Реферат по предмету "Педагогика"


Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий

Новые формыобучения иностранному языку в эпоху информационных технологий
Всем хорошоизвестна роль иностранного языка в мире современного человека. Многиеспециалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристскойдеятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своемнезнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установлениемеждународных контактов, и проведение конференций, съездов, семинаров и простоотдых с поездкой за границу – везде необходимо знание иностранного языка.
В 18 столетииобщество определяло приоритет французского языка. Далее, во времена второйМировой войны возникла потребность в изучении немецкого языка. В наше времяпревалирующим стал английский язык, огромная роль, которого, очевидна. Весьнаучный мир общается, в основном, на этом языке. 75% мировой почты и 60%телефонных разговоров в мире осуществляется на английском языке.
Однако, какэто ни парадоксально, преподаватель вуза часто сталкивается с проблемойнезнания данного предмета или очень слабой подготовкой студентов, хотя в нашейстране дети учат иностранный язык едва ли ни с детского сада. В чем же причинатакого низкого уровня знаний?
Это можнообъяснить рядом факторов, в числе которых:
– студентсчитает, что ему не нужен иностранный язык в вузе (согласно его специальности);
– устудента сложился устойчивый «иммунитет» – «Я изучал английский много лет(многие 10 лет) и ничему не научился, не научусь и в вузе»;
– естьстуденты, которые требуют от преподавателя совершенно иного, нежели требует отнего образовательная программа, предусмотренная данным факультетом иликафедрой;
– недостаточноеколичество часов, отведенных на дисциплину (в старших классахобщеобразовательных школ); и пр.
Таким образом,напрашивается вывод – существующая форма обучения иностранному языку неспособствует мотивации, следовательно, необходимо применить принцип новизны.
Ни для когоне секрет, что преподаватель российского вуза до сих пор пользуется на своемзанятии мелом, доской и тряпкой. Сколько времени ему требуется для того, чтобыначертить таблицу (!), написать ряд предложений мелом на доске и пр. А какойвнешний вид у этого преподавателя, когда он простоит у доски весь рабочийдень?! Наверняка, все согласны с мнением, что это не только не эстетично, но иотнимает огромное количество времени, которого так всегда не хватает.
Традиционныепедагогические технологии не обеспечивают полного усвоения быстро возрастающегообъема знаний, обновление учебного материала не успевает за современным потокоминформации.
К сожалению,есть преподаватели иностранного языка, которые под видом педагогическойдеятельности понимают только чтение студентами громоздких, сложных текстов снеизвестной для них грамматикой и терминологией, после чего, как правило,следует ряд традиционных вопросов и ответов на них. Этот стереотип иногдаоказывается очень устойчивым и свидетельствует о неготовности данного преподавателяк переходу на иную (совершенно новую) форму обучения.
Необходимосломать данный стереотип и предложить новые программы, основанные нанетрадиционном изучении иностранного языка.
Для повышенияэффективности учебного процесса необходимо использовать новые образовательныетехнологии и, тем самым, активизировать познавательную мотивацию студента.
Достоинствасовременных информационных сетей и возможности использования электронных формучебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя быоднажды, понимает, как это удобно и эффективно. Компьютерные технологиипозволяют создать удивительный мир знаний, доступный каждому.
Такая формаподачи информации имеет большое преимущество перед традиционными методами, втом числе:
– графическаяформа подачи, которая хорошо усваивается специалистами разного профиля,особенно специалистами технических и естественных наук;
– использованиеэлектронных карт, ландшафтов и пр.;
– применениемультимедиа обучающих программ, что, несомненно, влечет за собой повышениеэффективности образовательной программы;
– применениевозможностей сетевых технологий и извлечение информации из электронной сети;
– колоссальнаяэкономия времени;
При разработкекомпьютерного курса следует учитывать, что речь идет не просто о переложениитипографских текстов в электронный вид, а о создании совершенно новыхдидактических средств, основанных на (или с использованием) мультимедиа.
Компьютерныйкурс позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться имграмотно. Такой курс является средством комплексного воздействия на обучаемого,т. к. в нем сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная,тренажерная и контролирующая части. Здесь же могут присутствовать игровыекомпоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала.
Успех взначительной степени зависит от того, насколько грамотно методическиорганизован материал, где часть занятий можно реализовать с помощью мультимедиакурсов (ММК), а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующейсистемы.
В качествепримера можно привести удобные как в создании, так и в использованииэлектронные презентации. Электронные презентации – это своеобразныелекции и практические занятия, выполненные в программе Microsoft POWER POINT с использованием аудио,графики и анимации. Наряду с этими эффектами можно включать элементыоцифрованных видеофильмов и т.п.
Это лишьмалые возможности одного из электронных курсов, которые помогают преподавателюпо-новому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса сприменением компьютерных технологий.
Студенты,обучающиеся с применением подобных электронных курсов, получают возможностьделать электронные записи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Этоможно осуществить при помощи CD или дискеты (и пр.), с целью подробногорассмотрения и изучения полученного на занятии материала (для имеющих домакомпьютер).
Следовательно,необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся. Студент долженуметь работать в определенной программе, владеть навыками работы с клавиатурой,осуществлять запуск программы и выход из нее, а так же, уметь записать файл.Должен быть готов, по возможности, к работе в сети Internet, а так же уметь пользоватьсяустройствами CD и DVD-ROM. Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения,что, безусловно, не скажется на качестве успеваемости студента.
Целесообразнобыло бы предусмотреть, по возможности, специальные вводные занятия по основампользования персональным компьютером и работе в сети Internet. Преподаватель сам можеторганизовать такие занятия в начале курса, возможны и другие приемлемыеварианты.
Следуетотметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов,т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательнаяподготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза копределенной цветовой гамме, тщательный подбор шрифтов (например, заголовки 40–44,основной текст 32–38) и количества знаков в одном слайде. Более того,компьютерный курс не должен быть основным, а лишь вспомогательным средством восуществлении учебного процесса. Поэтому, одно из главных условий состоитименно в подаче информации (материала).
Материал,основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обученияперестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, которыйспособствует максимальному проявлению творческих возможностей и создаетпредпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.
Как былосказано выше, электронный курс нельзя делать аналогично традиционному учебнику.По каждому курсу должно быть описание, содержащее основные сведения о предметекурса, его авторе и программе, в которой указаны основные разделы (темы) курса,(примерные) сроки, отводимые на их изучение, а по возможности и характерзаданий для того или иного раздела (темы) (домашние задания, промежуточныеконтрольные точки, тесты по темам). Важно в начале каждого отдельного занятияпредставлять структуру урока (темы, раздела), для того, чтобы студент видел,где (в каком разделе) он находится в текущий момент. Для осуществления этойзадачи, материал желательно построить на основе гипертекстовой структуры, чтоускоряет поиск информации.
Сегодня оченьважно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса. Факультетдолжен иметь в своем распоряжении (хотя бы) несколько компьютерных классов(аудиторий), чтобы студенты могли проводить здесь, по меньшей мере, 1–2 часа внеделю.
На первыйплан нужно ставить не только внедрение необходимой техники, а уделить вниманиеподготовке кадров на должном уровне, поскольку одной из основных трудностейявляется разработка таких учебно-методических материалов. Более того, кромепрофессиональных знаний преподаватель должен хорошо владеть современнымиинформационными технологиями, разбираться в вопросах, лежащих зачастую вне егопрофессиональной деятельности. Это требует большой самостоятельной работыпреподавателя, поэтому целесообразно осуществлять данные проекты творческимколлективом, а не одним человеком.
Для решения задачиподготовки кадров Институтом Дистанционного образования (ИДО) при ТГУосуществляется организация семинаров и курсов повышения квалификации спривлечением специалистов из разных областей знаний.
Необходимоучитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложитсяна преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенномупредмету, но и организатором всего учебного процесса на новом этапе в целом. Внедрениекомпьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровеньпередачи информации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.