Реферат по предмету "Педагогика"


Занимательный русский язык

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование темы………………………………….…..7
1.1  Теория и историяведущего вопроса темы…………………………….……7
1.2  Психолого-педагогическиеосновы и подходы к проблеме ее решения...14
1.3  Игра как вид деятельностина уроке русского языка………………...…...16
1.4  Алгоритмпостроения уроков по игровой технологии …………….…..…21
Вывод по I главе…………………………………………………………………24
Глава II. Опытно – экспериментальная проверка гипотезы………….……….25
2.1 Подготовка к опытно – экспериментальнойработе. Проведение констатирующего эксперимента…………………..……………………………25
2.2 Описание эмпирической работы ипроведение формирующего эксперимента……………………………………………………………………..28
2.3 Подведение итогов, анализполученных результатов……………………..30
Выводы по II главе……………………………………………………...……….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение       1……………………………………………………………….36
Приложение       2……………………………………………………………….41
Приложение       2……………………………………………………………….43

Введение
Областью нашего исследования являются: методикапреподавания русского языка, дидактика.
В последние годы в связи с дифференциацией обучения,появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числегуманитарных, математических, технических, экономических, школ-лицеев,школ-гимназий, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методахобучения русскому языку в школе. В настоящее время все большее количествоучителей применяют в своей работе нетрадиционные уроки. Именно благодаря этойнеобычайности содержания, методов и форм, урок придает необходимое ускорениеразвитию личности.
Нетрадиционные уроки в начальной школе стализанимать значительное место. Это связано с возрастными особенностями младшихшкольников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Мысчитаем, что проведение уроков данной формы является всегда выигрышной, т.к. вних представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала,занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самихуроков через различные формы коллективной и групповой работы.[9;2]
Овладение знаниями в области русского языка у детейв начальных классах происходит очень трудно, особенно в овладении устной речью.Поэтому для каждого урока необходимо ставить достигаемые задачи. Основнаязадача обучение родному языку – развитие школьника как личности, полноценновладеющей устной и письменной речью. Конкретные задачи обучения русскому языкув начальных классах разнообразны и тесно связаны между собой:
— владение речевой деятельностью в разных ее видах;
— усвоение основных знаний из области фонетики,графики, грамматики, морфемики;
— обогащение и уточнение словаря, умениепользоваться словарями разных типов.
Реализация всех этих задач не так высока впроведении традиционных уроков, как в проведении нетрадиционных, где детиусваивают материал в форме игры. Ребята ждут этих уроков. Каждый раз,отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. Поэтомунеобходимы новые учебные пособия, методические пособия по данной проблеме,которые бы учитывали веяние сегодняшнего времени, но при этом сохранялидостаточно общий уровень начального образования, достигнутого школой.
Но на практике мы можем наблюдать следующиепротиворечия:
— редко используются нетрадиционные формызакрепления материала на уроках русского языка учителями;
— несоблюдение методики проведения нетрадиционныхформ, способствующих закреплению знаний.
Данные противоречия помогли сформулировать проблемуисследования: «Каковы особенности применения игровых технологий как формы закрепленияизученного материала на уроках русского языка в начальной школе?»
Решение данной проблемы является целью нашегоисследования.
Объект – процесс закрепления изученного материала науроках русского языка.
Предмет – каковы особенности и условия применения игровыхтехнологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языкав начальной школе.
Гипотеза – применение игровых технологий как формы закрепленияизученного материала на уроках русского языка формируют у учащихся устойчивыйинтерес к учению, обогащают словарный запас, активизируют внимание детей,прививают интерес к предмету.
Задачи:
1. Изучить состояние особенностей игровых технологийкак одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка внаучной литературе.
2. Выявить педагогические условия эффективнойорганизации нетрадиционных форм закрепления изученного материла на урокахрусского языка.
3. Выявить степень эффективности нетрадиционных формзакрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19во 2 ″А″ классе.
4. Выявить типичные затруднения учителей припроведении нетрадиционных форм закрепления урока.
5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальнымпутем.
Методы исследования.
Теоретические методы. К ним относятся:
— Анализ литературы
— Обобщение
— Конкретизация
— Сравнение
— Описание проектируемых технологий
— Обобщение передового педагогического опыта
Эмпирические методы состоят из:
— Анкетирования
— Тестирования
— Контрольного среза
— Метода педагогической ситуации
Опытно-экспериментально базой исследования сталасредняя школа №19, г. Новороссийска 2 ″А″ класс.
Эксперимент состоял из следующих этаповисследования:       
На первом этапе проводили анализ научных источников,подбирали материал, определяли научный аппарат исследования, уточняли основныепонятия по теме, проектировали программы исследования и методики эмпирическойпроверки гипотезы.
Создание базы опытно-экспериментальной работы:проведение констатирующего эксперимента.
На втором этапе выполняли формирующий эксперимент,моделировали и организовывали условия, обеспечивающие эффективное протеканиеисследуемого процесса, разрабатывали и апробировали методики проведениянетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.
На третьем этапе анализировали систематизацию иобобщали полученные результаты, проводили итоговый эксперимент, формировалиосновные теоретические вопросы и практические рекомендации по проведениюнетрадиционных форм закрепления изученного материала на уроках русского языка.
Практическая значимость исследования
Проведенное исследование дает возможность сделатьвыводы о состоянии проблемы в средней школе №19, выявить типичные затрудненияучителей по организации нетрадиционных форм закрепления материала на урокахрусского языка, с использованием игровых технологий.
На основе данного исследования сформировались общиепрактические рекомендации по проведению нетрадиционных форм закрепления:
— использовать на уроках как можно большезанимательного материала, наглядности;
— использовать данную форму на этапах закрепления иобобщения изученного материала;
— использовать данную форму как подготовку квведению новой темы.

Глава I
Теоретическоеобоснование темы
 
1.1 Теория и историяведущего вопроса темы
Русский язык – золотой сплав величайших ценностейистории и культуры. Он необычайно богат по своей лексико-фразеологическойструктуре, словарному составу, фонетическому и грамматическому строю,многообразию форм, стилей и оттенков как литературной, так и живой разговорнойречи. В ходе исторического развития словарный состав русского языка пополняетсяза счет других языков. Но это не только не ослабило, а наоборот, обогатило иусилило его, ибо, сохранив свой грамматический строй и основной словарный фонд,русский язык продолжал продвигаться вперед и совершенствоваться.
Обучением русскому языку в русской школе на разныхэтапах ее развития занимались такие ученые, как: Ф.И. Буслаев (1844г.), Я.К.Грот (1855г.), И.И. Срезневский (1860г.), К.Д. Ушинский (1864г.), Ф.Ф.Фортунатов (1903г.), А.А. Шахматов (1903г.), А.И. Томсон (1906г.), Н.М. Соколов(1917г.), Г.Г. Тумин (1917г.), П.О. Афанасьев (1947г.), С.Г. Шаповаленко(1953г.), а также методисты: А.В. Текучев, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков.
Ф.И Буслаев в своей работе ″О преподаванииотечественного языка″ еще в 1844г. писал: ″Если в изучении языкаинтерес детей упражняется и живее, и естественнее, и легче, то для чего жезанимать его веселыми играми и упражнениями? Но ведь нельзя, же девятилетнемуребенку прямо растолковать, что такое имя, что такое глагол, когда он не имеет понятия,ни о предмете, ни о деятельности. И действительно, ему еще рано знать и глагол,и имя, а, следовательно, и что такое предмет, что такое деятельность. Все деловертится в вопросе: что делать с детьми, прежде, нежели начнут они грамматику?Как их приготовить?″ Еще тогда Ф.И. Буслаеву пришла идея проведенияуроков нетрадиционной формы, однако термины ″нетрадиционные формы, уроки″были не известны, но Ф.И. Буслаев вносил свой вклад в развитие этих уроков. Онсчитал, что забивать голову учеников первых четырех классов теоретическимивопросами, правилами, логическими отвлеченностями не только бесполезно, но ичрезвычайно вредно. Не в том сила, чтобы дети ЗНАЛИ, а в том, чтобы УМЕЛИ!Детям надобно сначала больше материала для их памяти, больше осязательного. Безсомнения, во всем этом очень много занимательного и наставительного для детей.
Итак, пусть дитя узнает и поймет нравственныевеликие мысли, хотя и не во всем их глубоком объеме; оно учит их не для одногомгновения, а на целую жизнь.
В своей работе ″Об элементарном преподаваниирусского языка″ (1855) Я.К. Грот считал «самое первоначальное обучениедолжно быть чисто практическое: ребенку надо прежде всего приобрести навык вчтении и письме. Преподавание родного языка составляет, без сомнения, одну изсамых трудных задач педагогики. Преподаватель имеет в руках своих материалготовый, очерченный определенными границами; вопрос только в том, как лучшепередать этот материал. Напротив, в отношении к родному языку надо напередопределить, что именно должно быть предметом преподавания – только ли умениевладеть языком или и знание его законов, сверх того – в какой мере нужносообщить это знание, или, наконец, не лучше ли употребить отечественный язык какорудие для развития умственных способностей, для передачи множества полезныхсведений разного рода″.
К.Д. Ушинский в своей работе ″О первоначальномпреподавании русского языка″ говорил «Учение детей отечественному языкуимеет три цели: во-первых, развить в детях ту способность, которую называютдаром слова. Дар слова есть сила, врожденная в душе человека, и, как всякаясила, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Учитель, желающийразвить в учащемся дар слова, должен беспрестанно упражнять эту силу. Во-вторых, в преподавании русского языка ведущая цель — усвоение форм языка,выработанных народом; но, чтобы уяснить себе эту цель и видеть средства к еедостижению, следует прежде понять хорошо, что такое язык народа. Язык народа –произведение творческой способности дара слова не одного человека и не однойчеловеческой жизни, а бесчисленных жизней. В языке своем народ, в продолжениемногих тысячелетий, сложил свои мысли и свои чувства. Человек исчезал, нослово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницейнародного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражениеесть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в словеприрода страны и история народа. Наследуя слово от предков наших, мы обязанынаучить детей наследовать не только средства передачи наших мыслей и чувств, нои сами эти мысли и чувства. Но в настоящее время педагоги не уделяют вниманияусвоению форм языка, что приводит к обеднению мыслей и чувств детей».
Третья цель, которая достигается при первоначальномпреподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики. В прежнее времяэто была первая, и даже единственная цель; теперь она часто вовсе забывается. Ито и другое вредно: исключительное изучение грамматики не развивает в детях дарслова; отсутствие грамматики не дает дару слова сознательности и оставляетдетей в шатком положении; на один навык и развитой инстинкт слова, во всякомслучае, положиться трудно; но знание грамматики без навыка и развития дараслова также ни к чему не ведет. Следовательно, то и другое необходимо.
Ф.Ф. Фортунатов в своем труде ″ О преподаванииграмматики русского языка в школе» (1903г.) говорил: «Задача школы – датьобразование, чтобы учащиеся приобретали вместе с развитием умственных способностейизвестное количество знаний о человеке и окружающем его мире, тех знаний,которые ценны сами по себе, т.е. ценны потому, что они дают нашему уму областьзнаний, в которую должна была бы вводить учащихся школа, так обширна, чтоприходится делать выбор даже между предметами, может быть, одинаково важнымидля общего образования, а многопредметность, конечно, не должна существовать вначальной школе. Поэтому именно в начальной школе надо вводить в программутакой предмет преподавания, который был бы полезен с точки зренияпедагогических интересов школы, т.е. как средство для развития умственныхспособностей учащихся. Если вводить грамматику русского языка в число предметовпреподавания, мы поймем, что ни ознакомление учащихся с особенностями русскогоязыка, ни обучение искусству русского правописания не требуют отдельного курсарусской грамматики, следовательно, изучение этого предмета дает такие знания,которые сами по себе имеют ценность для образования. Основная задачапреподавания грамматики родного языка в школе состоит в том, чтобы вызвать уучащихся сознательное отношение к явлениям, существующим в том языке, накотором они думают и говорят, а это сознательное отношение учащихся к фактамрусского языка самое важное для школы и по тем сведениям, какие оно дает, и по томузначению, какое оно имеет для развития умственных способностей учащихся″.
В учении А.А. Шахматова ″ К вопросу о преподаваниирусского языка в учебных заведениях» (1903г.) считается «…теперешняя постановкапреподавания наводит на мысль, что изучение русского языка признано излишним,ибо, конечно, обучение правописанию, освещение некоторых грамматическихпонятий, наставление, как излагать мысли на письме, нельзя назвать изучениемязыка. Ученики приобретают знание языка вне школы, которая, со своей стороны,стремится как будто только к тому, чтобы подчинить эти знания целому рядуформальных требований. Таким образом, оказывается, что знания ученикарасширяются на всех уроках, кроме уроков русского, где знания детей поройсуживаются и обесцвечиваются. В чем же дело? Очевидно, уроки русского языка длятого, чтобы привлекать к себе внимание ученика, должны быть построены на том жематериале, что и обычный урок, но его проведение должно быть необычным длядетей, интересным, развивая у них азарт, внимание и любовь к уроку″.
Ученый П.О. Афанасьев в своей работе ″Методикарусского языка в начальной школе″ (1947г.) считал «… ближайшая задачапреподавания русского языка в начальной школе – подготовить грамотных детей,владеющих основами науки о языке, умеющих совершенствовать навыки собственнойречи. Но эта задача не является единственной».
Перед преподавателем стоит и другая, не менее важнаязадача – поднять общий культурный уровень учеников посредством преподаваемогоим предмета. Не только через чтение художественных произведений,научно-популярной и деловой литературы педагог должен поднимать общийкультурный уровень учащихся, но и уроки грамматики и уроки по развитию устной иписьменной речи способствуют подъему общего культурного уровня.
И.И. Срезневский в его великом труде ″Обизучении родного языка в детском возрасте″, вышедшем в 1860г., былсклонен считать, что путешествия, игры, сказки, соревнования – вот чем должензанимать учитель своих учеников во время урока. А для этого, чтобы легче былоизбегать нечаянных, менее или более важных пропусков в объяснении таких уроков,надо подчиняться определенному порядку ведения уроков, который помогал быестественному развитию любознательности детей.
Методу, прямее ведущему к цели, более естественному,надобно предпочесть тот, который ведет путем извилистым. Если в методе учителячто-нибудь лишнее, бесполезное, вредное, надо отбросить это, ничем не заменяяили заменяя действительно полезным. А действительно полезным для детей будут нетрадиционные уроки, а занимательные. Урок не должен морить систематически силыдетей, а укреплять и развивать интерес к учебе, знаниям.
А.И. Томсон, работая над проблемой языковедения ипосвятив ей свой труд ″Общее языковедение″ (1906г.), считал, чтометодика преподавания языка находится еще в периоде грубого эмпиризма… Но, темне менее, в настоящее время начинают появляться разные приемы преподаванияязыка. Приемов и методов обучения языку выработано много. Они разнообразны ипрививают детям интерес. Употребляются и такие приемы, которые никакой пользыне приносят или приносят больше вреда, чем пользы. Каждый прием надоанализировать и изучать, чтобы выяснить, какие из составных функций, называемыхв совокупности языком, и в какой мере прививает учащимся каждый из приемов.Только после этого можно делать выбор из существующих приемов, комбинироватьих, вносить коррективы. Надо считаться с числом учеников в классе,продолжительностью уроков, учитывать степень утомления или последовательностьуроков. Все эти условия изменяют действия приемов. Каждый из существующихприемов может быть полезен, но целесообразное сочетание дает наиболеерациональный и совершенный способ преподавания.
Известные ученые Н.М. Соколов и Г.Г. Тумин в своемтруде ″На уроках родного языка″, вышедшем в 1917г., утверждали, чтометодика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных ″классических″приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели русского языка:преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательностьи талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тотили иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые он впервыеприменяет. Но преподавание не всегда вечное творчество новых оригинальныхприемов. Некоторые педагоги успешно применяют чужие приемы, не будучи одаренытворческим талантом. Основных приемов немного: в громадном большинстве случаеворигинальны комбинации приемов.
Другой известный ученый С.У. Шаповаленко ″Опреодолении отставания методики как науки″ (1953г.) методика преподаваниярусского языка была взята под большое сомнение. Все чаще и чаще раздавалисьголоса, что методика не нужна, что она вредный пережиток прошлого.Закономерности методики составляли решающие связи между учебным предметом ипреподаванием, с одной стороны, и с усвоением учебного материала – с другой.Свои основные усилия методика направляла на то, чтобы открыть, при какихусловиях учащиеся успешно усваивают учебный предмет, какие изменения внести,если метод непосильный и плохо усваивается.
А.В. Текучев в своей работе ″Методика русскогоязыка как наука″, вышедшей в 1978г., считал, что в методике русскогоязыка не только описываются методы и приемы обучения, но и указывается место ивремя, роль и результаты применения в школьной практике каждого из них,характер применения их в разных классах, в разных сочетаниях и к разномуучебному материалу. Помимо апробированных на практике принципов и методов,следует считать и принцип развивающего обучения, обучения при ускоренных темпахподачи нового материала.
Важнейшими условиями дальнейшего развития методикирусского языка как науки являются дальнейшее накопление фактов и наблюдений,выяснение причин и неудач в применении различных методов, углубленный анализдеятельности учащихся, разработка методов и приемов, внимание к развитиюлогического мышления, языкового чутья и речевого слуха у учащихся.
В настоящее время уроки русского языка строятся так,чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органическисочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерныхдля общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности. Но, темне менее, ни в одной методической литературе не говорится об интересах к урокамрусского языка, а также о нестандартных формах их проведения.
Рассматривая современную методику М.Р. Львова ″Методикаобучения русскому языку в начальных классах″, мы заметили, что в этомметодическом пособии не говорится о нетрадиционных уроках, с использованиемигровых технологий как одной из форм закрепления изученного материала на урокахрусского языка, и тем более типы таких уроков не выделяются в отдельный вопрос.Хотя в последнее время нетрадиционные формы закрепления изученного материалаприобретают все большее значение, и многие учителя стремятся использовать их насвоих уроках.
Рассматривая методику Кустаревой, мы заметили, что вней лишь кратко говорится о нетрадиционных формах, о том, какие существуютнетрадиционные формы, но в отдельный вопрос, где бы раскрывалась сущностьуроков нетрадиционной формы, их не выделяют.
Анализируя статьи журналов, ″Начальная школа″№3/2003 г., №6/2001 г., №1/1999 г.,№5/2006 г., №2/2005 г, №6/2008 г.,, а также ″Обруч″№2/2002 г. мы увидели, что в них содержатся очень интересные статьи, напримерстатья, ″Учим русскому языку по-новому!″ (автор А.А. Бондаренко),статья ″Как сказка помогает усвоению частей слова″ (автор М.Р.Безносикова), а также статьи таких авторов, как И.В. Гурковой, А.А. Лоншаковой,С.В. Савиновой и др. Эти статьи богаты методическими рекомендациями, которыепозволяет обширно узнать о нетрадиционных формах, с использованием игровыхтехнологий как одной из форм закрепления изученного материала на урокахрусского языка, а также о методике их проведения, приведены конкретные примерыметодических разработок таких уроков.
1.2 Психолого-педагогическиеосновы и подходы к проблеме и ее решению
Младшим школьным возрастом считается возрастпримерно от 6-7 лет до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальныхклассах. В это время костная система младшего школьника находится в стадииформирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещене завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимопринимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, походке учащихся.Процесс окостенения кисти и пальцев также не заканчивается полностью, поэтомумелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны,особенно для первоклассников. Происходит и функциональное совершенствованиемозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развиваетсявторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система еще сохраняетсвое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессоввозбуждения и торможения; процесс торможения становится более сильным, хотяпреобладает возбуждение и младшие школьники возбудимы и импульсивны. Онииспытывают большую потребность в движении, которую необходимо по возможностиудовлетворять – разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулкепосле уроков.
Поступление в школу вносит важные изменения в жизньребенка. Резко изменяется весь уклад жизни. Основной ведущей деятельностьюотныне становится учение, важнейшей обязанностью является обязанность учиться,приобретать знания. Учение – это серьезный труд, требующий известнойорганизованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще ибольше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется.
Ребенок, поступающий в школу, должен достичьопределенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебнаядеятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире,сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительнымиоперациями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающегомира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важныположительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения ипроявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Традиционная система образования не способнаобеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающихпсихофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развитияна более высоком уровне сложности, поэтому в последнее время современная школанаходится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннееразвитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических иинтеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализацииучебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являютсянестандартные уроки, с использованием игровых технологий.
По мнению авторов методики (Андрющенко Л.Л., КарабековаН.В., 1995) нестандартные уроки – организация своеобразной комплементарнойдеятельности. По форме эта деятельность является игровой, знакомой ипривлекательной для ребенка, а по направленности носит учебный характер.
Ученые психологи Варга А.Я., Тильбух З.В., КоробкоС.Л. считают, что нетрадиционные формы нельзя проводить с учащимися 1-4классов, т.к. у них недостаточно сформированы показатели возрастного развития,внутренняя позиция школьника, произвольность поведения, пространственнаяориентировка и внутренний план действий, некоторых интеллектуальныхспособностей, и что такие уроки детям не запомнятся как подача учебного материала,а запомнится лишь как игра и развлечение.
Но все же большинство ученых – методистов (А.А.Бодалева, В.В. Столина), ученых-психологов (Н.Г. Гайдер, Ю.В. Франк) считают,что проведение уроков в нетрадиционной форме благополучно воздействуют надетей, на их психику, на эмоциональное состояние детей младшего школьноговозраста.

1.3 Игра как виддеятельности на уроке русского языка
Игра – самый древний способ передачи знаний отпоколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли женыи матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. Итолько школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику.Очевидно, это происходит потому, что в многочисленных определениях игровойдеятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентациина результат. А обучение, как учит педагогика, – это целенаправленнаядеятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовывать.Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие«дидактическая», «педагогическая» игровая деятельность, ибо в таком случае цельзадается учителем.
В настоящее время существует несколько интересныхпособий, помогающих учителю освоить разнообразные игры на уроке русского языка.Мы обратились к классификации дидактических (Баев П.М., 1989 г.) игр по русскому языку, основанной на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики;при этом в каждом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.
1. Фонетические игры
1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов;различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различениетвердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; омофония,омография, определение ударного слога; особенности русского ударения.
1.2. Коммуникативно-фонетические игры: наопознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; нарасширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитиесилы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическоеударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.
2.Лексико-фразеологическиеигры
2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов(кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции»,«третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой).
2.2. Игры на развитие навыков устной монологическойи диалогической речи, расширение словарного запаса («соберите поговорки»; «ктодогадливее?»; «кто наблюдательнее?» и др.).
3.Игры по морфемике исловообразованию
Игры, развивающие умение делить слово на морфемы ивыявлять способы словообразования («от одного корня», «корень и дерево»,«неологизмы», «слова по схеме»).
Подобным образом подбираются игры, помогающиеосваивать орфографию, морфологию, синтаксис.
Существуют и другие классификации игр. Определениехарактера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставитьперед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается лиэта цель в результате проведения игры.
В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русскогоязыка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные,языковые и творческие.
По характеру педагогического процесса выделяютсяигры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные,развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные,диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой среде – с предметами и без предметов,настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец,технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русскогоязыка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой. Однако надо помнить,что для проведения игры с мячом требуется более открытое пространство, чемшкольный класс с партами в три ряда.
Игры на уроке можно организовать в пространстведвумя способами.
1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позицииучащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом накаждого или на парту: лото, кроссворды (сканворды, чайнворды), шарады, загадкии пр.
2-й способ. Мебель в классе сдвигаетсяпо количеству команд или по принципу «игровое поле» – «жюри» – «зрители».Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.
Игровая деятельность как элемент урока можетприменяться на любом этапе его – от проверки домашнего задания до выполненияконтрольной работы и обобщения.
1-й этап. Проверка домашнего задания.
Обычно этот момент урока наиболее традиционен:устная и письменная фронтальная проверка, двое-трое трудятся надиндивидуальными заданиями, кто-то не поднимает от парты взгляда, чтобы учительне спросил. Для преодоления унылой традиции на этом этапе можно ввести элементигры. Однако необходимо помнить, что игра способствует раскрепощению ребенка,повышает эмоциональную возбудимость. Поэтому пользоваться игровыми приемами всамом начале урока следует осторожно. В противном случае «разыгравшиеся» детипотом так и не войдут в нужное русло урока. Поэтому игры должны носитьтренинговый или контролирующий характер.
Наиболее эффективными будут игры по фонетике,развивающие речевой аппарат у детей и выявляющие степень усвоениялингвистического материала. «Фонетическую разминку» предлагаем ввести наряду сорфографической в привычку. Так при изучении темы «Звонкие и глухие согласные»можно проводить игры «эхо», «найди пару». Все они основаны на делении согласныхна парные и непарные звонкие и глухие. Игры проводятся до тех пор, пока всеученики в классе не усвоят классификацию звуков по звонкости/глухости. Приведемпримеры подобных игр.
Игра «Эхо».
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одинученик громко произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише,называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указываетна это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в пареправильно назвали согласные.
Если вы приучили своих учеников к систематическойработе над орфографией, на этапе проверки домашнего задания можно проводить орфографическиеигры.
Игра «Откуда слово кнам пришло?»
Цель: отработка правописания слов с непроверяемымиорфограммами путем обращения к их этимологии.
Задание: с помощью этимологического словаря найдитевсе слова на букву К, заимствованные из французского, немецкого, турецкого ирусского языков. Сравнить их произношение и правописание, например: французскиекабина, кабинет, комод; немецкие калоша (галоша), что значит «деревянныйбашмак», камзол (от латинского – рубаха) и т. д.
Побеждают те, кто нашел больше слов и правильно ихнаписал.
Игра «Найдите слог снужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов сбезударными гласными.
Ход игры. Словарные слова, в которых буквы О или А водинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части,например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри;ма-гнолия, ма-кароны, ма-ндарины – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждомуигроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов). Задание: кто быстрее иправильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.
2-й этап. Объяснение нового материала.
На этом этапе проводятся обучающие игры. В 1-4-хклассах при введении сложного и неинтересного для школьников этого возрастаматериала используется элемент занимательности. Существуют даже учебники и рабочиететради, в которых занимательность становится ведущим принципом изложения.
3 — 4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.
При закреплении и повторении материала, когдаисчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие интерес.Например, закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском языке»можно использовать словообразовательную игру «Чье гнездо больше?».
Игра «Чье гнездобольше?»
Цель: развитие навыка словообразования.
Класс разбивается на команды, в каждой выбираетсякапитан. Учитель засекает время по секундомеру. Каждая команда получает конвертс корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренныхслов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работыдокладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и даламаксимальный список слов.
Типы уроков-игр
На уроке русского языка могут быть проведены:
Сюжетные (или ролевые) игры представляют собой рядпроблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействиес партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношенияучастников.
К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры накомандное или индивидуальное первенство. В таких играх главной движущей силойявляется «спортивный» интерес, а дидактическая цель достигается подспудно.
Интеллектуальные игры являются основной составляющейпри работе со старшеклассниками в курсе риторики.
1.4. Алгоритмпостроения уроков по игровой технологии
Очень часто инициатива преподавателя в проведенииигр с учениками на уроках русского языка не приносит желаемого результата: науроке поднимается невообразимый шум, гам, никто не слушает ведущего, каждыйвыкрикивает свой ответ и оспаривает поставленную ему оценку.
Решить эти проблемы нелегко. Но стоит помнить, что,прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровуюдеятельность нужно вводить в каждый урок.
Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовалиудовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что детибеспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливопоставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры. Предлагаетсяалгоритм построения уроков по игровой технологии (Семяшкина Н.И., 1997 г.,№2).
В структуре учебного процесса выделяются4 элемента – этапа урока.
1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляетизучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего ходаигры.
2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагаетсценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровыепроцедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходеигры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетициюигры.
3. Проведение игры. Учитель организует проведениеигры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.
4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, входе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками,корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры,пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведенияигры в будущем.
Количество больших игр, которые можно будет провестив учебном году, зависит от того, совмещаете ли вы учебную и внеклассную деятельность(то есть ли у вас время большее, чем 40 минут для проведения игры), можнопроводить 3 — 4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалуу вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходитлюбой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.
Предположим, вы выбрали интеллектуальную игру потипу «Что? Где? Когда?» и с ее помощью хотите проверить не только глубинузнаний учащихся по русскому языку, но и их сообразительность, языковое чутье,умение работать с источниками. Тогда необходимо объявить ориентировочный этап.
Ориентировочный этап
На этом этапе в школе вывешивается объявление(предположим, в середине сентября), что в конце учебного года будет проведенабольшая игра по русскому языку. Тема: «Все неизвестное и непознанное из областирусского языка». Объявляются правила игры, формируются команды. Далее следует,пожалуй, самый важный этап, так как часто подготовка к игре может статьинтереснее самой игры.
Подготовка к проведению игры
Учитель объявляет конкурс вопросов. Все по правилам:грамотный вопрос, ответ на него и источник информации. Если у вас в школе несколькопараллелей, то один класс, готовит вопросы для остальных и т.д. В этойподготовительной работе не участвует только будущая команда (если командаразновозрастная, то в это время она формируется – проходят отборочные игры по параллелям).На подготовительный этап (принятие вопросов, анализ их корректности, особыйспособ их изложения, подбор иллюстративного материала, какие-то вопросы отсечь)уходит примерно полгода.
Проведение игры предполагает несколько вариантов, изкоторых организаторам предстоит выбирать наиболее подходящий.
Вариант 1. Полное воспроизведение телевизионнойигры. Все, присутствующие на игре, делятся на 3 группы: 1-я – команда, 2-я –зрители, 3-я – авторы выбранных ответов.
Вариант 2. Игровых столов не один, а несколько,главный стол в центре, на нем волчок и конверты. Волчок запускается, конвертвскрывают и читают вопрос (проецируют через кодоскоп). Минута пошла. Как толькоза одним из столов готов ответ, капитан поднимает руку и сообщает ответ ведущему(письменно). Минута истекла – принимается ответ у главной команды. Если ответверен, команда остается за столом, если нет – уступает место той команде,которая первой ответила правильно. Если все команды дают правильный ответ, токаждая получает свой балл. Организация игры может варьироваться по вашемужеланию с учетом предложений детей и конкретных обстоятельств.
Обсуждение игры: можно провести как вустной форме, так и в письменной.

Вывод по Iглаве.
Урок русского языка неявляется любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. Ауспешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Обэтом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того,чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда.Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартныхуроков.
Нестандартные уроки –одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивыйинтерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многимдетям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебнойдеятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействиена детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Нестандартные урокиобычно завершают изучение темы либо начинают новую.
В начальной школе можноиспользовать следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований иигр (КВН, конкурсы, викторины), уроки-путешествия, уроки-фантазии,уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-отчеты.

Глава II
Опытно-экспериментальнаяпроверка гипотезы
 
2.1 Подготовка к опытно-экспериментальнойработе. Проведение констатирующего эксперимента
Исследовательская работа проводилась во 2 ″А″классе средней школе №19 города Новороссийска с 26.01.2008 г. по 22.02.2008 г.(учитель Крикунова Раиса Ароновна). В классе 27 человек ( 13 девочек и 14мальчиков).
Гипотеза нашего исследования – применение игровыхтехнологий как формы закрепления изученного материала на уроках русского языкаформируют у учащихся устойчивый интерес к учению, обогащают словарный запас,активизируют внимание детей, прививают интерес к предмету.
Задачами исследования были:
1. Выявить педагогические условия эффективнойорганизации нетрадиционных форм закрепления изученного материала на урокахрусского языка.
2. Изучить состояние особенностей игровых технологийкак одной из форм закрепления изученного материала на уроках русского языка внаучной литературе.
3. Выявить степень эффективности нетрадиционных формзакрепления изученного материала на уроках русского языка в средней школе №19во 2 ″А″ классе.
4. Выявить типичные затруднения учителей припроведении нетрадиционных форм закрепления урока.
5. Проверить гипотезу опытно-экспериментальнымпутем.
В ходе работы использовались следующие методы:анкетирование, тестирование, диагностирующие проверочные работы.
Программа исследования:
1. Выяснение с помощью тестирования эффективностипроведения нетрадиционных форм закрепления изученного материала на урокахрусского языка с использованием игровых технологий.
2. Предложить методические разработки уроков,проводимых в нетрадиционной форме закрепления знаний на уроках русского языка сиспользованием игровых технологий.
3. Выяснение с помощью анкетирования места и ролинетрадиционных форм закрепления изученного материла с использованием игровыхтехнологий, в системе обучения младших школьников русскому языку.
Учитель Крикунова Раиса Ароновна работала поучебнику Рамзаевой Т.Г. 2 класс (программа 1 – 4).
В начале нашего эксперимента были проведены опросныеметоды.
Примерные вопросы, которые предлагались дляанкетирования учителей:
1. Как часто вы применяли нетрадиционные формызакрепления изученного материала на уроках русского языка с использованиемигровых технологий?
2. В чем вы видите пользу нетрадиционных уроков сиспользованием игровых технологий?
3. Как часто рекомендуете проводить уроки внетрадиционной форме, с использованием игровых технологий?
Результаты опроса учителей, оказались следующими: из10 опрошенных всего 3 учителя 1 раз в месяц применяют нетрадиционные формызакрепления изученного материала с использованием игровых технологий, 1 учитель-1 раз в месяц и 6 учителей — вообще не применяют.
Примерные вопросы, которые предлагались дляанкетирования детей:
1. Нравятся ли вам уроки русского языка?
2. Входит ли урок русского языка в число любимыхпредметов?
3. Сколько уроков русского языка вам запомнилось?
4. Чем вам понравились эти уроки?
5. Хотели бы вы, чтобы уроки проходили в форме игры?
С целью выявления уровня подготовки детей былпроведен констатирующий эксперимент в виде теста, во время которого былииспользованы следующие задания, включающие обобщающие вопросы по изученнымтемам.
1. Какая схема соответствует слову свистишь?
¬ ∩ ^ □, ¬ ∩ □, ∩ □, ∩ ^ □
2. Подбери проверочные слова к слову молчаливый — (молчать, молча, примолк).
3. Укажи буквы, которые надо написать :
м…л…ко, в…рона, за…ц, к…ртина
4. Выбери слово с разделительным твердым знаком:
гост…я, в…юга, с…емка, раз…ярен
5. Укажи род имен существительных:
 белка – ……, дождь — ……., озеро — ……, платье — …….,улица — …….
Работа сдеформированным текстом «Воробей».
″Воробей″
Стоял морозный зимний день. Я выглянул в окно иувидел на ветке дерева нахохлившегося ___________. ___________ был маленький,голодный и совсем замерзший. __________ сжался в комочек, распушил перышки ипытался согреться. Мне стало жалко __________. Я открыл окно и впустил__________ в дом. Сначала ___________ меня боялся. А затем освоился. Передприходом родителей я выпустил своего ___________ на улицу. С тех пор мой___________, как я его прозвал, прилетает в гости каждый день.
Слова для справок: воробей, он, воробышек, птенчик,воробьишко, Чирик, новый друг, малыш.
Следующим заданием был подготовительный диктант«Пингвины», цель которого – выявить уровень орфографической грамотности.
″Пингвины″
Завыл ветер. Все замело снегом. Всюду стояли снежныебугорки. Я копнул один бугорок ногой. Вдруг бугорок зашевелился и из неговыбежал пингвин. Он резко крикнул. В пургу пингвины ложились на камни. Ихзаносил снег. Они тихо лежали в снежных домиках и клювом протыкали окошки.
Количество слов: 44 слова.
2.2 Проведениеформирующего эксперимента
Во время формирующего эксперимента мы обратились ксистеме заданий, которые были изложены в журналах «Начальнаяшкола»№3/2003 г., №6_2001 г., №1/1999 г., №5/2006 г., №2/2005 г., №6/2008 г., кстатьям «Тестированиепо русскому языку» (авторы Л.Д.Вантеева, А.Н. Смирнова, Е.В. Машкова), «Примерныепроверочные работы по русскому языку 2002-2003 года»,а также к материалам методических разроботок С.В. Савиновой, Е.Е. Гугучкиной.
На этом этапе исследования детям было предложенозадание в виде перфокарт. Аналогично предыдущему заданию, деформированный текст″Воробей″, учащимся необходимо было сделать верный выбор слов,подходящих по смыслу для каждого предложения, так чтобы в целом получилсясвязный текст. Но для этой работы уже детям не предлагались слова для справок.
″Домашнее задание″
Уроки я дома __________ добросовестно. Сначала__________ письменные задания. На черновике ___________ задачи по математике иупражнения по русскому языку. Затем внимательно ____________ сделанное и толькопосле этого ____________ в тетрадь. Потом я ___________ к выполнению устныхзаданий. _____________ рассказ в учебнике ″Живое слово″ или_____________ наизусть стихотворение, ____________ на вопросы и, если этонужно, _____________ прочитанное.
Был также проведен диктант, который помог выявитьстепень эффективности нетрадиционных форм закрепления знаний, с использованиемигровых технологий на уроках русского языка. Диктант был проведен в формеинсценировки, с использованием сказочных героев.
″Старые знакомые″
Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песни. Удав, слоненок,попугай слушали и смеялись. Слоненок задавал всем умные вопросы. Иногдаслоненок и мартышка брали удава и крутили его как скакалку. Попугай прыгалчерез него. Всем было очень весело.
Количество слов: 48 слов.
На этом этапе был проведен урок-игра «Вмире слов», на котором предлагались следующие задания:
1. Станция«В компании со словарем» (на станции команда получает орфографический словарь,за определенное время надо правильно вставить пропущенные буквы).
К…рандаш, кил…метр, д…г…вор, алф…вит, б…бл…отека,л…пата,, предл…жжение, гор…да, з…п…ведник, б…льшой, вел…чина, к…рова,заг…ловок, скворе……ик, тр…мвай, м…г…зин.
2. Станция«Крылатые слова» (на станции команда должна составить крылатые выражения,используя части выражений из первой и второй колонок).1. Делу время 3) лучше ста слов 2. Волков бояться 5) что дерево без корней 3. Добрый пример 1) потехе час 4.Добрые дела 7) а лень только берет 5. Человек без друзей 4) человека красят 6. Человеку по работе 6) воздается честь 7. Труд всегда дает 2) в лес не ходить
3. Станция«Чей хвост длиннее» (на станции команда получает слово из трех букв, заменяяодну букву в каждом последующем слове, выстраивает цепочку; например,бок-ком-мак и т.д.)
4. Станция«Ступеньки» (на станции команда делится на три группы, каждая группа вписываетв кружки слова на заданную букву, состоящие из трех, четырех и т.д. букв)
Во время практики мы проводили несколько уроковнетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русского языка.Хотелось бы привести эти уроки в качестве методических разработок для учителей.(см. Приложение)
Во внеурочное время было проведено внеклассноезанятие ″Конкурс грамотеев″, цель которого предусматривалавоспитание интереса к русскому языку, повышение знаний детей в области русскогоязыка. (см. Приложение)
2.3 Подведение итогов,анализ полученных результатов
 
Об эффективности разработанной системы говорятследующие результаты.
В анкетировании принимало участие 27 учащихся 2 ″А″класса. Результаты следующие: (15 учащимся нравятся уроки, 12 учащимся ненравятся уроки). В процентном соотношении (%):
/>
Разрабатывая во время практики уроки нетрадиционнойформы, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес кпредмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующиерезультаты:
/>
При проведении констатирующего эксперимента в видетеста ошибки сделали ( в процентом соотношении ) 60% учащихся, не допустили — 40%. Это говорит о том, что дети не овладели знаниями в области русского языка,у них не сформировался интерес к учению.
/>
Выполняя задание, где нужно было подобратьподходящие по смыслу слова из слов для справок, так, чтобы получился связныйтекст («Воробей») были получены следующие результаты: ошибки сделали50% учащихся, не допустили ошибок 50% учащихся. Мы видим, что в целом некоторыедети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.
Выполнение задания, аналогичного предыдущему, безиспользования детьми слов из предлагающихся, а применяя свой собственныйактивный запас, показало следующие результаты: ошибки допустили 20% учащихся,правильно справились с заданием 80% учащихся. Мы заметили, что большая частьдетей справилась с заданием.
/>
При проведении констатирующего диктанта былиполучены следующие результаты: 12 человек получили «4», 7 человекполучили «3», 8 человек получили «2», т.е. не справились сзаданием.
По результатам контрольного эксперимента из 27человек 9 человек получили «5», 8 человек получили «4», 6человек получили «3», 5 человек не справились с заданием, получили«2».Сравнив эти результаты, можно сказать, что орфографических ошибокстало меньше. Это можно увидеть на графике:
/>
Систематическая работа в этом направлении благотворносказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащениюсловарного запаса, активизации внимания детей, повышению орфографическойзоркости. Проведение внеклассного занятия по русскому языку помоглозаинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Выводы по IIглаве
Проведенная исследовательская работа помогла выявитьуровень сформированности орфографической зоркости, обогащение словарногозапаса, активизацию внимания младших школьников, проверить эффективностьразработанной системы, проанализировать план работы учителя начальной школы сцелью выявления недостатков и успехов по развитию орфографической зоркости и наоснове этого предложить методические разработки нетрадиционных уроков.
Анализ плана работы учителя показал, чтонетрадиционные формы закрепления изученного материала на уроках русского языкаучитель применял крайне редко из-за нехватки времени на тщательную подготовку ктаким урокам.
Был выявлен средний уровень сформированностиорфографической зоркости второклассников из-за недостатков системы, по которойвелось обучение. Но этот показатель удалось повысить с помощью системынетрадиционных форм, используемых на уроках русского языка.
Были предложены методические разработки нетрадиционных уроков, способствующих повышению орфографической зоркости,обогащению словарного запаса.

Заключение.
Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами типа«Надоберечь и любить!» Положительноеотношение к русскому языку – это положительное отношение к нему, прежде всего вначальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и уроки русского языкаи формы их проведения.
В зависимости от целей конкретного урока и спецификитемы формы занятий могут быть различными. Мы считаем, что для начальных классовнаиболее популярными и доступными являются: уроки-сказки. В них включаетсяматериал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся втечение всего урока, помогают им выполнять разнообразные задания. Сказки –верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться.Выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступковгероев.
Поработав с детьми младшего школьного возраста, мыпоняли, что серьезный о большой по объему материал можно давать в игровой,увлекательной, доступной для детей форме.
На таких уроках ненавязчиво обогащался словарныйзапас, развивалась речь, активизировалось внимание детей, расширялся кругозор,прививался интерес к предмету, развивалась творческая фантазия, воспитывалисьнравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего науроке! Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют,совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания порусскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, большераздражает, чем радует.
Систематическая работа в этом направленииблаготворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению,обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышениюорфографической зоркости. Проведение внеклассного мероприятия помоглозаинтересовать младших школьников, повысить их успеваемость по русскому языку.

Список литературы.
 
1. Н.В. Бабкина /Использованиеразвивающих игр и упражнений в ученом процессе/ Начальная школа. — М., 1998. — №4
2. П.М. Баев /Играемна уроках русского языка, М., 1989
3. Н.Т.Баранов / Методика преподавания русского языка. М.; Просвещение, 1990
4. К.В. Бардин.: “Как научить детей учиться”,Москва “Просвещение”,1987
5. В.К. БахирРазвивающее обучение/ Начальная школа. — М., 1997. — №5
6. В.К. Бахир, А.П.Макаровская, В.М. Степанов Эксперимент в начальных классах/ Начальная школа. — М., 1997. — №5
7. М.Р. Безносикова. Нетрадиционные приемы закрепления изученного материала науроках русского языка // Начальная школа №9 – 2002
8. А.А. Бондаренко. Учим русскому языка по-новому! // Начальная школа №11 – 2002
9. И.Г. Бромберг. Игровые программы // Начальная школа №9 – 1991
10.  Ф.И.Буслаев «Опреподавании отечественного языка»,18434
11.  О.В. Губанова,Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках/ Начальная школа. — М.,1997. — №6
12.  Я.К.Грот «Обэлементарном преподавании русского языка», 1855
13.  З.В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе /Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневойдифференциации. М.; 1994
14.  Н.Б.Истомина Развивающее обучение/ Начальная школа. М., 1996. — №12
15.  М.А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. М.; Издательство «Первоесентября»2000
16.  Е.И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
17.  В.А. Крутецкий / Психология, 1986
18.  С.В. Кульневич, Т. П. Лакоценина / Нетрадиционные уроки в начальной школе, 2002
19.  Г.М.Куджаспирова, А.Ю. Куджаспиров / Педагогический словарь. М.;«Академия»2001
20.  А.А. Ланшакова. Как сказка помогает усвоению частей слова // Начальная школа «11– 2000
21.  Л.А.Лецких Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина / — М., 1997. — №3
22.  М.Р. Львов / методика обучения русскому языку в начальных классах. М.; «Просвещение»1987
23.  Л.И. НаймушинаКроссворды на уроках русского языка/ Начальная школа. — М., 1997. — №6
24.  В.М. Полонский. Научно-педагогическая информация / Словарь-справочник. М.; Новаяшкола 1995
25.  С.В. Савинова / Нестандартные уроки в начальной школе, 2000
26.  Н.И. СемяшкинаЗначение дидактических игр и заданий при обучении грамоте/ Начальная школа. — М., 1997. — №2
27.  М.Н Смирнова, В. Н. Копорулина / Ростов – на – Дону: Феникс, 2003
28.  А.В. Текучев / Хрестоматия по методике русского языка. 1982
29.  Е.В Ткаченко / Опорные конспекты 2002
30.  Н.Б. Троицкая / Нестандартные уроки и творческие занятия. М.; Астрель 2004
31.  Т.А. Форкина. Орфограммы в загадках // начальная школа №5 – 1999
32.  Ф.Ф.Фортунатов «О преподаванииграмматики русского языка в школе»,1903
33.  О.С. Цеплакова. Перфокарты на уроках русского языка // Начальная школа №5 – 1999
34.  А.А.Шахматова «К вопросу опреподавании русского языка в учебныз заведениях»,1903
35.  В.И. ЯковенкоИспользование средств наглядности и занимательного материала на уроках русскогоязыка/ Начальная школа. — М., 1997. — №3
36.  Программыобщеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) М.; «Просвещение»2000
37.  Русский язык вшколе, — М., 1993. — №3
38.  Русский язык вшколе. – М., 2005. — №17
39.  Русский язык вшколе. – М., 2005. — №24

Приложение 1
 
Конспектурока нетрадиционной формы закрепления изученного материала на уроках русскогоязыка
Тема:«Обобщение знаний о Ъ и Ь знаках».
Цели: — закрепить полученные знания о Ъ и Ь знаках;
— развивать орфографическую зоркость;
— Прививать интерес к предмету;
— повысить эмоциональное состояние детей.
Ходурока:
У наснеобычный сегодня урок, выяснить надо, кто в классе знаток. Ученики соседнегокласса, которые учатся тоже во 2 классе, предложили провести урок, который уних прошел, и ради эксперимента узнать, кто лучше усвоил тему. А вот какую? Вотдевиз, который они предложили.
Друзья,ученье нас объединяет!
Кто жетему отгадает?
Ребята,что вы знаете про Ъ знак?
Что вызнаете про Ь знак?
Посмотрите,что-то случилось со словами. Какие знаки пропущены? Мальчики должны вписать вслова Ъ знак, а девочки Ь знак.
Об…единениеВ…юн Под…езд
Обез…янаВ…езд Под…ем
Об…явлениеВ…ет Пол…ет
Об…яснениеВ…юга Под…ехал
Об…ехатьВороб…и Полын…я
Сегоднямы отправимся по карте в путешествие вместе с нашими героями.
— Нечересчур ли ты добряк? – так знаку мягкому промолвил твердый знак.
— Словаи звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто бговорил, но ты б уж помолчал! – знак мягкий твердому на это отвечал.
— Тытверд и груб как суковатый дуб. Давным-давно пора. Как букву ять, тебя изазбуки изъять!
— Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, — услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы обахороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.
Остановка«Угадай»
Написатьпод диктовку слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
Сделать ОбъявитьОтдать
Съесть ПодплытьОбъехать
Съехать ОтъехатьРазбудить
Остановка«Смекалка»
Написатьна память за 3 минуты как можно больше слов с Ъ и Ь знаками. Пишут все ученикиодного ряда, а потом выявляем, кто написал больше слов.
Остановка«Скороговорка»
Найтислова с разделительным Ь знаком.
Вчетверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких,чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Одинученик стихотворение списал и допустил ошибки. Исправьте их и подчеркните Ъ и Ъзнаки.
Груститобезьяна за прутьями клетки.
Пуститеее покачаться на ветке.
Волкужасно разъярен;
Сестьежа не может он.
Ёж, хотяон и съедобен,
Дляседеня неудобен:
Сежась,выставил иголки –
Объегорилзлого волка.
Ребята,вы выполнили всё задания, предложенные классом. Мне кажется, что каждый достоинзвание «Знаток темы». Напомните, какой? А что они разделяют? А есть у них что –нибудь общее?
Замечательно.Всем ребятам надо знать, где Ъ знак, а где Ь знак писать.

Приложение 2
Внеклассноезанятие «Конкурс грамотеев»
1. Сколько букв врусском алфавите?
а) 33           в)30
б) 34                    г)32
2.Какого падежа нет?
а)родительного           в) творительного
б)звательного              г) винительного
3. Какаяиз этих букв состоит из одного звука?
а) е                       в)ё
б) ю            г)у
4. Скольков году месяцев, оканчивающихся на Ь знак?
а) 9                      в) 8
б) 3                      г) 7
5. Какназывается часть слова, которая стоит перед корнем?
а)приставка                 в) подставка
б) выставка                  г) заставка
6. Какоеиз этих слов – название главного члена предложения?
а) корень                      в) основа
б)подлежащее              г) прилагательное
7.Разделительный Ь знак пишется:
а) междудвумя согласными          в) между согласной и гласной
б) вначале слова                            г) в конце слова
8.Сколько гласных звуков в русском языке?
а) 10           в)8
б) 6                      г) 5
9. Какоеиз этих слов – название части речи?
а)суффикс                    в) глагол
б)сказуемое                 г) окончание
10.Назовите седьмую букву с конца алфавита.
а) ш            в)ь
б) щ            г)ъ
11.Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
а) ?                      в).
б)!                       г);
12. Расположитеслова по количеству букв О начиная с наибольшего.
а) горох                       в) кот
б)водоворот                г) сковорода
Итог:Что понравилось? Кто пополнил свои знания?
(Учащиесянаграждаются медалями «Самый умный» или «Знаток русскогоязыка»)

Приложение 3
Планмероприятия «Час занимательного русского языка»
Цель: развитие интереса кизучению русского языка, его фонетики и орфографии, обогащение словарногозапаса учеников, развитие памяти, логического мышления, творческого воображенияи наблюдательности, укрепление и сплочение детского коллектива.
Ведущий: Ребята, преждечем мы с вами начнем нам нужно разделиться на две команды и дать им названия.
На двух плакатах написаныбуквы, из которых надо составить название своей команде.
ОТКИЗНА (ЗНАТОКИ)
РЕМИОГТА (ГРАМОТЕИ)
Ведущий: А сейчаспроведем разминку «Составь алфавит». Вы должны расположить буквы (написанные наотдельных карточках) в алфавитном порядке. Какая команда сделает это быстрее,та и получает первый балл!
(Далее команды участвуютв играх под руководством ведущего)
Игра«Назови одним словом»
Задание: ученикам предлагаютсясловосочетания, где главным словом является имя существительное ЧЕЛОВЕК, азависимыми выступают имена прилагательные: храбрый, добрый, умный, болтливый,ленивый, мудрый, богатый, грубый, сильный, веселый. Вместо словосочетаниятребуется назвать одно слово (имя существительное), Например: храбрый человек –храбрец.
Игра «Вдве колонны становись!»
На доске таблички сословами: подводник,водитель, громоотвод, водокачка, наводчик, завод, водоворот, заводной, вводный,водолаз, водитель, водопой, водоросль, водомер.
Первая команда должнасобрать таблички со словами, родственными слову ВОДА, вторая команда –ВОДИТЬ.
Игра«Загадка в загадке»
Задание: вставитьпропущенные буквы и написать отгадки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.