Реферат по предмету "Педагогика"


Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М. Монтессори

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1 Суть концепции М.Монтессори
2 Работа детей сприспособлениями по развитию органов восприятия
3Обучение чтению, письмуи счету в системе М. Монтессори
Заключение
Литература
 

Введение
Тема реферата «Система воспитания и развития детей дошкольноговозраста, разработанная М. Монтессори».
Цель написания реферата – рассмотреть суть концепции М.Монтессори, работу детей с приспособлениями по развитию органов восприятия, обучениечтению, письму и счету в системе М. Монтессори и др.

1 Суть концепции М.Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определеннойсистеме занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этотвозраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальнымидетьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического развития илиумственно отсталых) подробно описала Т. Л. Сухотина, дочь Л. Н. Толстого. Она втечение нескольких лет посещала воспитательные учреждения М. Монтессори «Домадетей» и изучала се методику развития этих детей. Начинала свою деятельностьМонтессори в клинике для душевнобольных. Ее методика помогла большинству изэтих детей через определенное время обучаться уже с обычными, нормальнымидетьми и даже опережать их.
Целью «Домовдетей», которые впоследствии организовывала М. Монтессори, служило созданиеблагоприятных условий для развития способностей детей, которыми природа одарилаих. Преодоление трудностей, упорная работа сопутствовали Марии Монтессори напротяжении всей ее жизни. Будучи горячо любимой дочерью своих родителей, онавела в то же время борьбу за право учиться в университете. И хотя в Римеженщине разрешалось учиться, такой шаг для ловушки считался неслыханно дерзким.В конце концов М. Монтессори добилась согласия родителей и блестяще окончилауниверситет, получив звание доктора медицины. Это была первая женщина в Риме,получившая столь высокое звание.
В Лондоне и Париже Мария Монтессори продолжала изучать нервнуюсистему и мозговую деятельность человека не только теоретически, но и напрактике. Работая с аномальными в своем развитии детьми, эта энергичная женщиначитала книги французских ученых, сначала переводя их, а затем переписывая«каллиграфически, чтобы иметь время взвесить смысл каждого слова и проникнутьсядухом автора». Только в одном из томов было 600 страниц.
Взяв на себя непосильную для обычной женщины ношу, занимаясьтяжелой и неблагодарной работой — «развитием умственно-ненормальных инервно-расстроенных детей», доктор медицины добилась чуда: «сознание идиотов,казавшееся мертвым, — ожило». Как описывает Т. Л. Сухотина, «ребенок,считавшийся ненормальным, отсталым, воспитанный по методике Монтессори,выдержал экзамен в городскую школу легче и свободнее, чем нормальные дети». Итакие чудеса стали повторяться, став уже обыкновенным явлением.
Мария Монтессори работала не только с умственно отсталыми детьми, сзадержкой психического развития, но и с обычными, практически здоровыми. Своиопыты и наблюдения она описала в книге «Метода научной педагогии, примененная кдетскому воспитанию в детских домах».
Идеи, на которых она строила свою систему воспитания детей и ихразвития, просты и известны. В теории И. Г. Песталоцци, в школах Л. Н. Толстогоони уже применялись: свобода, знания (наука), любовь.
Со временем вэти три понятия люди вложили иной смысл, и они стали вызывать недоверие. Ноименно эти понятия явились основой той системы воспитания, которая могласотворить чудо. Принуждение в воспитательных и образовательных учрежденияхнедопустимо. Ребенок, как считала Монтессори, растет сам. Можно росту помешать,задержать его или заглушить. Принуждение задерживает развитие, тормозит этипроцессы и дает возможность проявиться нежелательным воспитателю состояниям:агрессии, злобе, истерикам. Если человек рождается с присущими только емуособенностями и свойствами личности, то воспитатели и родители должны ихразвивать, а не ломать. М. Монтессори полагала, что к индивидуальности ребенка,к особенностям его характера следует относиться с «величайшей бережливостью».Ребенок, по ее мнению, растет не потому, что он питается, не потому, что ондышит, не потому, что находится в подходящих эргономических условиях, — онрастет потому, что в нем проявляется присущая ему жизнь. Поэтому задачапедагога состоит в том, чтобы «разбудить дремлющую иногда в нем жизнь инаправить ее, давая ей свободу самой развивать свои индивидуальные стороны».
Самовоспитание, по Монтессори, — ключ к развитию индивидуальностиребенка.
Самостоятельность и независимость дают ребенку свободу. Педагогдолжен помочь слабым детям прокладывать свой неповторимый путь ксамостоятельности как условию выживания в дальнейшей жизни. Т. Л. Сухотинаперечисляет виды помощи слабым детям: помочь учиться ходить без помощи, бегать,поднимать уроненные вещи, одеваться и раздеваться, мыться, подниматься испускаться по лестнице, говорить ясно...
Первый этап в работе с детьми, как имеющими недостаточный уровеньразвития психики, так и здоровыми, заключается в развитии всех органов чувств ссамого раннего детства. Сильнее всего органы чувств у детей развиваются с трехдо семи лет. Обычная методика преподавания в образовательных учрежденияхсостоит в следующем: «Мы… говорим сначала об интересующем нас предмете, —пишет М. Монтессори, —и когда ученик понял, мы пытаемся заставить исполнитьработу в связи с этим предметом. И хотя ученик и понял мысль, он все жеиспытывает огромные трудности в исполнении требуемой от него работы, так как ввоспитании отсутствует фактор первой важности — совершенство ощущений».
Но для развития органов чувств, по методике М. Монтессори,необходимо было найти те виды деятельности, которые ребенок бы выбрал сам,добровольно участвуя в них по своему внутреннему побуждению. Толчком к этомупобуждению в школах Монтессори служил специальный дидактический материал,различные игры и занятия, способствующие саморазвитию детей. Педагоги в школахМ. Монтессори в основном наблюдали за детьми, осторожно направляя ихсаморазвитие и вместе с тем свято охраняя индивидуальность каждого ребенка.
Для обучения детей использовались переносные столы и стулья. Смыслвведения столов и стульев заключался в том, что ребенок мог поставить их туда,где он хотел в данный момент находиться, выбирать наиболее удобное для негоместо. Могло случиться, что ребенок ронял стул. Чтоб исправить свою неловкость,он тут же поднимал и ставил его на место.
По замыслу М. Монтессори, в такой ситуации ребенок сам выбирал,куда идти со стулом, куда его поставить, исправлял свою неловкость, учился самсебя поправить.
А когдаребенок научится сам проходить между стульями, не задевать их, это будетозначать, что ребенок выучился двигаться. Тяжелая неподвижная парта замедляетдвижение детей, а сидение за ней несколько часов мешает ходу их естественногоразвития. Болезни позвоночника, связанные с его искривлением, являютсядоказательством правоты доктора медицины и в настоящее время. М. Монтессориприводит пример, доказывающий, что школьное воспитание следует реформировать.Она пишет, что у первобытного человека позвоночник мог противостоять егосуровой доле, когда он сражался против диких зверей, выкапывал камни, гнулжелезо, рыл землю. Но этот позвоночник не выдерживает, когда ребенок сидит запартой: он искривляется. По методике М. Монтессори дети, если не хотят сидетьна своих стульчиках, могут тут же сесть или лечь на пол или коврик. Нужноизбегать задержки непосредственных движений и насилования поступков по воледругого… Путь, по которому идет самовоспитание ребенка, может быть иным, чемтот, который мы склонны ему навязать. И с нашей стороны преступно сталкиватьего с той дороги, по которой ведут его склонности.
Воспитатели, как и родители, пытаются сами за ребенка выполнятьнекоторые виды деятельности. Они ему зашнуровывают ботинки, собираясь напрогулку, завязывают шарф, выливают тазик с водой, в котором малыш играл сигрушками, тем самым лишая его возможности взять урок из жизни самостоятельно.Монтессори наблюдала за мальчиком двух с половиной лет, который пыталсяпреодолеть препятствие, и действиями воспитательницы, не осознававшейвоспитывающего характера этой ситуации. Мальчик подошел к группе ребят, пытаясьраздвинуть их руками, чтобы протиснуться в их ряд. Это у него не получилось.Тогда он глазами выбрал стульчик, с видимым намерением поднести его к группедетей и влезть на него. Он направился к стульчику, но его намерения понялавоспитательница и внезапно, схватив малыша на руки, подняла его над товарищами,чтобы показать ему тазик с водой. Ребенок не был таким радостным, увидевплавающие игрушки, как показалось М. Монтессори. По ее мнению, воспитательницапомешала ребенку воспитать себя: он шел, чтобы почувствовать себя победителем,а оказался пленником в руках воспитательницы.
Вопросудисциплины М. Монтессори уделяла особое внимание. Для воспитания дисциплинынеобходимо, по ее мнению, ясное представление о добре и зле. Поэтому следует«дисциплинировать ребенка к работе, к деятельности, к добру, но недисциплинировать его к неподвижности, к пассивности, к подчинению». Вопросдисциплины тесно связан с приемами поощрения и наказания. Монтессори неразрабатывала их, считая, что им не место в ее методике. По ее утверждению,если ребенок сам выбирает ту или иную деятельность, это для него уже награда.Именно такое понимание награды существовало в школах М. Монтессори.Принуждение, баллы, награждения (как это понималось во всей системе обучения)были несовместимы с естественным развитием ребенка. Они расценивались какподавление личности и не применялись в школах М. Монтессори. Она писала: «Настоящим наказанием для нормального человека служит сознание потери своейсилы. Человек начинает чувствовать настоящую, единственную награду, которая егоникогда не обманет: рост своего могущества и свободу своей внутренней жизни». Вшколах Монтессори допускаются похвала и поощрение учителя, кроме внутреннегоудовлетворения, пережитого самим ребенком. А единственное внешнее наказание —отсаживание ученика, мешающего другим, подальше от детей, но так, чтоб он виделтоварищей. При этом ребенок берет с собой те предметы, которые ему нравятся.Такой вид наказания всегда, по словам Т. Л. Сухотиной, успокаивал ребенка. Онвидел детей, их занятия, учительницу и не волновался. Шалун приучался такимобразом понимать и чувствовать преимущество быть в обществе товарищей, чтоспособствовало появлению у него желания делать то же, что и другие дети.
М. Монтессори — сторонница совместного воспитания и обучениямальчиков и девочек. Ее «Детский дом» создан по типу: «Детский сад и школаобучения письму, чтению, счету». Главное, в чем видела свою задачу этавыдающаяся женщина, — развить органы восприятия. Ею разработаны около 40 видовприспособлений для воспитания чувств детей.
В развитии и воспитании детей М. Монтессори ориентировалась напериоды их повышенной восприимчивости и чувствительности (сензитивные периоды).Если их не использовать для воспитания и обучения ребенка, они проходятбесследно. Но сензитивные периоды индивидуальны. Они протекают в разное время уразных детей. Мария Монтессори попыталась выделить примерные границы различныхсензитивных периодов. Протекание каждого из них характеризуется медленнымначалом, этапом высокой интенсивности и постоянным спадом чувствительности.
К ним относятся:
— период развития речи (от рождения до шести лет);
— период восприятия порядка (от рождения до трех лет); '
— период сенсорного развития (от рождения до пяти с половинойлет);
— период восприятия маленьких предметов (от полутора лет до двух споловиной);
— периодразвития движений и действий (от года до четырех лет);
— период развития социальных навыков (от двух с половиной лет дошести).
Наряду с сензитивными периодами в жизни ребенка М. Монтессориразработала возрастную периодизацию, которая заключается в следующем условномделении:
— от рождения до 3 лет — предметно-чувственная ориентировка;
— от трех лет до 6 лет — сензитивность к речи, освоение языка,наглядно-образное мышление;
— от 6 до 9 лет — освоение абстрактных действий;
— от 9 до 12 лет — завершение начальной ступени обучения;
— от 12 до 18 лет — гимназическая и старшая ступень.
В детском садике и в школе основным видом деятельности М.Монтессори считала «свободную работу. Специальных учебных программ у нее небыло. Коллективную форму обучения — урок она считала второстепенной. Основнымихарактерными чертами урока, по мнению Марии Монтессори, являются краткость,простота, объективность. Учитель должен говорить как можно меньше, и те слова,которые он произнес, должны быть простыми. Сама личность учителя должнаисчезнуть. Дети должны углубиться в тот предмет, на который хочет обратитьвнимание педагог. Короткий и простой урок служит большей частью объяснениемпредмета и того употребления, которое ребенок может из него сделать.
В школе, работающей по методике М. Монтессори, день начинается скруга. Именно с него начинаются все попытки осмыслить действительность,передать средствами языка ощущения или наблюдения, и, таким образом, подойти кразрешению проблемы. После круга все расходятся заниматься выбранными детьмизанятиями (математикой, музыкой, литературой, химией...). Когда работазаканчивается, каждый показывает учителю, чем он занимался. Вместе обсуждаютсярезультаты самостоятельной работы. Ребята не получают домашние задания, их неопрашивают у доски. В середине дня бывает общее занятие продолжительностью10—20 минут по какому-нибудь одному предмету. На этом коллективном уроке знанияребят приводят в систему, их знакомят с новой терминологией, дается новыйдидактический материал. Учителя разрабатывают и описывают в учебных тетрадяхматериал для занятий так, что с помощью самостоятельных, выстроенных влогическом порядке упражнений ребенок должен все понять и поупражняться.Тетради школьники имеют по трем интегрированным предметам: родному языкуматематике, космическому воспитанию.
М. Монтессорисчитала, что человек, как животные, растения, создан и действует в соответствиис космическим развитием Вселенной.
Поэтому он должен выполнять свою преобразующую функцию и осмыслитьсвою космическую задачу, вырабатывая вселенское сознание. В тетрадях должныбыть только задания, помогающие реализовать потенциальные возможности,дремлющие в каждом ребенке, создать гармонию жизни человека и природы, а такженормализовать поведение детей.
Многие дети проявляют вспышки гнева, агрессии, зависть, эгоизм,жестокость. Основной причиной такого отклоняющегося поведения М. Монтессоривидит в нехватке пищи для разума. Поэтому предоставление детям в возрасте от 3до 6 лет свободной работы с материалами, которую малыши выбирают, развивает вних сосредоточенность. Они увлекаются выбранным занятием, не обращая вниманияна внешние раздражители. Такая концентрация внимания является, по мнениюМонтессори, началом глубоких изменений в ребенке, то есть нормализацииповедения. А это значит, что у него постепенно разовьются умениясосредоточиваться, заниматься самостоятельно, проявлять дружелюбие к другимдетям, дисциплинированность, готовность помочь.
2 Работа детей с приспособлениями по развитию органов
восприятия
Развитие чувства осязания.
Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой спомощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности(например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками».
В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увиделируками»:
— разглаживание пальцами руки детей поверхностей дощечек иобъяснение учителя, какую поверхность они разглаживают;
— нахождение дощечек разных поверхностей строго по требованиюучителя;
— определение видов поверхностей дошечек детьми в ходеконтрольного опроса учителем.
Приспособлениямидля различения цветов служили плоские деревянные катушки с разноцветныминитками из шелка, шерсти, хлопка, і Вначале для детей выбирают контрастные цвета. Эти нитки разглядывают,щупают, называют тот или иной цвет. Затем малыши знакомят с нитками,одинаковыми по цвету. Например, подбираются две катушки с красными нитками, двес синими и одна с желтыми. Детям называют цвета, затем показывают катушки содинаковыми цветами. И только после закрепления («Найти такую же катушку»)смешиваются все пять катушек для определения ребенком цвета, требуемогоучителем. Интересен факт, что после обучения по узнаванию цветов детейоставляют одних, чтобы они, если захотят, самостоятельно продолжали занятие.
После многолетней практики М. Монтессори убедилась, что дети всехвозрастов любят игру в «катушки», поэтому, она сделала восемь серий цветов повосемь оттенков каждого цвета в двух экземплярах.
Для различения детьми цветов и поверхностей в школах М. Монтессорииспользовались целая серия лоскутов одинакового размера разных типов тканей(атласа, бархата, шерсти, шелка и других). Дети с завязанными глазамиугадывают сорта тканей, предварительно изучив их, согласно трех приемов,описанных выше.
Развитие чувства веса.
Чтобы у детей развивалось чувство веса, они пользовалисьотполированными дощечками одинакового размера, но сделанных из разных сортовдеревьев. Беря дощечку на ладонь, мальчики и девочки приучались распознавать повесу, из какого дерева она сделана.
Ощущение тепла и холода.
Для различения ощущения тепла и холодапальчики детейокунали в посуду с водой разной температуры.
Чувство размера.
Чувство размераразвивалось приборами, состоящими из цилиндров,которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра.Есть цилиндры одного и того же диаметра, но разной длины, поэтому углублениядля цилиндров тоже разной величины. На торце цилиндров сделаны ручки в видепуговки, чтобы дети могли их вытаскивать и вставлять опять на место. Малышиизучают углубления, сами цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложитьцилиндры в соответствующую нишу. Попыток бывает несколько. И только послемногократных упражнений, если ребенок не устал и хочет заниматься с цилиндрами,ему завязывают глаза, чтоб он мог с помощью пальцев руки проделать игру сцилиндрами еще раз. Смена занятий происходит по желанию ребенка. Если он ничемне хочет заниматься, его в этот момент оставляют в покое.
Т. Л.Сухотина обнаружила в школах Монтессори интересное приспособление, обучающеедетей сложению. Оно состоит из десяти брусков. Самый короткий из них — длиной10 сантиметров. Каждый брусок разделен на части по 10 сантиметров. Например,брусок длиной в 30 сантиметров разделен на три части. Самый длинный брусокимеет длину в 1 метр и разделен на 10 частей. Дети учатся выбирать самыйкороткий брусок, затем — самый короткий из оставшихся, и так далее.
Ребенок учится подбирать бруски одинаковой длины. С помощьюбрусков можно составлять различные варианты для обучения сложению и вычитанию.
Для развития слуха служит игра в «молчанку». Она приучает детейсосредоточиваться, быть внимательными. Окна занавешиваются. Дети сидят сзакрытыми глазами, положив голову на руки. В это время учитель —уходит в самый дальнийугол и шепотом произносит имена детей. Кто услышит ее шепот, должен нацыпочках, обходя других, подойти к педагогу. Если в группе оказались дети, таки не расслышавшие свое имя, учитель произносит его чуть-чуть громче. Иногдаигра в «молчанку» состоит из того, что дети целенаправленно слушают тиканье[часов или какой-нибудь другой звук. После такого рода игр общение учителя сдетьми, по наблюдению М. Монтессори, становится теснее.
Рисование для детей ведется как свободная композиция, а также какзаполнение понравившимся цветом формы разных геометрических фигур.
Совершенно необычно предлагает М. Монтессори проводить гимнастикурук. Она считает, что ребенку необходимы те движения и действия, которые,во-первых, способствуют мускульному развитию вообще, а во-вторых, понадобятсяво всей его последующей жизни. Поэтому она разработала дидактический материал ввиде рамок с прибитыми кусками материи, кожи, которые дети должны соединять иразъединять, застегивая на пуговицы, крючки, петли. Разработаны десять рамок соследующими видами работ:
— застегивание на большие пуговицы, нашитые на толстое сукно(платье);
— застегивание маленьких пуговиц, нашитых на полотно (нижнеебелье);
— застегивание маленьких пуговиц, нашитых на кожу, с помощьюкрючка для обуви (ботинки);
— шнуровка — два куска материи с набивными дырочками (корсетик);
— шнуровка двух кожаных кусков с набивными дырочками (ботинки);
— застегивание металлических крючков и петель;
— застегивание маленьких металлических крючков на тоненькиенитяные петельки;
— завязывание бантов их двух широких цветных тесемок;
— завязываниетоненьких белых тесемочек;
— застегивание кнопок, липучек.
Выполнение ребенком этих упражнений помогало ему самостоятельноучиться застегивать пуговицы, шнуровать, работать с крючками, кнопками.
Т. Л. Сухотина наблюдала, как долгое время дети завязывают ленты ввиде банта, зашнуровывают их, расстегивают и застегивают пуговицы, кнопки,крючки, приучаясь к тому, что самостоятельно могут ухаживать за собой вповседневной жизни и не зависеть от взрослых. Они сами выбирали себе занятия слентами, крючками, пуговицами, шнурками.
Большой интерес вызывали в школах Монтессори упражнения наразвитие координации движений и ориентация в окружающем мире.Упражнениисвязано с переливанием воды. Сначала все действия одно за другим показываютсяучителем. Он берет лейку, поднимает ее высоко и медленно наливает воду в сосуд,до полного наполнения. Ставит лейку на прежнее место, берет тряпку и вытираетоставшиеся капли. Затем берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейкии выливает в нее воду. Снова вытирает капли настоле и ставит сосуд.Учитель показывает медленно, сосредоточенно, четко, проявляя интерес к своемузанятию. Когда ребенок поймет весь ход действий, ему предлагается повторить его(учитель при этом наблюдает). В заключение воду выливают, сосуд вытирают(уборка относится к ходу действий). Упражнение варьируют. Ребенку даетсязадание: Он должен налить из кувшина в стакан воды, спуститься по ступенькам,не расплескав ее, выйти во двор, обойти вокруг клумбы, вернуться назад и влитьв кувшин воду из стакана. Обычно дети сами стараются усложнить задание,стремятся налить стакан полнее, чтобы труднее было нести, не расплескав.
Обучая маленьких ребят, Т. Л. Сухотина выделяет следующиепреимущества работы с дидактическим материалом:
— устное объяснение блекнет перед конкретными действиями с самимиприспособлениями;
— обучение с голоса заставляет работать только слуховую память.Работа с приспособлениями развивает зрительную и осязательную память;
— работа сдидактическим материалом проводится индивидуально с каждым ребенком;коллективное обучение по мере возможности упраздняется, но в одной комнатемогут работать дети разного возраста, выполняющие разные виды заданий.
3 Обучение чтению, письму и счету в системе М. Монтессори
Особое внимание в школах Монтессори уделялось обучению чтению,письму. Она считала, что учить читать и писать детей с раннего возраста неследует. Лучше это делать в шестилетнем возрасте. Но иногда Монтессориотступала от этого правила и обучала детей чтению с четырехлетнего возраста, аписьму — с пятилетнего.
Наблюдая за детьми, М. Монтессори убедилась, что написание палочки— самый сложный элемент в письме, поэтому написание палочек следует отложить дотех пор, пока ребенок не будет подготовлен.
Подготовительный периодсодержит обучение детейбуквам. При этом использовалась гладкая бумага, на которую наклеивалась чернаяшероховатая, соответствующая графическому изображению той или иной буквыалфавита. Ощупывая и обводя карточку с буквой, ребенок без письма изучаетдвижение, необходимые для воспроизведения формы буквы. И если он сразу несможет ответить, какая это буква, то ощупывая ее пальчиками, он узнает ее иправильно определяет.
Обучение буквам предлагается вести в три приема:
— Ознакомление с двумя буквами, и обведение их пальцами ребенка,которые направляет рука учительницы. С помощью этого приема действуютзрительное, осязательное и мускульное чувство.
— Показ требуемых учителем карточек с изображением букв. Еслиребенок ошибается, занятия с ним прекращаются: он еще не готов к восприятиютого, что внушает взрослый.
— Узнавание детьми букв, которые учитель выбирает из азбуки.Подготовленная работа по узнаванию букв закончена. Но чтобы писать буквы,недостаточно только знать их. Поэтому следующий этап — работа над моторикойруки состоит из выполнения упражнений по закрашиванию и штрихованию цветнымикарандашами фигурок различной формы. Такая работа способствует, по мысли М.Монтессори, образованию мускульного механизма, с помощью которого ребеноксможет держать карандаш или ручку и писать ими. Ребенок не чувствует утомления,хотя в ходе этой работы множество тетрадей исписываются палочками. Послеподобных упражнений мальчики и девочки смогут писать буквы. «Уверенностьштриха, которого достигают наши дети, ставит их на уровень с учениками третьегокласса элементарной школы», — напишет впоследствии М. Монтессори.
Для развития будущего навыка письмаМ. Монтессоридавала детям в руки мел, чтоб они рисовали. Работа с мелом превзошла все ожидания.Сначала один ребенок, а затем и другие начинают пробовать писать буквы, и этозанятие становится всеобщим увлечением.
После упражнения с мелом подобная работа велась на черныхдощечках. Когда дети выучились писать на грифельной доске мелом, они приучалисьписать не только слова, но и фразы. Важным моментом в обучении письму и чтениюМ. Монтессори считала оказание помощи слабым. Первая помощь, которую можетоказать учитель, — провести вспомогательные линии на доске, чтоб ребенокпридерживался определенного размера букв и направления. Вторая помощьзаключается в том, чтобы увидеть детей, которые побаиваются писать на доске, ипредложить им упражнения для повторения ощущений (вспоминание формы букв изшероховатой бумаги).
Упражнения по обучению чтения начинаются после работы по узнаваниюбукв с составления слов. Для этого малышам предлагаются карточки с гласными исогласными, которые находятся в специальном ящике. Гласные — розового цвета,согласные — голубого. Учитель произносит отчетливо слово, а дети ищутсоответствующие буквы. Слово может произноситься несколько раз, пока каждыйребенок не поймет, какие буквы он должен достать из ящичка. Для осознанногопонимания слов детям предлагалось в одном ящичке взять билетик и прочитатьслово, а потом подойти к другому ящичку и взять соответствующую слову игрушку.
Следующая игра по осознанию прочитанного состояла из билетиков, накоторых были написаны фразы, заключающие выполнение тех или других действий.
Дети читали билетики и бежали выполнять указанные в них действия.Такая работа по чтению фраз и осознанию их смысла должна предшествоватьлогическому чтению.
Всеподготовительные упражнения составлялись для того, чтобы ребенок научилсяписьму и чтению. Но чему обучать вначале — чтению или письму. М. Монтессорисчитала этот вопрос непринципиальным. Одни дети после подготовительныхупражнений начинали писать, другие — читать. Для обучения счету и написаниюцифр также используются дидактические материалы в виде брусочков, монет, т. е.те материалы и те же приемы, что при обучению письму и чтению.

Заключение
 
В процессенаписания реферата мы ознакомились с системой воспитания и развития детейдошкольного возраста, которая была разработана Марией Монтессори.
Насовременном этапе многие этапы воспитания и развития детей дошкольного возрастазаимствованы с концепции М. Монтессори.

Литература
 
1.   МонтессориМ. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка– М., Педагогика, 1993
2.   МонтессориМ. Самовоспитание и самообучение в начальной школе – М., Наука, 1993
3.   СухотинаТ.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913, №7
4.   СухотинаТ.Л. Мария Монтессори и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1912-1913, №8


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :