Реферат по предмету "Педагогика"


Обучение учащихся по зачетной системе на основе уровневой дифференциации

Реферат
Обучениеучащихся по зачетной системе на основе уровневой дифференциации

1. Использование зачетной системы обучения
Многиеучителя математики в своей работе используют зачетную систему. Эта системастимулирует процесс познания, учебную деятельность учащихся, позволяет строгоконтролировать результаты их работы. Зачетную систему обучения можно вводитьуже с пятого класса. Это позволяет привыкнуть к этой форме обучения, приучаетих к более ответственному отношению к учебе.
Обучениеучащихся математике я веду на основе уровневой дифференциации, тем самымуспешно решаю задачи по повышению активности, ответственности исамостоятельности учащихся, развитию их математической речи, выработке навыковграмотного чтения и конспектирования математической литературы, созданиюсистемы учебной работы по предмету.
Учебныйматериал излагаю блоками в рамках определенной системы уроков (уроки-лекции,уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-анализы).
Науроках-лекциях сообщаю план-график изучения темы, сроки проведения семинаров,проверочных и тематических зачетов, знакомлю учащихся с расположением учебногоматериала в учебнике, даю общие представления об этом материале. Вопросы кзачету, график их проведения вывешиваются на стенде.
Науроках-практикумах даю строгое обоснование изучаемых понятий, отрабатываюнавыки выполнения математических действий, веду обучение решению задач сиспользованием изучаемой теории.
Поитогам проверочных зачетов определяю степень усвоения материала, устанавливаюпробелы в знаниях, которые устраняю на уроках-анализах.
Науроках-семинарах повторяю теоретический материал по вопросам, выносимым натематический зачет.
Вконце изучения темы провожу зачет по ранее указанным вопросам и решению задач.
Даннаясистема уроков позволяет мне добиваться от учеников, находящихся на разныхуровнях обучения, глубоких и прочных знаний.
Врамках зачётной системы обучения учащихся математике я использую здоровьесберегающуютехнологию.
Так,блочный метод изучения учебного материала, при котором происходит чередованиеизучения алгебры и геометрии, позволяет ученикам сосредоточиться на одномпредмете, уменьшает количество выполняемых дома заданий за счёт смены типовуроков, чёткой организации самих уроков, происходит снятие признаков утомления;преподавание математики на основе уровневой дифференциации является гуманным,демократичным и здоровьесберегающим.
Кабинет,в котором я работаю, имеет современный эстетический вид (стеклянная досказелёного цвета, светлые планшеты, красивая мебель, комнатные растения, жалюзина окнах); постоянно проветривается, имеет хорошую освещённость рабочих мест иклассной доски; располагает к спокойной, плодотворной работе.
Вовремя уроков соблюдаю норму (4-7) смены видов учебной деятельности (устныйсчёт, опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматриваниенаглядных пособий, кодослайдов, ответы на вопросы, решение примеров и задач идр.); применяю методы активизации инициативы и творческого самовыраженияучащихся (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свободатворчества); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием,обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик какисследователь); слежу за посадкой учащихся; провожу физкультминутки и другиеоздоровительные моменты (гимнастика для глаз, упражнения для улучшения осанки);использую задачи из книги: Алимова Т.М «Здоровье: Сборник заданий по математикена тему здоровья 5-9 классы», М., 2003.; затрагиваю вопросы, связанные создоровьем и здоровым образом жизни.
зачетный модульный обучение математика
2. Методы проведения занятий
Хотелосьбы также предложить некоторые методы и приемы развития интереса к знаниям, кучению: метод мозговой атаки, метод «за» и «против", «беседа закруглым столом", метод-прием дидактических записок, метод деловой игры ит.д. Развитию интереса к предмету, к знаниям и учению могут способствоватьмногие «ключики», широко применяемые учителем для проникновения вдвери интереса, вот эти «ключики»: эффект новизны, эффект значимости,эффект сравнения, эффект познавательного спора. Эффект занимательности,проблемности, апперцепция, эмоциональные элементы, элементы игры и драматизации.Блочный методизучения математики является одним из элементовмодульной технологии.
В рамках зачётной системы я нахожу место (для обобщениятемы, раздела, во внеклассной работе) урокам-играм, таким как «Счастливыйслучай» и др. 
Кроме такого деления, методы можно разделить на группы иподгруппы: методы стимулирования и мотивации обучения и учения: методыформирования интереса к учению методы сформирования долга и ответственности вучении методы организации и осуществления учебных действий и операций: передачии восприятия материала или информации посредством чувств: словесные наглядные иаудиовизуальные практические логические. Диагностические, методы самоуправленияучебными действиями; методы контроля и самоконтроля; можно выделить отдельныеметоды, которые занимают особое место в группах Опознавательные игры, учебныедискуссии, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебныхтребований, лекция, рассказ, беседа, ил люстрация, демонстрация, кинопоказ,индуктивные, дедуктивные, методы аналогии, инструктаж, практическая тренировка,само сто ягельная работ с книгой, устный контроль, письменный контроль,самоконтроль.
ВладеяИКТ на уровне пользователя, я включился в работу по организации проектной деятельностиучащихся. Будучи классным руководителем 9 класса, я организовал ребят, создавтворческую лабораторию по созданию мультимедийных энциклопедий по различнымпредметам, в том числе и по математике. Моими учениками были созданыэнциклопедии по геометрии: «Движение», «Золотое сечение», «Введение встереометрию», которые рассчитаны на применение их в ходе уроков. 4.3. Науроках геометрии им используются энциклопедии «Движение», «Золотое сечение»,«Введение в стереометрию», созданные совместно с учащимися 10 класса.
Вмоем кабинете математики имеется компьютер. Собранная мною библиотекаэлектронных учебных пособий по различным разделам математики, используется какна уроках, так для индивидуальной работы с учащимися и во внеурочное время.
3. Виды занятий
Стандартам, предписаниям, программам, учебникам: помогаетучителю свободно влиять на весь коллектив; групповая — позволяет ребятамосвободиться от субъективности в восприятии того или иного вопроса, эта можетиметь несколько вариантов: парная — ребята с равными учебными возможностями,бригадная — для экспериментальной работы, объединяются ребята с разнымипрактическими навыками, звеньевая — выполняется одна работа, темпвыполнения зависит от состава групп кооперативно — групповая — возможнапри изучении большого по объему материала или при ограниченном времени, удобнадля адрмиэования частично-поисковых или исследовательских умений и навыков; индивидуальная- предполагает такую организацию, при которой каждый учащийся выполняетсвое задание с учетом своих учебных и психических возможностей. Примененияразличных форм познавательной деятельности, научит оптимально выбирать иприменять их в различных сочетаниях с учетом превалирующей формы в тот или инойи момент, научит учитывать зависимость выбора от уровня развития иподготовленности школьников, Эффективность и действенность всех элементов уроказависит также от конструирования. Конструирование' на основе научных знанийпредполагает создание педагогом плана действий по формированию у учащихсяпрочных и глубоких знаний, умений, творческого отношения к миру. Этот пландолжен отражать две главные сторон. Педагогического процесса: содержательную,что и в каком объеме, и процессуальную-с помощью чего, каким образом и в какойпоследовательности это сделать. Содержательная сторона плана, как правило.Раскрывается в конспективном или тезисном изложении содержания материала и всоответствующем подборе задании, тренировочных упражнений, с какими либоисточниками информации. Т.е. содержательная сторона урока подкрепляетсяподбором к нему источников информации — учебника, задачника, дидактическихпособий, хрестоматии, книги для чтения, газетного материала, а процессуальнаясторона отражается в стратегии и тактике его проведения. Надо и здесь найтиоптимальную меру наличия в плане содержательной процессуальной сторон урока.Чтобы правильно сконструировать урок необходимо
-изучить тематический план, учебную программу,учебники, методические пособия, дополнительную литературу, определить местоурока в системе уроков по теме, место в системе внутрипредметных имежпредметных связей, тип и основное назначение урока — взаимосвязь пели, тип,структуру, время, способы организации учебной деятельности, форм, методысредства обучения, предполагаемый результат обучения, содержание — обдуматьстратегию и тактику урока,
-выбрать вариант плана урока: план — тезисы, план-конспектплан с опорной схемой главного, план – сценарии, план поурочная карточка ит.д.,
-учесть некоторые важные стороны учебного процесса: условияреального педагогического процесса, особенности учащихся и характеристикукласса, свои возможности и уровень профессиональной подготовки, место урока врежиме дня и недели, характер взаимоотношений с учащимися и микроклимат 'вклассе, возможность появления негативных ситуаций на уроке, отклонений урока отего сюжетной линии, подготовку к уроку вести одновременно по трем направлениям:подготовка материально-учебной базы, личная подготовленность, самообразование,составление плана урока и другой необходимой документации, — научиться,оптимально выбирать: содержание материала-урока с выделением главного,структуру урока, его основные элементы, формы организации учебно-познавательнойдеятельности, методы и приемы обучения и организации учения, средства обученияи дидактический материал, методы и приемы мотивации и стимулирования учебнойдеятельности, методы и средства проверки знаний, умений и на выю в учащихся,
-потренироваться в отборе содержания материала, выделенияглавного, существенного; в нём ‘ — каким-либо способом с помощью опорногосигнала, (Схемы, плана, алгоритма, базовых слов, понятий, найти для себянаиболее подходящий из них; в выборе и применении форм, методов, средствобучения с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости, а также причин, влияющихна их выбор; в комплексное санировании задач урока — обучающих, воспитывающих,развивающих, побудительных, организующих; в сочетании на уроках сразунескольких форм организации учебной деятельности и определить оптимальные сочетаниядля своих уроков; Важным в практической работе учителя является определениецели обучения и воспитания, в которой мысленно запланирован конечный результат.Учителю необходимо хорошо представлять, из каких составных слагается каждаяцель; итак, образовательная:
-определение объема и уровня усвоения знаний всем классом икаждым учеником, определение уровня формирования умений и навыков, общеучебных,специальных, интеллектуальных, определение качества знаний, над которымипредстоит работа на уроке или системе уроков, определение пробелов, надкоторыми предстоит работа /знания, умения, навыки. По курсу обществоведческихдисциплин это звучит так: дать учащимся основы знаний об историческом путичеловечества с древности до наших дней в единстве общего, особенно го иединично го, конкретных фактов и целостной картины мирового развития;выработать у школьников подход к общественным явлениям прошлого и настоящего спозиций историзма, диалектического понимания многомерности и противоречивостиистории;
-развивающая: планирование конкретных умений и навыков сравнение,анализ, обобщение на уроке, подумать над реальными возможностями развития речиучащихся на конкретном уроке обеспечение условий для развития памяти моторной,образной, логической, организация работы по развитию познавательных интересов,развитие самостоятельности в двигательной сфере, ведение беседы, дискуссии; пообщественным дисциплинам это: развитие умения всесторонне, критическианализировать информацию, разнообразных источников знаний, самостоятельно,творчески осмысливать проблемы общественного развития в прошлом и настоящем,составлять конспект, реферат, доклад, работать, с историческими источникамикритический разбор, сопоставление фактов различных источников, подготовкасводной информации, обоснование своего отношения/;
-воспитательная: какие качества личности воспитывать науроке, смоделировать аспекты осуществления тех или иных сторон воспитаниятрудовой, нравственное, эстетическое; по общественным дисциплинам это развитиеинтереса и уважения к отечественной и мировой историк и культуре, стремлениесохранять и приумножать достояние своей страны и человечества в областиматериальной и духовной культуры, способствовать формированию убеждений ицелостных, ориентации в системе «человек, общество — природ а»,воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма,взаимопонимания, мира и сотрудничества между народами.
Учитель сам определяет триединую дидактическую цель приэтом возможно следующее: обучающая цель может меняться, корректироваться науроке, а развивающая и воспитательная могут определяться на более длительный срок:тема, неделя, четверть. Учителю необходимо учитывать, что цели оказываютбольшое влияние на школьников, чем они сложнее, мобильнее, тем большераскрывают духовные силы ребенка, дают им простор. Цели должны всегдаориентировать ребят на максимум возможностей. По общественным дисциплинам ребятважно нацеливать на большие цели, так как при переходе на концентрическоепреподавание одна и та же цель определяется по всем предметам. и единое ееопределение ликвидирует дубляж, в то к.е время создает условия для болееглубокого и всестороннего достижения этой цели»
Содержание учебного материала. В выше указанной схеме былаотмечена сюжетная линия урока, так вот этой линией является содержание учетногоматериала, которое является одним из инструментов достижения цели обучения ивоспитания на уроке. Однако это очень сложный инструмент, который должен постояние корректироваться в зависимости от конкретных условий, научное ипедагогическое изложение науки- paзные, и педагогам необходимо деятельно трудиться, чтобы научныесистемы переработать в педагогические.
4. Развитие у школьников интереса к предмету
В настоящее время приходится констатировать факт сниженияинтереса к учению, к предмету, хотя при этом необходимо учитывать, что свозрастом у ребят появляется избирательность в интересах к отдельным предметамили учебным дисциплинам, это явление плохим не назовешь. Однако общая тенденцияснижения интереса к предметам, к учению, в общем, по мере обучения в школезаставляет учителей задумываться над решением этой проблемы. Сейчаспедагогическая наука и передовая школьная практика может помочь учителю,предлагая мотивационные пути, педагогику сотрудничества, осуществление личностногои дифференцированного подхода к учащимся. Заметно расширилось возможностьвнеклассной работы по предмету в развитии интереса к учению, где, помимотрадиционных кружков, факультативов, олимпиад и предметных недель можнопровести: дидактический театр, « Робинзонаду», смотры, конкурсы, турнирызнаний, КВН, однако учителю всегда следует помнить, что главную роль, при всеммногообразии методов и приемов в развитии устойчивого интереса к знаниям, ккропотливому учебному труду играет личность учителя, его собственное отношениек предмету, к работе, к детям..

Заключение
 
Урок,являясь основой, но формой, представляет сложную педагогическую структуру,признаками которой являются: обучение ведется учителем, обучение ведется впределах точного времени. Назначением урока является формирование,социально-активной ли носит учащегося.
Толькона уроке учитель может овладеть педагогической теорией, переводя на языкдидактики, педагогики, психологии складывающиеся ситуации, предполагаемыеситуации, анализируя их.
Характерныечерты урока
1. Стремлениеучителя к максимально экономии времени и повышение эффективности.
2. Обязательныйучет реальных условий обучения личностных особенностей учащихся ихарактеристика класса.
3. Комплексноеобеспечение урока: материально- технические, психолого — педагогическое,информационное.
4. Динамичнаяструктура урока и его отдельных элементов — гибкая технология урока.
5. Вариативностьв выборе инструментария урока: тип, форма, методы. Приемы, средства обучения,их оптимальный сочетание на уроке.
6. Усилениемировоззренческой и практической направленности процесса обучения, связи его сжизнью
7. Усилениемотивации обучения и учения, обязательное включение мотивов в составпедагогического инструментария. Урока.
8. Комплексноепланирование и реализация целей и задач урока.
9. Нацеленностьурока и системы уроков на конечный результат — качество знаний, умений инавыков, на опыт творческой деятельности, эмоциональную сферу отношенийучащихся к миру, уровень их воспитанности и развития.
10.  Внедрение педагогикисотрудничества на уроке, в противовес авторитарной педагогике, на основе новогостиля педагогического общения и новых форм организации учебное — познавательнойдеятельности учащихся.
11.  Стремление учителя создатьпедагогический сервис на уроке, обеспечить его внешней внутренний порядок.
12.  Перенос максимума усвоенияна урок, в сравнении с долей домашнего задания.
13.  Опора на главное существенноев содержании материала урока
14.  Оптимальное использованиеоборудования, наглядности, дидактических пособий на уроке
15.  Возрастание роли умений инавыков учителя ориентироваться в ситуации урока, научно обоснованного педагогическогочутья, умений решать плановые, предполагаемые и непредпологаемые ситуацииурока, умений ситуативного проектирования.
16.  Стремление учителяобеспечить четыре единстваурока-заний о природе, обществе, технике, человекеспособах деятельности опыт осуществления изве6стных видов деятельности, опытэмоционально — ценностного отношения у миру.
17.  Использование средств предметаи специальных мер по направлению развитию интереса учащихся к предмету, учениюи труду
18.  Диагностический подход кпроверке и оценке знаний и умений, повышение ее объективности в соответствии снормами и критериями в свете стандартизации обучения, учет при этом не толькорезультатов обучения. Но и характера деятельности и отношений учащихся впроцессе обучения.
19.  Повышение окружающейтеории в обучении, поиск новых форм обучения, новых логических цепочек уроковобеспечивающих законченный характер изучения темы.
20.  Опора на научныедостижения и передовой педагогический опыт.

Список использованной литературы
1. ЯкиманскаяИ.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
2. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитаниешкольников) М.,19953. Н.Н.Синека. Творческое общение преподавателя и ученика.1997г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.