Реферат по предмету "Педагогика"


О структуре речевого дефекта при сенсорной афазии (нейролингвистический аспект)

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра специальной педагогики и психологии

РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы специальной педагогики и психологии
О СТРУКТУРЕ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА ПРИ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ
(НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Выполнила:
студентка д/о ЮФ группы ю/п 41
Канашина Евгения Александровна
Проверил: Загайнов И.А.
Йошкар-Ола 2010

Содержание
Введение
1. Сенсорная афазия: ее основные положения
2. Причины развития сенсорной афазии
3. Нейролингвистическая точка зрения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Афазия — нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее прилокальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А.Р.Лурия) левого полушария (у правшей) и представляющее собой системные расстройстваразличных форм речевой деятельности. Возникает при органических поражениях речевыхотделов коры головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов,воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальнымипоражениями головного мозга.
Один из типов — афазия Вернике или сенсорная афазия. В ее основележит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностическойафазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
В целом речь «афазиков» характеризуется бледностьюлексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почтине используют и не понимают пословицы, поговорки.
Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.
Номинальная афазия, проявляющаяся в затруднении называния предметов,является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
В данной работе затрагиваются не уточненные в литературе вопросыструктуры речевого дефекта при сенсорной афазии.
Цель — познакомиться с проблемой структуры речевого дефекта присенсорной афазии с точки зрения нейролингвистического аспекта.
1. Сенсорная афазия: ее основные положения
Сенсорная афазия впервые описана, как известно, представителемклассической неврологии К. Вернике. Затем, это учение развито А.Р. Лурией [6,7]в рамках нейропсихологической концепции афазий. Ценность предположений, выдвинутых,А.Р. Лурией, чрезвычайно велика, поскольку структура речевого дефекта при афазиирассматривается в них с новаторской для того времени системной точки зрения. Это,в свою очередь, потребовало использования факторного анализа структуры дефекта,разработанного А.Р. Лурией и получившего широкое распространение в клинике нарушенийвысших психических функций, в том числе афазий.
Уже в ранних исследованиях [6] А.Р. Лурия отмечает то, что присенсорной афазии, в первую очередь, нарушается понимание речи, однако и собственнаяречь подвергается серьезной деформации: логорея, создаваемая многочисленными вербальнымии литеральными парафазиями. Поясняя эти тезисы, он пишет: «как внешнее, таки внутреннее звучание слов становится неустойчивым, смысл слов начинает легко отчуждаться,и от них чаще всего остается лишь та „смысловая сфера“, к которой относитсясоответствующее слово; устная речь становится невозможной, лишенной вещественныхслов и заполненной большим числом парафазий; письмо грубо нарушается». В монографии«Высшие корковые функции человека» [7] А.Р. Лурия подробно останавливаетсяна мозговых механизмах этой формы афазии и указывает, что она обусловлена поражениемверхневисочной доли левого полушария, приводящего к неполноценности аналитико-синтетическойдеятельности слуховой коры в виде нарушения дифференцированной системы речевых звуков.
Последующие авторы (Э.С. Бейн [1]; Л.С. Цветкова [8]; В.М. Шкловский,Т.Г. Визель [9]; М.К. Бурлакова [3]; Т.Г. Визель [4,5] и др.), в развитие концепцииА.Р. Лурии подтвердили ее основные положения и привнесли в нее некоторые детали,полученные путем клинических наблюдений. Так, Э.С. Бейн акцентирует внимание натом, что у больных ярко выраженная звуковая лабильность, ведущая к ускользанию звучанияслова, а иногда и к тому, что слово становится «пустым звуком». Вследствиеэтого нередко появляется компенсаторная установка на смысл. Больные схватывают звучаниес помощью любого пришедшего в голову смыслового контекста. Отсюда так своеобразенспособ выражения ими мысли. Кроме того, спонтанно возникающие компенсаторные тенденцииприводят к тому, что, пытаясь понять слово, больные опираются на его переносныйсмысл или на грамматическую часть, прежде всего, суффиксы, например, слово«колокольчик» объясняется больным как что-то маленькое, а что именно,остается неуточненным.
Важным также являются и подчеркивание компенсаторной роли паралингвистическихпараметров речи при сенсорной афазии (Л.С. Цветкова [8]), и наблюдения о стилистическомсвоеобразии речи больных с сенсорной афазией (Т.Г. Визель [5]).2. Причины развития сенсорной афазии
Несмотря на такое единодушие в понимании клинических особенностейсенсорной афазии, вопрос о первичном нарушении, лежащем в основе симптомокомплексаречевых расстройств, до сих пор остается не вполне ясным. В частности, отсутствуетчеткость в иерархической отнесенности таких характерных для сенсорной афазии патологическихпроявлений, как речевая слуховая агнозия и нарушения фонематического слуха. СамА.Р. Лурия [6] пишет: «Наша задача будет заключаться в том, чтобы найти основнойдефект (курсив А.Р. Лурии), возникающий при поражении вторичных отделов слуховойкоры, и вывести отсюда системно возникающий комплекс нарушений (с.98). Там же»…этот основной дефект мы будем искать в нарушении фонематического слуха(курсив А.Р. Лурии) и рядом: «Это нарушение лежит в основе синдрома сенсорнойафазии». К тому же А.Р. Лурия утверждает: "…нарушение квалифицированногослуха, которое сейчас может интерпретироваться как нарушение аналитико-синтетическойдеятельности слуховой коры в виде нарушения дифференцированной системы речевых звуков,и может расцениваться как основной симптом поражения верхневисочной области левогополушария, а возникающая при этом акустическая агнозия — как основной источник нарушенияречи. Весь комплекс дефектов, которые составляют синдром височной акустической афазии,возникает в результате нарушений фонематического слуха" [6, с.102].
Из приведенных цитат следует, что А.Р. Лурия считал причиннымидля развития синдрома сенсорной афазии как нарушения фонематического слуха, таки речевую слуховую агнозию.
Высказывания других авторов по этому поводу тоже не вполне определенны.Э.С. Бейн [1], описывая больного с сенсорной афазией, отмечает: «Вследствиетравмы или сосудистого поражения височной речевой зоны больной перестал восприниматьразличия между звуками речи; последние потеряли свой постоянный, независимый отфизических условий звучания, характер. Разрушенной оказалась, таким образом, самаяспецифичная для всех форм человеческого гнозиса черта: его обобщенный и вместе стем дифференцированный и постоянный характер [1, с.187]. И далее, на этой же странице,имеется пояснение: „Акустические признаки — это то, что один звук звучит глухо,другой звонко (п и б), один твердо, другой мягко (ди дь) …Больной знает, что суп и зуб, пораи нора, стул и стол, глази класс — разные предметы, относящиеся к различным категориям окружающейдействительности, но когда он слышит словесные звучания, обозначающие эти предметы,он их не различает, они звучат для него не дифференцированно“. Как видно, авторомпостулируется приоритетность нарушений речевого слухового гнозиса, а поясняющиеэтот тезис примеры демонстрируют неполноценность фонематического слуха.
Следует пояснить, что феномены речевого слухового гнозиса и фонематическогослуха мы понимаем на основании лингвистических представлений по этому поводу, гдеслоги расцениваются как единицы фонетического характера, а слова — как единицы ведущегоиз кодов языка — фонематического. Следовательно, фонемы могут присутствовать тольков словах, но не в слогах. Исходя из этого, звукоразличение, как таковое, зависитне от фонематической компетенции, а от способности гностического свойства.
Итак, обобщая данные литературы, можно констатировать, что вних содержатся утверждения, согласно которым причиной развития сенсорной афазииявляются:
· речевая слуховая агнозия, т.е. симптоматика поражения вторичной коры;
· нарушения фонематического слуха.3. Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшнийдень нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующийвопрос: „…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии- фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть причиннымиодновременно, если учесть, что фонематический слух — это функция символического(смыслового) уровня и контролируется третичной корой, а речевая слуховая агнозия- функция гностико-праксического уровня и контролируется вторичной корой“ [2].
Основным методом изучения больных являлось нейропсихологическоеобследование по диагностической системе А.Р. Лурии. Ведущей задачей являлся анализрезультатов обследования не только с нейропсихологической, но и с нейролингвистическойточки зрения, подразумевавшей дифференциацию ошибок больных на относящиеся, с однойстороны, к гностико-праксическому, а с другой, — к символическому (языковому) уровням.
Результаты этого изучения позволили сделать ряд выводов, которыемогут приблизить к уточнению структуры дефекта при сенсорной афазии и пониманиюна основании этого ее патогенетических механизмов. Кроме того, проведенные исследованияподтвердили некоторые имеющиеся в литературе, но недостаточно освещенные особенностиречевого дефекта больных. Имеются в виду — диссоциация между состоянием произвольнойи непроизвольной речи, отмеченные в некоторых публикациях [4,5], а также несовпадениевыводов о локализации очага поражения по данным нейропсихологического и инструментальныхисследований.
Заключение
Попытки уточнения структуры дефекта при сенсорной афазии позволилисделать следующие выводы. Выявленные афазии расценены как атипичные, обусловленныеочагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющиминдивидуальную значимость. Они не являются единичными, а имеют место почти у половиныбольных, хотя сохранность при них фонематического слуха, а у некоторых и речевогослухового гнозиса, не соответствует традиционным представлениям о данной форме афазии.Этот вывод основан на уточнении стимульного материала, который обеспечил получениедифференцированных данных относительно первичного состояния у больных гностико-практическогои символического (языкового) уровней, и на учете диагностически значимой роли индивидуальноврожденных или приобретенных особенностей мозговой организации речевой функции.
Решение вопросов о структуре речевого дефекта при сенсорной афазиии мозговых механизмах ее развития представляется важным для теории афазиологии,для изучения проблемы мозговой организации речевой и других ВПФ, а также для практическихцелей, а именно, для уточнения критериев выбора методов восстановительного обученияи, прежде всего, индивидуально ориентированных.
Список использованной литературы
1. Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — М., 1964.
2. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Медгиз, 1947. — 255с.
3. Бурлакова М.К. Речь и афазия. — М.: Медицина. — 279с.
4. Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологическиеосновы нарушения мышления при афазии. — М.: Наука, 1986. — с.154-200.
5. Визель Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системныйинтегративный подход): автореф. докт. дис. — М., 2002.
6. Лурия А.Р. Травматическая афазия. — М.: АМН РСФСР, 1947. — 367с.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: МГУ, 1962. — 504с.
8. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — МГУ: 1985. — 327с.
9. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разнымиформами афазии Ч.1 И Ч.2. (Методические рекомендации). — М., 1985. — 348с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности проведения занятий по плаванию с детьми от 1 до 3 лет
Реферат Химия платины и ее соединений
Реферат Биография Вильяма Шекспира (Shakespeare William), подробный обзор его творчества. Сюжет и содержание произведения "Ромео и Джульетта"
Реферат Розвиток концепції міжнародної кримінальної юрисдикції в період "холодної війни"
Реферат Адаптация педагогических идей ЛН Толстого
Реферат Эпоха модерна
Реферат Гносеологический переворот. Эмпиризм и рационализм
Реферат Система образов героев в романе В. Н. Тостого "Война и мир"
Реферат А. П. Чехов: выразительность невыражения
Реферат Автоматизмрованная система регистраций обращений в сервисный центр
Реферат Анализ факторов влияющих на оценку персонала
Реферат Динамический характер библейской прецедентности
Реферат Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе
Реферат Доходы будущего периода в картинках
Реферат Caesar Augustus Essay Research Paper Caesar AugustusCaesar