Реферат по предмету "Педагогика"


Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего

--PAGE_BREAK--Показатели профессиональной готовности к работе классного руководителя

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Продвинутый уровень

Знание теории и методики воспитания:

— знание современных подходов к организации воспитательного процесса;

— творческое использование положительного опыта в своей практике

Знание теории и методики воспитательной работы:

— знание современных концепций, технологий воспитания;

— умение интегрировать их в своей профессиональной деятельности

Знание методологических, теоретических, технологических основ воспитания:

— знание современной методологии воспитания;

— знание современных концепций, систем, технологий воспитания;

— умение на их основе создавать собственную (авторскую) систему воспитательной работы в классе

Владение классным руководителем методикой изучения учащихся и коллектива (при изучении учащихся, коллектива используются различные методы: наблюдение, беседа, организация само -, взаимооценки воспитанников, социометрия, парное сравнение, эксперимент и др.)

Знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность:

— владение диагностическими методиками;

— умение осуществлять прогноз хода воспитательного процесса, своей педагогической деятельности;

— владение банком известных систем изучения учащихся, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией педагогического мониторинга:

— умение составлять и реализовывать программу педагогического мониторинга;

— умение координировать и внедрять самостоятельно разработанную систему изучения школьников;

— умение отслеживать ход и результаты воспитательного процесса

Владение методикой планирования воспитательной работы:

— знание «алгоритма» составления плана, его структуры, различных матриц основной части плана;

— умение составлять перспективный план

Владение известными подходами, алгоритмами планирования воспитательной работы (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией проектировочной деятельности:

— умение составлять концепцию, программу воспитания, план воспитательной работы;

— умение проектировать воспитательную систему класса

Владение методикой организации деятельности воспитанников:

— знание современных форм организации деятельности учащихся (коллективно-творческих дел — КТД, деловая игра, моделирование ситуации и др.);

— владение приемами вовлечения учащихся в организацию воспитательных дел;

— умение на практике реализовывать задуманное

Владение известными методиками организации жизнедеятельности учащихся (И. П. Иванова, Н. Е. Щурковой, В. А. Караковского и др.), умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности

Знание сути и владение технологией организаторской деятельности:

— координация деятельности основных институтов социализации личности (семьи, образовательных учреждений Дополнительного образования, детских и юношеских организаций и др.);

— организация воспитательной деятельности в процессе обучения (самостоятельно и с помощью предметников);

— организация собственных воспитательных влияний вне учебной деятельности;

— организация коллектива в качестве средства становления личности школьника;

— индивидуальная работа с учащимися

Владение методикой анализа при оценке воспитательной работы с коллективом и отдельными воспитанниками (умение выявлять и анализировать состояние и сдвиги в показателях воспитанности учащихся, в этапах развития коллектива).



Знание и умение использовать на практике известные подходы к критериям, методикам выявления результативности воспитательного процесса; умение анализировать результаты воспитания



Знание сути и владение технологией гностической деятельности:

— осуществление сбора

и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности предметников, психологов, социального педагога и др.;

— анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности;

— анализ изменений в уровне развития, образования, воспитанности школьников, ведение карты педагогического мониторинга;

— анализ собственной деятельности, а при необходимости и других участников педагогического процесса

с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы и методы работы с детьми;

— анализ воспитательной работы, КТД, внеурочной деятельности по предмету

Владение методикой профессионального самообразования по организации воспитательного процесса:

— знание структуры и содержания квалифицированной характеристики воспитателя;

— умение дать оценку своей профессиональной подготовленности к воспитательной работе;

— владение приемами изучения и использования положительного педагогического опыта

Знание различных моделей (профессиональных требований) современного воспитателя, умение их интерпретировать в своей профессиональной деятельности; владение методиками самосовершенствования в области воспитания



Знание сути профессиональной позиции педагога, умение ее анализировать, предъявлять; умение совершенствовать ключевые профессиональные умения: «учитывать самочувствие детей; прослеживать характеристики психологического климата; контролировать ход групповой деятельности; увеличивать меру самостоятельности через возложение полномочий; изменять профессиональную позицию в соответствии с меняющейся ситуацией» (Н.Е.Щуркова)





Таким образом, классный руководитель – ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в классе. Он является его руководителем.

Основные функции деятельности классного руководителя – аналитико-диагностическая, организационно – координирующая и коммуникативная, реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельность.

Осуществление данных видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных, личностных отношений с учащимися, учителями – предметниками, психологом, социальным педагогом, с родителями учащихся, с работниками дополнительных образовательных учреждений.




2. Реализация диагностической функции классного руководителя
2.1 Понятие диагностики
В разные времена под различными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».[19, 237] Он советовал педагогам тщательно изучать физическую и душевную природу человека, своих воспитанников и окружающие обстоятельства, вести «истории воспитания» каждого ученика.

Л.Н.Толстой требовал бережного отношения к ребенку, постоянного его изучения. Без этого невозможно воспитание подрастающего поколения. По мнению великого гуманиста, большое внимание к изучению детей уделяли такие видные русские педагоги-психологи, как А.Ф.Лазурский и П.Ф.Лесгафт. Они не просто призывали наблюдать за детьми, но и разрабатывали методы изучения и давали рекомендации по их применению.

П. П. Блонский раскрывал особенности возраста и давал рекомендации по работе с детьми различных возрастных периодов на основе детального изучения каждого ребенка.

Многосторонне подошел к решению проблемы А. С. Макаренко. «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, — писал он, — а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания». [19, 125] Он подчеркивал важность воспитывающей функции изучения школьников.

По его мнению, знания о ребенке не должны лежать мертвым грузом, они должны служить воспитанию школьников, широко применяться на практике.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики...». Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер. [22, 18]

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка – «распознание». Диагностика понимается как распознание чего – либо. [1, 3]

Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, тематической, оперативной, итоговой. Она может использоваться в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения. [18, 76]

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

-внеклассных мероприятий

-организации поездок и экскурсий;

-при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;

-при анализе работы с классом;

-родительских собраний;

Тематическая диагностика проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий (к примеру, с родителями по определенной теме).

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между детьми в классном сообществе, между детьми и родителями в решении проблем взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Хорошо организованная диагностика работы школы в целом и воспитательной системы школы в частности позволяет оперативно решать вопросы качественного продвижения в своем развитии, планировать те мероприятия, результативность которых не вызывает сомнений.

Имеются такие виды диагностики: анкетирование, тестирование, социологический опрос, мониторинг.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личности, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Диагностика в работе классного руководителя, комплексное изучение отдельных учащихся класса и всей группы в целом, является частью сравнительно нового направления — педагогической диагностики. Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. Под педагогической диагностикой понимается также процесс постановки диагноза, т.е. процесс установления уровня развития, образованности и воспитанности школьников, тогда как психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. [1, 3]

По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. Педагогическая диагностика представляет собой систему действий по изучению, анализу педагогического процесса, определению и анализу результатов обучения. В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. [13, 167]

Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. [13, 170]

Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

1.     внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2.     определение пробелов в обучении;

3.     подтверждение успешных результатов обучения;

4.     планирование последующих этапов учебного процесса;

5.     мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

6.     улучшение условий учебы.

С помощью диагностических методик учитель получает данные о состоянии педагогического процесса, качестве обучения и воспитания, обученности и воспитанности школьников, обрабатывает эти данные, анализирует и оценивает их, корректирует и прогнозирует развитие педагогического процесса и учащихся.

Педагогическая диагностика, направленная на изучение процесса и результатов обучения и воспитания, важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе для более оптимальной организации педагогического процесса. С этой стороны наука выделяет следующие ее функции: контрольно-корректировочную, прогностическую, воспитывающую. [13, 186]

Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания. Вторая означает предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем. Третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.

Итак, педагогическая диагностика имеет предметом три области: результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой). Короче сказать, диагностированию, то есть периодическому изучению, подлежит уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трем функциям процесса обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Педагогическая диагностика имеет свои определенные функции и виды.

Функциями педагогической диагностики являются:

— информационная функция (сбор сведений о личности, коллективе в целом);

— оценочная функция (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.);

— корректирующая функция (внесение частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса). [18, 84]

К видам педагогической диагностики относятся:

-начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);

-текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);

— обобщающая педагогическая диагностика (диагностика при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).

Суть педагогической диагностики заключается:

— в сборе информации об объекте диагностики; в сравнении данной информации с предыдущей об этом объекте, возможно, с описанием другого идентичного объекта.

— в анализе с целью определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности;

— в раскрытии и объяснении смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики;

— в сообщении учащимся (их родителям, другим учителям) результатов диагностической деятельности;

— в проверке воздействия различных диагностических методов на субъект-объект диагностики. [18, 86]

Таким образом, педагогическая диагностика — это деятельность по распознаванию состояний, изменений, происходящих в объекте диагностики, результата педагогического процесса.

Педагогический мониторинг в системе работы классного руководителя состоит из двух основных этапов: аналитико-прогностического и организационно – технологического.

Первый этап включает в себя:

1.                 Осмысление содержания и предмета педагогического мониторинга.

3)                Определение критериев, по которым отслеживаются результаты педагогического процесса.

4)                Распределение того, что будет изучаться им самим, учителями – предметниками, психологом.

5)                Выбор метода изучения школьников.

6)                Разработка (определение) форм анализа и фиксации результатов педагогического мониторинга. [18, 26]

На втором этапе осуществляются следующие действия:

1) Осуществление классным руководителем педагогического мониторинга на практике.

2) Организация учебы и обмена опытом между предметниками, психологом по содержанию методов диагностики.

3) Проведение совещаний, педагогических консилиумов по анализу полученных данных. [18, 26]

Предметом педагогического мониторинга (отслеживания хода, результатов, перспектив развития педагогического процесса) является воспитанность детей и профессионализм педагогов. [18, 27]

Воспитанность — сложное социально-психологическое образование. Оно содержит в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуального, в котором проявляется своеобразие данной личности: специфика сознания, чувств, поведения, своеобразие жизненного опыта. Синтетической формой выражения воспитанности принято считать качества личности.

Воспитанность школьников находится в прямой зависимости от профессионализма педагогов. Отслеживая тенденции изменения воспитанности школьников, классный руководитель занимается при этом самодиагностикой и диагностикой профессионализма других специалистов.




2.2 Методические основы организации диагностики личности

Классный руководитель, который только приступает к работе с коллективом учащихся, особенно если это 1 или 5 класс, должен уделить самое серьезное внимание изучению личности школьника, что позволит ему построить программу работы с классом с учетом особенностей личностного развития учащихся класса, учесть особенности развития личности школьника в организации воспитательной работы.

Серьезная и целенаправленная работа классного руководителя по изучению личности учащихся класса поможет избежать просчетов и ошибок в работе с детьми, проблем во взаимоотношениях учащихся со сверстниками, родителями, обществом.

Программа изучения личности ребенка предполагает системную и целенаправленную работу классного руководителя в течение нескольких лет. Программа изучения личности ученика — это своеобразный паспорт ребенка, составление которого — серьезный и долгий процесс, в котором принимают участие родители ученика, психолого-педагогическая служба школы, учителя-предметники и, конечно же, классный руководитель. [20, 89]

Программа изучения личности состоит из нескольких блоков, каждый из которых может и должен стать основой для изучения той или иной стороны развития личности школьника. Программа изучения личности школьника предполагает построение по ее содержанию необходимых диагностических исследований с учетом проблемных моментов в развитии ребенка.

Выявив предмет педагогического мониторинга и критерии воспитанности школьников, классный руководитель отбирает и распределяет во времени методы изучения детей и диагностические методики.

Здесь исследуются личностные особенности, познавательная сфера, интересы и склонности, место ученика в системе межличностных отношений. Результаты диагностики заносятся в социально-психологический паспорт, который отражает уровень развития ученика на каждом этапе.

Основным методом изучения учащихся является наблюдение. Преимущество этого метода заключается в том, что он дает информацию о поведении, поступках учеников в естественных условиях.

Педагог и воспитатель наблюдают за трудовой, игровой и учебной деятельностью школьников. Они оценивают, как учащийся относится к товарищам, к взрослым, родителям, к самому себе, а социальный педагог подмечает изменения микросреды, которая непосредственно влияет на формирование личности. Наблюдение дает полные сведения о ребенке, если оно сочетается с активным воспитательным воздействием на ученика. [20, 92]

Наблюдение сочетается с другими методами изучения учащихся. Начинается оно с изучения документов. Специалисты знакомятся с личными делами ребят, характеристиками (если они имеются), просматривают журналы за предыдущий год. При помощи этого метода педагог получает первые сведения о коллективе и каждом учащемся в отдельности. Изучая документы, классный руководитель накапливает информацию о своих будущих воспитанниках из бесед с учителями, работавшими ранее с классом, директором школы, завучем, организатором, врачом, библиотекарем. [17, 67]

Педагоги беседуют с самими учащимися, их родителями, с товарищами. Беседы бывают фронтальными, групповыми, индивидуальными. С помощью бесед удается выяснить не только интересы, взгляды учащихся, но и мотивы их поступков, действий.

Такому методу, как составление характеристики, отводится особое место. Цель этого метода — узнать не только того ученика, которого характеризуют, но и того, кто дает характеристику. В характеристиках чаще подчеркиваются доминанты (положительные и отрицательные) в развитии, образовании, воспитанности личности. Их обсуждение в классе существенно влияет на формирование общественного мнения. Составление характеристик может проводиться в устной и письменной форме, на классном часе или дома, на собрании или в свободном общении с воспитателем, психологом. На это не требуется много времени, так как характеристики не должны быть подробными. Самое главное — подчеркнуть основное, доминирующее в том или ином ученике. [17, 70]

Еще одним методом изучения учащихся является написание сочинения, например на тему «Мое общественное поручение» по следующему плану:

— Как я понимаю значение поручения для меня, класса (школы)?

-Хорошо ли я знаю свои обязанности по выполнению поручения?

— Все ли я смогу сделать по поручению?

-Мое отношение к дальнейшей работе по этому поручению.

Таким образом, диагностика в системе работы классного руководителя играет одну из главных ролей. Ведь еще великие педагоги прошлого говорили, что необходимо знать ребенка, его особенности характера и задатки, чтобы найти с ним общий язык, отыскать верные формы и методы работы, которые подходили бы для работы с тем или иным ребенком, а также коллективом в целом. В этом и состоит суть диагностической работы классного руководителя, являющейся, в свою очередь, звеном такого направления, как педагогическая диагностика.

Диагностика в системе работы классного руководителя может быть предварительной, тематической, оперативной, итоговой.

Схема исследования развития личности учащегося предполагает такие аспекты, как изучение личностных особенностей учащегося, его познавательной сферы, интересов и склонностей, а также места данного ученика в системе межличностных отношений.

Основными методами изучения учащихся является наблюдение, беседы с учителями, изучение документов, составление характеристики, а также написание сочинения самими учащимися на различные темы. Данные методы позволяют выявить различные качества личности ребенка, его интересы, способности, а также тип темперамента. Знание учителем типа темперамента каждого ребенка позволяет соблюдать определенную закономерность размещения детей в классе, учитывая этот аспект.

Схема размещения детей в классе с учетом формулы темперамента представлена в приложении №1.

Знание особенностей темперамента ребенка позволяет опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.

Следовательно, в ходе изучения школьников педагог не только не скрывает от них своих намерений, но и, наоборот, открыто действуя при диагностировании, вызывает у них желание познать себя, выяснить свои достоинства и недостатки, побуждая их к самоизучению, самовоспитанию.

Взаимосвязь изучения школьников классным руководителем и самоизучения ими самих себя является одним из эффективных путей совершенствования процесса воспитания. В этом случае наиболее интенсивно взаимодействуют и дают положительный результат система воспитания и система самовоспитания школьников. [15, 48]

Таким образом, ученик выступает одновременно объектом и субъектом диагностики, прогнозирования и целенаправленного формирования нравственного облика своей личности (воспитания и самовоспитания).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятия и виды торговли оптовая, мелкооптовая, розничная, мелкорозничная
Реферат Словесное творчество дошкольников
Реферат Санс-и-Йорда, Петр
Реферат Карл Маркс и русский народ Историко-политологическая характеристика
Реферат AbortionAgainst Essay Research Paper In 1973 through
Реферат Османские султаны
Реферат Gender Stereotype Essay Research Paper According to
Реферат Исследование нелинейных систем
Реферат Организация и производство серийной видеопродукции в условиях киностудии
Реферат Всемирная таможенная организация структура содержание деятельности основные цели и задачи
Реферат Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей
Реферат «Первичная метеорологическая информация как важнейшая составляющая исходного материала всех видов авиационных прогнозов»
Реферат Многоклеточные.
Реферат Маркетинговые исследования цен
Реферат Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью начальные классы 1-3