Реферат по предмету "Педагогика"


Организация методической работы в дошкольном учреждении

СодержаниеВведениеПланирование методической работыМетодическое обеспечение методического процессаСтруктура, формы иметоды методической работыМетодический кабинет как центр методической работыОбучение и развитие педагогических кадров, повышение ихквалификацииЗаключениеСписок литературы
Введение
Успешноеразвитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки еготеории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическаядеятельность. Методическая работа– это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затрудненийпедагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждогопедагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, надостижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цельюметодической работы в МДОУ является создание оптимальных условий длянепрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участниковобразовательного процесса. Реализация этой цели методической деятельностиосуществляется посредством организации деятельности таких организационныхструктур, как методические объединения педагогов дошкольного образования,научно-методический и педагогический совет, мониторинговой службы, а такжеактивного включения педагогов в работу по самообразованию.
На дошкольноеобразовательное учреждение в современных условиях развития нашего обществавозлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать иготовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчествокоторых будут определять социально-экономический, научно-технический инравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все болеенетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе МДОУ,в управлении образованием и в самой педагогической науке.
Задача заведующей иметодиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему,найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогическогомастерства.
Сегодня в связи снеобходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемывозрастает роль деятельности методической службы, правильная организациякоторой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальныйуровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится однимиз важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организациюметодической работы в дошкольном учреждении, как нечто первостепенное.
Планированиеметодической работы
Методическая служба – этосвязующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива,государственной системой образования, психолого-педагогической наукой,передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию иреализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Методическая служба МДОУв соответствии с Законом РФ «Об образовании», ориентируясь на гуманизациюцеленаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека,общества, государства, реализуя принципы государственной политики в областиобразования, призвана обеспечить:
-  достижение воспитанникомустановленных государством образовательных стандартов;
-  построение образовательного стандартана основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье, воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основздорового образа жизни;
-  адаптацию МДОУ к социальному заказу иособенностям развития воспитанников;
-  светскость образования.[1]
Планированиеметодической работы в МДОУ осуществляется на аналитической основе:
ü анализ внешней среды МДОУ (учетатребований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального,районного, городского уровней);
ü анализ состояния МДОУ (уровняздоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы;уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностейродителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
ü цели деятельности и необходимыесредства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Любое образовательноеучреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.
Следовательно, вдошкольном учреждении, находящемся в режиме стабильного функционирования,методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса вслучаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания иобучения дошкольников.
Если же коллективпредполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения илиреализация новых педагогических технологий), то это требует создание новоймодели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательногоучреждения из режима функционирования в режим развития.[2]
Во всех случаях цельметодической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностьюбудет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогическогоколлектива. Отсюда и вытекают основные задачи методической работы:
1.  Обучение и развитие педагогическихкадров, управление повышением их квалификации.
2.  Выявление, изучение, обобщение ираспространение передового педагогического опыта педагогов МДОУ
3.  Подготовка методического обеспечениядля осуществления образовательного процесса.
4.  Координация деятельности МДОУ и семьив обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5.  Координация деятельности МДОУ сучреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников иМДОУ в целом.
6.  Анализ качества работы с цельюсоздания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личностивоспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Перестройка методическойработы в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью датьправильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какимизнаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практиксегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации.
Таким образом, нужноотметить важность оптимального выбора содержания методической работы всовременном МДОУ. Актуальность такого выбора подтверждается и результатамипрактики методической работы в дошкольных учреждениях. Чтобы преодолетьуказанные недостатки и поднять содержание методической работы на новый уровеньсовременных требований, следует проявить усилия на двух уровнях.
Во-первых, обеспечить иобосновать оптимальность выбора содержания методической работы для дошкольныхучреждений с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитиипрофессионального мастерства педагогов и учебно-воспитательного процесса в ДОУ;выработать проект содержания методической работы для современного дошкольногоучреждения. (Эта задача работников педагогической науки и руководящихработников органов управления образованием, научно-методических служб ицентров.)
Во-вторых,конкретизировать общие положения исходя из реальных, неповторимых условийкаждого дошкольного учреждения. (Это задача организаторов методической работы вучреждении).[3]
Основные подходы к организации методической работы в ДОУоснованы на:
-  системно-деятельном подходе:понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а такжеобеспечения целостности образовательного процесса в условиях использованиявариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутреннихсвязей;
-  личностно-ориентированном подходе:обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждогопедагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитиепрофессиональных и личностных качеств педагогов на примере зам. зав. по BMP истаршего воспитателя;
-  дифференцированном подходе: учетеуровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов впостроении системы методической работы в ДОУ;
-  подход свободного самоопределения:свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путейсамореализации;
-  мотивационно-стимулирующий подход:использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
-  коррекционный подход: своевременномустранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин,их вызывающих.
Сегодня существуетпроблема низкой эффективности методической работы во многих МДОУ. Основнаяпричина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным,случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманныхприемов и способов организации воспитания и образования.
Методическая работадолжна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всеговоспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениямипедагогической и психологической науки. Методическоеобеспечение методического процесса
Одним изстержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическоеобеспечение методического процесса. С этого начинается организация методическойработы в любом МДОУ.
Программно-методическийкомплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные требования,нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетноенаправление), особенности и законы психического развития детей, спецификупедагогического и детского коллективов, определяющих возможность ицелесообразность каждой программы и технологии.
Через органсамоуправления МДОУ – педсовет для осуществления образовательного процессаутверждается программа, наиболее способствующая условиям отбора методическогообеспечения.
Такимобразом, воспитательно-образовательный процесс во всех группах МДОУосуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальнымзаказом и видом МДОУ.
Методическоесопровождение программы подбирается с учетом соответствия временным требованиямк содержанию, методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста,основного и дополнительного образования, осуществляемого в МДОУ, единстваконцептуальных основ комплексной и парциальных программ, а также методик итехнологий, их реализующих.
Результативностьвоспитательно-образовательного процесса в МДОУ зависит и от созданий условийдля его реализации. Это обуславливает следующие направленности методическойработы:
1.Организация развивающей предметной среды в МДОУ, соответствующей содержаниюпрограммы, интересам и потребностям детей разного возраста:
-  разработка методических рекомендацийпо организации предметно-развивающей среды МДОУ;
-  обеспечение подбора игрушек, игр,пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований;
-  активизация педагогов в разработкеатрибутов и методических пособий.
2. Соотнесениесодержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой и временными(примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детейдошкольного возраста:
-  формирование банка данных овыполнении программы, ее отдельных разделов;
-  анализ выполнения Временныхтребований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ;
-  анализ исполнений решений педсоветов,медико-педагогических совещаний.
3. Обновлениесодержания методического обеспечения (технологий, методик) в соответствии ссовременными требованиями.
4. Разработкарежима дня, сетки занятий, графики работы кружков для каждой возрастной группы.
5. Отслеживаниебаланса двигательной и интеллектуальной, организованной и самостоятельнойдеятельности воспитанников.
 
Структура,формы и методы методической работы
Методыметодической работы – этоупорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма – это внутренняя организациясодержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающаясистему его компонентов и устойчивых связей.
По формамметодическая работа делится на групповые и индивидуальные.
К групповымформам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района,МДОУ; организация теоретических и научно – практических конференций; педсоветы.
Киндивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество,взаимопосещения, самообразование.
Необходимоучиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что влюбой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо оттого, о чем идет речь.
Для тогочтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходиморуководствоваться:
- целями и задачамиМДОУ;
- количественным икачественным составом коллектива;
- сравнительнойэффективностью форм и методов работы;
- особенностямиобразовательного процесса;
- материальными,морально-психологическими условиями в коллективе;
- реальнымивозможностями;
- передовым опытоми научными рекомендациями.
Наиболееэффективными формами организации методической работы являются:
-  педсовет;
-  семинары, семинары-практикумы;
-  открытые просмотры эффективны;
-  медико-педагогические совещания;
-  консультации;
-  работа творческой группы.
Внешнееповышение квалификации происходит:
-  за счет посещения курсов повышенияквалификации;
-  обучение в учебных заведениях;
-  участие в работе методическихобъединений района.
Внутреннее повышениеквалификации происходитза счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:
-  участие в работе совета педагогов;
-  обучение на семинарах исеминарах-практикумах;
-  консультирование и др.
Вметодической работе особое место отводится принципуиндивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельностивоспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа скадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждогопедагога.
Осуществлениеиндивидуально-ориентированной методической работы позволяет развиватьтворчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого вактивную профессиональную деятельность.[4]
В сфереметодической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничествапедагогического коллектива с родителями.Методический кабинет как центрметодической работы
методическийдошкольный воспитание педагог
Методическое обеспечениеявляется важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призваноподдерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать егообновлению.
Многие педагоги, особенноначинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытныхколлег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. Внастоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативнуюсистему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов ивозможностей детей.
Центром всей методическойработы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль воказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспеченииих непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта,повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.Методический кабинет – это копилка лучших традиций дошкольного учреждения,поэтому задача зам. зав. по ВМР – сделать накопленный опыт живым, доступным,научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организоватьработу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем,как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинетдошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям какинформативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечениемотивации и активности в развитии.
Реализация информационно-аналитическойфункции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинетеформирование информационного банка данных, где определяются источники,содержание, направленность информации (см. табл. 1).
Таблица 1. − Банкинформации МДОУБанк внешней информации Банк внутренней информации
1. Нормативно-правовые документы Законодательства РФ;
2. Организация методической работы в дошкольном учреждении;
3. Развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
4. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
5. Информация периодических изданий дошкольного образования.
1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МДОУ;
2. Планирование деятельности МДОУ;
3. Организация и руководство образовательной деятельности МДОУ;
4. Контроль и регулирование образовательной деятельности МДОУ.
 
Вметодическом кабинете МДОУ постоянно должны действовать выставки, а такжепредставлены материалы, отражающие мастерство педагогов (материалсеминаров-практикумов; план – график повышения квалификации педагогов; планаттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт и т.д.)
Такимобразом, в рамках выполнения основных задач методической работы методическийкабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческойлабораторией для педагогов и родителей.
Информированиепедагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достиженияхнауки и практики.
Своевременноеинформирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке ипередовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образованияявляется важным условием высокой результативностивоспитательно-образовательного процесса.
Повышениеинформированности педагогов способствует установке единой педагогическойстратегии развития МДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется черезосновной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсомразвития коллектива в МДОУ.Обучениеи развитие педагогических кадров, повышение ихквалификации
Задачуобучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управленииметодической работой. При этом традиционная система информирования и обученияпедагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована наколлектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов,повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы былизадействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующиеличностные и профессионально-нравственному развитию.[5]
Важнейшимусловием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с пед. кадрами,является анализ кадрового обеспечения.
Наиболееэффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:курсовая подготовка; участие в работе творческих групп, клубов; участие вметодических объединениях.
Зам. зав. повоспитательной и методической работе организует и контролирует работу педагоговпо самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогаетвыбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
На первомэтапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опытапедагога. Только совокупность использования различных методов исследованияопыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем идетьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальнойработы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
На второмэтапе ППО обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания ППОкомплексом ИПМ (информационно-педагогический модуль: сообщение, запись пед. информации[6]).
Третьимэтапом являетсяраспространение и внедрение ППО. В рамках МДОУ этому способствуют такие формыработы как педагогические чтения, открытые просмотры, взаимопосещения, выставкии т.д.
Заключение
Изучив особенности организацииметодической работы в МДОУ, можно отметить, что педагог занимает ключевуюпозицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств ипрофессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-занедооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потомузадача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли быреализовать свой творческий потенциал.
Реальными возможностямидля решения этой задачи в системе дошкольного образования обладает методическаяслужба
В условиях современного социума организация методическойслужбы должна начинаться с поиска новых идей и современных технологийорганизации методической работы. Она нуждается в четковыстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование,организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
Результатом методической работы в МДОУ должны стать:
— обновление содержания образования и улучшение качестваобразовательного процесса;
— пополнение и расширение запаса психолого-педагогическихзнаний;
— оценка, анализ, диагностика результата педагогическоготруда;
— конструирование педагогического процесса на основесистемного анализа;
— формирование банка данных по обмену педагогическим опытом.
Списоклитературы
1.  Багаутдинова С.Ф. Особенностиметодической работы в современном ДОУ. // Управление ДОУ. – 2004. – №3. −С. 82-85.
2.  Волобуева Л.М. Активные методыобучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2006. − №6. – С.70-78.
3.  Липчанская И.А. Контрольфункционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера,2009.
4.  Маркова Л.С. Управленческаядеятельность руководителя социального учреждения. − М., 2005.
5.  Никишина И.В. Диагностическая иметодическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград,2007.
6.  Фалюшина Л.И. Управление качествомобразовательного процесса в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика преподавания пленэра
Реферат Положительно прекрасный человек в романе Ф М Достоевского Идиот
Реферат Розв’язок системи нерівності з двома змінними
Реферат Марат - выдающийся деятель французской буржуазной революции
Реферат Сравнительная оценка рисков в атомной и других отраслях энергетической промышленности
Реферат Tarzan Of The Apes Essay Research Paper
Реферат Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке.
Реферат Проблемы экономического развития Грузии
Реферат Редко встречающиеся виды обогащения. Электрическое обогащение
Реферат Внешняя политика Александра II успех или неудача
Реферат Oбыкновенная чесночница (Pelobates fuscus)
Реферат Лирика Александра Блока
Реферат Российский рынок корпоративных ценных бумаг
Реферат Литература - Терапия ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ
Реферат Горячие точки планеты. Ангола