Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Астрономия в художественных произведениях

Астрономія у художніх творах
Єщенко Анна Ігорівна, Учениця 10-Б класу Харківськоїспеціалізованої Школи І-ІІІ ступенів №16 Харківської міської ради Харківськоїобласті
м. Харків — 2010 р.
 Вступление
Ещес давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важнымзначением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии былидве основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и вовремени и задача определения места и роли человека во Вселенной.
Ксожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтомуизучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в восхитительный мирпланет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами можно спервого урока, с первой странички учебника.
Однаждыурок астрономии наша преподаватель Прущак Тамара Андреевна, которая занимаетсядолгое время гуманитаризацией физики, начала с таких слов:
Насталаночь, я у окна сидела,
Ана меня Вселенная глядела.
Исотни тысяч звезд подмигивали мне,
Иотражался серп Луны в моем окне.
Изадала вопросы: Всегда ли мы видим серп Луны?
Сколькозвёзд можно увидеть на ночном небе?
Вспомнили,что Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мыбудем видеть серп Луны и т. д.
Возникламысль о гуманитаризации астрономии – так появилась идея написать работу.
Затем,проанализировав учебную, научную и художественную литературу, проконсультировавшисьс работниками планетария, узнав мнение известного харьковского поэта, изучивматериалы по данной теме в Интернете, я не только нашла много погрешностей (ихеще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных стекстом в художественной литературе. У меня также возникла мысльсистематизировать стихотворения по изучаемым темам.
Ведьдействительно для того, чтобы разнообразить различные формы урока, вызватьинтерес у учащихся к предмету, привлечь их внимание к увиденному и услышанному,дать им возможность самим описать различные явления одним из способов являетсяметод, предложенный в моем работе, а именно Изучение астрономии в стихах.
Такпоявилась эта работа.
Вразделах данной работы находятся литературные курьезы, стихи поэтов и учениково небесных светилах, явлениях и т. д. Можно было бы сюда еще включить разделАстрономия в искусстве, но эта отдельная огромная тема.
Актуальностьработы:
— анализ и найденные литературные курьезы в художественной литературе, которыенаходятся в данной работе, могут быть использованы, как уже было сказано, науроках астрономии;
— анализ художественной литературы, нахождение в них ошибок стимулируют поэтов иписателей допускать как можно меньше погрешностей в произведениях, т.к. этиошибки могут формировать неправильное или искаженное восприятие окружающегомира., а ученики учатся анализировать прочитанное;
— изучение астрономии с помощью стихотворений и художественных произведений нетолько открывает нам красоту Вселенной, но и помогает увидеть красоту природы, слова,поэзии.
Цельработы:
найтив художественной литературе научные факты, показать возможность изученияастрономии в стихах, найти ошибки с точки зрения науки
Задачиработы:
— ознакомиться и изучить художественную и научную литературу;
— научиться анализировать прочитанное;
— еще раз показать красоту Вселенной и поэзии;
— изучить и показать отражение восприятия окружающего нас мира, которое мынаходим в поэзии;
— вынести результаты работы на ученическую аудиторию с целью привлечь вниманиеслушателей к удивительной и иногда неожиданной красоте окружающего мира иискусства;
— обмен мыслями и знаниями с участниками защиты научных работ.
Перваячасть работы состояла из подбора стихотворений и их анализа. Авторами этихстихотворений являются как известные поэты, так и ученики моей школы. Впроцессе изучения литературы я пришла к выводу, что иногда в обычном стихе, дажене связанном с космосом или астрономией можно найти научные факты. К сожалению,увидеть нужный нам материал в прозе не всегда легко, однако, при внимательномизучении текста, анализируя каждое слово, написанное автором, мы находим связьнауки с поэзией. Это замечательно, когда мы одновременно можем наслаждатьсякрасотой прозы и узнавать для себя что-то новое! Получается, что мы сразуобогащаем наш духовный мир и получаем знания.
Впроцессе работы, как уже было сказано, я нашла довольно много расхожденийтеории с написанным в художественной литературе. Таких ошибок оказалось много, поэтомуя решила посвятить им вторую часть моей работы и разделить по темам. Придальнейшем изучении подобные курьезы были найдены не только в стихотворениях, нои в прозе.
II– Анализ стихотворений
1)Николай Гумилёв. « В небесах»
Ярчезолота вспыхнули дни,
Ибежала Медведица-ночь.
Догониеё, князь, догони,
Заарканьи к седлу приторочь!
Заарканьи к седлу приторочь,
Апотом в голубом терему
Укажина Медведицу-ночь
БогатырскомуПсу своему.
Мёртвойхваткой вцепляется Пёс,
Онотважен, силён и хитёр,
Онзвериную злобу донёс
Кмедведям с незапамятных пор.
Никудаей тогда не спастись,
Ииздохнет она наконец,
Чтобыв небе спокойно паслись
Козерог,и Овен, и Телец.
Увлекательныйстих Гумилева говорит нам о простой вещи: человеческая фантазия поселила нанебе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связанакакая-то история, миф или легенда. Этот материал можно использовать приизучении созвездий.
Подобноестихотворение было написано Алексеевой Еленой, ученицей моей школы. Онаиспользует названия созвездий, называет имена великих астрономов, напоминая овеликой цене открытий.
Тайнаятемная ночь наступила,
Вселеннуюзвездами тихо накрыла,
Вышелохотиться дед Орион,
ВышелТелец и Скорпион.
ЗвезднаяДева по небу гуляет,
Звездына Млечном пути собирает.
Смаленьким мишкой по темному небу,
Большаямедведица ходит по следу,
Ищетдля сына созвездие Рыб,
Чтобмедвежонок был весел и сыт.
Амишка-проказник от Рака бежалНа Млечном Пути все звезды слизал.
Вотв Космосе мчится большая комета –
Своимдлинным хвостом закрывает полсвета.
Астрономиявсе это изучает,
ОнаВселенную хорошо знает.
Узнатьобо всем нам помогают,
Ученые,которые все изучаю!
Навсегдамы запомним их имена,
Наградадля них была не важна:
Бредихин,Струве, Белопольский, Коперник
Всемим под силу всякий соперник.
Равныхим всем никогда не будет.
Землятакого труда не забудет!
Здесьочень много вопросов: и почему у кометы хвост, куда она направлена, из чегосостоит?
Хочупредставить еще одно стихотворение, которое нам напоминает о происхождениитаких дивных названий планет, звезд, созвездий.
Вглубины бесконечной дали,
Чтомы Вселенною зовём,
Галактикзвёздные спирали
Плывут,в величии своём.
Втом сил небесных проявленье,
Номы не в силах их понять.
Отсюдазвёзд обожествленье,
Ведьнам фантазий не унять.
Имёниз мифов в хороводе
Созвездий,звёзд или планет
Несчесть на нашем небосводе.
Аможет, боги дарят свет,
Чтобэтой дивной красотою
Воображениебудить,
Ичтобы лунною тропою
НаЗемлю ночью приходить...
БогаченкоТатьяна
2)В. Брюсов. «Месяца свет электрический»
Месяцасвет электрический
Вморе дрожит, извивается;
Силеподвластно магической,
Морекипит и вздымается.
Волнывзбегают упорные,
Мечутся,дикие, пленные,
Гибнутв борьбе, непокорные,
Гаснутразбитые, пенные…
Месяцасвет электрический
Вморе дрожит, извивается;
Силеподвластно магической,
Морекипит и вздымается.
Чтоза магические силы, под действием которых море кипит и вздымается?
Этостихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и отливов действуетсила гравитационного притяжения Луны.
Номы знаем, что Луна не светится сама, тем более «электрическим светом», аотражает свет Солнца.
3)М. Цветаева. «Август – астры»
Месяцпоздних поцелуев,
Позднихроз и молний поздних!
Ливнейзвездных —
Август-Месяц
Ливнейзвездных!
Ежегодно,в августе месяце, наблюдается метеорный поток «Персеиды», явление которого внароде называют «августовским звездопадом».
4)М. Цветаева. «Комета»
Косматаязвезда,
Спешащаяв никуда
Изстрашного ниоткуда.
Междупрочих овец приблуда,
Взлаторунные те стада
Налетающая,как Ревность —
Волосатаязвезда древних!
(1921)
Какверно заметила М. Цветаева, комета в переводе означает «косматая звезда».
5)Константина Бальмонт
Пояйцевидному пути
Летитмогучая комета.
Очем хлопочет пляской света?
Чтонужно в мире ей найти?
Онавстает уж много лет,
Свойпуть уклончивый проводит,
Изнеизвестного приходит,
Ивновь ее надолго нет.
Какслабый лик туманных звезд,
Онавначале появленья —
Всеголишь дымное виденье,
Вней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Ноближе к Солнцу — и не та.
Ужлик горит, уж свет не дробен,
Имиллионы верст способен
Тянутьсягрозный след хвоста.
Густеетяркое ядро,
Иуменьшается орбита.
Кометасветится сердито.
Сплошнойпожар — ее нутро.
(1908год)
Изэтого стихотворения мы можем узнать о траектории полета кометы, о существованииядра — центральная часть головы называется ядром, диаметр которого 0, 5-20 км, масса 1011-1019 кг, ядро представляет собой леденистое тело. А главное, из стиха мы можемподчеркнуть, что на значительных расстояниях от Солнца комета выглядят какслабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у нихпоявляются «голова» и «хвост».
6)«Космическая пыль» К Л.Татьяничева
Какглобус, шар земной пылится.
Оставивв небе тонкий след,
Летятк нам быстрые частицы
Иныхмиров, иных планет.
Тех,что за облачною дымкой
Горятв космической дали,
Стремясьхоть малою пылинкой
Коснутьсяжителей земли.
Действительно,по современным представлениям, космическая пыль состоит из частиц размеромоколо 1 мкм с сердцевиной из графита или кремня, поэтому в стихотворениесовершенно справедливо сказано о частицах.
7)«Вот это сон!» Виктор Трошенков
Первыйраз приключилось такое.
Видно,Солнцем, проникся насквозь.
Мнес полярным сияньем цветное
Сновиденьеувидеть пришлось.
Тостремительным вихрем крученым,
То«короной», то снова «дугой»
Сфиолетовым спектром,
зеленымпростиралось оно надо мной.
Удержатьбы такие мгновенья.
Ночасы просыпаться велят.
Помнютолько жалел в сновиденье,
Чтодля съемки не взял аппарат...
Прекрасноестихотворение напоминает нам о простом, но удивительном свечении разреженныхслоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, которыедействительно изменяют свои цвета и форму.
8)«Лунное» Валентин Берестов
Двестороны, как у медали,
Унашей спутницы Луны.
Нолишь недавно увидали
Лунус обратной стороны.
Извека в век на небосклоне
Блеститзнакомый лунный лик.
Какплохо, как односторонне
Мызнаем спутников своих!
Думаю,что это стихотворение не только прекрасно из-за своего философского и оченьправильно подмеченного окончания, но в нем с астрономической точки зрения многополезной информации. Во-первых, у Луны действительно две стороны, она ведькруглая, во-вторых, это было окончательно доказано лишь в 1959 году, когдаЛуна-3, советская межпланетная станция совершила облет вокруг нее, а смноголетним развитием астрономии, это действительно недавно. В-третьих, какодносторонне мы знаем спутников своих сравнивается с односторонним знанием Луныи плохими знаниями о второй стороне, что совершенно верно.
9)У Лермонтова:
Посрединебесных тел
ЛикЛуны туманный,
Какон кругл и как он бел
Точноблин в сметане.
АС. Есенин написал:
Золотохолодное Луны
Запахолеандра и левкоя,
Хорошобродить среди покоя
Голубойи ласковой страны.
Этидва отрывка из стихотворений обращают наше внимание на то, что цвет Луны, мыможем наблюдать разный: белый или желтый. Красновато-желтый цвет Луны мы можемнаблюдать при лунном затмении, ее нахождении над горизонтом. Белый цветвозможно увидеть при полнолуние.
10)«Свет для души» Виктор Трошенков.
Еслиб Солнце не знало вспышек, Не смогла бы Земля сиять,
Неиздали бы ярких книжек,
Внебе чудо не стали бы ждать.
Вэтом отрывке говорится о солнечных вспышках, что действительно происходит издесь можно предложить ученикам целый ряд вопросов.
III– Литературные курьезы
1– Звезды
1)"… Кпервым домишкам Амстельланда мы добрались около восьми. Ван Гог шагал рядом сповозкой и нёс картину… Когда возница уже должен был поворачивать в сторону, мнепришлось едва ли не по частям вынимать себя из телеги. Солнце поднялось надгоризонтом, но было скрыто тучами, и в западной части неба мерцализвезды..." фрагмент из рассказа Севера Гансовского «Винсент ВанГог»
Дажесамые яркие звёзды меркнут на фоне зари за час до восхода Солнца.
2)Меж стен отсыревших, покрытых грибками,
Вбезводном колодце, на дне, глубоко,
Мыждём, притаившись, и дышим легко,
Извёзды в лазури сияют над намиИ в небе как будто расторглась завеса,
Дрожитот восторженных мук небосклон,
ТрепещутПлеяды, блестит Орион
Ибрезжит далекий огонь Геркулеса...
КонстантинаБальмонт
«Вбезводном колодце»
— Теоретически из колодца можно увидеть звезду днем, если поток света от видимойиз колодца площадки неба будет меньше, чем поток света от звезды. Для этого придиаметре колодца в 1 метр глубина его должна составлять 3, 4 км (см. статью В.Г.Сурдина в журнале «Квант» N 1 за 1994 год).
— При этом наблюдателю будет видна только светлая точка, яркость которой намгновение возрастет, если какая-нибудь звезда пройдёт точно через зенит. И ужточно нельзя увидеть целое созвездие.
— Когда через зенит проходит Геркулес, Орион вообще находится под горизонтом.
3)Аналогичную ошибку допустил современный поэт Николай Сербовеликов встихотворении «Молдавские колодцы»:
Колодцыроют здесь глубокие,
покадостанут до воды,
чтов небе даже днём высокие
содна созвездия видны...
4)В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:
Новот уж меркнет солнца луч,
Выходитмесяц из-за туч
Иосвещает на пути
Всезвёзды Млечного Пути.
СветЛуны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.
5)В повести «Старик и море» Эрнест Хемингуэй так описывает осеннийвечер:
«Всентябре темнота всегда наступает внезапно, сразу же после захода солнца… Нанебе показались первые звёзды. Он не знал названия звезды Ригель, но, увидев её,понял, что скоро покажутся и все остальные» (СС, том 4, М.: Художественная литература, 1982, стр. 43)
СтарикСантьяго никак не мог увидеть Ригель — яркую звезду в созвездии Ориона — потомучто на широте Кубы в сентябре Орион восходит только в полночь.
6)У Александра Блока есть такие строки:
О,край небес — звезда омега,
Весьв искрах, Сириус цветной.
Надголовой — немая Вега
Изцарства сумрака и снега
Оледенеланад землей.
Вегабывает видна вблизи зенита летом, тогда как Сириус можно видеть только зимой.
7)В стихотворение «Южный Крест» В.Я.Брюсова:
Ядолго шёл, и, выбрав для ночлега
Холмледяной, поставил гибкий шест.
Вполярной тьме не Сириус, не ВегаКак знак любви, сверкает Южный Крест...
Прекрасныестихи, но увы — с астрономической точки зрения неграмотные. Вега из Антарктидыне видна: светило со склонением +38о южнее параллели 52о южной широты невосходит. Иное дело Сириус, склонение которого — 17о: южнее 73о южной широты онстанет незаходящим, да и в прибрежной части материка Сириус находится надгоризонтом большую часть суток. Если бы герою стихотворения удалосьприблизиться к полюсу, он обязательно увидел бы эту ярчайшую из звёзд.
8)У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки:
НаКамчатку из Владивостока
Насведёт Полярная звезда,
Иглядит Вселенная стооко,
Какв ночи беснуется вода.
Камчаткане только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него. (ДолготаВладивостока — 132о, долгота самой западной точки полуострова Камчатка — 155о).К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направленииПолярной звезды просто невозможно.
9)В рассказе Уильяма Теннесси «Поле голубых детей» есть такое описаниеиюньского ночного неба:
«Вту же ночь, когда общежитие погрузилось во тьму… торопливо шагала она позалитым луной улочкам… А подняв голову, увидела над западным крыломкаркасного дома семь сбившихся в кучу звёзд — Плеяды».
— При Луне Плеяды в глаза не бросаются, в лунную ночь их можно с трудом отыскатьна небе, если специально задаться этой целью.
— Героиня рассказа не могла увидеть Плеяды ночью, поскольку летом Плеяды восходятперед рассветом.
— Действие рассказа происходит в июне, но Солнце в этом месяце находится как разв созвездии Тельца, и поэтому Плеяды — часть созвездия Тельца — не видны вовсе.
11)Из стихотворения В. Бабешко:
Кариатидамизвезд расцвечено мирозданье
Ирозовый Млечный Путь соединяет века.
Кометыпылят во мгле, заглатывая расстоянье.
Галактикаммолодым, почесывая века.
МлечныйПуть назван был так потому, что светлой полосой проходит по небу. А у комет, какзаметил автор, действительно бывают не только газовые, но и пылевые хвосты.
1.1- Солнце
1)У Алексея Константиновича Толстого есть такие строки:
По-прежнемусияет правды сила,
Еёсомненья боле не затмят;
Неровныйкруг планета совершила
Ик солнцу снова катится назад,
Зимапрошла, природа зеленеет,
Лугацветут, весной душистой веет!
(«Явас узнал, святые убежденья...»)
— Конечно, эллиптическую орбиту нашей планеты можно условно назвать«неровным кругом». Однако смена сезонов года определяется неположением Земли на её орбите, а взаимной ориентацией её радиус-вектора и осивращения. Ведь в то самое время, когда в северном полушарии наступает весна, вюжном, наоборот, вступает в свои права осень!
— Перигелий — ближайшую к Солнцу точку своей орбиты — Земля проходит в началеянваря, и к моменту наступления весны в северном полушарии наша планета неприближается к Солнцу, а удаляется от него!
2)В повести Олега Овсянникова «Чистилище» («Наш современник»N 12, 1993 г.) есть такой эпизод:
«Потайге шли не торопясь, по дороге проходили нехоженые поляны, покрытые белымпушистым ковром снега. Дед рассказывал о тайге, о зверях, живущих в этих краях,о людях, некогда населявших эти места. Шли долго. Солнце, стоявшее в зените, каким-тонеобыкновенным светом подчёркивало земную красоту окружающей природы.»(стр. 146)
Солнцев зените можно наблюдать только в пределах тропического пояса, но никак не взаснеженной тайге.
3)Аналогичную ошибку допускает Ольга Берггольц в трагедии «Верность», действиекоторой происходит в Севастополе:
Андрейуходит. Долго, молчаливо
глядитвослед ушедшему народ.
Вдалитруба военная поёт,
исолнце, солнце в ярости счастливой
встаетв зенит, и пышет небосвод,
икамни города исходят зноём...
Севастопольрасположен на широте примерно 45о. Максимальная, соответствующая летнемусолнцестоянию, высота полуденного Солнца при наблюдении из этого пункта непревышает 69 градусов. То есть при наилучшем стечении обстоятельствсевастопольское Солнце «не достаёт» до зенита более чем на 20о.
4)У Николая Грибачёва в стихотворении «В предосеннем поле» есть такиестроки:
… Ноя припомнил небо над экватором,
Гдевсё в природе то же день за днём.
Такоеж солнце полное в зените,
Влистве бессменной рядом цвет и плод,
Ненадо шубы — ситчик в заменителе,
Водане знает, что такое лёд...
Наэкваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не «день заднём». Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когдаоно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высотаполуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах — от 66, 5о до90о.
2- Планеты
1)У Николая Гумилёва в стихотворении «CREDO» есть такие строки:
Мневсё открыто в этом мире —
Иночи тень, и солнца свет,
Ив торжествующем эфире
Мерцаньеласковых планет.
Планетуможно отличить от звезды по ровному, без мерцаний, свечению.
2)В стихотворении Михаила Светлова «В разведке» рассказывается, какдвое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этойпланете. Последняя строфа стихотворения звучит так:
Ночьзвенела стременами,
Волочилисьповода,
ИМеркурий плыл над нами —
Иностраннаязвезда.
Меркурийне может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виденвсего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари… А также,Меркурий не является звездой, это планета.
3)Стихотворение Поля Верлена «Благословенный час» в переводе ВалерияБрюсова начинается так:
Лунаала на тёмных небесах;
Качаетсятуман; луг холодеет
Испит в дыму; в зелёных тростниках
Лягушкаквакает; прохлада реет...
Проснулисьсовы; то впёред, то прочь,
Натяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
Свершают;у зенита свет неверный,
И,белая, Венера всходит: Ночь!
Насамом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета виднавечером, значит, она вскоре зайдёт.
4)Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:
Воронки,
воронки...
НаМарсе, на Сатурне, на Луне...
Почемумы решили,
чтоэто кратеры вулканов?
Аможет быть, это
воронки
отразрывов бомб?..
НаЛуне и на Сатурне вулканических кратеров нет — только ударные.
Ана Сатурне нет и не может быть кратеров, т.к. эта планета состоитпреимущественно из газов и не имеет видимой твёрдой поверхности.
5)Поэт Гумилев написал:
Надалекой звезде Венере
Солнцепламенней и золотистей.
НаВенере, ах, на Венере
Надеревьях синие листья.
ОшибкаГумилева в том, что он назвал планету Венеру звездою. Кроме того, температурана Венере достигает примерно 750К, значит никакой формы жизни там не может быть– не может быть деревьев.
3- Луна
1)В повести «Зло» русского писателя XIX века С.П.Подъячева есть такойэпизод:
«Агафьяпроснулась рано, часу в четвертом, и потихоньку, как была в одной рубашке ибосая, вышла из избы на крыльцо посмотреть, какова погода.
Погодабыла хорошая. На улице было тихо, безмятежно, и всё молчало. Небо было чисто, безоблачнои все усыпано звёздами, как-то особенно ярко сверкавшими под утро малыми икрупными точками. Серп месяца, тонкий и молочно-бледный, окружённый какой-тодымкой, висел в беспредельной шири неба, на западе, и тихо горел, точнокакая-то далекая, готовая погаснуть лампада...» («Митина любовь»- Красноярское книжное издательство, 1984, стр.375)
— Тонкий, бледный и готовый погаснуть серп Луны бывает виден на фоне зари, но нена тёмном небе, усыпанном звёздами.
— Если лунный серп виден утром, он должен находиться на востоке, а не на западе.
2)Стихотворение Константина Бальмонта «Чары месяца» начинаетсястроками:
Междускал, под властью мглы,
Спятусталые орлы.
Ветерв пропасти уснул,
Сморя слышен смутный гул.
Там,над бледною водой,
Глянулмесяц молодой,
Волнытёмные воззвал,
Вморе вспыхнул мёртвый вал..,
………………………………..
Вотуж с яркою звездой
Гаснетмесяц молодой.
Меркнетжадный свет его,
Исчезаетколдовство.
Скучнымутром дышит даль,
Старойбашне ночи жаль,
Камнисерые глядят,
Неподвиженмёртвый взгляд...
Впервом фрагменте действительно описан молодой месяц, но чтобы утром«погаснуть» на фоне зари вместе со звёздами, месяц должен бытьстарым.
2)Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Мудрость» начинается так:
Сошлисьчертовки на перекрёстке,
Наперекрёстке трех дорог.
Сошлиськ полночи, и месяц жёсткий
Виселвверху, кривя свой рог...
4)Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходитперед рассветом.
Наинтернет-сайте «Детские электронные книги и презентации». Впрезентации использован такой стишок:
Утромвижу из окна,
Внебе ранняя Луна.
Чтобеё нам отличить,
Нужнок полукругу
Намприставить палочку,
БуквуР там получить.
— На дужку буквы Р похожа Растущая Луна. Растущая Луна бывает видна на западе повечерам, заходит вслед за Солнцем и по утрам наблюдаться не может. По утрамсерп Луны бывает виден в конце лунного месяца, и тогда он выглядит как буква С.
Авторстихов не указан.
5)В романе Ивана Ефремова «Таис Афинская»:
"… Солнцескрылось за холмами, когда Александр покинул празднество. Они ехали все в ряд — Таис, по-прежнему в обличье амазонки, Птолемей, Гефестион и Кратер. Остальныеследовали на шаг позади, а по сторонам двойной цепочкой ехала охрана из одетыхв броню гетайров. Узкий серпик молодого месяца заблестел над самой вершинойпочерневших восточных гор, едва погасла палевая кайма заката..."(ИванЕфремов «Таис Афинская» — СС, том 6, М:«Советский писатель»,1992, с.298)
— Серп молодого месяца действительно появляется низко над горизонтом сразу послезахода Солнца, но на западе, а не на востоке.
— Луна восходит и заходит.
6)У Маргариты Алигер читаем:
Проходитночь — от света и до света.
Исутки — от луны и до луны.
Нина один вопрос мне нет ответа,
авсе они тревогою полны...
Насамом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (всреднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитальногодвижения смещается среди звёзд на 13о.
7)У современного туркменского поэта Какабая Курбанмурадова:
Вглядываюсьв небо тихой ночью:
Сколькозвёзд!..
Мерцаютнебеса.
Вижувсю Вселенную воочью,
Иона глядит во все глаза.
Видетьвсю Вселенную автор не может при любой погоде и в любое время, даже черезтелескоп.
Бездназвёзд бессмысленно сгорает,
Вкосмос шлёт прощальные лучи.
Весьих свет
Лунав себя вбирает,
ЧтобыЗемлю
Осветитьв ночи...
Лунане вбирает в себя свет звезд – это ошибка.
8)У Артура Конан-Дойля в рассказе «Человек на четвереньках» читаем:
«Незадолгодо полуночи мы заняли позицию в кустах прямо напротив парадной дверипрофессорского особняка. Ночь была ясная, но холодная, и мы порадовались, чтонадели тёплые пальто. Налетел ветерок; по небу, то и дело закрывая серп луны, заскользилитучи...
Дверьдома медленно отворилась, и мы увидели в освещённом проёме высокую фигурупрофессора Пресбери...
— Идём, Уотсон, скорее! — шепнул Холмс, и мы, стараясь не шуметь, устремилисьсквозь кусты к тому месту, откуда видна была боковая стена особняка, увитаяплющом и залитая светом молодой луны...» (Артур Конан-Дойль, СС, том 3, М.: Правда, 1966, стр.434-436, перевод М. Кан)
Героирассказа видят незадолго до полуночи «серп луны». Очевидно, это Лунав возрасте примерно первой четверти, поскольку в более ранней фазе Луна заходитдо полуночи, а в более поздней уже окончательно перестаёт походить на серп.Таким образом, назвать Луну из этого отрывка молодой является ошибкой.
9)В романе Сингрид Унсет «Улав, сын Аудуна из Хествикена» есть такойэпизод:
" — Бежать? — медленно спросил Улав. — Без суда?.. — Епископ и окружной наместникедва ли успели узнать про убийство… Как бы там ни было, дерзнём во имя бога — останемся здесь, пока не взойдёт после полуночи полная луна. Будет светлее, даи подморозит..."(Сингрид Унсет «Улав, сын Аудуна из Хествикена»- М.:«Правда», 1984, стр.178)
Беглецамне нужно ждать полуночи. Если Луна действительно полная, она восходит вечером.Если же Луна взойдет только в полночь, значит, она в фазе последней четверти, иеё неяркий свет едва ли облегчит им путь.
IV- Выводы
Вработе было проанализировано много художественных произведений. В процессеанализа выяснила, что не вся художественная литература правильна, с научнойточки зрения. Найденные неточности (ошибки или так званные литературныекурьезы) были показаны. Но так званные ошибки писателей вовсе не говорят о ихнезнании науки или же неграмотности. Важно отметить, что литературные курьезымогут возникать:
а)из-за применения различных тропов (метафор, сравнений, гипербол, литот и такдалее)
б)автор также может допускать ошибку сознательно, рифмуя текст.
в)своим искажением реальных фактов автор выражает неверие в окружающий мир ижизнь или протест против него.
Однакоэто не исключает и невнимательность писателей и поэтов или их незнание научныхфактов.
Какбы не было, но то, что космос, Вселенная интересуют не только ученых, а и людейтворческих остается фактом, подтверждением которого и служат многочисленныепроизведения искусства, посвященные астрономии и объектам ее изучения. Ведь какнаписал Ю. С. Ефимов:
Увлекаетнебо, как магнит
Увлекаеткомпас бесполезный.
Что-тоесть такое, что роднит
Человекас этой звездной бездной
Хочется,чтобы существующая реальность доносилась до нас в так званном «правильном», ане искаженном виде, как часто бывает в художественной литературе, в чем можноубедится из работы, но такое изображение реальности может использоваться дляизучения науки учащимися, путем поиска ошибок и их исправления.
Поокончании работы хочется еще раз подчеркнуть, что изучая астрономию в стихах, мыможем не только обогащать наш духовный мир, но и одновременно углублять своизнания. Однако есть один минус – это ошибки в художественной литературе.Поэтому такой способ изучения может быть, к сожалению, лишь дополнительным.Однако он позволяет открывать чудесный мир астрономии не сухими научнымифактами и терминами, а воспринимать его более красочно, образно. Этоспособствует не только развитию знаний, но и образного мышления. Что еще разподчеркивает актуальность данной работы, ее применение.
Хочувыразить огромную благодарность людям, которые мне очень помогли в этой работе,помогли найти материал:
— директору планетария Галине Васильевне Железняк;
— лектору-астроному Харьковского планетария Владимиру Владимировичу Кажанову;
— харьковскому поэту Березюку Игорю Владимировичу.
Впроцессе написания работы я все больше заинтересовывалась и от исследования получиланастоящие удовольствие.
Закончитьхочу словами М. И. Лобачевского, которые мне понравились и в которыхзаключается стремление человека к познанию внешнего мира.
«Человек…родился быть
хозяиномположения, властелином,
царемприроды, но мудрость, с которой он должен править, …
недана от природы: она достигается учебой.»
Список литературы
1)И.А. Климишин, И. П. Крячко, Астрономия 11клас. — Знання Украïни. 2003.
2)Советская фантастика 50-70-х годов. — М: Художественная литература, 1988, стр.297.
3)В.М. Позднякова., О связи астрономии и искусства. – Физика в школе, № 3, 1994, с.63-65.
4)В. И. Цветков «Марина Цветаева» (Космическая поэзия) – Земля и Вселенная, № 4, 1991,с. 110-111.
5)В. И. Цветков «Николай Гумилев» (Космическая поэзия) – Земля и Вселенная, № 6, 1993,с. 102-103.
6)Ю.В. Александров, А.М. Грецький, М.П. Пришляк., Астрономія. Книга для вчителя — Видавництво «Ранок», Веста, 2005.
7)Сборник стихов «На мосту меж двух тысячелетий». – Крок, г. Харьков, 2002.
8)Песнь Любви. Стихи. Лирика русских поэтов. – Москва, Изд-во ЦК ВЛКСМ «МолодаяГвардия», 1967.
9)Север Гансовский., «Винсент Ван Гог»., — Москва, Издательство «Правда», 1992.
10)Эрнест Хемингуэй., «Старик и море»., — СС, том 4, М.: Художественная литература, 1982, стр. 43.
11)Сингрид Унсет «Улав, сын Аудуна из Хествикена» –М.:«Правда», 1984, стр.178
12)Иван Ефремов «Таис Афинская» — СС, том 6, М:«Советскийписатель», стр. 298, 1992.
13)Артур Конан-Дойль, СС, том 3, М.: Правда, 1966, стр.434-436, перевод М. Кан.
14)«Митина любовь» — Красноярское книжное издательство, 1984, стр.375.
15)Олега Овсянникова., «Чистилище»., — «Наш современник» N 12, 1993 г.
Опубликованона сайте Харьковского планетария 6 марта 2010 года с любезного разрешенияавтора.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта planetarium-kharkov.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.