Реферат по предмету "Педагогика"


Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

PRIVATEДистанционное обучение:
идеи, технологии, проблемы и перспективы.
Образовательнаясистема XXI века.
Так называют дистанционнуюформу обучения специалисты по стратегическим проблемам образования. В мире нанее сделана огромная ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранеесосредоточенные в техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эраинформатики. Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать кактелекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний.Обучение и работа сегодня — синонимы: профессиональные знания стареют оченьбыстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование –это и есть открытоеобразование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегоднявозможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщегообмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.
Дистанционное обучение войдет в 21 век как самаяэффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокогоквалификационного уровня специалистов.
Дистанционноеобучение и права человека
Системы дистанционногообразования (СДО) дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским ивоенным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежомреализовать права человека на образование и получение информации. Именно этасистема может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества иобеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданинастраны. СДО соответствуют логике развития системы образования и общества вцелом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
О термине«дистанционное обучение»
Термин «дистанционноеобучение» (distance education) еще до конца не устоялся как врусскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаютсятакие варианты как «дистантное образование» (distant education),«дистантное обучение» (distant learning). Некоторые зарубежныеисследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организациидистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но всеже наиболее часто употребляется термин «дистанционное обучение».
Технологическиеосновы дистанционного обучения
Дистанционное обучение в видезаочного обучения зародилось в начале 20-го столетия. Сегодня заочно можнополучить высшее образование, изучить иностранный язык, подготовиться кпоступлению в вуз и т.д. Однако в связи с плохо налаженным взаимодействиеммежду преподавателями и студентами и отсутствием контроля над учебнойдеятельностью студентов-заочников в периоды между экзаменационными сессиямикачество подобного обучения оказывается хуже того, что можно получить при очномобучении.
Современные компьютерныетелекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразнойучебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционныесредства обучения. Эксперименты подтвердили что качество и структура учебныхкурсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастуюнамного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронныетехнологии, такие как интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений,мультимедийный гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощьюинтерфейсов Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечениеучащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличиеот большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа итекста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду,с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процессобучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и системдоставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь,обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстветрадиционных систем обучения.
Дистанционноеобучение в мире
По данным зарубежных экспертовк 2000 г. минимальным уровнем образования, необходимым для выживаниячеловечества, станет высшее образование. Обучение такой массы студентов поочной (дневной) форме вряд ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран.Поэтому не случайно за последние десятилетия численность обучающихся понетрадиционным технологиям растет быстрее числа студентов дневных отделений.Мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается ив росте числа вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период1900-1960 гг. их было создано 79, за 1960-1970 гг. — 70, а только за 1970-1980гг. — 87.
Долговременная цель развитияСДО в мире – дать возможность каждому обучающемуся, живущему в любом месте,пройти курс обучения любого колледжа или университета. Это предполагает переходот концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепциимобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредствомобмена образовательными ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт странимеющих большие возможности и больший опыт в данном вопросе образования.Рассмотрим Америку.
Дистанционноеобучение в США
В середине 60-х годов некоторыеамериканские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения дляпредоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. этипрограммы привели к образованию Национального Технологического Университета(NTU). К 1991г. NTU превратился в консорциум из 40 университетских инженерныхшкол со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годовболее 1100 студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженернуюстепень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.
Многие из получивших степеньмагистра NTU отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другимпутем. Опыт NTU был изучен и рекомендован как модель для международногоэлектронного университета. Для проведения курсов использовались средства,предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперацииправительственных, университетских и коммерческих структур. NTU практическиполностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вноситсяфирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход NTUсоставил 13.5 миллионов долларов.
По программам дистанционногообразования в США работает сегодня и телевидение (PBS-TV). Программа обучениявзрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями,предлагая курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы,передаваемые по четырем TV-образовательным каналам, доступны по всей стране и,через спутник, в других странах. Вооруженные силы США используют СДО для своихслужащих. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многиеамериканские моряки продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащихизучали, а более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытогоуниверситета Нью-Йорк-ской Технологической Школы уже несколько лет даетДО-курсы моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сетьармии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение вСША имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых телеконференциях,развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они включают 1-2 класса вголовном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, иряд классов в различных точках штата, где занимаются обучаемые группы. Впоследнее время все большее распространение получает использование компьютерныхсетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.

Дистанционноеобучение в Европе
За пределами Северной Америкидистанционное образование в основном развивается «открытыми»университетами, которые финансируются правительством. Первоначально европейскаяорганизация ДО, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была взначительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частичнос нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимальновыносилось ближе к месту проживания студентов, где они занималисьсамостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно нетребовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Крометого, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживаянедалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения,проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась сиспользованием телевидения и радио. СДО в Европе получили интенсивное развитиев начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетовДО.
Испанский Национальный УниверситетДистанционного образования (Universidad National de Educacion a DistanciaUNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом.  В Великобритании более 50% программ настепень магистра в области управления проводится с использованием ДО. Лидирующейорганизацией в этой области является Открытая школа бизнеса БританскогоОткрытого Университета.
В последнее время в европейскомДО все больше используются современные компьютерные и коммуникационныетехнологии, так что технологическая разница между североамериканской иевропейской организацией ДО стирается. Вообще программы электронного высшегообразования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьегомира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными,педагогическими и прочими традициями.

Опытзарубежных корпораций
ДО развивается не только врамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями спреимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить,что ДО-программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программвысшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространениеполучили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовкиспециалистов.  Электронные программыпереподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшегообразования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такимикомпаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart,Federal Express.  Многие из этих систем значительноопережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и поколичеству.
Интерактивноевзаимодействие учителя и учащихся
Термин «интерактивноевзаимодействие» широко используется как в отечественной, так и взарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно кработе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивноевзаимодействие — это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовымикомандами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствахведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы впроизвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме сограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантовсодержания учебного материала и режима работы. Чем больше существуетвозможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует вдиалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивноевзаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованиемдоступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие вдиалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога,контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда,предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априориинтерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивномвзаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствамиосуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции,диалоги в режиме реального времени и т.д.
Организационно-методическиемодели ДО.
1.       Обучение по типу экстерната.Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные)требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-топричинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году былорганизован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы былапомощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней ипр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Этазадача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
2.       Обучение на базе одногоуниверситета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются нестационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. наоснове новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации(off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатовобразования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новыйуниверситет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучениедля 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.
3.       Сотрудничество несколькихучебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочногодистанционного обучения позволяет сделать их более профессиональнокачественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например,в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработкекоторой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили иПарагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа" Содружество в образовании". Главы Британских стран содружествавстретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сетидистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цельпрограммы — дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидаясвоей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих встранах содружества колледжей и университетов.
4.       Автономные образовательныеучреждения, специально созданные для целей ДО. Самым крупным подобнымучреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, набазе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое числостудентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В СШАпримером такого университета могут служить Национальный технологическийуниверситет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженернымспециальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году университетобъединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем сотрудничестве справительством штата и сферой бизнеса.
5.       Автономные обучающие системы.Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ илирадиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такогоподхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанскийтелевизионный проект.
6.       Неформальное, интегрированноедистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программыориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-топричинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут бытьчастью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу(примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированныена определенную образовательную цель (например, Британская программаграмотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья,как, например, программы для развивающихся стран.
Организационно-технологическиемодели ДО
1.       Единичная медиа — использованиекакого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например,обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой моделидоминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал.Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модельдистанционного обучения к традиционному заочному обучению.
2.       Мультимедиа — использованиеразличных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерныепрограммы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи ит.п. Однако, доминирует при этом передача информации в «однусторону». При необходимости используются элементы очного обучения — личныевстречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров иликонсультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мырассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронныйучебник (ЭУ).
3.       Гипермедиа — модельдистанционного обучения третьего поколения, которая предусматриваетиспользование новых информационных технологий при доминирующей роликомпьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом являетсяиспользование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение(сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модельдистанционного обучения включает использование комплекса таких средств каквидео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику приодновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, системзнаний и искусственного интеллекта.
Виртуальныеуниверситеты
Созданные университетамиучебные сервера — это, в некотором роде, расширение стен самого университета. Вего виртуальных аудиториях так же, как и в основных, можно будет со временем илекцию послушать, и лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найтисредства для проектирования, выполнения расчетов, моделированияспроектированного устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленноестанет прерогативой специализированных виртуальных университетов — электронныхоткрытых университетов без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к Internetна средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое использование доступа кСети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг (и не только на подписку наэнциклопедии) придется изыскивать дополнительно. Есть и много других проблем,препятствующих созданию виртуальных университетов в традиционных университетахсо стенами. Сведения о проектах и первых попытках создания виртуальныхуниверситетов можно найти в сети Internet.
Дешевле лиобучать по Internet?
Экспертысчитают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание обходится на20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость сетевогообучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного, посколькупреподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке земного шара; даи особого компьютерного оборудования при этом не требуется. Экономия может бытьдостигнута и за счет других факторов. Взяв на вооружение СДО, учебный отделможет быть уверен, что все учащиеся пользуются одними и теми же и, кроме того,самыми свежими учебно-методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособияс помощью Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что приобучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно вестисебя на обычных семинарах — легко, а на электронных — невозможно. В результате наСДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на традиционных.   Разберем более подробно.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ


Термин «дистанционноеобучение» означает такую организацию учебного процесса, при которойпреподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся насамостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем,учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя впространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеютвозможность осуществлять диалог между собой с помощью средствтелекоммуникации.  Дистанционное обучениепозволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональнойподготовки или получения качественного высшего образования, нет университетанужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.
С середины 70-х годов во многихстранах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые«открытый», «дистанционный» университет; «электронный»,«виртуальный» колледж. Они имеют оригинальную организационнуюструктуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономическихмеханизмов функционирования.
Цель этой работы — проанализировать возникающий на наших глазах спектр новых учебных заведений ивыделить их базовые модели. Важно не просто рассмотреть существующие моделиобразовательных учреждений, функционирующих на основе использованиядистанционных методов обучения и информационных технологий, но и понять, какиеновые формы могут появиться в будущем, что определяет их разнообразие.
На данном этапе исследованияпредставляется целесообразным рассмотреть три интегрированных фактора:
1.       технологический,
2.       педагогический,
3.       организационный.
Характер первого из нихопределяется информационными технологиями, используемыми для разработки,доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом.
Значение второго фактораопределяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.
Третий фактор, организационный,характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждениядистанционного обучения.
«Идеальная модель»дистанционного обучения включает в себя интегрированную учебную среду, свариантным определением роли различных компонент — технологических,педагогических, организационно-методических.
1.Основные типы технологий,применяемых в учебных заведениях нового типа.
В качестве первого фактора(интегрированной характеристики) университета дистанционного обучениярассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий.При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта.
Во-первых, такая очередностьрассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритетатехнологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни былитехнологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим)целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новыхинформационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможностиреализации образовательного процесса.
Во-вторых, приведенный нижеперечень основных технологий, применяемых в университетах дистанционногообучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должнахарактеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанныйна использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий,представляется наиболее эффективным в области образования.
Используемые сегодня технологиидистанционного образования можно разделить на три большие категории:
Ø неинтерактивные(печатные материалы, аудио-, видео-носители),
Ø средствакомпьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование иконтроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
Ø видеоконференции- развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам икомпьютерным сетям.
Средства оперативного доступа кинформации по компьютерным сетям придали качественно новые возможностидистанционному обучению. В Российской высшей школе они активно развиваются в видеприменения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией спомощью асинхронной электронной почты.
Развитые средствателекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передачаупакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно сталиприменяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствиемразвитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемогооборудования.
Видеокассеты — это уникальноесредство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуябольших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофонполучил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используютсяобычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционныелекции.
Электронная почта экономическии технологически является наиболее эффективной технологией, которая может бытьиспользована в процессе обучения для доставки содержательной части учебныхкурсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самоевремя она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможностиреализации «диалога» между преподавателем и студентами, принятого втрадиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ кперсональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почтапозволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Оперативный доступ кразделяемым информационным ресурсам позволяет получить интерактивный доступ кудаленным базам данным, информационно-справочным системам, библиотекам приизучении конкретной дисциплины. Данный режим доступа ON-LINE позволяет втечение секунд осуществить передачу необходимого учебного материала,компьютерных программ при помощи таких компьютерных систем как GOPHER, WWW,VERONICA из крупных научно-педагогических центров, и из локальных узлов сетиInternet, общее количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.
Видеоконференции сиспользованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самойдешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может бытьиспользован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах,индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемогокурса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференцииобеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: созданиечертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописногоматериала.
Видеоконференции по цифровомуспутниковому каналу с использованием видеокомпрессии совмещают высокое качествопередаваемого видеоизображения и низкую стоимость проведения видеоконференции(более чем на два порядка меньше, чем при использовании обычного аналоговоготелевизионного сигнала). Эта технология может оказаться эффективными приотносительно небольшом объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числеобучаемых (1000-5000 студентов) для проведения обзорных лекций, коллективныхобсуждений итогов курсов и образовательных программ.
В конце восьмидесятых годов вРоссии технологии необходимые для дистанционного обучения были либо не развиты,либо отсутствовали вообще. Преподавание в институтах основывалось на печатныхизданиях, для развития тематики использовались заранее записанные программы,реже, телевизионные передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новыхинформационных технологий становятся доступны для налаживания дистанционногообучения. Практически все они основаны на цифровых методах обработки информациии охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самомууправлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данныхдоступных через глобальные компьютерные сети.
Основным фактором при выбореинформационных технологий как средств обучения должен быть их образовательныйпотенциал. Однако проведенные исследования показывают, что это не так даже внаиболее технологически развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германияи Япония). В России экономическая и технологическая ситуация такова, что выборесредств зависит не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости,а от их распространенности.
Телекоммуникации добавляютновую размерность к дистанционному обучению и очень быстро развиваются в Россиив виде применения асинхронной электронной почты. Проведенный анализ позволилвыделить базовые параметры, которые являются существенными при выбореинформационных технологий для применения в программах дистанционного обучения вроссийских вузах (Таблица 1).
PRIVATEТехнология
Характеристики
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты)
     Низкая коммуникационная интерактивность   
      Стоимость производства линейно зависит от числа обучаемых.
      Хорошо известны методики разработки учебных материалов.
      Высокая долговечность.
Компьютерное обучение, асинхронная электронная почта
   Средняя степень интерактивности.
   Наиболее развитая инфраструктура в России.
   Низкая стоимость
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени
Высокая степень интерактивности
Наиболее развитая в мире инфраструктура сети
Использование широко распространенных  платформ компьютеров
Низкая стоимость
Видеоконференции по цифровому выделенному спутниковому каналу с использованием видеокомпрессии
Высокая степень интерактивности Хорошее качество передачи изображения,
Снижение более чем на два порядка
требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом
Высокая стоимость
Видеоконференции по аналоговому спутниковому каналу
Высокая степень интерактивности
Максимально возможное качество передачи изображенияс минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука
Высокая стоимость
Таблица 1. Сравнительные характеристикиинформационных технологий


2. Методы дистанционногоуниверситетского образования
Важным интегрированным факторомтипологии дистанционных университетов является совокупность используемых вучебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерияспособ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можноклассифицировать следующим образом:
1)Методы обучения посредствомвзаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участиипреподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методовхарактерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаютсяобразовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, и что особенноважно для электронных университетов — учебные материалы, доставляемые покомпьютерным сетям. Это прежде всего:
Ø интерактивныебазы данных
Ø электронныежурналы
Ø компьютерныеобучающие программы (электронные учебники).
В интерактивных базах данныхсистематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредствомтелекоммуникаций. Используя эти ресурсы разработчики курсов, например, могутподдерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей.Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Числобаз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.
Так, в Murdoch Universityкаталог библиотечных услуг, которые доступны через Internet, насчитывает более70 страниц. Студенты и преподаватели Государственного университета Огайо имеютдоступ по крайнем мере


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.