Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности проведения занятий физической культуры с лицами имеющими отклонения в интеллектуальном

--PAGE_BREAK--Исправление недостатков развития у учащихся вспомогательных школ происходит медленно и неравномерно. –поэтому учителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в формировании волевых и других качествах личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уовня его продвижения в развитии.Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы заключается в формировании у учащихся волевых качеств личности, в воспитании эмоций, в том числе эмоционально-волевых компонентов поведения, что отражается и в учебе, и в труде, и в отношении к своим товарищам, учителям.
1.7. Принцип наглядности
Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени преобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов. Чтобы знания у учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и –выполняет эту функцию.
Существует общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных школах: обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий.
1.8.Сознательность и активность учащихся в обучении
Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваеваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.
Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Поэтому во вспомогательной школе вопрос о том, как достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами. Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом – по характеру.
2. Коррекция основных нарушений у детей с умственной  отсталостью
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений поз­воляет избирательно решать как общие, так и специфические зада­чи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможно­стями для коррекции и развития координационных способностей, рав­новесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленно­сти, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физичес­кой и психической ретардации, трудностей восприятия учебного ма­териала, при подборе средств необходимо руководствоваться следу­ющими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их по­степенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сензитивные перио­ды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение иг­ровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении раз­вивают ассоциативную память.
2.1 Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулиро­вать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индиви­дуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными явля­ются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движе­ния не ритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачи­вания туловища.
Ходьба служит основным спо­собом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется форми­рованию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выпол­няется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, пере­шагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Физические упражнения для коррекции ходьбы
№ пп
Упражнения
Коррекционная
направленность
1.
«Рельсы». Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.
Дифференцировка расстояния, глазомер
 2.
«Не сбей». Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.
Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния
 3.
«Узкий мостик». А) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги. Б) Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.
Развитие равновесия точности движения
 4.
«Длинные ноги». По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке ходьба в полуприседе.
Быстрота переключения, дифференцировка понятий длинный,  короткий
 5.
«Хлоп». Ходьба с хлопками на каждый четвертый счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп!». Первый раз хлопок над головой, второй — перед собой, третий — за спиной
Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение ритма
 6.
«Лабиринт». А) Ходьба со сменой на правления между стойками, кеглями, набивными мячами. Б) То же вдвоем, держась за руки
Ориентировка в пространстве, согласованность действий
7.
«Встали в круг». Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки
Согласованность коллективных действий дифференцировка понятий большой — маленький, вправо — влево
8.
«Гусеница». Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего
Координация и согласованность действий
9.
«Коромысло». Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя руками за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку
Координация движений рук, коррекция осанки, знакомство с новым словом
10.
«Ходим в шляпе». Ходьба с мешоч- ком песка на голове
Коррекция осанки
11.
«Кошка». Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт, делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти»
Развитие мелкой моторики кисти, согласованность движений рук и ног, воображение
12.
«Солдаты». Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно — быстро
Чувство ритма, быстрота переключения на новый темп, сохранение осанки, дифференцировка понятий: быстро – медленно
13.
«Без страха». А) Ходьба по гимнастической скамейке, бревну с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, со страховкой, самостоятельно). Б) Ходьба по наклонной доске (или скамейке), расправив плечи, руки в стороны
Преодоление чувства страха, равновесие, ориентировка в пространстве
14.
«Ловкие руки». Ходьба с предмета- ми в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки с заданиями: А) На каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх. Б) Круговые движения кистями.   В) Круговые движения в плечевых суставах. г) передача предмета из правой руки в левую впереди себя, из левой в правую — за спиной
Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие — мелкой моторики кисти
15.
«Каракатица» Ходьба спиной вперед
Координация движений, ориентировка в пространстве
16.
«Светло — темно». Ходьба с закрытыми и открытыми глазами. А) 5 шагов с открытыми глазами, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух). Б) Открывать глаза по команде «светло» закрывать — по команде «темно». В) Ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток)
Ориентировка в пространстве без зрительного контроля; дифференцировка понятий светло — темно; ритмичность движений. Ориентировка в пространстве по слуху
17.
«Мишка». А) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок.      Б) Ходьба по массажной дорожке, босиком. В) Ходьба босиком по траве, песку, гравию
Профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
18.
«Хоп». Ходьба с остановками по сигналу. По сигналу «Хоп»  — остановка, по сигналу «Хоп-хоп» — поворот кругом
Внимание, быстрота реакции на сигнал, сохранение устойчивой позы
19.
«Волны». Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыке — медленная ходьба на носках, движение рук изображает волны; при средней громкости — быстрая ходьба с сильными волнами; при громкой — переход на бег
Концентрация внимания, дифференциация громкости звука и сопоставление с темпом движений плавность, выразительность движений, воображение
20.
 «Та-та-та». Ходьба с притопыванием в заданном ритме и соответствующем проговариванием звуков «Та-та-та»
Усвоение заданного ритма движений
21.
«Хромой заяц». Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке. другой — по полу
Координация и согласованность движений ног и туловища
22.
«По канату». А) Ходьба вдоль по канату, руки в стороны.   Б) Ходьба по канату боком приставными шагами, руки в стороны
Развитие равновесия, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
23.
«Козлики». В парах — ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удержавшись на скамейке и сохранив правильную осанку
Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре
2.2 Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напря­жение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон тулови­ща или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Физические упражнения для коррекции бега
№ пп
Упражнения
Коррекционная
направленность
 1.
Ходьба ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу
Усвоение темпа и ритма движений, развитие
 2.
Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа (от минимального до максимально возможного)
Стимуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усвоение темпа движений, дифференцирование усилий, координация движений рук и ног
 3.
«Бег» только руками, стоя на месте, с постепенным увеличением и снижением темпа
Коррекция техники движений рук, усвоение темпа, активизация и ритм дыхания
4.
Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки
Ориентировка в пространстве, равновесие, согласованность движений
5.
Бег по прямой по узкому (30-35 см) коридору (обозначенному мелом, на­тянутыми резинками и т. п.)
 Прямолинейность дви­жений, ориентировка в пространстве, стимуля­ция дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем
6.
Бег с подскоками
Ритм движений, сораз­мерность усилий
7.
Бег с максимальной скоростью на 10,20, 30 м наперегонки
Развитие скоростных качеств, стимуляция ды­хательной и сердечно­-сосудистой систем
8.
Бег с подпрыгиванием и доставани­ем предметов (отметка на стене, под­вешенный шарик)
Координация движений, соразмерность усилий, скоростно-силовые ка­чества
9.
Бег по ориентирам (линиям, обозна­ченные мелом, скакалками)
Дифференцировка уси­лий и длины шага
10.
«Пони». Бег в различном темпе: мед­ленно, быстро, рысью, галопом, как маленькая лошадка
Дифференцировка временных характеристик движе­ний, регулирование ритма дыхания, воображение
11.
Бег медленный в чередовании с ходь­бой (5-10 мин) в условиях пересе­ченной местности (в парке, в лесу) вместе с родителями
Развитие выносливости, укрепление дыхания и сердечно-сосудистой сис­темы, укрепление стопы
12.
«Челночный бег». Бег с максималь­ной скоростью, остановками, с пере­ноской предметов (кубиков, мячей)
Ориентировка в про­странстве, мелкая мото­рика, соразмерность уси­лий, скоростные качества, ловкость, устойчивость вестибулярного аппарата
13.
Бег по кругу с остановкой (свисток, хлопок) и выполнение заданий: при­нять красивую осанку, позу «аиста» (стойка на одной ноге, другая согнута в колене), позу «ласточки» (стойка на одной ноге, друга назад, руки в сто­роны). Держать 5 с.
Быстрота двигательной реакции, быстрота пере­ключения, координация движений, устойчивость вестибулярного аппарата
14.
Бег за обручем
Мелкая моторика кисти, согласованность движе­ний, дифференцировка усилий
15.
Бег с грузом в руках (большой мяч, 2 мяча, 4 кегли)
Координация движений, приспособление к из­менившимся условиям, согласованность дей­ствий
16.
По сигналу добежать до мяча, лежав­шего в 10 м от линии старта, взять его и, вернувшись бегом назад, поло­жить мяч на линию старта
Быстрота реакции, лов­кость, ориентировка в пространстве, частота и точность движений во времени, устойчивость вестибулярного аппа­рата
2.3 Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами явля­ются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неуме­ние приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый тол­чок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, не­участие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятель­ную функцию, развивая разнообразные координационные способ­ности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Физические упражнения для коррекции прыжков
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 900
Координация и ритм движений, укрепление стопы, ориентировка в пространстве
2.
Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15 м
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
 3.
Прыжки через скакалку на двух, на одной ноге, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад
Согласованность и ритмичность движений дифференцировка усилий, укрепление стопы, развитие выносливости
 4.
Прыжки «лягушка» с взмахом рук (5-6 прыжков подряд)
Координация движений рук, дифференцировка усилий, симметричность
 5.
Прыжок с места вперед — вверх через натянутую веревку на высоту 10, 20, 30 см с взмахом рук
Дифференцировка направления усилий, согласованность движений рук  и ног скоростно-силовые качества
 6.
Прыжки на двух ногах через набивные мячи из полуприседа с взмахом рук
Дифференцировка расстояния и усилий, согласованность движений ног, развитие силы разгибателей ног
 7.
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа
Согласованность движений, развитие силы разгибателей ног
8.
Прыжки с зажатым между стопами мячом
Координация движений, точность кинестетических ощущений
9.
Прыжок в глубину из приседа (спрыгивание) на поролоновые маты с высоты 40-50 см, с последующим отпрыгиванием вверх
Преодоление страха, пружинящие свойства стопы, координация движений, скоростно-силовые качества
10.
Прыжок вверх с доставанием подвешенного предмета (мяч, воздушный шарик)
Соразмерность расстояния и усилий, координация и точность движений, скоростно-силовые качества
11.
Прыжки на месте с хлопками спереди, сзади, над головой на каждый второй прыжок
Координация движений рук и ног, ритмичность движений
12.
Прыжок на гимнастическую скамейку, прыжок с гимнастической скамейки, прыжок через гимнастическую скамейку
Дифференцировка понятий с предлогами «на», «с», «через»
13.
Прыжки через обруч:
а) перешагиванием;
б) на двух ногах с между скоками;
в) на двух ногах
Укрепление свода стопы, ритмичность и со- размерность усилий, координация движений рук и ног
14.
Прыжки на месте на двух ногах с закрытыми глазами, счет — поворот на 900на каждый 4-й
Укрепление свода стопы, способность воспроизводить заданный ритм движений без зрительного контроля
2.4. Коррекция лазания и nерелезания
Программой предусмотрено лазанье по гимнастической стенке и скамейке, перелезание через препятствие. Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, коор­динации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригиру­ют недостатки психической деятельности — страх, завышенную са­мооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных си­туациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий ис­пользуются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.

Физические упражнения для коррекции лазанья и перелезания
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
Проползание под веревкой, под бревном, под скамейкой
Координация движений, соразмерность усилий
 2.
Перелезание через рейку лестницы- стремянки
Ловкость, координация движений, точность перемещения, ориентировки в пространстве
 3.
Лазание по гимнастической скамейке на коленях, на четвереньках вперед и назад к краю скамейки
Согласованность движений рук и ног, дифференцировка усилий, быстрота перемещения
 4.
Перелезание через гимнастическую скамейку, поролоновые кубы, мягкое бревно и др.
Ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела
 5.
Перелезание через наклонную скамейку, установленную под углом 10°
Координация, приспособительная реакция на
изменившиеся условия
6.
Лазание по наклонной скамейке произвольным способом вверх и под уклон
Согласованность движения, ориентировка пространстве, дифференцировка усилий
7.
Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, по одной рейке начиная с нижней, постепенно поднимаясь выше и выше (вниз не смотреть)
Преодоление страха высоты, профилактика плоскостопия, ориентировка в пространстве, согласованность и последовательность движений рук и ног.
8.
«Корабль». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, наступая на каждую рейку поочередно двумя ногами
Преодоление страха высоты, координация и согласованность движений рук и ног, профилактика плоскостопия, воображения
9.
«Ура». Подняться по гимнастической
стенке вверх, вставая на каждую ступеньку, снять ленточку, подвешенную на верхней рейке, пройти приставными шагами на соседнюю стенку и спуститься вниз тем же способом
Преодоление боязни высоты, пространственная ориентировка, двигательная память, профилактика нарушений осанки и плоскостопия
10.
«Черепаха». Лазанье по гимнастической скамейке, лежа на животе и подтягиваясь на руках
Координация движений, мышечной силы рук и плечевого пояса
11.
Лазанье по гимнастической скамейке произвольным способом с последующим перелезанием через поролоновые кубы (плинт, горку матов)
Координация движений, быстрота переключения, согласованность движений,  ориентировка в пространстве
12.
«Верблюд». Ползание и лазанье по гимнастической скамейке с грузом на спине (кубик, резиновое кольцо)
Равновесие, согласованность движений
13.
«На мачту». Лазанье вверх и вниз по веревочной лестнице
Ориентировка в пространстве, смелость, координация, дифференцировка пространства, профилактика плоскостопия
2.5. Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо осво­ение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Подготовительные упражнения для метания,
освоение предметных действий с мячом
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
С большими мячами
(волейбольный, баскетбольный, пляжный)
а) Перекатывание мяча партнеру на­против в положении сидя.
б) Перекатывание мяча партнеру че­рез ворота из набивных мячей, кори­дор из гимнастических палок, между двух параллельно расположенных в длину скакалок из положения сидя, присев, стоя.
в) Катание мяча вдоль гимнастичес­кой скамейки
Дифференцировка уси­лия и расстояния.
Глазомер, координация и точность движения, диф­ференцировка усилия и направления движения.
Точность направления и усилия
 2.
а) Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками.
б) Подбрасывание мяча над собой и ловля после того, как он ударился об пол
Координация движений рук, точность направле­ния и усилия.
Быстрота переключения зрения
3.
а) Бросок мяча в стену и ловля его.
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но ловля после хлопка в ладони.
г) То же, но ловля после вращения кругом, приседания
Координация движений рук.
Зрительная дифферен­цировка направления движения, ручная лов­кость, ориентировка в пространстве, равнове­сие, распределение вни­мания
4.
а) Перебрасывание мяча двумя рука­ми снизу из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета).
б) То же, но ловля после отскока от пола.
в) То же, но после дополнительных движений: хлопок, 2 хлопка, вращение кругом, приседание и др.
Пространственная ори­ентировка, дифференци­ровка усилий, направле­ния, расстояния, времени, быстрота переключения внимания
5.
а) Ведение мяча на месте правой, ле­вой рукой.
б) То же в ходьбе
Дифференцировка уси­лия и направления дви­жения, координация дви­жений рук, концен­трация внимания и зри­тельный контроль
6.
С набивным мячом (1 и 2 кг)
 Поднять мяч вверх, вперед, вправо, влево
Дифференцировка уси­лий, развитие силы рук, плечевого пояса, укреп­ление «мышечного кор­сета»
7.
а) Ходьба с мячом в руках, удержи­вая его на груди 30 с.
б) Ходьба с мячом в руках, удержи­вая его за головой 30 с.
Удержание вертикаль­ного положения при до­полнительной нагрузке, статическая сила рук и плечевого пояса
8.
а) Наклоны туловища вперед, вправо, влево с удержанием мяча на груди.
б) То же, с удержанием мяча за го­ловой
Координация крупной моторики, устойчивость к вестибулярной на­грузке, укрепление «мы­шечного корсета»
9.
Лежащий слева (справа) мяч поднять вверх, подняться на носки, зафиксиро­вать положение 5 с, опустить на пол справа (слева)
Способность воспроизводить направление и амплитуду движения. Сила мышц плечевого пояса, удержание пра­вильной осанки
10.
Приседание с удержанием мяча на вытянутых руках перед собой, над го­ловой, сохраняя осанку
Способность контроли­ровать положение тела и его звеньев (рук с мячом) в пространстве, сила мышц рук и пле­чевого пояса, удержание заданной позы
11.
Из положения сидя, ноги врозь, накло­ны вперед с мячом в руках
Гибкость в поясничном отделе, способность вос­производить ритмичес­кие усилия, координация крупной историки
12.
а) Перекатывание мяча руками в па­рах сидя на полу, ноги врозь.
б) Перекатывание мяча, толчком от себя двумя ногами
Способность регулиро­вать силу мышечного напряжения, дифферен­цировка пространства, точность воспроизведе­ния движения по силе, амплитуде, направлению, развитие силы разгиба­телей ног
13.
Прокатить мяч так, чтобы с расстоя­ния 2-3 м сбить кеглю
Точность усилия и про­странственной диффе­ренцировки, координа­ция движений
14.
Стойка на мяче, руки в стороны, за голову, за спину, сохраняя правильную осанку
Сохранение вертикаль­ной позы в условиях ограниченной опоры
15.
Сидя на полу в круге упор сзади, за­жав мяч между стопами, перенести его партнеру вправо на 30, 60, 90 см и т.д., пока не закончится полный круг
Дифференцировка мы­шечных ощущений, спо­собность регулировать положение тела в про­странстве, различать и отмеривать расстояние, развитие силы мышц ног и брюшного пресса
2.6. Коррекция и развитие мелкой  моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообра­зии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, диффе­ренцировку усилий и пространства, без которых невозможно освое­ние письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для ак­тивизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь — мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, лен­ты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи­-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, иг­рушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, са­мостоятельно.
Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
С малыми мячами
(резиновый, теннисный и др.)
а) Перекладывание, перебрасывание мяча из одной руки в другую.
б) Подбрасывание мяча двумя руками перед собой, ловля двумя.
в) Подбрасывание мяча перед собой правой (левой) и ловля двумя.
г) Подбрасывание мяча правой, ловля левой и наоборот с постепенным увеличением высоты полета
Координация движений кисти, концентрация внимания, следящие движения
Концентрация внимания, дифференцировка усилий во времени и пространстве
2.
Высокое подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопков спереди, сзади, под коленом), поворотов направо, налево, кругом
Тонкая дифференциров­ка усилий кисти, согла­сованность движений рук и дополнительных движений во времени и пространстве. Переклю­чение внимания
3.
а) Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
б) То же, но ловля правой (левой) ру­кой
Дифференцировка уси­лий, зрительный анализ зависимости высоты от­скока мяча от силы и на­правления удара, ориен­тировка в пространстве
4.
а) Удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя.
б) То же с дополнительным движе­нием перед ловлей мяча: хлопок спе­реди, сзади, под коленом, поворот кру­гом
Дифференцировка уси­лия и направления дви­жения, регуляция мы­шечного направления, быстрота переключения, пространственная точ­ность
5.
а) Круговые движения кистями впра­во и влево с теннисными мячами в обеих руках.
б) Поочередное подбрасывание мячей и ловля правой, затем левой.
в) Одновременное подбрасывание 2-х мячей и ловля двумя руками после удара мячей об пол
Подвижность в лучеза­пястном суставе, распре­деление внимания, тон­кая дифференцировка временных, силовых и пространственных ха­рактеристик движения, одновременное решение двух двигательных за­дач (правой и левой)
6.
а) Поочередные удары разными мя­чами об пол и ловля двумя (мячи для настольного тенниса, каучуковый, ре­зиновый, теннисный).
б) Удары разными мячами о стену.
в) Подбрасывание и перекидывание мячей из одной руки в другую.
г) Подбрасывание правой и ловля правой
д) Подбрасывание левой и ловля левой.
е) Броски мяча в цель с близкого расстояния
Дифференцировка так­тильных ощущений, дифференцировка двига­тельных реакций в от­вет на разные раздра­жители, точность движений, соразмер­ность движения кисти и пальцев, распределение внимания
7.
Метание в горизонтальную цель (обруч) с дистанций 4-6 м.
Метание в цель тремя мячами (пластмассовым, резиновым и теннисным), разными по весу и материалу
Дифференцировка тактильных ощущений, усилий и расстояния. Ручная ловкость, быстрота реагирования на переключение, скоростно-силовые качества
8.
То же, но в вертикальную цель (мишень, обруч), расположенную на стене на уровне глаз
Дифференцировка тактильных ощущений, сопоставление усилия и пространства, способность зрения различать расстояние, скоростно-силовые качества
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.7. Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение, как во время выполнения физических упражнений, так и ос­таточный повышенный тонус после его окончания, особенно послеметания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняе­мых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучае­мых сложных движений.
Физические упражнения для коррекции расслабления
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
«Плети». И.п. — стойка произволь­ная, махи расслабленных рук вправо и влево, как «плети», при небольшой ротации позвоночника
Расслабление мышц плеча, предплечья, кисти
2.
«Покажи силу». И.п. – основная стойка, ноги на ширине плеч:
1 — руки в стороны;
2 — руки к плечам, кисти в кулак;
3-4 — максимально напрячь мышцы рук;
1-4 — расслабить мышцы рук – «стряхнуть воду» с пальцев рук
Напряжение, расслаб­ление мышц рук, быст­рота переключения, об­разное мышление
3.
«Бабочка». Бег на носках мелкими шагами со взмахом рук по большой амплитуде, как машут крыльями бабочки
Пластичность, выразительность движений, дифференцировка амплитуды и симметричности движении, образное мышление
4.
«Вертолет». То же, но движения асимметричные: правая вверх – в сторону, левая — вниз — в сторону
(со сменой положения)
Пластичность, выразительность, координация асимметричных движений, образное мышление
5.
«Балерина». И.П. — основная стойка;
1-2 — встать на носки, руки вверх — наружу, потянуться за руками;
3-4 — дугами в стороны — вниз, расслабленно скрестить руки на груди, голову наклонить вниз
Равновесие, точность, выразительность, пластичность движений,
дифференцировка амплитуды, расслабление
6.
«Обними себя». И.П. – основная стойка;
1 — руки в стороны, вдох;
2-3 — крепко обнять себя за плечи, напрячь мышцы рук, выдох;
4 — руки вниз, расслабленно
Напряжение -  расслабление, координация движений
7.
«Удивились». И.п. — основная стойка;
1 — поднять плечи, вдох;
2 — опустить плечи, выдох;
3 — поднять плечи, развести руки, вдох;
4 — опустить плечи, и.п., выдох.
Темп медленный. После 6-8 повторений расслабить мышцы плечевого пояса
Напряжение — расслабление, координация движений и дыхания, эмоция удивления
8.
И.П. — стойка ноги врозь, набивной мяч (1-2 кг) в руках внизу;
1 — руки вверх, прогнуться, посмотреть на мяч, вдох;
2 — в И.П., выдох;
3 — наклоны вперед, прямые руки вперед, посмотреть на мяч, вдох;
4 — и.п., выдох.
Темп медленный. После 5-6 повторений положить мяч, опустить плечи, встряхнуть руки
Развитие силы мышц плечевого пояса, координация движений и дыхания, переключение на расслабление в фазе отдыха
9.
И.П. — сидя или стоя. Сжимание-разжимание кистей с постепенно увеличивающимся темпом движений. По сигналу — отдых, расслабление – «стряхнуть воду с пальцев»
Развитие мелкой моторики рук, дифференцировка темпа движении,
расслабление
10.
И.П. — сидя по-турецки. Выполнить позу прав ильной осанки: расправить плечи, туловище прямое, подбородок приподнят, плечи опустить. Закрыть
глаза, фиксировать позу 20 с. Во время отдыха (20-30 с) лечь на спину, ноги согнуть в коленях, руки в стороны — расслабиться
Сохранение вертикаль ной позы без зрительного контроля, переключение, дифференцировка времени, расслабление
11.
И.П. — лежа на спине. Сделать глубокий вдох и напрячь все мышцы тела в течение 10 с (отсчитать 10 с мысленно, про себя), максимально расслабить все мышцы, глубокое дыхание
Развитие статической силы, дифференцировка (отмеривание) времени,
волевое усилие, расслабление, контролируемое дыхание
12.
«Велосипед». Из упора сидя сзади поднять ноги на угол 450, выполнить «педалирование» В течение 20 с, опустить ноги, согнуть колени, руками «потрясти» мышцы голени
Развитие силы мышц ног и брюшного пресса, расслабление мышц ног с элементами самомассажа
13.
И.П. — основная стойка. Круговые движения кистей, круговые движения предплечий, круговые движения в плечевых суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой (расслаблено, за счет инерции) расслабление – «бросить» руки
Развитие гибкости, мелкой и крупной моторики рук, регулирование темпа
и амплитуды движений, умение использовать инерционные силы
14.
Прыжки на скакалке на двух ногах в высоком темпе — 30 с, прыжки на скакалке с междускоками в медленном темпе – 30 с, повторить – 3-4 раза
Активизация дыхательной и сердечно-сосудистой систем, координация движений рук и ног, умение выполнять «сильные» и расслабленные» прыжки, переключение и дифференцировка темпа
15.
Бег с высоким подниманием будра у опоры с переходом на расслабленный бег «трусцой».
Быстрота движений, способность к переключению и расслаблению, дифференцировка усилий и темпа движений
16.
«Скалолазы». Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с переходом на соседнюю стенку и доставанием флажка. После упражнения: поднять руки вверх, последовательно расслабить все мышцы: «уронив.) кисти, предплечья, плечи, согнуть тазобедренные, коленные, голеностопные суставы — сесть на пол
Преодоление чувства страха, координация движений рук и ног, дифференцировка усилий, профилактика плоскостопия, последовательное расслабление разных звеньев тела
17.
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за голову — поднять голову, грудь, ноги. Зафиксировать позу на 5 с, расслабить все мышцы, опустив голову на руки и согнув ноги в коленных суставах, «поболтать» ногами
Статическая сила мышц позвоночника, укрепление мышечного корсета,
Расслабление мышц туловища и ног
18.
Стоя у опоры — расслабленные махи ног вперед и назад
Регулирование произвольного расслабления, гибкость
19.
Сидя, руки расслаблены;
1-4 круговых движения головой вправо;
5-8 круговых движения головой влево
Расслабление мышц шеи, устойчивость вертикальной позы при раздражении вестибулярного аппарата
2.8. Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение тулови­ща и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы по­звоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
  Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипо­тонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее ти­пичные ее формы.

          
 
Для определения вида нарушения осанки предлагается таблица, в которой перечислены все признаки отклонений осанки от нормы.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, деформа­цией стопы, косолапостью, что отрицательно сказывается на положе­нии таза и позвоночника.
У многих умственно отсталых школьни­ков мешковатая осанка, движения неловкие, походка напряженная и неустойчивая. Встречаются дети с явными парезами или паралича­ми отдельных мышечных групп.
Дети, как правило, имеют представление о правильной осанке и могут продемонстрировать ее достаточно точно, особенно у верти­кальной стены, но тут же нарушают ее при выполнении физических упражнений, в бытовых движениях, ходьбе, сидя за партой.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положени­ями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое разви­тие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конеч­ностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, под­вижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, ос­вещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комп­лексное воздействие самых разнообразных упражнений на все груп­пы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенно­го типа осанки.

Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника
(начальная стадия)
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
 1.
«Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника
Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета,  координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость
2.
«Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется со страховкой
Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений
3.
«Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и воз-
вращение в исходное положение без помощи рук
Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве
4.
«Птица». Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук
Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве
5.
«Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах,  запрокинув назад голову
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление
силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость
к вестибулярному раздражению
6.
«Лодочка». Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке»
Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины
и живота
7.
«Пловец». Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола
Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных
и временных характеристик движения
8.
«Рыбка». Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед – медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отдела позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы
Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища
9.
«Свеча». Из положения лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их  до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение
Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная
ориентация, регулирование амплитуды движения
10.
«Велосипед». Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением
Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений,
дифференцировка темпа движений
11.
«Стрелка». Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги
Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация
движений
12.
«Маятник». Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 900 и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять
вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола
Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация
движений, ориентация в пространстве, волевое усилие
Упражнения для коррекции круглой (сутулой) спины
№ пп
Упражнения
Коррекционная направленность
1.
2.
3.
«Кошечка»
« Змея»
«Лодочка»
Гибкость грудного отдела позвоночника, удержание осанки в динамических упражнениях и статических позах
4.
«Кроль». Стоя перед зеркалом, вращение рук назад, имитирующее движения руками в кроле на спине, постепенно увеличивая темп движений. Контролировать положение плечевого пояса
Увеличение подвижности плечевых суставов. Укрепление мышц спины и плечевого пояса. Ритмичность и координация движений, регулирование темпа движений
5.
«Насос». Стоя перед зеркалом в позе правильной осанки — наклоны туловища вправо и влево, скользя ру­ками вдоль туловища. Контролиро­вать положение плечевого пояса
Укрепление боковых мышц туловища, устой­чивость вестибулярного аппарата, регулирование позы
6.
«Штанга». Из положения стоя пе­ред зеркалом с гимнастической пал­кой за плечами — наклон туловища перед до горизонтального положения, неотрывно глядя в глаза своего зер­кального отображения
Укрепление мышц туло­вища, гибкость грудно­го отдела позвоночника, зрительный контроль за регулированием позы, симметричность движе­ний
7.
«Лук». Стоя вплотную спиной к гим­настической стенке, хватом за рейку на уровне плеч — про гнуться в груд­ном отделе, выпрямив руки и вер­нуться в исходное положение
Гибкость грудного отдела позвоночника, координа­ция движений, растяги­вание мышц брюшного пресса
8.
«Обезьянка». Из положения стоя на 4-й рейке снизу лицом к гимнасти­ческой стенке, хватом двумя руками на уровне пояса — глубоко присесть, разгибая руки
Укрепление мышц рук, плечевого пояса и туло­вища, ориентировка в пространстве
9.
«Силач». Из положения лежа на жи­воте с гантелями (по 1 кг) в руках, руки в стороны — слегка вытянуть шею, прогнуться в грудном отделе, отвести руки в стороны, сблизить ло­патки и приподнять ноги: вернуться в исходное положение, расслабить руки
Гибкость грудного отдела позвоночника, статичес­кая сила рук и плече­вого пояса, симметрич­ность усилий
10.
«Орел». Из положения лежа бедра­ми поперек гимнастической скамей­ки, ноги закреплены (партнер держит голеностопы) руки за голову — на­клон вперед с последующим разги­банием в грудном и поясничном отделах, голову поднять, локти отвес­ти в стороны, зафиксировать позу и вернуться в исходное положение, рас­слабиться
Гибкость грудного отде­ла позвоночника, растя­гивание мышц передней стороны туловища, ори­ентировка в простран­стве, симметричность движений, устойчивость вестибулярного аппарата
11.
«Замок». Из положения сидя на полу, скрестив ноги — левая рука заводит­ся за спину ладонью наружу, правая, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью вовнутрь, сцепить пальцы в замок. То же с другой руки
Координация движений рук и кисти, растягива­ние мышц плечевого по­яса, ориентировка в пространстве, точность движений
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Рrofit function
Реферат Причины, итоги и значение Великой Отечественной войны
Реферат Методика аудиторської перевірки товарно матеріальних цінностей
Реферат Особливості тракторів що оснащуються бульдозерами
Реферат Advertisement Appeals To Women Essay Research Paper
Реферат Место и проблемы развивающихся стран в мировом хозяйстве
Реферат Боспорское царство 2
Реферат Пути повышения экономической эффективности производства и реализации зерна
Реферат Первая англо-сикхская война
Реферат Психологическая деятельность лекции
Реферат Организация приключенческого туризма
Реферат Literary Interpratation Of The Black Cat Essay
Реферат 1. Определение электронных приборов. Классификация электронных приборов по характеру рабочей среды, мощности, частотному диапазону
Реферат Пути повышения эффективности использования основных средств
Реферат Пути решения проблем в деятельности государственного сектора