Реферат по предмету "Педагогика"


Деятельность социального педагога по профилактике курения среди студентов I курса Северного педагогического колледжа

Министерствообщего и профессионального образования
Свердловскойобласти
Государственноеобразовательное учреждение среднего профессионального (педагогического)образования
СЕВЕРНЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬСОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КУРЕНИЯ СРЕДИ СТУДЕНТОВ I КУРСА СЕВЕРНОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Курсоваяработа
Екатеринбург 2010г.

Содержание
I.         Пояснительнаячасть
II.       Проектная часть
II.1Программа деятельности социального педагога по профилактике курения средистудентов I курса Северного педагогическогоколледжа
II.2Содержание деятельности социального педагога по профилактике курения средистудентов I курса Северногопедагогического колледжа
II.2.1 Анкетированиепо проблеме курения
II.2.2 Игра«Курить – здоровью вредить»
II.2.3 Акция«Сигарету на конфету»
II.2.4 Дискуссияпо анализу фильма
II.2.5 Литературныйконкурс
II.2.6 ФотоКросс
II.2.7Акция– митинг «Нет табачному дыму»
III.      Списокиспользованной литературы

I. Пояснительная часть
Человечество шагнуло в XXI век научно-технического прогресса ибольших скоростей. Научные достижения подарили человеку множество материальныхудобств: автомобиль и телефон, компьютер и Интернет, спутниковое телевидение ирекламу. Реклама сегодня является не только двигателем торговли, но и формируетобраз жизни общества. А вот какой он? Красивая девушка или молодой мужчина ссигаретой в руке на огромном рекламном щите, внешне радостные и успешные,безусловно, притягивают взоры молодых.
Звезды сцены и эстрады,закуривая прямо перед глазами зрителей, любимые родители…, – все вместе подаютпример для подражания нашим взрослеющим детям. [11, 4]
Молодое поколение Россиипереживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние,устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработкановых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично,бессмысленно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящегои не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить своюиндивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальнаяситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себяответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что оченьмногие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных инепрерывных возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению ивследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формысаморазружающего поведения, в первую очередь курение, употребление наркотиков,алкоголя, а также других видов психоактивных веществ. [17, 3]
По мнению А.Н. Сизанова,курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи.Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, этапривычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушекадекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни,замедляется личностный и нравственный рост. [16, 3].
Тема курения остро стоит в нашемобществе. Детально описывают вред курения как для самого курящего, так и дляокружающих его людей, такие исследователи как Генкова Л.Л., Славков Н.Б. [1],Радбиль О.С.,
Комаров Ю.М.[14], Колесов Д.В.[6],Ягодинский В.Н.[20]. На современном этапе в России недостаточно освещены психологическиеи социальные характеристики данной проблемы. Исследования в этой областипредставлены в работах Матвеева В.Ф., Гройсмана А.Л.[9], Криворотова Н.С.[7],Сирота Н.А., Ялтонского В.М.[17]. Недостаток исследований можно объяснить тем,что российское общество только начинает подходить к этому вопросу серьезно и сразных сторон, только сейчас люди начинают осознавать, насколько разрушительнодля общества это широко распространенное увлечение.
Без системной работы поантиникотиновому воспитанию подрастающего поколения эта проблема решена быть неможет.[6, 152].
Кто же поможет уберечьнаших детей от порока? Только мы сами, объединившись, способны противостоятьэтой разрушительной силе. Позаботиться о здоровье души и тела наших детей –высокая миссия наставников: родителей и педагогов. Именно они искреннезаинтересованы в воспитании здорового поколения, развития нравственной культурыличности каждого ребенка. [11 ,3]
Колесов утверждает, что антиникотиновоевоспитание должно начинаться с самого раннего возраста. У ребенка должно бытьвыработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении,где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятныйзапах, на то, что дышать здесь трудно и противно. Следует учить его ценитьсвежий воздух и высказывать признаки отвращения при виде табачных изделий,благодаря которым люди лишаются чистого, свежего воздуха. Вредные для здоровьяпоследствия курения в этом возрасте разъяснять еще не обязательно, так как этообычно еще недоступно пониманию ребенка. Необходимо не просто сообщить ребенкузнания о вреде курения, но и прививать ему отрицательную реакцию, так, чтобы,он действительно испытывал отрицательные эмоции при виде табачных изделий, приощущении табачного дыма, при виде курящего. [6, 153].
Поскольку семья являетсяглавным и важнейшим социальным институтом, то деятельностью по привитию ребенкуотрицательного отношения к курению занимаются родители. Но по мере взросленияребенок проводит большое количество времени в стенах школы и других социальныхинститутах, где контроль над ребенком входит в функции педагогов. В связи сэтим педагоги должны являться образцами поведения и иметь соответствующийимидж, а также обладать высокими моральными ценностями, вести здоровый образжизни. Только в этом случае деятельность по профилактике курения будетуспешной.
Руководствуясь законамиРФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 10[5] и «Обобразовании» статья 51 [4] общеобразовательные учреждения обязанысоздавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Министерствомобразования и науки, Министерством здравоохранения и социального развитияпринят ряд соответствующих документов. Включающиеся в здоровьесберегающуюдеятельность коллективы учебных заведений используют различные ее модели(медико-гигиеническую, физкультурно-оздоровительную и другие), но при этомнедооценивают роль педагога (его здоровье) как субъекта профессиональнойдеятельности по сохранению здоровья школьников.
Низкий уровень здоровьяучителей, недостаточное понимание педагогами ценности личного здоровья издоровья учащихся, отсутствие мотивации к здоровьесохраняющей деятельности,неудовлетворительный уровень владения здоровьесберегающими технологиями виндивидуальной жизнедеятельности и образовательном процессе свидетельствуют одефиците культуры здоровья – системы знаний, ценностно-смысловых установок,эмоционально-волевого опыта и практической деятельности, направленной нарешение проблем сбережения своего здоровья и здоровья учащихся.
Больной учитель не можетвоспитывать здоровое поколение. Для осуществления здоровьесозидающей деятельности(целенаправленной формы активности, посредством которой удовлетворяютсяпотребности в сохранении, развитии здоровья учащихся) он должен владетькультурой здоровья как составляющей общей педагогической культуры. [8, 55]
Имидж педагогаформируется не только когда он приступил к выполнению профессиональнойдеятельности, но и, в большей степени, во время обучения в профессиональныхучреждениях. И именно через такую универсальную форму социального наследованиякак педагогическое образование – студент обретает собственный образ педагога,отличный от других и одновременно соотносимый с образом выпускника-педагога каксубъекта культуры здоровья общественно востребованной характеристики. Студент всоставе культуры здоровья обнаруживает, интерпретирует и переводит в контекстиндивидуальных мировоззренческих смыслов ценности, значения, идеалы, опытотношений и способы деятельности универсального характера, которые личностнопережиты им и востребованы. На этапе присвоения содержания категорий культурыздоровья осуществляется выход в область новаторских решений по оздоровлениюобразовательного процесса. [2,22]
Молодому специалисту,только что окончившему профессиональное учреждение в среднем от 20 до 22 лет. Аэто период, когда возникает проблема выбора жизненных ценностей. Выборвнутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку,обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своихсобственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит сознательноразрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которыеопределяли его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, на него обвальнонаступают современные идеи государства, новых идеологов и лжепророков. Онвыбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этомсчитает, что именно избранная им позиция является единственно для негоприемлемой и, следовательно, единственно правильной. [12,420]
Юность, обретая потенциалличности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождениеот непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близкихлюдей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестываетэмоционально и создает огромное количество проблем. В большинстве случаев этопроблемы аморального поведения, к которому относится и курение. [12,422]
Студенты – первокурсники,«вылетевшие из родительского гнезда», лишаются жесткого контроля состороны родителей, считая себя взрослыми и самостоятельными, многие из них начинаютприобщаться к вредным привычкам. Самая распространенная из которых – курение. Ксожалению, они еще не задумываются о том, какой пример, покажут своим будущим учениками воспитанникам. Для большинства детей особенно дошкольного и младшегошкольного возраста педагог является «кумиром». Ребенок равняется насвоего педагога и копирует его поведение. Поэтому важно, чтобы педагог являлсяположительным примером для подражания.
Внастоящее время многие российские педагогические учреждения принимают различныемеры по формированию негативного отношения к деструктивным формам поведения.[21,22]. Проблема курения среди студентов Северного педагогического колледжа стоиткрайне остро. Это отмечают и преподаватели колледжа, и педагоги-наставники попрактике, и сами дети, с которыми они взаимодействуют. Социально-педагогическаядеятельность должна быть направлена, в первую очередь, на сопровождение иподдержку студентов в образовательном процессе, а именно в побуждении студентовк активному поиску здравотворческого смысла педагогического образования иорганизации собственного образа жизни при направленности образовательногопроцесса педагогического колледжа в единстве его целевого, содержательного итехнологического компонентов на конечный результат – становление субъектакультуры здоровья. [2, 9]
Актуальностьтемы исследования с точки зрения общественности обусловлена тем, чтотабакокурение принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующиенравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, чтонаносит огромный урон этносу в целом. Особую остроту проблеме предает тообстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становитсяодной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетаетсяалкоголь, а в ряде случаев и наркотики. Формируясь в детском и подростковомвозрасте, этот фактор риска продолжает действовать и в зрелом возрасте, вносясвой вклад в общее ухудшение здоровья. Тысячи людей становится жертвами этого медленногои тихого, но совершенно беспощадного убийцы. Табак вызывает 6 % всех смертей вмире. Каждые 10 секунд еще один человек в мире умирает в результате потреблениятабака. При массовом распространении курение становится социально опаснымявлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенныхвеществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопнымигазами» курящих. Ежегодный экономический ущерб от курения составляет 13,7млрд. рублей. [19, 1]
Спедагогической точки зрения актуальностью является и то, что будущие учителя –нынешние студенты при обучении и воспитании детей не должны забывать пропроблему курения, что ранее начало профилактического вмешательства наиболееперспективно, т.к. определенный стереотип поведения у детей еще не сложился, иприйти к здоровому образу жизни легче. Естественно, что и учителя должны бытьнезависимы от курения.
Сточки зрения автора актуальность данной темы обусловлена тем, что наша страна,Российская Федерация под грузом других проблем не дошла еще в своем развитии достадии принятия тотальных и эффективных мер по всемерному ограничению ипостепенному запрету курения. Но как будущий социальный педагог, я понимаю своюсопричастность в решении этой проблемы. Предлагаемый мною проект будет первымшагом в решении проблемы табакокурения в колледже.
Научно-практическиепотребности и выявленные противоречия определили выбор темы исследования: «Деятельностьсоциального педагога по профилактике курения среди студентов Северногопедагогического колледжа».
Объект – профилактикакурения среди студентов I курса Северного педагогического колледжа.
Предмет исследования:деятельность социального педагога по профилактике курения среди студентов –первокурсников Северного педагогического колледжа.
Цель исследования:проектирование деятельности социального педагога по профилактике курения средистудентов – первокурсников Северного педагогического колледжа.
Задачи:
1.        Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме курения;
2.        Раскрытьпсихолого-педагогические особенности студентов – первокурсников Северногопедагогического колледжа;
3.        Представитьпрограмму деятельности социального педагога по профилактике курения средистудентов I курса Северного педагогическогоколледжа;
4.        Раскрытьсодержание деятельности социального педагога по профилактике курения средистудентов-первокурсников Северного педагогического колледжа.
Для решения поставленныхзадач применялся комплекс методов исследования: теоретические(аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, исторический, методмоделирования, проектирования); диагностические (изучение документации).
Использованыадаптированные методики НемцевойО.А. «КВН „Курить – здоровью вредить“, Рыжовой Т.В. „Акция – митинг “Неттабачному дыму»,Тимофеенко О.А. «Акция „Сигарету на конфету“; методическиерекомендации „Соревнование классов, свободных от курения“ политературному конкурсу составители Погорелов С.Т., Умникова Е.В., Миронова Л.И. Лично мноюразработаны Положение ФотоКросса, анкета, дискуссия по просмотренному фильму.
Научная новизна исследованиязаключается в попытке установить, разработать в условиях Северногопедагогического колледжа программу деятельности социального педагога попрофилактике курения среди студентов-первокурсников.
Практическая значимостьисследования заключаетсяв использовании его результатов при конструировании культурного иобразовательного пространства Северного педагогического колледжа дляформирования у студентов культуры здоровья и укрепления практики здоровогообраза жизни. Предложен проект деятельности социального педагога по профилактикекурения с усилением его здравотворческой функции, которым могут использоватьпедагоги по организации профилактики курения.
Курсовая работа состоитиз пояснительной записки, проектной части, списка литературы, приложения.

II. Проектная часть
II.1 Программа деятельности социальногопедагога по профилактике курения у студентов-первокурсников Северногопедагогического колледжа
Название программы:»Путь в пропасть – мгновение, путь из пропасти – годы…"
Актуальность программы
Человечество шагнуло в XXI век научно-технического прогресса ибольших скоростей. Научные достижения подарили человеку множество материальныхудобств: автомобиль и телефон, компьютер и Интернет, спутниковое телевидение ирекламу. Реклама сегодня является не только двигателем торговли, но и формируетобраз жизни общества. А вот какой он? Красивая девушка или молодой мужчина ссигаретой в руке на огромном рекламном щите, внешне радостные и успешные,безусловно, притягивают взоры молодых.
Звезды сцены и эстрады,закуривая прямо перед глазами зрителей, любимые родители…, – все вместе подаютпример для подражания нашим взрослеющим детям.
Кто же поможет уберечьнаших детей от порока? Только мы сами, объединившись, способны противостоятьэтой разрушительной силе. Позаботиться о здоровье души и тела наших детей –высокая миссия наставников: родителей и педагогов. Именно они искренне заинтересованыв воспитании здорового поколения, развития нравственной культуры личностикаждого ребенка.
Зависимость от табакаоткрывает дорогу всем другим порокам – алкоголизму, наркомании, токсикомании,поэтому очень важно защитить детей от разрушительных соблазнов и влияний напороге вступления их во взрослую жизнь.
Педагоги должны являтьсяобразцами поведения и иметь соответствующий имидж, а также обладать высокимиморальными ценностями, вести здоровый образ жизни. Только в этом случаедеятельность по профилактике курения будет успешной. Имидж педагога формируетсяне только когда он приступил к выполнению профессиональной деятельности, но и,в большей степени, во время обучения в профессиональных учреждениях.
Цель программы:Формирование потребности быть здоровым через отказ от табакокурения.
Задачи:
1.        Формировать устудентов представления о социальных и психологических последствиях курения;
2.        Создать условия,обеспечивающие физическое, нравственное и эмоциональное здоровье участниковобразовательного процесса.
Сроки реализации программы:Сентябрь 2010 г. – Май 2011 г.
Для достижения целинеобходимо:
-         обеспечитьучастие студентов в мероприятиях;
-         обеспечить участниковобразовательного процесса необходимой информацией по профилактике курения;
-         привлечь вниманиеобщественности к проблеме курения.
Программа предполагаетдифференцированный подход к оценке ожидаемых результатов.
Студенты помимо опыта,приобретенного на ранних возрастных ступенях, должны:
-         иметьсформированную точку зрения на табакокурение как социальную проблему и трудноизлечимоезаболевание;
-         осознаватькоммерческий характер рекламы табачных изделий и уметь критически ее оценивать;
-         придерживатьсяимиджа педагога.
Методы, использованные впрограмме
В работе со студентамиприменяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование,увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаемследующие:
— метод организациидеятельности (поручения, задания, упражнения, создание специальныхвоспитывающих ситуаций);
— метод переключения(занятие студента трудовой, учебной, спортивной, новой общественнойдеятельностью).
В программе использованытакие формы как:
-         дискуссия;
-         анкета;
-         акция;
-         беседа;
-         индивидуальнаяконсультация;
-         конкурс;
-         ФотоКросс;
-         митинг.
Предполагаемый результат
Снижение спроса и,следовательно, ограничение табакокурения среди студентов.
Ослаблениемедико-социальных последствий употребления курения, которые, выражаясь впсихических расстройствах, суицидах, драках, стычках, конфликтах, ведут кпрекращению образования, разрушению семейных связей, криминализации детей иподростков.
Формирование у студентовпредставлений об общих человеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкамсоциально-поддерживающего и развивающего поведения в семье, во взаимоотношенияхсо сверстниками и в будущем с детьми, воспитанниками.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Самост. работа студентов Всего теория практика 1
Введение
Час общения по организации и проведению игры «Курить – здоровью вредить» + анкетирование по проблеме курения 9 2 1 6 2 Игра «Курить – здоровью вредить» 4 - 4 - 3 Час общения по проведению акции «Сигарету на конфету» 4 2 - 2 4 Акция «Сигарета на конфету», приуроченная к Всемирному дню отказа от курения (18 ноября) 4 - 4 - 5 Дискуссия по анализу фильма 3 2 1 - 6 Час общения по проведению литературного конкурса 6 2 - 4 7 Литературный конкурс 4 - 4 - 8 Час общения по проведению ФотоКросса 2 2 - - 9 ФотоКросс 6 1 1 4 10 Час общения по проведению акции – митинга «Нет табачному дыму» 4 2 - 2 11 Акция – митинг «Нет табачному дыму!», приуроченная к Всемирному дню без табачного дыма 4 - 4 - 12 Подведение итогов реализации проекта 2 1 1 - Всего 52 14 20 18


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cтруктура предприятия
Реферат Бюджет 2003 года и перспективы децентрализации
Реферат Data Encryption How Secure Are We Essay
Реферат Hobbes Leviathan Essay Research Paper These are
Реферат Расчет физических свойств ионосферы
Реферат Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта (на примере тем "Овощи, фрукты")
Реферат Становление и развитие аудита в России 3
Реферат Місцеві суди їх склад та повноваження
Реферат Створення віртуальної мережі з віддаленим завантаженням вузлів
Реферат Экономика Вологодской области
Реферат Механические свойства элементов Периодической системы Менделеева
Реферат Эстетическое воспитание 2
Реферат Attila And The Huns Essay Research Paper
Реферат Управление портфелем недвижимости 2
Реферат Моніторинг діяльності спеціалізованих загальноосвітніх навчальних закладів з поглибленим вивченням окремих предметів