Реферат по предмету "Педагогика"


Методики формирования и контроля знаний у учащихся начальных классов в обучении предмету "Физическая культура"

Содержание
Введение
Глава 1. Проблема формирования и контролязнаний по предмету «физическая культура» у младших школьников
1.1 Учебный предмет «физическаякультура» — источник получения школьниками знаний по физической культуре
1.2 Формирование и контроль знаний младшихшкольников на уроках физической культуры
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование уровнязнаний у младших школьников 10-11 лет
2.1 Исследование уровня физическойподготовленности
школьников 10-11 лет
2.2 Разработка системы занятий с применениемподвижных игр и рекомендации
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
 
Актуальностьисследования предопределяется необходимостью формирования и контроля знаний уучащихся начальных классов по предмету «Физическая культура» на современномэтапе.
Реализациязадач физического образования не возможна в полной мере без полученияшкольниками специальных знаний по предмету «Физическая культура».
Всоответствии с социально-экономическими особенностями современного общества,его дальнейшим развитием, исходя из сущности общего среднего образования,основной задачей физического воспитания в школе является, содействиеформированию всесторонне развитой личности, используя физические упражнения.
Достижениевысоких результатов для решения этой задачи возможно при овладении школьникамиосновами знаний по физической культуре. При этом, наряду с решениемтрадиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений инавыков, укрепления здоровья следует вести работу по воспитанию ценностныхориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни,формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиямфизическими упражнениями, формирование гуманизма, радости и опыта общения,развитие волевых и нравственных качеств [36].
Расширениедиапазона педагогического воздействия на школьника, более широкое использованиеформ и методов обучения становятся первоочередными задачами физической культуры.Авторы современных концепций физической культуры все чаще говорят обобразовании по предмету «Физическая культура» [16, 14].
Изменения,происходящие сегодня в системе образования, дают возможность педагогу находитьсвой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимостиот конкретных условий
Цель:изучитьметодики формирования и контроля знаний у учащихся начальных классов в обучениипредмету «физическая культура».
Объект: процесс формированиязнаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Предмет: методика формированиязнаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Методологическойосновойисследования являются: концепция П.Ф. Лесгафта физического образования каксоставной части разностороннего развития детей, положения о единствеумственного, нравственного и физического развития человека и ведущей ролиучебной деятельности в этом процессе Л.С. Выготского; cовокупностьтеоретических положений о современных принципах физического воспитания.
Вкачестве гипотезы допустимо предположить, что использование методики,предусматривающей регулярное проведение двух теоретико-методических уроковфизической культуры в четверть, непосредственно связанных с практическимматериалом и повседневной жизнью, использование системы творческих домашнихзаданий, активное включение учащихся в процесс приобретения знаний(систематическое привлечение к показу упражнений, воспроизведение материала,пройденного на уроке, показ домашних заданий и т. д.) повысит образовательнуюфункцию урока, а также, опосредовано повлияет на частоту самостоятельныхзанятий физическими упражнениями, посещение спортивных секций, уровеньфизической подготовленности.
Задачи:
1)Изучить современные позиции, сопредельные с проблемой формирования знаний,выявить отношение учителей 1 физической культуры к целесообразностиформирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
2)Проанализировать раздел программы физического воспитания учащихся I-XI классов 2006-2007гг. «Теоретические сведения» и определить структуру и содержание теоретическихсведений для учащихся начальных классов.
3)Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формированиязнаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.
Практическаязначимостьработы состоит в том, что данные материалы могут быть использованы на урокахфизической культуры у учащихся начальных классов
Глава 1. Проблемаформирования и контроля знаний по предмету «Физическая культура» у младшихшкольников1.1 Учебный предмет«физическая культура» — источник получения школьниками знаний пофизической культуре
Исследуяпроблему содержания учебного предмета «физическая культура» в школе, естьнеобходимость различать понятия «образование по физической культуре»и учебный предмет «физическая культура». По его мнению, источникомобразования школьников по физической культуре является учебный предмет«физическая культура». В связи с этим определены принципы и критерииотбора его содержания.
Исследованиепроблемы содержания учебного предмета «физическая культура» в школепоказало, что она еще далека от разработанности. Чаще всего авторы, изучающиеэту проблему [12, 36], смешивают понятия «образование по физическойкультуре в школе» (его еще называют «физическое образование вшколе» или «физкультурное образование школьников») и учебныйпредмет «физическая культура». Если понятие «образование пофизической культуре» и соответственно его содержание во многом ужераскрыты, то этого нельзя сказать о понятии «учебный предмет»физическая культура" и его содержании. Если быть кратким, тосущность образования по физической культуре в школе заключается в формированиифизической культуры личности школьника. Это говорит об обусловленности личностикультурой, в данном случае физической культурой. Иными словами, наличие,сформированность у индивида физической культуры и будет характеризовать понятие«физическая культура личности». Это продукт развития физическойкультуры в индивиде. При этом структуру физической культуры личности необходиморассматривать в системе структуры личности как родовом понятии. К настоящемувремени наиболее научно обоснованную структуру личности предложил известныйученый В.С. Леднев [32, С. 113]. Он выделяет три компонента структуры личности:опыт личности, функциональные механизмы психики, свойства личности. В связи стем что физическая культура личности — это вид культуры личности, то указанныекомпоненты структуры личности развиваются у индивида и в процессе освоения имфизической культуры. И в этом смысле можно говорить об опыте личности в сферефизической культуры, о развитии механизмов психики средствами физическойкультуры, о формировании типологических свойств личности в процессе освоения физическойкультуры. По существу, в развитии указанных компонентов физической культурыличности и будет заключаться сущность образования по физической культуре вшколе. Для этого используется весь педагогический арсенал средств, методов,методик.
Ночто выступает источником образования по физической культуре?
Какизвестно, источник любого вида образования — это культура. Но, говоря осодержании школьного образования, необходимо найти более определенныеисточники, формирующие его содержание, которые бы определяли факторы отбораматериала, принципы конструирования и построения его в соответствующуюструктуру. Такими источниками являются наука, производство материальных идуховных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формыобщественного сознания, виды деятельности человека. Комплектование содержанияобразовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетомконкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с нимисодержание социального опыта подвергается педагогической обработке. Оноотбирается с позиций его ценности и необходимости для обеспечения активногоучастия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психическихсвойств и качеств личности школьника. Весь этот отобранный и переработанный материалвключается в содержание того или иного учебного материала. Таким образом,учебные предметы — основной источник получения учащимися общего образования.Поскольку источником любого вида образования является прежде всего наука, то исодержание учебного предмета включает совокупность фундаментальных понятий,законов, теорий и обусловливающих их базовых факторов. При этом следуетотличать учебный предмет от соответствующей науки. По мнению М.И. Махмутова [37,с 78], отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит в объемезнаний, в совокупности соответствующих навыков и умений, необходимых как длядальнейшего обучения, так и для обеспечения жизнедеятельности в обществе.Отличие имеется и в логике изложения знаний. Под логикой учебного предмета понимаютсяпоследова тельность содержания предмета, порядок его изучения в предусмотренныхпрограммой связях его элементов и частей [32, с 45]. Вместе с тем необходиморазличать и логику учебного процесса, которая характеризует последовательностьразвертывания деятельности обучения, то есть организации учителем усвоениясодержания учебного предмета.
Говоряоб учебном предмете «физическая культура», преподаваемом в школе,необходимо определить предмет изучения этой дисциплины.
Внастоящее время накоплен богатейший социальный опыт в сфере физическойкультуры, раскрыта ее роль, функции в обществе, значимость этого вида культурыдля человека. Конечно, физическую культуру как вид деятельности человекасвязывают прежде всего с изменением, совершенствованием биологической природычеловека. Поэтому в большей мере вскрывались медико-биологические ипедагогические аспекты знаний в этой области, связанные с их прикладностью,развитием физических способностей, формированием двигательных умений и навыковчеловека. Но в дальнейшем в сфере физической культуры начинается осмыслениепсихологических, социологических, философских, культуроведческих аспектовзнаний. Все это увеличило объем знаний и представлений о физической культуре.Поэтому предмет изучения физической культуры как учебной дисциплины — изучениефизической культуры как социального явления, ее средств, способов и форм и ихвоздействие на телесное и духовное в человеке.
Важноезначение при определении содержания учебного предмета «физическаякультура» имеет его отбор. Изучение данной проблемы показало, чтосуществуют определенные факторы, влияющие на отбор и формирование содержанияпредмета «физическая культура». В качестве таковых можно выделитьпотребности общества в физкультурно образованных людях. Это — залог здоровьяобщества. К факторам, влияющим на отбор и формирование содержания предмета«физическая культура», можно отнести также реальные возможностипроцесса обучения в условиях школы и возможности самих детей школьноговозраста.
Приэтом не только общество предъявляет требования к образованию по физическойкультуре, но и граждане имеют право на выбор. Поэтому в практике физическойкультуры имеются такие понятия, как образовательные услуги по физическойкультуре, дополнительное образование по физической культуре, дифференцированноеобучение и др.
Важнымусловием отбора содержания учебного предмета является выделение общихпринципов, выступающих в качестве инструментария определения конкретногонаполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Однозначногоответа о принципах, лежащих в основе построения учебного предмета впедагогической науке, не существует. Ученые [20, 41] формируют целый ряд такихпринципов. Анализ исследований этих авторов показывает, что они не проводятчеткого разделения между принципами отбора содержания образования и принципамиотбора содержания учебного предмета. А такое разделение должно быть, ибо«содержание образования» более широкое понятие, нежели понятие«учебный предмет». Учебный предмет, являясь источником полученияобразования, определяет объем знаний соответствующей науки, исходя из вида иуровня образования. Это говорит о том, что должны быть и соответствующиепринципы отбора содержания учебного предмета. К принципам отбора содержанияучебного предмета «физическая культура» можно отнести следующие:
1.Принцип соответствия учебного материала базовым, фундаментальным основам наукио физической культуре. Этот принцип — основополагающий при отборе содержанияучебного материала по предмету «физическая культура».
2.Принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре иучебного предмета «физическая культура». Данный принцип говорит отом, что содержание учебного предмета «физическая культура»определяется фундаментальными знаниями и социальным опытом, накопленным в сференауки о физической культуре. Вместе с тем необходимо различать логику учебногопредмета «физическая культура» и логику науки о физической культуре.Выше было показано различие между ними.
3.Принцип структурного единства содержания учебного предмета «физическаякультура» с учетом личностного развития и становления школьника. Этотпринцип предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармониюразвиваемых компонентов структуры физической культуры личности школьника.
4.Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формированиии конструировании содержания учебного материала по предмету «физическаякультура». Реализация этого принципа предполагает представленностьосновных видов человеческой деятельности в учебном предмете «физическаякультура».
Всоответствии с указанными принципами можно определить критерии отборасодержания учебного предмета «физическая культура». Основанием длявыделения таких критериев служит общедидак тическая система критериев отбора,разработанная известными специалистами в области теории обучения (Ю.К.Бабанским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым и др.). Применительнок учебному предмету «физическая культура» в качестве критериев отбораего содержания можно выделить следующие:
1.Критерий высокой научной и практической значимости содержания учебногоматериала по предмету «физическая культура».
2.Критерий соответствия сложности содержания учебного материала реальнымвозможностям учащихся данного возраста. Этот критерий особенно актуален дляучебного предмета «физическая культура», ибо изучение физическихупражнений, способов развития двигательных способностей связано с воздействиемна анатомо-физиологическое и морфофункциональное развитие учащихся.
3.Критерий соответствия объема содержания учебного материала по физическойкультуре лимиту времени, отпущенного на изучение этого предмета.
4.Критерий соответствия содержания учебного материала имеющейся материальной иучебно-методической базе современной школы.
Несомненно,выделение предмета изучения «физической культуры» как учебнойдисциплины, а также выявленные принципы и критерии отбора ее содержанияпозволят более успешно решать задачи образования по физической культуре вшколе.1.2 Формирование иконтроль знаний младших школьников на уроках физической культуры
В2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используетсякомплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [35].
Основныесодержательные линии программы физического воспитания реализуется в двухнаправления – развитие двигательных умений и навыков, развитие исовершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрированиепосредством применения метода «сопряженного упражнения».
Вначальной школе средства и методы реализации данной программы должны обеспечитьобщеразвивающую направленность, в 5-8 классах необходимо применять подходыформирования физической культуры личности посредством освоения программыфизического воспитания учащихся 1-11 классов с общеприкладной испортивно-рекреационной направленностью, в 9 классе необходимо обратитьвнимание на новые подходы к освоению содержания физического образования, сучетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепленияздоровья и формирования здорового стиля жизни. В 10-11 классах преподаваниепредмета «Физическая культура» базируется на профессионально-прикладной иоздоровительно-корригирующей направленности, социализации школьников, созданиеусловий для самореализации личности. К программе физического воспитаниянеобходимо разработать элективные курсы в системе предпрофильной и профильнойподготовки.
Направленностьучебных занятий на всех ступенях обучения по физической культурехарактеризуется:
формированиемоснов знаний о физкультурной деятельности;
чередованиемупражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие исовершенствование кондиционных способностей учащихся;
расширениемкоммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;
гибкимвведением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видовдвигательной деятельности;
овладениемшкольниками умениями использовать различные системы и виды физическихупражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющихоздоровительную и кондиционную направленности;
расширениемадаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методовиндивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки»,«сопряженного» упражнения);
решениемоздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания(физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);
отведениемосновного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;
развитиеминдивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательнойдеятельности;
контролем,направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической идвигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.
Заслуживаетвнимания значимость самоконтроля в двигательной деятельности. Это проявляется втом, что при формировании самоконтроля, а на его основе самооценки, тем самымповышается успешность учеников в двигательных действиях, так как известно, что,чем выше квалификация спортсмена, тем в большей степени он контролирует своидействия. В то же время, работая над формированием самооценки двигательногодействия, школьники воспитываются как истинные субъекты деятельности.
В.И.Лях и Г.Б. Мейксон [35, с 14] констатируют, что формирование знаний на урокефизической культуры зачастую сводится к механической передаче готовойинформации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и уроксводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитиюфизических качеств. Передача теоретической информации не способствуетформированию познавательного интереса у младших школьников как направленностиличности на овладение всей совокупностью знаний [35].
Какподчеркивают Г.Б. Мейксон и В.Н. Шаулин [43, с. 112], необходимость «расширятьфизкультурно-массовую работу и улучшать ее организацию по месту учебы» являетсяодной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значениездесь имеет формирование стремления к физическому самосовершенствованию.Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средствафизической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокойработоспособности, навыков самостоятельных занятий.
Реализациязадачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а такжесамостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно обеспечиватьсяс помощью вооружения их специальными знаниями [38]. При этом умения наравне сознаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителяпересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивнойфункции урока [19].
Притрадиционном способе проведения уроков в школе его методическое оснащениеостается практически невостребованным и, следовательно, не осознаннымучениками. Внимание учащихся целиком поглощено овладением двигательнымидействиями.
Еслитакое положение дел в течение длительного периода могло удовлетворить школу, тона современном этапе решение задач физического воспитания школьников требуетпостоянного обращения внимания на то, какие задачи решаются с помощью того илииного приема. Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этогонеобходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознаниюнаправленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делатьобобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически (В.И.Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Капылов, 1998 г.).
Помнению В.К. Бальсевича [6, с. 56], знание своего организма, его возможностей,принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыковпозволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими,физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннеговозраста [32].
Этопредполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания исодержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет онеобходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний,накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физическойкультуре, психологии физического воспитания и спорта, теории управления, вестественных науках.
Вданном случае возникает необходимость создания целенаправленной системыформирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К.Завьялов [25, с 17], сформированная у ребенка система знаний способствуетрешению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями;увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу длясамостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки дляосвоения программ по другим предметам.
Запоследние годы многие учителя стали повышать роль образовательной функцииуроков физической культуры. Главная тенденция, выраженная в проектеГосударственного образовательного стандарта по физической культуре в школе,состоит в повышении требований к теоретическому содержанию предмета«Физическая культура». При чисто абстрактном подходе эта тенденцияедва ли у кого из специалистов физического воспитания в школе вызвалавозражения. У ученых тем более она получила поддержку. Но это лишь в идеальныхусловиях.
Вреальности, когда на (физическую культуру отводится лишь два урока в неделю,освоить намеченный в проекте объем теоретических сведений просто невозможно. Аесли возможно, то, как правило, в ущерб целесообразной двигательной активностиучащихся [45].
Какизвестно, урок физической культуры имеет свою объективную логику, своизакономерности. По мнению Л.П. Матвеева [39], нецелесообразно, в частности,вводить произвольные интервалы между физическими упражнениями. Если, например,выполнена разминка во вводно-подготовительной части урока, которая обеспечиваетоптимальную готовность к основным упражнениям, то нельзя после нее проводитьдлительную беседу на какую-либо тему: учащиеся не будут настроены на такойразговор и, кроме того, будет упущено время положительного последействияразминки, и ее придется повторить, чтобы оптимально подготовить учащихся кпоследующим упражнениям. Не менее жестко ограничены интервалы междуупражнениями в основной части занятия. Интервалы здесь нормируются всоответствии с закономерностями чередования физической нагрузки и отдыха, чтобыобеспечить направленное воздействие на определенные функциональные иморфофункциональные свойства занимающихся. [39]. В данном случае возникаетнеобходимость корректировки программы физического воспитания учащихся I-XIклассов и создания высокоэффективной методики формирования знаний.
Обобщенныйопыт специалистов в области физической культуры, исследовавших проблемуформирования знаний у учащихся на уроках физической культуры, доказываетважность дальнейших исследований в этом направлении и т.д. [6,39].
Оцелесообразности и необходимости осознанного отношения занимающихся к своему здоровью,физическому состоянию начал говорить еще П.Ф. Лесгафт [33]. Принципы на которыхдолжен строится процесс физического воспитания и в частности процессформирования знаний в настоящее время, сформулированы создателями современнойтеории физической культуры НИ. Пономаревым, Л.П. Матвеевым, В.И. Столяровым идр. О значении формирования знаний по физической культуре у учащихся существуетзначительное количество публикаций (В.К. Бальсевич, Л.К. Завьялов, ВиленскийМ.Я.и др.).
Этойпроблеме посвящены главы учебников. Опубликованы статьи в журналах«Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт»,«Теория и практика физической культуры». Занимаясь даннымнаправлением, на протяжении нескольких лет, обобщив большой материалтеоретической и методической литературы, опыт учителей физической культуры, мысчитаем, что проведена, большая работа, в частности, Е.Н. Литвиновым, В.К.Бальсевичем [6], В И. Ляхом [36], и др., по созданию доступного учащимсяматериала, необходимого для преподавания его в школе, обоснованию необходимостиформирования знаний в процессе физического воспитания уже у младших школьников.
Вто же время М.Д. Рипа, В.П. Богусловский [46] и др. считают, чтоцеленаправленно формировать знания нужно лишь с пятого класса.
Существуютразные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводитьработу по формированию знаний за счет дополнительного времени (факультативы,дополнительные уроки физической культуры), что не соответствует, нормативнымдокументам, а самое главное, выходит за рамки программы. Мы не согласны, чтонеобходимо вводить дополнительный теоретический урок по предмету «Физическаякультура». Это, скорее всего, приведет к еще большему утомлению детей. Еслиувеличивать количество часов в учебном плане на предмет, то урок не должен бытьтеоретическим а практическим, что сегодня, к сожалению, невозможно из-за рядапричин (недостаток учителей, низкий уровень материальной базы школы, превышениетребований СЭС по учебной нагрузке в младшем школьном возрасте).
Всвязи с рассмотренными подходами, проблемой в нашем исследовании являетсяобъективно существующее противоречие между реалиями учебно-педагогическогопроцесса по физической культуре в начальной школе и требованиями,предъявляемыми Государственным образовательным стандартом к знаниям учащихся.То есть существует потребность в формировании знаний у учащихся начальныхклассов, но нет системы средств и методов удовлетворения данной потребности.Суть проблемы в том, что современные программы физического воспитания иГосударственный образовательный стандарт предъявляют высокие требования куровню знаний учащихся. Однако, в существующих условиях, данным объемом знанийучащиеся овладеть не смогут. Это обусловлено недостаточной материальной базойшколы, отсутствием методических рекомендаций по формированию знаний у учащихсяначальных классов, плохой информационной обеспеченностью учителей физическойкультуры. Существующее противоречие не способствует повышению эффективностифизического воспитания учащихся начальных классов.
Выводы поглаве 1
Итак, исследование проблемысодержания учебного предмета «физическая культура» в школе показало,что она еще далека от разработанности
В 2008-2009учебном году на всех ступенях общего образования используется комплекснаяпрограмма физического воспитания учащихся 1-11 классов
Основныесодержательные линии программы физического воспитания реализуется в двухнаправления – развитие двигательных умений и навыков, развитие исовершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрированиепосредством применения метода «сопряженного упражнения».
Формированиезнаний на уроке физической культуры зачастую сводится к механической передачеготовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется,и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитиюфизических качеств. Передача теоретической информации не способствуетформированию познавательного интереса у младших школьников как направленностиличности на овладение всей совокупностью знаний
Существуютразные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводитьработу по формированию знаний за счет дополнительного времени (факультативы,дополнительные уроки физической культуры), что не соответствует, нормативнымдокументам, а самое главное, выходит за рамки программы
В связи срассмотренными подходами, проблемой в нашем исследовании является объективносуществующее противоречие между реалиями учебно-педагогического процесса пофизической культуре в начальной школе и требованиями, предъявляемымиГосударственным образовательным стандартом к знаниям учащихся.
/>Глава 2. Экспериментальное исследованиеуровня знаний у младших школьников 10-11 лет/>/>/>2.1Исследование уровня физической подготовленности />/>/>школьников 10-11 лет
В настоящеевремя проведены глубокие исследования различных сторон подготовленностивысококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий с детьми10-11 лет (4 класс) нельзя опираться только на литературные данные, необходимопроводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготовленностишкольников, занимающихся спортом в различных секциях и клубах.
Поэтомупоставлены задачи:
1. Определитьуровень физической подготовленности младших школьников;
2.Разработать методику развития физических качеств младших школьников иопределить ее эффективность.
С целью определенияуровня получения физических знаний проводилось тестирование физических качествшкольников.
Для контроляуровня физической подготовленности школьников 10-11 лет был составлен комплексинформативных, надежных тестов, отражающих степень развития основныхдвигательных качеств. Нами были выбраны тесты, характеризующие общую испециальную двигательную подготовленность:
1.  Сгибаниеи разгибание рук в упоре лежа (отжимание);
2.  Прыжокв длину с места на гимнастический мат;
3.  Удержаниетела в висе на перекладине;
4.  Наклонвперед из положения сидя;
5.  Бегна 1000 метров.
Описаниетеста
Сгибание иразгибание рук в упоре лежа (отжимание). Для проведения тестирования необходимооборудование: секундомер, коврик или гимнастический мат.
Техникавыполнения упражнения. Исходное положение: упор лежа, голова, туловище и ногисоставляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, ненарушая прямой линии тела, а разгибание — до полного выпрямления рук, присохранении прямой линии -голова — туловище — ноги. Дается одна попытка.
Оценка:фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнениятеста в произвольном тесте.
Прыжок вдлину с места. Для проведения тестирования необходимо оборудование: коврик илигимнастический мат с нескользкой поверхностью, рулетка, мел.
Техника выполненияупражнения. Прыжок в длину с места выполняется одновременным отталкиванием двумяногами. Перед отталкиванием нельзя сдвигать одну или обе ноги с места, выполнятьподскок на месте.
Исходноеположение перед отталкиванием — полуприсед, туловище слегка наклонено вперед(80 градусов), подошвы ног прижаты к полу, руки отведены назад. Выполняется махруками вперед-вверх и вдогонку отталкиванием двумя ногами одновременно.Приземляться на обе ступни тоже одновременно, слегка выбрасывая голени вперед.Если ученик прыгает из положения — туловище наклонено вперед менее 80 градусов(50-45 градусов и меньше) — ноги в исходном положении выпрямляются в коленныхсуставах и разгибание в них почти не влияет на мощность отталкивания. Еслиподошвы ног испытуемого не прижаты к полу (стоит на носках), из работывыключаются голеностопный сустав и пальцы ног, что так же снижает результатпрыжка.
Методикапроведения теста. Прыжок в длину с места проводится поточно. Каждому ученикудается три попытки подряд. Лучший результат заносится в протокол.
Оценка:засчитывается лучшая попытка. Результат измеряется в сантиметрах. Еслииспытуемый прыгнул, например, на 1м 56см, то его результат— 156см.
Удержаниетела в висе на перекладине. Для проведения тестирования необходимо оборудование:перекладина диаметром 2,5 см, установленная на такой высоте, что испытуемыйможет повиснуть на ней без прыжка; секундомер, гимнастический мат подперекладиной, стул.
Техникавыполнения упражнения. Подтягивание выполняется из виса хватом сверху навысокой перекладине. Руки раздвинуты на ширину плеч. Подбородок поднимаетсявыше перекладины.
Методикапроведения теста. Для проведения теста желательно иметь несколькоприспособлений для подтягивания. Например, навесные перекладины, которые можнонавесить на гимнастическую стенку. В этом случае тест выполняют сразу несколькоучеников. При этом девочки подсчитывают количество подтягиваний у мальчиков инаоборот, что позволяет сократить время проведения этого теста.
Испытуемыйвстает под перекладиной и берется хватом сверху. Чтобы испытуемые невысокогороста смогли удобно закрепиться на перекладине, могут использоваться стул илиподставка. Секундомер включается, когда при разгибании рук и опускании туловищаглаза испытуемого окажутся ниже уровня перекладины. После каждого испытуемогоочищайте перекладину. Испытуемый может пользоваться тальком для ладоней.
Оценка:фиксируется временем удержания школьника на перекладине (в сек). Например, еслиравно 1 мин 6 сек, то оценка – 66 сек.
Наклон впередиз положения сидя на полу. Выявляет состояние мышечной системы туловища, ног; связочногоаппарата, позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов.
Техникавыполнения упражнения. На полу нарисовать прямую линию. Можно использоватьразметку в зале, например, волейбольной площадки.
Учениксадится перпендикулярно к линии так, чтобы пятки ног были на линии. Расстояниемежду пятками не более 20-30см, носки вертикально, руки положены между коленямиладонями вниз. Партнеры прижимают колени выполняющего упражнение на полу, недавая возможности их сгибать. Надо выполнить три медленных наклона вперед сцелью дотянуться пальцами до мерной линейки (рулетки, линии), положенной междупятками перпендикулярно основной линии. На четвертом наклоне фиксируется цифра,которой коснулись кончики пальцев. Зада: наклониться как можно дальше вперед.Упражнение выполняется без обуви.
Методикапроведения теста. Ученики всего класса (или половина класса) садятся на полперед общей линией так, как описано выше. Учитель проходит вдоль сидящихучеников с линейкой, рулеткой и т.п. и прикладывает ее отметкой 0 между пяткамикаждого ученика перпендикулярно линии, называя результат ученику сразу же.Пройдя всех, записывает результаты в протокол. Для записи можно привлекатьосвобожденных учащихся.
Оценка:фиксируется результат наклона в см. Результат может быть отрицательным, еслиученик не дотянулся до линии.
Бег на 1000 м.Выявляетсостояние сердечнососудистой, нервно-мышечной, дыхательной системы;опорно-двигательного аппарата.
Дляпроведения тестирования необходимо оборудование: чистый нескользкий пол;секундомер; ограничительные указатели.
Техникавыполнения упражнения. Бег проводится на стадионе, школьной спортплощадке илилюбой ровной местности. Время засекания с точностью до одной секунды.Школьникам младшего возраста (7-10 лет) следует ограничить скорость бега,особенно в начале дистанции. Перед забегом следует рассказать о правилах бегапо дистанции, о правилах обгона, о «мертвой точке». Образный, убедительныйрассказ об этом помогает значительно снизить страх у школьников, особенно техиз них, кто подвержен состоянию «стартовая лихорадка».
Дляэксперимента была сформирована группа младших школьников 10-11 лет, состоящаяиз 12 человек.
Тестированиепроводилось в спортивном зале, в одних и тех же условиях, после стандартнойразминки (по длительности, подбору упражнений, последовательности ихвыполнения), схема выполнения теста не менялась, в ходе тестированиясоздавалась соревновательная обстановка.
Таблица 1
Таблицавозрастных оценочных нормативов для школьников 10-11 лет
/>                                          Возраст
Тест Мальчики Девочки 10-11 10-11 Прыжки (см) 152 142 Вис (сек) 18 15 Наклон вперед (см) 23 26 Бег 1000 м (сек) 200 210
Оценка результатавычисляется по формулам:
1. Отжиманиев упоре лежа О = (Р — НВП): НВП
2. Прыжки вдлину с места П = (Р — НВП): НВП
3. Вис наперекладине В = (Р — НВП): НВП
4. Наклонтуловища вперед Н = (Р — НВП): НВП
5. Бег 1000 м Б = (Р — НВП): НВП
где Р — результат в соответствующих тестах;
НВП — нормативиз таблицы, соответствующий данному тесту возрасту и полу.
Общий уровеньфизической кондиции по каждому тесту.
/>
Общаяхарактеристика двигательной подготовленности школьников представлена в таблицах2-5 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1-2).
Дляутверждения о том, что в процессе организации системы занятий улучшился уровеньфизических знаний учащихся, следует убедиться в статистической достоверностиразличий между М1и М2 по методу Стьюдента.
Сначаларассчитаем среднюю арифметическую по формуле:
М= åХ/ n, где
М – среднееарифметическое
Х – значениеотдельного измерения (варианты)
n – общеечисло измерений
Для этогорассчитаем среднеквадратичное отклонение d по формуле:
/>

d= Ö å (Х-М) 2 / (n-1)
Далеерассчитаем среднюю оценку среднего арифметического (m) по формуле: m= d / Ö n
Затемпроизводит оценку достоверности различий по t — критерию Стьюдента по формуле:
/>t = (М 1 — М 2) / Ö m 12+ m 2 2
Полученныезначение оцениваем по таблице Стьюдента. В спортивно-педагогическихисследованиях гипотеза считается доказанной при 95% уровне надежности, т.е.если Р (вероятность) меньше 0,05.
Анализрезультатов тестирования основных и специальных физических качествсвидетельствует о недостаточной степени физической подготовленности развитияшкольников.
Тестированиепозволило оценить средние значения и вариативность показателей уровнясформированности физических качеств мальчиков изучаемого возраста.
Разработкановых методик физического воспитания младших школьников должна начинаться сизучения особенностей их физического развития, функционального состояния идвигательной подготовленности.
Итак,результаты педагогического тестирования выявили недостаточный уровеньфизической подготовленности детей. Следовательно, как видно из таблиц, школьники вконце учебного года показали значительную динамику в физическом развитии, ониулучшили свои физические качества. />/>/>2.2Разработка системы занятий с применением подвижных игр ирекомендации
I.Методика применения подвижных игр
Для успешногои эффективного использования игр в системе учебного занятия, необходимо знать иучитывать обще-методические аспекты организации и проведение подвижных игр.
Воспитательное,образовательное и оздоровительное влияние подвижных игр на занимающихся зависитот руководства ею. Поэтому руководителю необходимо спланировать роль и местоконкретной подвижной игры в конкретном занятии. Изучив методическиерекомендации “Спортивные и подвижные игры” И.Ю. Портных, “Детские подвижныеигры” А.Б. Кенеман, “Развивающие игры” М.И. Логиновой, программу “Физическоевоспитание учащихся 1-11 классов” Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и др.
Были выделенряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования игры:

/>
Как правило,подбор игр проводится по системе их трудности для занимающихся ссистематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижныхиграх, навыков и умений. При подборе игры необходимо учитывать:
педагогическиезадачи, поставленные на данном занятии;
учетположительного переноса двигательного навыка;
физиологическиеособенности занимающихся;
психологическиеособенности различного пола;
подготовленностьгруппы;
количественныйсостав занимающихся;
местопроведения занятия (зал, естественные условия среды).
Особоезначение уделяется подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.
Инвентарьдолжен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он долженсоответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотретьзаранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлятьинвентарь только после объяснения игры.
Приобъяснении игры придерживаюсь
Названиеигры;
Размерыигровой площадки;
Роль играющихи их расположение (размещение играющих и место руководителя для меня особоактуально. Объяснять игру необходимо в таком положении, чтобы участники виделии слышали руководителя);
Ход игры;
Цель;
Правила игры.
Выполнениеобязанности водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих.Поэтому, желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше игроков.
Выделяюводящих разными способами:
поназначению;
по жребию(путем расчета, метания и др.);
по считалке;
по расчету;
по выборуиграющих;
порезультатам предыдущих игр.
Распределениена команды проводится также разными способами:
по усмотрениюруководителя;
путемрасчета;
путемперестроения;
по назначениюкапитанов;
по сговору;
использованиепостоянных команд.
Игрунеобходимо начинать организованно и своевременно, по условному сигналу.Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детейточность и быстроту двигательной реакции на различные приказания.
Необходимосодействовать в процессе игры развитию творческой инициативы играющих и,конечно же, учитывать настроения учащихся. Руководитель должен учитыватьнаиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание, спрыгивание и т.д.) и бытьготовым к подстраховке.
Для успешногопроведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности исоблюдения санитарно-гигиенических норм:
Чистый исухой пол.
Хорошееосвещение снарядов в одной части зала.
Наличиеспортивной формы и обуви.
Наличиенеиспорченного спортивного инвентаря.
Каждая игратребует объективного, беспристрастного судейства.
Игра теряетсвою ценность, если не соблюдаются правила. От судьи зависит правильноеподведение итогов. Правильное и корректное судейство в подвижных играхспособствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам, чтоособо важно для всех спортивных игр.
В подвижныхиграх трудно учесть возможности каждого участника, а также его физическоесостояние в данное время. Приступая к проведению игры, необходимо учитыватьхарактер предшествующей деятельности и настроения занимающихся. Если играпроводится после больших физических нагрузок и умственных усилий, надопредложить малоподвижную игру. Кроме того необходимо чередовать во времязанятий интенсивные игры с малоподвижными.
Необходимопомнить о возрастных особенностях занимающихся и состояния здоровья.Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и составазанимающихся. Важное значение имеет своевременность окончания игры. Необходимоопределить момент окончания игры. Как только появятся первые признакиутомления, игру следует заканчивать. Игру можно прекратить через определенноевремя, заранее установленное перед игрой, однако окончание игры не должно бытьнеожиданным для играющих. По окончанию игры руководитель должен объявить еерезультаты. Важно уделить внимание разбору игры, указав на ошибки в техническихприемах и тактике. Отметить участников наиболее хорошо справившихся с заданием.
Итак, можносделать вывод; прочность и богатство игрового опыта являются важным элементомдвигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изученииспортивных игр.
Далее намиможет быть предложен ПРОЕКТ ПО ПОСТРОЕНИЮ ПРОГРАММ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Предлагаемыйкурс существенно отличается от действующих программ по физической культуре вначальной школе. Отличается прежде всего тем, что являет собой попыткуорганизовать обучение на уроках физической культуры в начальных классах,опираясь на передовую психолого-педагогическую теорию, а именно, концепциюразвивающего обучения. Специфика развития науки о физической культурепредопределила приоритет биологического фактора как методологической основыфизического воспитания на всех ступенях системы образования. Место ведущегозвена физического образования — психолого-педагогической теории обучениядвигательным действиям — заняли данные накопленного опыта, обобщенного ипредставленного в виде подробных методических положений. Данный фактпредопределил существующие трудности развития новых подходов в преподавании инизкий, даже в сравнении с другими дисциплинами, научный уровень применяемых науроках физической культуры педагогических технологий. На практике, как правило,учитель физической культуры действует, исходя из своего опыта и имеющихсяусловий.
Цельнастоящего проекта — дать научное обоснование преподаванию физической культурыв начальной школе.
Описаниесодержания курса. Прежде чем перейти к описанию содержания курса, целесообразнопредварительно определить некоторые исходные понятия, выступающие далее каксредства описания учебной деятельности учащихся. Это следует сделать еще ипотому, что в существующей литературе относительно этих понятий можно встретитьразличные подходы и противоречащие друг другу формулировки.
«Двигательнаядеятельность» определяется нами как явление культуры, выступающее объектомизучения учащихся на уроках физического воспитания.
«Двигательноедействие» — единица двигательной деятельности; последовательностьдвижений, подчиненная цели.
«Движение»- двигательный акт, не имеющий самостоятельной цели, но в цепи подобныхдвигательных актов составляющий целенаправленное двигательное действие.Движение призвано, исходя из условий, решать обусловленную целью двигательногодействия задачу.
«Двигательноеумение» — освоенный субъектом способ выполнения двигательного действия.
«Двигательныйнавык» — автоматизированное двигательное действие, сформированное путемупражнений.
Анализсуществующих программ курса «Физическая культура» для начальной школыпозволяет сделать как минимум следующие заключения:
— содержаниепрограмм определено эмпирическим путем, исходя из накопленного опыта ивозможностей детей;
— курсфизической культуры для начальной школы фактически дублирует подобные курсы длядошкольных учебных учреждений, средней и старшей школы — те же разделы, схожиезадачи, отличие лишь в уровне сложности упражнений и осваиваемых двигательныхдействий;
— содержаниеизвестных программ не позволяет реализовать принципы, взятые нами за основупредлагаемого курса физической культуры для начальной школы.
Из этогоследует, что содержание нового курса должно существенно отличаться от имеющихсяи необходим соответствующий логико-предметный анализ учебного материала.Реализация принципа формирования теоретических знаний и теоретического мышлениятребует выделения в учебном материале некоторых исходных отношений, понятий,самостоятельно освоив которые ребенок смог бы сразу решать группу родственныхзадач. Материал предмета «Физическая культура» позволяет выделитьтакие группы элементарных родственных двигательных действий. Это прежде всегопростейшие виды прыжков, метаний, лазанья, бег, ходьба и т.п. Освоив некоторыйобщий механизм выполнения двигательных действий одной родственной группы,который и выступает в качестве исходного отношения, ребенок смог бы затемуспешно его трансформировать в различных ситуациях. Переход от одного семействадвигательных действий к другому и должен стать центральной линией построениявсего курса физической культуры для начальной школы. В итоге ребенок долженосвоить существенные механизмы выполнения основных элементарных двигательныхдействий и способы их реализации в двигательной деятельности, т.е.самостоятельно формировать двигательные умения.
Поскольку напротяжении всего курса ребенок будет переходить от одного семействадвигательных действий к другому, организация учебной работы каждый раз будетпредусматривать протекание схожих процессов обеспечивающих формированиетеоретических знаний и теоретического мышления. Таким образом, содержание курсаможно условно представить в форме цепи, состоящей из одинаковых звеньев. Далеецелесообразно рассмотреть принципиальную схему учебных взаимодействий и стоящихза ними процессов в рамках одного такого звена.
I этап. 1.Постановка задачи. Учащиеся вводятся в игровую ситуацию, основу которой составляетсюжет известной сказки (например, «Маугли»). Герою сказки необходимовыполнить какое-либо двигательное действие: выпрыгнуть как можно выше иухватиться за ветку дерева, чтобы избежать опасности. Дети должны помочь герою,а для этого найти лучший способ выполнения двигательного действия, описать егои научить героя.
2.Начальный анализ двигательного действия. Дети разбиваются по парам и приступают канализу двигательного действия в целом. На этом этапе задача анализа — выделениедвижений, составляющих двигательное действие. Необходимо выделить три такихдвижений: «Что требуется сделать в начале, что сделать в середине, что вконце?». Учащиеся в парах поочередно выполняют двигательное действие,обсуждают составляющие его движения и приходят к совместному решению. Одномувыполнить задание гораздо сложнее. В этой работе каждая пара используетспециальный дидактический материал: три модели человеческого тела из гибкойпроволоки, способные принимать любое положение по желанию исследователей. Числомоделей соответствует числу движений, которые необходимо выделить. Моделипозволяют планировать способ выполнения движения, фиксировать окончательныйвариант (конечное положение тела в каждой фазе). До этого момента учащиесяоперируют моделями свободно. В итоге работы каждая пара имеет три проволочныхчеловечка, позы которых последовательно отражают выделенные этапы двигательногодействия. Критерий выделения движений не время, а изменение направления ихарактера движения. Результаты анализа схематически представлены в специальнойтетради. Основная задача учителя-помочь организовать конструктивную работу впарах.
3.Обсуждение состава действий. Каждая пара докладывает результаты своей работы,демонстрирует модели. В ходе организованного учителем обсуждения вырабатываетсяобобщенная формула двигательного действия — принципиальный состав движений.Однако в моделях каждой пары данная формула имеет свое особенное воплощение.Учитель осуществляет контроль за тем, чтобы каждая пара решила задачу этапа.Работа на этапе занимает 4 урока.
П этап. 1.Исследование движений. Продолжая работать в парах, с помощью имеющихся моделейучащиеся исследуют каждое из выделенных движений последовательно с цельюопределить оптимальное расположение частей тела относительно конечногорезультата — успешности двигательного действия. Другими словами, каждая параанализирует выделенные ранее движения и находит их существенные характеристики.
Модель вновьслужит средством планирования и закрепления конечных результатов. Этирезультаты с помощью схем заносятся в тетради. Не подсказывая и не вмешиваясь вконструктивную работу пар, учитель помогает учащимся осуществлять функциюконтроля после анализа каждого движения и при необходимости корректируетдействие учеников.
2. Повторныйанализ двигательного действия. После того как каждая пара выделила и отразила всхеме характеристики каждого движения, анализ вновь переносится на двигательноедействие в целом. Главная задача — определить особенности переходов от одногодвижения к другому, т.е. характеризовать их прежде всего с позиций силы,быстроты и т.д. Выполняя поочередно двигательное действие, ученики обращаютвнимание именно на это и, возможно, вносят коррективы в результаты работы напредыдущих этапах. Таким образом они самостоятельно формируют двигательноеумение. С помощью специальных значков в тетради заполняются промежутки междусхемами движений, фиксируется выведенная формула двигательного действия.Контрольный показатель на этапе — сформированность двигательных умений, т.е.способов выполнения двигательного действия.
3. Конкурсрассказов.Зафиксировав формулу, каждая пара, частично на уроке, частично дома, готовиттекст рассказа для передачи герою сказки: как лучше всего выполнитьдвигательное действие. Специальный урок посвящается конкурсу таких рассказов оспособе выполнения двигательного действия.
III этап.1. Освоение родственных двигательных действий. Опираясь насамостоятельно сформированное двигательное умение, ученики осваиваютродственные двигательные действия. Здесь широко применяются различные игровыеситуации и формы. Каждое новое двигательное действие отражается в модели, ивыводится его формула. При этом степень успешности действий каждого ученикапозволяет судить о решении задачи обучения. Приведенную последовательностьэтапов и соответствующих им действий учителя и учащихся следует рассматриватькак принципиальную. Характер работы школьников требует ряда специфическихумений и навыков, поэтому в начале обучения необходим особый, подготовительный,этап. Здесь учащиеся прежде всего осваивают средства последующей, по сутиисследовательской, деятельности. В ходе этого этапа решаются следующие задачи.
А. Придя вшколу, ребенок имеет некоторый двигательный опыт, что позволит ему выполнять ианализировать двигательные действия на уроке. Однако в каждом отдельном случаеследует убедиться в достаточности этого опыта и, если необходимо,скорректировать или пополнить его.
Б. Требуетсясформировать у детей умение выделять движения при анализе двигательногодействия. Сначала учитель демонстрирует, как это делается, затем школьникианализируют и выделяют движения группой и, наконец, каждый отрабатывает данноеумение индивидуально.
В. Важнопознакомить школьников с проволочной моделью человеческого тела и способамиработы с ней. Они должны без затруднений пользоваться ею при рассмотренииразличных двигательных действий.
Г. В ходеэтапа учащиеся постепенно осваивают язык схемы. Для этого они должны регулярноупражняться в отображении двигательных действий и их характеристик в тетради.
Д.Специальной задачей выступает обучение детей нормам работы в парах:особенностям общения, выработке общей точки зрения, совместной работе с модельюи т.п. Здесь также целесообразны упражнения для решения разнообразных задач,которые ставит учитель.
Далее уместнодать краткую характеристику процессов, стоящих за всеми описанными вышедействиями.
В данномслучае имеет место самостоятельное освоение субъектом способа выполнениядвигательного действия дедуктивным путем с опорой на имеющийся опыт и знания.Сначала для ребенка двигательное действие — это единица двигательнойдеятельности. Затем он его расчленяет на движения (двигательные акты) ипереносит цель с двигательного действия поочередно на каждое движение вотдельности. Двигательное действие выполняется ради самого двигательногодействия, т.е. оно становится самостоятельной деятельностью. Происходит сдвигмотива на цель, а цели на задачу, и каждое движение в момент его анализастановится двигательным действием. Ребенок находит оптимальный способ выполненияэтого нового двигательного действия и переходит к следующему движению, котороетакже становится двигательным действием. Как только все движения в отдельностирассмотрены ребенком, он вновь переносит цель на двигательное действие в целом.Им уже освоены способы работы на различных этапах двигательного действия, вданный момент он переходит к завершающей фазе формирования двигательного уменияи его совершенствованию. Дальнейшие упражнения позволят на базе этого умениясформировать вторично автоматизированный двигательный навык, т.е. навык,предполагающий предварительное осознание его компонентов.
В ходе работына этапах имеют место следующие познавательные действия учащихся.
Анализ. Ребенок поставлен вситуацию, когда он должен осуществить самостоятельный анализ предметногосодержания. Сначала он раскладывает целое на составляющие, изучает вотдельности свойства каждого компонента. Таким образом, осуществляютсяпреобразования условий задачи. Каждая выделенная учеником операция,превращающаяся в ходе анализа в самостоятельное действие, выступает одним изусловий решения задачи. Преобразуя эти условия, он находит их исходноеотношение, другими словами, оптимальный способ выполнения двигательногодействия. Это отношение, этот способ, может иметь свои особенности, отличающиеего от способа, найденного другим или описанного в литературе (так называемойтехники), поскольку каждый индивид имеет отличные от других организм и психику.Этому способу, или двигательному умению, присущи как черты общего, отражающие закономерностивзаимодействия человека и среды в данной ситуации, так и черты особенного,зависящие от индивидуальности человека.
Ребенокосуществляет три этапа анализа двигательного действия:
I — анализдействия с целью выделения операций;
II — анализкаждой операции в отдельности с целью выделения оптимального способа еевыполнения относительно всего действия;
III — завершающий анализ действия с целью изучения и усвоения взаимосвязей операций входе выполнения этого действия.
Планирование. В ходе описанногоанализа ребенок осуществляет планирование. Исследуя двигательное действие навсех этапах анализа, он каждый раз мысленно планирует те или иные измененияспособа решения учебной задачи и затем осуществляет его практически. Действиепланирования обеспечивается проволочной моделью.
Моделирование. Объект исследования напервых же его этапах замещается проволочной моделью, помогающей ребенку (в ходепереходов от модельной формы к реальному выполнению двигательного действия прианализе) осознать, представить и спланировать вносимые в способ изменения.Модель постоянно «оставляет след» в схеме (в тетради) и присутствуетна всех этапах работы. Специфична ее роль на последнем, четвертом, этапе:используя модель, ребенок мысленно помещает освоенный им способ выполнениядвигательного действия в различные ситуации и изучает его проявления прирешении родственных задач. Регулярная работа с проволочной моделью способствуетразвитию у детей на уроках физической культуры мысленного моделирования ипредставляет собой один из центральных моментов настоящего курса.
Рефлексия. Основанием для внесенияизменений в способ выполнения двигательного действия при его анализе являютсяданные рефлексии. Из большого числа возможных изменений ребенок, учитывая опытвыполнения двигательного действия, выбирает, с его точки зрения, лучший. В ходеобучения имеют место групповая рефлексия и помощь учителя в организацииразличных видов рефлексии.
Конструирование. На заключительном этапезадачей ребенка станет конструирование различных ситуаций, в которых так илииначе трансформируется освоенный ранее общий способ выполнения двигательногодействия. Связанные с этим задачи ребенок решает сразу и самостоятельно, чтосчитается важным критерием успешности обучения. В начале четвертого этапавыделяется учебное время для предварительного освоения детьми этогопознавательного действия.
Представленныевыше положения позволяют утверждать, что предлагаемый курс «Физическаякультура» для начальной школы решает задачу формирования у школьниковтеоретических знаний и теоретического мышления.
Нельзя неотметить интересную особенность предлагаемого проекта технологии развивающегообучения, связанную со спецификой предмета «Физическая культура». Входе проектирования такого типа технологий для других учебных предметов всегдавстает сложная задача создания искусственной учебной среды, действуя в которойребенок только и может проводить исследован соответствующего предметногосодержания. При этом трудно разрешима проблема перехода мышления ребенка отискусственных объектов этой среды обратно, к материалу предмета.
Реализацияпринципа направленности обучение на развитие физических качеств школьниковтребует специального обоснования направлений этой работы с позиции прежде всеговозрастной физиологии. Средства и формы для решения этой важной задачифизического воспитания в школе необходимо предусмотреть на каждом уроке, вовсех его главных частях: подготовительной, разминочной; основной, гдеосуществляется обучение двигательным действиям; заключительной, игровой. Подборигр для завершающей урок игровой части, выполняемые в игре упражнения должныбыть прямо ориентированы на развитие соответствующих возрасту и полудвигательных качеств. Кроме этого учителю целесообразно вести постоянную работупо составлению соответствующей классификации игр и упражнений, а также посозданию банка подвижных игр и физических упражнений, направленных на развитиесилы, быстроты, ловкости, координации и т.д., для дальнейшего применения вучебном процессе.
/>Выводы по главе 2
Итак, изучение современныхподходов к организации физического воспитания младших школьников на урокахфизической культуры, направленных на повышение получения знаний по физическойкультуре, уровня физической подготовленности позволило определить направлениярешения данной проблемы.
Результатыисследования позволили выявить удовлетворительный уровень физическойподготовленности учащихся и определить направления его повышения. Системныйподход к организации уроков физической культуры младших школьников,направленных на получение теоретических знаний, комплексное развитие физическихкачеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательнойнаправленности учащихся за счет третьего урока физкультуры, а так же включениеритмической гимнастики как обязательного раздела программы в учебный процесспозволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.
Предложеннаяпрограмма планирования учебного материала по физической культуре для учащихся4-х классов позволит улучшить образовательную направленность учащихся, внедритьв практику теорию развивающего обучения, повысить уровень развития физическихкачеств.
Анализрезультатов повторного тестирования школьников 10-11 летсвидетельствует о значительномповышении показателей общей и специальной физической подготовленности.Тенденция сдвигов в сторону увеличения результатов закономерна, так как визучаемом возрастном периоде развитие двигательных способностей происходит какпод воздействием специальных направленных средств и методов, так и в ходеестественного роста и развития организма.
/>/>/>Заключение
Проблемаразработки системы воспитания в области школьной физической культуры впоследнее время все больше привлекает внимание специалистов. Это объясняетсяобъективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихсяобщеобразовательной школы по учебному предмету «физическая культура».
Оценкауровня двигательной подготовленности проведена на основе тестирования трехдвигательных качеств (бег на 30 м), силы (подтягивание на перекладине) игибкости (наклон вперед из положения сидя). Все результаты оценивались попятибалльной системе согласно данным, представленным в комплексной программефизического воспитания учащихся начальной школы.
Дляразвития физических качеств была разработана и апробирована система занятий свключением подвижных игр. Нагрузка устанавливалась примерно равной для всех учащихся,в то же время, по возможности, индивидуально в зависимости от начального уровняподготовленности ребенка.
Поокончании педагогического эксперимента были проведены повторное определениеуровня физической подготовленности.
Сравнениеабсолютных значений результатов тестирования школьников, участвующих вэксперименте, выявило эффективность предложенных занятий и упражнений.Школьники исследуемой группы показали более высокие результаты в количествесгибаний рук в упоре, прыжке в длину, беге, (р
Увеличениеколичества занятий физической культурой и спортом ставит задачу не толькововлечения большого числа детей в спортивные группы, но самое главное улучшениездоровья и функционального состояния подрастающего поколения. Физическаяактивность имеет важное значение для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний,повышения устойчивости организма. Анализ заболеваемости детей, участвующих висследовании, показал, что дополнительные занятия физической культурой испортом в секциях способствуют уменьшению количества и продолжительностизаболеваний.
Оценивая вцелом рост физической подготовленности школьников, можно сказать, что онобусловлен комплексным влиянием морфологических, педагогических,психологических факторов. Одним из определяющих факторов являетсянаправленность тренировочных воздействий, рациональное использование средствфизической подготовки, и включением в тренировки подвижных игр.
Организацияфизического воспитания в общеобразовательной школе не позволяет поддерживатьоптимальный двигательный режим для школьников в должной мере развивать физическиекачества, что приводит к патологическим изменениям в опорно-двигательномаппарате, недостаточному развитию основных систем организма ребенка, высокомууровню заболеваемости. Количество часов, отводимых программой на физическуюкультуру, недостаточно, следовательно, необходимо создавать спортивные секции по различным видам спорта.Особое внимание следует уделять детям 10-11 лет, так как этот период являетсясенситивным для большинства физических качеств. В этом возрасте происходят нетолько интенсивные морфологические преобразования и закладка будущего уровняразвития физических качеств, но и формируются основы здорового образа жизни,воспитывается потребность в определенном двигательном режиме.
Процессфизической подготовки целесообразно осуществлять, используя методику примененияскоростно-силовых упражнений. В процессе воспитания физических качествзначительное место необходимо отводить спортивным подвижным играм, которыеуспешно решают задачу формирования, закрепления и совершенствования двигательныхнавыков, повышают эмоциональный тонус занятий, воспитывают чувство товариществав командных играх, а также представляют собой огромное поле для творческойдеятельности преподавателя.
Дляэффективного управления педагогическим процессом по физическому воспитаниюцелесообразно регулярно проводить тестирование основных двигательных качеств иопределять не только исходный уровень подготовленности, но и темпы прироста.Объективная оценка уровня развития двигательных качеств детей должнапроводиться на основании комплексного исследования, которое должно включатьантропометрию, исследование функциональных систем организма, педагогическоетестирование и динамометрию основных групп мышц. На основании динамикирезультатов исследований, необходимо корректировать образовательно-оздоровительныйпроцесс. Широкая групповая вариативность и индивидуальная стабильность данныххарактеристик позволяют использовать метод стабилометрии в качестве одного изсредств контроля эффективности тренировочных воздействий.
/>/>/>Список используемой литературы
1.     АлябышевА.П. Стандартная программа определения способностей детей ксложнокоординированным движениям на этапе начальной спортивной подготовки. — Омск, 2000. – 20 с.
2.     АхмеровЭ.К. Спортивные и подвижные игры в школе. Минск: Аспект, 2004.-334c.
3.     АшмаринБ. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М., 1998. -223 с.
4.     БалакиреваМ.В. Морфофункциональные особенности организма и развития двигательных качеству девочек 7-10 лет в зависимости от биологической зрелости и типа конституции.- М., — 1997. — 22 с.
5.     БальсевичВ.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей имолодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2004. — № 1.
6.     БальсевичВ.К. Концепция физического воспитания детей и молодёжи // Физическая культура,спорт и здоровье нации: Матер. Междунар. конгресса. — СПб., 1996. – 134 с.
7.     БальсевичВ.К. Методология построения инновационной программы спортивно-ориентированногофизического воспитания детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. — М., 2002. – 211 с.
8.     БаскаковА.А. Спортивные и подвижные игры. М., 2004. — 334 c.
9.     БахрахИ. И., Дорохов Р. К, Попов И. М. Спортивно-медицинские аспекты отбора иориентации. — Смоленск, 2005. -164 с.
10.   БахрахИ.И. Морфофункциональные особенности детей школьного возраста. Врачебныйконтроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихсяобщеобразовательной школы… — Смоленск, 1999. – 134 с.
11.   БлагушЛ.К. К теории тестирования двигательных способностей. – М., 1992. — 166 с.
12.   ВиленскийМ.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. Физическаякультура в школе. 1990. — № 12. — с. 2-7.
13.   ВолковЛ. В. Физические способности детей и подростков. – Киев, 2001.-140 с.
14.    Гаврилов Ф.К.Военно-спортивные игры. — М., 2006 – 83 c.
15.    Галицкий А.В. Путешествиев страну игр. — М., 2001. — 152с.
16.    Граси А.М. Специальныеупражнения баскетболистов. — М., 2000. — 321c.
17.   ГубаВ. П. Возрастные основы формирования спортивных умений. — Смоленск, 1996.-130с.
18.   ГубаВ.П. Сравнительная характеристика показателей «быстрой» и«медленной» силы при помощи метода компьютерной диагностики у детей испортсменов. — М., 1999. – 203 с.
19.   ГужаловскийА. А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск, 2002. — 88 с.
20.    Дидактика средней школы: Некоторыепроблемы современной дидактики: Учебн. пос. для слушат. ФПК /Под ред. М.Н.Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
21.    Дмитриев В.Н.Игры насвежем воздухе. М.,2001.-210 с.
22.   ДороховР.Н. Физическое развитие детей школьного возраста // Медицина, подросток испорт. — Смоленск, 1995.- 267 с..
23.    Железняк Ю.Д. Учебноепособие для тренеров. — М., 2005. – 164 с.
24.    Жуков М.Н. Подвижныеигры. М., 2000. – 56 c.
25.    Завьялов, Л.К. Методические основыформирования знаний на уроке. Физическая культура в школе. – 1982. – № 11, 12..
26.    Казаков С.В. Спортивныеигры. Феникс. Ростов на Дону,2004.-448с.
27.    Козак О.П. Путешествие встрану игр. СПБ., 2000.-234 c.
28.   КорженевскийА.Н., Квашук П.В. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам. Теория ипрактика физической культуры. — 1993. -№5-6.-С. 18-24.
29.    Коротков И.М. Подвижныеигры для детей. Прсвещение. М., 2001.- 42 с.
30.    Коротков И.М.Подвижныеигры на занятиях спортом. — М.,2001.-120с.
31.    Кумынцев А.С. Подвижныеигры на уроках физической культуры. – Спорт в школе. М., 2002. – 123 с.
32.    Леднев В.С. Содержание образования:Учебн. пос… — М.., 1989. — 360 с.
33.    Лесгафт П.Ф. Избранныетруды.- Физкультура и спорт. М., 1987.-359 с.
34.    Ломов Н.Д. Спортивные иподвижные игры: Учебное пособие. Просвещение. М., 2002.-232c.
35.    Лях В.Комплексная программафизического воспитания учащихся 1-11 классы. – Просвещение. М., 2007. – 412 с.
36.    Лях В.И. Ориентиры перестройкифизического воспитания в общеобразовательной школе. Теор. и практ. физ. культ.- 1990. — № 9. — С. 10-17.
37.    Махмутов М.И. Современный урок(вопросы теории). – Педагогика. М., 1981. — 191 с.
38.   МинаевБ.Н. Основы методики физического воспитания школьников. – Просвещение. М.,2000. — 220 с.
39.    Матвеев Л.П. Теория и методика физическойкультуры.- М., 1991. – 312 с.
40.    Найминова Э.Б.Методикапреподавания спортивных игр. Ростов на Дону, 2001. – 256 с.
41.    Педагогика: Учебн. пос.для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996.- 602 с.
42.    Подласый В.Р.Педагогика. — М.,2004. — 345с.
43.   Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., МейксонГ.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – Просвещение. М.,1986. – 378 с.
44.   Урокифизической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей/Под ред. Г.П.Богданова. – 2-е изд., доп… – Просвещение. М., 2004. – 208 с.
45.   Физическаякультура. Учебник для проф. тех. образования. – М., 2002.-297с.
46.    Физическая культура испорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В.П. Богословский,М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др. Под ред. М.Д. Рипы. – Просвещение. М.,1985. — 490 c.
47.    Холодов Ж.К. Теория иметодика физического воспитания и спорта. М., 2000.-366 с.
48.    Яковлев В.Г.Подвижныеигры. Просвещение. М., 2006 — 143 с.
49.    Виленский М.Я., ЛитвиновЕ.Н. Физическоевоспитание школьников: вопросы перестройки. Физическая культура в школе. — 1990.- № 12. — С. 2-7.

/>/>/>Приложение 1
 
Таблица 1
Общая характеристикадвигательной подготовленности школьников до педагогического эксперимента№№ Результаты Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Удержание тела в висе на перекладине Наклон туловища вперед из положения сидя Прыжок в длину с места Бег 1000 м 1 0,01 -0,03 -0,11 -0,01 -0,03 2 0,15 -0,09 -0,2 -0,07 -0,04 3 0,03 -0,19 0,03 0,02 0,07 4 0,01 0,03 0,01 0,15 0,02 5 0,02 0,7 0,03 0,06 0,01 6 0,01 0,11 0,03 0,03 -0,11 7 0,03 0,01 0,15 0,12 0,03 8 0,03 -0,11 0,06 -0,11 0,1 9 0,11 0,03 0,03 0,03 0,11 10 0,11 0,1 0,12 0,1 0,01 11 0,01 0,11 0,15 0,03 0,03 12 0,09 0,01 0,030 0,1 0,9 M 0,0508 0,0566 0,047 0,0375 0,0916 m 0,053 0,078 -0,023 0,0256 0,0116
Констатирующееобследование было проведено в начале учебного года (сентябрь 2008 г.),повторный эксперимент – в марте 2009 года.
Результатыисследования, проводившегося в конце года в группе представлены в таблице 2.

/>/>Приложение2
Таблица 2
Общая характеристикадвигательной подготовленности школьников после педагогического эксперимента№ Результаты Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Удержание тела в висе на перекладине Наклон туловища вперед из положения сидя Прыжок в длину с места Бег 1000 м 1 0,03 0,15 0,15 0,03 0,1 2 0,11 0,06 0,06 0,1 0,02 3 0,11 0,03 0,03 0,1 0,07 4 0,15 0,03 0,11 0,15 0,01 5 -0,11 0,03 0,09 -0,11 0,03 6 0,1 0,06 0,06 0,1 0,02 7 0,11 0,03 0,03 0,1 0,07 8 0,03 0,01 -0,11 0,1 0,01 9 0,08 0,03 0,03 0,11 0,03 10 0,12 0,15 0,11 0,03 0,15 11 0,06 0,03 -0,2 0,15 0,02 12 0,03 0,12 0,11 0,06 0,01 M 0,077 0,168 0,046 0,103 0,087 m 0,078 0,0923 0,0412 0,0937 0,0845


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Общие положения о банковской гарантии
Реферат Детерминанты эффективности ценовой дискриминации
Реферат Економічні системи
Реферат Учет и анализ производственных затрат и готовой продукции
Реферат Сражение у островов Всех Святых
Реферат Понятие и система местного самоуправления
Реферат Оценка конкурентоспособности мясных консервов, выработанных предприятием Открытого Акционерного Общества "БурятМясоПром"
Реферат Исследование катушки с разомкнутым сердечником
Реферат Жизнь и творчество Рэя Бредбери (Життя і творчий шлях Рея Бредбері)
Реферат Аналітичний звіт про діяльність психологічної служби системи освіти Гадяцького району за 2010-2011н р. Гадяцький районний центр практичної психології І соціальної роботи
Реферат Построение профессиональной сети как средства продвижения развивающегося медиабизнеса на примере ООО "Дневник.Ру"
Реферат Box n 1/ russian: у Насти
Реферат Литература на рубеже веков НА Бунин и ЛН Андреев
Реферат Цели и сферы инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг
Реферат Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы По книге Пелевина