Реферат по предмету "Педагогика"


Нетрадиционные техники как средство развития творческого воображения детей

Введение
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисованиезаключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детскогоизобразительного творчества (Сакулина Н.П., Комарова Т.С., Григорьева Г.Г.),она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетическогои волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются всепсихические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память,мыслительные операции.
Многие деятели науки и искусства трепетно относятся квопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь ненавязывать им своего взрослого мироощущения. Вместе с тем, многочисленные исследованияв области детского изобразительного творчества отечественных ученых(Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) убедительнопоказали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинаютощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес кизобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольноговозраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания иобучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровымотношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительнойдеятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие» (6).
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного изсредств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинствонетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображениеполучается не в результате использования специальных изобразительных приемов, акак эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можноназвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При немнеизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату итем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности,стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техникирасширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализоватьсвой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться впозитивной позиции “творца”.
Дошкольный возраст является сензитивным для процессавоображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшейзадачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и впервую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этомпсихическом процессе: игровой и художественной.
Сензитивность дошкольного возраста для развития творческоговоображения и высокие коррекционные возможности нетрадиционных техникизображения определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования – средства развития творческоговоображения детей.
Предмет исследования – нетрадиционные техники как средство развитиятворческого воображения.
Исходя из этого, мы обозначили цель своей работы: составитьсистему занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольноговозраста средствами нетрадиционных техник изображения. Данная цельконкретизирована в следующих задачах:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме  использованиянетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста;
2.изучить нетрадиционные техники, доступные детям дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи;
3.сделать подборку и частично апробировать занятия сиспользованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развитиятворческого воображения детей. Были использованы следующие методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы;
— анализ педагогического опыта;
— наблюдение за детской изобразительной деятельностью. Исследованиепроводилось на базе ДОУ № 85 г. Мурманска с детьми старшего дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи.

1. Теоретические аспекты проблемы развития детскогоизобразительного творчества
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме детского изобразительноготворчества
Вистории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных.Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видахдеятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развитиядетского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однакодо сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории инедостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловленосложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касаетсядетского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смыслеосознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелоготворчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляетсято, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Какправило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, врезультате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественноезначение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности,произведение искусства и т. п.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективнойновизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки,поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественнойценности. На этом основании существовало целое направление в психологии ипедагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однакомногие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детскоетворчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества,повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разныепериоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощениемродового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этомосновании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия надеятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитиитворчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельностиимела разные обоснования. Одно из них — признание совершенства художественнойдеятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия,развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала«Творчество», открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова«Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве,вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей.Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е. А. Флерина,талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность.Обучение «засушило» детское творчество. Н. П. Сакулина, признаваяправомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поисктаких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимуществадетского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствамисамовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и вчастности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е.А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итогедискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективностидетского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, ноон делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерноиспользовать термин «творчество», ограничивая его словом«детское». (7) Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя,ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение кдетскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детскоготворчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процессдеятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, каксамостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности,Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества. (7) Впоследние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признаниясамоценности детского творчества, без снисходительного слова«детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общейпроблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода вжизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразныйпересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последнимпризнается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миромвзрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции неследует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, аотношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взрослениядетей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г.Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка.Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие — способ существованияличности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделатьвывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностямносит творческий характер.
1.2 Особенности воображения детейдошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи
Основой творчества являетсякомбинаторная деятельность воображения. Творческое воображение зависит отмногих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития(присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальныхособенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов;оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степенисамореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента),и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растетпостепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытомвзрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своимитрадициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенкаопять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно,что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Ребенок живет вфантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенкапроще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности,тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведьэто все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессеразвития ребенка развивается и воображение. Каковы же этапы развитиявоображения у детей дошкольного возраста? Французский психолог Т. Рибопредставил основной закон развития воображения в трех стадиях:
— детство и отрочество – господствофантазии, игр, сказок, вымысла;
— юность – сочетание вымысла идеятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
— зрелость– подчинение воображенияуму интеллекту.
Воображение у ребенка начинаетразвиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает большеместа в его жизни.
В работах Выготского Л.С.раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского вчастности. Непреходящее значение имеют замечания учёного о том, что детскоевоображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтомунедостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаётложное впечатление его богатства. Л.С. Выготский также отмечал, что образывоображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опытачеловека (4). Поскольку опыт ребёнка мал, поэтому детское воображение беднее,чем у взрослого. В то же время он отмечал яркость, свежесть, эмоциональнуюнасыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктамсвоего воображения. Сравнивая детское воображение и воображение взрослых, онподчёркивал, что не только материал для образов у ребёнка беднее, но икачество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого.
Способность к воображениюне даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практическогоопыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Всовременной науке существует много исследований, посвящённых развитиювоображения в онтогенезе.
Основным предметомизучения являлись возрастные периоды развития воображения и те видыдеятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большогоэкспериментального материала, полученного разными специалистами приисследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:
1 этап (до 3 лет)
Предпосылками воображениявыступают представления, которые появляются на втором году жизни. Первыепоявления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребёнок начинаетдействовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Это первый этапв развитии воображения. Важную роль при этом оказывают многотекстностьиспользования слова и широта содержания контекста. Воображение существуетвнутри других процессов, в них закладывается его фундамент. Образы нечётки,неадекватны по содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтезпредставляет уподобление. Ребёнок воспринимает основные действия взрослого,преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядного данного, появляютсяречевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа«покажи как». Воображение носит пассивный, воссоздающий характер, ребёнок идётот действия к мысли.
2 этап (3 года) Происходитстановление словесных форм воображения. Анализ делается болеедифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образовпредставлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идётдетализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходитопредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано сосознанием ребёнком своего «я» и отделением себя от других людей. Воображениеуже становится самостоятельным процессом. Развивается способность идти от мыслик действию, воображение становится целенаправленным. Отсутствует замысел или онкрайне неустойчив, легко разрушается. А подчас замысел рождается только последействия. Ребёнок не планирует результат. До трех лет у детей воображениесуществует внутри других психических процессов, в них закладывается егофундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесьвоображение становится самостоятельным процессом.
3 этап (4-5 лет)
Ребёнок начинаетпланировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементысамостоятельного построения ролевой игры. Ребёнок уже может представитьсостояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий.Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны. Возникаетступенчатое планирование. У детей возрастают творческие проявления в деятельности,прежде всего в игре, ручном труде, пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечтыо будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями,вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особуюинтеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но ипредставления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных формвоображения, тесно связанных с развитием речи, мышления. Воображение остаётся восновном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильновзволновало, увлекло, поразило ребенка. В 4 – 5 лет ребенок начинаетпланировать, составлять в уме план предстоящих действий.
4 этап (6-7 лет) У ребёнка развиваетсяумение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение,необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит целостное планирование.Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует егореализацию и подбирает необходимые средства. В 6 – 7 лет воображение носитактивный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях,характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементытворчества. К этому возрасту уже должны появиться такие психическиеобразования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаряэтим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения –произвольное воображение.
Возрастает целенаправленность,устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоциональноокрашены. Присутствует творческая переработка представлений.
Таковы закономерности развитиявоображения детей, не имеющих какие-либо нарушения или отклонения в психическомразвитии. (3)
Воображение детей с общимнедоразвитием речи формируется по тем же общим законам психического развития,что и у нормально развивающихся детей. Тем не менее, имеются и специфическиеособенности, зависящие от причин и характера нарушения. Речь, являясь важнейшейпсихической функцией, способствует формированию остальных психическихпроцессов, в том числе и воображения. Недоразвитие речи, скудный словарныйзапас обедняют воссоздание предложенных картин и особенно тормозят созданиеновых образов. Но грубые искажения образов воображения при речевых дефектах нехарактерны.
1.3 Понятие техники в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность ребенка приобретаетхудожественно-творческий характер постепенно, в результате накопления,уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктомхудожественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Движения руки, направленные на выполнение рисунка, нерождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить.Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техникарисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки,определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иныхматериалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных,масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами иизобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: какпрямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом иинструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши ипр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко:как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детскомсаду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельностьхудожника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенкунеобходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решенииразличных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатленияот происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучениедетей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не радитехнического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок могвыразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое онзахочет». (16)
Если ребенок не владеет своей рукой, каждоеизобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесссоздания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом,пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш,кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача,решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильновоспринял способы действия в рисовании от взрослого.
В процессе целенаправленного обучения у детейвырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами иматериалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая являетсяодним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если детинеправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали,как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, вкулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. Икак результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.
Техническая сторона изобразительной деятельностиподчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цельопределяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумываязанятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета можетбыть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям иокружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае,если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждогоматериала (разумеется, в доступных пределах).
Обучение детей технике рисования, пониманию свойствразных материалов, их выразительных возможностей, формирование уменияиспользовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важнодля развития изобразительного творчества.

2. Методика работы по развитию творческого воображения детейсредствами нетрадиционных техник изображения
творчество изобразительный воображениенетрадиционный
2.1 Выбор нетрадиционных техникизображения для развития творческого воображения детей с общим недоразвитиемречи
На основе анализа методической литературы мы отметили,что педагоги рекомендуют в работе по развитию у детей дошкольного возрастатворческого воображения использовать следующие виды нетрадиционных техникизображения: монотипия, кляксография и задания по типу кляксографии, рисованиецветными нитками. Проведя анализ опыта работы дошкольного образовательногоучреждения № 85, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкамизобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения,такие как граттаж, печать от руки, рисование по сырой и мятой бумаге, рисованиецветной манкой, монотипия, рисование цветными нитками и кляксография. Избольшого арсенала видов нетрадиционных техник мы остановили свой выбор наследующих: монотипия, кляксография, рисование нитями. Выбор этих техник неслучаен:
— во-первых, они наиболее благоприятны для развитиятворческого воображения, так как их результат непредсказуем и индивидуален;
— во-вторых, они доступны в техническом отношениидетям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
— в–третьих, процесс выполнения изображения названнымитехниками увлекателен, интересен, связан с положительными эмоциональнымипереживаниями.
Краткая характеристика выбранных нетрадиционных техникизображения:
Одной из простейших графических техник считается монотипия.Благодаря этой технике оттиск живописного изображения приобретает специфическуюфактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, чтосообщает ему особую прелесть. Получается оттиск в зеркальном отображении.Всегда только один. Отсюда и название — монотипия (от греческих слов monos — один, единый и typos — отпечаток). Количество красок вмонотипии — любое.
Важно, чтобы рядом всегда был взрослый. Ведь можетвозникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе вслучае неудачи ребенок надолго потеряет к занятиям всякий интерес. Старайтесьпробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.
Так, на листке бумаги оставьте несколько довольнокрупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотносожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры (см. Приложение 1).Следующая техника — «кляксография» (по определению О.Белобрыкшиной). Начинатьработу рекомендуется с более простых заданий. Воспитатель заранее готовит листыс цветными кляксами. Форма цветных пятен сама по себе должна быть необычной,вызывающей у ребенка ассоциации, желание дополнить образ. Затем можнопредложить ребенку самому выполнить работу от начала и до конца. Сделать кляксуболее интересной и выразительной можно путем ее раздувания. Предложите ребенкупоставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подутьна каплю… Она побежит вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и сноваподуем. Можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Игры с кляксамипомогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение (см.Приложение 2). «Цветные нитки». Возьмите нитки длиной 25—30 см, окрасьте их вразные цвета, выложите — как захочется — на одной стороне сложенного пополамлиста. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг кдругу и разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожновыдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист. Полученное изображениеможно дорисовать до целостного образа, а можно соотнести его с каким-либо чувством,настроением (см. Приложение 3).
2.2 Серия занятий поразвитию творческого воображения детей
При подборе и организациизанятий мы опирались на следующие принципы:
1) свобода выбораребенком стимульного и изобразительного материала; 2) неограниченностьвременными рамками;
3) положительное принятиерезультата работы.
Рисование в технике“монотипия”.
«Волшебные звери».
Программные задачи: познакомить с монотипией, развиватьтворческое воображение, наблюдательность.
Материал: Монотипия для каждого ребёнка, фломастеры, пуговицы, разноцветныевырезки из журналов, клей ПВА, пластилин, иллюстрации животных из сказок.
Ход занятия:
Перед началом занятия рекомендуется подготовить выставку сиспользованием иллюстраций, фотографий, репродукций картин о животных. Здесьмогут быть выполненные аппликации животных.
Педагог: «У нас в гостях — животные. Одних Карандаш рисовал для сказок. Этосказочные животные. Других животных Карандаш сфотографировал на природе. Ивыглядят они совсем иначе. В сказках животные умеют разговаривать, наряжаться вкрасивые одежды, ходить на двух лапах. А в жизни животные не говорят, а издаютразные звуки. Какие (каждый из детей имитирует голос какого-либо животного, адругие угадывают). Животных можно нарисовать карандашом, мелками, красками. Потаким рисункам их легко узнать. Труднее обстоит дело, когда перед намиволшебный, таинственный зверь. Как может такой зверь называться? Например,Котозверь, или Барсокрыс. Придумайте и своих волшебных зверей. А помогут намкляксы». Перед началом работы взрослый вместе с ребёнком рассматриваетмонотипию и определяет, где может быть спрятано изображение зверя, какое оно.Силуэт можно обвести фломастером. Затем по контуру вырезать изображение.Дополнить его отдельными деталями, используя фломастеры, пуговицы, разноцветныевырезки из журналов. Закрепить на клей или пластилин.
В конце занятия можно предложить каждому ребенку рассказать освоем звере, как его зовут, какие у него повадки, что он любит делать…
«Во что превращаются кляксы?»
Программные задачи: Познакомить детей с техникой монотипии,последовательностью ее выполнения, развивать творческое воображение,наблюдательность.
Материал: глянцевая бумага для монотипии, гуашь семи цветов, кисти мягкие,кафельная плитка или оргстекло.
Зрительный ряд: монотипии с изображением разных узоров, силуэтов.
Ход занятия:
Педагог: «Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу — карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг надруга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены эти работы. (Детирассматривают и называют технику и материал исполнения картины – гуашевыекраски, тушь, бумага, карандаш и т.д.)
Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашупришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь этоКлякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешьрисовать?
— Я не только умею рисовать, — гордо ответила Клякса, — но иуже нарисовала одну из замечательных картин. Вот она. И клякса показала наизображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?
— В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научитьсярисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать”. На столе разложеныгуашь, кисть, вода, кафельная плитка или оргстекло. Воспитатель объясняетдетям, что нужно сделать:
1. Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.
2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнестиволшебные
слова: “Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?» 3.Движением руки открыть листок, на котором будет монотипия.
По окончании занятия детские работы рассматриваются,обсуждается, что ребенок увидел в полученном изображении, можно ли найти в немдругие образы.
“Кто спрятался в лесу”.
Программные задачи: учить детей составлению цветнойкомпозиции,
продолжать знакомить с монотипией, развивать воображение,связную речь.
Материал: монотипия для каждого ребёнка, вырезанные из черной бумаги силуэтыдеревьев, фигурки, напоминающие животных, пуговицы, клей ПВА, пластилин,составленная взрослым картина леса из перечисленных материалов.
Ход занятия:
Педагог: “Кляксы превратились в удивительные картины. Представим себе, что мыпопали в наши рисунки и оказались в волшебном лесу. Перед нами не простодеревья, а их чудесные превращения. По цвету и форме они скорее похожи нагигантские растения с причудливыми ветвями. (Дети рассказывают о своихработах.) Интересно путешествовать по вашим картинам, но вот что-то мелькнулосреди ветвей. Это обитатели сказочного леса. Кто они? Звери? Птицы? А как онивыглядят? А на кого они похожи? Помогите найти тех, кто спрятался в сказочномлесу”. Каждый ребёнок по собственному желанию выбирает одну из монотипий вкачестве фона. Из представленного материала нужно отобрать фигурки деревьев,растений, животных и составить из них композицию. Только когда будет составленокончательный вариант, можно приклеить все детали.
По окончании занятия детям предлагается рассказать осозданном ими лесе: какой он (светлый, дремучий, приветливый…), какие в немрастут деревья, обитают животные.
“Цветы из прошлого”.
Программные задачи:познакомить детей с исчезающими видами растений, занесенными в Красную книгу,развивать воображение и фантазию.
Материал: вариантымонотипий, ножницы, клей, кисти жесткие.
Зрительный ряд: открыткис изображениями цветов, цветы, составленные из разрезанной монотипии.
Ход занятия:
Педагог: ‘Как щедрохудожник-природа одарила цветы красками и формой! Какие они великолепные!Посмотрите на эти иллюстрации. Каждый цветок – произведение искусства. Узнаетецветы? Ландыши, колокольчики, анютины глазки, ромашки, розы… На земле огромноеколичество цветов. Но, к сожалению, некоторые из них исчезли навсегда. Разныетому причины: холод, мороз губят корни растений, человек вырубает леса, так чтоцветы там больше не растут. Особенно редкие виды цветов заносят в Красную книгуПрироды, чтобы человек бережней и внимательней относился к окружающему миру.
Многие цветы навсегдаисчезли, и теперь мы можем только догадываться, какими они были. Представитьэто нам помогут рисунки-кляксы. Рассмотрите их”.
Дети сами выбираютмонотипию, по которой будут составлять цветок. Для этого они должны вырезатьотдельные лепестки, веточки и листочки. После того, как будет продуманакомпозиция работы, детали закрепляются клеем.
В конце занятия детскиеработы можно собрать в одну общую Красную книгу Природы.
“Узоры на камнях”
Программные задачи: продолжать учить работать с монотипией,учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, ихмногообразие.
Материал: для фона используются монотипии (размер половина альбомного листа),фигурки из белой бумаги различной формы (круг, овал, волнистые линии), клей,кисти жесткие.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением драгоценных камней, ювелирныхизделий, бижутерии.
Ход занятия:
Педагог: “Художник-природа сама придумывает картины, подирая узоры
для украшения. Как прекрасен цветок или крыло бабочки!Безупречное сочетание линий, формы и цвета. А какой узор можно увидеть в камне?Приходилось ли вам задумываться над этим? Посмотрите на камни, которые принёсхудожник. Гранит — пёстрый, состоящий из мелких кружочков, квадратиков. Мрамор- Словно тягучие линии различной формы и цвета составляют его. А это уже полудрагоценный камень – агат. Если присмотреться внимательно, то можно увидетьнеобычный рисунок.
Дремучий лес, таинственные деревья. Такой камень используютдля украшений. Из него делают серьги и кольца. Представьте себя мастерами покамню, которым надо придумать узор”. Дети должны подобрать монотипию для своегокамня. Затем из отдельных фигурок белой бумаги составить узор и закрепить егоклеем.
В конце занятия можно устроить выставку драгоценных камней:пусть каждый ребенок придумает название своему камню, расскажет о нем (где егодобывают, какие у него есть особенности, какой характерен узор, какое украшениеиз него можно сделать).
Рисование в технике “кляксография”, задания по типукляксографии.
“Заколдованные фигуры”.
Программные задачи: развивать воображение детей, побуждатьустанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами иявлениями окружающей действительности, затем путём дорисовки этих форм получитьпредметную или сюжетную картинку, упражнять в свободном выборе изобразительныхматериалов. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, листы бумаги сизображением контуров геометрических фигур, нарисованных фломастером.
Ход занятия:
Педагог раскладывает листы бумаги с изображениемконтуров геометрических фигур на столе и рассказывает историю о том, как злойволшебник заколдовал предметы: например, от чудесного домика, который стоял наопушке красивого леса, остался лишь маленький треугольник, и т. п.
Получив согласие детей “расколдовать” картинки,педагог предлагает каждому выбрать ту, при работе с которой он сможетсправиться с “колдовскими чарами” и восстановить те предметы, которые былизаколдованы.
Дети по-разному реагируют на геометрические формы. Воображениеодних детей будит круг (ассоциируется с часами, мячом, капустой, тарелкой). Длядругих ближе треугольник (крыша дома, собачья будка, шапочка и т.д.). Третьих привлекаетовал (яйцо, камень, картофель). Поэтому необходимо предоставить детямвозможность свободного выбора формы. В конце занятия, когда все картинки будутрасколдованы, можно устроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенокрассказывает о чудесах, которые он совершил (расколдовал дом, лес и т. п.).
“Расколдуем фигуры”.
Программные задачи: развивать воображение детей,побуждать их устанавливать сходство между разными геометрическими формами ипредметами и путем дорисовки получать цельное изображение.
Материал: листы бумаги с наклеенными на нихгеометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитры, значки из картона накаждого ребенка.
Ход занятия:
На столе раскладываются все листы с наклеенными на нихгеометрическими формами. Затем педагог рассказывает о том, “что злой волшебникпошел на новую хитрость и заколдовал различные предметы в цветныегеометрические формы”. Теперь стало гораздо труднее что-либо распознать в них.Но он надеется, что и сейчас дети не растеряются и «расколдуют» предметы,дорисовав их. Благодаря этому по их картинкам всем сразу станет понятно, какиепредметы были «заколдованы». Затем педагог предоставляет возможность каждомуребенку на основе возникших у него ассоциаций выбрать листок с теми или инымигеометрическими формами и дорисовать их до получения предметной или сюжетнойкартинки. В конце занятия каждый ребенок награждается значком «Волшебник IIстепени».
“Волшебные картинки“.
Программные задачи: продолжать формировать умения, связанныес художественно-образным отражением предметов и явлений окружающейдействительности, побуждать устанавливать сходство между кусочками тканиабстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостноеизображение, стремиться к передаче цветовых оттенков.
Материал: цветные карандаши, листы бумаги с наклееннымикусочками ткани абстрактной формы.
Ход занятия:
Педагог напоминает о прошлых успехах детей в расколдовываниикартинок и предлагает юным волшебникам выполнить новое, очень трудное задание –рассмотреть все листы с кусочками ткани, выбрать тот, в котором каждый узнаеткакой-либо предмет и расколдовать его, дорисовав полностью.
После того, как все выполнят задание, педагог обращаетвнимание на цветовое решение картинки в зависимости от освещения. Если ребенокизобразил солнышко, то цвет всех переданных предметов должен стать ярче,выразительнее, т.е. надо к основному тону добавить светлый оттенок. При этом неследует перерисовывать картину, а просто к одному, например, зеленому цветутравы добавить светлый оттенок того же цвета. Если на картине изображенпасмурный день, то к основному цвету мы добавляем темный оттенок. По окончанииработы педагог предлагает детям украсить свои работы красивыми рамками. Дляэтого рисунки наклеиваются на лист бумаги большего формата или к основномулисту приклеиваются полоски бумаги.
В конце занятия, когда все картинки будут расколдованы, можноустроить презентацию добрых волшебников. Каждый ребенок рассказывает о чудесах,которые он совершил (расколдовал дом, лес и т.п.).
“Сегодня мы — волшебники”.
Программные задачи: познакомить с кляксографией, развиватьтворческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы впятне.
Материал: бумага, тушь, акварель, беличьи кисти, фломастеры.
Ход занятия:
Педагог: “Сегодня мы поиграем в волшебников – добрых, умных ивеселых. Представьте, что все вокруг нас необыкновенное. Вот окошко, оно тожеволшебное. А за окном проплывают волшебные облака. Они, наверное, плывут изодной сказки в другую. Проплывают облака, похожие на корабли и воздушные шары,на драконов и динозавров, на русалок и рыб, на слонов и бегемотов. Пока мы –волшебники, давайте сделаем кусочек волшебного окошка.
Лист бумаги смачивается с помощью кисти или ватного тампона.Нужно дать бумаге чуть-чуть подсохнуть, иначе краска сильно растечется. Затем спомощью кисточки нужно капнуть краской на бумагу. Капли растекаются в однояркое “колючее” пятно. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматриваетпятно и беседует с ними о том, что получилось.
— Кто спрятался в кляксе, которая у меня получилась?
В кляксе можно найти нос, дать выглянуть глазкам-бусинкам,короткие лапки можно дорисовать фломастером. В результате получился ежик. Впятне можно поискать и хитрую лису, и зайца, и любопытную ворону. На сырой листможно капнуть и немного черной туши. Теперь стоит только приглядеться кпушистому черному клубочку, на которое стало похоже ”разлохматившееся” пятнотуши, пририсовать ему остренькие ушки, усики, хвостик – вот и спит черныйкотенок. Можно колдовать и на сухом листе бумаги: накапать несколько цветныхпятнышек акварельными красками, сложить лист пополам, а затем разложить его.Получившееся пятно будет напоминать крылья бабочки или жука. Нужно толькодорисовать к ним глазки, усики или ножки. Можно попробовать осторожно капнутьна бумагу тушь или жидкую краску и покатать каплю по листу. Пятно тут же“вытянет” рожки или ножки.
— Вот ручеек краски убежал в угол листа, словно жираф вытянулшею. А вот вытянулся во весь рост длинноногий страус…
Давайте посмотрим через наши волшебные окошки: кого или чтовы видите? Из какой сказки могли прийти к нам эти герои?”
“Животные, которых я сампридумал”. Программные задачи: учить самостоятельно выбирать способизображения, художественную технику выполнения рисунка, развивать творческоевоображение при выборе содержания работы.
Материал: черная илицветная тушь в мисочке, белый лист (20х20 см), простой карандаш, гуашь, кисть,восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разнымитехниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования.
Ход занятия:
Педагог рассказываетсказку об ожившей кляксе, сопровождая повествование своими рисунками: “Однаждынеаккуратная девочка Катя поставила в своей тетрадке кляксу, вот такую(рисует). Расстроилась Катя, уже хотела заплакать, вдруг видит – чудеса да итолько – у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке:“Не удивляйся, все мы, кляксы, живые. На самом деле я сказочное существо,животное”. У кляксы появились лапки, хвост (рисует). “Мы живем в волшебнойстране, а еще там живут ладошки” – сказала клякса.
— Ладошки? – удивиласьКатя.
— Да. Обведи своюладошку, и она оживет! (показывает). А теперь дорисуем ей ножки (рисует).Видишь, как нас много, необычных животных!- Ой, как здорово! Я так хочу попастьв вашу страну, только как это сделать?- спросила Катя.
— А ты нарисуй нас, и мывсегда будем с тобой! – ответила Кате клякса и пропала”.
Дети рассматриваютпедагогические эскизы животных, вместе с педагогом обсуждают, каким изпредложенных способов каких животных лучше рисовать. Воспитатель объясняет, чтовыбранным способом надо создать животное, не похожее на представленных наэскизах. На время выполнения рисунка педагогические эскизы убираются. Комбинированиеобразов знакомых животных приводит к фантазийным образам. Среди них выбираетсясамое необычное, самое добродушное, самое веселое существо и т.д. У детейвыясняется, какая техника помогла им фантазировать на бумаге.
Рисование в технике“цветные нитки”.
“Морозные узоры”.
Программные задачи: познакомитьдетей с ассоциативной связью цвета и времени года, познакомить с техникой“рисование нитками”.
Материал: простые нитки №10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость дляиспользованных ниток.
Ход занятия: Педагог: “Каждоевремя года по-своему прекрасно. Весна – это пробуждение природы, времяпоявления молодых листочков и пения птиц. Лето – это яркие краски и солнечноетепло. Осень – богатство оттенков от огненно-красного до золотисто-желтого. Ачем может порадовать нас зима, как вы думаете? Одна из прекрасных тайн зимы –это волшебные узоры на окнах. Фантазия мороза безгранична, и вот, он рисует настеклах неведомые леса, им самим придуманных животных, загадочные растения…Рисунки мороза никогда не повторяются. Сегодня мы тоже попробуем составитьзимний узор. А чтобы он получился таким же необычным и неповторимым, мы будемсоздавать свой узор с помощью ниточек. У каждого времени года есть свойхарактерный цвет. Посмотрите на палитру и скажите, какие цвета помогут нам показать,что это зимние узоры? Представьте себе, что вы сейчас в зимнем лесу. Холод.Озноб. Какие цвета подошли бы для этого случая? (синий, голубой, фиолетовый).Перед работой сложим лист бумаги пополам. Выберите, каким зимним цветом выбудете составлять узор. Чтобы рисунок получился более загадочным, можноокрасить нитку в несколько цветов. Теперь кладем нитку на одну половину чистоголиста так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы захотите выложитьнитку, пусть вам подскажет фантазия. Прикроем сверху другой половиной листа.Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаем нитку. Интересно, что за рисунок настекле у нас получился? Давайте подумаем ”.
Дети дают названиеузорам, называют увиденные образы. “Посмотрите, а ведь у нас получилось ни чутьне хуже, чем у самой зимы! В наших узорах есть и дремучие леса, и светлыезаснеженные полянки, а вот и загадочный зимний цветок… ”
“Цветные сны”
Программные задачи:продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображениедетей.
Материал: простые нитки №10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость дляиспользованных ниток.
Ход занятия:
Педагог: “Все мы видимсны. Конечно, они у всех разные, но всегда необычные и волшебные. Яркий,красочный сон создаст хорошее настроение на весь день. Ну, а если сон приснилсястрашный, наутро о нем останется лишь воспоминание. Иногда нам снится целыйфильм или мультфильм. Такой сон мы можем легко изобразить на бумаге. Но иногдаприснятся лишь цветные узоры, вспышки, что-то волшебное, радостное. Хочетсяоставить воспоминание об этом сне, но только как? В этом нам помогут волшебныениточки. Посмотрите на палитру и подумайте, какие цвета помогут нам изобразитьтеплый, солнечный, а какие – снежный, зимний сон. Перед работой сложим листбумаги пополам. Выберите, каким цветом вы будете составлять узор. Чтобы рисунокполучился более загадочным, можно окрасить нитку в несколько цветов. Теперькладем нитку на одну половину чистого листа так, чтобы один конец оставалсясвободным. Как вы захотите выложить нитку, пусть вам подскажет фантазия.Прикроем сверху другой половиной листа. Аккуратно прижимая лист ладонью,вынимаем нитку. Попробуем разгадать, что же нам приснилось”.
Дети называют увиденные вполученном изображении образы или говорят, с каким настроением ассоциируетсярисунок. Дают название своей работе.
“Теперь мы знаем, какможно сохранить понравившийся сон и хорошее настроение”.
“О чем рассказаланиточка”
Программные задачи:продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать творческоевоображение.
Материал: простые нитки №10, гуашь разных цветов, Бумага для рисования, розетки для краски, емкость дляиспользованных ниток.
Ход занятия:
Педагог: “Сегодня к нам вгости пришла волшебная ниточка. Она очень рада всех вас видеть и хочетподелиться историей, которая с ней произошла, но так волнуется, что ничего неможет сказать. Ниточка, но ведь нам очень интересно послушать про твоиприключения! Что же делать, ребята? (Педагог выслушивает предложения детей)Ниточка не может рассказать нам свою историю словами, но ведь она можетнарисовать ее. Главное, ей не мешать. Подготовим для ее рисунка лист бумаги,сложим его пополам. Теперь подумайте, каким цветом будет у вас рисоватьниточка. А может, в ее рассказе будет несколько цветов. Теперь кладем нитку наодну половину чистого листа так, чтобы один конец оставался свободным. Как вы выложитенитку, пусть вам она сама подскажет. Прикроем сверху другой половиной листа,чтобы не отвлекать нашу гостью. Аккуратно прижимая лист ладонью, вынимаемнитку… О чем тебе рассказала ниточка?”
По окончании занятия детипо цепочке составляют рассказ о приключениях ниточки, опираясь на увиденные всвоей работе образы.
“Загадочный лес”
Программные задачи:продолжать учить работать в технике “рисование нитками”, развивать воображениедетей.
Материал: простые нитки №10, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость дляиспользованных ниток, фломастеры.
Ход занятия:
Педагог: “Сегодня ниточкапоможет нам создать свой необычный лес. Представьте себе, какой лес вы хотитенарисовать. Это может быть и ясная солнечная полянка, и дремучий темный лес, вкотором никогда не бывал человек. А может, вы захотите показать в своем рисункекартину зимнего леса… Подумайте, какие цвета помогут вам изобразить такой лес.Почему именно такие цвета вы выбрали для своего рисунка? (для солнечной, яркойкартины лучше взять теплые цвета, для изображения зимнего или дремучего леса –холодные). Чтобы нарисовать густой лес, можно выложить на листе ниточку несколькораз.
Лес не может быть безжителей. Давайте подумаем, каких животных мы можем в нем поселить. Это могутбыть и хорошо знакомые нам звери наших лесов, и гости из дальних стран, иволшебные жители сказок. С помощью фломастеров поселите этих животных в своемлесу.
Составь рассказ о томлесе, который у тебя получился: какой это лес, какие в нем можно увидетьрастения, каких можно встретить животных. Почему ты захотел нарисовать именнотакой лес, чем он тебе нравится…”
2.3 Анализ апробации занятийпо развитию творческого воображения
Из рассмотренной вышесистемы занятий некоторые были апробированы в период преддипломной практики.
Рисование в технике“кляксография”. Для работы детям был предоставлен готовый стимульный материал,так как дети негативно отнеслись к предложению самим нарисовать кляксы. Детисами выбирали стимульный материал из предложенного (заготовки абстрактной формыиз пластилина, кусочков ткани, нарисованные краской). Из предложенногоизобразительного материала для выполнения задания все дети выбрали фломастеры,мотивируя свой выбор тем, что они более яркие, чем карандаши, и ими легчерисовать, чем красками.
Большинство работ неотличаются оригинальностью, к образу дети добавляли лишь наиболее существенныедетали, но в тоже время большое внимание уделяли созданию сюжета рисунка. Сзаданием самостоятельно справились все дети, не только дорисовав пятно доопределенного образа, но и, добавляя новые образы, представив в рисункахразвернутую предметную среду.
Рисование в технике“монотипия”. Дети сами справились с техникой выполнения монотипии. ЛопановаДаша выполняла работу ею же предложенным способом – сочетая ее с техникой“кляксография”: разбрызгивая цветные пятна краски по обеим половинкам листа изатем складывая их. Вторая часть работы вызвала больше затруднений: дети моглидать название своим рисункам, сказать, какой образ они в нем видят, нодорисовывать либо отказывались, либо приступали к работе только послеобсуждения с педагогом того, что они хотят изобразить.
“Рисование цветными нитками”.Данная техника рисования вызвала у детей положительные эмоции, желание работатьв этой технике. Дать название своей работе и дорисовать до целостного образасмог лишь один ребенок. Несмотря на это, данная техника полезна в работе сдетьми как психотерапевтическое средство.
Таким образом, все предложенные нетрадиционные техники вызвалиинтерес у детей, положительное отношение к ним, однако приступали к выполнениюзадания только после беседы с воспитателем, на первых занятиях чувствовали себянеуверенно, образы создавались однотипные. На последующих занятиях дети быстреевключались в деятельность, проявляли больше самостоятельности, прирассматривании заданных форм предлагали варианты образов. Это свидетельствует отом, что данную работу необходимо проводить в системе.

Заключение
В результате проведенного исследования нами было выявлено,что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительноевлияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики,формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительноевосприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник натворческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том,что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляютребенку условия для расширения способов изображения. В работе были решеныпоставленные задачи:
1) была подобрана и изучена психолого-педагогическаялитература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам посвящено многолитературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их вработе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения вразвитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.
2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники –несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садовнетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидетьприменение монотипии и кляксографии в работе с детьми.
3) Сделана подборка и частичная апробация занятий сиспользованием нетрадиционных техник изображения как одного из средств развитиятворческого воображения детей.
Данная методика активизирует деятельность воображения,выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случаефигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники,обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам,дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется всоздании разнообразных рисунков у детей.
Мы считаем не только возможным, но и необходимымиспользование подобных заданий педагогами и родителями, так как заданиясохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций,при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал,творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления,навязывания чужого мнения. Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы,развивается индивидуальность, автономность. Подобные творческие задания можноиспользовать не только в работе с дошкольниками, но и с детьми младшего,среднего и старшего дошкольного возраста. Так же вышеописанные полезны и длявзрослых людей, так как они не только активизируют работу воображения, но иоказывают психотерапевтическое воздействие.

Список используемых источников
1. Афанасьева С. Написать душукрасотой // Дошкольное воспитание. – 1996 — №8
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать// Обруч — 1997 — №5
3. Боровик О. В. Развитие воображения.– М., 2000
4. Выготский Л. С. Воображение итворчество в детском возрасте.- СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия сдошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000
6. Григорьева Г. Г. Изобразительнаядеятельность дошкольников. – М., 1997
7. Григорьева Г. Г. Развитиедошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000
8.Громов Е. С. Природахудожественного творчества. – М., 1986
9. Гусакова М. Материалы иоборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание — 1995 — №2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение ктворчеству.- СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение ктворчеству // Дошкольное воспитание – 1999 — № 1
12. Ильина А. Рисованиенетрадиционными способами //Дошкольное воспитание — 2004 — №2
13. Колобова Л. Путешествие по странеРисовандии // Дошкольное воспитание — 1994 — №4
14. Комарова Т. С. Зарубежныепедагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 — №12
15. Комарова Т. С. Изобразительнаядеятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990
16. Комарова Т. С. Обучение детейтехническим навыкам и умениям //
37 Дошкольное воспитание – 1991 — № 2
17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б.Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительнойдеятельностью детей. — М., 1987
18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенкеволшебника.- М., 1996
19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник:новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание — 1995 — №9-10
20. Лебедева Е. Н. Использованиенетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольниковс задержкой психического развития. – М., 2004
21. Мелик-Пашаев А. А., НовлянскаяЗ. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995
22. Поддъяков Н. Н. Новый подход кразвитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии – 1990 — №1
23.Рисование с детьми дошкольноговозраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред.Казаковой Р. Г. – М., 2004
24. Розова С. Чудесный мир красок //Ребенок в детском саду -2002 — №3-7
25. Романова Р. Чем мы только нерисуем! // Дошкольное образование – 2000 — №3-4
26. Синельников В. Исследованиявоображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии //Дошкольное воспитание — 1993 — №10
27. Художественное творчество иребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972
28. Шклярова М. Рисуйте внетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 — № 11
29. ЮрковаН. Нет ошибок в рисовании // Обруч — 1993 — №2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам
Реферат Основні аспекти аналізу демократії
Реферат Мутации и новые гены. Можно ли утверждать, что они служат материалом макроэволюции?
Реферат Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание
Реферат Milton Friedman Essay Research Paper Dr Friedman
Реферат Стресс и беспокойство
Реферат Основи державного права Великобританії
Реферат Экспертное исследование результатов инвентаризации
Реферат Отделочные работы
Реферат Основи теорії права
Реферат Основные положения наследственного права
Реферат Основные операции с недвижимостью
Реферат Основные понятия и функции государства и права
Реферат Современный российский иммигрант - психология и философия отторгнутого социума
Реферат Основные начала деятельности прокуратуры. Цели прокурорского надзора