Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

План
I        Введение
II       Формированиепознавательных интересов в обучении
1.               Новый материал
2.               Самостоятельная работа
3.               Проблемное обучение
4.               Занимательный материал
5.               Геометрический материал
III      Развитиепознавательных способностей
1.               Развитие внимания
2.               Развитие восприятия
3.               Развитие мышления
4.               Развитие памяти
IV     ЛитератураI       Введение
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили: “Какделаются открытия?”  Эйнштейнответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такойчеловек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывалв нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственноеоткрытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитойтеории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезнуюмысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело втом, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которогоне останавливаетинерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.
Внастоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможностилюдей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, анорма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повыситькоэффициент его полезного действия, наконец,  использовать тебогатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании  которых многие подчас и не подозревают.Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемовпознавательной деятельности.
 Познавательный интерес – избирательнаянаправленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Этанаправленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым,более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясьпознавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человекапостоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, ониспытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.Познавательный интересположительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и напротекание психических процессов — мышления, воображения,памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретаютособую активность и направленность.
Познавательный интерес  — это один из важнейших для нас мотивовучения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательногоучебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогическойорганизации деятельности учащихся и систематической и целенаправленнойвоспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личностишкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и каксильное средство обучения.Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельныйгрех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимаетсяиз-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же детизанимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательнойдеятельности ученика без развития его познавательного интереса не толькотрудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимосистематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интересучащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощноесредство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательныйинтерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегдасвязано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, сволевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевогоусилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевыепроцессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Такимобразом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшиепроявления личности.
Спроситеу любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как онбудет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен толькопятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже  желают ему хорошей учебы и отличных оценок.Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе –важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотивнедолго сохраняет свою силу.
Ксожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года упервоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальнаятяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не сталтяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а всамом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому,что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
 II Формирование познавательных интересов вобучении.
Познавательныйинтерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника,развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.
Формированиепознавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основнымканалам, с одной стороны само содержание учебных предметовсодержит в себе эту возможность, а с другой – путемопределенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательногоинтереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубокопродуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенногов научных знаниях, являются  важнейшимзвеном формирования интереса к учению.
Каковыже пути осуществления этой задачи?
Преждевсего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, которыйявляется для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляетудивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент.Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянииожидания чего-то нового.
Ученикииспытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за годуничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и чтосова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.
Нопознавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все времятолько яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющемуи поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для тогочтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое инеожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного изнакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учитьшкольников умению в знакомом видеть новое.
Такоепреподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явленийокружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать науроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и отом, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложныймеханизм, является величайшим изобретением.
Всезначительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своейповторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. Иэто обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именнопоэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чистожитейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересук познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, большечем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников сосновными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеконе все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступаетеще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процессдеятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребностьученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самомпроцессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сампроцесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путьк нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся,организованную в соответствии с особенностью интереса.Самостоятельная работа
Самостоятельноевыполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умний и навыковученика.
Организациясамостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том что к моментупроверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников которые с заданием неуспели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычноначинает проверять самостоятельные работу. Те кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил,фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом  проверку, учитель в какойто мере помогаетученикам крторые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечномитоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью несправляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во времяпроверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использоватьподготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями,продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий инаглядность.ФРАГМЕНТ  1
 Предлагаюклассу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям :
Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звеноподклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?
 Работу пишутвсе ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доскекраткую запись задачи:
Было-80 кн.
Сделали- 16 кн и 18 кн
Осталось-?
Предлагаюученикам, которые не успеливыполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что записьпоможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаюзаписать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) ипрошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,
Другим ученикам даю карточки с заданиями:
1.      Узнать сначала сколько всегокниг подклеили два звена вместе …. + …. = ….
2.      Затем узнай, сколько книгосталось подклеить ученикам: … — … = …
Такая организация работы способствуетсамостоятельному выполнению задания всеми учащимися вклассе.ФРАГМЕНТ 2
Самостоятельно решить задачу разными способами:
Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?
Тем, кто справился самостоятельно, предлагаетсясоставить задачу на выражение (4+3)*2
Тем ученикам, которые решили задачу только однимспособом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче
20
10
20
10
20
10
20
10
                   20                                           20                                          20                                          20
                   10                                           10                                          10                                          10
И ответить, как можно узнать, сколько уплатили завсе покупку.
Ученикам которые справились с заданием, предложитькарточку с вопросами:
Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбомвместе.
Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (…+…)*…=…
Вспомни, как можно сумму умножить на число.
Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…
Наглядная интерпретациязадачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готовогорешения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всемиучащимися Опорные схемы
Овладение новыми, более совершенными способамипознавательной деятельности содействует углублению познавательных интересов вбольшей мере тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и являетсяисточником радости.Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годныхлишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интересучеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находитьее.
В проблемном обучении наобщее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элементпротиворечий, иногда неожиданности.
Например, перед изучениемделения столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколькопримеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 тнапример 12765:3.
Предлагаю объяснить приемвычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина,даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым.Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать длясебя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться.А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляютсяс заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этихучеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата,а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза увсех горят любопытством. В эти напряженную минуту я быстро решаю пример надоске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстротаполучения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример.А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент илисоздать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, ипослушать внимательно. Вернусь к  этомууроку математики.
После АХ! Я спросила:ПРОСТО?  Все радостно заулыбались. Я нестала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет.Решение стерла.
Дети верили, что все онипоняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решитьпример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех.Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И такбольшая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему неполучается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желаниепоскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное.После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детейжелание еще и еще раз послушать объяснение.
В конце урока показываюмикрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвестисложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что эту умную машину изобрелчеловек.
Проблемное обучение вызываетсо стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает кжизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Этоплодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Для развития познавательныхинтересов важно усложнение познавательных задач.
Для этого интересно использовать предварительнуюподготовку к восприятию нового. Например:
1 Заселите домик числами
10
3
4
2
5
1
2Решить удобным способом
(40+10)-7
(60+10)-4
Послезаписи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этихпримерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводятуказанные слагаемые красным мелом
(40+10)-7
(60+10)-4
Выводможно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, котороевычитается.
Вэтом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая  30-6
Следующиезадания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках одиндесяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно изслагаемых равно числу 10
3Вставить числа в окошки по данному образцу
40 =30 + 10                            80 = …+ 10
60 =50 + 10                            50 = …+ …
Приподытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменятькруглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способвычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятсяученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все этонацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать примервида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливаюти закономерность,используя ранее приобретенные знания.
Задачина применение знаний и умений также способствуютразвитию познавательныхинтересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями,повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процессоперирования умениями  позволяет имделать лестные для себя заключения о продвижении.
Особенноразвивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работойвоображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями.Для этой цели использую опорные схемы:
? на?больше
? на?меньше
                                =                        .   
                Было                      —                        .   
                Взяли                     —                        .   
                Осталось               —                        .   Занимательныйматериал
Одним из средств формирования познавательного интереса являетсязанимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданноевызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогаютим усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиесянезаметно для себя выполняют различные упраждения, где им приходится сравниватьмножества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете,решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес кпобеде, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым,уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх,особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своихурокахпостоянно использую такие игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА,ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”, ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрическийматериал
Развитию познавательных интересов способствуетиспользование геометрического материала.
1Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.
Спрашиваю
Из каких фигур состоит рисунок кошки?
Какой фигурой представлено туловище?
Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин еесторон
2 Раздаю детям геометрическиефигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.Задания, направленные  на развитиевнимания
Чтобы познавательный интереспостоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использоватьсредства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.
Составь план ответа, задайвопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи инойспособ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученикаосмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкогопознавательного интереса.Развитие познавательных способностей
В процессе учебной деятельностишкольника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развитияпознавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения,памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будетболее эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечетза собой и расширение познавательных возможностей детей.
Внимание– это форма организации познавательной деятельности во многом зависит отстепени сформированости такого познавательного процесса как внимание.
В учебный материал включаюсодержательно-логические задания, направленные на развитие различныххарактеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание содного предмета на другой, распределять его на различные предметы и видыдеятельности.
1Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах
2Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами
3Отыскание чисел по таблицам Шульте
4Быстрее нарисуй
5Найди, кто спрятался
6Найди сходство и различие
7Прочитай рассыпанные слова
Задания, направленные  на развитие восприятия и воображения.
Восприятие – это основной познавательный процессчувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при ихнепосредственном  действиина органы чувств. Оноявляется основой мышления и практической деятельности как взрослого  человека, так и ребенка, основой ориентациичеловека в окружающем  мире, в обществе.Психологические исследования показали, что одним из эффективных методоворганизации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение.Восприятие при этом становится более глубоким.
В результате игровой и учебнойдеятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, внаблюдение.
1.      Подбери заплатку к сапожку
2.      Собери разбитый кувшин,вазу, чашки, тарелки
3.      Упражнение Геометрическиефигуры
4.      Упражнение Треугольники
5.      100-клеточная таблица сграфическими изображениями
6.      Таблица с геометрическимифигурами разной формы
7.      Таблица с геометрическимифигурами разного размера
8.      Таблица с геометрическимифигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета
9.       Задания, направленные на развитие логического мышленияЛогическое мышление
Интеллект человека. в первую очередь определяетсяне суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления.Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать,сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия собъектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, неспособствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ееизучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередьзанимается математическая логика.
1.      Задачи на смекалку
2.      Задачи шутки
3.      Числовые  фигуры
4.      Задачи с геометрическимсодержанием
5.      Логические упражнения сословами
6.      Математические игры и фокусы
7.      Кроссворды и ребусы
8.      Комбинаторные задачи
Задания, направленные наразвитие памяти.
Память является одним изосновных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозинуматерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек,лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиесяличности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памятипользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая памятьне всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описалслабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память– это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
У младших школьников болееразвита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминаютконкретные предметы, лица, факты, цвета, события.
Но в начальной школе необходимо готовить  детей к обучению в среднем звене, поэтомунеобходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминатьопределения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логическисвязанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
1.      Запомни двузначные числа.
2.      Запомни математическиетермины.
3.      Цепочка слов.
4.      Рисуем по памяти узоры.
5.      Запомни и воспроизведирисунки
6.      Зрительные диктанты
7.      Слуховые диктанты
Регулярное использование науроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитиепознавательных возможностей и способностей, расширяет математическийкругозор  младших школьников, способствуетматематическому развитию, повышает качество математической подготовленности,позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностяхокружающей их действительности и активнее использовать математические знания вповседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силусвоих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочьребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развиватьпознавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделатьсодержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способыпознавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими,продуктивными.Литература
1.     Валина В.        Праздник числа – М 1993
2.     Волкова С.И. Столярова Н.Н.Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа19990 –7           1991-7        1992–7,8    1993-7
3.     Моро М.И. Пышкало А.М.Методика преподавания математики в начальных классах М 1985
4.     Сорокин П.И. Занимательныезадачи по математике в начальных классах  М1985
5.     Урунтаева Г.А. АфонькинаЮ.А. Помоги принцу найти золушку      М1994
6.     Педагогика      под ред.      Щукиной    М 1966
7.     Труднев В.П.  Считай, смекай, отгадывай    Санкт-Петербург           1997
8.     Корчемлюк О.М.      Задания для развития памяти и внимания науроках математики     Начальная школа           1994-8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка базы данных "Отдел сбыта"
Реферат Земские соборы
Реферат Адольф Федорович Маркс - один из крупнейших издателей России
Реферат Sir Lanval Essay Research Paper Intro paragraph
Реферат Отчёт о прохождении учебной практики на ГП ВПО по птицеводству "Городокская птицефабрика" (Беларусь)
Реферат Пути повышения конкурентоспособности продукции (на примере ОАО "Белаци")
Реферат Совершенствование технологии контроля автосцепочного устройства на базе пассажирского вагонного депо Ростов
Реферат Хроника основных событий второй мировой войны
Реферат Концепт "водка" в современной России
Реферат Понятие объективной стороны состава преступления. Действие и бездействие
Реферат Ипекакуана обыкновенная
Реферат Географические завоеватели
Реферат Аналитическая геометрия Декарта и проблемы философии техники
Реферат Пути приёмы и средства улучшения памяти
Реферат Русская культура конца XIX - начала XX века