Реферат по предмету "Педагогика"


Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой и технологической подготовки школьников (на примере раздела "Технология швейного производства" 9 класс)

КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине Методика трудового обучения
Тема:Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой итехнологической подготовки школьников (на примере раздела «Технология швейногопроизводства» 9 класс)

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
ГЛАВА 1 Методы и формыреализации воспитательных возможностей трудовой и технологической подготовки науроках трудового обучения школьников
1.1     Общаяхарактеристика методов воспитания
1.1.1   Понятие методоввоспитания
1.1.2 Классификация методов воспитания
1.1.3 Общая характеристика методов воспитания в системецелостного педагогического процесса
1.1.4   Условия оптимальноговыбора эффективного применения методов воспитания на уроках трудового обучения
1.2 Трудовое воспитание школьников
1.2.1 Система трудового воспитания учащихся
1.2.2 Основы и пути трудового воспитания
ГЛАВА 2 Исследованиеметодов и форм реализации воспитательных возможностей в трудовом обучении (напримере раздела «Технология швейного производства» 9 класс)
2.1 Характеристика раздела «Технология швейного производства»
2.2 Краткая характеристика возрастных ипсихологических особенностей учащихся 9 классов
2.3 Условия выбора методов и форм для реализациивоспитательных возможностей трудового обучения по разделу «Технология швейногопроизводства» в 9 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПОНЯТИЙНЫЙАППАРАТ
Метод – способ достижения какой—либо цели,решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического илитеоретического освоения действительности. [13, с. 237]
Форма (лат.forma):
1) внешнее очертание, наружный вид, контурыпредмета; [4, с. 230]
2) внешнее выражение какого-либо содержания; [11,с. 246]
3) установленный образец чего-либо. [12, с. 388]
Реализация –(от ср.-век.лат. realis – вещественный, действительный):
1)        осуществлениекакого-либо плана, идеи и т.п.;
2) продажа товаров или имущества, превращение ихв деньги. [4, с. 678]
Воспитание –целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей инорм общества. Осуществляется через образование, а также организациюжизнедеятельности определённых общностей. [11, с. 245]
Возможность – философская категория, выражающаяосновные ступени развития предметов и явлений; тенденция развития предмета. [4,с. 576]
Процесс – (отлат.processus – продвижение):
— последовательная смена явлений, состояний вразвитии чего-нибудь; [2, с. 47]
— совокупность последовательных действий длядостижения какого-либо результата; [7, с. 113]
— порядок рассмотрения дел в суде,судопроизводство, судебное дело. [4, с. 421]
Труд –целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение,видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своихпотребностей. [8, с. 267]
Технология –(от греч.techne – искусство, мастерство, умение):
1) совокупность методов обработки, изготовления,изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката,осуществляемых в процессе производства продукции; [13, с. 189]
2) научнаядисциплина, изучающая физические, химические, механические и другиезакономерности, действующие в технологических процессах. [8, с. 252]
Школьник –ребенок, учащийся, получающий образование в учебно-воспитательном учреждении свозраста 6-7 до 16-17 лет. [1, с. 118]
Методывоспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразноговзаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизнидетей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность ирегулирующие их поведение. [12, с. 242]

РЕФЕРАТ
Курсоваяработа: 35с, 15 источников, 2 прил.
Tема курсовой работы:«Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой итехнологической подготовки школьников» (на примере раздела «Технология швейногопроизводства» 9 класс).
ФОРМА, МЕТОД,ВОСПИТАНИЕ, МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ТРУД, ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ.
Объектисследования: методы и формы воспитания трудовой подготовки школьников.
Предметисследования: методы и формы воспитания, их реализация на занятиях трудовогообучения (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
Цельисследования: определение воспитательных возможностей методов и форм трудовоговоспитания (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
Привыполнении работы использованы методы: теоретический анализ педагогическойлитературы, анкетирование учителей трудового обучения.
В процессеработы проведены следующие исследования и разработки: разработкаплана-конспекта урока по теме «Построение чертежа» включающее анкетированиеучителей трудового обучения.
Областью возможногопрактического применения являются: школы.
Гипотеза:соотношение методов преподавания и учения определяет методы и формы воспитанияна каждом этапе занятия.
Авторподтверждает, что использованный в работе материал правильно и объективноотражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературныхисточников теоретические, методические положения и концепции сопровождаютсяссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ
 
Успех любогодела зависит от человеческого труда, степени участия в общем труде. Поэтомуважнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях являетсяего отношение к труду на общую пользу. Но качество это не может бытьсформировано само по себе, и складывается в процессе трудового воспитания.
Важноезначение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, ихсоотношение с методами учения и преподавания.
Все методы всовокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый методвоспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека оноказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.
Цельисследования: определение воспитательных возможностей трудового обучения.
Объектомисследования являются: методы и формы воспитания процесса трудовой подготовкишкольников.
Предметисследования: методы и формы трудового воспитания, их реализация на занятияхтрудового обучения (на примере раздела «Технология швейного производства» 9класс).
Гипотезаисследования: соотношение методов преподавания и учения определяет методы иформы воспитания на каждом этапе занятия.
Висследовании были поставлены задачи:
1) Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2)Разработать план-конспект урока по теме «Построение чертежа», на примерекоторого исследовать методы и формы реализации воспитательных возможностейтрудового обучения.
3) Провестианкетирование среди учителей трудового обучения по теме исследования.
Методыисследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы,анкетирование среди учителей трудового обучения.

ГЛАВА 1 МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОВОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НАУРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАМЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ
1.1.1   Понятие методоввоспитания
Методы воспитания — общественно обусловленныеспособы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми,способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения,стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Все методы в совокупности влияют на многиесущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другоготем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, болеесильное и направленное воздействие. Педагогическое воздействие — одновременноецеленаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонамее отношенческой деятельности. Рассмотрим каждую группу методов.[8, с. 330]
Воспринимая предложенную информацию, учащиесяусваивают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогомсвоей позиции, ее доказательность. При этом они, оценивая полученнуюинформацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов намир, общество, социальные отношения.
Основныекачества педагогического требования: целесообразность, принципиальность,справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность,тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора намнение детского коллектива, последовательность.

1.1.2 Классификацияметодов воспитания
Методы формирования сознания личности(рассказ,беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций).
— Методы организации жизнедеятельности иповедения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающихситуаций).
— Методы стимулирования деятельности и поведениявоспитанников(требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв»,метод естественных последствий).
— Методы самовоспитания(рефлексия,самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение к др.).
— Методы контроля и самоконтроля(педагогическоенаблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельностивоспитанников, создание контрольных ситуаций).
Методы формирования сознания — методы воздействияна интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий,установок, суждений, оценок. [11, с. 248]
Эффективность этой группы методов обеспечиваетсяс учетом следующих условий:
— опора на личный опыт учащихся, на практическуюколлективную деятельность;
— создание эмоционального подкрепления (печали,радости, сочувствия и т. п.);
— активизация восприятия (активное включениесамих воспитанников в обсуждение, приведение примеров, подбор литературных текстов,участие в инсценировании нравственных ситуаций и т. п.);
— авторитетность воспитателя;
— учет уровня воспитанности учащихся и детскогоколлектива;
— незаконченность формулировок, понятий,суждений, оценок.
Несколько слов о последнем условии. Человеку свойственностремиться или к абсолютной ясности, или недоговоренности и недомолвке. Любыемысли, полутемные извне, чаще всего порождают реакцию неприятия, несогласия, ине потому, что они неверны, а потому, что навязывается принудительно. Успехдостигается тогда, когда в человеке вместо сопротивления удается породитьотклик, пробудить его собственную активность. Поэтому, внушая ребенку те или иныеидеи, мысли, нормы, надо вовремя остановиться, не договорить до конца, неформулировать итога, заключения. Запущенное в движение мышление воспитанника неможет остановитъся, он додумывает мысль до конца, и она становится ейсобственной. Мысль, рожденная изнутри, будет побуждать к соответствующейаргументации в ее защиту.
Рассказ — небольшое по объему связное изложение(в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию илианализ тех или иных нравственных понятий и поступков. [8, с. 331]
Беседа — вопросно-ответный способ привлечениявоспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. [11,с. 249]
Лекция — последовательнее монологическоеизложение системы нравственных идей или доказательства и иллюстрирования.Цель — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить системуаргументированных понятий и суждений. [10, с. 135]
Диспут — спор, путь мобилизации активностивоспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обученияборьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику,защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. [11, с. 250]
Диспуты надо готовить заранее: предложить тему,подготовить 1 — 2 воспитанников, которые начнут дискуссию, выскажут различныепозиции и их аргументацию будут вести спор. Условия проведения, тактичностьвсех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений,доверительность обстановки, аргументированность и убедительность сужденийвоспитателя, отсутствие в конце какого-либо единого решения, не лидирующаяпозиция воспитателя. Воспитатель должен участвовать в диспуте как равный (внешне)участник, который, как и все, высказывает свою точку зрения.
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа ианализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иныхконфликтах, проблемных нравственных ситуациях. [8, с. 332]
У каждого ребенка должен накапливаться опытсоциально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементынравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем непозволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезноформировать у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости,по методу решения дилемм(необходимости выбора между двумявозможностями), предложенному Кольбергом. Этот метод заключается в совместномобсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываютсявопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, дети приводятубедительные доводы за и против. Анализ ответов полезно провести по следующимпризнакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Дилеммы можетсоздать любой учитель при условии, что каждая из них должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненныхнравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов,акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральныйгерой?».
Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, гдекаждый приводит свои доказательства, а это дает возможность сделать правильныйвыбор в будущих жизненных ситуациях.
Пример — метод, заключающийся в том, чтобы наконкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал ипредъявить образец готовой программы поведения и деятельности. [11, с. 251]Построен на склонности детей к подражанию. Опираясь на идеал, пример,достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить своеповедение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. Вдетской литературе для дошкольников и младших школьников естьусловно-отрицательные герои, такие, как Пеппи-Длинный чулок, Незнайка, Буратинои др., — озорные, непослушные, обаятельные человечки. В них ярко показаны всеособенности поведения детей, но без назиданий, нотаций и унижений, весело и с юмором.Дети видят себя в этом зеркале и учатся не быть на них похожими, когда онисовершают отрицательные поступки, и брать с них пример в положительныхситуациях. «… Примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши илиплохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутреннимпотребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в которой оннаходится».[12, с. 127]
Методы организации жизнедеятельности и поведениявоспитанников — пути воздействия на предметно-практическую сферу личности сцелью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительныхспособов и форм поведения и нравственной мотивации. [11, с. 251]
Упражнение — многократное повторение определенныхдействий и поступков с целью их усвоения. [10, с. 136]
В результате упражнения вырабатываются умения инавыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика. Приучение— это разновидность упражнения. Его применяют тогда, когда необходимобыстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. На жесткомприучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейским,где этот метод сочетается с наказанием.
Результат упражнений — устойчивые качестваличности навыки и привычки. «Упражнение делает мастера» (К.С. Станиславский).Этим качествам в жизни людей принадлежит важная роль. Если бы человек не имелспособности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог быпродвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки есть тот процесс,посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело.Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляетустойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Выдержка,навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества,которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Поручение — передача воспитаннику определенныхфункций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. [8,с. 340]
Это очень распространенный и при правильномиспользовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений,формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детскогоколлектива могут быть самые разнообразные поручения: по времени —кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые ипостоянные, по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные,культурно-массовые, шефские и т. д.
Создание воспитывающих ситуаций — это теситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решитькакую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершитьсоответствующие поступки. [11, с. 253]
Это может быть проблема нравственного выбора,проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли идр. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда вней возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного еерешения, создается возможность социальной пробы (испытания) как методасамовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у детей формируетсяопределенная общественная позиция и ответственность, которые и являются основойдля их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Ситуации могут быть недолговременными: выбериспособ действия и поступи. Могут быть длительными: шефство—успех—дружба, доверие—успех—изменение положения в коллективе и т. п.
Одним из серьезных и желаемых результатовиспользования прежде всего данной группы методов должна быть сформированнаядисциплинированность воспитанников. Без сознательной дисциплины любоеучебно-воспитательное взаимодействие может быть обречено на провал.
Методы стимулирования деятельности и поведения —методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждениевоспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительноймотивации поведения. [14, с. 102]
Психолого-педагогической основой этой группыметодов являются побуждение и принуждение. Методы стимулированияпомогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение, чтоспособствует пониманию ими смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов ицелей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.
Требование — педагогическое воздействие насознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельныевиды его деятельности. [8, с. 342]
Требования реализуются в личных отношенияхпедагога и детей.
По форме предъявления различаютсянепосредственные и опосредованные требования. Непосредственные требования —требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую(воспитатель —> воспитанник). Непосредственное требование может бытьпрямым и косвенным.
Поощрение — стимулирование положительныхпроявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувстваудовольствия и радости от сознания признания другими усилий и старанийличности. [14, с. 105]
Имеет воспитательный эффект, если оно ценно изначимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мнением, онозакрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагаетпробуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Оно должно бытьестественным следствием поступка ученика, а не стремления получить поощрение.Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членамколлектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным смнением других. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальныекачества поощряемого и меру вложенных усилий, при этом надо соблюдать меру иосторожность, не хвалить за то, что получено от природы (ум, здоровье,красоту), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, изжалости, стремления угодить ребенку и ему понравиться.
Виды поощрения: одобрение, похвала,благодарность, награда, предоставление почетных прав, материальное вознаграждениеи т. п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировкии осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вредвоспитанию. Недостаток поощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя,захваливание — зазнайство.
Наказание — торможение негативных проявленийличности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины,стыда и раскаяния. [5, с. 118]
Если после наложения наказания ребенок испытываетобидуна воспитателя — наказание илиприменено несправедливо илитехнологично неправильно.
Виды наказания: замечание, порицание,неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ отнаказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительныхобязанностей и др.
Наказанием надо пользоваться очень осторожно.Незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет,обижает воспитанника, провоцирует его на действия на зло воспитателю.Отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности,непослушанию воспитанников, снижению авторитета воспитателя.
Наказание должно быть справедливым и тщательнопродуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога при этом исправитьзначительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопитьсяприменять наказание до тех пор, пока нет полной уверенности в его правомерностии позитивном влиянии на поведение ученика. Наказания очень индивидуальны: заодин и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Ребенок — драчун,забияка, вечно всех обижает. Другой — подрался, защищая младшего (оскорбленноесобственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большиегруппы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговойпоруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллективадопускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, таккак в таком коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзянаказывать в состоянии гнева, раздражения, аффекта.
Случаи, исключающие наказание: неумение,положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.
Вариантом наказания является метод естественныхпоследствий.
Метод естественных последствий — немедленнаяликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бываетпредельно ясной, а требования выступают вполне справедливыми. [11, с. 255]
Последствия логически вытекают из поступковшкольников: насорил — убери, нагрубил — извинись, сломал — отремонтируй.Применяется тогда, когда виновник случившегося совершенно очевиден.
Вообще любое наказание должно бытьвспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.
Соревнование — метод стимулирования активностивоспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремитсямаксимально проявить свои способности и добиться лучших результатов посравнению с другими. [8, с. 345]
Способствует формированию качествконкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонностиребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигаетопределенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальныйстатус. Этот метод вызывает не только активность воспитанника, но и формирует унего способность к самоактуализации. Школьник учится реализовывать себя вразличных видах деятельности. Формы соревнования: конкурсы, викторины,фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки. Условияпроведения:привлекательность дела, в котором соревнуются, гласность, взаимопомощь,инициатива, сопоставимость результатов (сравнивать по одинаковым видамдеятельности). В условия соревнований не включается благотворительная, гуманнаядеятельность воспитанников.
«Взрыв»— метод воспитания, сущность которогозаключается в том, что конфликт с воспитанниками (воспитанником) доводится допоследнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию являетсякакая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложнуюпозицию воспитанника. [2, с. 112]
Успешное применение этого метода, возможно прибезоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайнейосторожности, чтобы не причинить вреда. Отличительные чертыметода:неожиданность и внезапность, высокий эмоциональный заряд. Может применяться,когда воспитанник уже смутно чувствует недовольство собой, переживает борьбумотивов.
Методы самовоспитания — воздействия на сферусаморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личностив соответствии с требованиями общества и личного плана развития, наформирование навыков психической и физической саморегуляции. [11, с. 257]
К методам самовоспитания относят рефлексию иосновные методы формирования сознания и поведения и его стимулирования сприставкой «само»: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет,самоодобрение, самоосуждение и т. д.
К самовоспитанию надо вести путем осознаниясобственных действий через внешнюю оценку, затем через формируемую самооценку ипотребность ей соответствовать, подводить к деятельности по самовоспитанию исамоусовершенствованию.
Методы контроля и самоконтроля в воспитании —пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий ивзаимодействий. [8, с. 346]
Эта группа методов не столько направлена навоспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельностивоспитателя и всей воспитательной системы. Но, как и в обучении, без такогоотслеживания результатов процесс потеряет целенаправленность и управляемость.
К этой группеотносятся методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение,беседы, опросы, педконсилиум, анализ результатов деятельности воспитанников.Все они описаны в соответствующей главе. Можно отнести сюда и такие методы, каксоздание контрольных ситуаций, психодиагностика и психотренинги. Созданиеконтрольных ситуаций — это метод создания воспитывающих ситуаций, описанныйвыше. Он всегда дает реальное представление о формирующейся мотивации и уровнесформированности тех или иных нравственных норм в сознании воспитанников.
1.1.3 Общая характеристикаметодов воспитания в системе целостного педагогического процесса
Исходным методом в работе педагога с детьмиявляется требование. От правильности и объективности предъявляемых требований вконечном итоге зависит не только общая организация воспитательного процесса, нои формирование отношений между учителем и учащимися. В педагогической практикеучитель сталкивается с различными видами и формами требований.
В опыте передовых педагогов сложились дваосновных вида требований: непосредственные, когда они обращены к темдетям, от которых воспитатель добивается вполне определенных действий, иопосредованные, когда у детей вызываются последующие требования к своимтоварищам.
По форме требование может быть прямым, когдаобращение педагога содержит четкое конкретное указание, выраженное врешительной, настойчивой манере. Прямое требование должно быть инструктивным,т.е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порахнеобходимо детализировать предполагаемые действия учащихся. [8, с. 350]
Более тонкой и сложной формой является косвенноетребование, в котором задача воспитания скрыта, не выражена прямо. Егоприменение эффективно лишь при условии взаимопонимания педагогов ивоспитанников. В качестве стимулов здесь используется не столько само требованиепо содержанию, сколько психологические факторы — эмоциональные переживания,настроение, различные впечатления и т.д.
Метод самообслуживания — ведущий методорганизации и развития воспитательного коллектива, обеспечивающий созданиенаиболее благоприятных условий для жизнедеятельности учебного заведения. Важнаязадача воспитателя состоит в том, чтобы обучить детей умениям и навыкамобслуживающего труда, правильному обращению с соответствующими инструментами иприборами. Прежде всего, необходим подробный инструктаж, разъясняющий иконкретизирующий последовательную цепочку требований, направленных навыполнение ряда операций, из которых складывается тот или иной видобслуживающего труда. Принципиально важным условием успешной организацииобслуживающего труда является высокое профессиональное мастерство техническогоперсонала — взрослых, выступающих в роли наставников. В ходе организациисамообслуживания учащиеся могут привлекаться к планированию коллективныхтрудовых дел.
Формы организации самообслуживания разнообразны.Это могут быть и разновозрастные трудовые объединения детей, и бригаднаяорганизация труда учащихся, и индивидуальные трудовые поручения.
Соревнование позволяет эффективно решать задачудальнейшего сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловыеотношения с другими коллективами, а также способствует развитию такихсоциально-ценных и личностно-значимых качеств, как творческая активность,ответственность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.
К соревнованию педагог прибегает в тех случаях,когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательнойзадачи. В процессе внеурочной работы приемлемы такие формы соревнования, каколимпиады, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы,эстафеты, смотры художественной самодеятельности, исторические викторины,выставки творческих работи т.д. Важным стимулом организациисоревнования является поощрение победителей.
Назначение ученического самоуправления состоит втом, что оно самоорганизует школьный коллектив, создает его органы,способствует развитию педагогически целесообразных взаимоотношений междучленами коллектива. Самоуправление и заключается, прежде всего, в созданииорганов коллектива, в каждом из которых концентрируется руководствоопределенным видом коллективной деятельности: образовательной,хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и т.д.
В первичном коллективе класса самоуправление — это работа классного собрания. Проводить его целесообразно один раз в месяц.Определить тематику собраний и планировать их проведение целесообразно самимучащимся. На классном собрании избирается актив класса: староста, хозяйственныйорганизатор, физорг, редактор стенгазеты и т.д.
Несколько по-иному организуется самоуправление вусловиях ученической производственной бригады. Управление коллективнойдеятельностью в этом случае осуществляет бригадир. Регулярная смена бригадира(по четвертям) позволяет каждому ученику учиться умению руководить иподчиняться. Высшими органами самоуправления являются советы бригадиров(подгрупп, классов, параллелей, школы), которые решают все вопросы, связанные собучением и воспитанием каждого члена бригады.
В условиях рыночно-хозяйственных отношений такаяформа самоуправления особенно актуализируется, поскольку способствуетформированию таких деловых качеств, как предприимчивость, самостоятельность,энергичность, инициативность.
В основе современной методики убеждения лежитсформулированная К.Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельностиученика в его самодеятельность. [14, с. 27]
Методика убеждения призвана решить две основныезадачи:
1. Осуществление педагогически целесообразногоотбора информации, усвоение которой организует педагог на каждом конкретномэтапе воспитательной работы.
2. Построение такой системы методов убеждения,которая обеспечивала бы превращение детского воспитательного коллектива икаждого его члена в отдельности из объекта убеждения, из потребителя информациив субъект убеждения, активного носителя социально-ценностной и внутреннезначимой информации.
Важнейшая идея метода убеждения может бытьвыражена следующим образом: «Чтобы убедить, надо побудить кдействию».
Ведущим методом педагогического стимулированияявляется перспектива, т.е. выдвижение перед детьми увлекательных, значимыхцелей, трансформирующихся в личные стремления, желания и интересывоспитанников.
Существуют перспективы: ближние, средние идальние. В начальный период организации детского воспитательного коллективапервостепенное значение имеют ближайшие перспективы — непосредственная радостьзавтрашнего дня. Особо важное значение могут приобретать коллективныетворческие дела — праздничное оформление, соревнование, игровые импровизации.Дети стремятся получить хорошую оценку, заняться интересной работой в кружке,участвовать в походах, экскурсиях и т.д.
Средняя перспектива — это ожидаемое событие,несколько отодвинутое во времени: подготовка к каникулам, многодневному походу,завершение строительства школьного стадиона и т.п. Таких событий немного, ноколлектив ими живет, к ним стремится; и по линии движения к этому событиювыстраиваются перспективы близкие.
Дальняя перспектива — это жизненные планы,связанные с осознанным выбором профессии, поиском жизненного призвания; это ибудущее школы, т.е. долгосрочные планы. Воспитание такой перспективы — одна изконечных целей воспитательной работы.
Поощрение и наказание как метод педагогическойкоррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки.Одним из наиболее важных достижений в исследовании этого метода являетсямонографическое исследование Л.Ю. Гордина «Поощрение и наказание ввоспитании детей». Выводы, к которым пришел автор, не потеряли своейактуальности и в наше время:
следует раз и навсегда отказаться от примитивнойтрактовки этих методов: — — наказание — кара, поощрение — награда;
— наказание, как и поощрение, не являютсясамостоятельными методами воспитания, они составляют лишь одну из сторон методакоррекции;
— всесторонняя педагогическая характеристикатипичных ситуаций применения поощрения и наказания открывает возможность научнообоснованного выбора воспитательных средств;
— в процессе применения коррекционного методанеобходимо использовать сложившиеся в коллективе традиции с тем, чтобынаказание и поощрение не оставалось бесследным в жизни коллектива. [5, с. 187]
Общественноемнение является последним звеном технологической последовательности методовпедагогического формулирования. Оно не возникает само по себе и является результатомкропотливой воспитательной работы педагогов.
Немаловажнымпутем выражения общественного мнения могут стать печатные органы коллектива ишкольные средства информации — радио и телевидение. Главное, чтобы эта работаносила систематический характер, и по результатам обсуждения принимались конкретныерешения, обязательные для каждого члена коллектива.
1.1.4Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
Среди тех зависимостей, которые определяют выборметодов воспитания, на первом месте находится их соответствие идеалам обществаи целям воспитания.
В практической деятельности учитель, выбираяметоды воспитания, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием.Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методывзять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительныйпример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из нихпедагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым вданной ситуации.
Метод сам по себе не может быть ни хорош, ниплох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система.
Будучи очень гибким и тонким инструментомприкосновения к личности, метод воспитания, вместе с тем, всегда обращен кколлективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности.Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способомпедагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование,но неуместными будут лекция или диспут.
Выбор методов воспитания не есть произвольныйакт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которыхпервостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания,конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся.
Таким образом, учитель является «воспитателем» насвоем уроке, от него зависят ход и окончание занятия, соотношение методовпреподавания и учения с методами и формами воспитания на каждом этапе занятия.
1.2 Трудовое воспитаниешкольников
1.2.1 Система трудовоговоспитания учащихся
Важнейшими звеньями системы трудового воспитанияучащихся являются:
1. Формирование сознания того, что труд —источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любитьтруд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь удетей жаждусерьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одногосознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только длясебя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться квещам, которые созданы трудом взрослых. [15, с. 348]
2. Формирование сознания необходимости трудитьсядополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки,они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистическогообщества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условияхдоводить начатое дело до конца.
3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детейтрудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входитформирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в трудеимеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств уучащихся крайне необходимо для каждого человека.
4. Труд в нашем обществе требует от каждогоглубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретатьнеобходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядкерабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое дляработы.
5. В современном обществе инструменты, машины,оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этойсобственности является необходимым качеством советского человека и должно статьважным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.
6. Большое значение имеет также воспитание уучащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду можетсформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью,понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основнымсодержанием жизни. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можноскорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формированииу них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду —одна из важнейших задач трудового воспитания детей.
7. В процессе трудового воспитания необходимодобиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовоеусилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг кдругу. [14, с. 30]
В воспитании учащихся следует поощрять различныеколлективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощимежду учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и можетбыть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдаватьвсе силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительновыступит против лентяев и бездельников.
8. Исключительно велика роль трудового воспитанияв профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом навыбор профессии средняя школа призвана создавать учащимся условия для выборапрофессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитаниянеобходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формироватьсклонности к определенным видам знаний и практической деятельности.
1.2.2 Основы и путитрудового воспитания учащихся
Уже сравнительно давно проблема трудовоговоспитания детей является одной из центральных в педагогике. По мере расширениямасштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личностивновь встал вопрос о соединении обучения с трудом. Многие передовые педагогипрошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность,призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детейтрудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие видытруда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали быим лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике наоснове практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правилаорганизации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикойтрудового воспитания школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организациитруда детей, разработанные педагогикой. [15, с. 350]
Труд, как правило, завершается вещественнымрезультатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы,в другом — безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работутак, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно болееосязаемым результатом для общества и самого работающего.
Именно поэтому многие школы в своих мастерскихпроизводят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такойсерьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.
Ведущее значение в системе трудового воспитания вшколе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаютсямногие задачи воспитания. Только в совместном, педагогически правильноорганизованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работатьсообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышениюприлежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстроусваивают ряд важных норм:
— работа начинается в определенный час, иопаздывать к началу работы нельзя;
— плохая работа не будет принята; старательностьи изобретательность будут поощрены; тому, чего не умеешь сам, научит товарищ,что не осилишь один, легко сделать вместе.
Но коллективность труда не означает егообезличенности. Правильно организованныйколлективный труд требуетмаксимального внимания и определения трудового задания каждому трудящемуся(бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой дисциплине труда учениклучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтомутрудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективныйхарактер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыкиобщественной жизни.
Всякий труд требует от человека затратыопределенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянногоразвития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склоннак быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже примаксимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и неиспытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценойогромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляетсястремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовойдеятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, анаоборот, вызывает отвращение к труду.
Однако это не значит, что как только ребенокзаявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость оттруда не вредна, аполезна. Она заставляет с уважением относиться ктруду других людей.
Приступая к работе, человек стремится узнать, чемзакончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степенинеобходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такуюработу, цель которой понятна, доступна и желанна. [14, с. 37]
Учебный труд занимает большую часть временидетей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения втрудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретенияопределенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда внашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества иформирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самомпроцессе организации учебного труда.
Школьные учебники знакомят детей с различнымивидами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда вразличные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуютв общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление охарактере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также освободном и героическом труде советского народа. Правильная постановкапреподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том,что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромныхнаучно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов людей.
Таким образом, содержание учебников дает богатыйматериал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характерев нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы иусловий жизни. Задача учителя — правильно использовать этот материал.
Большее значение имеет продуманная организацияучебного труда. На этом основании можно утверждать, что законы и правилаорганизации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду.Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил иумственных. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройствуздоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе. [14, с. 25]
Так как умственный труд тяжел, то ребенокстремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенноститребует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучатьребенка к самоконтролю.
Большое значение имеет правильный режимумственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительныхперерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.
Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачитрудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планомпредусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интереснымии полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитаниишкольников будет велика. [5, с. 112]
Сама организация уроков — важное средствотрудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различнымипутями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителейи до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и детимогут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго неприступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают исмеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверногопонимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не вхарактере поведения учащихся, а в характере их деятельности.
В остальном урок труда сохраняет все признакиобычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей приабсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящейработы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детямприступить к работе.
Сама работа в зависимости от подхода учителя курокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школойвоспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовлениеколлективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают планизготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношениявзаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами,совместного труда по общему плану.
Практика трудового воспитания последних летубедительно показала возможность использования элементов соревнования на урокахтруда.
Таким образом, от человеческого труда, от степениучастия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателемоценки поведения человека в современных условиях является его отношение к трудуна общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оноскладывается в процессе трудового воспитания.

ГЛАВА2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС)
 
2.1Характеристика раздела « Технология швейного производства»
Раздел«Технология швейного производства» в 9-ом классе изучает следующие темы:«Машинные швы» (соединительные, краевые), «Комплекты для кухни» (скатерть,салфетка, рушник, грелка, варежка, прихватка), «Построение чертежа» (грелка,варежка, прихватка), «Пошив изделия» (грелка, варежка, прихватка).
Тема«Машинные швы» позволяет ученикам систематизировать полученные знания изпредыдущих тем по данному разделу из 8-го класса; ознакомиться с новыми видамишвов; выполнить определённые виды краевых и соединительных швов на практическомзанятии.
Тема«Комплекты для кухни» содействует формированию понятия, определённых знаний потеории данной темы; ознакомлению учащихся с наименованием комплектов для кухни,их назначением, видами, необходимыми материалами для изготовления, видамиотделки.
Тема«Построение чертежа» позволяет ученикам систематизировать полученные знания изпредыдущих тем по данному разделу из 8-го класса; ознакомить учащихся справилами построения чертежа выбранного изделия; содействовать развитию навыковпостроения чертежа и моделирования.
Тема «Пошивизделия» формирует у учеников знания, умения и навыки по распределению ткани вцелях её экономии; содействует развитию умений по раскрою и пошиву выбранногоизделия.
Таким образом,раздел «Технология швейного производства» имеет свою специфику: каждая темараздела позволяет определить соотношение методов преподавания и учения сметодами и формами реализации воспитательных возможностей учеников на каждомэтапе урока. [приложение Б, таблица]
 
2.2Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей учащихся 9-хклассов
 
Учащиеся 9-гокласса имеют свои характерные возрастные и психологические особенности. Онидостигают возраста 15-16 лет. В этот период определяется их дальнейшее будущее:выбор профессии, поступление в учебные заведения среднего типа (колледж, лицей,профессионально-техническое училище), средне-специального (техникум), высшиеучебные заведения (институт, университет).
На этом этапеочень сложно определиться в выборе будущей профессии без помощи близких,учителей, социального педагога и психолога.
Работа ссоциальным педагогом и психологом важна для тех учащихся, кто не можетопределиться, кто не уверен в своих силах и возможностях. Социальный педагог и психологдолжны провести с учениками опросы, анкетирование, тестирование, тренинги попрофориентации школьников.
Преподавательможет, исходя из наблюдения и работы со школьником энное количество лет,направить учащегося в необходимую сторону выбора будущей профессии. Беседаочень поможет в определении личностью своего выбора.
Такимобразом, каждый учащийся – индивидуальность и имеет свои психологическиеособенности. Поэтому без помощи педагогов, социальных педагогов и психологов,близких людей учащимся трудно раскрыть свой потенциал, реализовать свои возможности.

2.3Условия выбора методов и форм для реализации воспитательных возможностейтрудового обучения по разделу « Технология швейного производства» в 9-м классе
 
Одним изметодов реализации воспитательных возможностей трудового обучения являетсяанкетирование.
Данная анкетаотносится к разделу учебно-тематического плана:
«Конструированиеи моделирование швейного изделия» в 9-ых классах.
Тема занятия:«Построение чертежа» (грелка, прихватка).
Поставленныецели анкетирования были реализованы.
Преподаватели, отвечая на 1-й вопрос [гл. 2, с.32], сделали соотношения:
— рассказ и демонстрация (2А) – 38 %;
— наблюдение и пример (5Д) – 19 %;
— объяснениеи лекция (1Д) – 2 %;
— пример ирассказ (4В) – 24 %.
Данныевторого вопроса показали следующее соотношение:
— опрос исоревнование (1А) – 28%;
— тест исоревнование (2А) – 11%;
— беседа итребование (2Г) – 6%;
— проблемнаяситуация и поощрение (4Б) – 2%;
— проблемнаяситуация и наказание (4В) – 1%.
Из методов организациижизнедеятельности и поведения учащихся на этапе занятия: «Практическаядеятельность» (третий вопрос) большинство учителей отдают предпочтение методуб) упражнение – 26%; менее акцентируют внимание на методе а) поручение – 6%, в)создание воспитывающих ситуаций – 8%.
Результаты4-го вопроса показали, что на этапе урока: «Практическая работа» у учениковвыявлены следующие методы самовоспитания:
а) рефлексия– 7%;
б) самоприказ– 1%;
в) самоотчёт– 2%;
г)самоодобрение – 11%;
д)самоосуждение – 4%.
В ответах на5-й вопрос анкеты учителя больше акцентировали внимание на десятибалльнуюсистему оценивания и такие методы воспитания, как поощрение и требование.
Такимобразом, полученные в итоге анкетирования результаты показали, что многоезависит как от преподавателя, так и от самих учащихся, их готовности кзанятиям, расположенности к учителю и данному предмету. Хорошо спланированный ипроведенный урок зависит от личности педагога, его личностных ипрофессиональных качеств.
Такимобразом, важное значение имеют методы и формы воспитания в процессе трудовогообучения, их определение, учёт. Преподаватель является «воспитателем» на своёмуроке, от него зависит ход и окончание занятия, а также реализация методов иформ трудового воспитания, их соотношение с методами преподавания и учения накаждом этапе занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От человеческого труда, от степени участия вобщем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценкиповедения человека в современных условиях является его отношение к труду наобщую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оноскладывается в процессе трудового воспитания.
Важноезначение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, ихопределение, учёт. Учитель является «воспитателем» на своём уроке, от негозависит ход и окончание занятия, а также реализация методов и форм трудовоговоспитания, их соотношение с методами преподавания и учения на каждом этапезанятия.
Результаты,полученные в итоге анкетирования, показали, что многое зависит как от учителя,так и от самих учащихся, их готовности к занятиям, расположенности к учителю иданному предмету. Хорошо спланированный и проведённый урок зависит от личностипедагога, его личных и профессиональных качеств.
Каждый методвоспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека оноказывает доминирующее, более сильное и направленное действие.
От каждогочеловека трудовая деятельность требует обдуманного, целеустремлённого подхода ктем или иным действиям. Поэтому важным фактором умственного развития человекаявляется труд. На детей трудовая деятельность оказывает особо важное влияние.Она открывает им новые свойства предметов и материалов, обогащает ихпредставления о реальном мире.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Азаров, Ю.П. Радость учить и учиться. –М.,1989. – 247 с.
2 Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1990 – 354 с.
3         Бабанский,Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под.ред. Ю.К. Бабанского и др. – М.,1980 – 372 с.
4         Большойэнциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «БольшаяРоссийская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1997. – 1456 с.: ил.
5         Гордин,Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М. 1980. — 267 с.
6         Каиров,И.А. Азбука нравственного воспитания / Под. ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С.Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1975. – 367 с.
7         Коджаспирова,Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений спец. проф. образования.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
8         Коротов,В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб. пособие дляслушателей ФГЖ, директоров школ и студентов мед. институтов. М.: Просвещение,1983. – 358 с.
9         Памарчук,П.Ф. Школа учит мыслить. – М., 1986. – 292 с.
10       Пуйман,С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Мн.: «ТетраСистемс»,2001. – 256 с.
11       Савин,Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп., М.:Просвещение, 1978. – 351 с.
12       Сластенин,В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин,И.Ф. Исаев, Е.Н. Шлянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576с.
13       Смирнов,В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическоеобщество России, 1999. – 416 с.
14       Ушинский,К.Д. Воскресные школы (Избр. пед. соч.: В 2 т. – т.2. – М.: Педагогика, 1974. –327 с.
15       Ушинский,К.Д. Статьи в «Журнале министерства народного просвещения». – Собр. соч., т.2.,1987 – 397 с.

ПРИЛОЖЕНИЕА
 
Анкетированиедля преподавателей
Целианкетирования:
— определитьметоды и формы воспитания, используемые на занятиях трудового обучения в 9классах по теме «Построение чертежа» (грелка, варежка) на каждом этапе урока;
— выявитьсоотношение методов преподавания и учения с методами и формами воспитания накаждом этапе занятия.
Вопросыанкеты.
1.        Какиеметоды формирования создания личности Вы используете на этапе задания:«Объяснение нового материала по теме «Построение чертежа»? Соотнесите методыобучения и методы воспитания.Методы обучения Методы воспитания 1 — объяснение А – рассказ 2 — демонстрация Б – беседа 3 – восприятие В – пример 4 — рассказ Г – диспут 5 — наблюдение Д – лекция
2.        Какиеметоды стимулирования деятельности и поведения учащихся Вы используете на этапеурока: «Закрепление полученных знаний по теме». Соотнесите методы обучения иметоды воспитания.Методы обучения Методы воспитания 1 – опрос А – соревнование 2 – тест Б – поощрение 3 – беседа В – наказание 4 – проблемные ситуации Г – требование
3.        Какиеметоды организации жизнедеятельности и поведения учащихся Вы используете наэтапе занятия: «Практическая работа»?
а) поручение;
б)упражнение;
в) созданиевоспитывающих ситуаций.
4. Какиеметоды самовоспитания Вы наблюдаете у учеников на этапе урока: «Практическаяработа»?
а) рефлексия;
б)самоприказ;
в) самоотчет;
г)самоодобрение;
д)самоосуждение.
5. Какиеметоды обучения и воспитания Вы используете на этапе занятия:
«Подведениеитогов»? Почему? Обоснуйте свой ответ.______________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕБ
 
Технологическаякарта занятия
Предмет: Обслуживающий труд
Шифр: 9 класс
Темазанятия: Построениечертежа
Вид занятия,тип урока:
Целизанятия:
Образовательная:
— создать условия дляформирования представления о чертеже;
— ознакомитьучащихся с правилами построения чертежа выбранного
изделия;
— содействоватьразвитию навыков построения чертежа и моделирования выбранного изделия.
Развивающая:
— содействовать развитию логического мышления, пространственного воображения ифантазии, рефлективных процессов самоконтроля.
Воспитательная:способствоватьвоспитанию аккуратности, усидчивости, трудолюбия, этики взаимоотношений.
Межпредметныесвязи: ИЗО,физика.
Внутрипредметныесвязи:
Обеспечениезанятия.
Наглядныепособия:Иллюстрация №1 «Комплект для кухни с аппликацией «Цветок», иллюстрация №2«Комплекты для кухни», иллюстрация №3 «Варежки и прихватки».
Дидактическийматериал.
Инструкция №1«Правила построения чертежа».
Инструкция №2«Моделирование швейного изделия».
Инструкция №3«Готовность к проведению занятия».
Инструкция №4«Построение чертежа грелки».
Инструкция №5«Построение чертежа варежки».
Инструкционнаякарта №1 «Ведущие размерные признаки».
Инструкционнаякарта №2 «Понятие о чертеже. Чтение чертежа».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Структура Федерального агентства специального строительства
Реферат 28 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер» был найден повешенным Сергей Есенин. Это событие многих повергло в шок. Кое-кто не удивился такому исходу
Реферат Cлужанка было бы чем следовать
Реферат Творчество Андрея Рублева его значение для развития русской национальной культуры
Реферат Кортесы
Реферат Развивающие игры и упражнения на уроках технологии
Реферат Источники древней Российской истории XI-XIII вв.
Реферат Победитель Мамая (Великий князь московский Дмитрий Донской)
Реферат Лопес Перес, Ригоберто
Реферат Social Ills Essay Research Paper Every society
Реферат Клинико-фармакологическая характеристика сердечных гликозидов. Гликозидная интоксикация
Реферат Aztec And Spanish Religion Comparison Essay Research
Реферат Организация статистического приемочного контроля по количественному признаку
Реферат Деятельность как философская категория
Реферат Организация памяти. Организация систем адресации и команд