Реферат по предмету "Право"


Проблемы структуры системы права, динамика ее основных и факультативных элементов

Проблемы структуры системы права, динамика ее основных и факультативных элементов (контрольная работа) Содержание Введение… 3 1.Что представляет собой норма права, какова ее структура ….…4 2.Что такое охранительная норма и норма предписания …………3.Назвать основные и факультативные элементы права ……… 4.Каковы деления права на отрасли … 5.Каковы особенности правового института как элемента системы права …6.Совпадают ли системы права и системы законодательства по объему ….20


Заключение … 25 Список литературы …26 Введение Государство и право, как и другие социальные явления, имеют определённые законы развития. Теория государства и права ставит своей целью изучение наиболее важных закономерностей, затрагивающих всю государственно-правовую систему (закономерности возникновения и развития государства и права, принципы формирования и функционирования государственного аппарата, преемственность в праве и т.д.). Предмет теории государства и права включает государство и право.


Изучение этих двух различных явлений в рамках одной науки обусловлено тем, что они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, не существуют друг без друга. Государство является основным субъектом правотворчества, защищает право своей принудительной мощью. С другой стороны, само государство юридически формировано, использует право как важнейший инструмент властвования. Предмет теории государства и права включает также и иные социальные явления, связанные


с государством и правом. Государство и право действуют в системе общественных связей, испытывают влияние со стороны экономических, политических, социальных, идеологических отношений; оказывают на них обратное воздействие. Наука теории Государства и права исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Норма права - это исходный элемент, первичная "клеточка" права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка


их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации. Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как важная часть к целому. Цель данной работы: рассмотреть проблемы структуры системы прав, динамику ее основных и факультативных


элементов. 1. Что представляет собой норма права, какова ее структура Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях. Норма права — особая разновидность социальных норм наря¬ду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (не государ¬ственных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-первых, всеобщий характер,


своего рода обезличенность, рас¬пространение на всех участников общественных отношений, не¬зависимо от их воли и желания. Во-вторых, правовая норма, в отличие, например, от морали, призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-третьих, правовая норма отличается от других субъектом своего подтверждения в качестве таковой. Окончательно норма признается правовой только государством.


До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участники общественных отно¬шений, но пока полномочные органы государства не признали ее, не встали на ее защиту, данную норму трудно рассматривать в качестве правовой. Здесь просматривается еще один отличитель¬ный признак правовой нормы — обеспеченность ее государствен¬ной поддержкой, государственной защитой, силой государствен¬ного принуждения.1


Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государст¬вом общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эта¬лона, масштаба поведения. Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор¬мальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Конкретность содержания не означает вместе с тем непременно


казуистического построения правовых норм. Напротив, развитие правовых систем связано с абстрагированием от индивидуальных особенностей регулируемых отноше¬ний, формулированием более общих правил, охватывающих суть правовой материи. Правовые нормы имеют следующие признаки: Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.


Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются


в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм. Какое-то время содержание правовой нормы может оставаться без формализованного текстуального выражения. Люди, вступая во взаимоотношения, могут однозначно понимать свои права и обя¬занности, однопланово трактовать свое поведение без заключения письменного договора и до издания ка¬кого-либо


нормативного акта. Вместе с тем высшая определен¬ность нормы достигается в ходе словесно-знаковой материализации воли участников обществен¬ных отношений, включая государственную волю на признание и охрану соответствующих правил в качестве правовых. Государственно-властное веление, получающее формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Нормативное предписание как бы отождествляется со сло¬весным оформлением государственной воли в статье


нормативного акта. Каждая правовая норма должна дать ответы на три вопроса: 1) При каких обстоятельствах надо руководствоваться данной нормой; 2) Какое именно правило поведения устанавливается; 3) Каковы последствия нарушения данного правила. Поэтому логическая структура нормы права складывается из трех элементов, которые называются гипотезой, диспозицией и санкцией.1


Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство. Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма дей¬ствует. Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется толь¬ко часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в


других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права. Например, обязывающую диспозицию регулятивной нормы юридически безответственно можно не исполнять, если нет нормы, предусматривающей санкцию, применяемую в случае неисполнения этой


обязанности. Однако относительная самостоятельность, самодостаточность действия охранительных норм предполагает, что вопрос о привлечении правонарушителя к юридической ответственности может решаться правоприменителем исключительно в рамках нарушенной охранительной нормы, без поиска ее связи с соответствующей регулятивной нормой. В статьях нормативно-правовых актов обычно встречаются нормы, имеющие два структурных элемента: гипотезу и диспозицию или гипотезу и санкцию. "


Гипотеза - диспозиция", "гипотеза - санкция" - это парные структурные элементы нормы, при наличии которых она вообще может состояться как регулятор общественных отношений. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- диспозиция", называется регулятивной нормой. Норма права, имеющая структуру "гипотеза- санкция", называется охранительной нормой. Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных


структурных эле¬ментов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь эле¬ментов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один элемент структуры нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-


правового акта. Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права. Прежде всего, от индивидуального предписания. Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права. Последние хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы-права, нуждаются в


конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе опреде¬ленность правового регулирования. 2. Что такое охранительная норма и норма предписания Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные. Регулятивные и охранительные нормативные предписания образуют костяк права как нормативного образования.


Именно из них на последующих уровнях структуры в основном и складываются правовые общности – институты, объединения институтов, отрасли, семьи отраслей. И те и другие предписания служат нормативной основой возникновения особых правоотношений – регулятивных и охранительных.1 Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений и рассчитаны на правомерное поведение людей. Регулятивные нормы находятся во взаимодействии с правоохранительными,


которые представляют меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Это взаимодействие заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение, а также направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных,


так и правоохранительных норм. Что касается охранительных норм, то они направлены на регламентацию юридических мер ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав. Необходимость обособлений и, при том дифференцированной регламентации государственно-принудительных мер обусловлено различной тяжестью нарушений обязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых в правоохранительной сфере. Так, в праве, общая обязанность «не нарушать субъективные


права, основанные на праве общей (ответственности) собственности» едино. Но нарушение этой обязанности могут быть различными не только по своему фактическому содержанию (кража, грабеж, присвоение и т.п.), но и по степени опасности данных противоправных действий для общества (преступления, умышленный проступок). Норма-предписание, как правило, соответствует первичной структурной части текста нормативного акта (статье, пункту, абзацу статьи, конкретной фразе текста).


По своему словесно-логическому построению она представляет собой нерасчленяемое единство по формуле "если-то". Практика законодательства показывает, что выделение части нормы-предписания возможно только путем самостоятельного ее формулирования в виде особого общего правила (при этом качество самостоятельного правила сохраняет и "усеченная" норма). Однако при характеристике соотношения нормы-предписания и статьи важно отметить, что полного совпадения здесь тоже нет.


Норма – предписание – это правило, веление, нормативно-властное суждение, тогда как статья представляет собой лишь подразделение текста нормативного юридического акта. Следовательно, в данном случае возможно говорить только о соответствии нормы права и статьи или иной части текста акта, а не об их тождестве. Чем выше уровень специализации права, тем более упрощаются правовые предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным обобщением, посвященным


отдельной операции в процессе правового регулирования. При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько тесно взаимосвязанных правовых предписаний. 3. Назвать основные и факультативные элементы права Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные ин¬тересы общества, классов и т.п.), уста¬навливаемых и обеспечиваемых госу¬дарством


и направленных на урегули¬рование общественных отношений. Вопрос об элементах права – это вопрос о его структуре, составе и соотношении входящих в него правовых явлений. В процессе правового регулирования весьма отчетливо выделяются как минимум три главные стадии: а) стадия формирования и действия юридических норм, характеризующаяся тем, что введенные в правовую систему нормы общим образом регламентируют, направляют поведение участников общественных отношений,


устанавливают для них тот или иной правовой режим; б) стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений), характеризующаяся тем, что на основе юридических норм при наличии предусмотренных обстоятельств (юридических фактов) у конкретных субъектов возникают права и обязанности – индивидуализированные меры поведения; в) стадия реализации прав и обязанностей, характеризующаяся тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения для данных субъектов (в правах и


обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью. Кроме того, нередко возникает необходимость в дополнительной, факультативной, четвертой стадии, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию. Это – стадия применения права, характеризующаяся тем, что компетентный властный орган (прежде всего суд) издает властный индивидуальный акт.


В соответствии с указанными стадиями правового регулирования четко выделяются Основные элементы: - нормы права; - институт права; - отрасль права.1 Правоотношения- это общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Элементы: - субъекты (участники) - объект (то, вокруг чего возникают правоотношения) - содержание (права и обязанности участников) Для того, чтобы быть участником правоотношений необходимо обладать правосубъектностью:


- правоспособность - дееспособность - деликтоспособность (способность нести ответственность) 2-а последних зависят от возраста лица и его вменяемости. Общественные отношения становятся правовыми в силу определенных обстоятельств. Основанием возникновения правоотношений является юридические факты, т.е. те факты, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Институт права- отношения прав собственности, заключенные внутри отрасли.


В основе деления на отрасли лежат 2-а критерия: предмет и метод регулирования. Деление на отрасли: -материальные: конституционное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное, финансовое,… -процессуальные: гражданский процесс, уголовный процесс, арбитражный процесс, административный процесс Предмет - те отношения, которые регулируются отраслью права. Метод - способ воздействия на общественные интересы - авторитарный (конст угол труд.) - диспозитивный


( гражд.) Каждый из основных элементов выполняет в процессе правового регулирования свои, специфические функции. В правовой системе выделяют: -нормы основного регулирующего действия, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулирование общественных отношений; -нормы факультативного (вспомогательного) действия, предусматривающие отмену ранее действовавших норм, их изменение, дополнение, распространение, утверждение нового акта.


Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу регулирования, с которой в юридической области "все начинается". При их помощи вводится тот или иной режим, программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения. В нормах, кроме того, предусматриваются все те последующие юридические средства, которые образуют иные элементы права. От того, каков вид нормы, ее характер, зависят юридическое содержание,


весь строй регулирования.1 Индивидуальные предписания применения права – объективные результаты властных действий судов и иных компетентных органов, которые обеспечивают реализацию требований юридических норм, а именно: во властно-принудительном порядке либо обеспечивают возникновение правоотношений, либо гарантируют осуществление прав и обязанностей, нередко выражая в то же время индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений. Правоотношения являются первым и притом важнейшим шагом в реализации общих программ


поведения, заложенных в нормах. Правоотношения представляют собой главное средство, при помощи которого нормы воплощаются в жизнь, инструмент перевода (переключения) общих моделей поведения в плоскость конкретных мер поведения – субъективных прав и юридических обязанностей для данных субъектов. Правоотношение свидетельствует, что перед нами – точно определенные лица, которые что-то в юридическом отношении могут и что-то должны. Акты реализации прав и обязанностей – это юридически значимые результативные


действия субъектов, в которых реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры поведения-возможности и требования. Здесь действие МПР завершается, происходит перевод общих предписаний юридических норм (на стадии правоотношения – конкретизированных в правах и обязанностях) в то фактическое, реальное поведение, на которое направлена воля законодателя. Факультативные – нормы, предусматривающие наряду с главным вариантом, который применяется, как правило,


и факультативный вариант. Он может быть применен правоприменительным органом в порядке замены основного варианта при определенных условиях. Так, согласно ч. 1 ст. 165 ГК РФ Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной. Вместе с тем ч. 2 этой же статьи предоставляет суду право признать


сделку, совершенную с нарушением нотариальной формы, действительной при условии, если она не содержит ничего противозаконного, одна из сторон полностью или частично исполнила ее, а другая уклоняется от нотариального оформления. 4. Каковы деления права на отрасли Основанием для деления права на отрасли считается метод правового регулирования - совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения. В системе права выделяют отрасли материального и процессуального


права. Отрасль права — это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются


институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида.1 Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются


институтами права. Важным признаком для выделения отрасли права является наличие у нее специфического метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: - конституционное (государственное) право; - административное право; - гражданское право; - трудовое право; • финансовое


право; - банковское право; - уголовное право; - экологическое право; - земельное право; - семейное право; - право социального обеспечения. Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в процессе: - расследования преступлений; - рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.


Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права. К процессуальным отраслям права относятся: гражданско-процессуальное право, уголовное процессуальное право и арбитражный процесс. Нормы гражданско-процессуального права регулируют деятельность судов, рассматривающих гражданские, семейные, трудовые, финансовые и др. отношения. Нормы уголовно-процессуального права регулируют деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры


по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право. Наряду с основными отраслями права в системе Российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Это отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права.


К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, экологическое, транспортное, аграрное или сельскохозяйственное право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права, например, выделяется жилищное, авторское, наследственное.1 Итак, система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: 1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и


государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. 2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. 3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности. 4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования


и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества. 5. Гражданское право — наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные


права, как честь и достоинство гражданина или организаций. 6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда. 7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.


Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу. 8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного


разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения. 9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. 10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие


порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. 11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.


Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится болёе совершенной и эффективной.


5. Каковы особенности правового института как элемента системы права Правовой институт — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Институт права - это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений. - составная


часть, звено отрасли. - институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны и особенности. Классификация правовых институтов многообразна. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д. По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные. Кроме того, институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные,


охранительные и т. д. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.1 Правовой институт — первичное самостоятельное структурное подразделение отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не непосредственно, а через институты.


Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Так, отрасль конституционного права включает «институт гражданства», «институт избирательного права» и другие. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения». Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного


вида. Например, «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, государственного страхования и другие). Подотраслью уголовного права является военно-уголовное право, которое объединяет нормы, предусматривающие ответственность за воинские преступления. Данная подотрасль включает следующие уголовно-правовые институты: «преступления против порядков подчиненности», «преступления против порядка прохождения воинской службы»


и другие. Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты. 6. Совпадают ли системы права и системы законодательства по объему Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.1


С одной стороны, нормы права — это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения.


Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения. Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой


практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения. Функциональную основу человеческой жизни составляет взаимосвязь и взаимозависимость различных по своему содержанию общественных отношений. В определенные сферы человеческой деятельности объективно включаются многие виды и разновидности социальных связей. Не всегда можно обнаружить такую изолированную область общественной жизни, где бы доминировал только один вид общественных отношений, являющийся предметом


регулирования одной отрасли права. Отсюда практическая необходимость охватить общим правовым регулированием все многообразие общественных отношений, возникающих в различных сферах человеческой жизнедеятельности (на производстве, в быту, в здравоохранении, в сфере услуг и т. д.). Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства.


Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.1 Вместе с тем они различаются по структурным элементам и по своему содержанию. Как отмечалось выше, первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции


я санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы. В ней иногда излагаются лишь два элемента: гипотеза и санкция, — диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения). Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться


нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие). Подводя итоги, можно выделить следующие свойства системы права и системы законодательства. Во-первых, система права - объективное качество права, действующего в данном обществе. Ее не строят, не конструируют по заранее намеченному плану, а открывают подобно тому, как


естествознание открывает законы природы. Во-вторых, система права в целом соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и регулируются правом. Право - момент, сторона общества и отражает его свойства, в том числе и в своей собственной структуре. В-третьих, система права исторически изменчива; она эволюционирует вместе с развитием общества. В-четвертых, предмет правового регулирования и, как правило, его метод, будучи решающими дифференцирующими


признаками системы права, образуют единство. В принципе, метод права есть лишь юридическое выражение объективных свойств предмета юридического воздействия. Наконец, в-пятых, особенность системы права, как отмечается в теории, состоит в том, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, в то же время не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что «одна и та же норма не может одновременно регулировать два различных


вида общественных отношений, заключать в себе два различных метода правового регулирования». Именно поэтому одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах правовой системы. Система законодательства - это группировка правовых норм, принятых законодателем, т. е. законов и других актов парламента. К этим нормам примыкают подзаконные акты органов управления и судебная практика. Таким образом, система законодательства в целом - это система всех правовых норм.


Систему законодательства можно строить по горизонтали и по вертикали. По горизонтали - это разделение всего комплекса законодательства на отдельные отрасли, регулирующие определенные области общественных отношений. Иными словами, это система его отраслей. По вертикали система законодательства строится по иерархии правовых норм. Вертикальный разрез связан, во-первых, с устройством государства: является оно простым (унитарным)


или сложным (федеративным); и, во-вторых, с правовой силой самих норм (конституция, законы, другие законодательные акты, подзаконные акты). Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой, как форма и содержание. Система права, по его содержанию - это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых


им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Однако данные понятия необходимо различать по следующим, основаниям: 1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства - нормативный акт; 2) если система права выступает в качестве содержания, то сис¬тема законодательства


- в качестве формы; 3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя; 4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства - производный (первая служит исходной базой для второй); 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);


6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п. Заключение В данной работе рассмотрена тема понятие и основные черты права.


Рассмотрены такие вопросы, как наука теории государства и права, основные черты права, структура, классификация норм права, а также правоотношения возникающие в процессе реализации права. Теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе Коренной вопрос общественной жизни - вопрос о государстве, о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях человеческой деятельности, самых


различных субъектов права, по самым различным фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах. Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило пове¬дения, выражающее обусловленную материальными условия¬ми жизни общества волю и интересы народа, активно воздейст¬вующее на общественные отношения с целью их упорядочить Теория государства и права занимает видное место, как среди общественных наук, так и среди юридических


наук. Вносит свой вклад в общее знание об обществе и развивается в тесном взаимодействие с другими науками. Ее изучение дает возможность глубже понять и правильно распознать те или иные процессы, происходящие в обществе в целом и в отдельно взятом государстве, решать задачи возникающие в той или иной области общественной или юридической науки. Изучение теории государства и права сегодня имеет большое значение. Каждый член общества должен знать нормы права, т.к - это правило поведения, установленное или санкционированное


государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому Необходимо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство. Список источников и литературы 1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 93г. 2. ГК РФ N 51-ФЗ в ред. от 10.01.2003 от 30 ноября 1994г.


3. УК РФ N 64-ФЗ 13 июня 1996 г. 4. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т Т. 1 М 2000. 5. Деготь Б.А. Классификация норм права по их структуре – М 1998. 6. Иванова 0. Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования- М 1997. 7. История политических и правовых учений / под ред.


ВС Нерсесянца -М 1997. 8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства – М 1999. 9. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах М 2003. 10. Недбайло П. Е. Система юридических гарантий применения – М 1998. 11. Общая теория права / под ред. А.С.Пиголкина 2-е изд. – М 1995. 12. Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права


// Проблемы применения норм гражданского процессуального права - Свердловск, 2001 - С.17-24. 13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы - М 2000. 14. Пьянов Н.А. Теория государства и права как учебная дисциплина // «ЮрСибВестник» №4 1996. 15. Самигуллин В.К. Локальные нормы в советском праве. –


Автореф. канд. дисс Свердловск. 1999. 16. Теория права и государства: Лекции в тезисах, определениях и блок-схемах. Учебное пособие Жаркой М.Э Кривачев А.А. Книга-сервис М 2001. 17. Теория государства и права Л.И.Спиридонова -M 1999 18. Философия государства и права Э.А.Поздняков- М 1998.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.