Реферат по предмету "Педагогика"


Компьютер как средство предматематической подготовки дошкольников

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. Н. УЛЬЯНОВА
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Компьютер каксредство предматематической подготовки дошкольников
Выполнила:
студентка 4 курсазаочного отделения
факультета педагогики,психологии и управления
Адаева Н. А.
Проверила:
Судакова В. Е.
Ульяновск 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава1. Использование информационно–коммуникативных технологий в учебно–воспитательномпроцессе в ДОУ
Глава1.1 Интерактивное оборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним
Глава2. Требования к педагогу компьютерного класса
Глава2.1 Организационно – методическая работа в ДОУ
Глава2.2 Игра – основное условие использования компьютера в ДОУ
Глава3. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Глава3.1 Компьютер: ЗА и ПРОТИВ
Вывод
Практическаячасть
Списоклитературы

Введение
Использование информационно-коммуникативныхтехнологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательномучреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественнойдошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процессвоспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначалаиспользуются в семье, далее в детском саду — в условиях коллективноговоспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развитиятворческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащенияинтеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога,создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Развитие науки итехники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольнойподготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает связи спереходом казахстанской системы образования на 12-летнее обучение. Современныетехнологии передачи информации открывают перед нами совершенно новыевозможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается вдошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливаютколичественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатсярисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Существующие программыдают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опытаработы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средствав обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные вних. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУможет разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучениястарших дошкольников математике, ИЗО, обучению грамоте является использованиеинформационно-коммуникативных технологий.
Глава 1. Использованиеинформационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ
В настоящее время тема «Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ»актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современнойинформационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается впроблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка скомпьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольнымобразованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться нашеобщество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Цель работы — изучитьвозможности применения информационно-коммуникативных технологий вучебно-воспитательном процессе ДОУ:
на занятиях поформированию элементарных математических представлений;
Задачи :
изучить отечественный изарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия итребования к использованию информационно-коммуникативных технологий вучебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, ИЗО.
Гипотеза —учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будетиспользованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактическогосредства на примере обучения математике: процесс обучения математике и ИЗОстарших дошкольников может быть более эффективным, если при объясненииопределенных математических знаний будет использованы компьютер и интерактивноеоборудование, так как:
применение цвета,графики, звука, компьютера позволяет моделировать различные ситуации и среды,развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольноговозраста, вызывая интерес к изучаемому предмету;
использованиеинформационно-коммуникативных технологий
Объект исследования —процесс обучения старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования —формирование элементарных математических представлений старших дошкольников сиспользованием компьютера.
Нашу повседневную жизньуже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативныхтехнологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяютвозрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождениедетей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе вдошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальныхпроблем в отечественной дошкольной педагогике.
Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяетрасширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние наразличные стороны психического развития старших дошкольников. С 2007 годапроцесс обучения в детском саду существенно изменился. Воспитатели и педагогидополнительного образования детского сада стали использоватьинформационно-коммуникационные технологии на занятиях.
Большинство педагоговпрошли курсы «Основы работы на интерактивной доске» при областном институтеповышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В ДОУоборудовали компьютерный класс.

Глава 1.1 Интерактивноеоборудование в ДОУ и требования к организации работы с ним
Любого педагога иродителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействиикомпьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возрастарекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие детипроводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредныхпоследствий. Для проведения таких занятий надо оборудовать специальный кабинет,площадь которого определяется из расчета 6 кв.м. на одно рабочее место,оборудованное с учетом возрастных и санитарно-гигиенических требований. Признавая,что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей,необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольноговозраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режимав целом.
При работе компьютерови интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия:уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количествотяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей.Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинетаполимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, аиспользование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержанияоптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричестваи ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветриваниекабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия состаршими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работепедагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Единый стандарт в 15-20минут поголовно для всех не приемлем. Скорее всего, более уместной будетдифференциация в зависимости от типа монитора, клавиатуры и т.д. при расчетемаксимального времени, которое можно проводить за компьютером, желательноучитывать все технические показатели имеющейся системы. Самый верный индикаторнегативного воздействия компьютера — это самочувствие ребенка.

Глава 2. Требования кпедагогу компьютерного класса
В современномобразовании нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимостькаждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям другихдисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитиемсредств вычислительной техники, за появлением программ, за непрерывноменяющимися приемами и методами работы с ними. Педагог должен привлечь такиесредства как систематичность и методичность.
Опираясь на историюразвития средств вычислительной техники, выделяя методически правильные приемыработы с ней и концентрируясь, на тех сведениях, которые могут ему помочь вработе. Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога. Она требует большогопедагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременноигрой целой подгруппы детей.
Вместе с тем, педагогдолжен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, ихоперационную характеристику (специфику технических правил действия с каждой изних).
Построение каждой игрыимеет свои особенности. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельностьдетей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др.длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 7-10минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3-5 детей (это напрямуюзависит от количества компьютеров и выбранной формы работы), для обслуживанияодной возрастной группы требуется не менее 2 часов.
Только педагог — мастерможет вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер как мощноесредство индивидуального воздействия на интеллектуальное, эмоциональное инравственное развитие каждого малыша. Педагоги стараются работать творчески.Педагог — всегда исследователь. Он умело переключает внимание с поведенияребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты,полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей идостижению поставленных в игре целей. Побуждая детей к принятию или постановкеигровых задач, поиску своих вариантов ее выполнения, педагог развивает у нихинициативу, творческий потенциал. Ребенок в игре всегда предстает не какисполнитель, как творец своей деятельности. Основная цель педагога — не выучитьту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровоесодержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретногоребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всюпрограмму. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основныхкомпонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, какненавязчиво и незаметно « оживить», расширить, закрепить полученный детьмиопыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могутбыть созданы посредством незначительных изменений в содержании математическихигр.
Зная общиеконцептуальные принципы, и повседневно совершенствуя свое мастерство, педагогистараются найти выход из любого нестандартного положения, поможет ребенкупочувствовать свою силу, тактично подсказывает, как устранить ошибку, если самребенок не обнаружит ее. Очень важно подобрать первые компьютерные игры длядетей. Они должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными посодержанию.
Глава 2.1 Организационно– методическая работа в ДОУ
Корганизационно-методической работе относится оформление и ведение документации,помогающей планировать компьютерные игры с учетом их содержания и потенциальныхвозможностей детей разных возрастных групп. Успех работы во многом зависит отумения перспективно спланировать компьютерные программы с учетом усложняющихсяправил управления компьютером, игровых и дидактических задач. Так, планируяработу на каждое полугодие, целесообразно заранее подобрать от 10 до 16предъявляемых компьютерных игр; легкие компьютерные игры можно не повторять,дети их усваивают быстро на одном занятии, трудные по содержанию игры увлекаютдетей. Они обычно повторяются с интервалом 2-3 раза.
Необходимый документ вкомпьютерном классе — «листок учета» усвоения каждым ребенком пройденныхпрограмм. На листке слева пишется список детей, сверху дата предъявленнойпрограммы, снизу — название программы. Особым знаком (например, ++, +, -)обозначаются соответственно отличное, хорошее, плохое усвоение программы.Большую помощь в работе оказывает «дневник педагога», который ведется всвободной форме: в нем записывают успешные и неуспешные занятия, приемы,замечания к компьютерным программам, особенности отношения детей разноговозраста к той или иной игре, яркие примеры поведения детей.
Очень существеннымнаправлением работы педагога компьютерного класса является его деятельность,связанная с установлением содержательных деловых контактов с воспитателями,руководством детского сада и разными специалистами. В первый год освоениякомпьютера и интерактивных технологий в детском саду возникает необходимость нетолько в конкретной математической деятельности над компьютерными программами,но и в более широком знакомстве педагогического коллектива с вопросамикомпьютеризации на дошкольном уровне образования.
Для этих целей проводятряд семинаров с педагогами ДОУ:
Проблемыкомпьютеризации у нас в стране и в других странах»;
Компьютерно — игровойкомплекс в условиях детского сада»;
Общая характеристикакомпьютерных математических игр».
Использование интерактивнойдоски на занятиях(если она есть в ДОУ)
Целая сериясеминаров-практикумов проводится по конкретному содержанию компьютерныхпрограмм и методических рекомендаций к ним, соответствующий тем или инымразделам математики. Систематическая связь с воспитателями осуществляется путеминдивидуальных консультаций, бесед в связи с перспективным и календарнымпланированием. Для изучения специфики группы целесообразно наблюдение заповедением детей и стилем общения с воспитателем на занятиях, в повседневнойжизни.
Для методического кабинетадетского сада подготовили основные материалы по компьютерному классу, которымивоспитатели пользуются в любое время. При умело поставленной планомерной работекомпьютер довольно скоро перестает быть «инородным» телом в детском саду.Работа педагогического коллектива выработать и установить общие подходы ввоспитательно-образовательной работе.
Одним из главныхнаправлений в работе педагога является работа с родителями. Согласно плануработы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей,занимающихся, в компьютерном классе организуются собрания в компьютерном классе.В непринужденной беседе педагог показывает те или иные компьютерныематематические игры, демонстрирует, как они влияют на развитие логическогомышления, ориентировки в пространстве и т.д. Благодаря возможностяминтерактивного оборудования, педагог демонстрирует видеозаписи занятий.Родители имеют возможность увидеть, как управляются их чадо с современнойтехникой и каких результатов они достигли. Обязательно делаем акцент, чтородители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзникидетей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаютсяуспехи детей, предлагаются конкретные рекомендации помощи.
Глава 2.2 Игра — основноеусловие использования компьютера в ДОУ
Компьютер, являясьсамым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощнымтехническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитаниии общем психическом развитии дошкольников. Потому, что компьютер привлекателендля детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев онисмотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинаем скомпьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Использованиекомпьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, сточки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышениямотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей исоздания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в областидошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкинаи др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развитиямышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного кабстрактно-логическому мышлению.
На этом этапе компьютервыступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразныхвидов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцемконцепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развитиядеятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задачдеятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем вышеинтеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в нейпроисходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является однойиз форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями,опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способовдействия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживаетспособность наделять нейтральный до определенного времени объект игровымзначением в смысловом поле игры. Именно эта способность являетсяпсихологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игровогосредства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенкомигровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируяобразными и функциональными возможностями компьютерной программы.
Способность детейзамещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реальногозначения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит в основеспособности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этогоследует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычнымииграми. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольникасостоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к болеесложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающихкомпьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации«Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодарямультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1.дети легче усваивают понятияформы, цвета и величины;
2.глубже постигаютсяпонятия числа и множества;
3.быстрее возникаетумение ориентироваться на плоскости и в пространстве
4.тренируется эффективностьвнимания и память;
5.раньше овладеваютчтением и письмом;
6.активно пополняетсясловарный запас;
7.развивается мелкаямоторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
8.уменьшается время,как простой реакции, так и реакции выбора;
9.воспитываетсяцелеустремлённость и сосредоточенность;
10.развиваетсявоображение и творческие способности;
11.развиваются элементынаглядно-образного и теоретического мышления.
Играя в компьютерныеигры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретныхсобытий, представлений, у него развивается способность к прогнозированиюрезультата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все этоозначает начало овладения основами теоретического мышления, что является важныммоментом условием при подготовке детей к обучению школе. Так, как одной изважнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция.Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичноепонятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представлениеобо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируютсястоль важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игрыповышают самооценку дошкольников. Так как достижения детей не остаютсянезамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность всебе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
Использованиекомпьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенканаходить наибольшее количество принципиально различных решений задачи.Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарныхматематических представлений происходит на основе построения и использованиядетьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметныхмоделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяетнаглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходитпутем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смыслазамещения.
Педагогами подобраномного компьютерных программ предназначенных для развития элементарныхматематических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучениясчету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов,их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом,прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко,справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерныематематические программы помогают детям закрепить представление о том, чточисло не зависит ни от предметного содержания множества, ни отпространственного расположения его элементов. В компьютерных программах этойсерии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решатьзадачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10)». Онивнимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и синтересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решениизадач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметыперемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые болеетрудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденныйхарактер, вызывают желание добиться успеха. Компьютерные математические игры,помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуютсовершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его внаглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учатанализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться научебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерныематематические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответыдетей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальныйподход к обучению.
Компьютерных математическихпрограмм для детей старшего дошкольного возраста с ролевыми способами решениянеобоснованно мало. Между тем именно такие программы помогут привлечь вниманиедетей к внутреннему миру другого, побуждает поставить себя на его место, помочьпреодолеть препятствия. Все компьютерные программы для дошкольников должныиметь положительную нравственную направленность, в них не должно бытьагрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы сэлементами новизны, сюрпризности, необычности.
Компьютерныематематические программы и дидактические задания, разработанные педагогами длядетей старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Самсюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. Вдошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: приправильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видятпечальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоциональнореагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительноеотношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудованияпри обучении старших дошкольников математике, ИЗО, помогает закрепить,уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованиюнаглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план,формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета,композиции.

Глава 3. Функциональнаяготовность дошкольников к работе на компьютере
учебныйвоспитательный компьютер дошкольник
Общение с компьютеромдля дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требуетмаксимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когдадети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторыенаотрез отказываются учиться на нем работать.
Но и среди тех, кто сохотой овладевает компьютером, возникает скрытая настороженность к этомутехническому устройству. Скрытая настороженность к компьютерной деятельностиможет породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативноеотношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизацияэмоциональной сферы ребенка будет отрицательно влиять на его интеллектуальноеразвитие и здоровье.
Причина негативизма кработе на компьютере заключается в трудности, возникающие при общении ребенка скомпьютером, в значительной мере связаны с особенностями приспособления егоорганизма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификойразвития детей данной возрастной группы. Для детей 5 -6 лет характернанезавершенность анатомического и функционального развития всех их органов исистем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.
При нарушении границвыносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникаютотклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различныхфизиологических систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптациишестилетних детей к системному обучению в школе. У них на первых порах возникаютразличные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушаетсяповедение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируютнеадекватно: плачут или ведут себя агрессивно.
Постепенно в процессеадаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок болееспокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебнойдеятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но иэмоциональное и психическое благополучие.
Когда ребенок начинаетобщаться с компьютером, функциональные системы его организма тожеприспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной идлительной, необходима определенная «зрелость» тех функции, которыеобеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.
Чтобы определить какиефункции особенно значимы для общения ребенка с компьютером следует внимательнопонаблюдать за его поведением и действиями.
На начальном этапеобучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно нажиматьнужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экранавидеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютереребенок делает 80 – 100 таких движений. Но нередко приходится в более быстромтемпе, навязанной программой. В этом случае дети испытывают затруднения впоиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы склавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действийи сформированность двигательных функций.
Ребенок рассматриваетна экране видеотерминала предметы и объекты разной величины, переводит взор наклавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах.Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышеннуюнагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.
Занятия на компьютересвязаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логическихзадач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать,сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовывать все своизнания и навыки.
Еще дошкольникиработают с разными разработанными специалистами компьютерными программами.Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственныедвигательные реакции( координации ) рук, связанные с управлением (нажатием наклавиши клавиатуры). Расположение главных клавиш при смене программ меняется.При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемыеправила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работыдошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развитиякратковременной памяти.
Чтобы ребенок успешносправлялся с работой на компьютере, следует прежде всего помочь ему развитьнужные для этой деятельности психофизиологические функции.
Глава 3.1 Компьютер:ЗА и ПРОТИВ
Современные дети всеактивнее используют в качестве главных источников информации телевидение,видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми,природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развитияличности.
При работе накомпьютере организм человека испытывает определенные нагрузки,характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкоеиспользование компьютеров в системе образования привело к необходимостипроведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детскийорганизм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи сповсеместным внедрением здоровье – сберегающих технологий.
С тех пор, как ребеноквпервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннегообучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющиенаучное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители,говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, таккак развивает важнейшие операции мышления.
У детей, периодическипроводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая«знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание,формируется познавательная мотивация, моторная координация и координациясовместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этихкачеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
Озабоченность здоровьемдетей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обученияребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучениямонитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого– появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональныхстрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что«виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровьяребенка, чем полезен.
Так вопрос: компьютер:вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводубурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но инельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотаясередина».
А чтобы найти эту«середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самыежесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор долженсоответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапелучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи сэтим желательно, чтобы дети ( особенно дошкольники) пользовались компьютером,оснащенным именно таким монитором.
2. Самкомпьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997года выпуска, чтосоответствует уровню Pentium2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническимивозможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важнуюроль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютеромявляется правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и ростуребенка.
4. Компьютердолжен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярнопроводится влажная уборка.
5. Комнатадолжна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экранемонитора.
6. Дляребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере – 10 –15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более2раза в неделю.( Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами закомпьютером и их не отвлекает.)

Вывод
Таким образом, можносделать следующие выводы:
— использованиеинформационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являютсяобогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
— компьютер иинтерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшегодошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических,эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм ирекомендаций.
— рекомендуетсяприменять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватныепсихическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
— необходимо вводитьсовременные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е.стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средствразвития личности ребенка.

Практическая часть
Тема «Счет в пределах10».
Старшая группа.
Программное содержание:напомнить детям способ образования чисел 2 и 3, учить различать группы,содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета; упражнять в счете и отсчете предметов впределах 5; закрепить умение устанавливать соотношения между 3 предметами повысоте, употреблять слова «самый высокий», «выше», «ниже».
Демонстрационныйматериал. Игрушки, наборы игрушек.
Раздаточный материал.Карточки с двумя свободными полосками: подносы с еловыми и сосновыми шишками.
Оборудование:компьютер.
Ход занятия.
1-я часть. Постройкалесенки.
Воспитатель, используявыражения «самый низкий, выше, ниже», определяет высоту каждой ступени.Воспитатель подводит детей к мысли, что каждое последующее число больше другогона единицу.
2-я часть. Работа сраздаточным материалом.
3-я часть. Воспитательможет использовать компьютер, программу из серии Кидди- 1, задание «Посчитай».
Садись за рабочееместо.
Пользуясь мышкой, откройпрограмму Кииди-1.
Нажимаем на левуюсторону мышки два раза.
Найди серию «Посчитай».
Открой ее. Для этогобыстро дважды нажми на левую строну мышки.
Выбираем первуюкартинку.
Ребенку предлагается,управляя мышкой, решить несложные примеры. Например: нарисовано 2 бабочки,прибавить еще 1 бабочку. Сколько бабочек стало? Даются карточки с изображением3 бабочек, ее нужно поставить в качестве ответа. Ребенок должен справиться стремя вариантами заданий.
Ребята, вы справились сзаданиями?
Что говорит вамкомпьютер?
Закройте все программы.Пользуясь клавишей ESC, дошкольник может выйти из программы.
Отключите компьютер.Используя мышь, дети завершают работу.
Гимнастика для глаз«Поиграем с матрешками»
Упражнения выполняютсястоя у каждого ребенка в руках матрешка.
Посмотрите, какаякрасивая матрешка пришла к нам в гости, какой красивый у нее платочек (2-3сек).
Матрешки у нас веселыелюбят бегать прыгать. Вы внимательно следите глазами: матрешка подпрыгнулавверх, присела, побежала влево, вправо. Повторить 4 раза.
Матрешки любяткружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем следить за ними глазами.Повторить 3 раза.
Подведение итогазанятия
Как образуется число 2?
Как можно получитьчисло 3?
Что для этого нужносделать?
(Дети дают ответы на вопросыпедагога.)
Молодцы ребята, я рада,что вы поняли: каждое последующее число больше предыдущего на единицу.
Работа на компьютерепомогла вам понять новый материал или нет?
Чем интересны вамзадания на компьютере?
 После ответа детейпедагог прощается с ними.
До свидания!

Список литературы
1.Гершунский, Б.С. Компьютеризация всфере образования: проблемы и перспективы/Б. С. Гершунский. – М., 1987.
2.Дошкольник и компьютер: медико – гигиеническиерекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск.психол.–соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». — 2004.
3.Каралашвили, Е. Упражнения длядошкольников, начинающих обучение на компьютере / Е. Каралашвили //Дошкольноевоспитание. – 1994. — №5
4.Коробейников Н.А. Воспитательныевозможности компьютерных игр/ Н. А. Коробейников// Детский сад и семья. – 2002.- № 5.
5.Леонова, Л. А. Как подготовить ребенкак обшению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Изд. Центр«Вентана_ Граф». — 2004.
6.Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительнойк школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольноевоспитание. – 1989. — №10.
7.Новоселова, С. Л. Новая информационнаятехнология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г.П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. – 1989. — №9.
8.Плужникова Л. Использованиекомпьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание.- 2000. — № 4.
9.Тарловская, Н. Ф. Игры на компьютерах/ Н. Ф. Тарловская // Дошкольное воспитание. – 1989. — № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.