Реферат по предмету "Педагогика"


Задачи и содержание словарной работы

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ
Методика словарной работы в начальной школе предусматриваетследующие направления:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранеенеизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся долженприбавлять к своему словарю на уроках родного языка 4— 6 слов;
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа,овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов,известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большегочисла слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения,словосочетания;
4) устранение нелитературныхслов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами,обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Этизадачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают встарших.
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопилдостаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах исоответствующих словесных обозначений.
В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества,свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый,кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посудакухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе,уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами,антонимами, эпитетами, сравнениями.
Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым вфольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая идр.).
Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следуетприучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, ииспользовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения изнародно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания,пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значениесловосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих(на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речьвыражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или присоответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастерна все руки, уши вя-щт, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.
Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям,используя наиболее ценные сокровища русского языка'.
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается преждевсего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в ихзапоминании.
Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащенияречи детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатураразнообразных материалов, орудий труда и их частей, многочисленных трудовыхдействий п приемов.
Для примера приведем ряд глаголов, обозначающих разновидности итонкости одного и того же трудового процесса — шитья: шить, зашить, вышить,нашить, вшить, подшить, перешить, сшить, подрубить, прометать. Каждое изэтих слов имеет свое специфическое значение, связанное с определенным приемомшитья.
В отношении к труду как фактору развития речи детей добавлятьпочти ничего не приходится. В раннем детстве отделить труд от игры можно тольков абстракции. Оба процесса в большинстве случаев сливаются в одно нераздельноецелое в тех видах деятельности детей, которые мы называем труд-игра илиигра-труд.
Большие возможности для обогащения и активизации словаряпредставляет бытовая деятельность (еда, одевание и пр.). Чрезвычайно важна дляразвития словаря детей их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детямстановится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственнымивосприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенкомприобретенных слов и закреплению их в памяти.
Н. П. Савельевой (г. Киев) было проведено интересноеисследование о влиянии трудовых процессов на обогащение словаря детей в такомвиде детского труда, как починка книг. Исследование проводилось в двух детскихсадах. В одном из них дети, как обычво, вместе с воспитателем простоподклеивали книги. В другом та же работа проводилась с использованием приемовобогащения словаря. В результате в рассказах детей о труде выявилась огромная разница. Дети опытной группы легкооперировали словами обложка, корешок, отмерить, просушить, страница,название, пресс, сверху, справа, снизу, густо и другими,* потому что накаждое из этих слов в свое время было специально обращено их внимание.
Новые способы нравственного воспитания, разработанные внастоящее время научными сотрудниками, содействуют формированию речевых умений,активизации словаря. Например, при выполнении какого-нибудь коллективноготрудового задания рекомендуется разбить детей на небольшие звенья. Выбранныйзвеньевой рассказывает членам звена о том, как надо работать, а по окончаниитруда в непринужденной беседе (вне занятий) он отчитывается. Также практикуютсякраткие отчеты дежурных о своей работе1.
Методика развития словаряв процессе наблюдения за трудом взрослых
Реализацияпрограммы по словарной работе осуществляется через систему соответствующихзанятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, вкоторых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постояннорасширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности(экскурсия, демонстрация предметов и т. п.), занятий, где словарная работаопирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях(ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающихзадачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Вовсех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи сразвитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования корганизации и методике проведения занятий:
1.Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия,представления, мышления).
2.Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей впроцессе занятия.
3.Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательнойактивности.
4.Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии.
Работапо формированию словаря начинается с занятий, посвященных первичномуознакомлению с предметами труда. Эту роль выполняют занятия — демонстрациипрофессий и их изображений, действий с ними, а также игры-занятия типа «Причешемкуклу», «Напоим мишку чаем» и т. п.
Основнаяцель этих занятий — ввести в речь детей названия трудовых специальностей инекоторых действий с ними. Решить такую задачу можно, лишь правильноорганизовав восприятие. Наиболее эффективными методическими приемами здесьбудут те, которые привлекают внимание ребенка к труду, действию, — этонеожиданное появление и исчезновение картинок, действия с ними. Названиепрофессии или действия дается тогда, когда внимание ребенка сосредоточено паней. При этом названия многократно повторяются. В следующем моменте занятияслово должно быть использовано в качестве сигнала, знака данной деятельности. Сэтой целью обычно создается поисковая ситуация, задается вопрос: где работник?(Где парикмахер? Где ножницы? и т. д.).
Уловивактивный поиск ребенком исчезнувшей картинки, воспитатель показывает её вновь.Тем самым слово связывается с самой профессией, её образом, становится «знаемым».Затем педагог стремится вызвать активное подражание — повторение ребенком словапри появлении или исчезновении картинки.
Закреплениеслова осуществляется на занятиях, где дети по указанию воспитателя выбираютодни специальности среди других, показывают знакомые профессии (мамину илипапину), разнообразно действуют с ними.
Помере развития словаря на третьем и четвертом годах жизни возникает возможностьвключения в систему работы сюжетных игр-занятий, где демонстрируется рядтрудовых действий, их назначения, действия с ними. На занятиях такого родапедагог включает детей в активные действия.
Привлекаявнимание детей к действиям работающих людей, воспитатель активно добиваетсяназывания их: предлагает повторить, ответить на вопрос, поощряет говорящих,побуждает говорить детей вместе и порознь.
Назанятиях этого вида широко используются игровые приемы: сюрпризность появлениятрудовых действия (на прогулке увидеть прачечную), игровые действия с ними, атакже игровые аксессуары: посылка у почтальона, клумба у садовода, ремонттелевизора и т. п.
Дляуспешного освоения всеми детьми названий специальностей и действий важнаактивность каждого, поэтому, чем младше возраст, тем чаще следуеторганизовывать такие занятия и проводить их с подгруппами детей.
Содержаниесловарной работы на таких занятиях должно быть тесно связано с развитиемсловаря детей в повседневной жизни Слова, которые получают дошкольники назанятиях, закрепляются, активизируются в процессе игр, бытовой деятельности,общения со взрослыми. Слова, осваиваемые в быту, уточняются, закрепляются назанятиях.
Всреднем и старшем дошкольном возрасте в соответствии с программой специальныезанятия по первичному ознакомлению с профессиями, как правило, не проводятся.Слова, обозначающие новые профессии, легко осваиваются в процессе тойдеятельности, где дети сталкиваются с ними.
Таккак дальнейшее развитие словаря связано с углублением знаний об особенностяхтрудовых действий, то и в систему занятий по словарной работе включаютсясоответствующие занятия. Разновидностями их являются впервые разработанные Е.И. Тихеевой так называемые занятия-осмотры работы взрослых, основной цельюкоторых является вычленение частей, деталей и назначения действий, а такжезанятия по ознакомлению с их качествами и свойствами.
Воснову методики занятий-осмотров положена организация активных действий детей,направленных на вычленение частей производимой работы, их назначения ииспользования.
Этаактивная познавательная деятельность позволяет сделать знания о труде значимымидля ребенка и обеспечивает точное соотнесение слова к части действия, к егодетали.
Такиезанятия проводятся с детьми третьего, четвертого и пятого года жизни. Наборпрофессий на этих занятиях может быть различным, но в любом случае труд должен,во-первых, быть значимым для деятельности ребенка, для его ориентировки аокружающем мире, во-вторых, обладать частями, с которыми ребенок должендействовать.
Ходосмотра идет от общего восприятия деятельности, её назначения и названия квыделению частей, деталей и их особенностей. Последовательность вычленениячастей диктуется логикой действий с этим видом трудовой деятельности. Так,нельзя знакомить детей с процессом доения коровы, не познакомив предварительнос процессом подготовки дояркой своего рабочего места и мойкой вымени. Основнымиприемами руководства познавательной и речевой активностью являются отчетливыеуказания воспитателя, организующие действие, и точные словесные пояснения вслучаях затруднений. В связи с тем, что здесь необходимо организоватьпоочередно активные действия с данным видом деятельности взрослого каждогоребенка, такие занятия проводятся с подгруппами детей и в живом темпе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.