Реферат по предмету "Педагогика"


Эстетическое восприятие детьми произведений исскуства в музеях

Министерствообразования и науки Российской Федерации.
Государственноеобразовательное учреждение
Среднегопрофессионального образования
«Волгоградский педагогический колледж»
Домашняяконтрольная работа
По методикеразвития детского изобразительного творчества
Студентки 5Бкурса ОЗО ГУ ВПК
«Эстетическоевосприятие детьми произведений искусства в музеях».
Волгоград.2009г.

План:
 
1.  Подготовка к восприятию мира музея.
2.  Формирование готовности к восприятиюпроизведений искусства.
3.   Литература.

1.        Подготовкак восприятию мира музея.
 
Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение квоспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел кнам из Германии, где он появился на рубеже XIX-XX веков. С этого времени музейначал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого сталаобразовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место вмузейно-образовательной деятельности отводилось учителю, воспитателю, педагогукак участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция,успешно развиваемая в России в 20-30 годах прошлого столетия, к сожалению, насегодняшний день практически утрачена.
Дошкольное детство, спсихологической точки зрения, является благоприятным для развитияпознавательной активности, творческих способностей, так как в этом возрастедети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир.Известно, что у ребенка будут преобладать те способности, для развития которыхимеются стимулы и созданы условия. Если условия благоприятны, то развитиеспособностей идет легко, достигает наибольшей высоты, ребенок может статьталантливым. При «невостребованности» этих способностей происходит необратимыйпроцесс их угасания. И малое количество в обществе людей с высоким творческимпотенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались вусловиях, благоприятствующих развитию познавательной активности, творческихспособностей.
Поощряя любознательность,сообщая знания, вовлекая детей в различные виды деятельности, взрослыеспособствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний –необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Ни кругозор, ниэстетический вкус не являются врожденными качествами человека, они складываютсяи развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растетребенок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачиможно успешно решать в рамках музейной педагогики. Для проведения подобнойработы мировая художественная культура предоставила педагогом богатейшиевозможности.
Часто ли наши дети бываютв музеях? Результаты анкетирования родителей показали, что большинствовоспитанников детского сада ни разу не были в музее. Причины самые разные. Чащемамам и папам просто не приходила в голову идея такой экскурсии, многиеродители считают, что с дошкольниками еще рано посещать такие учреждения.Получается, что, обладая богатейшей музейной культурой, мы, взрослые, неиспользуем ее образовательный потенциал в достаточной мере, не знаем, какввести ребенка в это пространство, и не понимаем, насколько это важно.Музейно-образовательные программы активно внедряются в школьную практику,используются учителем в рамках предметов гуманитарно-эстетического иестественно-научного профиля. Главная их задача – развитиеэмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. Дляэтого необходимо создать условия, при которых маленький человек будет способензаинтересованно воспринимать разнообразные явления и факты культуры, соотнося ихс собственной жизнью и накопленным опытом. Решая эту важнейшую задачу, музейнаяпедагогика опирается на соответствующие разработки отечественных и зарубежныхпсихологов и педагогов.
Таким образом, анализпрактической и теоретической деятельности таких ученых, как Иоганн ГенрихПесталоцци – швейцарский педагог, американский философ, психолог и педагог ДжонДьюи, швейцарский психолог Жан Пиаже, итальянский педагог Мария Монтессори,опыт работы музейных педагогов Москвы и других регионов, позволил выявить наиболееточно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогическойдеятельности следующие моменты:
Социальных ролей;
Создание игровыхситуаций;
Практическогоманипулирования с предметами;
Использованияассоциативных связей;
Театрализации;
Самостоятельнойпоисково-исследовательской деятельности.
Ведущим методом в работес детьми младшего школьного возраста является игра. Именно в игре, моделируяразнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыминавыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимальноразвитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом того или иногоисторического времени, а значит, осваивать. Преобразовывать и присваиватьнакопленные историко-культурные ценности.
Перечисленные методыреализуются в разнообразных формах работы педагога с учащимися: викторинах икроссвордах, шарадах и ребусах, командных соревнованиях и дискуссиях,творческих заданиях, выполняемых как в школе, так и на музейных экспозициях,праздниках и театрализованных постановках и т. п.
Включение музеев вобразовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показатьсяна первый взгляд. Воспитатели, осознавшее великое и незаменимое значение музеякак воспитательного и образовательного центра, выражают порой недоумение,почему нет ожидаемого результата, хотя водят своих подопечных в музей чуть лине каждый месяц. Оказывается, дело вовсе не в частоте посещений музеев, а встепени подготовленности ребенка к восприятию предметного языка культуры. Привестидетей в музей и ожидать от них полноценного восприятия информации – делонастолько же наивное и безнадежное, как уповать на то, что человек, впервыевзявший в руку скрипку, кисть, глину, начнет создавать прекрасные произведенияискусства.
Воспитатель долженотдавать себе отчет в том, что дошкольник не подготовлен к восприятию сложногосимволического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей.Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миромкультуры или, если угодно, специальное музейное образование. Ононепосредственно связано с формированием музейной культуры человека, которая вмузейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятиюмузейной информации.
Занятия в музее должнысопровождаться так называемыми творческими заданиями, которые легко могут бытьиспользованы любым музеем. Занятия с детьми должны решать следующие задачи:
Научить ребенка видетьисторико-культурный контекст окружающих его вещей, т. е. оценивать с точкизрения развития истории и культуры;
Формировать пониманиевзаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другойкультуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
Формировать способность квоссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурнымнаследием, художественное восприятие действительности;
Формировать устойчивуюпотребность и навыки общения с памятником, с музеем;
Развивать способность кэстетическому созерцанию и сопереживанию;
Формировать уважение кдругим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
Развивать потребность всамостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследияразных эпох и народов.
Содержание бесед должнобыть таким, чтобы оно помогло ребенку создать в своем воображении максимальноцельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия напути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследникомэтого богатства. На конкретном материале и доступных примерах детямпредставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
Что такое предмет, егосвойства;
Какова эстетика вещи, ееособое значение как старинного предмета;
В чем сущность,преемственность, неразрывность исторического времени;
Чем выражается взаимосвязьмежду временем, вещью и человеком;
Что такое «окружающиймир» и «культура», их взаимосвязь;
Как объяснить понятие«памятник» истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник –предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природныйобъект.
На первый взгляд,затрагиваемые проблемы достаточно сложны для понимания дошкольников. Однакоигровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но ивызывает большой интерес у ребенка.
Из всего многообразияматериала, характеризующего способы познания и преобразования человекомокружающего мира, должны отбираться те явления истории и культуры, которыедолжны присутствовать в жизни каждого человека и открывать ему путь в мирпрекрасного.
Оценивать результатыдетского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейнойкультуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения инавыки:
Видеть в предметахокружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
Выявлять предметы музейногозначения дома, в школе, на улице, у знакомых – в окружающем мире;
Иметь представление овкладе различных цивилизаций в мировую культуру;
Проявлять устойчивыйинтерес к музею как к уникальному феномену культуры;
Владеть навыкамивосприятия особого образного языка музейной экспозиции;
Эмоционально восприниматькультурное наследие в различных формах его существования;
Обладать навыками общенияс культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навыкпристального разглядывания объекта, вещи.
 Таким образом, музейнаяпедагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач,связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена наповышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживатьвокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедшихэпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной иинтересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новыйинструмент для познания мира.
2. Формированиеготовности к восприятию произведений искусства.
Предоставление детямвозможности познакомиться с лучшими сокровищам мирового искусства лежит воснове разработанного нами проекта “Мы входим в мир прекрасного”.
Цель работы: обогащение духовного мира детейчерез приобщение к лучшим сокровищам мирового искусства.
Мы поставили перед собойследующие задачи:
формирование знаний детейо различных видах и жанрах изобразительного искусства, о своеобразиипроизведений разных эпох и народов, о создателях;
развитие способности кпроявлению эстетических чувств, высказыванию художест-венных суждений опроизведениях изобразительного искусства, к эмоциональному сопереживанию,одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни иизобразительном искусстве как способе отображения;
воспитание ценностногоотношения к искусству, потребности в общении с произведениями изобразительногоискусства.
Работая по проблемереализации интегрированного воздействия на ребенка различных видов искусств имузыкальной деятельности, и решая задачи комплексной республиканской “Программывоспитания ребенка-дошкольника”, мы пришли к необходимости использования рядапарциальных программ, одной из которых стала первая отечественнаямногоуровневая музейно-педагогическая программа “Здравствуй, музей!”. В работес дошкольниками используется лишь один из ее разделов — “Мы входим в мирпрекрасного”.
Адаптировав даннуюпрограмму под намеченные нами задачи и условия детского
сада, мы выделилиосновные направления работы:
Музейная педагогика вдошкольном учреждении
Детский сад впространстве музея
Работа в дошкольномучреждении включает в себя два этапа:
подготовка ребенка кпосещению музея
закреплениехудожественных впечатлений детей после посещения музея.
В свою очередь онипредусматривают определенные направления работы:
ознакомление детей скультурой поведения в общественных местах, где педагоги знакомят дошкольников снавыками поведения в общественных местах и навыками поведения в ходе экскурсиив музее
формирование готовности квосприятию произведений искусства. Основой работы является:
Знакомство с материалами,из которых создаются произведения искусства.
Ознакомление детей свидами искусства и жанрами изобразительного искусства.
Знакомство со средствамиизобразительного материала.
Ознакомление детей свидами и жанрами изобразительного искусства происходит по следующим разделам
1. Живопись (портрет,пейзаж, натюрморт, бытовой жанр, исторический жанр, былинно-сказочный жанр,культовая живопись). Рассматривая портреты героических людей и обаятельныеженские образы, дошкольники узнают о быте разных сословий горожан и селян.Знакомя с произведениями исторического и религиозно-библейского содержания,сравнивают их со сказочно-былинными образами и реальными сюжетами быта россиян.Натюрморты формируют у детей истоки нравственно-эстетического отношения к дарамприроды – урожаю и цветам, уважительное отношение к труду людей – и тех, кторастил урожай. :
2. Архитектура (русскаядеревянная, храмовая, сказочная, градостроительство, садово-парковая).
3. Скульптура(монументальная, станковая, декоративная).
4. Графика (книжная,плакатная)
Декоративно-прикладноеискусство (народная игрушка, росписи, вышивка, ткачество, резьба, украшениеодежды):
народное декоративно-прикладноеискусство
чувашскоедекоративно-прикладное искусство
Творческой группойпедагогов МДОУ “Детский сад №70” в ходе реализации проекта “Мы входим в мирпрекрасного” разработаны:
перспективные планы поознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством;
диагностическийинструментарий выявления знаний детей по видам и жанрам изоискусства;
систематизированы вединый банк данных автобиографии известных живописцев
составлено краткоеописание изучаемых картин;
конспекты занятий по ознакомлениюдетей с живописью, книжной графикой, скульптурой
1 этап работыхарактеризуется проведением педагогами ДОУ предварительных занятий. Онипомогают детям внутренне
подготовится к восприятиюхудожественных экспонатов в музее, эмоционально настроится и получитьпервоначальные знания. Этому способствуют:
демонстрация произведенийискусства,
искусствоведческиебеседы,
знакомство детей створчеством художников и с художественными материалами.
Так, к примеру, передпервым посещением музея в старшей группе воспитатели рассказывают детям оразнообразии музеев, о том, что хранятся в музеях; знакомят с культуройповедения в музее, правилами рассматривания картин и экспонатов. Данная работане является для педагогов, детей и родителей новой, т. к. начиная с младшейгруппы дети уже получают первоначальные знания об изобразительном искусстве.
Ключевой работой во IIмладшей группе является рассматривание детьми книжных иллюстраций В. Сутеева,Е. Чарушина и Ю. Васнецова, а также знакомство с такими жанрами живописи какпейзаж и портрет, выделение их основных отличий.
К концу среднегодошкольного возраста дети уже различают основные виды изоискусства (живопись,книжная графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и жанры живописи(пейзаж, портрет, былинно-сказочный жанр), распознают и называют произведениянаиболее известных художников (И. Шишкин, И. Левитан, В. Васнецов, В. Сутеев,Е. Чарушин, Ю. Васнецов).
В старших и выпускныхгруппах они закрепляют и расширяют полученные знания. И одним из условий, наиболееярко способствующих этому процессу, на наш взгляд является посещение детьмимузея.
Поэтому связующим звеноммежду I и II этапами работы является посещение детьми старших и выпускных группмузея.
В январе 2004 года былзаключен договор с Центром духовного просвещения “Культурно-выставочным центром“Радуга”. Сотрудниками центра был разработан перспективный план работы в музеедля детей старших и выпускных групп.
Здесь дети не толькорасширяют знания о жанрах живописи, но и знакомятся с видами скульптуры,чувашским декоративно-прикладным искусством. Занятия проводятся в видемастер-класса, который ведут известные живописцы, художникидекоративно-прикладного искусства, скульпторы.
В процессе тесной работыс работниками КВЦ “Радуга” у детей развиваются такие интеллектуальные чувства,как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, ассоциативноемышление, фантазия, воображение, формируются навыки устной речи. Занятияпомогают направить и открыть ребенка навстречу добру, сформировать потребностьи готовность проявлять сострадание и со-радование, позитивное отношение кокружающему миру, другим людям и самому себе.
Основной задачей работыII этапа – после посещения музея является обобщение и закрепление впечатленийдетей. Этому способствуют итоговые и интегрированные занятия в детском саду. Порезультатам занятий можно судить об изменениях в эстетическом и познавательномразвитии ребенка. Наблюдения, беседы, анализ детских работ показывают,насколько у ребенка сформировался “образ музея”, развилась зрительная память,художественное мышление и воображение, заметен ли прогресс общего культурногоуровня и обогащение изобразительной деятельности.
Итоговые занятияпроводятся в форме искусствоведческой беседы с детьми о творчестве художника сдемонстрацией его произведений.
Наблюдения и опросы детейпоказывают, что наиболее понятный и любимый детьми жанр – это сказка вживописи. И это не удивительно, так как сказки несут в себе то тепло, которогопорой так не хватает детям. Творчество великого живописца-сказочника ВиктораМихайловича Васнецова является основой в данном виде работы. Его картины, также как и сказки, учат доброте, честности, взаимовыручке и умению сопереживать.
Интересно проходят вдетском саду и развлечения: путешествия детей в исторические времена, игры ивикторины “знатоков искусства”, тематические вечера.
Воспитание красотынеразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме.Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятыхобразов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребенкувыразиться, т. е. “выдохнуть” в рисунке, в поделке, в игре или в слове свойвнутренний мир, даем ему возможность сделать это непосредственно и свободно,выразить все то, что он хочет и как он хочет.
Итак, опираясь на опытмузейных впечатлений, дети лучше ориентируются в мире красоты и добра, чтоявляется гарантом повышения общего культурного уровня.
Мы почувствовали, что,благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мирживописи педагогам детского сада удается приобщить их к истокам народности,духовности, постепенно раскрыть в наших детях эмоциональную отзывчивость,чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты.
 Наша задача – создаватьусловия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности идругих нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места итех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть какмагнитом – это проверено жизнью.

3. Литература.
1.Комарова Т.С. Методика обученияизобразительной деятельности и конструированию. – М., «Просвещение». 1991г.
2. Парамонова Л. А. Музей и дети. М.,«Карапуз», 1999г.
3. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом.–С.Пб. 1996г.
4.Доронова Т. Н. Дошкольникам охудожниках детской книги.- м. 1991г.
5. Компанцева. Л. В. Поэтическийобраз природы в детском рисунке.-М.1985г.
6. Чумичева Р. М. Дошкольникам оживописи. – М. 1992г.
7. Князева О. Л. Приобщение детей кистокам русской народной культуры: Программа – С. Пб., 1997г.
8.Журнал « Дошкольное воспитание» №5,2002г. стр 13 Н. Кутьина « На пути к музею».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.