Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности религиозного воспитания осужденных

ДЕРЖАВНИЙ ДЕПАРТАМЕНТ УКРАЇНИ
З ПИТАНЬ ВИКОНАННЯ ПОКАРАНЬ
ЧЕРНІГІВСЬКЕ ЮРИДИЧНЕ УЧИЛИЩЕ
ЦИКЛ ПЕДАГОГІКИ ТА ПСИХОЛОГІЇ
КОНТРОЛЬНАРОБОТА
З ПЕНІТЕНЦІАРНОЇ ПЕДАГОГІКИНА ТЕМУ:
“Особливостірелігійного виховання засуджених”
Виконав слухач _______гр. заочної форми навчання Чернігівського юридичного училища прапорщик вн.служби Філатов Є.П.
Перевірив: к.п.н., старший викладачциклу П і П, майор вн. служби Дрижак В.В.
Чернігів – 2002

План:
Понятие изначение религиозного воспитания осужденных   2
Основныезадачи религиозного воспитания осужденных 5
Особенностирелигиозного воспитания осужденных… 8
Основныеформы религиозного воспитания осужденных 10
Требованияк религиозному воспитанию осужденных… 12
Планированиемероприятий религиозного воспитания осужденных      13
Выводы… 15
Литература… 17
Понятие и значение религиозного воспитанияосужденных
Теория и практика исполнения наказания выработали основы воспитанияосужденных к лишению свободы, организация и содержание которого всегда зависятот государственной идеологии. В условиях деидеологизации общественной жизниучреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, имеют возможностьреализовать на практике идею нравственной переориентации личности, преступившейзакон.
До недавнего прошлого основу перевоспитания в рамках организацииполитико — воспитательной работы с осужденными к лишению свободы составлялоидейно — политическое воспитание. Оно осуществлялось согласно господствующейидеологии, подкрепляемой соответствующими нормативно — правовымиустановлениями, и должно было основываться на принципах и догмах марксистско — ленинского учения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.
Происходящие кардинальные преобразования в политике и экономике государства,в сознании людей подвергают существенной корректировке ранее господствующуюсистему ценностей, ставят в центр воспитания не политические, а нравственныеидеалы, задачу формирования у лиц, лишенных свободы, адекватного отношения кдобру и злу, уважения к человеческой личности, собственности, обществу,государству, закону. Когда речь идет об основных направлениях (составныхчастях) работы по исправлению поведения осужденных, то имеется в виду системавоздействия, которая предопределяет содержание воспитания.
Нравственное воспитание выступает здесь главным системообразующимэлементом. Именно нравственная позиция является ядром личности, она пронизываетвсе остальные уровни ее воспитанности (или невоспитанности), развитости иисправленности. Нравственное воспитание, будучи стержнем воспитательногопроцесса, выступает в двух ипостасях:
как нацеленное непосредственно на развитие морального потенциалаличности, на формирование ее воли, чувств, эмоций;
как составная часть всех иных направлений воспитания. Например,правовое воспитание, по сути, представляет собой привитие навыковправопослушного поведения, сознательного соблюдения законов путем формированиянравственной позиции личности.
Закон устанавливает лишь основные направления воспитания, в связи счем надо указать и на такие из них, которые реализуются в практике организациисоответствующей работы, в том числе и с осужденными. Особо следует отметить итакие направления, как религиозное воспитание.
Такая возможность предусмотрена Исправительно-трудовым кодексомУкраины в Статье 126. “Иные формы участия общественности в исправлении иперевоспитании осужденных” гласящей: “В исправлении и перевоспитанииосужденных обществен­ность может принимать участие в иных формах, не предус­мотренныхнастоящим Кодексом, но отвечающих общим положениям и принципам исполненияуголовного наказания, установленным исправительно-трудовым законодательствомУкраины” (с изменениями, внесенными Законом от 15 декабря 1992 г. // ГолосУкраины, 16 января 1993 г.).
В общем плане религиозное воспитание осужденных – этоцеленаправленное, планомерное, с использованием религиозных методов и форм, воздействие на личность осужденного, с целью его превоспитания и исправления.
Основные задачи религиозного воспитания осужденных
Цель наказания, состоящая в обеспечении общественной безопасности ивосстановлении социальной гармонии, нарушенной преступлением, возможно достичьлишь при условии восстановления гармонии в душе самого преступника на основепринципов гуманизма и индивидуального подхода.
Одна из главных целей наказания, которая имеет профилактическоесодержание, направленна лично на преступника и состоит в предупреждениисовершения им повторных преступлений. Указанные положения нашли отображения вновом Уголовном кодексе Украины, который определяет: «Наказание имеет целью нетолько карюю, а и исправление осужденных, а также предотвращение совершениюновых преступлений как осужденными, так и другими лицами» (статья 50 Кодекса). 
Практика выполнения криминальных наказаний показывает, чтозначительная часть осужденных оставляет места лишения свободы, став«озлобленными и вредными» для общества, а в некоторых случаях — еще худшими,чем в начале отбытия наказание. С учетом этого особой актуальности приобретаетгуманность социального подхода в процессе достижения исправление личностипреступника, который проявляется в зависимости его результатов от средств, спомощью которых его реализовывают.
Новая философия исполнения наказаний логически привела креформированию структуры и содержания исправительного процесса.
Одним из основных направлений исправления преступников естьсведение к минимуму отрицательного влияния лишения свободы на личностьосужденного, предоставление ему возможности личностного развития, всяческая поддержкаи восстановление социальных связей, подготовка к жизни на воле. Ведь человек,на долгие года изолированный от общества, как правило, теряет связи изблизкими, порывает полезные связи с социальным окружением. 
Воспитательный процесс с осужденными содержит в себе три основныхкомпонента:
— воспитательную работу, то есть влияние на духовное и физическоеразвитие осужденных, коррекцию их поведения с целью достижения положительныхизменений личности;
— социальную работу, то есть предоставление осужденным помощи врешении социальных проблем, содействие возобновлению и развитиюсоциально-полезных связей и реинтеграци их в общество;
— психологическую работу, то есть предоставление осужденнымпсихологической помощи, снижение психотравмирующего влияния условий лишениесвободы на личность.
Во всех этих компонентах воспитательного процесса можно и нужноиспользовать потенциал религиозного воздействия на сознание осужденного.
Религиозное воспитание осужденных – один из способов оказаниявоспитательного  воздействия,  ходе которого реализуются основные задачи этого воздействия – первоспитание правонарушителя и недопущение нарушений им закона вдальнейшем. Церковь должна помочь решить главную задачу — нравственноговоздействия на осужденных с целью духовного очищения и отказа в будущем отпреступного образа жизни.
Кроме этого не следует забывать и об еще одном важном аспекте – этореализация гарантированного Конституцией каждому гражданину Украины право насвободу совести и вероисповедания.
Особенности религиозного воспитания осужденных
Необходимо учитывать, что в местах отбывания наказания могутнаходиться люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям (христиане,мусульмане, и др.). Необходимо, по возможности, обеспечить возможность доступак осужденным представителей различных культов. Хотя при этом не следуетзабывать, о важной исторической роли Православия в формировании и развитиигосударственности, культуры, национального менталитета и о том, что подавляющеебольшинство граждан Украины принадлежит именно к этой конфессии.
Также необходимо учитывать осбенности контингента с которымпроводится работа – это люди, нарушившие закон, в большинстве своем,неоднократно, зачастую имеющие различные психические или психологическиепроблемы, что накладывает специфический отпечаток на весь процесс религиозноговоспитания и усложняет работу священнослужителя.
Необходимо также напомнить, что для проведения большинстварелигиозных обрядов необходимо наличие специальных помещений и специфического инвентаря(молельных комнат, алтаря, ризницы, дараносицы и пр.), что в нынешние сложныевремена может создать серьезную проблему, повлиять на ход и успешностьосуществления религиозного воспитания.
Основные формы религиозного воспитания осужденных
Настоящий Исправительно-трудовой Кодекс Украины уточнил пониманиеформ организации воспитательной работы, строго ограничив их переченьиндивидуальными, групповыми и массовыми. Закон не конкретизирует формыорганизации воспитательной работы, набор которых весьма широк. Из нихнаибольшее распространение получили беседы, занятия, собрания, встречи,диспуты, вечера и т.п.
Таким образом, к основным формам религиозного воспитания осужденныхможно отнести:
1. Индивидуальную;
2. Групповую;
3. Массовую.
Учитывая, что религиозное воспитание осужденных имеет своюспецифику, то и перечень используемых форм воспитательного воздействиянесколько отличен от общепринятых. К ним можно отнести:
1. Отправление религиозных обрядов(крещения, венчания, покаяния, причастия и т.д.).
2. Проведение индивидуальных бесед сосужденными.
3. Выступления перед группамиосужденных.
4. Распространение литературырелигиозного содержания.
5. Обустройство или постройка местотправления культа (молельных комнат, часовен и храмов), с привлечением к этойработе самих осужденных.
6. Благотвори­тельная ипопечительская деятельность, оказание материальной помощь осужденным,направление продовольствен­ных посылок, медикаментов.
Требования к религиозному воспитанию осужденных
Религиозное воспитание осуществляется с целью «образования идуховно-нравственного просвещения осужденных, отбывающих наказания в местахлишения свободы; укрепления правопорядка и законности; а также исправления лиц,преступивших Закон Божий и человеческий» [6].
Вместе с тем, при проведении религиозного воспитания осужденныхнеобходимо придерживаться определенных ограничений. Недопустимо разжиганиерелигиозной розни, фанатизма, унижать честь и достоинство представителей другихрелигиозных течений.
Так в «Концепции развития пенитенциарной системы Министерства юстиции республики Молдова»  в Главе 6. «Реорганизация воспитательной работы сосужденными» напрямую указано об определенных ограничениях в религиозномвоспитании осужденных: «Особая поддержка необходима в создании попечительскихорганизаций православных объединений; обеспечение доступа в учрежденияпредставителей других религиозных конфессий с пресечением попыток проникновенияв  учреждения  представителей  тоталитарных псевдорелигиозных сект» [8].
Планирование мероприятий религиозного воспитанияосужденных
Отношения возникающие в ходе религиозного воспитания осужденныхподлежат правовому регулированию – с этой целью практикуется заключениесоглашений о сотрудничестве между соответствующими епархиями и Управлениямиисполнения наказания. В которых оговариваются:
1.  взаимные обязанностисторон;
2.  порядок координацииусилий (обычно создается совместная постоянно действующая комиссия);
3.  порядок доступазакрепленных за исправительными учреждениями священнослужителей к осужденным;
4.  срок действиясоглашения, условия его продления или расторжения.
Мероприятия религиозного воспитания осужденных, как и все прочиемеры воспитательного воздействия на осужденных необходимо тщательнопланировать.
Кроме соглашения осовместной деятельности администрации УИН и представителями местной епархии,принимается план совместных мероприятий (обычно план составляется на год),утверждаемый начальником УИН и старшим духовным саном местной епархии.
По этому плану предусматривается сотрудничество в течение всегогода. В частности, работники УИН и руководство колоний, вместе с закрепленнымиза колониями священнослужителями разрабатывают и утверждают совместные планыработы в этих учреждениях по духовно-нравственному воспитанию осужденных,улучшению взаимодействия  епархии с религиозными общинами в УИН, совершаютсяпанихиды, молебны. В тех же колониях, где есть храмы, проходят регулярныебогослужения.
Составляются и оговариваются графики посещения исправительныхучреждений закрепленными священнослужителями, что впрочем не являетсяпрепятствием для более частого посещения паствы.
Выводы
Динамика общественныхотношений в сфере уголовно-исполнительной политики уже сейчас определяетнекоторые тенденции работы системы органов и учреждений, исполняющих уголовныенаказания.
Следует отметить коренныеизменения, которые проявились в политике в сфере исполнения уголовных наказанийи обращения с осужденными, в законодательстве и практики его применения. Этиизменения хотя и были коренными, но они осуществлялись на достигнутой запредшествующие годы нормативной и материальной базе УИН, ее персонала иапробированных многолетней практикой формах и методах работы с осужденными.Отброшены были лишь те компоненты, которые противоречили международнымстандартам обращения с осужденными либо не вписывались в новоесоциально-экономические, правовые, общественные условия жизни государства иобщества.
На наш взгляд принципиально важно строить деятельность поисполнению (отбыванию) наказания на принципах нравственного воспитания иперевоспитания. К сожалению, эта проблема сегодня касается не только системыучреждений и органов исполняющих уголовные наказания; масштабы ее тождественнымасштабам всего общества.
 Общественность и государственные институты должны принимать самоенепосредственное участие в процессе исправления, реабилитации и ресоциализациитех лиц,  которые в силу различных обстоятельств нарушили требования закона. И Церковь,как один из важных социальных институтов, должна принимать в этом процессесамое непосредственное участие, вносить свой весомый вклад в реформированиеуголовно-исполнительной системы, духовное просвещение лиц, содержащихся вместах лишения свободы, укрепление их нравственных начал.
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будетосуществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению сво­боды мер поотношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезныхи всесторонних психологических исследо­ваний по разработке и внедрению широкогоспектра психолого-педа­гогических методов воздействия на личность, группу,коллектив осуж­денных. Перспективным является исправление правонарушителя черезисповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпо­сылки дляподлинной перестройки личности, ее ресоциализации и со­здания перспективы длясоциальной адаптации.
Литература
1. Конституция Украины.
2. Исправительно-трудовой кодексУкраины.
3. Воспитательная работа сосужденными. Сборник документов. Составитель С.И.Москалюк и др. К., 1981.
4. Исправительно-трудовая педагогика.Учебник. Под ред. И.Т.Богатырева. – М., 1978.
5. В.П.Филонов, А.И. ФроловУголовно-исправительное законодательство Украины. – Донецк, 1998.
6. Соглашение о сотрудничестве междуМосковской епархией Русской Православной Церкви и Управлением исполнениянаказания Московской области.
7. Шамис А.В. Исправительноевоздействие на осужденных — социальная функция ИТУ // Преступление и наказание.1994. № 12.
8. Концепции развития пенитенциарнойсистемы Министерства  юстиции республики Молдова утвержденная ПостановлениемПравительства Республики Молдова N 796 от 20 августа 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :