Реферат по предмету "Педагогика"


Состояние современного российского образования

Федеральное агентствопо образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Кольскийфилиал
Петрозаводскогогосударственного университетаКафедраобщеуниверситетскаяДисциплина:«Педагогика с методикой преподавания»КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАСостояние современного российскогообразования
студентки 3 курса
(группа М/2004 — 5)
заочного отделения
Специальность: 060109–
Сестринское дело
Ревво Ольги Николаевны
Преподаватель: Доц., к. пед. н. Макарова Н.В.
 
 
 
 
 
 
 
Апатиты
2007

Содержание
Введение
1.   Качество образования в средней школе
2.   Необходимость модернизацииобразования в России и её основные аспекты
3.   Образование, как отражениесоциокультурной ситуации в России
4.   Коммерциализация высшего образования– угроза интеллектуальному потенциалу России
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Отличительная особенность развитияобразования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительствабольшинства стран к проблемам его качества и эффективности. У многих отечественныхи зарубежных специалистов, изучающих динамику современных обществ, ужедостаточно давно сложилось убеждение, что главным ресурсом развития в XXI веке станет «человеческий капитал».Высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащённости граждан сейчас поправу рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государствперед другими.
Политика сохранения за собойлидирующих позиций в области образования, проводящаяся практически во всехразвитых странах, опирается на мощную инвестиционную поддержку и координируетсяна общенациональном уровне в рамках специальных проектов. Положение России наэтом фоне достаточно драматично, не смотря на то что не так давно отечественнаясистема образования считалась одной из лучших в мире.
В настоящее время в России переживаетпору расцвета сравнительная педагогика, развитию которой до конца 80-х годовпрепятствовали политические обстоятельства. Официальная педагогическая наукаизбегала непредвзятого сопоставления отечественной и зарубежной школ ипедагогики. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологиии инструментария сравнительных исследований качества образования. Основноевнимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, аобъяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результатыобучения. Подобные исследования позволяют выявить сильные и слабые стороныроссийского образования и наметить пути более эффективного достижениянамеченных целей. С этих позиций необходимо рассмотреть состояние современногороссийского образования, опираясь на данные исследований, проводимых впоследние годы в наших образовательных учреждениях
Целью работы является изучениесостояния среднего и высшего образования в России на современном этапе.Необходимо определить причины неблагополучных тенденций в системе образования инаметить пути выхода из сложившейся обстановки.

1.   Качество образования в средней школе
Российская академия образованиясовместно с министерством образования РФ начиная с 1988 года ведут исследованияпо сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимыхвышеназванными организациями.
Сравнительные исследования, какправило, включают две фазы. Первая – выявление тенденций развития образования вмире на основе анализа его состояния в странах-участницах и изучения программ иучебников, научно-методической литературы. Вторая фаза – сравнительная оценкауровня общеобразовательной подготовки школьников в странах-участницах ивыявление факторов, влияющих на результаты обучения. В настоящее время всистему мониторинга качества образования вовлечено 64 субъекта РоссийскойФедерации. Это не даёт полной картины учебной подготовки школьников в сравнениис задачами нашей школы, но позволяет выявить сильные и слабые стороны российскогообразования и наметить пути более эффективного достижения намеченных целей.[3), стр.81]
При исследовании уровня подготовкивыпускников начальной школы выяснилось, что у наших школьников выше знанияфактологического материала, умения воспроизводить их и применять в знакомойситуации, использовать известные алгоритмы и процедуры. Ниже оказалисьинтеллектуальные умения, связанные с решением задач, интеграцией знаний иприменением их в незнакомых ситуациях и в ситуациях, близких к реальной жизни.Обращает на себя внимание беспомощность младших школьников в ситуациях, близкихк реальности. Они затрудняются в определении времени, не могут выполнитьнесложные измерения, что говорит об оторванности полученных ими знаний отповседневной жизни. Таким образом, необходимо больше внимания уделять общемуразвитию учащихся, практической стороне естественно-математическогообразования, учить школьников применять знания в жизненных ситуациях.
Результаты российских учащихсяосновной школы (VIII класс)устойчиво превышают средние международные показатели и по математике и поестествознанию, о чём свидетельствуют итоги трёх международных исследований1991, 1995 и 1999 годов, в которых принимали участие 39 стран. [3), стр.82]Здесь, безусловно, проявляются сильные стороны российского школьногообразования. Это особенно важно подчеркнуть, если вспомнить, что ни одна странамира не имеет столько проблем в образовании, сколько отметили наши директора иучителя, отвечая на вопросы международных анкет. Уровень российских школ оченьсильно зависит от того, расположены ли последние в городской или сельскойместности. Это означает, что они представляют своим учащимся различныеобразовательные возможности. Анализ результатов показал, что наши учащиесяимеют более высокие результаты в применении известных алгоритмов и процедур,результаты явно ниже при проверке понимания содержательного смысламатематических понятий и при решении задач. Очевидно, что поставленная переднашей школой цель – подготовить выпускников школы к свободному использованиюматематики в повседневной жизни – в значительной степени не достигается. Поестествознанию российские школьники лучше учащихся многих стран мира выполняютзадания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями иумениями. Однако, их результаты ниже при выполнении заданий на применениезнаний в практических жизненных ситуациях, содержание которых представлено внеобычной, нестандартной форме; в которых требуется провести анализ данных илиинтерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия проведения тех илииных изменений, например в окружающей человека среде.
Таким образом результаты исследованияиллюстрируют направленность российской системы математического иестественнонаучного образования на высокий уровень знания фактов, усвоениянавыков использования известных процедур в знакомых ситуациях и сравнительнонизкий уровень развития интеллектуальных умений, связанных с решениемтворческих задач, интеграцией знаний, их применением в новых ситуациях.Подобная картина наблюдается также и в результатах по другим образовательнымобластям: по граждановедению и грамотности чтения. Выявленные проблемы не могутне вызывать тревогу и озабоченность в связи с возможным интеллектуальнымотставанием российских школьников от своих сверстников в развитых странах мира,низким уровнем сформированности общенаучных, общеучебных, а так жекоммуникативных умений. Сложившуюся ситуацию нельзя не учитывать приреформировании школы и обновления содержания образования. Например, уже сначальной школы в курсе математики необходимо начать изучение темы «Анализданных. Вероятность. Статистика», овладение которой способствует адаптацииучащихся в обществе, а так же изучение элементов стереометрии, что способствуетразвитию пространственных представлений. Курс математики основной школы долженв значительно большей степени готовить учащихся к свободному использованиюматематических знаний и умений в ситуациях повседневной жизни. Преимуществароссийского математического и естественнонаучного школьного образования былипродемонстрированы в 1995году выпускниками средней школы, изучавшимиуглублённые курсы математики и физики. Они вошли в лучшую тройку стран мира,показав результаты, значительно превышающие средние международные для всехучаствовавших в исследовании стран. Однако согласно специальному анализуроссийские выпускники лучше решали задачи на вычисление и хуже выполняликачественные задачи на объяснения физических явлений. Следует так же отметить,что средний возраст наших выпускников средней школы составляет 16,9 лет, что на1–3 года меньше, чем в других странах.
Что касается структуры образования,то анализ её показал, что типичной для большинства стран является следующая:начальная школа – I – VI классы, основная – VII – IX классы, старшая – X – XII классы. В большинстве стран (в 34 из46) дети начинают обучение в школе с 6 лет. Только в Швейцарии и Россиисуществует два потока разного возраста в начальной школе, а в Финляндии детиидут в школу в 7 лет. Продолжительность обязательного обучения в школе вразличных странах меняется от 5 лет (в Колумбии) до 12 лет (в Бельгии иГермании). В 14 странах она составляет 9 лет, в 8 странах – 10 лет, в 5 странах– 11 лет. Как видно, Россия предоставляет более ограниченные возможности вполучении образования, чем многие развитые и развивающиеся государства. Каждыйгод обучения вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие ребёнка,поэтому переход на 12-летнее обучение оправдан с точки зрения расширенияобразовательных возможностей. Ещё одним объектом внимания при исследованиисостояния российского образования стало изучение особенностей организацииучебного процесса. Анализ опроса учителей, ведущих различные курсы, показал,что большинство уроков естествознания имеют традиционную структуру: опрос, объяснениенового материала, закрепление изученного и др. Довольно редко проводятсяэкспериментальные или практические работы, зато письменный контрольосуществляется почти на каждом уроке.
При исследовании примененияинформационных технологий в образовании выяснилось, что практически все страныимеют чётко обозначенную политику в области использования информационных компьютерныхтехнологий (ИКТ) в образовании. [3), стр.87] Исследование ещё раз подтвердилоотсутствие такой политики в России. Этим объясняется то, что в российскихшколах практически нет программного обеспечения по целому ряду школьныхпредметов, уделяется слабое внимание к подготовке и переподготовке учителей вобласти ИКТ, крайне бедна инфраструктура. Настораживает тот факт, что 68 %российских школ (из числа имеющих компьютеры) даже не планируют подключение ксети Интернет в обозримом будущем. Те школы, которые обладают современнойтехникой, мало применяют её в административной работе. Обнадёживает лишь то,что и директора, и учителя информатики российских школ сохраняют высокийуровень энтузиазма по отношению к применению ИКТ в образовании.
Итоги анализа убедительносвидетельствуют о том, что социально-экономические условия и культурныетрадиции могут оказывать более сильное влияние на результаты обучения, чемцеленаправленная деятельность школы. Система образования в каждой странеявляется уникальной по характеру взаимодействия различных факторов. Этогонельзя не учитывать при реформировании образования и определении направлениямодернизации.
2.   Необходимость модернизации образования в Россиии её основные аспекты
 
За последние десятилетия в жизнистраны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, воснове экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появилисьновые профессии, да и к старым предъявляются новые требования. Например, вомногих областях деятельности требуется свободное владение по крайней мере одниминостранным языком, умение пользоваться компьютером и т.д. и т.п. Поэтому ясно,что новое поколение надо готовить к жизни иначе, чем прежде. Тем самымобусловлена необходимость модернизации системы образования.
Понятие «образование» в нашей странев последнее время, к сожалению, обесценилось. Достаточно сказать, что насегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 3 тыс. высшихучебных заведений вместе с филиалами (для сравнения: в СССР действовало около700 вузов) – и все они выдают дипломы одинакового образца. [5), стр. 107]Обществом потерян ориентир, многим не ясно, что такое по-настоящемуобразованный человек и что такое человек, получивший какое-то образование.
Сегодня в обществе в целом поотношению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. Посуществу, мы видим два непримиримых лагеря: в одном собрались «реформаторы»(модернизаторы?), а в другом – так называемые «консерваторы». В рядах последнихоказались крупнейшие деятели отечественной науки, культуры и образования. Это иректор МГУ В.А. Садовничий, выдающиеся математики президент РАН Ю.С. Осипов,вице-президент РАН В.В. Козлов, академик РАН В.И. Арнольд. К ним же относят инаших Нобелевских лауреатов физиков Ж.И.Алфёрова и В.И. Гинзбурга, писателяА.И. Солженицына. Многие высокопоставленные чиновники, от которых во многомзависит судьба образования в России, любят ссылаться на зарубежный опыт. Новедь этот опыт многогранен, поэтому необходимо анализировать его со всехсторон. В 1991 году в Нью-Йорке было опубликовано фундаментальное аналитическоеисследование, посвящённое качеству образования, получаемого в американскойшколе. В нём перечисляется ряд серьёзнейших проблем:
-    снижение экзаменационных отметок;
-     падение доли завершивших обучение,которое достигло угрожающих размеров, особенно среди учащихся с низкимидоходами;
-     отсутствие у многих выпускников среднейшколы и даже колледжей адекватных базовых навыков;
-    малое количество людей, получившихподготовку в области науки и техники;
-    недостаточная поддержка школ иучителей.
По данным Нью-Йоркского департаментаобразования, в начале 1990 годов американским деловым кругам было всё труднеенаходить квалифицированных работников, потому что слишком много молодых людейвыходили на рынок труда неподготовленными и американским компаниям приходилосьтратить до 40 млрд. долларов в год на корректировку образования персонала. [5),стр.110] По результатам комиссии сенатора Гленна осенью 2000 года былопубликован документ, который представляет поучительный опыт принятия решений,полезный и нам. Главной идеей доклада стало утверждение, что страна, котораяхотела бы адекватно отвечать серьёзнейшим вызовам времени, должна опираться, впервую очередь, на хорошее математическое и естественнонаучное образование. Всвязи с этим, основные предложения связаны с улучшением подготовки учителей,условий их работы, с тем, чтобы сделать профессию учителя математики иестественных наук более престижной, выделяя ежегодно на эти цели 5 млрд.долларов. К сожалению, у нас модернизация идёт в направлениидефундаментализации образования. В школе сокращаются предметыестественнонаучного цикла. По образному выражению В.А. Садовничего для среднейшколы создаются какие-то «кентавры» из физики, химии, биологии (предмет«Естествознание»). [5), стр.110] То же самое происходит и в гуманитарном цикле,для которого предлагается предмет «Обществознание», интегрирующий разныедисциплины. Концепция модернизации нашего образования центральное место отводиттак называемой коммуникативности. Зарубежный опыт показывает, что акценты,наоборот, должны быть смещены в сторону фундаментализации образования, а коммуникативностипри этом можно только несколько добавлять. Таким образом, не следует в процессереформирования отечественной системы образования множить ошибки, которых и такза истёкшее десятилетие было сделано немало.
В соответствии с Законом РФ «Обобразовании», организационной основой государственной политики РФ в этой сфереявляется Федеральная программа развития образования, рассчитанная на 2000 –2005 годы. Главная цель программы – развитие системы образования в интересахформирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности.Таким образом, модернизация образования – это масштабная программа государства,в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий.Среди них можно выделить те, которые относятся к общеобразовательной школе:
-    обновление содержания образования исовершенствование механизмов контроля за его качеством;
-    разработка и принятие государственныхстандартов общего образования; разгрузка содержания образования;
-    введение единого государственного экзамена;
-    введение профильного обучения настаршей ступени общеобразовательной школы.
Обновление содержания образования. Эта проблема сейчас актуальна, какникогда. Существовавшая в Советском Союзе система образования была основана натак называемом линейном подходе, когда изучение соответствующей дисциплиныначиналось в младших и заканчивалось в старших классах. После принятия в 1992году Закона РФ «Об образовании» линейная система была заменена наконцентрическую, в рамках которой основное общее образование для школьниказаканчивается уже в IX классе. Базовоесреднее образование школьник может получить в X – XIклассах. Очевидно, что сам по себе концентрический подход уже требуетобновления содержания с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностейи интересов школьников, их социальных притязаний, права на выбор«образовательных траекторий». Период развития мировой экономики, когда её успехопределяла немногочисленная элита, закончился. Поэтому уровень развития странынапрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основноймассы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшейпрофессиональной школе. Таким образом, необходимо понимать современный уровеньразвития соответствующей науки в целом и специфику её отдельных отраслей.
Разработка Государственных стандартовобразования.Проблема стандартов возникла в начале 90 годов прошлого века, когда приактивном участии тогдашнего министра образования Э.Д. Днепрова школьноеобразование взяло курс на вариативность. За короткий срок были написанымногочисленные авторские программы, учебники, учебные пособия, при этомкачество многих из них было более чем сомнительное. Каждый учитель получилправо сам выбирать, чему и как учить. В результате достаточно быстровыяснилось, что содержание образования перегружено второстепенной информацией,не имеющей значения ни для дальнейшего развития учеников, ни для окружающейжизни. Актуальным стал вопрос о стандартизации содержания школьногообразования. Стандартизация (разработка и использование стандартов) являетсяобъективно необходимой деятельностью по упорядочению практики её систематизациив соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества. Подстандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых вкачестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал иучитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижениюэтого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура,содержание, объём учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Такимобразом, стандарт – это главный нормативный документ, определяющий содержаниешкольного образования.
О едином государственном экзамене. Тесты всё активнее вторгаются в нашужизнь благодаря реформе образования, важной составной частью которой являетсявведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме всеобщеготестирования. Отношение к этому новшеству со стороны учителей, работниковвысшей школы и научных работников почти единодушно отрицательное. [5), стр.113]Тесты как одна из форм контроля знаний, безусловно, имеют право насуществование, особенно в условиях, когда за короткое время надо проверитьобщий уровень грамотности человека. Поэтому представлять себе особенности выполнениятестовых заданий должен любой грамотный человек. В то же время реформаобразования в её нынешнем виде приведёт к тому, что школьное образованиесведётся к натаскиванию на единое тестирование. Опасность увлечения тестамисостоит в том, что целенаправленная подготовка к ним влияет на образ мышлениячеловека, сильно ограничивает его возможности и уничтожает творческий характерличности. Ситуация, когда нет самостоятельного решения, а есть только выбормежду предложенными кем-то вариантами ответов, хороша для инертных,ограниченных людей. Именно таких выпускников школ мы будем получать лет черездесять, если тестирование примет единый и всеобщий характер. [5), стр.114]
Один из надуманных аргументов впользу ЕГЭ состоит в том, что он якобы обеспечит равный доступ к высшемуобразованию для различных социальных и территориальных групп населения. Однакоопыт приёма в МГУ показывает, что тестирование не даёт объективной оценкизнаний и не обеспечивает школьникам равных возможностей. Совершенно очевидно,что тестирование можно использовать как одну из форм контроля работы среднихшкол, но ни в коем случае – как единственный монопольный механизм доступа квысшему образованию. Наконец, в данный момент невозможно оценить отдалённыерезультаты эксперименты. Без проведения анализа этих результатов невозможнооценить влияние ЕГЭ на качество подготовки вузами будущих специалистов. Вузыдолжны сохранить большую самостоятельность в выборе правил приёма абитуриентов.
Введение профильного обучения встарших классах школы.Переходк профильному обучению преследует следующие цели:
-    углублённое изучение отдельныхпредметов программы полного общего образования;
-    установление равного доступа кполноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с ихспособностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
-    расширение возможности социализацииучащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональнымобразованием.
Профильное обучение представляетсобой средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счётизменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса болееполно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условиядля обучения старшеклассников в соответствие с их профессиональными интересамии намерениями в отношении продолжения образования.
Таким образом, модернизацияобразования, как масштабный план реализации конкретных мероприятий насовременном этапе должна включать в себя: обновление самого содержанияобразования в соответствии с требованиями времени, разработку государственныхстандартов и наиболее объективных методов контроля полученных знаний, а так жеобязательное введение профильного обучения в старших классах.
 
3. Образование, как отражениесоциокультурной ситуации в России
 
Кризис образования является одной изглобальных проблем современности, разрешение которой имеет первостепенноезначение для благополучия каждой страны. В России кризис этой сферы принялэкстремальный характер в связи с небывалым обвальным сокращением бюджетногофинансирования. Даже в тяжелейшем 1942 году на нужды образования советскаявласть выделяла 5,7 % из своего крайне напряжённого бюджета, а уже в 1950 годуэти расходы достигли почти 14 %. Симптомы неблагополучия в этой сфере сталипроявляться ещё в «эпоху застоя». С начала же 90-х годов ситуация резкоухудшилась из-за хронического недофинансирования системы образования и в силуряда социальных причин (катастрофическое падение уровня жизни, детскаябеспризорность, наркомания и др.). Затраты на образование на фоне этогопостоянно снижались (1997 г. – 2,88%, 1998 г – 2,23%, 1999 г. – 2,02%, 2000 г.– 1,85%, 2001 г. – 1,84%, 2002 г – 1,57%), зато росли предназначенные длясодержания властных структур и бюрократического аппарата. В результате совокупныйинтеллектуальный потенциал России, рассчитанный по методикам ООН, снизился доуровня тридцатилетней давности, когда среди населения ещё достаточно великабыла доля людей, чьё детство и юность протекали в полуграмотной патриархальнойдеревне. [1), стр.20] Однако, история знает немало примеров, указывающих на то,что общий уровень материального благополучия страны в тот или иной момент непредопределяет её дальнейших успехов или неудач (опыт послевоенного возвышенияЯпонии). В историческом плане пути различных стран и народов, очевидно,определяются факторами, выходящими за пределы «экономических условий развития»:социальной энергией людей и её направленностью, типом культуры, коллективнымимотивациями и установками, передаваемыми из поколения в поколение посредствомсоциальных эталонов и моделей поведения. Таким образом, решающий фактор – некоесовокупное качество общества как социокультурной системы.
Какая же социокультурная диспозицияпо отношению к образованию складывается в настоящее время в России? Какиеособенности характеризуют наше общество, если рассматривать его в качестве«охватывающей среды» образования?
Хорошо известно, что рыночные реформыначала 90-х годов с их культом чисто денежной составляющей жизненного успехасущественно подорвали престиж образования, который долгое время был достаточновысоким, был девальвирован очень важный принцип самоценности духовной жизни. Вэтих условиях спросом могли пользоваться только сугубо прикладные сведения инавыки, способные принести их обладателю немедленную выгоду. Внедрение вмассовое сознание псевдорыночных ценностей шло путём радикальной вестернизацииРоссии и её интеграции в западное сообщество на условиях перехода к«демократии».
Однако уже в середине 90-х годов подвоздействием разочарований, порождённых негативными результатами реформ,цивилизационная ориентация российского общества стала меняться. Доминирующейтенденцией стало возвращение от западнических увлечений к «исконно российским»представлениям, нравственным устоям и образу жизни. В рамках этого процессаактуализируется целый ряд черт и особенностей, устойчиво характеризующихроссийский (русский) менталитет на длительных (многовековых) отрезкахисторического времени. В качестве одной из причин такой неоконсервативной волныможно отметить исключительно важную роль семьи, которая в 90-е годы оказаласьпо сути дела единственным воплощением устойчивости и солидарности встремительно рассыпающемся социуме. В период социально-исторического переломаименно семья оказалась хранительницей и ретранслятором российскогокультурно-исторического опыта. А опыт этот содержит в себе специфическуюсоциальную антропологию, делающую главный упор не столько на функциональнуюэффективность человека (как в западной культуре), сколько на его духовноесамоустроение. Так, по данным опроса (февраль – март 2000 г.), почти 2/3россиян считают, что хорошее образование – это главное в воспитании детей всовременных условиях. Чуть менее значимым оказалось воспитание таких качеств,как мужество и стойкость (36,6 % опрошенных), а так же честность и доброта(36,5 %). Что же касается формирования так называемой «деловой хватки», то этапозиция была отмечена лишь 16 % участников опроса. [1), стр. 23]
Данные проводимых исследований так жеподтверждают, что для россиян имеет значение не только само стремление кобразованию и образованности, но и его мотивация, а так же его представления отом, как и в какой форме это стремление может быть удовлетворено. Если в начале90-х гг. главными составляющими успеха представлялись везение, стечениеобстоятельств, умение рисковать, то к 1994 — 1995 гг., как показывают данныесоциологических исследований, это понятие начинает устойчиво ассоциироваться состремлением к интеллектуальному развитию, культуре и определённой духовнойфундаментальности. Наглядным проявлением этого процесса стала динамикаконкурсов в ведущие вузы страны – резкое снижение их в 1992 – 1993 гг. и рост,совпадающий с изменением общественных настроений в 1995 –1996 гг. Причём важноотметить не только формальный рост числа поданных абитуриентами заявлений, но иперераспределение их по специальностям (рост в сторону мехмата, физфака,химфака и т.п.). Это говорит о том, что знания, широта кругозора, уровеньинтеллекта, богатство духовных запросов вновь приобретают значение ведущих жизненныхориентиров. Судя по результатам исследований, в сознании российской молодёжискладывается специфическая по своей смысловой структуре модель прагматизма,главным вопросом которой является то, чего именно она надеется добиться спомощью образования. Среди ответов на поставленный вопрос первые места виерархии занимает сама образованность, возможность стать культурным человеком,как способ утверждения личного достоинства и социальной самоидентификации. Ещёодин важный мотив состоит в том, что образование даёт человеку уверенность всебе и чувство внутренней независимости. Кроме того, в мире, построенном наманипулировании людьми, образование выступает для многих важнейшей составляющейличной свободы.
При рассмотрении меры активностироссиян в сфере самостоятельного поиска источников знаний обращает на себявнимание, что в структуре жизненных интересов россиян очень важное местозанимает самообразование. Следует заметить, что интерес к самообразованиюпрактически не зависит от возраста. Кроме того, примечательно то, чтороссиянам, в отличие от граждан других европейских стран в получениисертифицируемой переподготовки обычно не помогает ни государство, ниработодатель. В таких условиях увлечение самообразованием становитсяисключительно важным ресурсом социальной самоорганизации. Фактически обществосамо, без существенного участия государства, достраивает значимые элементысовременной образовательной среды, создавая условия для сохранения имодернизации российского интеллектуального потенциала. Анализ ценностныхустановок россиян, их жизненных приоритетов и общей структуры социальной практикипозволяет сделать вывод, что по крайней мере в средних слоях российскогообщества образование в настоящее время стало одним из основных центровжизнедеятельности, вокруг которого выстраиваются другие её элементы и функции.
В последние десятилетия в результатесоциальных сдвигов значительная часть населения оказалась отсечённой не толькоот качественного, но и, по сути дела, от всякого образования вообще. Всего, пооценкам экспертов, в Российской Федерации в настоящее время не посещают школуне менее 2 млн. детей. Проблема эта, по-видимому, не ограничивается толькосоциальным расслоением, имущественное неравенство накладывается нацивилизационный раскол общества. В современных условиях можно ожидать расколаобщества на три части. Это, во-первых, основная масса образованных граждан –выпускники российской школы и российских вузов. Во-вторых – детивысокопоставленных чиновников и бизнесменов, воспитывавшиеся в дорогих частных школах,а затем в престижных университетах США, Англии, Франции, Германии, Швейцарии.И, наконец, в-третьих, выделим растущий слой малообразованных и необразованныхроссиян, по существу, выпавших из системы образования и сумевших в лучшемслучае закончить лишь несколько классов. [1), стр.26]
В сложившейся ситуациипросматривается очень серьёзная социальная, социодемографическая исоциокультурная проблема, требующая специального анализа. Нужны такиеорганизационно-институциональные формы и такие образовательные технологии,которые могли бы нейтрализовать или хотя бы смягчать последствиянеблагоприятных тенденций общественного развития. Как бы не воспринималасьситуация в образовании в высших кругах, для общества она в настоящее времястала ощутимым источником беспокойства. В ходе проводимых исследованийвыяснилось, что опасения по поводу невозможности дать детям хорошее образованиевышли на передний план, оставляя за собой такие серьёзные жизненные проблемы,как невозможность улучшить жилищные условия, безработица, гиперинфляция,падение производства, ухудшение экологической ситуации и ряд других. Длянаиболее обедневших массовых категорий интеллигенции перспективакоммерциализации образования означает катастрофу. Кроме того населениебеспокоит и то, если образовательные учреждения включатся в гонку за рублём,это помешает им сосредоточиться на качестве образовательных услуг.
С учётом всей картины образования,представленной выше можно отметить, что в общественном сознании сложилисьопределённые представления об ориентирах модернизации российского образования.Во-первых – применительно к российскому образованию должна быть отчётливаясоциальная окрашенность представлений. Во-вторых, безусловным приоритетом дляроссийской системы образования должно быть соответствие собственным условиям,потребностям и традициям. Наконец, третье – общественность должна формулироватьтребования стратегического характера. Наиболее принципиальные из нихориентированы не на частные, групповые, корпоративные, а на общенациональные интересыи интерпретацию образования в рамках парадигмы «общего дела».
4.   Коммерциализация высшего образования– угроза интеллектуальному потенциалу России
С 1994 года доля финансированияобразования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается,, врезультате чего расходы Российского государства по этой статье в абсолютномвыражении стали в 165 раз меньше американских. [4), стр. 99] В связи с этимвозникла реальная угроза снижения научно-образовательного потенциала. Потерифинансирования обусловлены коммерциализацией при слабой законодательной инормативно-правовой базе, позволяющей перемещать часть средств изгосударственных учебных заведений в частные структуры. Ситуация осложняетсятем, что государственная власть стремится переложить бремя финансированияобразования на самих учащихся и их семьи. Основной удар наносится по высшейшколе, на долю которой приходится 1,5 % бюджетных расходов, что составляетничтожную долю минимально необходимого финансирования. Для того, чтобы выжить вэтих условиях, она вынуждена постоянно увеличивать приём студентов на платнойоснове. При этом технические вузы вынуждены открывать подготовку поспециальностям, не имеющим отношения к их профилю (право, регионоведение,социология, банковский и туристический бизнес), но пользующиеся спросом нарынке труда.
Многие инженеры, врачи, учителятрудятся в сферах, не связанных с их профессией, только потому, чтопредлагаемая им зарплата недостаточна для элементарного выживания. Выпускникипедагогических и медицинских вузов, выполняющие наиболее важные социальныефункции – обеспечения сохранения и всестороннего развития жизненных силчеловека, оказываются в числе наименее оплачиваемых категорий трудящихся. Онивынуждены, меняя профессию, искать на рынке труда другое применение своим силамили же предлагать свои услуги на коммерческой основе. Однако пользование такимиуслугами для большинства населения непосильно. В связи с этим назреланеобходимость рассматривать проблему коммерциализации высшего образования всамом широком плане – с определения стратегических целей страны, обеспечениянациональной безопасности Российского государства. На 1 января 2001 года вРоссии 80 % выпускников вузов за последние 10 лет либо не имели работы вообще,либо работали не по специальности. Даже в Москве, где сконцентрированы 85 %финансовых ресурсов страны и имеются наиболее широкие возможности получитьхорошо оплачиваемую работу, более 30 % выпускников относятся к категории вечнонеустроенных и недовольных. [4), стр.100] Выпускники технических университетовредко получают на рынке труда работу по специальности, поскольку фабрики изаводы не функционируют, а наука находится в плачевном состоянии.Агроуниверситеты практически не распределяют специалистов по причине развалаагропромышленного комплекса, молодых врачей не направляют в медицинскиеучреждения из-за финансовых трудностей. Врач, работающий дворником, людей нелечит, учитель, торгующий на рынке, детей не учит; музыкант, разгружающийуголь, в концертах не участвует, инженер, подрабатывающий на шабашках,общественных ценностей не создаёт.
Вряд ли можно считать разумным и то,что лучшие вузы России готовят кадры не для себя, а для развитых стран ЗападнойЕвропы и США. Хорошо подготовленные за счёт скудного российского бюджетаспециалисты по математике, физике, химии, информатике, не имея спроса иприемлемых условий на российском рынке труда, эмигрируют в США, Канаду,Западную Европу, Израиль. Различные спецслужбы и частные фирмы иностранныхгосударств беспрепятственно занимаются в России вербовкой и скупкой «мозгов».Ежегодный отток за рубеж молодых специалистов составляет 10 – 12 %, причёмуезжают, как правило, наиболее перспективные кадры. [4), стр. 101]
В последние годы остро всталапроблема воспроизводства кадров, что обусловлено острейшим социально-экономическимкризисом в стране. Инженерно-техническая элита страны, занятая в советскоевремя в отраслях, связанных с высокими технологиями, нередко опережающимивысшие мировые достижения, оказалась в своей массе «ненужной». Значительная еёчасть вынуждена превращаться в лавочников, «челночников», мелких бизнесменовили пополнять ряды безработных. Среди основных проблем, касающихсяматериально-технической базы вузов, необходимо отметить физическое старениеосновных фондов вузов, нехватку учебно-лабораторных корпусов, устареваниелабораторного оборудования, недостаток мест в общежитиях для студентов и дляпреподавателей.
В предыдущих разделах отмечалось, чтонеуклонно растёт барьер между высшей и средней школой, и на его преодолениесемьи абитуриентов вынуждены тратить, по оценкам исследователей, около 1 млрд.долларов США, что почти в полтора раза больше затрат государства на всё высшееобразование в 2000 году. Эти деньги уходят на оплату подготовительных курсов изанятия в различных структурах при вузах, но основная доля этих средств идёт наоплату репетиторов и взятки. [4), стр. 102]
Коммерциализация неизбежно ведёт кснижению качества высшего образования не только в частных, но игосударственных, в том числе самых лучших учебных заведениях. С середины 1990-хгодов неуклонно растёт масса «вузовских» структур, создаваемых на коммерческихначалах, нередко под «крышами» самых авторитетных вузов Москвы иСанкт-Петербурга. На Ровенской атомной станции недавно обнаружились 10сотрудников – от начальника смены до старшего оператора реакторного отделения,просто купившие соответствующие дипломы на одесском рынке. Выяснилось этотолько после того, как произошло несколько аварийных остановок, чреватыхповторением чернобыльской катастрофы.
Современные информационные технологиисущественно расширяют возможности получения образования даже в самых отдалённыхот центров окраинах, вплоть до создания полноценных «виртуальных» высшихучебных заведений и систем. Однако нужно учитывать, что дистанционное обучениеможет быть эффективным только при условии высокой способности учащихся ксамостоятельной учебной деятельности. Прогрессивные в социальном плане идеимаксимально возможного приближения вузов к местам жительства людей и формыдистантного обучения, будучи «коммерциализированными», нередко оборачиваются напрактике псевдообразованием – завуалированной торговлей дипломами. Имитацияобразования ведёт к его девальвации, к моральной и экономической деградацииобщества. Альтернативу этим тенденциям представляет создание в отдалённых отцентра городах самостоятельных вузов или же филиалов крупных университетов.Особенно опасна эпидемия размножающихся частных платных вузов, которыепревращаются в заповедники обмана, мошенничества и финансовых махинаций.Проверка 657 платных вузов в 62 регионах страны показала, что законы нагло игрубо нарушаются в 651 из них. [4), стр.103]
В 2001 году в России родились 1 млн.300 тыс. детей, а в вузы были приняты 1 млн. 400 детей, то есть при сохранениимасштабов набора практически каждый из новорожденных будет обеспечен местом настуденческой скамье. [там же] Как видно имеется тенденция к ухудшению условийконкурсного отбора в вузы, а следовательно, будет труднее обеспечиватьнадлежащее качество подготовки специалистов. К проблемам перепроизводства дипломированныхспециалистов и их трудоустройства скоро добавится растерянность абитуриентовперед огромным выбором учебных заведений. Для реалистичной оценки состояния иэффективности системы высшего образования в стране необходимо, не ограничиваясьпоказателями общей численности обучающихся, выяснять соотношение количествапоступивших и успешно окончивших обучение.
Таким образом, в России наметиласьустойчивая тенденция к ликвидации всеобщности и доступности не только высшего,но и среднего специального образования. При этом эксперты отмечаюткатастрофическое снижение качества подготовки в основной массе средних и высшихзаведений. Коммерциализация высшего образования, как было показано выше, ведётк его деградации. Для реализации потенциала высшего образования необходимырадикальные изменения структуры и повышение качества подготовки кадров.Внедрение интенсивных технологий профессионального обучения следует органическисоединять с гражданским и патриотическим воспитанием студенчества, сутверждением в его среде здорового образа жизни. В противном случае все усилияпо совершенствованию учебного процесса и модернизации высшей школы могутоказаться не только бесполезными, но и вредными с точки зрения национальнойбезопасности нашей страны.
 

Заключение
Краткий обзор состояния образования вРоссии вскрывает проблемы, которые необходимо решить в процессе модернизациисредней и высшей школы в ближайшие годы. Очевидно, что при всякой модернизацииобразования возникает несколько проблем. Первая – сохранить то положительное,что имеется в существующей системе. Вторая – если что-то полезное для обществабыло утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это.Третья – основная: привести систему образования в соответствие с запросамиобщества.
Несмотря на состояние глубокогокризиса образования, из которого мы сегодня пытаемся выйти в России многоодарённых, талантливых людей. Потрясающая возможность русских людей ксамоорганизации даёт возможность продвигаться им в жёстких социальных условиях квысокому уровню образованности и воспитанности. Сегодня множество российскихсемей отказывают себе во всём, лишь бы привить детям вкус к образованию,предоставить им достаточно разнообразный набор образовательных услуг,обеспечить всем необходимым для учёбы, дать попробовать свои силы и способностив разных сферах деятельности. По сути своей это настоящий подвигсамоотверженности, совершаемый ежедневно миллионами самых обычных людей.Жизненная стратегия пострадавшего от либеральных реформ образованного слояроссийского общества, согласно которой нереализованные знания и эрудиция могутбыть вложены в детей, требует огромной самоотдачи, предельного физического ипсихического напряжения.
Что касается проблем в структуре иэффективности высшего образования, то здесь причина кроется не столько вуменьшении объёмов финансирования, сколько в потенциальной профессиональнойдезориентации. Несостоятельность профессиональной ориентации в школах ведёт кпереполнению рынка труда невостребованными специалистами, в результате чегозамыкается порочный круг – государство тратит деньги на специалиста, которыйреальных ценностей ему в последствии не производит, а пополняет рядыбезработных, нуждающихся в материальной помощи со стороны того же государства.
Таким образом, повышение объёмовгосбюджетного финансирования в ближайшей перспективе до уровня 1990 года –необходимое, но ещё не достаточное условие, чтобы система высшего образования вполной мере реализовала свой потенциал важнейшего фактора научно-технического,экономического и социального прогресса. Главное условие реализации возможностейобразования – решительное усиление планового государственного начала ввоспроизводстве кадров, тесно увязанного с мобилизационной стратегиейсоциально-экономического развития страны.
 

Список использованной литературы:
1.  Андреев, А.Л.Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев //Педагогика. – 2002. — № 6. – С. 20 – 29.
2.  Джуринский А.Н.Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. –240 с.
3.  Ковалёва, Г.С.Состояние российского образования / Г.С. Ковалёва // Педагогика. – 2001. — № 2.– С. 80 – 88.
4.  Колесников, В.Н.Коммерциализация высшего образования – угроза национальной безопасности России/ В.Н. Колесников, И.В. Кучер, В.Н. Турченко // Педагогика. – 2004. — № 6. – С.99 – 106.
5.  Кузьменко, Н.Е. Омодернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова //Педагогика. – 2005. — № 3. – С. 107 – 116.
6.  РоссийскаяФедерация. Законы / Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Омега-Л,2006. – 64 с. – (Законы Российской Федерации).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правление фараона Верхнего и Нижнего Египта – царицы Хатшепсут
Реферат Компаративный анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
Реферат Турция во второй половине ХІХ в. – первой половине ХХ в. Национальная революция под руководством Кемаля Ататюрка
Реферат Как вести переговоры с трудными людьми
Реферат Расчет водоснабжения поселка и насосной установки Определение расхода
Реферат Philosophical Ethics Essay Research Paper Got CourageAristotle
Реферат Прожиточный минимум и потребительская корзина
Реферат Аудит операций с основными средствами и нематериальными активами 2
Реферат Emily Dickinson Essay Research Paper Death in
Реферат Рецензия на рассказ В. Астафьева «Руки жены»
Реферат Automobile Production And Ford Essay Research Paper
Реферат Сущность, назначение и функции бухгалтерской финансовой отчетности
Реферат Old Man And The Sea And Other
Реферат The Life Of Emily Dickinson Essay Research
Реферат Балансовое обобщение как метод бухгалтерского учета