Реферат по предмету "Педагогика"


Стили семейного воспитания детей

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тобольская государственная социально — педагогическаяакадемия
имени Д.И. Менделеева»
Кафедра социальнойпедагогики
Контрольная работа
по дисциплине: Основы психологии семьи исемейного консультирования
Тема: Стили семейного воспитания детей
Выполнила:Студентка 3 курса 34 гр.
Отделения заочного обучения
Социально – психологическогофакультета
Кудрявцева О.А.
Преподаватель: Аминова Э.Х.
Тобольск, 2009г.

Под стилемсемейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношенийродителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогическоговоздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения ивзаимодействия
Важноезначение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд (D.Baumrind, 1991). В классификации Д. Баумринд выделяются три паттерна поведенияили стиля, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелостьтребований, контроль, коммуникативность и образовательный эффект, образующихразрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительскоговоспитания.
ЭлеонораМаккоби и Джон Мартин (Либин А.В., 1999) развили категориальную систему Д.Баумринд, выделив два основных измерения: уровень контроля или требований иобщий параметр принятия — отвержения. Пересечение этих двух измеренийобразовало еще один дополнительный стиль к прежним трем, добавив пренебрегающий(индифферентный) стиль.
Такимобразом, типология стилей родительского воспитания включала 4 типа:авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Авторитетныйстиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнемконтроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетныеродители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системытребований и правил с учетом растущей компетентности детей.
Авторитарныйстиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенкаи высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна инеизменна. Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятиеми низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества.Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют,уровень руководства недостаточен.
Индифферентныйстиль воспитания определяется низкой вовлеченностью родителей в процессвоспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низкимуровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка,недостатком протекции.
ПроведенноеД. Баумринд лонгитюдные исследование было направлено на изучение влияния типасемейного воспитания на развитие личности ребенка.
Рольуказанных стилей родительского воспитания — авторитарного, авторитетного,либерального (попустительствующего) и индифферентного в формировании личностныхособенностей детей стало предметом специального изучения. Были выделеныпараметры оценки личностных качеств ребенка: отношения враждебности /доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм /кооперация; доминирование в общении / уступчивость, готовность к компромиссу;доминантность / подчинение и зависимость; целенаправленность / импульсивность,полевое поведение; направленность на достижения, высокий уровень притязаний /отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия(эмоциональная, поведенческая, ценностная) / зависимость.
Так былоустановлено, что авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционнойформе общения с ребенком, который проявляется в авторитете, власти родителей,безоговорочном послушании. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации,широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жесткостьзапретов и требований. Данный стиль воспитания способствовал формированиюзависимости, неспособности к лидерству, отсутствию инициативы, пассивности,низкой степени социальной и коммуникативной компетентности, низкому уровню социальнойответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет ивласть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевойи произвольной регуляции.
Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающегопоколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичнойсоциализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу ихарактеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил,регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и ихвоспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения.Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий,соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступенейонтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного иумственного развития. В истории родительства все более явной становитсятенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность завоспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальноеродительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детстваребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполненияим социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамкахсемейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпеваютизменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий,характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальнойпотребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия кмиру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве:Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальнойкомпетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системынаучных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшемшкольном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания вподростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность иэмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость,длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельностьи сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержкаи инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальнойструктурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного иинтеллектуального развития ребенка.
В каждойсемье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная еюсистема воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, иформулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов иприемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношенииребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом ихвозникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат всемье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства(преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства удругих его членов.
Родители,разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя изцелей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимопринимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них,которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются ссопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своимиконтрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровеннойненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с нимоказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность,чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в своивозможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов имнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов,к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование еголичности.
Опека всемье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудомудовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формированииличности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействийоказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждениеего то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки ихдетей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти детиоказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Большоезначение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые всемье ценности.
Можновыделить три стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский (либеральный).
Придемократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль«согласия».
Приавторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль«подавления».
Припопустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Школьниквидит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожиданияв семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, егопредставление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисинапроследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностейсемейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются всемьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительнооценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развитиявыше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе.Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом отобщения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых сними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают,наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе изначительных достижений в дальнейшей жизни.
От условийвоспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, укоторых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, гдеродители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи.Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говоритеребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потомневозможно избавиться.)
Крайние,самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контрольпри авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенококазывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует многопромежуточных вариантов:
Родителирегулярно указывают детям, что им делать;
Ребенокможет высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу неприслушиваются;
Ребенокможет принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей,родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
Решениечасто принимает сам ребенок;
Ребенок самрешает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимсяна наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющегоособенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
Демократичныеродители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность.Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своейжизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей.Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишкомраздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делатьодного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношенияхпроходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарныеродители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, чтодолжны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируютвсе сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в такихсемьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идетна конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилюсемейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуацияосложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоциональнохолодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеряконтакта.
Еще болеетяжелый случай — равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редкоотносятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки,хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетаниебезразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гиперопека — тоженеблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, чтоим вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становитсянеконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителяхкак в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, накоторый можно было бы ориентироваться.
Гиперопека- излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанныйна тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности,несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания —демократический и контролирующий.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высокимуровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей вобсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти напомощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельнойдеятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в виденииребенка.
Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведениядетей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствиеразногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания детихарактеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью,стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавалисьвнешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием,социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однакоим не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны,внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей,неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость,послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствиелюбознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Д. Боумрин в цикле исследований попытался преодолетьописательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт,связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.
Компетентные — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе,с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливатьдружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганиюновых ситуаций.
Избегающие — с преобладанием уныло-грустного настроения, трудноустанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационныхситуаций.
Незрелые — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциямиотказа во фрустрационных ситуациях.
Автор выделил также четыре параметра изменения родительскогоповедения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметруродители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаиватьна выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действиянаправлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности,развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартови норм.
Второй параметр — родительские требования, побуждающие к развитиюу детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, винтеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают нанеобходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр — способы общения с детьми в ходе воспитательныхвоздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятсяиспользовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают своюточку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают ихаргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно своитребования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвеннымспособам — жалобам, крику, ругани.  
Четвертый параметр — эмоциональная поддержка: родители способнывыражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональноеотношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, онииспытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплексчерт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всехчетырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения иэмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания являетсясочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием.Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всехпараметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителейизбегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, номенее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказалисьабсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственнойэмоциональной незрелости.
Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболеераспространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка,ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступаетинтериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. При этом адекватныйконтроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемомтребований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью впредъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношенияхарактеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению сосверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.

Литература
 
1. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория ипрактика семейной психотерапии. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
2. Бретт Д. Жила была девочка, похожаяна тебя… Психотерапевтические истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова.- М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 с.
3. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системнаясемейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
4. Вебер Г. Кризисы любви: Системнаяпсихотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 304с.
5. Витакер К. Полночные размышлениясемейного терапевта. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 205 с.
6. Витакер К., Бамберри В. Танцы ссемьей: Семейная терапия: Символический подход, основанный на личностном опыте.- М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 161 с.
7. Роджерс К. Искусство консультированияи терапии / Пер. с англ. О. Кондрашовой, Р. Кучкаровой, Т. Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной, М. Злотник. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. — 976с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
8. Саймон Р. Один к одному: Беседы ссоздателями семейной терапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма«Класс», 1996. — 224 c.
9. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра,детство, семья. Том 2. — М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. — 464 с.
10.  Хейли Д., Эриксон М. Стратегиисемейной терапии / Перевод с англ. — М.: Институт общегуманитарныхисследований, 2001. — 448 с.
11.  Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушениесемейно-системных конфликтов и противоречий. — М.: Изд-во Институтапсихотерапии, 2001. — 400 с.
12.  Черников А.В. Системная семейнаятерапия: Интегративная модель диагностики. — М.: Независимая фирма«Класс», 2001. — 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.