Реферат по предмету "Политология"


Политическая система США 4

Содержание


Введение…………………………………………………………………………3

1. Конституция США……………………………………….…………………...4

1.1 Основной текст конституции……………………………………………..5

1.2 Конституции штатов………………………………………………………5

2. Законодательная власть………………………………………………………7

2.1 Конгресс США………………………………………………………….….7

2.2 Легислатуры штатов…………………………………………………….…8

3. Исполнительная власть………………………………………………….……9

3.1 Президент США и его аппарат……….……………………………….…..9

3.2 Система министерств и ведомств………………………………………..10

3.3 Органы государственного регулирования экономики………………….11

3.4 Местное самоуправление…………………………………………………13

4. Судебная власть………………………………………………………………14

5. Лоббизм……………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованных источников…………………………………………..18

Введение

Цель работы — кратко описать все аспекты современной политической системы США. Логика работы. Если информация по какому-либо аспекту политической системы США хорошо известна, он отражен в работе в схематическом варианте. Если автор считает, что данный аспект политической системы США слабо описан в общедоступных источниках, он освещается в работе более подробно.

Статистика, приведенная в работе — пятилетней давности, но она вполне отражает основные тенденции развития современной политической системы США.

Метод работы — последовательное изложение материала с акцентами на ту

информацию о политической системе США, которая способствует пониманию современного законодательства Америки.

1. Конституция США

Американская Конституция была разработана и принята Конституционным

конгрессом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 года), в котором приняли

участие 55 делегатов от 12 (из общего числа вошедших в состав США 13)

штатов.

В текст Конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 года, не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах Конгресс принимает в 1789 году Билль о правах — первые 10 поправок к Конституции.

Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционнной системы США:

1. Принцип разделения властей.

Независимость трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — и разграничение их функций.

На федеральном уровне три ветви власти представлены Конгрессом, президентом и верховным судом. США являются президентской республикой. Ее особенности:

. сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном

высшем должностном лице — президенте;

. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом);

. отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса — принимать вотум недоверия правительству;

. запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот.

В основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой. Например:

. конгресс может отклонить президентский законопроект, а президент при

утверждении законопроекта может наложиь вето;

. многие полномочия президента реализуются только при одобрении сената

(международные договоры);

. верховный суд вправе признать недействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти.

2. Федерализм — конституционный принцип, предполагающий жесткое

разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов.

Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий,

ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия).

В полномочия штата входит:

. принятие собственных законов и конституций;

. регулирование экономики и торговли внутри штата;

. формирование учреждений государственной власти;

. охрана общественного порядка;

. установление принципов судоустройства и судопроизводства;

. провеление выборов в органы власти штата и местные органы управления.

3. Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право

признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными,

противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного

надзора — Верховного суда — являются окончательными.

1.1 Основной текст Конституции.

Основной текст состоит из преамбулы и семи статей. Преамбула излагает цели принятия конcтитуции:

. образовать более совершенный союз:

. гарантировать правосудие, свободу, благоденствие;

. обеспечить совместную оборону.

Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы

конгресса США.

Статья 2 посвящена президентской власти.

Статья 3 касается федеральной судебной власти.

Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством.

Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции.

Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и

международных договоров.

Статья 7 установила условие вступления Конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов.

Конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.

1.2 Конституции штатов

Имеют схожую структуру и включают разделы;

. преамбула,

. билль о правах,

. избирательное право и выборы,

. законодательная власть. Она принадлежит законодательным собраниям -

легислатурам. Устанавливается их структура, порядок избрания, срок

полномочия и т.д.

. исполнительная власть. Принадлежит губернатору.

. судебная власть. Верховные суды штатов осуществляют конституционный

надзор в пределах штата.

. финансы и налоги,

. милиция штата,

. местные органы власти,

. образование,

. благоустройство.

В Конституции многих штатов включены статьи, касающиеся:

. трудовых отношений,

. здравоохранения,

. сельского хозяйства,

. административно-территориального деления.

Конституции штатов (конституция штата Алабама содержит 129 тысяч слов)

более объемны по сравнению с федеральной конституцией США (9 тысяч слов).

Детализация конституционных предписаний в Конституциях штатов объясняется тем, что политические партии, заинтересованные группы, религиозные и лоббистские организации пытаются закрепить свои привилегии в самом тексте конституции штата. Средний возраст ныне действующих конституций штатов составляет 82 года.

2. Законодательная власть

Законодательная власть в США осуществляется Конгрессом и Легислатурами штатов.

2.1 Конгрес США.

Состав и полномочия Конгресса.

Состоит из двух палат:

. Сенат (100 человек). Каждый штат представлен двумя членами, избранными на 6-тилетний срок. Каждые 2 года сенат обновляется на одну треть.

. палата представителей имеет 435 членов. 1 депутат от 500 тысяч человек

избирается сроком на 2 года. Каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.

В составе конгресса: юристы (62%), бизнесмены (37%), журналисты, бывшие государственные служащие.

Конгресс имеет совместные широкие конституционные полномочия:

. устанавливает налоги, пошлины, акцизные сборы,

. утверждает федеральный бюджет,

. финансирует государственные акции,

. берет и выдает кредиты,

. регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами,

. объявляет войну, формирует вооруженные силы,

. осуществляет контроль за деятельностью правительственных учреждений.

У каждой из палат есть отдельные полномочия:

. только от палаты представителей могут исходить законопроекты о

государственных доходах. Ей принадлежит право избрания президента США, если ни один из кандидатов не получит более половины голосов выборщиков. Это право было осуществлено в 1801 и в 1825 годах.

. сенат принимает участие в принятии международных обязательств, а также

участвует в назначении на высшие должности государственного аппарата,

правительства и верховного суда. Если ни один из кандидатов в вице-

президенты не получит более половины голосов выборщиков, вице-президента выбирает сенат.

В случае осуждения гражданских должностных лиц в порядке импичмента, палата представителей вправе возбуждать преследование, но только сенат может осуществлять суд.

Комитеты конгресса.

Важную роль в деятельности Конгресса играют:

. постоянные комитеты, которые готовят тексты законодательных актов по

своим проблемам, осуществляют надзор за деятельностью органов

федерального правительства в своей области;

. специальные комитеты учреждаются палатами для выполнения какой-либо

специальной работы. Могут существовать в течение нескольких созывов.

. объединенные комитеты обеих палат. Их задача — координация позиций обеих

палат.

Партийные фракции.

В Конгрессе США представлены только две крупнейшие партии страны -

Демократическая и Республиканская.

В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий:

фракция большинства и фракция меньшинства.

Лидеры большинства в сенате и палате представителей являются вторыми лицами после председателя и спикера.

Должностные лица Конгресса.

Спикер палаты представителей утверждается палатой из фракции большинства.Он председательствует на заседаниях, руководит фракцией большинства,

определяет порядок рассмотрения законопроектов, направляет внесенные

законопроекты в комитеты, выносит окончательное решение по всем процедурным вопросам.

Председатель Сената — вице президент. Он получает право голоса, если мнения сенаторов разделились поровну, не обязан постоянно посещать заседаня сената. Поэтому сенаторы выбирают временного председателя из числа уважаемых членов фракции большинства.

2.2 Легислатуры штатов.

По своей структуре и методам работы Легислатуры во многом копируют

конгресс. Все, кроме штата Небраска, состоят из двух палат.

По числу представителей различаются от нескольких десятков до нескольких

сотен человек, причем число законодателей не зависит от населенности и

размера штата.

Сроки полномочий членов легислатур также различаются: 2 и 4 года.

3. Исполнительная власть

Исполнительная власть в стране осуществляется президентом США, с помощью аппарата исполнительной власти. Всего на федеральной службе в ведомствах исполнительной власти состоит около 3 миллионов человек. На уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие административные органы своих штатов. Многие функции исполнительной власти осуществляются органами самоуправления и управления на местах.

3.1 Президент США и его аппарат

Президент США совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Он избирается на 4 года, с возможностью переизбрания только один раз. Президентом США может быть любой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет. Официальная резиденция — Белый дом, Вашингтон.

Полномочия президента США:

. верховный главнокомандующий воооруженными силами США,

. верховный представитель страны на международной арене,

. назначение федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов, и

высших должностных лиц аппарата исполнительной власти

. созыв чрезвычайных сессий конгресса,

. помилование лиц, осужденных по федеральным законам,

. чрезвычайные полномочия в кризисных внутренних и внешних ситуациях,

. формирование законодательной программы администрации (послания

крнгрессу),

. представление бюджета конгрессу,

. издание президентских приказов, имеющих силу закона.

Вице-президент.

Избирается вместе с президентом на 4-хлетний срок, причем президент и вице-президент на могут быть из одного штата. Кроме конституционного полномочия председательствовать в сенате, он является преемником президента в случае смерти или недееспособности последнего (20-ая поправка, принятая в 1933 году).

Исполнительное управление президента — неконституционный надведомственный орган при Белом доме, координирующий и контролирующий важные аспекты государственной деятельности состоит из следующих подразделений:

. аппарат Белого дома,

. административно-бюджетное управление,

. экономический совет при президенте,

. совет национальной безопасности, управление по разработке политики,

. управление по вопросам политики в области науки и техники,

Кабинет министров.

Это неконституционный совещательный орган при президенте.

В состав кабинета входят главы двенадцати федеральных министерств (секретари) и глава министерства юстиции (генеральный атторней). Члены кабинета обычно принадлежат к той же партии, что и президент.

3.2 Система министерств и ведомств.

Руководители министерств (федеральных департаментов) подчинены непосредственно Президенту, назначаются им при согласии Сената. Административные ведомства (независимые агенства) учреждаются по инициативе Конгресса, он же определяет круг их полномочий. Главы министерств и ведомств не могут быть членами Конгресса.

Министерства:

Государственный департамент (1789г.) – министерство иностранных дел США. Осуществление внешней политики – прерогатива президента, и глава департамента (государственный секретарь) является главным советником президента по внешнеполитическим вопросам.

Министерство обороны (1947г.) ведает всеми вопросами вооружённых сил США, отвечает за их боеготовность и материально-техническое обеспечение. К компетенции министерства относится планирование НИОКР в военной области. Министр обороны назначается президентом с согласия сената из числа гражданских лиц.

Министерство финансов (1789 г.) разрабатывает рекомендации в области экономической, финансовой, налоговой и кредитно-денежной политики государства, выступает как финансовый агент правительства. Выпускает денежные знаки США.

Министерство юстиции (1870г.) является координирущим ведомством федерального правительста в сфере правоприменения. Возглавляется генеральным атторнеем США. Имеет три основные функции:

. консультирование президента и правительства по юридическим вопросам,

. представительство США в судах,

. обеспечение исполнения федеральных законов.

Министерство внутренних дел (1849г.) ведает вопросами землепользования, освоения природной среды и её ресурсов. Оно же опекает индейские резервации и районы размещения коренных жителей Аляски.

Министерство сельского хозяйства (1862г.) осуществляет государственное кредитование, страхование и консультирование фермерских хозяйств.

Министерство торговли (1913г.) выполняет такие основные задачи:

— обеспечение экономического развития страны,

— укрепление международных экономических позиций США

— поощрение частных инвестиций в новые технологии,

— содействие максимальному использованию научно-технических ресурсов,

— организация научно-технических исследований

— руководство государственной патентной службой и службой стандартов

Министерство труда (1913г.) :

— осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства,

— кординирует проведение программ подготовки и переподготовки

рабочей силы,

— осуществляет сбор и анализ статистики труда.

Министерство здравоохранения и социальных служб (1979г.) объединяет большое количество управлений и служб, которые проводят социальные программы федерального правительства:

— медицинские исследования,

— борьба с алкоголизмом и наркоманией,

— медицинское и социальное страхование,

— государственное вспомоществование.

Министерство образования (1979г.) осуществляет и координирует федеральные программы содействия образованию.

Министерство жилищного строительства и городского развития (1969г.) координирует и содействует в исполнении программ в области жилищного строительства.

Министерство транспорта (1966г.) разрабатывает государственную политику по широкому кругу проблем транспорта.

Министерству энергетики (1977г.) вменены в обязанность экономическое регулирование национальной энергетики, выработка научно-технической политики в этой области.


Федеральные административные ведомства (независимые агенства

и государственные корпорации).

Они выполняют административные, исполнительные и нормотворческие функции, выходящие за пределы компетенции существующих министерств. Их статус и полномочия определяются актами конгресса. В настоящее время существует около шестидесяти ведомств, как, например, агенство по охране окружающей среды, НАСА, почтовая служба США, ЦРУ, комиссия по гражданским правам.


3.3 Органы государственного регулирования экономики.

Экономическое регулирование в США осуществляется широкой сетью государственных органов, федеральных министерств и административных ведомств (независимых агенств).

Их можно разделить на две группы:

1. осуществляющие общее руководство и разработку государственной

экономической политики;

2. ответственные за конкретные направления государственного регулирования.

По сферам деятельности можно выделить такие направления, как внутри- и внешне- экономическое регулирование, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование.

Внешнеполитическая деятельность ведётся под непосредственным руководством президента.

Основным совещательным органом при Президенте по вопросам внешней и военнойполитики является совет национальной безопасности (1947г.). Главную роль в проведении внешней политики играет государственный департамент. Он располагает сетью посольств и консульств в иностранных государствах.

Конгресс США имеет возможность оказывать влияние на решения вопросов внешней политики. Он может выделять или не выделять средства на запрашиваемые президентом внешнеполитические или военные программы, принимать законы, регулирующие внешнюю торговлю США, устанавливать экспортные или импортные ограничения.

Разведывательное сообщество.

Разведывательное сообщество — принятое в США официальное наименование совокупности ведомств, занимающихся разведкой и контрразведкой:

— Центральное разведывательное управление США,

— Агенство национльной безопасновти,

— Федеральное бюро расследований,

— Разведывательное управление министерства обороны

и др.

Основные направления их деятельности определяются президентом страны и советом национальной безопасности. Наблюдением за работой разведведомств занимаются два совещательных органа, учреждённых президентом:

1. Консультативный совет по вопросам разведывательной деятельности при

Белом доме.

2. Совет по надзору за разведкой.

Губернаторы штатов.

Губернаторы штатов избираются в разных штатах на два и четыре года. Полномочия губернатора штата во многом повторяют прерогативы главы исполнительной власти США с поправкой на масштабы деятельности. В отличие от Президента, который может наложить вето только на законопроект в целом, губернаторы имеют право выборочного вето, которое испольуется против отдельных статей законопроектов.

3.4 Местное самоуправление.

Местные органы создаются на основе законодательства штатов и обладают

полномочиями, определёнными этим законодательством. Местная власть имеет право осуществлять свои функции без формального контроля со стороны органов штата, на основе самоуправления. Бюджет местных органов складывается из местных налогов и целевых ассигнований штатов и федерального правительства.

Органы местного самоуправления выбираются в округе (графстве). Избирается совет графства, а также ряд должностных лиц (казначей, шериф, сборщик налогов).

Совет графства контролирует состояние местных дорог, содержание мест заключения, больниц и мест для отдыха.

В большинстве штатов города, находящиеся на территории графства, имеют собственные, независимые от графства органы самоуправления.

В одних случаях избираются мэр и совет, члены которого становятся главами

департамента городского управления; в других — избирается муниципальная

комиссия, которая может назначить мэра. Иногда избранный населением совет нанимает управляющего для квалифицированного руководства городским хозяйством.

4. Судебная власть

Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система. Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией США и Федеральным законодательством. Судам каждого штата подсудны дела, отнесённые к их компетенции Конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не свяаны с федеральными судами.

Судоустройство на федеральном уровне.

Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов:

— окружные суды США

— специальные суды первой инстанции

— специальные апелляционные суды

— апелляционные суды.

— окружные суды США — федеральные суды общей юрисдикции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве.

Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа. Всего их девяносто четыре.

— специальные суды первой инстанции — претензионный суд США;

рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США.

Суд США по делам внешней торговли; налоговый суд США.

— специальные апелляционные суды – это:

. апелляционный суд США по федеральному округу и

. временный чрезвычайный апелляционный суд.

— апелляционные суды. Принимают жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств.Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США.

В качестве суда первой инстанции он рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.

Верховный суд не является конституционной структурой и формируется президентом «по совету и с согласия» Сената. Численность Верховного суда — девять человек. Численность других федеральных судов устанавливается Конгрессом. Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с сенатом.

Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента. Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах Конгресса.

Судоустройство в штатах.

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы.

В каждом штате имеются три группы судов:

— ограниченные специальной юрисдикцией,

— общей юрисдикцией,

— апелляционной юрисдикцией.

Низшее звено судебной системы штата — местные суды, ограниченные

специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции. Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, о завещаниях, о нарушениях безопасности движения.

Местные суды общей юрисдикции (окружные) рассматривают дела по существу.Иногда в штатах существуют апелляционные суды. В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением по партийным спискам.

ЛОББИЗМ.

Лоббизм (по-английски лобби — кулуары) — механизм воздействия частных и

общественных организаций (заинтересованных групп) на процесс принятия

решений органами государственной власти по вопросам внутренней и внешней политики.

Все заинтересованные группы имеют в своём составе подразделения, которые занимаются лоббистской деятельностью или пользуются услугами наёмных лоббистов.

Лоббисты — как правило юристы, имеющие большой опыт работы в органах

государственной власти.

Лоббисты выступают на слушаниях в комитетах Конгресса, составляют и

предлагают для внесения проекты законов, финансируют избирательные кампании кандидатов в Конгресс.

В 1946 году был принят федеральный закон о регулировании лоббизма, по

которому лоббисты обязаны регистрироваться в палате представителей и Сенате и представлять им сведения о том, на кого они работают, каковы цели их клиентов и расходы на лоббистские мероприятия.

Заключение

Современная политическая система США сформировалась под влиянием всех перечисленных в работе аспектов. В какое-то время определенный аспект политической системы страны играл решающую роль, как, например, профсоюзное движение в седине XX века или политическая активизация исполнительной власти сразу после “великой депрессии”.

После окончания данной работы мне кажется, что подробное знакомство с

политической системой США — более ценное знание, чем история страны или

история развития права для понимания основ законодательства страны, и отсюда, для понимания всего американского народа, с которым нам предстоит жить в мире и согласии, как и с европейскими народами.

Список использованных источников

1. Демидов, А.И. Основы политологии. / А.И. Демидов, А.А. Федосеев. М.: Наука, 1995.- 330 с.

2. Пугачев, В.П. Ввеление в политологию./ В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. М.: Генезис, 1995. – 491 с.

3. Современные США. Энциклопедический справочник. / под ред. Н.П. Моникина. М.: Гайдарики, 1988.-1414 с.

4. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права./ З.М. Черниловский. М.: Наука,1999. – 739 с.

5. Election laws of West Virginia., V., 1995.

6. West Virginia. Blue Book 1995., WV., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.