Реферат по предмету "Педагогика"


Использование баз данных математических задач в процессе подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по

--PAGE_BREAK--Выполнение этих заданий оценивается экспертами, и в соответствии с критериями оценки может быть выставлено от 0 до 4 баллов.
Вместе с тем структура экзаменационной работы претерпела определенные изменения. До 2005 года каждая часть работы состояла из заданий одного типа: первая включала только задания с выбором ответа, вторая – с кратким ответом, и только задачи высокого уровня представляли собой задания с развернутым ответом. С 2005 года в Части 1 используются не только задания с выбором ответа, но и задания с кратким ответом. Это связано с тем, что некоторые задания очень неудобно и неестественно выглядят при формулировке их в виде заданий с выбором ответа. Так, например, если в задании на решение уравнения в качестве ответов, из которых нужно выбрать один правильный, предлагаются корни уравнения, то не всегда получишь информацию о том, умеет ли ученик решать данное уравнение, так как он может выявить корень уравнения при помощи проверки подстановкой. Поэтому привычное ученикам задание «Решите уравнение…» приходится трансформировать в задания типа «Найдите сумму корней уравнения…» (когда уравнение имеет более одного корня) или «Какому промежутку принадлежит корень уравнения…» (когда уравнение имеет один корень). При этом формулировки становятся непривычными для учащихся, а выполнение задания требует кроме решения уравнения проведение дополнительного действия. Наличие дополнительного условия по сравнению со стандартной формулировкой может приводить к искажению процента выполнения этих заданий. Возможно, что часть учащихся, верно решив уравнение, неверно выбрала промежуток, которому принадлежит данный корень. По мнению И. Высоцкого, именно в связи с этим, с 2005 года для проверки умения решать уравнения используются задания с кратким ответом, что позволяет сохранить стандартную формулировку соответствующих этой цели заданий [5].
В заданиях на простейшие преобразования числовых выражений, как правило, решение заключается в одном-двух действиях, а потому подобрать несколько «правдоподобных» ответов к заданию весьма сложно. В этих случаях также целесообразнее давать задание с кратким ответом.
Кроме того, уменьшение числа заданий с выбором ответа позволяет снизить вероятность угадывания верных ответов на задания Части 1. С 2005 года принятая норма выставления удовлетворительной аттестационной отметки (выполнение не менее 6 заданий) практически сводит к нулю вероятность угадывания ответов на 6 заданий из 10.
Второе существенное отличие в структуре работы с 2005 года заключается в том, что в Части 2, содержащей задания повышенного уровня сложности, предполагается наряду с заданиями с кратким ответом использовать и задания с развернутым ответом. Заметим, что традиционно высокие оценки по математике выставляются тем учащимся, которые показывают умение найти решение сложной задачи и математически грамотно записать его, приводя соответствующие обоснования. До 2005 года эти умения проверялись при помощи заданий Части 3 экзаменационной работы. В 2004 году в эту часть входило 4 задания. И только одно из них было рассчитано на «отличников», подготовка которых отвечает требованиям, предъявляемым к «школьной пятерке», остальные три были рассчитаны на тех, кто имеет значительно более высокий уровень подготовки, отвечающий требованиям вступительных экзаменов в вузы. При этом система вставления оценок за ЕГЭ такова, что даже для получения аттестационной оценки «5» ученик может верно выполнить не все аттестационные задания, а несколько меньше. Например, в 2004 году можно было решить 20 задач, из которых ни одна не представлена задачей, требующей записи решения. Чтобы исправить создавшееся положение, два задания Части 2, т.е. задания повышенной сложности, отнесены к типу заданий с развернутым ответом; одновременно число заданий Части 3 было сокращено до трех. Как считает Е. Неискашева, сложность этих трех заданий остается высокой, что связано с необходимостью дифференцировать выпускников, действительно имеющих высокий уровень математической подготовки [19].
Материал минимумов содержания старшей и основной школы сгруппирован по темам, включающим близкие по тематике вопросы содержания или общие методы решения.
Перечислим основные вопросы содержания школьного курса математики, усвоение которых проверяется при сдаче ЕГЭ [12].
1.                Выражения и преобразования.
Корень степени n. Степень с рациональным показателем. Логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс. Прогрессии.
2.                Уравнения и неравенства.
Уравнения с одной переменной. Равносильность уравнений: распознавать равносильные уравнения. Общие приемы решения уравнений. Решение простейших уравнений. Системы уравнений с двумя переменными. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Совокупность неравенств.
3.                Функции.
Числовые функции и их свойства. Производная функции. Исследование функции с помощью производной. Первообразная.
4.                Числа и вычисления.
Проценты. Пропорции. Решение текстовых задач.
5.                Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников (сумма углов треугольника. Неравенство треугольника. Теорема Пифагора. Теорема синусов и теорема косинусов). Площадь треугольника. Многоугольники. Окружность. Равные векторы. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Многогранники. Тела вращения. Комбинации тел.
С педагогической точки зрения отечественный тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости. По мнению С. Зеленова, теоретически тесты успеваемости подразделяются на два вида: тесты скорости и тесты мощности. По тестам скорости у испытуемых обычно не хватает времени ответить на все вопросы. По тестам мощности у каждого такая возможность есть, но только возможность, поскольку в таком тесте всегда содержатся заведомо трудные задания, обычно непосильные для большинства испытуемых [14].
В тестах ЕГЭ по математике их авторы соединили «в одном флаконе» оба направления. Опыт показывает, что реально за отведенное время и в жестких условиях атмосферы ЕГЭ ответить полностью правильно на все вопросы не может даже большинство учителей математики [21]. Таким образом, подготовка к успешному написанию ЕГЭ отличается от привычной для нас методики обучения школьников математике «вообще».
А. В. Белошистая сформулировала некоторые принципы построения методической подготовки к ЕГЭ [1].
Первый принцип – тематический. Разумнее выстраивать такую подготовку, соблюдая «правило спирали» – от простых типов заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип: на этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т. е. выполненный «сегодня» тест готовит к пониманию и правильному выполнению «завтрашнего».
Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Темп такого занятия учитель должен задать сразу и держать на протяжении всего урока во что бы то ни стало, используя время занятия до последней секунды. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее и собраннее.
При подготовке к ЕГЭ происходит увеличение умственной нагрузки на уроках математики, что заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.
Разрешить эту проблему можно, используя компьютер на уроках математики. Это позволит создать информационную обстановку, стимулирующую интерес учащихся, облегчит работу учителя и повысит эффективность обучения.
1.2 Информационные технологии  как особый вид информационных ресурсов   1.2.1 Основные понятия Уровень развития информационных ресурсов всё в большей мере определяет место нашей страны в современном мире.
Значительное разнообразие видов информационных ресурсов и технологий работы с ними приводит к значительным проблемам при их формировании и использовании. А отсутствие единства в понимании и определении информационного ресурса как объекта, приводит к осложнениям при формировании национальной политики по использованию, формированию и сохранности информационных  ресурсов.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в буквальном смысле понятие «информация» тождественно понятиям «сведения», «данные», «познания», «знания».
В законе об информации дано следующее определение: «Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [33].
Однако понятия «сведения» и «данные» входят в более общее понятие – «знание». Следовательно, понятие «информация» может быть определено как общий объем накопленных человечеством знаний. Но в разных источниках при определении знаний, включаемых в понятие информации, используются различные подходы.
Информация определяется как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности в области естественных и общественных  наук или касающиеся этой деятельности, с одной стороны, и знания, имеющие отношения к технике, с другой стороны. Техника в широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другие смежные с ними знания.
Обобщая данный подход, А. П. Веревченко с соавторами определил информацию как общий объем знаний об окружающей нас действительности, т.е. информация, в строгом смысле, – это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс [4].
Несмотря на широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее время отсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработку эффективной политики любого уровня по созданию информационных ресурсов  и промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, промышленности управления, образования.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс» возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественной деятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования по созданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.
Ресурсами называют материалы, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей развития общества.
Информация стала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественной практике.
Но включение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина «информационный ресурс», поскольку нет определенного подхода к тому, какую информацию считать ресурсом, а какую не считать.
Обобщая изложенное, предлагается принять следующее определение: информационные ресурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, которая может быть зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач [4].
Следует подчеркнуть, что информация,  не удовлетворяющая принятым параметрам и критериям, не должна уничтожаться.
Сбор всей информации и требование сохранности «дефектной» информации лежит в основе деятельности наиболее эффективных информационных систем и является важным методологическим принципом их построения.
Поэтому целостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только в том случае, если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, на которых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.
Специалисты выделяют несколько классов информационных ресурсов:
·  персонал – память людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники;
·  документы всех видов и их собрания, на любых видах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых в вычислительной технике и технике средств связи);
·  объекты неживой и живой природы и их коллекции, к которым относятся: промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты), стандартные образцы (в метрологии), т.е. любые объекты, созданные в процессе производства и являющиеся    овеществленным результатом научной и производственной деятельности людей, а также семенной материал, линии животных, микроорганизмы, биологические материалы и т.д.
·  научный инструментарий (в том числе: автоматизированные системы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работников и проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные и испытательные комплексы и т.д.).
·        организационные единицы – научные, производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга задач.
1.2.2 Информатизация образования Как уже отмечалось, в настоящее время идет информатизация всех сфер человеческой деятельности. Особое место в средствах информатизации занимает компьютер. Академик Н. Н. Моисеев считал создание компьютера столь же крупной вехой в становлении человечества, как и использование огня. С появлением компьютера появились возможности автоматизации элементов умственного труда в результате освобождения человека от рутинных операций и замыкания части информационных потоков на компьютер. Современный компьютер дает возможность накапливать необходимую информацию: накапливать в памяти статьи, книги, музыку, фильмы и извлекать эту информацию по мере необходимости. Любой человек, умеющий пользоваться Интернетом, может получить интересующую его информацию из Сети.
Книгопечатание положило начало бумажной технологии, появление компьютера открыло эру технологии безбумажной, наступление которой академик В. М. Глушков предвидел еще в 60-е годы XX века. Появилась возможность создавать автоматизированные системы обработки информации. Телефонная сеть, а затем специализированные сети передачи данных послужили хорошей основой для создания Интернета. Достижения информатики легли в основу создания компьютерных сетей с серверами баз данных, автоматизированных информационных систем, электронной почты и телеконференций, автоматизированных систем управления и обучения и других отличительных черт современного мира.
Информатизация образования – это процесс модернизации сферы образования под влиянием методологии информатики, а также использование в обучении, развитии и воспитании учащихся средств информатизации и информационных технологий. Содержанием процесса информатизации образования является:
– становление учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся в области информатики;
– создание и освоение учителями новых средств обучения, основанных на средствах информатизации;
– внедрение информационных технологий во все учебные дисциплины, освоение учителями новых методов и форм учебной работы;
– изменение содержания всех учебных дисциплин;
– совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования распределенных информационных ресурсов и компьютерных сетей;
– использование математических методов и информационного моделирования в управлении педагогическими системами.
Информатизация образования требует специальной подготовки педагогов. В связи с этим, осуществляется процесс повышения их квалификации к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Этот процесс осуществляется высокими темпами, широкомасштабно и при мощной поддержке со стороны Министерства образования.
За последние несколько лет удалось создать систему массовой подготовки работников общего образования в области ИКТ.
Вместе с тем количество обученных педагогов, по мнению экспертов, далеко не совпадает с числом тех, кто компетентно (то есть целенаправленно и самостоятельно, со знанием требований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательного пространства и своих возможностей и ограничений соответствовать предъявляемым требованиям) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методической деятельности, собственного непрерывного профессионального педагогического образования. Качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов, прошедших обучение, не отвечают ожиданиям.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--Обычно с базами данных работают две категории исполнителей. Первая категория – проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных и согласовании ее с заказчиком. Кроме таблиц проектировщики разрабатывают и другие объекты базы данных, предназначенные, с одной стороны, для автоматиза­ции работы с базой, а с другой стороны – для ограничения функциональных воз­можностей работы с базой (если это необходимо из соображений безопасности). Проектировщики не наполняют базу конкретными данными (заказчик может счи­тать их конфиденциальными и не предоставлять посторонним лицам). Исключение составляет экспериментальное наполнение модельными данными на этапе отладки объектов базы.
Вторая категория исполнителей, работающих с базами данных, ­– пользователи. Они получают исходную базу данных от проектировщиков и занимаются ее напол­нением и обслуживанием, В общем случае пользователи не имеют средств доступа к управлению структурой базы – только к данным, да и то не ко всем, а к тем, работа с которыми предусмотрена на конкретном рабочем месте.
Соответственно, система управления базами данных имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. Первый режим предназначен для создания или изменения структуры базы и создания ее объектов. Во втором режиме проис­ходит использование ранее подготовленных объектов для наполнения базы или получения данных из нее.
Методически правильно начинать работу по проектированию базы данных с каран­дашом и листом бумаги в руках, не используя компьютер. На данном этапе он просто не нужен. Неоптимальные решения и прямые ошибки, заложенные на этапе про­ектирования, впоследствии очень трудно устраняются, поэтому этот этап является основополагающим.
Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в Microsoft Office.
СУБД Microsoft Office2002предоставляет несколько средств создания каждого из основных объектов базы. Эти средства можно классифицировать как:
·                   ручные (разработка объектов в режиме Конструктора);
·                   автоматизированные (разработка с помощью программ-мастеров);
·                   автоматические – средства ускоренной разработки простейших объектов.
Соотношения между этими средствами понятны: ручные средства являются наи­более трудоемкими, но обеспечивают максимальную гибкость; автоматизирован­ные и автоматические средства являются наиболее производительными, но и наи­менее гибкими.
 Рассмотрим, что же такое база данных и как её создать на примере базы данных математических задач для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ (См. Приложения 1, 2).
1.3 Описание модели использования базы данных математических задач при подготовке к ЕГЭ Созданная база данных «Задания для подготовки к единому государственному экзамену» для учащихся 11-х классов содержит задачи, входившие в экзаменационные работы в 2002 – 2006 годах, а также задачи демонстрационного варианта 2007 года. Задания отвечают перечню контролируемых вопросов содержания, составленного на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования [12].
При создании этой базы данных использовались литературные источники [10, 11, 12, 27, 28, 30, 32].
БД математических задач имеет следующие таблицы: KodOtveta, Reshenie, Tema, Zada4i, Zada4iSViboromOtveta. Поля: KodOtveta, Otvet, NoZada4i, Reshenie, KodTemi, Tema, NoZada4i, UrovenSlognosti, Formylirovka,  VariantiOtveta. В таблицах Reshenie, Zada4i, Zada4iSViboromOtveta ключевым является поле NoZada4i. В таблице KodOtveta ключевое поле – KodOtveta. В таблице Tema ключевое поле – KodTemi. Поля Formylirovka, Otvet, VariantiOtveta, Reshenie имеют тип ПолеобъектаOLE. Тогда содержимое этих полей можно просмотреть, выполнив двойной щелчок по определенной ячейке. После этого откроется документ MSWord, в котором содержится вся необходимая информация.
Многие таблицы заполнялись с помощью форм. Так таблица Zada4iSViboromOtveta создавалась при заполнении одноименной формы.

Тогда в таблице, благодаря обеспечению целостности данных, будут заполняться соответствующие поля.
БД может использоваться учителем при подготовке к урокам и внеклассным занятиям, а также при проведении занятий в компьютерном классе. Главное преимущество БД над бумажными источниками – возможность многократного применения в форме, удобной для учителя.
БД можно применять на различных этапах подготовки к ЕГЭ – учитель просто распечатывает отчеты, в которых содержатся соответствующие задания.
Например,запрос, содержащий задачи уровня А можно применить при проверке уровня знаний учащихся. Это простой запрос, создаваемый с помощью конструктора. Чтобы создать такой запрос, нужно выполнить следующую последовательность действий [15]:
§  запрос создать  конструктор;
§ выбрать таблицы, которые будут использоваться в запросе – Zada4i.
На базе этого запроса формируется отчет  Задачи_уровень А. Поле ответ не выбирается. Этот отчет будет иметь следующий вид.

Аналогично можно создать запросы, содержащие задачи уровней В и С. В этом случае условием отбора будет уровень сложности. Например, запрос на выборку Задачи уровень С в режиме конструктора будет иметь вид:

Учитель может использовать базу данных при изучении или повторении той или иной темы. В данном случае вновь используется запрос на выборку. Запрос формируется на основе 2 таблиц: Tema и Zada4iSViboromOtveta (задачи уровня А) или Tema и Zada4i (задачи уровня В и С).
Например, для того, чтобы создать запрос, выводящий все задачи уровня А по теме «Логарифмы», необходимо выполнить следующие действия:
§     запрос создать  конструктор;
§    выбрать таблицы, которые будут использоваться в запросе – Tema, Zada4iSViboromOtveta;
§    выбрать поля, которые должны выводиться на экран;
§    так как в нашей классификации несколько тем, связанных с логарифмами, то условием отбора будет тема, в которой встречается хотя бы часть слова «логарифм», т.е.,«*логарифм*».
Аналогично создаются запросы на выбор задач по другим темам. Условие отбора – тема, которую можно указать полностью (большая вероятность ошибочного ввода) или используя запись **.
Так выглядит результат запроса, выводящий задачи уровня С по теме «Уравнения и их системы». Условием отбора в данном случае является уровень сложности «С» и тема «*уравнен*».
Так как наша база данных будет постоянно обновляться, то увеличится количество форм, отчетов, поэтому целесообразно создать Главную кнопочную форму. Способ создания этой формы описан выше. Тогда Главная кнопочная форма будет иметь следующий вид.

С помощью этой формы можно легко перемещаться по формам Tema, Zada4i, Zada4iSViboromOtveta. В дальнейшем можно будет модернизировать эту форму посредством добавления новых объектов.
Таким образом, эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике дает объективную информацию о реальном уровне подготовки выпускников, которая представляет интерес и для широкой общественности, и для разработчиков стандартов математического образования и других документов, направленных на модернизацию математического образования.
Сам тест ЕГЭ основан на использовании информационных технологий. Например, осуществляется автоматизированная проверка задач уровней А и В. Поэтому большую актуальность приобретает процесс информатизации.
Этот процесс самым непосредственным образом затронул образование. Особое место в средствах информатизации образования занимает компьютер. Современный компьютер дает возможность накапливать нужную информацию и использовать ее по мере необходимости.
В последнее время усилия специалистов направлены на построение перспективных моделей организации учебной деятельности и поиск новых подходов к использованию компьютера. Информатизация образования создает основу для качественного преобразования процессов обучения, воспитания и развития учащихся.
Перед учителем в условиях информатизации образования стоят задачи совершенствования методов, средств обучения и способов организации практической и познавательной деятельности учащихся на основе использования средств ИКТ, в том числе баз данных. Использование ИКТ значительно облегчает работу учителя при организации учебного процесса.
Кроме того, информатизация образовательной сферы ведет к изменению содержания обучения в соответствии с новыми целями, стоящими перед изменяющимся обществом.
На современном этапе для достижения больших результатов в процессе обучения, необходима разработка совершенно новых подходов к работе с таким видом информационных ресурсов как базы данных.

Глава 2.Технология использования баз данных математических задач в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике 2.1 Реализация модели В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий учащихся, подготовку к сдаче единого государственного экзамена следует организовать следующим образом.
1.                Фиксирование основного содержания, подлежащего усвоению материала  и способов работы с ним в краткой схематической форме, удобной для использования при решении задач;
2.                Организация самостоятельной работы, позволяющей проконтролировать ход работы и ее результаты;
3.                Постепенный переход от пошагового контроля со стороны преподавателя к самоконтролю учащимися;
Исходя из этого, можно выделить несколько форм и методов, используемых при подготовке учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по математике. Средством обучения в нашем случае является база данных «Задания для подготовки к единому государственному экзамену». Все уроки можно разделить на два вида – уроки, проводимые в обычном кабинете и уроки, проводимые в компьютерном классе.
1.     Тематическая подготовка. Для того чтобы  ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Учитель должен систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Эффективно повторение материала осуществлять по темам школьного курса математики, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным [18].
Рассмотрим применение созданной базы данных в процесс подготовки к сдаче ЕГЭ на примере уроков, посвященных теме «Логарифм».
Во-первых, это может быть самостоятельная работа на выявление уровня знаний по этой теме. В этом случае учитель составляет карточки по теме, содержащие задачи различных уровней сложности.
Это можно сделать с помощью запроса на выборку в нашей базе данных (см. п. 1.3., Приложения 1, 2() выборку в нашей базе данных.оса на выборку в нашей базе данных. этой теме. и, двигаясь при этом от простых заданий к более с).
Использование базы данных позволяет составить большое количество вариантов. Поэтому у учеников не будет желание отвлекать соседа, потратив при этом впустую драгоценное время.
Проанализировав результаты работы, учитель может выявить пробелы в знаниях учащихся и правильно организовать повторение материала, с учетом допущенных ошибок. Учитель при этом может осуществить также  и индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, составив карточки в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика. Это должно учитываться для того, чтобы в последствии ученик самостоятельно сумел набрать максимально возможное количество баллов на ЕГЭ [24]. При этом не стоит забывать, что задачей ЕГЭ является создание равных условий для всех учащихся.
Как показывает анализ результатов ЕГЭ прошлых лет, задания по теме «Логарифм» вызывают наибольшее затруднение у учеников [23]. Это связано с тем, что данная тема изучается в 11 классе и учителя торопятся перейти к комплексному повторению всего школьного курса математики, при этом отводя слишком мало времени на изучение этой темы.
Учитель должен устранить имеющиеся пробелы в знаниях учеников. Для этого нужно составить больше заданий, однотипных с теми, в которых были допущены типичные ошибки на самостоятельной работе. Поэтому, во-вторых, целесообразно проводить фронтальную работу с учащимися, вместе анализируя допущенные ошибки. При повторении темы «Логарифм. Свойства логарифма», необходимо вспомнить определение, сделав при этом еще раз особый акцент на все накладываемые ограничения; свойства логарифма, а уже после этого перейти к разбору ошибок. В базе данных выбрать задачи, проверяющие знания по этой теме (запрос на выборку).
А1. Найдите значение выражения , если .
       1) -8          2) 25        3) 7                4) 10
Ответ: 3.
А2. Найдите область определения функции  .
1)     2)  3)     4)
Ответ: 2.
А3.Найдите значение выражения .
1) 1          2) 2          3) 144                4) 40
Ответ: 2.
А4. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения   

1)      2)    3)      4)
Ответ: 4.
А5. Найдите область определения функции .
1)     2)    3)     4)
Ответ: 4.
А6. Найдите значение выражения  .
1) 11          2) 2          3) 22                4) 3
Ответ: 4.
А7. Найдите область определения функции .
1)  2)   3)  4)
Ответ: 2.
А8. Вычислите значение выражения .
1) 6          2) 2           3) 0                4) –2
Ответ: 4.
А9. Найдите область определения функции .
1)  2)   3)  4)        
Ответ: 1.
А10. Вычислите значение выражения +4.
1) 148         2) 44           3)5              4) 6
Ответ: 4.
А11. Найдите область определения функции.
1)   2)   3)   4)
Ответ: 4.
В1. Вычислите значение выражения .
Ответ: 3.
В2. Найдите значение выражения .
Ответ: 8.
В3. Найдите значение выражения  .
Ответ: 3.
В4. Вычислите:.
Ответ: 47.
В5. Найдите значение выражения .
Ответ: 16.
Это лишь некоторые задания  по этой теме, включенные в базу данных.
При решении задач учитель сразу может и не сообщать ученикам, из какой части это задание: «Как вы думаете, из какого раздела было это задание? Из раздела В! (или С!). И вы его сделали! Кому оно показалось невероятно сложным? Никому? Молодцы! Идем дальше: из какого раздела вы хотите следующее задание?». Это поможет ученикам преодолеть психологический барьер перед «трудными» задачами и перед ЕГЭ в целом, повысит их самооценку [28].
В-третьих, в групповой и индивидуальной формах работы может быть отражен дифференцированный подход в обучении, о котором говорилось выше. Из базы данных сделать выборку задач по теме «Логарифм» по:
·             уровню сложности;
·             по типу заданий (определение логарифма, свойства, решение уравнений и неравенств и т.д.);
·             по методу решения (например, для уравнений и неравенств) и т.д.
При групповой работе очень важно правильно сформировать микрогруппы. Если задания сгруппированы по уровню сложности, то ученики в группе должны быть с примерно равными умственными способностями и решать они должны «посильные» задачи. Если учитель выбрал другой критерий для группировки задач, то тогда в каждой группе должны быть и «сильные», и «слабые» учащиеся. В начале урока ребята решают задачи в группе, затем члены каждой группы объясняют решение своих задач всему классу. Если задачи однотипные, то можно подробнее рассмотреть один-два примера, а к остальным дать только ответы.
Групповую форму работы в данном случае целесообразно использовать после повторения основных теоретических моментов по данной теме. Такая форма работы позволяет рационально использовать учебное время и охватить при этом больший объем повторяемого материала.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--После повторения всех «проблемных» тем вновь было проведено итоговое тренировочное тестирование. В течение четырех часов ученики выполняли предложенную работу. Это тестирование проходило в компьютерном классе. У каждого ученика был свой индивидуальный вариант, составленный из задач, входящих в базу данных «Задания для подготовки к единому государственному экзамену». Варианты заданий были оформлены в формате веб-страниц.
В ходе тестирования были получены следующие результаты:
0 – 30 баллов – 0 учеников
31 – 40 баллов – 2 ученика
41 – 50 баллов – 6 учеников
51 – 60 баллов – 5 учеников
61 – 70 баллов –  6 учеников
71 – 80 баллов – 0 учеников
81 – 90 баллов – 0 учеников
91 – 100 баллов – 0 учеников
\s
Анализ результатов выполнения теста до и после эксперимента позволил нам выдвинуть гипотезу : «результаты тестирования до и после эксперимента существенно не отличаются». Составим  конкурирующую гипотезу : «результаты тестирования до и после эксперимента отличаются существенно». Гипотеза  проверена по критерию . Найдена числовая характеристика по формуле:
   
где  и  – число учащихся, принимавших участие в тестировании до проведения эксперимента и число учащихся, принимавших участие в тестировании после проведения эксперимента соответственно, получивших определенный балл k=(0;100), ,  - число учащихся, принимавших участие в тестировании до проведения эксперимента и число учащихся, принимавших участие в тестировании после проведения эксперимента соответственно.
Таким образом,


По таблице критических точек распределения  для уровня значимости  и числа степеней свободы =36 найдено критическое значение .
Так как , то гипотеза  отвергается в пользу гипотезы . Поэтому на уровне значимости 0,05 можно утверждать, что после эксперимента качество знаний учащихся существенно отличается от качества знаний учащихся до эксперимента.
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: результаты пробного тестирования ЕГЭ до и после проведения эксперимента различны. Результаты учащихся после проведения эксперимента имеют тенденцию быть выше, чем результаты учащихся до проведения эксперимента. На основании этого можно утверждать, что предложенная методика положительно влияет на качество знаний учащихся.
Относительно целей, поставленных перед данной опытной работой, можно сказать следующее. Проведенная опытная работа выявила огромный неиспользуемый потенциал компьютера при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике, который заключается в применении баз данных математических задач. Проведенная опытная работа позволила сделать вывод о том, что разработанная нами методика является достаточно эффективной, и оставляет за собой право быть используемой при подготовке к сдаче ЕГЭ по математике.
Таким образом, из результатов эксперимента можно сделать вывод о качественном росте показателей успешности написания теста ЕГЭ. И этот рост был достигнут всего за четыре недели подготовки. Ученики стали не только допускать меньше ошибок, но и им стало интереснее готовиться к итоговому тестированию, замечая, что учитель при подготовке к урокам применяет новейшие информационные технологии. Особый интерес вызвало итоговое тренировочное тестирование, проходившее в компьютерном классе.
Кроме того, Л. И. Костоломова отметила, что заметно сократилось время на подбор заданий, на формирование индивидуальных карточек и на проверку выполненных работ.
Применение базы данных математических задач при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике показало:
·                   повышение уровня знаний и их качественный прирост;
·                   сокращение времени, которое учитель тратит на подготовку к урокам;
·                   повышение интереса к урокам математики;
·                   улучшение дисциплины на уроках.
Приведем некоторые высказывания учащихся, которые улучшили свои знания по математике, поверили в свои возможности, благодаря умелому применению компьютеров на уроке.
«После того, как мы стали готовиться к ЕГЭ в компьютерном классе, у меня появилось понимание на уроках математики». Лена Б.
«Теперь я стал быстрее и правильнее выполнять задания Части 1. Раньше на это уходило гораздо больше времени». Антон Б.
«Я стал с удовольствием ходить на уроки математики». Вова З.
«Раньше я даже не пытался решать задачи уровня В, а теперь я их правильно решаю». Никита Х.
«У меня появилась уверенность в том, что я обязательно сдам ЕГЭ». Алиса Д.
Таким образом, в ходе исследования была создана база данных математических задач для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по математике. Созданная база данных содержит задачи, входившие в экзаменационные работы в 2002 – 2006 годах, а также задачи демонстрационного варианта 2007 года. Задания отвечают перечню контролируемых вопросов содержания, составленного на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования.
В результате выполнения работы были выделены несколько форм и методов, используемых при подготовке учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по математике:
·                   тематическая подготовка;
·                    решение задач базового уровня;
·                   итоговый контроль учителем;
·                   задания для осуществления самоконтроля учащимися.
Средством обучения в данном случае является база данных «Задания для подготовки к единому государственному экзамену».
Полученные результаты эксперимента позволяют сделать следующий вывод: результаты пробного тестирования ЕГЭ до и после проведения эксперимента различны. Результаты учащихся после проведения эксперимента имеют тенденцию быть выше, чем результаты учащихся до проведения эксперимента. На основании этого можно утверждать, что предложенная методика положительно влияет на качество знаний учащихся.

Заключение В результате проведенного исследования, получены следующие основные результаты.
1.                Выделены теоретические аспекты работы с готовой базой данных и создания собственной базы данных математических задач (на примере системы управления базами данных MS Access);
2.                Определена структура и содержание методических задач, ориентированных на использование базы данных математических задач на уроках и внеклассных занятиях для подготовки учащихся к ЕГЭ;
3.                Разработана методика использования базы данных математических задач в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ;
4.                Частично проверена результативность разработанной методики на практике;
5.                Проведена систематизация задач различных разделов школьного курса, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ;
Результаты проведенного исследования подтверждают его гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.
1.                Использование в процессе преподавания информационных технологий, в том числе баз данных, помогает повысить эффективность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ;
2.                Для повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, целесообразно использовать в процессе преподавания информационных технологий, в том числе баз данных;
3.                Наибольший эффект использования базы данных математических задач достигается при подготовке к урокам различных типов. внеклассным занятиям и проведении пробного тестирования;
4.                Использование базы данных математических задач позволяет осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
Дадим характеристику дальнейшей возможной работы по теме исследования.
Преимущество базы данных над другими источниками задач – достаточно легкое изменение структуры, внесение дополнительных сведений, постоянное расширение функциональных возможностей.
В дальнейшем, возможно изменение базы данных: корректировка заданий, добавление новых задач, описание решений всех задач, создание большого количества тренировочных тестов и программ, осуществляющих автоматизированную проверку заданий.
Созданная база данных уже готова к использованию. Навыками работы с ней может легко овладеть каждый учитель, даже если он умеет обращаться с компьютером только на пользовательском уровне. 
Кроме учителя и учеников на занятиях в школе при подготовке к ЕГЭ или при изучении тем школьного курса, база данных математических задач может использоваться и любым человеком для самообразования.

Библиографический список 1.                Белошистая, А. В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. [Текст] / А. В. Белошистая // Математика в школе. – 2005. – №3.
2.                Болотов, В.А. Актуальное интервью: «Родители, чьи дети успешно сдали ЕГЭ, вздохнули с облегчением». [Текст] / В.А. Болотов //Математика в школе. – 2005. — №2.
3.                Васенина, Е.А. Информатика для абитуриентов [Текст] / Е.А. Васенина. – Киров, 2002.
4.                Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений [Текст] / учебное пособие / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 560 с.
5.                Высоцкий, И. Аналитическая записка. О концепции и содержании ЕГЭ по математике. [Текст] / И. Высоцкий, Л. Звавич // Математика (приложение к газете «Первое сентября») – 2004. — №5.
6.                Голицына, О.Л. Базы данных / Учебное пособие [Текст] / Голицына, О.Л., Н.В. Максимов, И.И. Попов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
7.                Гусинский, Э.Н., Результаты и проблемы итоговой аттестации. [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Директор школы. – 2006. — №9.
8.                Денищева Л.О. ЕГЭ по математике в 2004 году. [Текст] / Л.О. Денищева //Математика в школе.- 2004. — №1.
9.                Денищева, Л.О. О структуре экзаменационной работы. [Текст] / Л.О. Денищева, К.А. Краснянская // Математика в школе. – 2005. — №2.
10.           Единый государственный экзамен 2002 [Текст] / Контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 127 с.
11.           Единый государственный экзамен: [Текст] / Контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др.; М-во образования РФ – М.: Просвещение, 2003. – 191 с.
12.           Единый государственный экзамен 2007. Математика. [Текст] / Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007. – 272 с.
13.           ЕГЭ – это возможность преодолеть «обезличку» школ. [Текст] // Директор школы. – 2005. — №9.
14.           Зеленов, С. От чего зависит успех на едином экзамене. [Текст] / С. Зеленов // Директор школы. – 2005. – №7
15.           Информатика. Базовый курс [Текст] / Под редакцией С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005.
16.           Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 100 баллов. Математика. [Текст] / Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов – М.: Экзамен, 2005.
17.           Магомедгаджиева, А.М. Теоретическая модель использования информационных технологий на уроках математики в инновационных учебных заведениях. [Текст] / А.М.  Магомедгаджиева // www.bitpro.ru.
18.           Методическое письмо «О преподавании математики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года». [Текст] // Математика. – 2006. – №6.
19.           Неискашева, Е. ЕГЭ: за и против. [Текст] / Е. Неискашева // Математика в школе. – 2003. — №4.
20.           Никифорова, М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии. [Текст] / М.А. Никифорова // Математика в школе, 2005. — №6.
21.           Об ошибках учащихся в ходе единого государственного экзамена. [Текст] // Математика в школе. – 2003. — №4.
22.           Перевозчикова, М.С. Практикум по программному обеспечению ЭВМ. Реляционные базы данных. Система управления базами данных Access: ч.V [Текст] / М.С. Перевозчикова, М.В. Петухова. – Киров: Изд-во ВГГУ, 2005.
23.           Писаревский, Б.М. Динамика ЕГЭ. [Текст] / Б.М. Писаревский // Математика в школе – 2003. -№9
24.           Результаты ЕГЭ по математике в 2005 году в г.Кирове. [Текст] / Статистический сборник./Департамент образования Кировской области. Центр оценки качества образования. – Киров. – 2005.
25.           Семакин, И. Информатика, 11 класс [Текст] / И.Семакин, Е. Хеннер. – М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
26.           Семенов, П. Методика подготовки к единому государственному экзамену. [Текст] / П.  Семенов. // Математика. – 2006. -№5, №7, №8.
27.           Ситникова, И.В. Тестовые задания (ЕГЭ) по математике: в помощь выпускнику средней школы. [Текст] / И.В.  Ситникова – Киров, 2004. – 36 с.
28.           Смирнов, В. Каким быть ЕГЭ по математике? [Текст] / В. Смирнов // Математика. – 2004. — №20.
29.           Старцева, Н. А. Информационные технологии на уроках математики. [Текст] / Н. А. Старцева // www.websib.ru.
30.           Тесты. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. [Текст] – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования». – 2005.
31.           Угринович, Н. Информатика и информационные технологии, 10-11 классы [Текст] / Н. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
    продолжение
--PAGE_BREAK--32.           Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика [Текст] / Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков и др. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 224 с.
33.           Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации: №24-ФЗ от 20.02.03. 
34.           Франкфурт, Б. О едином государственном экзамене. [Текст] / Б.Франкфурт, А. Семенов. //Математика. – 2004. — №5.

Приложение 1 Создание базы данных
1. Программные и аппаратные средства реализации баз данных
База данных – совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области) [31].
Например:
·                   База данных книжного фонда библиотеки;
·                   База данных кадрового состава учреждения;
·                   База данных законодательных актов в области уголовного права;
·                   База данных современной эстрадной песни.
·                   База данных математических задач
Рассмотрим, что же такое база данных и как её создать на примере базы данных математических задач.
База данных(БД) – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.
В большинстве случаев базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы, например сборника задач по математике. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую она входит.
Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это только «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.
Информационная система – это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.
База данных – структурированная совокупность взаимосвязанных данных в рамках некоторой предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения [15].
Один из признаков, по которому можно классифицировать базы данных, — характер хранимой информации.
Фактографические БД содержат данные, представляемые в краткой форме и строго фиксированных форматах такие БД являются аналогами бумажных картотек, например, библиотечного каталога или каталога видео теки. Другой тип БД – документальные БД. Здесь аналогами являются архивы документов, например, архив судебных дел, архив исторических документов и другие. В дальнейшем мы будем рассматривать  лишь фактографические БД.
Известны три разновидности структуры данных иерархическая, сетевая, табличная. Соответственно по признаку структуры базы данных делятся на иерархические БД (например, файловая структура), сетевые БД (глобальная сеть), реляционные (табличные) БД. В последнее время наиболее распространенным типом баз данных стали реляционные БД. Любую структуру данных можно свести к табличной форме.
Любую работу компьютер выполняет под управлением программ. Значит и для работы с базами данных требуется специальное программное обеспечение. Такое программное обеспечение называется системой управления базами данных или сокращенно СУБД. Таким образом, необходимо различать собственно базы данных (БД), которые являются упорядоченными наборами данных, и системы управления базами данных (СУБД) – программы, управляющие хранением и обработкой данных [31].
Система управления базами данных(СУБД) – это программа, позволяющая создавать базы данных, а также обеспечивающая обработку (сортировку) и поиск данных.
Системой управления базами данных является приложение Access, входящее в Microsoft Office.

2. Основные принципы построения базы данных
Реляционные БД – базы данных с табличной формой организации информации.
База данных может состоять из одной таблицы – однотабличная БД, или из нескольких взаимосвязанных таблиц – многотабличная БД [15].
Структурными составляющими таблицы являются записи и поля.
Запись базы данных – строка таблицы, содержащая информацию об отдельном объекте, описываемом в БД.
Поле базы данных – столбец таблицы, содержащий определенное свойство (характеристику, атрибут) объекта. Значение полей в одной строчке относятся к одному объекту. Каждое поле имеет имя.
поле 1        поле 2                поле 3       поле 4         поле 5










Запись1
Запись2


Для каждой таблицы реляционной БД должен быть определен главный ключ – имя поля или нескольких полей, совокупность значений которых однозначно определяют запись. Иначе говоря, значение главного ключа не должно повторяться в разных записях. Например, в БД математических задач разные задачи могут иметь одинаковый уровень сложности, могут совпадать тематика, ответ. Но порядковый номер у каждой книги свой. Не всегда удается определить одно поле в качестве ключа.  Если есть два индивидуальных поля для данной таблицы, то они образуют составной ключ [20].
С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля. Тип определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях. Существует четыре основных типа для полей БД:
§     числовой;
§     символьный;
§     дата;
§     логический.
Числовой тип имеют поля, значения которых могут быть только числами. Числа могут быть целыми и вещественными (номера задач)
Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (формулировки заданий, решения, ответы…).
Тип «дата» имеют поля, содержащие календарные даты в различной форме.
 Логический тип соответствует полю, которое может принимать всего два значения: «да» – «нет» или «истина» – «ложь».
Значения полей – это некоторые величины определенных типов. От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить. Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими – нельзя.
Для полей символьного и числового типа требуется также определить их ширину. При определении ширины поля нужно ориентироваться на максимально длинное значение, которое может храниться в этом поле. В некоторых случаях для числовых полей нужно задавать не ширину, а числовой формат (целое, длинное целое, с плавающей точкой и т.п.). Поля типа «дата» и логического типа имеют стандартную ширину.
         Единовременно может быть открыта только одна база данных, содержащая обязательное окно базы данных и окна для работы с объектами базы данных.
Окно базы данных – один из главных элементов интерфейса Access. Здесь систематизированы все объекты БД: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули.
Таблица. Это базовый объект БД, все остальные объекты создаются на основе существующих таблиц (производные объекты). Объекты, составляющие таблицу, – это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами полей, форматами полей и некоторыми другими параметрами.
Запросы. В СУБД запросы являются важнейшим инструментом. Главное предназначение запросов – отбор данных на основании заданных условий. Результат отбора представляется в табличном виде.
Формы. Формы позволяют отображать данные, содержащиеся в таблицах и запросах, в более удобном для восприятия виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать и удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты. Форма – это вспомогательный объект, без которого, в принципе, можно обойтись.
Отчеты. Отчеты предназначены для печати данных, содержащихся в таблицах и запросах, в красиво оформленном виде.
         Все таблицы должны быть связаны между собой. Организации связи между таблицами заключается в  построении схемы.
Для связывания таблиц надо[20]:
§ выполнить команду => Сервис => Схема данных;
§ откроется окно Добавление таблицы; выделить название таблицы №1;
§ выполнить команду => Добавить; => выделить название таблицы №2; выполнить команду=> Добавить => Закрыть.
Откроется окно «Связи». Надо последовательно активизировать флажки «Обеспечить целостность данных», «Каскадное обновление связанных полей» и «Каскадное удаление связанных записей». Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически. Далее следует выполнить команду=> Создать. Схема готова!
Осталось ее сохранить и закрыть окно.
Теперь, чтобы вывести на экран любую из созданных таб­лиц, нужно щелкнуть мышью по ее имени на закладке «Таблицы» и выполнить команду=>Открыть. Открытую таблицу можно просматривать, редактировать, можно добавлять в нее новые записи. Если вам потребуется изменить структуру таблицы, то нужно перейти в режим конструкто­ра и внести изменения.
Типы связей:
ü    один к одному (двумерная таблица)
ü    один ко многим (иерархическая структура)
ü    многие ко многим (сетевая структура)
Формы Access – это лицо базы данных. Для выполнения ежедневных, стандартных операций в хорошо организованной базе данных чаще всего используются именно формы. Как средство для ввода данных, форма является гораздо более удобным инструментом, чем таблица. О чем мы с вами и говорили ранее. Формы можно использовать при анализе данных, а также для вызова других форм, запросов, отчетов и различных автоматических операций. Кроме того, формы используются в качестве «управляющего центра» всей базы данных.
Работа с автоформами и мастером форм
Для работы с имеющимися формами, а также для их создания необходимо выбрать пункт Формы на панели Объекты. Для создания формы выберите команду Вставка/Форма или щелкните мышью по кнопке Создать, после чего на экране появится диалоговое окно Новая форма.
Создание формы предусмотрено в следующих режимах:
• в режиме Автоформ (три автоформы: в столбец, ленточная и табличная);
• в режиме Мастера форм (четыре вида формы: в столбец, ленточная, табличная и выровненная);
• в режиме Конструктора. Кроме того, можно создать особые виды форм:
• Диаграмма;
• Сводная таблица.
  Для создания формы выбора режима недостаточно – необходимо выбрать таблицу или запрос, по которой создается форма, что делается в этом же диалоговом окне.
 Автоформа — это инструмент для быстрого автоматического создания форм. Этот режим позволяет создать три вида форм:
• в столбец, в которой на экран выводятся данные одной записи исходной таблицы или запроса, а все поля располагаются в один столбец;
• ленточная, в которой на экран выводятся данные нескольких записей, а для каждого поля выделяется отдельный столбец;
• табличная, в которой готовая форма выглядит как исходная таблица или запрос.
Мастер форм — это инструмент для быстрого автоматического создания форм с выбором нужных полей для вывода.
Автоформа автоматически строит простую форму на базе выбранной таблицы, не запрашивая больше никаких данных. В таких формах отображаются все поля и записи таблицы.
Переход по записям осуществляется при помощи кнопок на панели перехода, для ввода новой записи можно воспользоваться кнопками, находящимися внизу рабочего окна. Для перехода по полям формы можно воспользоваться клавишами TAB и SHIFT+TAB.
Как и любой мастер, Мастер форм предлагает выполнить последовательность шагов:
·                   1-ый шаг – выбор полей из таблиц, которые будут представлены в форме. Здесь в отличие от режима Автоформы имеется возможность выбрать данные из нескольких таблиц или запросов, после чего нужные поля перемещают из списка доступных полей в список выбранных полей.
·                   2-ым шагом предлагается выбрать вид представления данных (выберите «Подчиненные формы» и выделите таблицу)
·                   3-ий шаг – выбор внешнего вида подчиненной формы (выберите табличный)
·                   4-ый шаг – позволяет выбрать стиль формы (выберите по вашему усмотрению)
·                   5-ым шагом назначается имя форме и предлагается либо открыть форму для просмотра и ввода данных, либо изменить макет формы. Сохраните формы.
Создание и редактирование форм в режиме конструктора
Конструктор предусматривает более детальное, «ручное» проектирование макета формы. Здесь можно не только изменить расположение объектов, но и добавить на форму различные элементы управления, такие как наборы вкладок, кнопки, переключатели, поля со списком, которые позволяют оптимизировать ввод данных. Переход в режим Конструктора можно осуществить через меню Вид.
Конструктор – это инструмент для более тщательного проектирования макета формы. Конструктор форм позволяет не только создавать форму «с нуля», но и редактировать уже созданную. Форма в окне Конструктора состоит из трех частей: Заголовок формы, Область данных и Примечание формы.
Каждый объект в Access ими свойства. Свойства определяют внешний вид и поведение объекта. В режиме Конструктора форм можно менять и просматривать свойства элементов управления, разделов и целиком форм. Для просмотра свойств данного элемента надо его выделить и выбрать в меню Вид пункт Свойства. Чтобы увидеть окно свойств формы необходимо щелкнуть два раза по левому углу формы. После того как будет открыто окно свойств, можно выделять различные объекты, и содержимое окна свойств будет меняться в зависимости оттого, какой объект выбран.
Окно свойств имеет пять вкладок:
Макет — для изменения форматирования и структуры.
Данные — для изменения источника данных, их организации или правил ввода.
События — для программирования ответа на определенное событие.
Другие — для подсказки пользователю и других опций.
Все — содержит список всех свойств.
·                   При создании формы в режиме конструктора могут понадобиться следующие команды, которые можно вызвать через меню Вид:
–Список полей – используется для добавления полей связанной таблицы
–Панель элементов – позволяет добавить любой элемент
Свойства – используется для настройки всех элементов формы
В тех случаях, когда между таблицами существует связь «многие-ко-многим», часто возникает проблема размещения данных из связанных таблиц в одной форме. Применение подчиненных форм обеспечивает более компактное представление на экране данных из нескольких таблиц, чем использование разных форм для каждой таблицы.
Подчиненной формой называется форма, которая встраивается в другую форму, которая называется главной формой. Иногда главная форма может содержать элементы управления (например, кнопки), которые влияют на представление данных в подчиненной форме.
Создание подчиненных форм возможно несколькими способами с использованием Мастера, а кроме того в режиме Конструктора путем настройки свойств. Рассмотрим подробнее эти способы.
Создание подчиненных форм с помощью Мастера автоформ
Мастер находит все формы, которые связаны с главной отношением «один-ко-многим» и создает для каждой такой таблицы подчиненную форму. Но это происходить только в случае, когда Мастер автоформ запускается через команду Вставка/Автоформа или кнопку панели инструментов Новый объект/Автоформа, — из страницы Таблицы основного окна базы данных или при открытой главной таблице в режиме просмотра.
Создание подчиненных форм в режиме Конструктора[22]
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.