Реферат по предмету "Педагогика"


Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к

--PAGE_BREAK--Помимо занятий в кружках, студиях, центрах детского творчества, творческая деятельность должна присутствовать в процессе учения на уроках чтения, литературы, русского языка, музыки, труда, природоведения, биологии, рисования. Учащиеся могут сделать свою иллюстрацию к литературному произведению, пейзажную зарисовку, сочинить стихотворение, сказку, рассказ, подготовить стенгазету, дневник наблюдений и т.д. Включение школьников в трудовую деятельность на уроках труда и в группе продленного дня, во внеурочной воспитательной работе, создает благоприятные условия для развития технического и художественного творчества детей и развития опытнической работы. На уроках природоведения учащиеся могут использовать творческий подход к решению экологических проблем.
Главная беда массовой школы состоит в том, что деятельность учащихся младших классов носит преимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Даже в той деятельности, продукты которой называют в школе «творчеством детей», элемента творчества присутствуют очень редко.
Учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении основных задач развития творческих способностей у детей, приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению и совершенствованию их творческих замыслов. Дети младшего школьного возраста любят рисовать, лепить, участвовать в ролевых играх, слушать доступную им музыку. В связи с этим важная роль отводиться формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Учащиеся, непосредственно реагируя на изменения окружающего мира, сами становятся как бы открытой и незамкнутой системой. Этому способствуют такие приемы, как наблюдение, визуализация, драматизация (в устной и письменной формах), сюжетно-ролевые и творческие игры.
Прием визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камням. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите.
Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.
Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры и нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, равнодушия, эгоизма. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях личности.
Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Творческие работы могут основываться как на литературном. Так и на жизненном материале.
Формирование ценностных ориентаций в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, эмоциональное восприятие действительности, является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности необходимо представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации. Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.
Период начальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитание нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь человека. В тоже время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой и развития у них творческих способностей оставил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, — писал Сухомлинский В.А., — воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждения жизни в природе». Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста (Есипов, 1967).
Урок любви к природе продолжается на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект который ему больше всего понравился на экскурсии. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.
Неотъемлемой частью воспитания является эстетическое воспитание школьников, способствующее всестороннему развитию личности, расширяющее и углубляющее познание окружающего мира. Среди разнообразных видов работ, направленных на эстетическое воспитание, значительное место принадлежит изучению произведения искусства. Картина служит прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся, приучает их делать правильные выводы и обобщения, видеть и понимать красивое в природе и искусстве.
К числу книг, в которых поставлена проблема охраны природы и нравственного воспитания юного поколения, относятся произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета». «Лесная газета» представляет собой уникальную биологическую энциклопедию для детей младшего школьного возраста. Она раскрывает богатые возможности перед учителем для реализации задач экологического, нравственного, трудового воспитания школьников. Это тот необходимый инструмент, который поможет выбрать интересные формы проведения урока, увлечь детей и добиться большого воспитательного эффекта в обучении. Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога – постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от норм и своевременно корректировать их.
Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания ее, бережное отношение к ней. Изучение природы, способствует формированию уважения к обществу, к самой природе, развивает чувство патриотизма. Созерцание красоты природы дает душевную опору и будит в душе ребенка самые высокие стремления. Наблюдение обогащает ребенка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования понятий.
Переживание увиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А. Сухомлинский справедливо рассматривал как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить нужно учить его этому. И это главная задача учителя. Ведь красоту нужно суметь открыть перед ребенком. Можно многого достигнуть в их эстетическом воспитании, в развитии у них способности эстетического восприятия действительности, чувства красивого, а так же в развитии эстетических вкусов. Нередко у школьников обнаруживаются яркие способности и особый интерес к доступным формам творчества, в той или иной области искусства. Поэтому одной из задач школы является содействие развитию у ребенка его дарования.
Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Задача формирования творческой личности приобретает сегодня практический смысл, ибо познавательная и преобразующая деятельность человека достигла уровня, когда качества личности начинают прямо влиять на эффективность работы и ее результат. Развитие творческой личности школьника одна из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация познавательной творческой деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Для формирования творческой личности школьника возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика:
·                Объяснительно-иллюстративные – рассказ, объяснение, пояснение, опыты, таблицы, схемы и др. – способствуют формированию первоначальных знаний об основных природоведческих понятиях и законах природы.
·                Воспроизводящие – содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.
·                Проблемно-поисковые – в совокупности с предыдущими, служат развитию творческих способностей.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к самостоятельной познавательной творческой деятельности.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ 2.1 Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понимания, воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить и творить по законам красоты.
Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого нравственно-эстетического отношения к природе, как необходимого элемента общей нравственной, эстетической и экологической культуры человека. С раннего возраста необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, богатство и красоту родной природы. Для осуществления этих целей лучше всего использовать возможности каждого учебного предмета, а особенно: литературы, природоведения, музыки, изобразительного искусства, технологии.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Помочь детям полюбить природу, стать ее большими и добрыми друзьями, помочь им воспринять и познать окружающий мир, дать им знания о явлениях и законах природы – важнейшая задача учителя.
Начальный курс природоведения способствует углубленному познанию явлений природы, учит детей видеть, различать, сопоставлять эти явления в разные времена года. В каждом из них дети увидят своеобразие, особенности, богатство форм, цвета, звуков, то прекрасное, что сами дети не всегда могут осознать и оценить. Они впервые вводятся в мир научных понятий, знаний о природе через учебный курс «Природоведение». Природа познается как единое целое, где все взаимосвязано, взаимообусловлено. Дети знакомятся с деятельностью человека, узнают о его преобразующей деятельности, об охране природы человеком. Начальный курс природоведения дает знания, способствующие формированию нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. В процессе наблюдений усваивается чувственное познание в целом: ощущения, восприятия, представления, формируют образы воспринимаемых предметов и явлений, активизируют возникновение понятий, развитие мыслительной деятельности и элементов нравственно-эстетического отношения к миру природы. Наблюдательность обогащает знания, представление детей о предметах, явлениях природы, способствуя развитию и эстетической восприимчивости. Постепенно накапливаются и систематические знания, которые помогают детям указать причину того или иного увиденного явления, дать ему правильное объяснение.
Курс природоведения в начальных классах имеет глубокое воспитательное значение, пополняя знания, содействуя воспитанию гуманных и патриотических чувств; предоставляет учителю большую возможность в осуществлении нравственно-эстетического развития и воспитания детей. Ведь природа и ее свойства – богатейший источник эстетических чувств, впечатлений, необходимых для гармоничного развития ребенка. Для нравственно-эстетического развития и воспитания детей, на уроках природоведения, многое дают материалы учебников и дневников наблюдений. Дневник наблюдений за природой побуждает школьников не только воспринимать, но и кратко записывать свои наблюдения за погодой, растениями, животными; зарисовывать и раскрашивать картинки, заучивать стихотворения и пословицы, отгадывать загадки.
Уже первые наблюдения детей дают им представления об осени как сезонном явлении природы, времени года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Наряду с познанием закономерных свойств природных явлений, дети воспринимают и поэтические картины осени. В дневнике наблюдений детям предлагаются и творческие задания эстетического плана: раскрасить изображенные листья березы, клена, дуба, рассмотреть и составить рассказ по картине «Осенние работы» или по своим наблюдениям «Природа осенью». Детям предлагается отгадать загадки и нарисовать то, что они обозначают. И как проявление заботы о природе, предлагается сделать кормушку для птиц.
Экскурсии в природу также имеют огромное воспитательное значение. Любая экскурсия, прогулки в лес, парк, сквер, сад или даже по городу, способствуют воспитанию в детях чувства прекрасного. В.А. Сухомлинский писал: «….во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей с природой, необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа – частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе…..» (Есипов, 1967).
Готовясь к уроку, по программе «Природоведение» во 2-3 классах, учитель не должен проходить мимо всего того поэтического, глубоко эмоционального, что дает детям природа, ее картины, образы, краски. Включение в учебный процесс на уроках сочетания яркой характеристики природных явлений с художественным образом произведения, народной пословицей, поговоркой, загадкой поможет детям еще глубже воспринимать эти явления, полюбить родную природу. И столь же важно давать детям постоянное ощущение связи того, что они изучают на уроке, с тем, что они видят, делают, создают за порогом школы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Природоведение в начальных классах школы особенно важно потому, что все дети изучают и познают многообразный мир природы. Все они ведут наблюдения, заботятся и охраняют природу, становятся ее исследователями, друзьями. Рассказы учителя, экскурсии, наблюдения над явлениями природы, посильная деятельность и творчество – все это пробуждает у детей чувство любви к родной природе, желание быть ее добрым другом.
ЛИТЕРАТУРА
Эстетическое воспитание, при общении с литературой, есть прежде всего воспитание творческого читателя, развитие литературно – творческих способностей школьников. Младший школьник, еще не имеющий большого опыта общения с художественной литературой, впервые серьезно и последовательно обращается к ней в школе на уроках чтения и внеклассных беседах по литературе. Отличительной психологической чертой младшего школьника является способность эмоционально относиться к содержанию литературного произведения, импульсно становиться на сторону добра и справедливости. Эти качества нужно постоянно укреплять.
На уроках чтения учителю предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это помогает детям мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активный словарь и речь. Литературный пейзаж может быть использован для развития у младших школьников нравственных и патриотических убеждений, эстетических понятий, для обогащения их ощущений, восприятия, представлений, мышления и языка. При восприятии пейзажа в искусстве включаются в работу и чувства и мысли. Школьник учится не только видеть, слышать, осязать, но и осмысливать то, что он воспринимает. Не следует, однако, забывать, что неправомерно требовать от художественного пейзажа прямого, немедленного воздействия. Пейзаж облагораживает, «очеловечивает» чувства, но изменения в духовном облике накапливаются постепенно, совершаются исподволь.
Программа начальной школы по чтению значительное место отводит устному народному творчеству (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.). В фольклоре выработалась определенная художественная традиция по отношению к образам природы, отражающая единство человека и природы, единство не созерцательное, а активное. Ведь природа раскрывается и через трудовую деятельность человека. В программе для классного чтения 2-го класса записано, что: «тематика чтения складывается из произведений устного народного творчества (русских сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок), произведений русских и современных писателей. Ученики читают рассказы, стихотворения, сказки, басни, загадки о животных, об отношении человека к животным, произведения об осени, весне, зиме и лете, о труде людей в эти времена года. Определяя тематику чтения в 3-м классе, программа предполагает знакомить детей с произведениями устного народного творчества разных народов: сказками, загадками, песнями, пословицами, поговорками. Учащиеся читают рассказы и стихотворения, рисующие картины летней, осенней, зимней и весенней природы, труда людей в эти времена года, жизни животных и растений, бережного отношения людей к природе. Дети знакомятся с произведениями А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, М. Горького, с поэзией Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и др., с рассказами и сказками ряда зарубежных писателей.(Подласый, 1990).
Понимание того, что основное в литературном пейзаже – образная передача чувствования человека, доступно детям. Пейзажи фольклора поражают гармоничной, строго продуманной окраской, цвета всегда сочетаются. В фольклорном пейзаже народ передавал образ родины, красоту и простор родной природы, силу души. Уже в 3-м классе составляя пейзаж с простым, нехудожественным описанием природы, можно показать, что пейзаж не просто изображение явлений природы, в нем выражены чувства, которые вызывают эти явления. Это формирует эстетические чувства и представления у учащихся, учит их умению вглядываться в родную природу, ценить ее величие и чувствовать прелесть земли. Это содействует выработки художественного вкуса как способности сознательно судить о прекрасном в жизни, природе, обществе. Работа над литературным пейзажем должна стать для учащихся уроками мышления.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Неповторима и незаменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы. Искусство борется с утилитарным, упрощенным, обыденным пониманием явлений. в сочетании с другими эстетически воздействующими объектами, например природными, искусство своим присутствием усиливает, углубляет и их воздействие на личность уже потому, что несет общественно-социальные образы, нормы, требует целостного отношения, активизирует ориентировочно – оценочные процессы личности. Особенно значимо такое воздействие на этапе возрастного развития школьников (Ушинский, 1968).
Учебные программы школы по предметам художественного цикла, как давно действующие в практике, так и вновь рекомендованные, пока еще не достаточно систематично и неравноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно-эстетического отношения к природе. Рассмотрение этих программ приводит к выводу, что при всем различии подходов к воспитанию отношений учащихся к природе, несомненна решающая роль учителя, ведущего данный предмет. Именно от него зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, связанных с восприятием образов природы в искусстве, их эстетической оценкой, соотношением их с ранее полученными впечатлениями от встреч с природными явлениями, а так же стимулирование их творческих действий в условиях учебной работы по искусству.
В области занятий изобразительным искусством существует особенно значительные перспективы реализации отмеченной задачи, что чрезвычайно важно в связи с формированием зрительного восприятия природных образов. Наиболее последовательно эти моменты акцентированы в типовой программе для 1-6 классов. Особая ценность методико-теоретических основ программы – в ее нацеленности, в частности, на воспитании эстетического чувства – эмоциональной отзывчивости и по отношению к природе. Авторы программы подчеркивают, что уроки изобразительного искусства развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в том числе при освоении учебного материала по другим предметам, в поступках людей, принимать посильное участие в охране природы, в художественном обогащении окружающей человека среды (Неменский, 1989). Большое внимание уделено анализу эстетического в объектах природы, живым наблюдениям, творческому и техническому освоению, “проработке” объектов растительного и животного мира. Все это приводит к развитию чувствования, понимания, оценивания красоты и закономерности форм естественной природы, а так же природных жанров искусства.
В программе подготовленной под руководством Б.М. Неменского значительное место уделено формированию у школьников нравственно-эстетического отношения к природе. Отмечается необходимость на уроках изоискусства воспитывать у детей обостренное чувство природы средствами искусства и таким образом противопоставить “школу добрых чувств” жестким поступкам по отношению ко всему живому.
Уже с первого класса программой решается задача приобщение ребенка к красоте природы, где особое место занимают такие темы уроков – «Выражение отношения через изображения животных», «Выражение отношения через изображение растений», «Выражение отношения через изображение природы». Во втором классе, где основная тема «Искусство всюду вокруг нас», так же подчеркивается, что опыт общения с родной природой не должен быть забыт, хотя тема природы отступает на второй план. В третьем классе проводятся такие уроки как: «Природа нашей страны», «Пейзаж родной земли», «Гармония жилья с природой».
Программа интересна своим выходом за рамки учебного предмета в широкий мир и окружающую природу, а так же элементами, нацеленными на формирование в единстве нравственно-эстетического отношения к природе. Постижение красоты деталей природных объектов, умение видеть в малом большое – основа патриотических чувств, любви к Родине. Закрепление этих чувств с помощью искусства требует так же опоры на собственное творчество. Все это существенно как общий фактор экологического и эстетического воспитания, нравственно-гуманистического становления личности.
МУЗЫКА
В программе по музыке подготовленной под руководством Д.Б. Коболевского художественно-эстетическое познание природы в учебной работе занимает значительное место. Уже знакомство детей с сущностью музыкального искусства начинается с образного представления о трех главных жанрах музыки – песне, танце, марше, которые сравниваются с могучими представителями мира природы – тремя китами. Тем самым дети органично приучаются к сопоставлению, ассоциированию образов искусства и явлений жизни, природы. Программа постоянно привлекает их внимание к звуковой характеристики времени дня или сезона, грандиозных картин природы, ее состояний, облика и поведения всевозможных живых существ, что вызывает разнообразные эмоции человека.
В программах по музыке, подготовленных НИИ художественного воспитания для 1-10 классов, подбор музыкальных произведений дает детям представление о музыке, как средстве познания действительности, об отражении в ней жизни и чувств человека, образов природы. Не менее половины произведений по теме связанны с природой, но учителя недостаточно ориентированы здесь на воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки (за исключением темы «Природа в музыке» – во втором классе). Между тем, многие произведения композиторов прошлого и современности, рекомендуемые для разучивания и прослушивания, содержат образы родных пейзажей – сада, леса, озера, явлений природы. Это деревья и растения – березка, рябина; насекомые – пчелка, комарик, светлячок. Это и многообразные состояния природы – осень и буря, гроза и ливень. Музыка рисует чистое поле и ниву, горные вершины и реки, синие море, звезды, ветер.
Проведение на такой основе хотя бы по одному обобщающему уроку в четверть, об образах природы в музыке, дало бы очень многое для становления нравственно-эстетического отношения к природе.
2.2 Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по преобразованию природного мира. Экологическая этика объединяет убеждения, что современные экологические проблемы требуют нового подхода к окружающей среде, в основе которого должно лежать нравственное отношение человека. Раскрытие нравственных проблем природопользования важно, так как позволяет понять сущность отношений между обществом, человеком и природой, а так же осознать истоки противоречий, возникающих между человеком и средой его обитания. Но осмысление этого вне связи с конкретно-историческими формами организации жизнедеятельности людей не только способствует реальному разрешению экологических проблем, но и ведет к неправомерному отождествлению кризиса этических норм и жизненных ориентаций, с кризисом нравственных ценностей человеческой цивилизации как таковой.
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Основной смысл экологического воспитания – конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека – земля, вода, воздух, животный и растительный мир. В основе формирования экологической культуры лежит понимание зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и не живой природы.
В связи с этим возникает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно-воспитательной работы в школе, в том числе и начальной, которая позволила бы воспитывать и обучать поколения людей, способных к рациональному природопользованию, к гармонизации взаимоотношений с окружающей средой.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, закладывается в начальной школе. Поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создает основы для изменения и обновления всех компонентов начального экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.
Содержание экологического образования включает в себя несколько аспектов:
1) научно-познавательный аспект – развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды, формирующий представление о научной картине мира, должен быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;
2) нормативный аспект – это правило поведения человека и его деятельность в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношении между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания;
3) ценностный аспект – призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в мире природы и человека. Раскрывая данный аспект необходимо вести планомерную работу по воспитанию нравственного отношения к природе;
4) практически – деятельностный аспект – играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать (Подласый, 1990).
В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражения материалы из различных разделов экологии. Конечно, в этом возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть – совсем не одно и тоже. Научить их видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, читать «книгу природы», видеть необычное в обычном – вот задача учителя. Большие возможности в решении таких задач экологического образования предоставляют уроки природоведения, окружающего мира, биологии.
Вопросам охраны природы, бережному отношению к ней учитель должен уделять внимание почти на каждом уроке, особенно во время изучения темы «Использование и охрана природы человеком». Эта тема опирается на весь пройденный курс природоведения и суммирует все знания об охране природы, которые дети получили при изучении предыдущих тем как во 2 так и в 3 классе. Особое внимание в этой теме надо уделять рациональному использованию природных богатств. Необходимо показать детям, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель другого. Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, ухудшению почвы, уменьшению количества животных. Тема может быть спланирована следующим образом:
1 урок – «Природные богатства России. Использование природы человеком».
2 урок – «Освоение и охрана недр в Российской Федерации».
3 урок – «Воздух и вода в жизни человека, их охрана».
4 урок – «Почвы, растения и животные, их охрана».
Учитель должен донести до сознания детей идею необходимости бережного отношения к природе, воспитать у школьников любовь к природе во всех ее проявлениях. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем мире небыли сведены к набору отдельных сведений, а давались определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме доступной для учащихся. Проблемы охраны природы следует рассматривать ненавязчиво, постепенно, так как главная задача – вызвать интерес к природным объектам, воспитать уважение ко всему живому. Собственный труд детей по уходу за растениями и животными, повышает действенность экологического воспитания, способствует превращению знаний в экологические убеждения. Чувство прекрасного в природе одухотворяет деятельность учащихся по охране окружающего мира ( ).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнерусская литература XIV века
Реферат Самострахование и перестрахование. Страховщик и страхователь
Реферат Совершенствование организации и управления деятельностью ООО Инжстрой Сити Монолит
Реферат Історія соборності України
Реферат On The Road Essay Research Paper On
Реферат Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)
Реферат Перспективы развития спортивного туризма в Самарской области
Реферат Northern Virginia Alumnae Club Essay Research Paper
Реферат An AnalysisDeath In British Literature Essay Research
Реферат Криминологическая характеристика и профилактика организованной и международной преступности
Реферат Поэзия Бунина
Реферат MS SQL Server 65
Реферат «будущее белого мира» Москва 8-10 июня 2006 года Пресс-релиз международной конференции
Реферат Аппаратно-программный комплекс (апк) для контроля степени натяга и дефектности сопрягаемых деталей колесных пар
Реферат Место и роль национальной идентичности в ситуации социокультурного кризиса в России конца XIX – начала ХХ века