Реферат по предмету "Педагогика"


Размещение производительных сил и региональная экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВЛАДИМИРА ДАЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
к выполнениюкурсовых работ по дисциплине
“Размещениепроизводительных сил и регионалистика”
для студентовэкономических специальностей
«К печати, в светразрешаю»
Проректор________________М.Ф. Смирный
Протокол № 2 от 05.09.2006г.
Составители Н.К. Параконная
Т.П. Клеутина
И.В. Клюс
Весь цифровой ифактический материал, библиографические сведения проверены.
Написание единицсоответствует стандартам
Луганск ВНУим. В. Даля 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВЛАДИМИРА ДАЛЯМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнениюкурсовых работ по дисциплине
“Размещениепроизводительных сил и региональная экономика”
для студентовэкономических специальностейЛуганск ВНУ им. В.Даля 2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВЛАДИМИРА ДАЛЯМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнениюкурсовых работ по дисциплине
“Размещениепроизводительных сил и региональная экономика” для студентов экономических специальностей
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
экономики предприятия
Протокол № 2 от 05.09.2006Луганск ВНУ им. В. Даля 2006

ББК УО 49/2/ 8р30
Методические указания к выполнениюкурсовых работ по дисциплине “Размещение производительных сил и региональнаяэкономика» для студентов экономических специальностей. Сост. Н.К. Параконная,Т.П. Клеутина, И.В. Клюс. — Луганск: Изд-во Восточноукр. нац. ун-та им. В.Даля,2006. — с.
Предназначены дляоказания помощи в выполнении курсовой работы, теоретического и практическогозакрепления научных и методологических основ размещения производительных сил,анализа современных проблем, перспектив развития и принятия рациональных решений.
Составители ст. преп.Н.К. Параконная,
ст. преп.Т.П. Клеутина,
доц. Клюс И.В.
Ответственныйза выпуск Максимов В.В., проф.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Опыт подготовки квалифицированныхспециалистов – экономистов различных направлений в высших учебных заведенияхсвидетельствует о необходимости получения студентами комплекса знаний поразмещению производительных сил и региональной экономике. Это позволит будущемуспециалисту приобрести базовые знания для усвоения учебных дисциплин высшихквалификационных уровней и оценить конкретную территориально- хозяйственную исоциально-экономическую среду, в которой осуществляется соответствующая экономическаядеятельность. Современный этап развития национальной экономики требует новыхподходов к формированию политики регионального развития, решение которых находятсяв поле зрения регионалистов, управленцев и экономистов.
Учебным планом дисциплины«Размещение производительных сил и региональная экономика» предусмотреновыполнение курсовой работы, которая является инструментом самостоятельногозакрепления и углубления знаний студентов и занимает важное место вучебно-воспитательном процессе.
Содержание курсовойработы определяется темой. Тематика курсовых работ отрабатывается иутверждается кафедрой. Тема студенту задается преподавателем.
В отдельных случаяхстудент может сам выбирать тему вне перечня, и при ее актуальности она можетбыть допущена к защите.
Курсовые работы поактуальным темам, выполненные с высоким качеством, после доработки могут бытьпредставлены на конкурс студенческих научных работ.
Знание требований исоблюдение рекомендаций кафедры при выполнении курсовой работе позволитизбежать многих ошибок в текстовой части и оформлении. Это в целом способствуетее качественному выполнению и успешной защите.

1.1 Цели и задачикурсовой работы
Курсовая работапредназначена для выработки, развития и закрепления у студентов навыковсамостоятельной разработки заданной (избранной) тематики. В первую очередь этокасается подбора, углубленного изучения, систематизации и обобщениястатистических и других материалов по разрабатываемой теме, их анализа испособности делать правильные выводы (обобщения) с логично-последовательнымизложением и наглядно-графическим отображением сущности освещаемой проблемы.
Исходя из этого, основнымицелями курсовой работы являются:
-закрепление у студентовзнаний по вопросам о закономерностях и принципах размещения производства потерритории страны, совершенствования территориальных пропорций общественного производства,специализации и комплексного развития хозяйства региональных образований различногоранга, межрайонных хозяйственных связях;
-развитие умения самостоятельноработать над литературными, картографическими, статистическими материалами и библиографическимиуказателями;
 -выработка навыковподбора и систематизации конкретного материала по избранной теме, уменияправильно его анализировать, делать по нему обобщения, выводы и заключения офакторах, предпосылках, условиях и особенностях размещения отдельных отраслей экономики,формирования и развития экономических районов;
-обучение студентов самостоятельномулогично-последовательному изложению экономико-географического материала иправильному его оформлению, а также творческой обработке статистических данныхс наглядным их отображением в виде таблиц, графиков и диаграмм.

1.2 Содержание и общиетребования
Тема курсовой работы должнабыть раскрыта, в первую очередь, с учетом социальных иэкономическо-географических задач развития страны и международного разделениятруда, определенных постановлениями Кабинета Министров и решениями Верховного СоветаУкраины.
Научность — первоочередноетребование к курсовой работе.
Основой работы являютсяэкономико-географические вопросы, характеризующие развитие и размещениеотраслей народного хозяйства или народнохозяйственную специализациюэкономического района в современный период. Поэтому различные историческиеэкскурсы, описание техники и технологических процессов должны носить подчиненныйхарактер, помогая лучше понять «размещенческую» сторону темы.
В работе важно вскрыть иобъяснить взаимосвязи развития и размещения отдельных отраслей и территорий,экономических районов.
Положения и выводыкурсовой работы должны быть подтверждены статистическим материалом, который,вместе с тем, должен отображать и динамику развития. Он должен быть продуманно отобран,творчески обработан и проанализирован.
Статистический материалявляется органической частью работы и должен базироваться на последних данныхтекущих лет, взятых из статистических ежегодников или статистических сборников.Показатели прежних лет носят сравнительный характер для отображения динамики развития.
В работе необходимопоказать перспективы развития и размещения отраслей хозяйственного комплекса,специализацию районов и страны в целом. При этом следует раскрыть и указатьосновные направления намеченного, а также планируемого развития и размещения производства.Новейшие данные о ходе экономического и социального развития страны, регионовили областей, а также отраслей народного хозяйства за прошедший год можно найтив сообщениях статистических управлений, публикуемых в центральных и областныхгазетах в январе-феврале текущего года.
Важным требованием ккурсовой работе является логично-последовательное />изложение материала и наглядность/>.
Студент должен показатьумение логически-последовательно излагать свои мысли. Все разделы работы истатистический (иллюстративный) материал должны быть увязаны между собой. Текстовуючасть курсовой работы необходимо подкреплять иллюстративным материалом(картосхемы, схемы, графики и т.д.), который наглядно бы показывал структурународнохозяйственного комплекса страны (отрасли), динамику выпуска видовпродукции, место, которое занимает район в производстве всей страны, и т.д. Призначительном несоответствии курсовой работы вышеуказанным требованиям онавозвращается студенту для доработки.
Требованием к курсовойработе является и самостоятельность ее выполнения.
Использованиелитературных источников предполагает не механическое их переписываниестудентом, а преследует цель отбора нужных им фактов и данных длясамостоятельного анализа и характеристики рассматриваемого вопроса темы, должноспособствовать более глубокому обоснованию выводов по нему.
Работы, выполненные несамостоятельно, а как результат переписывания источников, возвращаются студентудля переработки.
Курсовая работа должнаотвечать таким требованиям, как грамотность, культура и правильностьоформления, а также соблюдение заданного объема.
Работа должна быть выполненааккуратным и разборчивым почерком или напечатана, иметь хорошую графикуиллюстративного материала, не иметь стилистических и орфографических ошибок.Объем работы не может превышать заданного кафедрой, но и не быть значительно меньше,а ее оформление — соответствовать рекомендациям и требованиям.
При значительныхотступлениях от требований в работе и отсутствии иллюстративного (статического)материала, в первую очередь, картосхем, она возвращается студенту для доработкиили переработки.
 
1.3 Объем и оформлениекурсовой работы
Для курсовой работыустановлен объем в 27-35 стандартных листов рукописного текста.
Значительное превышениеустановленного объема свидетельствует о том, что студент плохо ориентируется вматериале, не умеет отобрать из него главного, наиболее существенного. Вместе стем чрезмерно малый объем работы не позволяет достаточно раскрыть тему.
Основной объем долженприходиться на главный раздел работы.
Введение, историческиесправки, описание техники (технологии) и заключение не должны каждое превышать1,5 — 2 листа.
Студенты должныруководствоваться следующими требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовыхработ.
Работа должна бытьнаписана черными или синими чернилами (пастами), аккуратным и разборчивым почеркомбез помарок.
Работа выполняется наодной стороне стандартного листа. При этом на нем без обозначения рамкой должныбыть оставлены поля верхнее, левое и нижнее — не менее 20 мм, правое — не менее 10 мм. Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляют вправом верхнем углу страницы без точки в конце. Проставляется он, начиная свведения (с учетом общего числа предыдущих листов работы: обложка, титульныйлист, задание, реферат, содержание).
По тексту должны бытьвыделены более крупными буквами наименование разделов и подразделов, полностьюсоответствующее содержанию работы (плану). При этом не разрешается применятьдругие цвета чернил (паст).
Разделы работы должныиметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами без точки,например, 1,2,3 и т.д. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределахкаждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядковогономера подраздела, разделенных точкой. После номера подраздела точку не ставят,например, 1.1, 1.2 и т.д.
Сокращения слов недопускаются, кроме общепринятых (СНГ, ТПК, АПК и другие). Не допускается такжеупоминание старых названий уже переименованных городов, а также искажениегеографических названий.
При использованииматериала из каких-либо источников (учебники, справочники и т.д.) в конце потексту работы надо сделать ссылку на них в виде проставления в квадратныхскобках порядкового номера источника по списку литературы.В таблицах,графиках и другом иллюстративном материале это делается в конце заголовка,например: [18].
При использовании вработе цитат, они должны браться в кавычки, а внизу листа должна быть ссылка наисточник (фамилия и инициалы автора, точное наименование источника, местоиздания и издательство, год и страница).
Цифровой материал, какправило, оформляют в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно послетекста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На всетаблицы должны быть ссылки в тексте работы. Таблицы следует нумероватьарабскими цифрами порядковой нумерации в пределах раздела. Номер таблицысостоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой,например, таблица 2.1 — первая таблица второго раздела. Таблица должна иметьназвание, которое помещают над таблицей (см. приложение А). Название должнобыть кратким и отражать ее содержание.
Иллюстративный материал(картосхемы, графики, диаграммы, рисунки) следует располагать по тексту инумеровать так же, как и таблицы. На все иллюстрации должны быть даны ссылки вработе. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные(подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом “Рисунок ___________”,которые вместе с названием помещают после поясняющих данных, например, «Рисунок3.1 — Схема территориально-производственногокомплекса Донецкого района [ 3 ]».
Курсовая работа должнаиметь картосхему — минимум одну. Основой для их составления могут служитьконтурные карты. Выполнять картосхему можно пастой или цветными карандашами.Все элементы необходимо наносить ясно и географически грамотно. При заполнениикартосхемы карту не следует перегружать и не наносить показатели, не имеющие прямого отношения к теме.
Картографический и другойиллюстративный материал большого формата даются в виде приложений, которыепомещаются в конце работы. Располагают приложение в порядке появления ссылок наних в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Приложение должноиметь заголовок, напечатанный вверху строчными буквами с первой прописнойсимметрично относительно страницы. Посередине строки над заголовком строчнымибуквами с первой прописной должно быть напечатано слово “Приложение” ипрописная буква, обозначающая приложение: “Приложение А”. Иллюстрациижелательно размещать так, чтобы их можно было рассматривать, не поворачиваяработу. Если же это необходимо, то иллюстрации следует ориентировать так, чтобыдля их рассмотрения надо было повернуть работу по часовой стрелке.
Курсовую работунеобходимо тщательно проверить во избежание стилистических и грамматическихошибок.
Материалы полностью оформленнойкурсовой работы следует располагать в следующей очередности: титульный лист,задание, реферат, содержание, введение, 1-й, 2-й и последующие разделы,заключение, список использованной литературы и приложения (картосхемы, графики,диаграммы и т.д., если они расположены не по тексту).
Обложка и титульный лист содержатслужебный штамп, название и вид работы, а также должность (ученое звание,степень), фамилию и инициалы руководителя, номер группы, фамилию и инициалыстудента-исполнителя, место выполнения работы ( см. приложение А и Б). Онидолжны быть оформлены четко и аккуратно черной тушью или фломастером,разноцветность надписей не допускается. При этом рекомендуется использоватьшрифты ГОСТ.
Работа на проверку должнабыть представлена в сброшюрованном виде и иметь твердую или другую обложку (безметаллических деталей).
В конце работы(заключение) проставляется дата представления ее на кафедру для проверки иличная подпись студента.

2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯКУРСОВОЙ РАБОТЫ
 
2.1 Этапы выполненияработы и ее защита
Прежде чем приступить кработе над темой, надо понять суть задания (темы), изучить и осмыслитьтребования и рекомендации кафедры. С этих позиций необходимо, в первую очередь,ознакомиться с материалом (содержанием) темы по учебнику и в полном объемеизучить рекомендации кафедры. Это позволит избежать многих ошибок, правильно икачественно выполнить работу.
Рекомендуется следующийпоэтапный порядок выполнения курсовой работы:
1-й этап — подборматериала и составление списка литературы, которую предполагается использоватьпри написании работы;
— разработка обоснованногои подробного плана работы с установлением примерного постраничного объемакаждого раздела. При этом надо помнить, что от его содержания будет зависетькачество работы;
— составление перечняиллюстративного материала (картосхем, схем, графиков, диаграмм и т.д.).
План работы, списоклитературы и перечень иллюстративного материала студент обязан в установленныйсрок представить на рассмотрение преподавателя.
2-й этап — изучениелитературных, статистических, картографических и других источников с одновременнымотбором нужного материала и его конспектированием. При этом необходимовыписывать фамилию и инициалы автора, место издания, название издательства игод выпуска, а также общее количество страниц литературы, откуда взят тот илииной материал. Для цитат обязательна ссылка на конкретные страницы;
— подбор данных исоставление черновых набросков иллюстративного материала (картосхем, диаграмм,графиков и т.д.). При этом также необходима фиксация источников, по которым ониразработаны (взяты целиком);
— уточнение(корректировка) плана работы в соответствии с особенностями темы и с учетомимеющихся материалов.
3-й этап — написаниеработы по срокам графика в черновом варианте в соответствии с планом;
дальнейшая обработкаиллюстративного материала.
4-й этап — написание кустановленному заданием сроку работы в чистовом виде в соответствии стребованиями к ее оформлению (редактирование, литературная обработка, проверкаграмматических ошибок);
— окончательноеоформление картосхем и других иллюстративных материалов, проверка их привязки ктексту работы.
5-й этап — представлениеработы на кафедру для проверки и рецензирования.
После выполнения курсовойработы студенты сдают ее на кафедру для регистрации и рецензирования вустановленные графиком сроки. Преподаватель (как правило, консультант) в своейрецензии анализирует курсовую работу, выявляет ее достоинства, недостатки,делает письменное заключение о том, допускается или не допускается работа кзащите.
Если работа не отвечаетуниверситетским требованиям, она возвращается студенту на полную или частичнуюпереработку в соответствии с замечаниями рецензента. После повторногопредставления на кафедру она снова рецензируется тем же преподавателем.
Допущенная к защитекурсовая работа должна быть защищена студентом в установленные графиком сроки.Во время защиты студенту необходимо за 10-15 минут раскрыть содержание темы иответить на замечания, отмеченные в рецензии. При этом выявляются знание карты,понимание существа изложенного материала, умение использовать и анализироватьстатистические и графические данные. Оценка (по двенадцатибалльной системе длястудентов дневного отделения и пятибалльной – для заочного) выставляется введомость и зачетную книжку. Студенты, не выполнившие работу или не защитившиеее, к экзамену по дисциплине “Размещение производительных сил” не допускаются. Лучшиекурсовые работы рекомендуются в качестве научных студенческих работ науниверситетскую или межвузовскую студенческие научные конференции.
2.2 Источники литературы
Важным этапом выполнения курсовойработы является ознакомление с литературой, которая рекомендована в целомпрограммой курса “Размещение производительных сил”, а также кафедрой в качествеобязательной.
Многие студенты забываютважнейшее требование — о необходимости глубокого изучения и использования вкурсовой работе материалов сессий Верховного Совета Украины, постановленийКабинета Министров, указов Президента, без чего работа не может быть признанаположительной.
Обязательным условием принаписании курсовой работы на любую тему является изучение таких разделов и главучебников по размещению производительных сил, как “Закономерности, принципы ифакторы размещения”, “Методологические основы науки”, “Основы экономического районирования”,“ Задачи науки на современном этапе”.
Использование учебников являетсяобязательным, так как они позволяют в целом выдержать стиль (канву) изложения материала.Но при этом следует помнить, что отдельные их положения устаревают, астатистический материал нуждается в обновлении.
Помимо учебников следуетизучить соответствующие теме учебные пособия, монографии, материалы научныхконференций, статьи и материалы, опубликованные в журналах и газетах.
Следует помнить, чтокачественное написание курсовой работы обеспечивается использованием(изучением) не одного источника, а нескольких, как рекомендованных, так ивыбранных самостоятельно.
Важным источникомполучения данных по разрабатываемой теме являются статистические ежегодники,справочники и сборники, использование которых обязательно при выполнении работы.Очень важно использовать в работе периодические издания — журналы и газеты.Здесь можно найти обильный и новейший социально-экономический, статистический иэкологический материал.
Необходимо использоватьтакже географические и специальные атласы, которые содержатэкономико-географические сведения.
С перечнем по избраннойтематике литературы можно ознакомиться на кафедре.
При работе с литературойследует учесть, что ее наличие по тематике в библиотеке университетаограничено. В должном объеме она имеется в городской библиотеке им. А.М.Горького, где вам помогут ее подобрать в библиографическом отделе. Необходимоиспользовать и другие библиотеки города, в первую очередь, Национальногопедагогического университета, Дома природы.
Студенты-заочники могутзаказать необходимую литературу из областной библиотеки по междугородномуабонементу в библиотеке своего города.
При работе слитературными источниками следует соблюдать следующие правила:
— необходимый материал изних должен конспектироваться своими словами. При дословном заимствовании текста(цитата) необходимо точно выписать фамилию и инициалы автора, названиеисточника, место издания и издательство, год;
— постановленияправительства по рассматриваемому вопросу следует прежде осмыслить какдирективу и с этой точки зрения использовать в дальнейшей работе;
— из статистическихежегодников и справочников следует заимствовать те показатели, которыехарактеризуют, например, специализацию народного хозяйства района, особенностиразмещения данного производства, масштаб выпуска продукции и другие данные,свидетельствующие об уровне развития и размещения отраслей народного хозяйства.
Для характеристикидинамики роста и современного уровня развития отраслей хозяйства рекомендуетсябрать данные за следующие годы: 1913, 1917, 1928, 1940, 1975, 1980, 1990, 1995,2000, 2005 и последний. Для сельского хозяйства важен еще 1965 год. Прирассмотрении перспектив развития — планируемые уровни в 2010, 2025 гг.
Эти базисные цифрыявляются основой для составления таблиц, графиков и диаграмм.
Не следует забыватьзаписывать источники (откуда они взяты), вести записи отдельно по разделамплана работы, что облегчит систематизацию изучаемого материала.
Не рекомендуется вместозаписей, для “сокращения времени” делать просто ссылки на страницы и источники,т.к. смысл нужного положения забудется, а при дальнейшей работе источник невсегда может оказаться под рукой. В результате из работы могут выпасть важныефакторы (положения, примеры).
2.3 Методика написаниятекстовой части
Текстовая часть включаетреферат, содержание, введение, основную часть (разделы темы) и заключение, атакже список литературы и приложения.
Реферат должен содержать:
— сведения о курсовойработе (количество страниц, таблиц, иллюстраций, приложений, источников);
— аннотация;
— перечень ключевых слов.
Аннотация реферата должендавать краткие сведения о работе, достаточные для освещения ее основногосодержания.
Ключевыми словаминазываются слова (существительные) или словосочетания (с существительными),выражающие отдельные понятия, существенные для раскрытия содержания текста.Даются они в именительном падеже, количество их не должно превышать 15 (см.приложение В).
Содержание должновключать введение, все наименования разделов и подразделов основной частиработы, заключение и перечень литературы.
По существу — это ее развернутыйплан.
Перед составлением такогоплана необходимо, исходя из заданной темы, уяснить, что нужно выделить ираскрыть в качестве главного вопроса. Исходя из этого, при составлении планаему надо уделить основное внимание, конкретизировать. Большая часть работыдолжна быть отведена этому разделу.
Следует избегатьвключения в план большого количества вопросов. В среднем рекомендуется брать,кроме основного, три-четыре вопроса, раскрывающих сущность основного раздела.Разделы могут иметь несколько подвопросов, подразделов (приложение Г ).
Введение, перспективы изаключение — обязательны.
Приведенные в пособиипланы работы являются типовыми образцами, в целом не учитывающими спецификукаждой темы отраслевого, районного и других направлений курсовой работы.Поэтому к составлению конкретного плана необходимо подходить творчески.
План должен отражать какгенеральную суть темы, так и особенности конкретной тематики по сравнению сдругой, отражая специфику постановки вопроса.
ВВЕДЕНИЕ. Вовведении обосновывается необходимость изучения данной темы, ее актуальность.Излагаются положения решений Верховного Совета и правительства о развитииданного региона, отрасли и т.д., если такие имеются. Следует также назватьукраинских ученых, занимающихся изучением данной проблемы в последние годы,после чего необходимо сделать логический переход к конкретно рассматриваемомувопросу (см. приложение Д). Исходя из темы,формулируется цель курсовой работы и ее задачи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ курсовойработы должна раскрывать на научной основе суть темы с использованиемстатистических данных по рассматриваемой тематике. Материалы следует изложитьконкретно и четко, обоснованно и в логической взаимосвязи. Недопустимо такоеположение, когда главное (основное) теряется в массе второстепенного материала.Текстовая часть работы должна быть подкреплена достаточным количествомграфического и иллюстративного материала (картосхемы, графики, диаграммы итаблицы).
Разделы и подразделы потексту должны быть выделены, а их наименования – соответствовать содержаниюработы. Без статистического материала и обоснования, а также при устаревшихданных работа не может считаться полноценной. Следует помнить, чтоиллюстративный материал является обязательным и неотъемлемым элементом курсовойработы, который должен быть обязательно привязан к тексту. Если он и дается вприложении, то в тексте необходима соответствующая ссылка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ содержитсконцентрированные выводы по работе, по ее основному вопросу (приложение Е).
Как введение, так изаключение не должны содержать иллюстративного материала (таблицы, графики ит.д.).
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ (фактическииспользованной) должен иметь указания об исходных данных каждой работы(источника): фамилия и инициалы автора, полное и точное наименование книги,место издания и издательство, год издания и общее количество страниц. Названиестатей из периодической печати следует давать с указанием автора, названияжурнала (газеты), номера и года издания, страницы — для журнала (сборника).
В перечне вначалеуказываются в определенной последовательности материалы сессий ВерховногоСовета Украины, постановления правительства. После этого записываются валфавитном порядке (авторов) другие использованные материалы и источники, азатем по его значимости следует справочный материал (приложение Ж).
ПРИЛОЖЕНИЕ. Выполняется втом случае, если работа содержит картографический или другой иллюстративный материалбольшого формата (см. раздел 1.3).

3. ГРУППИРОВКАКУРСОВЫХ РАБОТ ПО ТИПАМ И
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ К
ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ КАЖДОГОТИПА
Тематика курсовых работгруппируется следующим образом:
1) отраслевые темы;
2) районные(региональные) темы;
3) природно-ресурсные иприродоохранные темы;
4) народонаселенческиетемы.
3.1 Отраслевые темы
В свою очередь делятся натакие подгруппы:
а) отраслитопливно-энергетического комплекса;
б) отрасли производстваконструкционных материалов;
в) отраслимашиностроительного комплекса;
г) отрасли производстватоваров народного потребления;
д) отраслиагропромышленного комплекса;
е) отрасли транспортногокомплекса.
В их составе чаще всеговстречаются темы со следующими названиями: “Развитие и размещение одной изотраслей народного хозяйства Украины в целом, крупного экономического района,области или экономического подрайона — Донбасса, Приднепровья и т.п.(промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, сфераобслуживания или их подотрасли)”.
Курсовую работу поотраслевой тематике следует начинать с определения места и значения избраннойдля изучения отрасли в народном хозяйстве страны, района, выявить влияние наразвитие и размещение других отраслей и подчеркнуть ее районообразующийхарактер. Обязательно надо раскрыть особенности анализируемой отрасли:зависимость размещения от наличия сырьевых, топливно-энергетических и трудовыхресурсов и прочее. Указать, какие факторы и как повлияли на ее возникновение иформирование. Особое внимание нужно уделить развитию и размещению изучаемойотрасли, прежде всего послевоенный период, ее современное состояние и проблемы.Следующий раздел посвящается особенностям размещения отрасли и выделяемых в нейподотраслей. Например, при характеристике размещения машиностроительногокомплекса после анализа общей структуры дается анализ размещения транспортного,сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, электро- ирадиотехнической промышленности и других машиностроительных производств.Используя данные статистических справочников, необходимо на конкретных примерахпоказать особенности размещения и темпы развития рассматриваемой отрасли, ростаили сокращения выпуска продукции в Украине, районе, области и т.п. Основныеположения следует проиллюстрировать таблицами, диаграммами и графиками. Важнопроанализировать территориальные сдвиги в размещении отрасли за последние 15-20 лет.
В отдельный разделнередко выносится характеристика основных районов и важнейших центровразмещения предприятий отрасли, указываются сырьевые и топливно-энергетическиересурсы, на которых базируются эти предприятия. Например, при разработке темы “Развитиеи размещение черной металлургии Украины” необходимо раскрыть особенностиразмещения черной металлургии в Донбассе (с центрами в Макеевке, Енакиево,Алчевске, Донецке и др.), Приазовье (Мариуполь), Приднепровье (Запорожье,Днепропетровске, Днепродзержинске и Кривом Роге) с их сырьевыми итопливно-энергетическими базами, транспортными, водными и прочими условиями. Обязательноследует показать влияние отрасли на окружающую среду и пути улучшенияэкологической обстановки.
В заключительной части курсовойработы на основе глубокого изучения материала о современном размещении отраслинеобходим анализ направлений ее развития и размещения в будущем (литературныйили авторский прогноз). Причем в работе должно содержаться объяснение, почемуименно в данном направлении осуществляются структурные и территориальныепреобразования в отрасли.
План характеристики отрасли
Введение
1. Роль отрасли в системепроизводительных сил (положение среди других отраслей, характер и направление внутри-и межотраслевых связей, районообразующее влияние).
2. Теоретические основыразмещения отрасли.
2.1. Принципы и факторыразмещения.
2.2. Формы общественнойорганизации.
2.3. Экономическоеобоснование размещения отрасли или производства. Критерии эффективности производства.
3. Предпосылки развития итерриториальной организации отрасли.
3.1. Исторические (основныеэтапы и переломные моменты в связи с изменением общественных отношений илитехнологии производства).
3.2. Природные (сырьеваяи топливно-энергетическая база, влияние природных условий на размещениепроизводства).
3.3. Экономические(трудовые ресурсы, материально-техническая база).
4. Уровень развития иструктурные особенности отрасли.
5. Современная географияотрасли (сложную отрасль рассмотреть по подотраслям).
6. Воздействие отрасли наокружающую среду.
7. Проблемы развития иразмещения отрасли в условиях перехода к рыночным отношениям.
Заключение.

3.2 Районные (региональные) темы
Характеристика региона(крупного экономического района, области, экономического подрайона) — типаДонбасс или Приднепровье, промышленного узла, города, промышленного центра,административного района, отдельного промышленного, сельскохозяйственногопредприятия, транспортного узла.
В начале курсовой работыследует дать анализ экономико-географического положения рассматриваемогообъекта (т.е. положения его на экономической карте по отношению к соседнимобъектам); рассмотреть данные о размерах территории, численности населения иобеспеченности ресурсами, затем показать особенности народнохозяйственнойспециализации и значение региона в масштабе страны, экономического района,области и т.д. В следующем разделе необходимо дать хозяйственную оценку природныхусловий и ресурсов рассматриваемой территории (для города, промышленного узла,предприятия учитывается ближайшее его окружение). Объяснить, какое значениеимеют те или иные природные условия и факторы для развития хозяйства (например,влияние рельефа, климата, почв, водных ресурсов на специализацию и размещениесельского хозяйства региона).
В работе должнасодержаться оценка запасов основных полезных ископаемых, их качества(калорийность и марочный состав угля, процентное содержание металла в железнойруде и т.п.), условий залегания и в связи с этим возможный способ добычи(шахтный или открытый, карьерный), что определяет себестоимость продукциидобывающих предприятий. Следует показать, как используются природные ресурсы,какое влияние оказывают на зарождение и последующее формированиепромышленности, транспорта, народнохозяйственную специализацию региона в целом.Необходимо сказать о мерах по дальнейшему усилению охраны природы ирациональному использованию природных ресурсов.
Отдельный, весьма краткийраздел (для старопромышленных районов и городов он может быть более развернут)посвящается историко-экономическому обзору состояния и размещения хозяйства.
Следующий разделпосвящается размещению населения: характеризуются данные о его численности,динамике, плотности, национальном составе, размещении населения внутри района,области и т.п. Особое место уделяется анализу размещения городов и городскихагломераций, типам сельскохозяйственных пунктов, трудовым ресурсам (с анализомпрофессионального состава населения и проблемами их использования).
Основным вопросом работыпо районной тематике (которому уделяется не менее половины текста) являетсяанализ современного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта,социальной сферы. Вначале надо дать общую характеристику народного хозяйства(производственной структуры региона), указав на отрасли специализации (вмасштабе страны, крупного экономического района, области и т.п.). В этом жеразделе освещаются вопросы комплексного развития на основе взаимосвязипрофилирующих (ведущих) и обслуживающих звеньев народнохозяйственногокомплекса. Затем подробно характеризуется размещение отдельных отраслейматериального производства и непроизводственной сферы.
При анализе отдельныхотраслей промышленности следует в соответствии с закономерностями размещенияпроизводства показать, какие факторы влияют на развитие той или иной отрасли вданном регионе, объяснить, почему та или иная отрасль промышленности получаетздесь наибольшее развитие. При этом необходимо исходить из того, что само посебе наличие природных ресурсов не является решающим фактором размещенияпромышленности, даже добывающей.
Характеристику развития иразмещения хозяйства следует начать с анализа его структуры, затем выявить, вчем заключаются особенности специализации, показать размещение основныхотраслей сельскохозяйственного производства: растениеводства (зерновогохозяйства, кормовых, технических культур, овощеводства, садоводства и т.п.).Важен анализ взаимосвязи растениеводства с местными природными условиями(последнее оказывает наиболее ощутимое влияние на размещение сельского хозяйства).
В работе должнасодержаться экономическая оценка транспортных условий. Нужно показать значениеотдельных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, речного,морского, трубопроводного, воздушного) для развития хозяйства страны, экономическогорайона, области, промышленного узла, предприятия и выявить роль важнейшихтранспортных магистралей, проходящих через рассматриваемую территорию).
Необходимо назватьпромышленные узлы и центры, расположенные в пределах района, области, дать ихкраткую характеристику, показать республиканское, районное, межобластное илиобластное значение.
Особо нужно выделитьвопрос об экономических связях рассматриваемого региона с другими районами(промузлами, промцентрами и т.п.), показать, какая продукция (если есть данные,то и в каком количестве) куда вывозится, какую и откуда он получает.
В перспективах развитияосвещается общее направление в развитии производительных сил региона вближайшие годы. Здесь в наибольшей степени могут пригодиться местная пресса инепубликуемые первичные документы предприятий, городских, районных и областных плановыхорганов. Необходимо попытаться объяснить, почему те или иные отрасли хозяйства(учитывая природные и экономические условия) получают здесь преимущественноеразвитие. Следует назвать важнейшие новостройки и объяснить, почему онисооружаются (или планируются) именно в этом районе, городе, области и т.д.
Очень ценно, если студентсделает попытку составить собственную гипотезу развития и размещенияпроизводительных сил региона на перспективу, исходя из возможностей, укажет нацелесообразность проведения в регионе той или иной транспортной магистрали,изменении специализации сельскохозяйственной зоны, строительства новыхпредприятий промышленности, сферы обслуживания и т.п. Весь предшествующийанализ хозяйства в курсовой работе может логически навести на эти мысли. Нестоит опасаться, что предложения будут недостаточно аргументированы (такогорода аргументация может быть развита в последующих курсовых работах поспециальности). Важны собственные мысли, свидетельствующие о творческомпотенциале студента.
Такие попытки всяческиприветствуются и положительно оцениваются.
План характеристики района
Введение
1. Роль района втерриториальном разделении труда.
2. Экономические и природныепредпосылки развития района.
2.1.Экономико-географическаяоценка природных условий и природных ресурсов района. Экологические проблемы.
2.2.Население и трудовыересурсы.
2.3.История развитияхозяйственного комплекса района.
3.        Методыобоснования территориально-комплексного размещения в регионе.
5. Современный уровеньразвития и структура хозяйства района.
6. Географияпромышленности района (вначале следует охарактеризовать отрасли специализации).
6.1. Машиностроение.
6.2. Химическая.
6.3. Электроэнергетика.
6.4. Другие отраслихозяйства района (строительная индустрия, легкая и пищевая промышленность) ит.д.
7. Сельское хозяйстворайона.
8. Транспорт иэкономические связи.
9. Территориальнаяструктура хозяйства района.
10. Проблемы развития вусловиях перехода к рыночным отношениям.
Заключение.
3.3 Природно-ресурсныеи природоохранные темы
Их цель — дать подробныйанализ одной из составляющих производительных сил — природных ресурсов(полезных ископаемых, их групп или сочетаний, сырья для химической промышленности,а также гидроресурсов, почвенно-климатических, лесных ресурсов и т.п.) вмасштабе всей страны, экономической зоны или крупного экономического района.Особое место в такого рода работах отводится хозяйственной,инженерно-экономической (для промышленности) и агроэкономической (для сельскогохозяйства) оценкам различных видов природных ресурсов или их сочетаний каксырьевой базы индустриального развития и условий для сельскохозяйственного илитранспортного производства.
В первом разделе обычнодается общая характеристика природных условий (включая географическоеположение). Каждый из последующих разделов посвящен анализу одного из видовминерального сырья (с характеристикой отдельных месторождений) и егоэкономической оценки. В последнем разделе освещаются схема природно-ресурсногорайонирования, проблемы и перспективы рационального природопользования.
К данной группе темпримыкают также работы типа “Охрана природы и рациональное природопользование встране, экономическом районе или области”. Здесь анализируются природоохранныенаследия в области законодательств по охране природы, действующиеприродоохранные мероприятия и проблемы дальнейшего усиления их в светепоследних решений директивных органов. Обращается внимание на необходимостьохраны отдельных природных элементов: воздушного и водного бассейна, лесных,почвенных ресурсов. Неотъемлемыми требованиями рационального природопользованияявляются комплексный характер разработки природных ресурсов, необходимостьрекультивации земель, нарушенных горнодобывающей промышленностью. Следуетохарактеризовать заповедники как хранители эталонов природы.
В работах этого типаважно отметить значение экологических факторов и особенности природопользованияв размещении производительных сил того или иного региона. Особое вниманиеследует обратить на задачи усиления рационального природопользования втопливно-энергетическом, металлургическом, химико-лесном комплексах, наавтотранспорте — главных загрязнителях природной среды. Необходимо проиллюстрироватьприведенный материал конкретными цифровыми данными (они публикуются в сборникахместной периодической печати) и постараться нанести его на карты.
3.4 Народонаселенческие темы
Курсовые работы этого типапосвящены анализу размещения населения крупного экономического района, экономическогоподрайона (типа Донбасса) или области (как правило, той, где проживаетстудент-заочник).
После общей (краткой)экономико-географической характеристики рассматриваемого объекта во втором(основном) разделе последовательно характеризуются этапы заселения территории(с выявлением причин и факторов, его обусловивших); динамика численностинаселения (естественный прирост); национальный состав населения; состав его пополу и возрасту (половозрастная структура); размещение, миграционные потоки,плотность населения; городское и сельское население; наличие крупных городов иагломераций; типы сельского расселения. Особое внимание уделяется трудовымресурсам (с оценкой для перспективного развития хозяйства), профессиональномусоставу, исторически сложившимся хозяйственным навыкам населения — влесоэксплуатации, горном деле, отгонно-пастбищном животноводстве, кустарныхпромыслах, а также проблемам занятости, трудовой миграции и т.д.
Следует охарактеризовать культурныеучреждения, развитие образования, науки, привести данные об уровне сферыобслуживания региона и указать проблемы, связанные с развитием этих явлений.
Завершить работужелательно выделением различных частей территории по типам, плотности ихарактеру расселения (дать схему районирования расселения).

4. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯИ ОФОРМЛЕНИЯ
КАРТОСХЕМ (ГРАФИЧЕСКОГОМАТЕРИАЛА)
Как уже отмечалось вразделе 1, курсовая работа должна быть оформлена иллюстративно, т.е. помимотекстовой части, содержать картосхемы, схемы, графики и диаграммы. Этот материалявляется важной органической частью работы, наглядно отображающей ее основныеположения (географию размещения производства и ее закономерности, динамику развития,структуру промышленности и т.д.).
Иллюстративный материал вкурсовой работе несет различную нагрузку и информацию.
Общее требование к нему — наглядность, соответствие источника составления, аккуратность выполнения.
4.1 Основные положенияи требования
Картосхемы являютсяобязательной частью работы.
На них, прежде всего,должно быть отображено то, что сказано в тексте о размещении тех или иных отраслейнародного хозяйства или о природных ресурсах, географии населения и различных важнейшихотраслей рассматриваемого района.
Картосхемы завершаютэкономико-географический анализ размещения, данный в курсовой работе.Конкретное их содержание и нагрузка определяются темой работы.
СХЕМЫ должны раскрывать сутьструктуры отрасли (взаимосвязи), размещения сырьевой базы и отраслей промышленностив том или ином районе ( ТПК и промышленном узле) (см. приложение И ).
ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ вкурсовой работе имеют большое значение, т.к. содержат статические данные, характеризующиеразвитие отраслей народного хозяйства или отдельных районов страны. Ониявляются важнейшим средством отображения динамики роста.
Кроме того, их применениепозволяет разгрузить текстовую часть от излишне большого количества цифровых данных.В отдельных случаях они заменяют таблицы.
На одном листе можновыполнять несколько графиков (диаграмм), но при этом они не должны быть мелкимии терять наглядность.
Диаграммы позволяютотобразить структуру промышленности и сельского хозяйства. Это касается ипоказа места того или иного района в производстве видов продукции по стране.
Графики и диаграммы должныбыть выполнены не произвольно, а в определенном (избранном) масштабе, которыйуказывается. Они должны иметь ссылку на источники данного составления иполностью соответствовать им.
Прилагаемые картосхемы исхемы (графики и диаграммы) выполняются тушью (чернилам, пастой). Длянаглядности отдельные их элементы могут быть выделены другим цветом(растушовкой).
4.2 Общие методическиеуказания
Картосхемы должны бытьгеографически правильно составлены и оформлены (см. раздел 1, приложение З).
Картографические объектына картосхему должны наноситься в точном соответствии с их географическим положением.Искажение географических названий недопустимо. С этих точек зрения исполненнуюкартосхему следует сверить с картой географического атласа.
На картосхему должны бытьнанесены государственные границы Украины (по необходимости — границыэкономических районов и областей). Пограничные государства, как правило (заисключением генеральных схем), должны быть обозначены. Следует показать ибереговую линию с указанием морей. Надписи названий республик, краев, областей размещаютсяпо всей территории района в широтном направлении от западной к восточной границе.
Надписи названий соседнихс данным районом республик, краев, областей или пограничных государств,размещаются вдоль границ, с их внешней стороны сверху вниз.
Необходимо нанестистолицу нашего государства — г. Киев. Названия центров размещенияпромышленности, электростанций, населенных пунктов ставятся у точкисоответствующего пункта (объекта), слева или справа. Надпись должна бытьпоставлена так, чтобы было видно, к какому пункту (объекту) она относится.
Название бассейновполезных ископаемых ставится внутри ареала, если бассейн полезного ископаемого оконтурен,или рядом с условным знаком, если месторождение полезного ископаемого показанознаком.
Название рек располагаютвдоль по течению рек. Площади крупных водохранилищ, озер, морей и океанов следуетзаштриховать или слегка закрасить. Надписи соответствующих названий размещаютсяпо всей площади водоема.
Наименование городов ислужебные надписи на картосхему наносятся горизонтально, название рек и других линейныхобъектов — вдоль них, снизу вверх. При этом они не должны прикрывать друг друга,закрывать основное содержание картосхемы. С этой точки зрения в отдельных случаяхгорода целесообразно обозначить цифрами с соответствующей сноской в легенде.
Картосхемы по географиивнешнеэкономических связей выполняются на контурных картах мира и материков. Наних наносятся границы и столицы государств, с которыми Украина имеетэкономические связи (они соединяются линиями со столицей Украины — Киевом).
На территорию государств наносятсяосновные объекты, которые построены (строятся) с участием Украины, с указаниемцифрой общего их количества.
В отдельных случаяхцелесообразно нанести и объекты, строящиеся с участием других стран натерритории Украины.
Легенда — обязательныйэлемент картосхемы, в которой сосредоточены условные знаки, принятые вгеографической литературе, а также другой разъяснительный материал, шкалы итона размеренности, расшифровка цифровых обозначений на картосхеме и т.д.Легенда наносится внизу в пределах картосхемы, но так, чтобы она не закрывалаее общую картину ( приложение З).
На картосхемах экономическиеи природные явления принято изображать различными способами: значковым,точечным, ареалов, качественного фона (картограмм), картодиаграмм и т.д.
При составлении картосхемрекомендуется соблюдать следующую очередность:
— определить еесодержание (что она должна отражать);
— систематизироватьматериал, составить перечень объекта (явлений);
— выбрать способизображения.
Небрежно оформленныекартосхемы, тем более те, на которых не отображено размещение необходимыхэлементов, возвращаются для доработки.
СХЕМЫ, как правило, выполняютсяв размере стандартного листа, но во всех случаях не должны быть менее его половины.Контуры для районов копируются из карт, атласов, пособий.
Составляются они, какправило, в произвольном масштабе. Тем не менее взаимное расположение объектов насхеме должно быть выдержано.
Методика оформления схеманалогична оформлению картосхем. Применяются те же способы отображенияинформации.
ГРАФИКИ следует выполнятьв прямоугольных координатах, вертикально и в масштабе с указанием размерности поосям. Надписи при этом наносятся параллельно им. Перед составлением графиков следуетотобрать те явления, которые целесообразно отобразить при их помощи. Послеэтого составляются соответствующие промежуточные таблицы. При этом в качествебазисных берутся статистические данные за 1913, 1917, 1922, 1928, 1940, 1950, 1960(1965 г. — для сельского хозяйства), 1975, 1980, 1985, 1990, 1995, 2000, 2005 атакже перспективные до 2025 года.
ДИАГРАММЫ по своему видумогут быть столбиковыми и круговыми.
Методика их выполнения — аналогична,что и для графиков.
Столбиковая диаграммавыполняется в масштабе, избранном студентом. Цифровые данные можно поместитькак внутри столбиков, так и над ними. Год указывается под основанием.
Круговая диаграмма выполняетсяв произвольном размере. В ней роль масштаба играет величина сектора,отведенного для того или иного значения. Так как максимальная структурнаявеличина составляет 100 %, то значение 1 % составляет 3,6 центрального круга.Сектора можно раскрасить. Внутри секторов проставляются соответствующиецифровые значения.
Диаграммы для наглядностимогут быть заштрихованы или раскрашены.

5. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ
ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВЫХРАБОТ
Типичными ошибкамиявляются:
1. Значительная частьстудентов не перерабатывает литературный материал, не излагает сути вопросасвоими словами, а механически переписывает целые страницы из книг без ссылки наисточники, из которых заимствован материал.
2. Во многих работахстуденты отводят 10-12 страниц историческим справкам. Их следует писать внеобходимых случаях, излагать их не более чем на 2-3 страницы текста.
3. Многие студенческиеработы отличаются безграмотным и небрежным выполнением иллюстраций — картосхем,диаграмм, графиков, таблиц. При выполнении графической части работы необходимособлюдать установленные требования (в методическом кабинете кафедры есть стенд“Как выполнить курсовую работу” с образцом оформления иллюстративногоматериала).
4. Студенты в рядеслучаев небрежно оформляют курсовую работу, преподавателю бывает трудноразобрать их почерк. Некоторые студенты не нумеруют страницы, не выделяютзаголовков разделов, не делают абзацев, не перечитывают текст; представляютработы с перепутанными страницами, с грамматическими ошибками. Особенно многоошибок допускается в оформлении списка использованной литературы (примеры егооформления имеются в научной и учебной литературе), а также при переводе сукраинского языка на русский.
5. Студенты нередкоиспользуют очень незначительное число литературных источников – 3-4наименования, надо же не менее 10, отдавая предпочтение новейшим.
6. Очень часто в курсовыхработах студенты не делают сносок на использованную литературу, откуда быливзяты цифровые материалы для текстового и графического материала, а также накартографические источники, использованные при составлении картосхем.
Ошибок в курсовой работебудет тем меньше, чем внимательнее студент ознакомится со стендом “Как писатькурсовую работу” и не пожалеет времени на получение консультации у своегоруководителя.

6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Тематика курсовых работдля специальностей, изучающих дисциплину “Размещение производительных сил Украины”.
1. Особенности современногополитико-географического положения Украины.
2.Современная концепция размещенияпроизводительных сил Украины.
3.Предпосылки, условия ифакторы размещения производительных сил.
4. Принцип комплексностив размещении производства.
5.Влияние конъюнктурымирового рынка на развитие и размещение производительных сил страны.
6.Взаимосвязьвалютно-кредитной системы и развития производительных сил страны.
7. Размещение производительныхсил в системе рыночной экономики.
8.Проблемы размещенияпроизводительных сил Украины в современный период.
9. Роль современныхмежпредметных методов в развитии теории размещения производительных сил.
10.Природные предпосылкиразмещения производительных сил.
11. Статистическиепоказатели развития, структуры, размещения хозяйства.
12. Население и трудовыересурсы Украины.
13. Современные проблемыдемографических процессов в Украине.
14. Демографическиепредпосылки размещения производительных сил.
15. Взаимосвязь территориальнойорганизации производительных сил и расселения населения.
16. Региональные особенностивоспроизводства населения Украины.
17. Современное расселениеУкраины и его особенности.
18. Город в системетерриториальной организации хозяйства.
19. Закономерностиразмещения городского населения и городов Украины.
20. Морехозяйственыйкомплекс и развитие приморских поселений.
21. Особенности сельскогорасселения Украины.
22. Особенностиразмещения городского населения Донбасса.
23. Особенностиразмещения городского населения Приднепровья.
24. Проблемы размещения ииспользования трудовых ресурсов Украины.
25. Трудовые ресурсы иситуация занятости в Украине.
26. Трудоресурсныйпотенциал Украины и эффективность его использования.
27. Трудовые ресурсы ирынки труда.
28. Население и трудоресурсныйпотенциал региона (на примере Донбасса ).
29.Трудовые ресурсыУкраины и региональные проблемы их рационального использования
30. Природно-ресурсныйпотенциал Украины и его регионов.
31. Природно-ресурсныйпотенциал Донбасса.
32. Природно-ресурсныйпотенциал Луганской области.
33. Минерально-сырьевыересурсы — база развития тяжелой промышленности Украины (Донбасса,Приднепровья).
34.Территориальныеособенности обеспеченности Украины природными ресурсами.
35. Экономическая оценкаприродных условий и природных ресурсов Украины.
36. Экологический фактор вразмещении производительных сил.
37. Экологическиепроблемы Украины и ее регионов.
38. Экологическиепроблемы Донбасса.
39. Экологическиепроблемы Луганской области.
40. Эколого-экономическийкомплекс Украины.
41. Водохозяйственныйкомплекс Украины.
42. Региональныеэкологические проблемы и пути их решения.
43. Геоэкологическаяситуация в Украине и ее пространственный анализ.
44. Рациональноеприродопользование.
45. Рекреационноехозяйство Украины.
46.Курортно — туристическийкомплекс Украины.
47.Рынок туристическихуслуг и его территориальная организация. 48.Рекреационный комплексПричерноморского экономического района.
49. Рекреационныйкомплекс Карпатского экономического района.
50 Особенностиформирования и структура народнохозяйственного комплекса Украины.
51. Природные иэкономические предпосылки развития промышленности Украины.
52. Структурные итерриториальные особенности промышленности Украины.
53. ПромышленностьУкраины в системе производительных сил.
54. Формы территориальнойорганизации промышленности.
55.Размещение отраслейпроизводственной инфраструктуры: проблемы и перспективы развития.
56.Топливно-энергетическийкомплекс Украины и проблемы его совершенствования.
57.Топливно-энергетический комплекс в системе производительных сил.
58.Топливно-энергетический комплекс Донбасса и проблемы его развития.
59.Топливно-энергетический комплекс Луганской области.
60. Особенностиразмещения и проблемы развития топливной промышленности Украины.
61. Особенностиразмещения и проблемы использования топливно-энергетических ресурсов Украины.
62. Особенностиразмещения и проблемы развития угольной промышленности Украины.
63.Проблемы реструктуризацииугольной промышленности Донбасса.
64. Нефтегазоваяпромышленность Украины: проблемы развития и размещения.
65.Влияниеэлектроэнергетики на структуру и размещение хозяйстваПриднепровскогоэкономического района.
66. Особенностиразмещения и проблемы развития электроэнергетики Украины.
67. Особенностиразмещения и проблемы развития тепловой энергетики Украины.
68. ГидроэнергетикаУкраины: современное состояние и проблемы развития.
69. Днепровский каскадГЭС, его народнохозяйственное значение.
70. Атомная энергетикаУкраины: современное состояние и проблемы развития.
71. Минерально-сырьеваябаза металлургической промышленности Украины.
72. Металлургическийкомплекс Украины.
73. Территориальнаяорганизация черной металлургии Украины.
74.Сравнительнаяхарактеристика Днепровского и Донецкого металлургических районов.
75.Цветная металлургияУкраины: современное состояние, проблемы и перспективы развития.
76. Особенности развитияи размещения машиностроения Украины.
77. Территориальнаяорганизация машиностроения Украины.
78. Особенностиразмещения транспортного и сельскохозяйственного машиностроения Украины.
79. Машиностроение внароднохозяйственном комплексе центральных и западных областей Украины: современноесостояние, проблемы и перспективы развития.
80. Машиностроение внароднохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья: современное состояние,проблемы и перспективы развития.
81. Минерально — сырьеваябаза химической промышленности Украины.
82. Особенности размещенияи проблемы развития химической промышленности Украины.
83.Минерально-сырьеваябаза и территориальная организация химической промышленности Украины.
84. Влияние химическойпромышленности на структуру и размещение хозяйства Карпатского экономическогорайона.
85. Лесопромышленныйкомплекс Украины.
86. Особенностиразмещения и проблемы развития промышленности стройматериалов Украины.
87. Комплекс попроизводству товаров народного потребления: современное состояние, проблемы иперспективы развития.
88. Территориальнаяорганизация предприятий легкой промышленности Украины.
89. Особенностиразмещения и проблемы развития пищевой промышленности Украины.
90. Агропромышленныйкомплекс Украины: состояние, проблемы развития.
91. Территориальныепроблемы агропромышленной интеграции в современных условиях.
92. Теоретические основыформирования агропромышленных комплексов.
93. Природные исоциально-экономические предпосылки развития и размещения фермерского хозяйствав Украине.
94. Земельные угодьяУкраины: региональные особенности использования.
95. Структура земельныхугодий и особенности размещения земледелия Украины.
96. Особенностиразмещения и специализация сельского хозяйства Украины.
97. Территориальнаяорганизация сельского хозяйства Украины.
98. Территориальнаяорганизация зернопромышленного комплекса Украины.
99. Территориальнаяорганизация свеклосахарного комплекса Украины.
100. Территориальнаяорганизация овощепромышленного комплекса Украины.
101. Особенностиразмещения и проблемы развития посевов технических культур и комплекса перерабатывающихпредприятий.
102. Особенностиразмещения и проблемы развития животноводства в Украине.
103. Территориальнаяорганизация мясо-молочного комплекса Украины.
104. Сельскохозяйственнаяспециализация природно-экономических зон Украины.
105.Агропромышленныйкомплекс и охрана окружающей среды.
106.Агропромышленныйкомплекс … экономического района: современное состояние, проблемы и перспективыразвития.
107.Агропромышленныйкомплекс Западной экономической зоны: современное состояние, проблемы иперспективы развития.
108.Транспортная системаУкраины: особенности территориальной организации.
109. Особенноститерриториальной организации железнодорожного транспорта Украины.
110. Размещение морскоготранспорта Украины.
111. Роль транспортногокомплекса Причерноморского района в формировании хозяйства и хозяйственныхсвязей района.
112.Особенностиразмещения и проблемы развития водного транспорта Украины.
113. Географиятрубопроводного транспорта Украины.
114. Сравнительнаяхарактеристика транспорта двух экономических районов Украины ( по выборустудента).
115.Транспортный комплексВосточной экономической зоны: проблемы и перспективы развития.
116.Территориально-производственныекомплексы как одна из форм эффективного размещения производства.
117.Территориально-производственные комплексы Украины.
118 Портово-промышленныекомплексы — форма территориальной организации производства в прибрежной зоне.
119. Портово-промышленныекомплексы Украины.
120. Районная планировкав системе производительных сил.
121. Современнаяконцепция энергопроизводственных циклов.
122. Свободнаяэкономическая зона — как форма территориальной организации производительныхсил.
123.Предприятие — первичное звено в структуре народнохозяйственного комплекса.
124.Место и рольпредприятия в производственном комплексе района.
125. Экономическоерайонирование Украины.
126.Основные направления региональнойэкономической политики в Украине и механизм ее реализации.
127.Роль и значениеприродно – минеральных ресурсов региона в формировании и развитии разных форм собственности.
128. Трудовые ресурсырегиона: балансовая оценка и пути эффективного использования на этапе переходак рыночным отношениям.
129.Оценка природно — рекреационных ресурсов региона и их влияние на развитие и хозяйственнуюдеятельность туристическо – курортных предприятий.
130.Особеннотиформирования и хозяйствования агропромышленных комплексов региона.
131.Формирование инаправления развития инвестиционно – строительных комплексов региона в условияхрыночной экономики.
132.Оценка обеспеченностинаселения региона объектами социально –культурного назначения и определенииуровня социально – культурного развития региона.
133.Особенности экономическогосотрудничества приграничных районов Украины.
134.Комплексность экономическогоразвития регионов: сущность, методы оценки, показатели.
135.Пути повышенияэффективности экономики региона и определение ее показателей.
136.Система комплексногоанализа, диагностики и прогнозирования социально – экономического развития региона.
137.Методы и формы организациирыночной инфраструктуры региона.
138.Формирование иразвитее рынка труда региона в переходном периоде.
139.Экономиескаясамостоятельность регионов: сущность, направления и пути реализации.
140.Технологическиепарки( технополисы), как современная форма организации экономики региона.
141. Формы организациитерриториально – производственных комплексов.
142.Роль рыночнойинфраструктуры в формировании и развитии предпринимательства в регионе.
143.Зарубежные концепциирегионального развития и их актуальность для экономики регионов Украины.
144. Программырегионального развития: опыт разработок и их использования в Украине.
145. Формытерриториального разделения труда и их влияние на экономику региона.
146.Особенноститерриториально-отраслевой структуры Донецкого экономического района.
147. Особенности территориально-отраслевойструктуры Приднепровского экономического района.
148.Особенноститерриториально-отраслевой структуры Причерноморского экономического района.
149. Особенноститерриториально-отраслевой структуры Столичного экономического района.
150. Особенноститерриториально-отраслевой структуры Полесского экономического района.
151. Особенноститерриториально-отраслевой структуры Подольского экономического района.
152. Особенноститерриториально-отраслевой структуры Карпатского экономического района.
153. Комплекс отраслейтяжелой промышленности Донецкого экономического района.
154. Комплекс отраслейтяжелой промышленности Приднепровского экономического района.
155. Особенноститерриториально-отраслевой структуры области (Луганской и др.)
156. Анализ межрайонныхсвязей города, области.
157. Анализпроизводственных связей предприятия.
158. Особенности развитияи функционирования хозяйственного комплекса г. Луганска.
159. Украина вмеждународном разделении труда.
160. Внешнеэкономическиесвязи Украины со странами СНГ.
161. Внешнеэкономическиесвязи Украины со странами дальнего зарубежная.
162. Перспективыэкономического сотрудничества стран Черноморского экономического союза.

Приложение А
Образец титульного листа работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Кафедра экономикипредприятия
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Размещение производительных сил»
на тему:«АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ»
Студент гр ЕК-151______________________СергеевВ.Н. (подпись)
Руководитель_______________________доц.ИвановП.С.
 (подпись)Луганск 2006

Приложение А
Образец титульного листаработы
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имениВладимира Даля
Кафедраэкономики предприятия
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине «Размещение производительных сил»
Тема:«АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС УКРАИНЫ»
Студент………………………………………….…………………….
 (фамилия, инициалы)  (подпись)
Группа ……………………… Вариант ………………
Руководитель работы ……………………………………………..
  (должность, фамилия, инициалы)
200 г.
======================================================
Защищена с оценкой …………………………
Комиссия:
…….…………………………………………………………
 (должность, фамилия, инициалы)  (подпись)
…….…………………………………………………………
 (должность, фамилия, инициалы)  (подпись)
…….…………………………………………………………
 (должность, фамилия, инициалы)  (подпись)
Дата ………………………………

Приложение Б
Образец обложечного листаработы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Кафедра экономикипредприятия
В.Н. СЕРГЕЕВ
(инициалы, фамилиястудента — исполнителя)
КУРСОВАЯРАБОТА
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙКОМПЛЕКС
УКРАИНЫЛуганск 2006

Приложение В
Пример составления реферата
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30страниц, 5 таблиц, 3 рисунка, 2 картосхемы, 15 использованных источников.
В курсовой работерассмотрена структура АПК Украины, показано его значение в национальном комплексе.Дан анализ факторов формирования продовольственного АПК. Подчеркнуто, чтоосновой АПК является сельское хозяйство, приоритеты которого в настоящее времяизменены. Дана характеристика специализированных растениеводческих иживотноводческих АПК, а также перерабатывающих и обеспечивающих отраслей иинфраструктуры. Уделено внимание проблемам развития в условиях переходногопериода.
Агропромышленный комплекс(АПК), агропромышленная зона, сельское хозяйство, растениеводство,животноводство, пищевая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение,производство минеральных удобрений, микробиологическая промышленность,заготовка, хранение, агроклиматические ресурсы, почвенные ресурсы.
 

Приложение Г
Пример оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Значение и структурные особенности АПК
2. Предпосылки развития АПК
2.1. Агроклиматические ресурсы
2.2.Земельный фонд
2.3.Исторические предпосылки развития
2.4.Трудовые ресурсы и население района
3. Современный уровень развития и структурные особенности АПК
4. Размещение отраслей растениеводства
4.1. Зерновые культуры
4.2. Технические культуры
4.3. Садоводство и виноградарство
4.4. Другие отрасли
5. Размещение отраслей животноводства
5.1. Крупный рогатый скот
5.2. Свиноводство
5.3. Другие отрасли
6. Специализированные АПК
7. Комплекс обеспечивающих отраслей ( сельскохозяйственноемашиностроение, производство минеральных удобрений )
8. Комплекс перерабатывающих отраслей
9. Заготовка, хранение, торговля
10.Проблемы развития АПК в период перехода к рыночным отношениям
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Приложение Д
Образец написания введения
ВВЕДЕНИЕ
(актуальность, цель,задачи курсовой работы)
Агропромышленный комплекс- это совокупность взаимосвязанных отраслей народного хозяйства по производству,переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также связанных с нимиобслуживающих производств. Важность АПК определяется тем, что он обеспечиваетпотребности населения в продуктах питания, некоторых медицинских препаратах, атакже отдельных отраслей и сырьем.
Благодаря агропромышленнойинтеграции достигается возможность эффективного использования агропромышленногопотенциала территории, повышения эффективности производства. В то же времяагропромышленная интеграция создает условия для улучшениясоциально-экономической ситуации в сельской местности, влияет на расселение исоздание благоприятных условий для жизни людей.
Кризисная ситуация вэкономике Украины в 90-е годы сказалась и на состоянии агропромышленногокомплекса страны в целом и ее регионов. Современное состояние АПКхарактеризуется наличием широкого спектра проблем, препятствующих егодинамичному и прогрессивному развитию. Это спад производства в АПК, уменьшениепотребления отечественных продовольственных товаров, изношенность и разрушениеего потенциала, снижение плодородия почв, уменьшение содержания в них гумуса иснижение урожайности, дефицит материально -технических и энергетическихресурсов.
Опыт стран с развитойрыночной экономикой показывает, что эффективное использование новых разработокв сфере агротехники, биотехнологии, агроэкологии, рационализация аграрногоприродопользования привели к значительному уменьшению природо-, фондо-, иэнергоемкости агропродовольственной продукции, повышению ееконкурентоспособности. И этот опыт необходимо использовать в качествеприоритетных направлений развития национального агропромышленного комплекса.
Правительством Украиныразработаны и осуществляются мероприятия по улучшению состояния комплекса.Общегосударственная стратегия развития АПК должна быть направлена наобеспечение национальных интересов и балансов между отечественнымипроизводителями и импортом, между внутренним потреблением и экспортом. АПКявляется гарантом обеспечения продовольственной безопасности страны, апродуктивность его отраслей непосредственно влияет на решение социально-экономических задач. Это и определило важность и актуальность рассматриваемойтемы.
Цель курсовой работы — рассмотрениеАПК Украины.
Задачи курсовой работы –изучение места и роли АПК в национальном комплексе страны, анализ современныхтенденций его развития и структурных особенностей, поиск путей решения проблемразвития АПК на современном этапе.

Приложение Е
Образец написания заключенияработы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(выводы)
АПК Украины являетсяважнейшим элементом его хозяйственной структуры. Для его успешногофункционирования в стране имеются необходимые предпосылки. Это благоприятныепочвенные и климатические ресурсы, накопленные основные фонды, значительныетрудовые ресурсы с их производственным опытом, высокий уровеньсельскохозяйственной освоенности территории. Так, сельскохозяйственные угодьясоставляют 69% территории Украины, а в отдельных регионах этот показательдостигает 80%.
АПК Украины достигвысокого уровня развития. В нем занято около 1/3 работников народногохозяйства, приходится около 30% основных производственных фондов и формируется1/3 национального дохода. Однако по своей структуре он не соответствует АПКразвитых стран. В структуре АПК Украины преобладает растениеводство, тогда какдля развитых стран характерен более высокий удельный вес животноводства.
Наиболее важными являютсяспециализированные АПК: зернопродуктовый, свеклосахарный, маслобойно-жировой,льнопромышленный, виноградно-винодельческий, мясо — и молочнопромышленный. Привысоком уровне развития зернового хозяйства недостаточно высок удельный весдругих ценных зерновых, кроме пшеницы, а также овощеводства, садоводства.
 Завершающим звеном АПКвыступает комплекс перерабатывающих отраслей — пищевая и легкая. Слабо развитав Украине сеть предприятий, доводящих продукцию до потребителя — холодильников,складских помещений, поэтому данное звено должно получить приоритетноеразвитие.
Критический анализситуации, сложившейся в аграрном секторе экономики в 90-е годы, дополняетсянегативным влиянием различных факторов воспроизводственного процесса. Поэтомунаряду с принятием кардинальных государственных организационно-экономическихмер по выходу из кризисного состояния сельского хозяйства наиболее важнымявляется обоснование путей преодоления технического кризиса в сельскомхозяйстве, прежде всего обновление машинно-тракторного парка и развитиематериально-ресурсного потенциала.
Также для болеестабильного и эффективного развития АПК необходимо решение ряда проблем — проведение земельной реформы, внесение изменений в систему ценообразования,проведение особой финансово-кредитной и налоговой политики, реорганизациясистемы заготовок и закупок, разработка программы продовольственногообеспечения и т.д.
Их решение позволит АПК Украинызанять более достойное место в хозяйстве страны и обеспечить еепродовольственную безопасность.

Приложение Ж
Образец оформления спискалитературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Закон України « Про зерно та ринокзерна в Україні» від 04 липня 2002//Урядовий кур’єр.-2002, липень
2. Закон України «Про стимулювання розвиткувітчизняного машинобудування для агропромислового комплексу» від о7 лютого 2002р//Урядовий кур’єр.-2002. — № 3023, лютий.
3. Закон України „Про молоко та молочніпродукти”//Урядовий кур’єр. – 2004. — №154, від 17 серпня.
4.Агропромислове виробництво України (1990-1997) — К.:ІАЕ УААН, 1997-436 с.
5.Балабанов И. Продовольственный ринокУкраины. // Украинский географический журнал.- 1998 — № 4.- с. 8-11.
6.Билык Ю. Новая аграрная политика — основа преодоления кризисов в АПК. //Экономика Украины. — 1998 — № 8. — с. 20-24.
7.Борщевський П.П. Підвищення ефективності розвитку ірозміщення харчової промисловості.- К.: Наукова думка, 1994.- 160 с.
8.Варченко О. До питання державного і ринковогорегулювання продовольчої безпеки// Економіка України. – 2004. — №7. – с. 53.
9. Географія агропромислових комплексів / За ред. М.Д.Пістуна.- К.: Либідь, 1997. — 325 с.
10.Гостюк М. Нові біотехнології у виробництвісільськогосподарської продукції//Економіка України. – 2004. — №3. – с. 79.
11. Дем’яненко С. До питання про стратегію розвитку аграрної політикиУкраїни//Економіка України. – 2004. — №8. – с. 72.
12.Регіональні агропромислові комплекси України / Заред. П.П. Борщевського.- К.: Наукова думка, 1996. — 276 с.
13.Саблук П.Г. Стабільні економічні умови як факторпослідового підвищення ефективності сільськогосподарськоговиробництва//Економіка АПК. – 2003. — №1. – с.12.
14.Скидан П. Продовольча безпека як пріоритетрегіональної аграрної політики//Економіка України. – 2004. — №3. – с.53.
15.Сучасна аграрна політика України: проблемистановлення / За ред. П.Г. Саблука. — К.: Либідь, 1996.- 663 с.
16.Хвесик М.А.Розміщення продуктивних сил тарегіональна економіка.-К.: Кондор,2005.-344 с.
16.Чернюк Л.Г.Розміщення продуктивних сил України.-К.:ЦУЛ,2002.-470 с.
17. Шебанін В. Проблемитехнічного переоснащення сільського господарства в Україні//Економіка України.– 2002. — №12. – с.68.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.