Реферат по предмету "Педагогика"


Методики психолого-педагогического обследования дошкольников

Методика«Нелепицы»
 
Автор:
Апробация:
Цель: выявление элементарных образныхпредставлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях,существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически играмматически правильно выражать свою мысль; для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большогоколичества нелепостей.
Проведение обследования: Ребёнку показывается картинка. Вовремя рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на этукартинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно линарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так;объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно.Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, азатем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки ивыполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назватькак можно больше нелепиц.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровеньразвития) – если за отведённое время ребёнок заметил все нелепицы, успелудовлетворительно объяснить, что не так и как должно быть.
8 – 9 баллов (высокий уровеньразвития) – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 несумел до конца объяснить или сказать, как должно быть.
6 – 7 баллов (норма) – ребёнокзаметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 – 4 из них не успел до концаобъяснить.
4 – 5 баллов (средний уровеньразвития) – заметил все нелепицы, не успел объяснить 5 – 7 нелепиц.
2 – 3 балла (низкий уровеньразвития) – не успел заметить 1 – 4 имеющиеся на картинке нелепиц, дообъяснения дело не дошло.
0 – 1 балл (очень низкийуровень развития) – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше 4 изимеющихся нелепиц.
Методика«Времена года»
 
Автор:
Апробация:
Цель: выяснение уровня сформированностипредставлений о временах года (уровня наглядно – образного мышления) детей с 4лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическимипризнаками четырёх времён года.
Проведениеобследования: передребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре временигода. Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затемспрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена весна». В случаезатруднения проводится обучение. Время выполнения – 2 минуты.
Обучение: перед ребёнком оставляют картинки сизображением только 2 времён года – лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы:«Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действийребёнка: принятие ипонимание задания, уровень сформированности временных представлений, умениеобъяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровеньразвития) – за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал все картинкисо временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков,свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года(всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8 – 9 баллов (высокий уровеньразвития) – ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года всекартинки, указав при этом 5 – 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всехкартинках, вместе взятых.
6 – 7 баллов (норма) –правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 – 4признака, подтверждающих его мнение.
4 – 5 баллов (средний) –правильно определил время года только на 1 – 2 картинках из 4 и указал только 1– 2 признака в подтверждение своего мнения.
0 – 3 балла (низкийуровень развития) – ребёнок не смог правильно определить ни одного времени годаи не назвал точно ни одного признака.
Или:
1 балл – не понимаетцели, перекладывает картинки.
2 балла – принимаетзадание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. несформированы временные представления, но после обучения может выделить картинкис изображением зимы и лета.
3 балла – принимаетзадание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями(зима и лето).
4 балла – принимаетзадание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.Методика «Чего не хватает?»
 
Автор: Немов Р.С.
Апробация:
Цель: выявление уровня развития восприятиядетей с 4 лет.
Стимульный материал: 7 картинок с изображениемпредметов,на которых нехватает какой – либо существенной детали.
Проведениеобследования: Ребёнкупредлагаются картинки, даётся инструкция: «На каждой из картинок не хватаеткакой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь».Время проведения обследования – 25 секунд.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровеньразвития) – ребёнок справился с заданием за время меньшее, чем 25 секунд, назвавпри этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8 – 9 баллов (высокий уровеньразвития) – время поиска всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.
6 – 7 баллов (норма) –время поиска заняло от 31 до 35 секунд.
4 – 5 баллов (средний) –время поиска составило от 36 до 40 секунд.
2 – 3 балла (низкий) –время поиска оказалось в пределах от 41 до 45 секунд.
0 – 1 балл (очень низкий)– время поиска составило в целом больше чем 45 секунд.Методика «Какие предметы спрятаны врисунках?»
 
Автор: Немов Р. С.
Апробация:
Цель: выявление уровня развития восприятиядетей с 4 лет.
Стимульный материал: 3 рисунка с изображением наложенныхдруг на друга контуров реальных объектов.
Проведениеобследования: ребёнкупоследовательно представляется 3 картинки. Инструкция: «На рисунке спряталисьпредметы. Найди как можно больше предметов и назови их». Время обследования – 1минута.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровеньразвития) – названы 14 предметов, время – 20 секунд.
8– 9 баллов(высокий уровень развития) – названы все предметы за 21 – 30 секунд.
6 – 7 баллов(норма) – названы все предметы за 31 – 40 секунд.
4– 5 баллов(средний уровень развития) – решение задачи с временем – 41 – 50 секунд.
2 – 3 балла (низкий) –ребёнок справился с задачей за 51 – 60 секунд.
0 – 1 балл (очень низкий)– за время большее 60 секунд ребёнок не смог решить задачу по поиску и названиювсех 14 предметов.
Методика«Что здесь лишнее?»
 
Автор:
Апробация:
Цель: исследование процессов образно –логического мышления, умственные операции анализа и обобщения детей с 4 лет.
Стимульный материал: серия картинок, на которыхпредставлены разные предметы (3 – из одной серии классификации, 1 – из другой).
Описание методики: ребёнку предлагается серия картинокв сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один изчетырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи,какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.
Инструкция обработки: 10 баллов (очень высокий уровеньразвития) – ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почемуони являются лишними.
8– 9 баллов(высокий уровень развития) – ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минуты.
6– 7 баллов(норма) – ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.
4 – 5 баллов (среднийуровень развития) – ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.
2 – 3 балла (низкий) — решилзадачу за время от 2, 5 до 3 минут.
0 – 1 балл (очень низкий)– ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.
Методика«Серия сюжетных картинок»
 
Автор: С.Д. Забрамная
Апробация:
Цель: выявление уровня сформированностинаглядно – образного мышления детей с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки с изображениемпоследовательности событий.
Проведениеобследования: передребёнком выкладывают вперемешкусюжетные картинки и предлагаютрассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом ичем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессраскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлятьсвои ошибки.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умениеребёнка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, чтособытие имеет определённую временную последовательность, умение ребёнкасоставить связный логический рассказ.
1 балл – не понимает задания,действует неадекватно инструкции.
2 балла – заданиепонимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий,изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие,не объединяя их в один сюжет.
3 балла – принимаетзадание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итогераскладывает их последовательно, однако составить связный рассказ о данномсобытии не может.
4 балла – принимаетзадание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя ихв одно событие и может составить рассказ об этом.
Методика «Группировкакартинок по количественному признаку»
 
Автор:
Апробация:
Цель: выявление уровня развития наглядногои логического мышления детей с 4 лет.
Стимульный материал: парные картинки с изображениемпредметов различных по количеству: 1 – я пара (на одной – много огурцов, надругой – один огурец); 2 – я пара (на одной много яблок, на другой – одно) и т.д.
Проведениеобследования: передребёнком кладут пару картинок, на которых предлагают рассмотреть эти картинки,а остальные разложить под ними, чтобы получился вертикальный ряд. Взрослыйговорит: «Все похожие на эту картинку (указывает жестом на картинку, где многоогурцов) будешь класть сюда, а все похожие на эту (где один предмет) будешькласть в другой ряд». Затем ребёнку дают по одной картинке вперемешку и входего действий не вмешиваются. После раскладывания картинок его просят объяснить,какие картинки он складывал в один ряд, а какие – в другой.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, способвыполнения, вычленение ребёнком самостоятельно основного принципа группировки иумение обобщить это принцип в речевом плане.
1 балл – не принимает и непонимает задание.
2 балла – принимаетзадание, но условия задачи не понимает, раскладывает картинки либо в однусторону, либо по порядку (по очереди) то в одну сторону, то в другую.
3 балла – принимаетзадание, понимает условие задач, раскладывает картинки по разным признакам,исправляет ошибки самостоятельно, в конечном итоге выделяет основной принципгруппировки – признак количественный, однако в речевых высказыванияхсформулировать этот принцип не может.
4 балла – принимает ипонимает условие задания, группирует по существенному признаку, в речевом планеформулирует это принцип.
Методика«Работа с матрёшками»
 
Автор: С. Забрамная
Апробация:
Цель: проверка понимания инструкции, адекватностии способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики,сформированности понятия величины детей с 4 лет.
Стимульный материал: матрёшка пятисоставная, или мисочки,или кубики, или колечки.
Проведениеобследования:взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другиематрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднениивзрослый берёт матрёшку и просит ребёнка посмотреть, как он это делает:«Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней ещёменьше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб,привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнкупредлагают выполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: принятие и понимание условийзадания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своейдеятельности.
1 балл – не понимает цельи действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла – понимает цель,но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучениядействует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.
3 балла – понимает цель,складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения действуетадекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясьцеленаправленными пробами.
4 балла – понимает цель исамостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.
 
Методика«Коробка форм, или «Почтовый ящик»
 
Автор: С. Забрамная
Апробация:
Цель: проверка восприятия формы,способности соотнесения формы объёмного тела и её плоскостного изображения,возможности использования помощи, развития мелкой моторики, определение ведущейруки детей с 4 лет.
Стимульный материал: коробка имеющая по всем сторонампрорези разной формы и содержащая объёмные фигуры.
Проведениеобследования: передребёнком ставят коробку и раскладывают объёмные фигуры. Инструкция: «Этопочтовый ящик, но не простой. Письма в него приходят разные и для них сделаныразные отверстия. Смотри, какое это письмо (обвести основание одной из фигур)?Его надо опустить сюда (обводим соответствующее отверстие и «опускаем письмо»).Теперь ты почтальон и должен разложить все письма». Инструкция может бытьупрощена без введения сюжета.
Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитиемк заданию проявляют выраженный интерес. До трёх с половиной лет они могутдействовать способом проталкивания фигуры силой, без учёта формы прорезей.После 4 лет дети пользуются способом примеривания, к 5 годам – зрительнымсоотнесением. При затруднении достаточно одного показа способа действия(высокая обучаемость).
У детей с ЗПР встречаютсяслучаи неадекватных действий – манипулирования фигурами, разбрасывания, но припомощи взрослого они справляются с заданием. От помощи переходят ксамостоятельному выполнению, однако намного дольше используют примеривание ипробы.
Дети с УО самостоятельноне выполняют задание даже в 5 – 6 лет. Действия нецеленаправленны, используетсясиловое заталкивание фигур, много неадекватных действий. Помощь малоэффективна, при повторном выполнении задания возникают те же трудности.
Принятие и пониманиеусловий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
1 балл – не понимаетцель, действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла – понимает цель,при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходитна другой уровень действий.
3 балла – понимает цель,при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучениядействует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.
4 балла – понимает цель,задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
Методика«Разрезные картинки»
Автор: С. Забрамная
Апробация:
Цель: выявление уровня развития целостноговосприятия предметной картинки детей с 3 лет.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные подиагонали.
Проведениеобследования:взрослый показывает ребёнку четыре части разрезанной картинки и просит сложитьцелую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: взрослый показывает,как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнкувыполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: Дети с нормальным умственнымразвитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 летони переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части,предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительногосоотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, детичасто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но приудивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляютошибку.
Дети с ЗПР собираюткартинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у нихзатруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает,показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Детиотвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь иподдержка.Дети с УО не понимают смысл задания, хаотичноперекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку,разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенноеизображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызываетбольшие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения ониначинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из нихсоставление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
1 балл – не понимает цельзадания, действует неадекватно в условиях обучения.
2 балла – принимает задание,но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения непереходит к самостоятельному способу выполнения.
3 балла – принимает и понимаетцель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит кметоду целенаправленных проб.
4 балла – принимает и понимаетцель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическимпримериванием.Методика «Разборка и складываниепирамидки»
Автор: С.Д. Забрамная
Апробация:
Цель: задание направлено на умение ребёнкаотвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия,практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.
Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4лет (для детей 3 лет – 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.
Проведениеобследования: взрослыйпредлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослыйначинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затемпредлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослыйпоказывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждыйраз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка кдругому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагаютвыполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: оценивается принятие и пониманиеусловий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
1 балл– непонимает цель, действует неадекватно.
2 балла– понимаетцель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размерколец.
3 балла – понимает цель,нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит ксамостоятельному выполнению задания.
4 балла – понимает цель,собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
Методика«Достань ключик»
 
Автор: Е.А. Стребелева
Апробация:
Цель: задание направлено на выявлениеуровня развития наглядно – действенного мышления детей 5 – 6 лет.
Стимульный материал: сюжетная картинка с изображениемследующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотритна ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят двастула – большой и маленький.
Проведениеобследования:взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочетзавести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надодостать ключик».
Инструкция обработки: принятие и понимание заданногорешения задачи в наглядно – действенном плане, имеются ли попытки решить задачув действенном плане.
1 балл– непринимает задание.
2 балла – принимаетзадание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом,используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).
3 балла – принимаетзадание, пытается решить задачу в наглядно – образном плане, но не можетпроанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтомуперечисляет объекты, изображённые на картинке.
4 балла – принимаетзадание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимаетеё как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решаетзадачу в наглядно – образном плане.
Методика«Счёт»
 
Автор: С. Забрамная
Апробация:
Цель: задание направлено на выявление уребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операциив умственном плане, т. е. уровень развития наглядно – образного и элементовлогического мышления детей 5 – лет.
Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.
Проведениеобследования: первыйвариант: передребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далееребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. Заэкраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество испрашивает: «Сколько там осталось палочек?». После ответа ребёнка взрослыйпоказывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Неотрывая экрана, спрашивает у ребёнка: «Сколько там палочек?»;
Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, емупредлагают устную задачу: «В коробке лежало четыре карандаша, два из нихкрасные, остальные – синие. Сколько там было синих карандашей?». Призатруднении проводится обучение.
Обучение: первый вариант: взрослыйуменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется,то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экранубирается);
 Второй вариант: ребёнку предлагают взять четырепалочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи окарандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнокзадачу решил, можно предложить аналогичную задачу: «У девочки было четыревоздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?»
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбориз множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнятьсчётные операции по представлению.
1 балл– действуетс палочками, не ориентируясь на задание.
2 балла– задание принимает,но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне –может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции попредставлению не выполняет.
3 балла – заданиепринимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти – действеннымпутём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции попредставлению в пределах трёх, задачу решить не может.
4 балла – заданиепринимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительнымпутём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.
Методика «Конструирование»
 
Автор: С. Забрамная
Апробация:
Цель: выявление умения ребёнка создаватьконструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.
Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведениеобследования:взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываетпостройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просятпостроить по показу.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умениеработать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.
1 балл– непринимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла–принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытаетсявыполнить какую – либо постройку, но данный образец не строит.
3 балла– принимаетзадание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показаможет перейти на самостоятельное выполнениезадачи.
4 балла – принимаетзадание и самостоятельно выполняет его по образцу.
Методика«Рисование (дом, дерево, человек)
 
Автор:
Апробация:
Цель: принятие задания, интерес крисованию, анализ рисунков – основные части в изображении предметов,использование цвета в рисунках.
Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши,бумага.
Проведениеобследования:ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. После этогопросят нарисовать человека, а затем – дерево. Обучение не проводится.
Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализрисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок,ведущая рука, согласованность действий обеих рук.
1 балл– непринимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.
2 балла – принимаетзадание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом всепредметы.
3 балла – принимаетзадание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали(человека рисует без шеи).
4 балла – принимаетзадание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будетрисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали,использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.
Методика«Цветные кубики»
 
Автор: Е. А. Стребелева
Апробация:
Цель: выявление уровня развития восприятияцвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.
Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.
Проведениеобследования: передребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета:«Покажи, где красный, синий, зелёный». Затем предлагают назвать цвета всехкубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнкапросят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровеньсличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом – названием, повторив приэтом цвет два – три раза: «Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый».
Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровеньвосприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость,отношение к результату.
1 балл – задание не понимает,в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла – принимаетзадание, сличает два – три цвета, после обучения не может выделить цвет послову – названию.
3 балла – принимаетзадание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два – три цвета,но не называет.
4 балла – принимаетзадание, выделяет цвет по слову – названию, может назвать все или почти всепредложенные цвета.
Результатыпсихолого-педагогического обследования
 
Различия между обследуемымидетьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятиизадания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого),обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детейможно разделить на четыре группы.
Первую группу (10 – 12баллов) составляютдети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимаютцель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы ксотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно.Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действоватьнеадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубокомнеблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.
Во вторую группу (13 –23 балла) входятдети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступаютв контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере ихдействий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата,поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем –отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый проситвыполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако послеобучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, чтосвидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этомони безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этойгруппы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения(обследования психоневролога и др.).
Третью группу (24 – 33балла) составляютдети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимаютзадания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однакосамостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способвыполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способавыполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться сзаданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети снарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальноймозговой дисфункцией и т. п.
Четвёртую группу (34 –40 баллов) составляютдети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно,действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровнезрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своейдеятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психическогоразвития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.