей с нарушениями интеллекта неразвивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи:наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникаетфиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатлениенеотнесенной, в ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.
Речь удетей с нарушениями интеллекта настолько слабо развита, что не можетосуществлять функцию общения. Недоразвитие коммуникативной функции речи некомпенсируется и другими средствами общения, в частностимимико-жестикуляторными; амимичное (лишенное мимики) лицо, плохое пониманиежеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов отличают детей снарушениями интеллекта от безречевых детей и от детей с другими нарушениями (снарушениями слуха, с моторной алалией). В результате к школьному возрастунеобученные дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевымнедоразвитием.
2.1 Нарушенияфонетико-фонематического строя речи
Здоровыйребенок 3-4 лет уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носитпочти правильную грамматическую норму, а фонетические погрешности произношенияостаются лишь в виде мелких исключений.
В то жевремя у ребенка-олигофрена как слуховое различение, так и произношение слов ифраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Основныепричины, обусловившие такое состояние речи,-слабость замыкательной функциикоры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всеханализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительнуюотрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов,затрудняющее установление динамических стереотипов — связей междуанализаторами.
Недоразвитиеречи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися инестойкими дифференцировочными условными связями в области слуховогоанализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуков речи окружающихлюдей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он слышитдаже тихий шорох или изолированный звук, произносимый родителями, но звукиобращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им нерасчлененно. Такойребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этихвоспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным,более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причиназапоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти слова ужевыделены и узнаются как знакомые, известные, она все еще воспринимаютсянечетко.
Умственноотсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, еслиучитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышатьв этом созвучии и бочки, и бошки, и почке и т. д. В дошкольном возрасте ошибкидетей, наблюдающиеся при повторении ими новых слов, расцениваются окружающимиобычно лишь как дефекты произношения, которых, кстати говоря, действительноочень много.
Недостаткифонематического слуха усугубляются замедленным темпом развития артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов.
Развитиевсех движений ребенка, в том числе моторики его речедвигательного аппарата,также зависит от особенностей формирования дифференцировочных условнорефлекторных связей в Области двигательного анализатора.
У каждогоребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другиезвуки. Более поздно появляющиеся звуки формируются из диффузных звуков раннегопериода.
Диффузностьзвуков делает их неустойчивыми: в одном и том же слове произносится то одинзвук, то другой (банка и банга, пить и пись, матики и маци-ки — мальчики).Период окончательного закрепления нового звука длится от 15 до 22 дней, иногдадо трех месяцев. Чем сложнее артикуляция, чем дольше существовал заместитель ееи больше отличается от нормальной артикуляции, тем длительнее этот период.
Выделениефонем происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующейвременной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочихгласных; затем дифференцируются и-- э, у-- о, и-- у, э-- о, и-- о, э-- у.Труднее всего усваиваются и-- у, так как они образуются наибольшим сужением вротовой полости; о-- у сходны в артикуляции и плохо различаются друг от друга.Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем дляразличения сонорных главную роль играет слух, шумных — артикуляция.Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердостьсогласных. В последующей дифференциации сонорных между собой ребенок в зависимостиот индивидуальности опирается то на слух, то на артикуляцию или на то и другое.В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесьпомогает и зрение). Они отличаются от язычных, при этом в первую очередьвыделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие(п-- т, б-- д, п-- к, б-- г, п-- ф, т-- с, к-- х). Далее различаются один отдругого язычные переднего и заднего рядов (т-- к, с-- х).
Впоследующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонкихсогласных, хотя неосознанно они употреблялись ребенком и раньше. Это различениезатрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает периоддифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л-- й, р-- й.
Определяющую,главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играетнедостаточно еще развитая речевая моторика. В то же время (на третьем году)слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий. Такимобразом, слух является ведущим анализатором в усвоении речи окружающих. Вместес тем он же становится контролирующим регулятором собственного произношения,что усиливает развитие фонематического слуха.
2.2 Нарушениелексико-грамматического строя речи
У детей снарушениями интеллекта отмечается разной степени выраженности недоразвитиелексической стороны речи. По данным Е. В. Мальцевой, грубое недоразвитиелексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% отколичества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи.Основными характерными чертамисловарного запаса детей являются бедность и неточность.
Какизвестно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическимразвитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи сэтим, особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразиепознавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений обокружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностейокружающей действительности.
В связи сограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей синтеллектуальными нарушенями отсутствуют многие обозначения хорошо известныхдетям предметов, действий и качеств. Так, по данным Е. В. Мальцевой, толькополовина детей с ЗПР смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок.Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическимпризнакам (вместо рама — окно, конверт — письмо, клевать — есть, платье —одежда, платье — воротник, поливает — выливает, вышивает — шьет).Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия (конура — тутсобака спит, почтальон — газеты приносит).
В словарепреобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызываетопределенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающиенепосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с нарушениямиинтеллекта возникают затруднения даже при определении цвета, а также формыпредмета.
Убольшинства детей обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразиелексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированностиобобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических исинонимичес ких средств языка.

2.3 Развитиекоммуникативной функции речи
Детям сзадержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своихмыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных.Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая,дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на нарушение динамикиречевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевогопрограммирования и грамматического структурирования, что в свою очередьуказывает на задержку развития связной речи.
Часто речьдетей с задержкой психического развития имеет склонность к сложным оборотамречи. Сложноподчиненные предложения, которые составляют некоторые дети спроблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят из двадцати слов.Создается впечатление, что ребенок начав высказывание, не может его закончить.
В целом,общение этих детей происходит в рамках стандартных ситуаций, так как именноэтот тип мышления у них является преобладающим (здесь и сейчас). Их речь частобывает малопонятна окружающим, что создает дополнительные трудности в вопросекоммуникации.
Дети синтеллектуальными нарушениями используют для коммуникации не только речь, но ивсе доступные им способы, при которых они могут привлечь внимание к себе и ксвоим проблемам. Это могут быть определенные жесты, звуки, понятные только темлюдям, которые близко контактируют с ребенком, это могут быть какие-тоопределенные формы поведения и т.д.
Но развитиеименно речевой коммуникации у этих детей нуждается в постоянной стимуляции, чтонеобходимо учитывать тем, кто постоянно работает или просто находится сребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему или не к нему,необходимо многократно повторять одни и те же речевые инструкции, фразы,короткие и ясные, которые ребенок мог бы в последствии повторить и запомнить.Развитие коммуникативной функции речи у умственно отсталых детей – это долгий икропотливый процесс.

Заключение
Итак, вышебыли рассмотрены основные аспекты развития речи детей с нормальным иотклоняющимся умственным развитием.
Основнойвывод, который можно сделать – это то, что без специального обучения и развитияречь детей с нарушенным интеллектом не будет развиваться. Все то, чтонормальный ребенок усваивает произвольно, в процессе общения и игры, умственноотсталый ребенок может усвоить только в процессе долгого и упорного обучения.Причем далеко не всегда возможно приблизить уровень развития речи к норме. Этозависит от характера первичного нарушения, от структуры дефекта, откомпенсаторных возможностей данного ребенка с конкретным нарушением.
В арсеналедефектологов, логопедов и других специалистов, работающих с умственно отсталымидетьми существует множество методик, приемов и способов, помогающих развитьречь этих детей. На эту тему проведено множество исследований и написано многополезных книг. Но без упорного, продолжительного труда, а главное безосновополагающих знаний о развитии речи и других психических функций умственноотсталых детей невозможно добиться успешных результатов в коррекционной работес ними. Именно поэтому мною была рассмотрена данная тема и литература по этомувопросу.

Списокиспользованной литературы:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников:Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей – Спб.: Детство-пресс,2005.-48с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обученияродному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. Высших и сред. пед. учеб.заведений.-3-е изд.-М.: Издат.ценр «Академия»,2000.-400с.
3. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственноотсталых школьников: Свердловск,1977
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей.-М.: Просвещение, 1981.-256с.
5. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильнопроизносить звуки. Метод. Пособие.-М.: Мозаика-Синтез,-112с.
6. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи удетей//Сов.педагогика,1954-№6
7. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольноговозраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольноговозраста: Учеб.пособие для студ.высш. и сред. Пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева,В.И.Яшина.-М.: Академия,2000
8. Основы специальной психологии. Учеб.пособ. для студ.Сред.пед.учеб.заведений/А.В.Кузнецова, Л.И. Пересленц, Л.И. Солнцева и др.; Подред.Л.В. Кузнецовой.-М.: Изд.центр «Академия»,2002
9. Развитие речи у детей дошкольного возраста: Пособие для воспит.Дет.сада./Под ред.Ф.А. Сохина.-2-е изд., испр.-М.: Просвещение,1979.-223с.
10. Филичева Т.Б. и др.: Основы логопедии: Учеб.пособ.длястуд.пед.институтов.-М.: Просвещение.,1989.-223с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Алюминий и цинк и их соединения
Реферат Индийская мифология
Реферат Психологічний вплив на педагогічну кваліметнію
Реферат Медицинское страхование в Российской Федерации
Реферат Суды в Советский период
Реферат Я и мое будущее
Реферат Сценарій виховного заходу: "У дружбі наша сила"
Реферат І свічки миpної не ваpта та кpаїна, що в боpотьбі її не засвітила
Реферат Проектирование цифровой коммутационной станции МиниКОМ DX-500ЖТ
Реферат Judgement Day Essay Research Paper
Реферат Возникновение марксистского направления в экономической мысли
Реферат Речевая манипуляция в политической речи
Реферат Измерение параметров воздуха Борьба с заморозками для защиты ценных сельскохозяйственных культур
Реферат Природа и население Калининградской области
Реферат Нетрадиционные спортивно-педагогические подходы к изучению физико-технических дисциплин во ВТУЗе