Реферат по предмету "Педагогика"


Новые подходы в организации самообразовательной деятельности учащихся на уроках истории

Министерствообразования и наукиНовые подходы в организациисамообразовательной деятельности учащихся на урокахистории
Разработала:Преподаватель
Заморина Л. Л.
г. Донецк 2009 г.

1. Всоответствии с Законом Украины «Об общем среднем образовании « Идёт процессреформирования системы образования, который направлен на реализацию принциповгуманизации, индивидуализации, дифференциации обозрения.
Вскладывающейся в настоящее время экономической ситуации, профессиональнаясамореализация и социально полноценная жизнь личности во многом зависит от еёпрофессиональной компетенции, умения хорошо адаптироваться в современныхусловиях проявить свои способности, склонности, и интересы. Воспитание,формирование такой личности является одной из основных задач ВПУ. Совершенноочевидно, что реализовать её возможно лишь в том случае, если системаобразования будет максимальной ориентирована на личность обучаемого, егореальные потребности и мотивы, социокультурные и индивидуальные программыразвития.
Поэтомунеудивительно, что на смену педагогике 60-х, 80-х гг. как науке целенаправленномвоздействии обучающую и обучаемого с целью обучения и воспитания последнегопришла новая, личностно – ориентированная концепция образования. Всоответствии с этой концепцией учащийся из объекта (т.е. переработчикаинформации) становится субъектом, активно действующим лицом, а вся системаобразования нацелена не на формирование личности обучаемого, а на созданиеусловий, в которых обучаемый развивает собственную универсальную сущность, своиприродные силы.
Личностно –ориентированный характер обучения диктует необходимость переосмыслить какобучающую деятельность учителя, так и деятельность учащихся. Построениеучебного процесса должно осуществляться ни с точки зрения приоритетов учебногоматериала, накопления знаний, умений, а с целью формирования механизмовсамоорганизации и само реализации личности каждого учащегося, обогащения егоопытом творчества. Для реализации этого необходимо коренным образом изменитьсодержание образования, которое должно: способствовать усвоению учащимисясоциального опыта, т. е. Знаний, навыков и умений, которые необходимы ему длянормальной жизнедеятельности в обществе в конкретной социальной среде;
·       стимулироватьучащихся к свободному и критическому мышлению;
·       формироватьмировоззрение, создавать целостную картину мира;    
·       развиватьумение, сознано планировать своё развитие, понимать его динамику и самостоятельноучиться;
·       развиватьв учащихся систему личностных свойств и качеств, способствующих их саморазвитиюи самореализации.
·       Соответственноназванным проблемам формируются задания самообразовательной деятельностиучащихся. В организации этой работы велика роль преподавателя. Он определяетцели, задачи, средства и методы её проведения, отбирает задания, осуществляеттекущий и рубежный контроль, дает анализ результатом, оказывает всестороннююпомощь. А главное, вся деятельность должна быть направлена на личностьобучаемого, учитывать его индивидуальные особенности, способности, возможности.
Как конкретноэто осуществляется на уроках истории?
Во-первых,учащийся должен чётко представлять себе весь объём материала, который поучебному плану изучается в текущем семестре. Исходя из этого предлагаемсамостоятельно планировать свою работу, используя разнообразные формы усвоенияматериала (составление планов, тезисов, поиск решения проблемных задач, анализсобытий, оценочная деятельность, написание рефератов и. т. п.)
Во-вторых,учащийся может идти неординарным путем, опережая программу: самостоятельноизучив материал по последующей теме, готовит на его базе тестовой материал и контрольныезадания, которые преподаватель использует для последующих аттестаций, викторин,брэйн — рингов. Это важно!
В-третьих,составление собственных программ изучения истории. Иметься введу изученияистории своего края, города, родословной “История Украины — через историю моейсемьи,” “Боевые ордена в моей семье в моём раду.” Эти задания предлагаются вначали семестра. Учащиеся должны провести поисковую работу – найти документы, фотографии,записать устные рассказы о своей семье, составить генеалогическое дерево и др.
В-четвёртых,приобщение учащихся к изготовлению наглядных пособий, схема, таблиц, плакатов идр. работе.
Приопределении целей, задач, методов самообразовательной деятельности учитываемсложность темы, количество часов на её изучение, степень подготовленностиучащихся и методического обеспечения урока. Определяя методы изучения, следуетиметь в виду, что методы есть совокупность способов, приёмов, форм совместнойсогласованной деятельности учителя и учащихся, а также друг с другом. В процессетакой деятельности достигается определённый уровень знаний и оказываетсясущественное развивающее воздействие на личность учащегося, его способности итворческие возможности.
1. Наминакоплен определённый опыт организации и руководства самообразовательнойдеятельностью учащихся. На вводных уроках и первых консультацыях знакомим их собщими требованиями самостоятельной работе с формами и методами её проведения.Непосредственно на уроках учащиеся получают конкретные рекомендации по методикевыполнения своих заданий. Ряд методических советов оформлены в виде “Памяток”,которыми учащиеся могут пользоваться на уроке.
Длясоздания ситуации успеха, атмосфер, в которой учащийся чувствовал бы себякомфортно и свободно, при отборе методов работы (особенное на 1 курсе)стремился идти от простого к более сложному. Первоочерёдной задачей считаем –научить учащихся творчески работать с учебниками, справочной литературой,историческими документами: предлагаем задания по составлению развернутыхпланов, тезисов.
Во-первых,планы и тезисы служат формой систематизации объемного и действительногосложного материала.
Во-вторых,выявление узловых вопросов, их логическое построение является важной ступенькойв классификации материала.
В-третьих,происходит белее глубокое осмысление информации, так при составлении плановучащиеся должны сформулировать некоторые обобщенные положения, идеи, оценки,соотнести их с конкретными факторами.
В-четвертых,учащиеся приобретают навыки и умения систематизировать, классифицировать иизлагать исторический материал.
Задания насоставление развёрнутых планов и тезисов практикуем по темам, которые насыщеныобширным, многоплановым фактическим материалом, трудными для восприятиягеографическими названиями, именами, понятиями: “Страны Азии, Африки и ЛатинскойАмерики”; “Развитие культуры”; “Международные отношения” идр. Например, даем фронтальные задания “Составьте развёрнутый план на тему”“Социально – политическое развитие Индии в 20-30-е годы”. В кратком инструктаженапоминаем о правилах составления развёрнутого плана (Приложение 1) и обращаемвнимание учащихся на один из наиболее распространённых недостатков планов итезисов автоматическое следование тексту учебника (из учебника простовычитывается набор выделённых курсивом общих положений). При. этом взависимости от уровня развития, творческих способностей и интереса к историипредлагаем отдельным учащимся более сложные вопросы (3-4-й уровень) взависимости от уровня развития.
1.   Проанализируйте основныепринципы социально-политического учения м.
Ганди?Определите своё отношение к основным положения гандизма?
2.   Определите ИндийскогоНационального конгресса в освободительном движении Индии в 20-30-годы.
3.   Объясните, почему борьбаиндийских трудящихся в 30-е годы переросла рамка провозглашенной Ганди кампаниигражданского неповиновения?
4.   определите сходство иразличия национально–освободительного движения в Индии и в Китае в межвоенныйпериод?
При выбореметодов и приёмов изучения учащимися нового материала важно знать, что любойметод сам по себе не дает нужного эффекта, если, во-первых, не способствуетактивизации учащихся, т. е. побуждению к активной мыслительной деятельности;во-вторых, не обеспечивает глубокого условия изучаемого материала.
Учитываясовременные требования к уроку (главное-организация самообразовательнойдеятельности учащихся), специфику ВПУ (количество часов на предмет,недостаточная учебно-методическая обеспеченность, особенности контингента), науроках истории широко стали внедрять такую форму, кок выполнение индивидуальныхпрактических работ. Цель — активизировать имеющиеся у каждого учащегосяинтеллектуальные способности, знания, умения и на их основе развиватьтворческое мышление, навыки самообразовательной деятельности, совершенствоватьи развивать умения и навыки.
Приразработке заданий для практических работ учитываем основные требования кшкольному историческому образованию, уровни учебных достижений. Исходя из этогопредлагаем задания на!
·               знаниеосновных исторических фактов, дат, имён терминов;
·               усвоениеосновных исторических понятий, идёт;
·               владениеэлементами исторического описания и объяснения;
·               выделениеглавного, определения этапов, периодов;
·               систематизациюматериала;
·               умениесравнивать, сопоставлять события, факты, находить в них общее и особенное;
·               установлениепричинно-следственные связи;
·               оцениваниеисторических событий аргументированые своей точкой зрения;
·               использованиесвоих знаний и умений в практической деятельности.
Например, потеме “Германия” (1-й курс) учащиеся выполняют такие задания (см. Приложение 2)
Из приложениявидно, предлагается большой спектр заданий различной сложности, создаетсяситуация выбора. Вопрос “С чем я справлюсь?” который учащийся ставит передсобой. выбор им задания определённого уровня, последующее сравнение реального результатас предполагаемым – таковы первые шаги в формирование самооценки, которая нетолько позволяет учащемуся установить уровень своих достижений, но и открываетперспективы дальнейшей творческой работы.
Большое местов организации самообразовательной деятельности учащихся решению познавательныхзадач и проблемных ситуаций. К ним относятся прежде всего те, которые несут всебе известие внешнее противоречие требующее исследования, разъяснения, такжевопросы которые прямого ответа не дают, а побуждают учащихся искать (добывать)ответы. Проблемные ситуации могут создаваться при анализе различных точекзрения, мнений с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили и сделаливывод.
Впрактической работе наши накопления значительный арсенал, таких заданий (См:приложение 3)
Проблемныевопросы и задания должны вызывать определенное психологическое состояние,характеризующееся интеллектуальным затруднениям. Роль преподавателя состоит,прежде всего, в том, чтобы помочь учащимся справится с таким состоянием, наметитьосновные этапы их поисковой работы.
1.   Определить, в чем состоитпротиворечие проблемы.
2.   выбрать способ решения.
3.   Осуществить решение.
4.   Проверить егоправильность.
Решаяпроблемы задания, учащиеся проявляют максимум самостоятельности, творчества,концентрируют историческое и логическое мышление, формируют приёмы и умениятворчески – поисковой деятельности.
Другим важныммоментом организации самообразовательной деятельности учащихся являетсяпроверка и разбор выполненных заданий. Без анализа того, что сделано, верно,что – неправильно, какие недостатки надо преодолеть, невозможно дальнейшеепродвижение. Если задание выполнялось несколькими учащимися, мы в ходеобсуждения показываем классу разные варианты ответа, предлагаем оценить, какойиз них более соответствует предъявляемым требованиям, в чем сильные и слабыестороны каждого. Сообща выясняются и причины неудачного ответа (невнимания ктому, как поставлен вопрос, несоблюдения тех или иных требований к данному видудеятельности и др.). Такие обсуждения дают возможность каждому увидетьперспективы своей дальнейшей работы, приобрести уверенность, увидеть в учителесотрудника, желающего, чтобы он добился результатов.
Применяем итакую форму: выбирая проблемное задание, учащиеся ставятся в известность, что вконце работы над проблемой они получат карточку с ответом. Это не толькостимулирует их активную творческую работу, но и превысить дух азартности –учащиеся стремятся справиться с заданием как можно лучше и полнее.
Можно идти иот обратного: дав карточку – ответ, поставить перед учащимися задачу, составитьпроблемный вопрос, проблемную задачу.
Разнообразныепрактические задания способствуют дифференцированному подходу к изучениюистории, к организации самообразовательной деятельности учащихся, повышаютинтерес к предмету.
Большоевнимание в преподавании истории уделяем структуру – логическим схемам,таблицам. Они используются как средство организации и управления мыслительнойдеятельности учащихся.
Достоинствоих в том, что с помощью схем, преподаватель имеет возможность сжато идоходчиво, разъяснить учащимся сложные материал, раскрыть закономерностиисторических процессов, их причинно следственные связи, особенности отдельныхявлений.
С другойстороны работа со схемами может носить поисков – исследовательский характер.Учащиеся, пользуясь заданной информацией, сами составляют схему (таблицу),проявляют умения, связанные с такими интеллектуальными процессами:
·               осуществлятьпоиск и выделять ключевую информацию;
·               классифицировать,группировать, система тезировать исторический материал;
·               обобщатьи оценивать факты, события;
·               заполнятьсхему, таблицу, кратко зафиксировать информацию.
Приведёмпримеры на уроке по теме “Российская революция 1917 г.” предлагаем двухуровневое задание. Одной группе учащихся предлагаем проанализировать схему“Три политических лагеря накануне февральской революции к cм: Приложение 4) иответить на такие вопросы:
1.Охарактеризуйте социальную структуру России накануне февральской революции.
В чём еёособенности?
2. Определитеполитические партии, оппозиционные правящему царскому режиму?
3. Назовитепартии, которые в России в 1917 г. называли партиями “Революционнойдемократией”? Аргументируйте свой ответ.
Самостоятельныйанализ этой схемы и правильный ответ на вопросы позволят глубже уяснитьпредпосылки революции, социальную и классовую структуру российского общества,отношение к власти различных политических сил, лучше представить многообразиеполитической палитры. Разобравшись в этой схеме, учащимся легче будет понятьпозиции различных политических сил, их перегрупировку после февральскойреволюции, уяснить альтернативы общественного развития в период двоевластия.
Другой группеучащихся предлагаем, пользуясь учебником, заполнить схему “Три политическихкризиса Временного правительства (1917 г.)” (см: Приложение 5) и решить такие проблемы задачи:
2. Одниисторики считают, что период от февраля к октябрю 1917 г. в России было двоевластие, другие отрицают это, третьи считают, что было безвластие, ачетвёртые – что было безвластие. Ваша точка зрения об этом?
Аргументируйтееё.
3. Докажите,что главным вопросом политической жизни России в период двоевластие был вопросо войне и мире?
Составивсхему и ответив на проблемные вопросы, учащиеся смогут понять, почему Временноеправительство утратило доверие широких масс народа и контроль, за ходом событийв революции 1917 г., не смогло повести страну по реформистскому пути. Этимвоспользовались большевики, стремившиеся к завоеванию власти и установлению“диктатуру пролетариата”.
При изученииистории особенно ценным является заполнение текстовых сравнительно – обобщающихи синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные исторические события иявления, происходившие движение в разных странах в одно и тоже время. Этоспособствует устранению хронологической путаницы, помогает воссоздать развитиеосновных событий, уяснить их взаимосвязь и причинность, глубже понять социально– экономические и политические, процессы. Так тематическую аттестацию по темам3, 4 (1-й курс) проводил как повторитель но – обобщающий урок.
Учащимсяпредлагается составить сравнительную таблицу “Экономический кризис 1929–1933 г.в индустриальных странах Европы и США. Название страны Полит строй Пути преодоления кризиса 1.США 2. Великобритания 3. Франция 4. Германия 5. Италия
Послезаполнения таблицы предлагаем учащимся проанализировать её и, сообща определивхарактер и основные тенденции развития ведущих стран мира, подводим их кразрешению таких проблем:
1.”Новыйкурс” Рузвельта: могли ли США пойти другим путём?
2. Чему учитисторический опыт Германии в 1920 – 1930 гг?
3. В чёмсходство и различия между политикой Рузвельта и Гитлера?
5.   Пребывание фашистов увласти обязательно ли вело к войне? Свой ответ обоснуйте.
Целесообразноиспользовать таблицы и на уроках, когда изучаются отдельные страны. На второмкурсе при изучении темы “Страны Западной Европы” практикуем такие задания длясамообразовательной деятельности учащихся:
Определитевнутреннюю и внешнюю политику Франции (1945 – 2002 гг.): Внутренняя политика Внешняя политика Четвёртая республика Пятая республика
1.   На основе анализа 16, n. 3 учебникапроанализируйте внешнюю политику ФРГ в 50 – 70-е гг. по схеме:
№ ХДС — ХСС
СДПУ — СсДП
1
2
3
4
1 Цель
2 Основные направления
3
Пути и средства еёсуществования
4 Результативность
5 Оценка (выводы, обобщения)
Заполните своднуютаблицу “Политическое устройство стран мира”. Страна
Государ –
ственный
строй
Глава
государ-
ства
Законода-
тельный
орган Исполни-
тельный
орган Основные
полити-
ческие
партии Избира-
тельное
право Оценка
полити-
ческого
строя 1 2 3 4 5 6 7 8 Велико-
британия Франция США Канада
Таблицу можнозаполнять по мере изучения отдельных стран, Но, на наш взгляд, предпочтительнеевынести её заполнение на тематическую аттестацию, как задание по выбору.
Организуясамостоятельную работу по заполнению сравнительно – обобщающих, напоминаемучащимся общие правила проведения сравнений событий, фактов (См: Приложение 6);обращаем их внимание на необходимость установления причинно – следственныхсвязей (См: Приложение 7); рекомендуем обратиться к плану – характеристикиполитического строя (См: Приложение 8);
Работу посоставлению структурно – логических схем, анализ их часто проводим в формеделовых игр (по малым группам, круглый стол, мозговая атака и др).
Являясьважным средством активизации учебного процесса, организации самообразовательнойдеятельностью учащихся, структурно – логические схемы помогают им лучше понятьвнутреннюю структуру темы, проблемы, способствуют более полной реализацией целиурока, прочному усвоению материала, развитию познавательных творческихспособностей,
Выработкиумений и навыков.
Структурно –логические схемы, сравнительно — обобщающей таблицы используем и как домашнеезадания. Так, на первом курсе учащиеся выполняют задание по темам“Великобритания”; “Развитие культуры”.
Особоезначение имеет самостоятельная работа учащихся с историческими документами.
Высокаяинформация нагрузка, ни разнообразие популярных изданий не умоляют ролиисторического документа. Именно он дает порой такое ёмкое, четкое и яркоепредставление о событиях, которое невозможно заменить никаким авторскимтекстом.
Необходимоиметь введу ещё одну важную позволяющую сторону роботы с документом: онапредставляет собой один из путей практического ознакомление учащихся с методомисторического исследования.
При отбореисторических документов для конкретного урока важно руководствоваться такимикритериями:
1.   Инфармативность – документ долженхарактеризовать основные факты или процессы, изучаемые на уроке, и вместе стем, в чём-то дополнять учебник. Документ должен содержать информацию,достаточную для организации самостоятельной познавательной деятельностиучащихся.
2.   Существенная чертаотбираемых документов – четкое и компактное изложение, выразительность.
Организуяработу, с историческим документом на уроке, преподаватель должен подготовитьучащихся к этому. Они должны знать: что представляет собой данный документ;когда и кем он составлен; о чём можно узнать из этого документа; для выяснениякаких вопросов к нему обращаемся (См: Приложение)
Если документсодержит незнакомые термины, понятия, их необходимо выписать на доске с краткимпояснением, либо заранее подготовить таблицу терминов.
Организуясамостоятельную работу с историческими документами, важно применять широкийспектр заданий – на сравнение, причинно – следственные связи, доказательностьактуальности, анализ и оценку приведённых в документе фактов и др.
Работа сдокументами может выполняться всеми учащимися, малой группой (3-5 человек) ииндивидуально.
Интерес уучащихся вызывает сравнительно – исторический метод анализов документов. Так,на повторитель но – обобщающем уроке по теме 4 “Индустриальные страны Европы иАмерики” более сильным учащемся, предлагаем дать сравнительный анализ программНародных фронтов во Франции и в Испании, а другой группе (менее успевающим)Сравнить социальные реформы Ф. Д. Рузвельта и Народного фронта по Франции.Чтобы помочь учащимся в организации работы над документами предлагаем вспомнить“Памятку сравнения исторических событий “ (См: Приложение 6), а затем оценитькаждый документ в отдельности, ответить на вопросы.
1-яподгруппа:
-                Какиепричины способствовали формированию Народных фронтов в этих странах?
-                Какимизадачами определялись требование в каждом из документов?
-                Ккаким изменениям в политическом строе Франции и Испании привело бы полноеосуществление их программ?
-                Докажите,что социально – экономические преобразования, осуществлённые правительствомНародного фронта Испании, выходил за рамки буржуазно – демократическойреволюции?
2-я подгруппа:
-                Причиныразработки социальных программ во Франции и США.
-                Выяснить,на какие силы опирались Ф. Рузвельта и правительство Л. Блюма.
-                Уяснить,почему в обеих программах большое место отводилось роли и правам профсоюзов.
Опытпоказывает, что самостоятельная работа с документами значительно облегчается,если учащиеся знают обстановку, конкретную ситуацию, с которой связанопоявление документа. Так, по теме “Вторая мировая война”, изучив военныесобытия на советско – германском фронте весно-летом 1942 гг. предлагаемучащимся проанализировать и дать объективную оценку приказу народного комиссараобороны СССР № 227 от 28 июля 1942гг. При этом ставим такие вопросы:
1.        Пользуясьдокументом, определите причины появления такого приказа.
2.        Каквы думаете, под каким названием он был известен на фронте?
3.        Какоебы вы дали название этому приказу?
4.        Какиеположения приказа № 227, на ваш взгляд, ранее не публиковались. Почему?
5.        Какприказ отразился на боеспособности Красной Армии?
6.        Вашаоценка этого приказа. Аргументируйте.
Следуетотметить, что учащиеся в основном справляются с заданной работой и давольнообъективно оценивают приказ. Отмечая жесткость и даже жестокость приказа, онидают ему положительную оценку, подчеркивают, что он способствовал морально – психологическомуперелому в умах и сердцах воинов, благотворно влиял на боеспособность советскихвойск, внес большой вклад в победу под Сталинградом.
С цельюлучшего понимания демократических процессов, происходящих в Латинской Америке,учащимся предлагается, ознакомится с документом и ответить на вопросы (См:Приложение)
Работа наддокументом осуществляется по методу “Малых групп” (4-6 групп) путёмдифференцированного подхода. Четвёртый вопрос предлагается более сильнымгруппам (1-2), остальные вопросы распределяются путём жеребьёвки. После 3 – 5минут подготовки, учащиеся предлагают свои версии ответов, которые затемуточняются и дополняются. При этом важно добиться понимания того, что сдемократизацией общества изменяется роль места государства. Его главной цельюявляется укрепление общественных свобод, утверждение правел личности.
Заключениевопроса важно подчеркнуть, что в последнее десятилетие в Латинской Америкепроизошли глубокие экономические и политические преобразования. Эти изменениядались нелегко, но это же свершившийся факт и поворота назад нет. В заключениевторого вопроса перед учащимися ставится проблема. Подумайте, позже Вампредставится возможность ответить на такой вопрос: “Какие выводы можно сделатьдля Украины из экономического и политического опыта Латинской Америки?”
Такоеиспользование документальной базы дает возможность преподавателю разнообразитьметодические приёмы, проверить глубину преображенных знаний, повышает уровеньсамообразовательной деятельности учащихся, развивает творческое мышление.Прививает навыки исследовательской работы.
Такимобразом, на конкретных примерах мы попытались раскрыть некоторые формы и методысамообразовательной деятельности, учащихся на уроках истории. Эта деятельностьзакрепляет и углубляет знания учащихся, развивает творческое мышление,формирует умение и навыки самостоятельно анализировать, обобщать, сравнивать иоценивать исторические события, переносить усвоенные ранее знания в новуюнестандартную ситуацию, прививает элементы исследовательской работы.
Посколькуучащийся понимается, как интеллектуальный (мыслящий) и автономно(самостоятельно) действующий индивидум, то учебный процесс должен бытьнаправлен на каждого ученика. Отсюда личностно – ориентированный подход науроках, история является проблемой учебно-воспитательной деятельности. А задачапреподавателя – обеспечить такой подход, создать на уроках обстановку, прикоторой в значительной степени учитываются индивидуальные особенности ивозможности каждого, раскрываются их творческие возможности.
Самообразовательнаядеятельность в значительной мере способствует реализации таких принциповобщегосударственной национальной программы “Образование”, как дифференциацияиндивидуализация, гуманизация и демократизация учебного процесса.
Списокиспользованной литературы
Алексаткина Л. Н. Самостоятельная работа – приизучении новейшей историей м:1988 гг.
Богомолов Л. Н Бычков А.И и др. Формированиенаучного мировоззрения в процессе преподавания истории обществоведения. – М: — “Просвещение”, — 1985.
Вагин А. А Методика преподавания истории всредней школе. – М: “Просвещение”, 1968
Волобуев О.В Клокова Г. В. Методическое пособиепо истории СССР. – М: “Просвещение”, 1987.
Голуб Н. В Литовченко С. Д Всемирная история.Сборник заданий для технического задания для тематического оценивания. Харьков2001
Гора П. В Повышение эффективности обучения всредней школе. – М: “Просвещение”, 1988.
Грибов В. С Задание для самостоятельной работы поновой истории в 10 классе – М: “Просвещение” 1991.
Донской Г. М Задание для самостоятельной историив 9 классе – М: “Просвещение”, 1989.
Клокова Г. В методика факультативных занятий поистории. М: 1985.
Комаров В. О. Педагогические условия формированияисторического мышления старшеклассников. – Кривой Рог 1995.
Тесленко Т. Нетрадиционные уроки в процессеизучения истории
Ж. История в школе 1999, № 12
Рабочие тетради:
Бердичевский Я. М. Всемирная история. Рабочаятетрадь для 10 класса. – Запорожье. 1997.
Бердичевский Я. М. Всемирная история. Рабочаятетрадь для 11 класса. – Запорожье. 1997.
Бердичевский Я. М. Всемирная история. 11 класс.Сборник тестов, вопросов, заданий. Запорожье. Премьер 2001.
Приложение1ПамяткаКаксоставлять план (тезисы)
1. Внимательно прочитайтеизучаемый текст (параграф) и отберите из него только тот материал, которыйраскрывает тему плана (тезисов).
2. Начинайте составлятьплан только тогда, когда уяснили содержание материала в целом.
3. Разделите текст назаконченные по смыслу части, выделите в них главные мысли. Четко, ясно иконкретно сформулируйте их и запишите в виде пунктов плана.
4. В каждой части выделитенесколько положений, уточняющих, поясняющих, раскрывающих главные мысли,запишите их в виде подпунктов.
5. Составив план,проверти, раскрывает ли он содержание темы, помогает ли усвоить материал,представить картину исторического события в целом, понять и осмыслить причинисторических событий и явлений, сделать обобщения и выводы.

Приложение 2
Разноуровневыезадания на практическое занятие по теме “Германия”. Звездочкой отмечены болеесложные задания.
 
Первоезанятие:
1.        Охарактеризуйтеэкономическую и политическую обстановку в Германии после Первой мировой войны?
2.        Назовитепартии, которые сыграли решающую роль в Ноябрьской революции?
3.* Дайтеоценку позиций трёх течений германской социал – демократии в период Ноябрьскойреволюции. Чем отличались их позиции?
4. Определитеэтапы революции. Охарактеризуйте их?
Либкнехта
5. Дайтеоценку деятельности К. Либкнехта и Р. Люксембург в период революции?
6.Проанализируйте итоги революции?
7.* В историческойлитературе долгое время не было единого мнения о характере Ноябрьской революциив Германии. Одни историки считали её потерпевшей поражение пролетарскойреволюцией, – демократической. Как вы думаете, чем вызвано такое различие точекзрения?
Проследите,как сочетались пролетарские и буржуазно – демократические элементы революции.
8.* Сравнитепричины и задачи революций 1917 г. в России и 1918 – 1919 г. в Германии? Что было общим?
9.        Дайтехарактеристику основным положениям Веймарской ка6нстетуции? Какое значение дляГермании имело принятие данной конституции?
10.*Проанализируйте причины кризиса Веймарской революции. Какие уроки можно извлечьиз истории Веймарской республики современным государством.
Второезанятие:
1.        Определитеособенности экономического кризиса в Германии.
2.        Определитепути выхода из кризиса гитлеровским режимом?
3.        *Сопоставьте способы преодоления экономического кризиса в Германии и Франции?Германии и США? Какой из способов кажется вам наиболее эффективным? Ответобоснуйте.
4.        Охарактеризуйтерасстановку политических сил в Германии в начале 30- х гг.?
5.        Составьтеразвёрнутый план (тезиса) “ Установление фашистской диктатуры в Германии.”
6.        Охарактеризуйтепричины победы нацистов в Германии?
7.        Какуюроль в победе нацистов сыграли монополии?
8.        Почемунемецкие социал – демократы и коммунисты не сумели сформировать антифашистскийфронт?
9.        Раскройтеосновные черты гитлеровского режима?
10.     Какбыла устроена хозяйственная жизнь в фашисткой Германии
11.     * Каквы считаете, были ли в Германии альтернатива фашистского режима? Свою точкузрения аргументируйте.
12.     *Чему учит исторический опыт Германии 1920-1932 гг.?
13.     *Дайте сравнительный анализ нацистской диктатуры в Германии и фашистского режимав Италии.
14.     Определитецели внешней политики в Германии?
15.     *Составьте таблицу



Условия версальского договора
Конкретные шаги нарушения Версальского договора Гитлера
Реакция западных демократии на эти шаги Германии
Какой выводвы можете сделать из составленной вами таблицы?
16. ПочемуГитлер выдвинул территориальные претензии к Австрии, Чехословакии, Литве иПольши? Приложение 3
Заданияна решения познавательных задач и проблематичных ситуаций:
1.        Партия лейбористов была основана в 1890 г., как партия рабочего класса Чем можно объяснить её вхождение в 20-е гг. в буржуазнуюдвухпартийную систему Великобритании?
2.        Один из «отцов» Версальской системы был президент США В. Вильсон.Почему же сенат США не ратифицировал Версальский договор?
3.        Почему экономический кризис 1929-1933 гг. нанес удар не только поэкономике, но и по политическим позициям правящей буржуазии?
4.        Докажите, что создание народного фронта во Франции являлось закономерным?
5.        Почему народный фронт в Италии не стал альтернативой фашизму?
6.        Почему, на Ваш взгляд, фашисты не пришли к власти в Англии,Франции, США?
7.        В послевоенной Италии сменилось 57 правительств? Этосвидетельствует о экономической и политической нестабильности в стране, или,наоборот, ‑ подтверждает – демократический характер власти? Свою точкузрения аргументируйте.
8.        Как вы считаете, существовала ли в сложившихся историческихусловиях возможность сохранения СССР?
9.        Как вы считае тка государственного те, имела ли шанс на успех попыпереворота в СССР в августе 1991г.?
10.     Почему монополия на власть компартий стран Восточной Европы сталатормозом их развития?
11.     Почему революционные процессы в странах Восточной Европы,начавшиеся под знаком «Обновления социализму» затем сменились целями ипринципами не включающими социалистическую перспективу?
12.     Долгие годы Япония была олицетворением милитаризма и агрессивностина международной арене. Какие внутренние и внешние факторы оказали решающеевоздействие на изменение её внешнеполитического курса страны? Чем вы можетеобъяснить миролюбивый характер внешней политики современной Японии?
13.     Япония является одной из наиболее развитых стран мира: ВНП на душунаселения в 1999 г. составил 39,6 тыс. долларов (в США – 26,9 тыс. долларов).Как вы считаете, является ли современная Япония «Сверхдержавой».
Приложение3Триполитических лагеря накануне Февральской революции в России
Полит лагерь
Данные для
сравнения Правительственный Либеральный Демократический Классы
Помещики, дворяне,
правое крыло крупной буржуазии Буржуазия
Рабочие, крестьяне,
демократическая интеллигенция Партии Черносотенцы, «Союз русского народа» Кадеты, октябристы, прогрессисты и др. Эсеры, меньшевики, большевики, национальные социал — демократы Цели Сохранение и упрочение монархии Конституция и монархия Свержение царизма, демократическая республика Тактика Тактика реформы и репрессий — «кнута и пряника Тактика оппозиции и соглашательства
Сочетание легальных и не легальных форм борьбы.
Вооружение восстание
Приложение4Триполитических кризиса Временного правительства
Кризис
Данные для
сравнения Апрельский кризис Июньский кризис Июльский кризис Дата кризиса 20 – 21 апреля 18 июня 3 – 5 июля Причина кризиса Нота Милюкова о невыходе России из войны Начало наступления русской армии Право этого наступления
Как Временное
Правительство вышло из кризиса Создание коалиционного правительства Временный успех на фронте
Создание 2 коалиционного
Правительства во главе с А. Керенским
Отношение народных масс к Временному
правительству Кризис доверия буржуазному правительству Кризис доверия коалиционному правительству Кризис доверия меньшевикам и эсерам
Приложение6
Присравнении исторических событий, явлений, личностей необходимо:
1.        Определить существенные, сопоставимые признаки, по которымпроводится сравнение.
2.        Расположить эти признаки в логической последовательности постепени их важности.
3.        Провести сравнение по каждому признаку, определяя различия исходства. При этом попытайтесь раскрыть как историческую обусловленность тогоили иного признака, явления, так и чем объясняется своеобразие их поведения.
4.        Сделать выводы:
а)обобщение результатов сравнения, их оценка;
б)что дает сравнение для понимания сущности событий и процессов;
г) значение сопоставительного анализа,сравнительно-исторического метода для познания сути изучаемых явлений.

Приложение7
При рассмотрении исторических событий, явленийследует:
1.        Выяснить, как они возникли, какие этапы прошли в своем развитии.
2.        Выяснить, связь данных событий с другими конкретными условиями, вкоторых они возникли и развивались.
3.        Учитывать аналогичные явления, происходившие ранее, опыт истории.
4.        Определить, интересам, каких социальных и политических сил онисоответствуют.
5.        Дать свою оценку событиям, явлениям.

Приложение8ПланХарактеристики политического устройства государств мира
1.        Государственный строй.
2.        Глава государства.
3.        Политическое устройство государства:
а)законодательный орган (его палаты, порядок создания, полномочия);
б)исполнительный орган (порядок создания, полномочия, перед кем несетответственность);
в)высший судебный орган (прядок создания, полномочия, ответственность).
4.        Политические партии в стране:
а)правящие партии;
б)легальные партии;
в)нелегальные партии.
5.        Политические права населения:
а)избирательное право (его всеобщность или ограниченность);
б)демократические свободы;
в)права человека (возможность использования провозглашенных законом прав);
6.Обобщающий вывод (оценка политического строя и прав человека).

Приложение9ПамяткаКакработать с историческими документами
1.        прочитайте название документа, установите его автора, когда и гдедокумент написан, где издан. Эти данные запишите в тетрадь.
2.        Установите по названию документа с каким документом имеет дело –закон, конституция, универсал, манифест, инструкция и т. д.
3.        Цель работы над документом, какие задания должен выполнить.
4.        Внимательно прочитайте текст документа.
5.        Выясните непонятные термины, значения отдельных слов. Обратитевнимание на комментарии, сопровождающие текст.
6.        Уясните, поняли ли текст документа и сможете ли выполнитьпоставленные задачи. В случае необходимости прочтите документ ещё раз; обратитевнимание на фрагменты текста, которые дают ответ на поставленные вопросы илиимеют к ним прямое отношение.
7.        выполните предложенное задание.
Приложение 10
Из выступления президентаАргентины Карлоса Сауля Менема.
1апреля 1990г.
Изменениероли государства.
Хочу заявить,что государство как таковое не потерпело краха. Крах потерпел этатищз. Поэтомупридание новой роли государству заключается в том, чтобы изменить характер еговзаимоотношений с человеком и обществом в целом. Это означает, прежде всего,его демократизацию, правого общества. Государство как политический институт иисторическая категория сохраняем своё значение. Устарели лишь его функциипредпринимателя, производителя, промышленника и коммерсанта. Государство неизжило себя как система политической организации общества, но уже не может бытьнеким единым, большим предприятием.
Непомерныйрост госаппарата, отсутствие адекватных взаимоотношений между государством иобществом, а также снижение уровня социального участия, заставляет нас изменитьместо и роль государства, во имя укрепления общественных свобод, утвержденияправ личности и примата коллективных интересов – всех тех принципов, которые допоследнего времени, нарушило авторитетное и неэффективное государство.Конкретные политические меры по изменению его роли должны охватить все сферы, иуже в условиях обновленного государства мы перейдем от представительнойдемократии к демократии участия.
Источник: ЛатинскаяАмерика – 1994год.
№6– С. 8           
вопросык документу:
1.        Изжило ли себя государство как система политической организацииобщества?
2.        В чем К. Менема видит новую роль государства?
3.        Каковы причины изменения роли государства в обществе?
Каквы понимаете слова К. Менема, что до 90-х годов государство было единым,большим предприятием. Была ли Украина и когда, единным предприятием?
ПамяткаДоказательство
1.        Четко уясните положение, которое требуется доказать.
2.        Определите характер доводов, т. е. Фактов, суждений илидоказательств.
3.        Характер доводов следует определять, опираясь на знания осущественных признаках, изучаемого явления или группы явлений, к которым онопринадлежит.
4.        Вычлените из текста в процессе его анализа доводы длядоказательства. Как правило, их необходимо искать не только в тексте учебника,но и в уже имеющихся знаниях.
5.        Затем свяжите, сложите доводы с доказательством.
6. Сделайте вкачестве ответа на задание.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.