Реферат по предмету "Общая психология"


Психотехники свободного дыхания

Содержание
Введение
Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)
1. Ребёфинг (rebirthing)
2. Вайвейшн (vivation)
3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
Заключение
Список использованной литературы

Введение

На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я встретил эту интересную фразу: “Личностное развитие – это величайшее увлечение в мире”.
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон – от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и танатотерапии.
Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.
Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.
Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)
Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:
* использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания
* самих результатах.
1. Ребёфинг (rebirthing)
Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:
* без паузы между вдохом и выдохом;
* с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).
Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.
2. Вайвейшн (vivation)
Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:
1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).
2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.
3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.
4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.
5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.
В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.
Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.
3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)
Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
* в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
* без паузы между вдохом и выдохом;
* с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких какВильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.
Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимоснять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.
В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.
Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.
Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.
С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.
Заключение
Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.
Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:
1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.
2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.
3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.
Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?
Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

Список использованной литературы:

1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.
2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.
3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”. Переяславль-Залесский, 1992.
4. Н. Коляну. “Практика использования психотехник Свободного Дыхания”. Переяславль-Залесский, 1993.
5. Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.