Реферат по предмету "Педагогика"


Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах

--PAGE_BREAK--Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны» (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
План-конспект урока Урок русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастие» с применением компьютерного программно-методического комплекса Форма: интегрированный урок с применением компьютерного программно-методического комплекса по русскому языку.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
·                     Обучающие:
·                     обучение определению затруднений и выбору коррекционных упражнений;
·                     отработка навыка применений алгоритмов с использованием современных технологий;
·                     проверка качества усвоения учащимися данной темы.
·                     Развивающие:
·                     создать мотивационную основу для изучения русского языка;
·                     развитие мышления.
·                     Воспитательные:
·                     воспитание культуры интеллектуального труда;
·                     воспитание интереса к русскому языку и информатике;
·                     патриотическое воспитание.
·                     Учебные:
·                     обобщить и расширить знания;
·                     проверить усвоение материала при использовании компьютерного программно-методического комплекса по русскому языку.
·                     формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.
Оборудование:
·                     алгоритмы;
·                     компьютерный программно-методический комплекс по русскому языку;
·                     раздаточный материал для коррекции;
·                     лист контроля качества знаний.
Ход урока
I. Вступительное слово
Друзья, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы, и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.
II. Контроль знаний.
1. Определение задачи урока.
Прочитайте четверостишье:
Холмы, вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая,
О том и молчат, что совсем не простая,
Совсем не простая планета моя.
Обратите внимание на подчёркнутые слова. Чем они отличаются? От каких глаголов образованы? Какая это часть речи? Сегодня у нас урок контроля знаний. Какие задачи поставите вы перед собой?
Кроме того мы научимся сами определять свои затруднения и использовать алгоритмы для их устранения. С этой целью мы видим на каждом компьютерном столе набор алгоритмов. Использованные алгоритмы попрошу отложить в сторону, они помогут вам подобрать коррекционные упражнения.
Поскольку в нашем распоряжении недостаточное количество компьютеров, мы разделились на две группы. Первая группа в течение 15 минут выполняет тестирование на компьютере, а вторая группа – письменно.
Сидящие за компьютером входят в программу, отвечают на 10 вопросов. Если нет ни одной ошибки, то можете продолжать. Если ошибки есть, после десятого вопроса делаете работу над ошибками, используя алгоритмы. Через 15 минут вносите результат в оценочный лист.
Работающие за столом.
·                     1. Дополните поздравление с Днём независимости, включив в него деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу, поставьте оценки в оценочный лист, лучшее прочитайте вслух.
·                     2. Перед вами листы с тестами. Минимально вы должны успеть ответить на 10 вопросов за оставшееся время.
·                     2. Учащиеся выполняют тестирование на компьютере и письменно. Учитель по истечении 15 минут собирает листы с письменными работами.
·                     3. Физминутка.
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
1
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. то же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.
Упражнение для глаз при работе с компьютером.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 -5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.
4. Группы меняются местами и выполняют задания.
Первая группа работает на компьютерах.
Задания для второй группы.
·                     1. Дорисуйте картину зимнего утра, добавив деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу. Поставьте оценки. Лучшее прочитайте вслух.
·                     2. Выполнение тестирования.
5. Через 15 минут выставляются баллы в оценочный лист сидящими за компьютером.
III. Итоги урока.
1. Рефлексия.
Сейчас настал момент подвести итоги урока. Перед вами карточки двух цветов – красный – да, синий – нет.
Понравился ли вам урок?
Понравилось ли мне, как я сегодня работал?
2. За работу на компьютере вы получили сегодня следующие оценки. На следующем уроке вы узнаете ваши общие отметки в пятибалльной и рейтинговой системе.
3. Ваше домашнее задание. Выберите себе карточки, соответствующие отложенным вами алгоритмам и выполните в рабочей тетради.
Тесты по теме «Деепричастие».
1. Что обозначает деепричастие как особая форма глагола?
·                     1) признак предмета по действию;
·                     2) действие предмета;
·                     3) добавочное действие при основном, выраженном глаголом.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
·                     1) что делает?
·                     2) что делать?
·                     3) что делая?
·                     4) что сделав?
·                     5) что делай?
3. Найти суффиксы деепричастий:
·                     1) – нн -, – енн-, – т –;
·                     2) – ущ-, – ющ-, – ащ-, – ящ –;
·                     3) – а, – я, – в, – ши, – вши.
4. Среди данных слов найди деепричастия:
·                     1) прыгаю;
·                     2) прыгающий;
·                     3) прыгая;
·                     4) подпрыгнув;
·                     5) прыгнувший;
5. Найти верные суждения:
·                     1. Деепричастие и глагол отвечают на одни и те же вопросы.
·                     2. Деепричастие не изменяется.
·                     3) Деепричастия могут быть совершенного и несовершенного вида.
·                     4) НЕ с деепричастиями пишется так же, как и НЕ с глаголами.
6. Найти слитное написание НЕ:
·                     1) (не) замеченные учителем ошибки;
·                     2) (не) замеченные пропуски;
·                     3) (не) заметил помарку;
·                     4) (не) заметив паутины;
·                     5) искренне (не) доумевал.
7. При написании каких глагольных форм необходимо знать суффикс неопределённой формы?
·                     1) выслуш…в;
·                     2) увид…вший;
·                     3) уважа…мый;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                     4) потер…ный;
·                     5) люб…щий.
8. Найти слова, в которых пишется И:
·                     1) постро…в;
·                     2) закле…в;
·                     3) обид…вшись;
·                     4) законч…вшись;
·                     5) раста…л.
9. Найти слова, в которых пишется Е:
·                     1) увид…в;
·                     2) усво…ли;
·                     3) услыш…нный;
·                     4) возненавид…вший;
·                     5) раска…вшись.
10. Найти слова, в которых пишется Я:
·                     1) зате…в;
·                     2) кле…ть;
·                     3) нянч…вший;
·                     4) рассе…в;
·                     5) измер…ли.
Дополнительные вопросы.
11. Что называется деепричастным оборотом?
·                     1) деепричастие с зависимыми от него словами;
·                     2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.
12. Найти предложения с деепричастными оборотами (знаки препинания не расставлены):
·                     1. Нет ни одного человека не знающего берёзы.
·                     2. Нельзя пройти мимо берёзы не заметив её.
·                     3. Удивительна берёза осенью когда она украшена золотыми монетками.
·                     4. Я прижимаюсь к стволу и чувствую его живое тепло.
·                     5. Прощаясь я ухожу из леса отдохнувшим и умиротворённым.
13. При каких условиях обособляется деепричастный оборот?
·                     1) независимо от места в предложении;
·                     2) если стоит перед словом, к которому относится;
·                     3) если стоит после слова, к которому относится.
14. Указать, каким цифрам соответствует первое и последнее слово деепричастного оборота в предложении (знаки препинания не расставлены):
Пыль (1) увлекая (2) за собой (3) солому (4) поднялась (5) столбом (6) к небу (7).
15. Найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки:
·                     1. Пуля визжа и свистя пролетела над головой.
·                     2. Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.
·                     3. Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.
·                     4. Я осторожно спустился к ручью, и набрав воды в котелок внимательно осмотрелся.
16. Найти слова, соответствующие схеме:
·                     1) затихнув;
·                     2) отбросил;
·                     3) измеривший;
·                     4) выслушивая.
17. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении деепричастий?
·                     1. Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
·                     2. Выполняя это задание, не забудьте обратиться к словарю.
·                     3. Замедляя ход, к станции подошел поезд.
·                     4. Выйдя на балкон, кругом открылся чудесный вид.
18. Найти слова с ударением на 2-м слоге:
·                     1) заняв;
·                     2) начав;
·                     3) начал;
·                     4) приняв.
Приложение.
Карточка №1.
____________________, желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________, быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.
Карточка №2
Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________. Снег заискрился, ____________________. Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________. _____________, я представляю себя в зимней сказке.
Алгоритмы.
Определение вида деепричастия.
·                     1. Задай к деепричастию вопрос.
·                     2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? – это деепричастие несовершенного вида.
·                     3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? – это деепричастие совершенного вида.
Как найти деепричастный оборот.
·                     1. Найдите деепричастие по вопросу.(Что делая? Что сделав?)
·                     2. От деепричастия попытайтесь задать вопрос к другим словам.
·                     3. Если такие слова имеются – причастный оборот есть.
·                     4. Если таких слов нет – нет и причастного оборота.
Как образовать деепричастие от глагола.
·                     1. Задайте вопрос к глаголу.
·                     2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
А) Поставьте глагол в настоящее время (что делают?).
Б) Отбросьте окончание (-ут, – ют, – ат, – ят).
В) Добавьте суффикс – а- или – я –.
3. Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
А) отбросьте суффикс неопределённой формы (-ть, – чь, – ти)
Б) добавьте один из суффиксов – В, – ВШИ, – ШИ.
4. Патриотическое воспитание на уроках литературы
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).
ЛИТЕРАТУРА. Любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет», изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».
В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизодывоенной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказо Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализапятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
При изучении романа «Дубровский» шестиклассники должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А. Толстого «Русский характер», Э. Хемигуэя «Стрик и море», Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 кл.), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 кл.), «На дорогах войны…» (7 кл.), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова («На Волге»), И.А. Бунина («Косцы»), В.П. Астафьева («Васюткино озеро»), М.М. Пришвина («Кладовая солнца») и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализи осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.
Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особыйэмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
План-конспект урока
Урок русской литературы в 8-м классе по теме: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь» (по сказке А.М. Горького «Заветы отца»)
Цели:
1.                Познакомить с особенностями жанра романтической сказки-очерка.
2.                Углубить понятие об изобразительно-выразительных средствах языка.
3.                Развивать умение понимать символический язык искусства с помощью аудиовизуальных средств обучения.
4.                Продолжить формирование навыков выразительного чтения, умения ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.
5.                Способствовать воспитанию чувств патриотизма и мужества, любви к окружающему миру и доброты, признательности и благодарности старшему поколению, активной жизненной позиции.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и комплексного применения усвоенных ранее.
Методы: частично – поисковый, наблюдение, выразительное чтение, сопоставление разных видов искусства, беседа.
Оборудование:
1.                Текст сказки у каждого ученика.
2.                Аудиокассета «Звуки моря».
3.                Видеодиск с репродукциями картин И.К. Айвазовского.
4.                Портрет А.М. Горького и фотографии «Горький на Капри».
5.                Тетради по литературе с результатами выполнения домашнего задания: выписать из текста сказки заветы отца и подумать над их содержанием.
План урока:
1.                Слово учителя – 3 мин.
2.                Просмотр видеофрагментов с репродукциями картин Айвазовского и одновременное чтение отрывков с описанием моря из разных произведений Горького в сопровождении аудиозаписей «Звуки моря» – 9 мин.
3.                Поисковая работа с текстом сказки – 5 мин.
4.                Работа в тетради «Особенности романтической сказки – очерка. Словарная работа» – 5 мин.
5.                Беседа «Заветы отца», – 20 мин.
6.                Итог урока, домашнее задание – 3 мин.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал «остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И здесь помогают нам найти нужные слова писатели, чьё поэтическое видение мира и словарный запас «находят друг друга». И, как когда-то сказал Михаил Пришвин, «учитесь видеть природу, понимать её язык. Чем больше учитесь, тем сильнее увидите поэзию земли там, где её никогда не увидит человек, обладающий скудными знаниями».
Иван Константинович Айвазовский и Алексей Максимович Горький – люди разных поколений. Когда Айвазовскому исполнился 51 год, родился Горький. А умер Айвазовский, когда Горькому шёл 32-й год. Объединяла их самозабвенная любовь к морю. Один – родился в Феодосии, вырос на морском берегу и всю жизнь стремился к созданию живописного образа моря во всей его красоте и силе.
А другой (Горький) впервые увидел море, будучи взрослым, и, влюбившись в него раз и навсегда, создал такой прекрасный словесный образ моря, что его также по праву можно назвать художником, только не кисти, а слова. Вы только послушайте: «Воздух морской настолько вкусен, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать…Ночи здесь лёгкие, прекрасные, крылатые. Звёзды – маяки, через них повсюду видать. Нигде в другом месте нет такой приятной небесной карты. Лягте навзничь на гравий, следите за звёздами, слушайте музыку моря и… путешествуйте…» Давайте и мы сейчас с вами послушаем музыку моря, и помогут нам картины художника – мариниста Айвазовского и слова писателя Горького, одинаково потрясённых мощью и красотой моря.
II Просмотр видеофрагментов с картинами Айвазовского в сопровождении аудиозаписи «Звуки моря», одновременно выразительно читаются учениками (задание было дано заранее) отрывки из произведений Горького. (Создаётся словесно-зрительно-звуковой образ моря)
1.                «…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченный дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые; там – резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые. Между ними ласково блестели тёмно-коричневые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд. Всё это: звуки и запахи, тучи и море было странно красиво и грустно, казалось началом мудрой сказки. И всё как бы остановилось в своём росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, превращаясь в печальные вздохи».
(«Старуха Изергиль»)
2.                «…Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен. Она казалась вышедшей из недр этой стихии, которая на своём веку так много проглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой…»
(«Старуха Изергиль»)
3.                «…Таинственен шум морских волн. Всё мягче становилась ночь и всё больше зарождалось в ней голубого сияния луны, и неопределённые звуки хлопотливой жизни её невидимых обитателей становились тише, заглушаемые возраставшим шорохом волн… ибо усиливался ветер…» («Старуха Изергиль»)
4.                «…Издали, как удары огромного тамбурина, доносятся глухие вздохи моря. Играют бабочки над цветами. Пепе поднял голову и следит за ними, щурясь от солнца, улыбаясь немного завистливой и грустной, но всё-таки доброй улыбкой старшего на земле. «Чо!» – кричит он, хлопая ладонями, пугая изумрудную ящерицу. А когда море спокойно, как зеркало, и в камнях нет белого кружевного прибоя, Пепе, сидя где-нибудь на камне, смотрит острыми глазами в прозрачную воду: там, среди рыжеватых водорослей, плавно движутся рыбы, быстро мелькают креветки, боком ползёт краб. И в тишине, над голубою водой, тихонько течёт звонкий, задумчивый голос мальчика: «О море, мо-о-ре!». Взрослые люди говорили о мальчике: «Этот будет анархистом». А кто подобрее, из тех, что более внимательно присматриваются друг к другу, те говорили «Пепе будет нашим поэтом». («Пепе»)
5.                «…Мне было страшно, я первый раз увидел море таким бешеным и чувствовал себя столь бессильным в нём…Нас опрокинуло. Вот – мы оба в кипящей воде, в пене, которая ослепляет нас, волны бросают наши тела, бьют их о киль барки. В руках у нас верёвки, мы не оторвёмся от нашей барки, пока есть сила, но – держаться на воде трудно. Несколько раз мы были взброшены на киль и тотчас смыты с него. Самое главное тут в том, что кружится голова, глохнешь и слепнешь – глаза и уши залиты водой, и очень много глотаешь её…
6.                Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, порядочно избитые об неё, уже обессиленные и онемевшие. Это длилось долго, но когда стали видны тёмные горы берега – всё пошло с невыразимой быстротой. Качаясь, они подвигались к нам, наклоняясь над водой, готовые опрокинуться на головы наши, – раз – подкидывают волны наши тела; хрустит наша барка, точно орех под каблуком сапога, я оторван от неё, вижу только изломанные чёрные рёбра скал, острые, как ножи…
7.                «…Дует ветер, деревья качаются и точно идут с горы к морю, встряхивая вершинами. О прибрежные камни равномерно и глухо бьёт волна; море – всё в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину, все они плывут в одном направлении, исчезают, ныряя в глубину, снова являются и звенят чуть слышно. И, словно увлекая их за собою, на горизонте качаются, высоко подняв трёхъярусные паруса два судна, тоже подобные серым птицам; всё это – напоминая давний, полузабытый сон – не похоже на жизнь…
8.                Прибой набросал на камни волокна пахучей морской травы – рыжей, золотистой и зелёной; трава вянет на солнце и горячих камнях, солёный воздух насыщен терпким запахом йода. На пляж одна за другой выбегают кудрявые волны…(Слушают ещё несколько секунд звуки бушующего моря)
III Поисковая работа с текстом сказки «Заветы отца»
Учитель: Можете ли вы назвать произведение Горького, из которого прозвучал последний отрывок?
(Называют «Заветы отца»)
Учащимся предлагается (в качестве эксперимента) придумать несколько эпитетов, характеризующих слово «ветер».
(Придумывают примерно такие: сильный, могучий, порывистый, шквальный, сбивающий с ног, лёгкий, ласковый…)
Учитель предлагает обратиться к тексту сказки, чтобы убедиться в богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых Горьким для создания образа ветра.
(Учащиеся работают с текстом, приводят примеры:
·                     «…Ветер ударил в нас в четырёх километрах от берега, ударил неожиданно, как трус и подлец…»
·                     «…К ночи разгорается крепкий ветер, хитрый и злой ветер. Ласково дует, тихонько толкая в море, а потом подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его…»
·                     «…Ветер срывал верхушки волн и кропил нас, точно священник, только с лучшим усердием и совсем не для того, чтобы снять наши грехи…»
·                     «…Ветер – дыхание злых дьяволов – любезно роет вам тысячи могил и бесплатно поёт реквием.
·                     «…ветер переменился, густо хлынул к берегу, и нас понесло к земле…».
·                     «…Мы неслись среди гор воды, присосавшись, точно улитки, к нашей кормилице, обессилевшие и онемевшие…»
– Кроме эпитетов, какие ещё изобразительно-выразительные средства использовал Горький? (Метафоры, сравнения, олицетворения).
IV Словарная работа в тетрадях.
Учитель: Алексей Максимович Горький, вынужденный не по своей воле в 1905 году покинуть Россию (о причинах вы узнаете, когда будете учиться в 11 классе) в письме из Италии к Антону Павловичу Чехову однажды написал: «Право же, настало время нужды в героическом: все хотят необычного, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее…Немножко прикрасить человека – не велик грех; людям слишком часто и назойливо говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, – при желании своём, могут быть и лучше. Надо поучиться этому, ведь человек…всё-таки – самое великое на земле… Хула на человека, может быть, иногда и нужна, но похвала ему более необходима и, вероятно, полезнее хулы». И Горький создаёт особый жанр произведений – романтические сказки – очерки, которые можно назвать настоящим гимном мужеству, смелости, героизму, самоотверженности. «Заветы отцов» – пример такого произведения.
Романтизм – стремление показать в ярких образах высокое назначение человека.
Романтика-то, что создаёт эмоциональное, возвышенное отношение к чему-либо.
Романтик – тот, кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации людей в жизни, кто проникнут романтикой, эмоционально возвышенно относится к чему-либо.
(И Горького, и Айвазовского по праву можно назвать «романтиками моря»)
Очерк – (у этого слова 4 значения, но нас интересует 4-ое)– небольшое литературное произведение, в основе которого лежит воспроизведение реальных фактов, событий, лиц, увиденных автором непосредственно в самой жизни.
«Заветы отцов» – пример такого произведения.
И осталось только выяснить значение слова «Завет».
Завет – наказ, наставление, завещание, данное последователям, потомкам.
Учитель: А теперь, когда вы имеете представление о лексическом значении этих слов, попробуйте сами сформулировать, что такое романтическая сказка – очерк, созданная Горьким.
(Надеюсь, что этот вопрос не вызовет затруднения в классе, и они ответят примерно так: «Произведение, в котором соединилось фантастическое и реальное, чтобы ярко, эмоционально рассказать о сильных, мужественных, храбрых, стойких, самоотверженных людях и чувствах).
V Беседа по содержанию заветов отца.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Литература - Другое клиника диагностика лечение некоторых форм
Реферат Виды хозяйственных обществ в РФ
Реферат Олаф Ремер и скорость света
Реферат Nathaniel Hawthorne Essay Research Paper Author Profile
Реферат Видатні українські математики
Реферат Мiсто Яворiв - районний центр Львiвськох областi
Реферат «Тверской государственный технический университет» Телефонный справочник
Реферат Контр реклама
Реферат И.Ф. Шер-основоположник балансовой теории
Реферат Апории Зенона и первая теоретическая постановка проблемы бесконечности
Реферат Щодо питання впливу культури охорони праці на виробничий травматизм з постражалими у стані алкогольного
Реферат Track And Field
Реферат Взгляд на построение системы менеджмента организации
Реферат | Лев Соломонович Айзерман — заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, лауреат гранта московского правительства, автор 20 книг и около 250 статей. Постоянный автор “Знамени”.   От
Реферат Лингвокультурологический аспект фразеологизмов как объекта перевода