Реферат по предмету "Педагогика"


Современная система образования во Франции

Введение.Постановка проблемы
Франция – страна, котораяпородила великих философ и художников, писателей и скульпторов, а также многихизвестнейших людей. Каждый уважающий себя человек знает кто такой Вольтер,Декарт и Руссо, Ван Гог и Луи Давид. Эта страна не случайно представляетинтерес для меня. Франция – это тот регион западной Европы, который я изучаю. Именя интересует все, что касается Франции. Так как я студентка, то наибольшийинтерес у меня вызывает сфера образования. Именно поэтому тема курсовой,которую я пишу звучит так: « Современная система образования во Франции».
Цель моей работы я вижу втом чтобы, дать характеристику и понять, что собой представляет французскаясистема образования, а также выявить её плюсы и минусы. Для того чтобывоплотить это, я должна поэтапно охарактеризовать систему образования. Изхарактеристики этапов и будут складываться задачи. В своей работе я опишу и дамхарактеристику дошкольному и школьному образованию, начальному и среднему, атакже расскажу о системе высшего образования, которая представляет особеннуюсложность, так как в этой стране своя специфическая система дипломов истепеней, а также особое деление обучения на циклы.
Собрать информацию поданной теме мне не составило сложности, потому что она очень актуальна в нашидни. Основной литературой, которую я использовала в своем исследовании, быликниги Б.Л. Вульфсона «Школа современной Франции» и «Педагогическая мысль всовременной Франции». В этих книгах четко охарактеризованы и определены этапыфранцузской системы образования, а также описаны проблемы с которымисталкиваются французские педагоги и учащиеся. Помимо этих книг я пользоваласьлитературой таких авторов как. Френе С., Фрумов С.А. и Мальков З.А., в которыхтакже доступно и понятно описано образование. Но надо отметить, что авторытакже давали свой собственный, субъективный взгляд на эту тему, что иногдазатрудняло мою деятельность. Я же в своей работе дам объективную информацию поданной теме.

Глава Ι.Дошкольное и школьное образование во Франции
1.1 Детскиесады
Дошкольное образование воФранции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей»,организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называютдетские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до6 посещают «материнские школы». Детей в дошкольное учреждение принимают пожеланию родителей, но при этом оно может не всегда удовлетворятся.
Сады работают пять дней внеделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городахсады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многиеродители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что воФранции традиционно среда — день, который ранее предназначался для религиозноговоспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работаютпо средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частнойняни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка вспециальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.
В детский сад принимаютдетей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы повозрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет,их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует заметить, что налюбом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основаниипринципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов»[1].И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческиезанятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детейдруг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учатчитать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главноевнимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическимупражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыковсамообслуживания»[2]. Ругать, кричать намаленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами оченьласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился,его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногдадети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшойпикник.
В обобщении всего вышесказанного стоит заметить, что детские сады считают самой большой удачей французскойсистемы образования, что подтверждается высокой квалификацией воспитателей иучителей, отличным оформлением и оборудованием классов, а такжедоброжелательной обстановкой, в которой воспитываются дети.
2.2 Начальноеобразование
Начальное образованиеявляется преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле,что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силеочевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если невсе истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них»[3].
Начальное образованиепродолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) иделится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-йгод (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ 2).
Начальное образованиефранцузы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. Большинстводетей уже с 2-3 лет посещают так называемые «материнские школы» (scoles maternelles, т.е. детские сады), в которыхпедагоги и психологи 3-4 года готовят их к начальной школе. «Обучение вначальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, чтоучащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученыетеории и на схоластические диковины».[4] Дети занимаются 27 часовв неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботуутром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы –девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старыхзданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».
Самым важным предметом вшколе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителянаправлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе(начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарныйзапас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе – научитьучащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижениюкоторых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельныепредложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. напятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; дляэтого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем, инесколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружитьграмматические и стилистические ошибки, а также предложить свои вариантыулучшения фраз и речевых оборотов.
Следующее место поколичеству часов после французского языка занимает арифметика, но это не точноеназвание дисциплины. Соответствующие сведения дает предмет, именующийся вучебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесьсведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырехарифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичнойсистеме счисления.
На начальном и среднемкурсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия поистории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) онаиболее известных французских государственных деятелях и полководцах, о войнахи отдельных эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети, входе беседы, знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва»,«климат», «материк» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении иадминистративном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяюткраеведческому материалу (исторические события, происходившие в даннойместности, памятники старины, хозяйственная жизнь коммуны, города,департамента).
На начальном курсезначится дисциплина упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции частоназывают «предметными уроками» (lecons de choses), представляют собой основную формузнакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия,- указывает министерская инструкция,- должны поставить детей перед фактамидействительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно наблюдать их иточно описывать. Первым и единственно доступным ребенку способом изучениявнешнего мира является наблюдение».[5] По этой дисциплине нетединообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков можетменяться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программасодержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.
На начальном курсеобъектами наблюдения выступают явления и факты, с которыми дети сталкиваются вповседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя дать морфологическоеописание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи междунаблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержания занятий усложняются, таккак вводят темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.
В ходе занятий надопостоянно обращаться к практике, и поэтому дети проводят простейшие опыты.Результаты занятий фиксируются; учащийся записывает ход наблюдения и основныевыводы.
С первого же годаобучения в начальной школе на уроках «ручного труда» предусматриваютсяразличные виды работ для мальчиков и девочек. Мальчики на подготовительном и наначальном курсах клеят конверты, плетут коврики, учатся обращению со столярнымипредметами, а на средних курсах – подклеивают и переплетают книги, выпиливаютпо дереву, изготавливают геометрические фигуры. Девочек обучают простейшимэлементам шитья, вязанию, вышиванию, выведению пятен на одежде.
Ручной труд преподается вкомплексе с рисованием и черчением. На начальном курсе дети рисуют черными ицветными карандашами, некоторые лепят с натуры по памяти фигуры. На среднемкурсе учащиеся учатся пользоваться линейкой, транспортиром, вычерчиваютгеометрические фигуры и тела, а также простые элементы обстановки.
Таков общий объем знаний,которыми должны овладеть французские школьники в течение начального пятилетнегокурса. Далее часть из них уходят в лицеи и общеобразовательные колледжи, адругие завершают обязательное обучение в старших классах начальной школы.Высшего курса во многих начальных школах нет, и поэтому учащиеся проводятшестой год обучения на среднем курсе и затем поступают в двухлетний выпускнойкласс. Это — конец общеобразовательной учебы, преддверие к вступлению всамостоятельную жизнь.
Что же из себяпредставляет выпускной класс? «Выпускной класс был создан в 1938 г., вслед запродлением обязательного срока обучения до четырнадцатилетнего возраста»[6].Основное значение выпускного класса заключается в том, что: «Выпускной классначальной школы должен служить переходом от учения к жизни. Желательно, чтобыздесь ребенок постепенно утрачивал облик школьника и приобщался к многообразнымконкретным проблемам, которые в будущем поставят перед ним его профессиональнаядеятельность и долг гражданина. Учащемуся следует показать, что многие из этихвопросов он может решать с помощью знаний, полученных в школе».[7]
В соответствии с этимтезисом и строятся занятия: новый теоретический материал привлекается в оченьнебольшом объеме. Упор делается на приобретение эмпирических знаний иконкретных узкопрактических навыков.
Задачи преподаванияфранцузского языка заключаются в том, что изучение должно носить практическийхарактер, а теорию следует свести к возможному минимуму.
В выпускном классепредмет «арифметика» называется «счет и его практическое применение». Учащиесяоперируют теми же правилами и понятиями, которые они усвоили ранее, но сфераприложения математического материала расширяется, задачи усложняются, а ихсодержание связывается с практикой. Учащихся знакомят с процедурой купли-продажи,коммерческой документации, проверкой денежной и товарной наличности.
В выпускном классепреподают также такие предметы, как: «элементы прикладного естествознания»,«история» и «география». Учебные программы по этим дисциплинам повторяют вболее усложненном и расширенном виде, пройденные на среднем курсе.
За время пребывания вначальной школе учащиеся осваивают технику чтения, письма, счета, навсегдазапоминают элементарные сведения по естествознанию, а также по истории игеографии Франции. Преподаваемый материал тщательно обработан и поэтому егоусвоение дает не только образовательный характер, но и воспитательный, так какон способствует развитию таких качеств, как трудолюбие и чувствоответственности.
Но следует заметить, чтоподготовка к практической деятельности осуществляется за счет сужения объемаобщеобразовательных знаний. Некоторые элементы теоретических знаний даются втой мере, в которой они необходимы для формирования практических навыков. Ноэтот узкоутилитарный характер обучения в начальной школе рассматривается французскимипедагогами как важнейшее достоинство. «Наши учащиеся 12-14 лет находятся втаком возрасте, когда им хочется, чтобы их принимали «всерьез», им кажется, чтовзрослая жизнь им уже по плечу. Они счастливы, когда с ними обращаются как с«большими» и когда они изучают то, что непосредственно связано с деятельностьювзрослого из их окружения. Они тогда чувствуют себя уже не школьниками, аработниками».[8]
Большинство курсовначальной школы – двухгодичные. И это не случайно. Дело в том, что на второмгоду обучения в каждом двухгодичном курсе учащиеся не получают, как правило,принципиально новых знаний, а получают в несколько расширенном объеме то, чтоони уже проходили в прошлом учебном году. Наиболее характерная черта методикиобучения в начальной школе состоит в том, что делается упор на развитие памятии на дословное запоминание.
В заключение, нужнозаметить то, что: «начальная школа становится центром жизни ребенка. И этосамое главное и самое замечательное завоевание».[9]

1.3 Среднееобразование во Франции
Среднее образование воФранции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй циклобучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срокобучения на этом этапе – 7 лет.
Коллежем во Францииназывают I ступень средней школы. Они даютреальное образование, так как, как правило, после сдачи выпускного экзаменаучащиеся идут работать на предприятия промышленности и сферы услуг.
Лицей являетсязавершающим звеном систем среднего образования и одновременно переходнойступенью к высшему образованию. После окончания обучения в лицее учащемусявыдается аттестат о среднем образовании и получением степени бакалавра, чтопозволяет продолжить обучение в высшем образовательном учреждении, т.е.получить высшее образование. Но стоит отметить, что сам факт обучения в лицеевовсе не гарантирует получение диплома бакалавра. Этот диплом выдается толькотем, кто набрал не меньше 10 баллов по итогам серии устных и письменныхэкзаменов. Получившие меньше сдают вторую серию экзаменов или отправляются напереэкзаменовку. Если же набрать проходной балл так и не удается, тообучающийся просто получает свидетельство об окончании средней школы. Теперьрассмотрим подробнее каждый из этих циклов.
1. Обучение в коллеже.
Современная системасреднего образования во Франции включает в себя, кроме лицеев, учебныезаведения иного типа – неполные средние школы, так называемые коллежи. Коллежидают реальное образование, так как по его окончании учащийся получаетсертификат, позволяющий ему работать по полученной специальности. И именнопоэтому этот цикл обучения подходит для человека, который не ставит перед собойцель получить высшее образование.
Срок обучения в коллеже 4года. Идентичность учебных планов коллежа и современных отделений лицеев впервые два года обучения теоретически дают возможность лучшим ученикам коллежаперейти по завершению двухлетнего цикла обучения в лицеи. Но в действительноститакой переход осуществляется лишь немногими учащимися.
Основной упор на этомэтапе делается на практическое приложение ранее полученных знаний.Теоретический материал по гуманитарным и естественно-математическим дисциплинамзанимает весьма скромное место. Также в коллеже изучается только одининостранный язык.
Выпускники коллежей сдаютэкзамены на получение «Свидетельства об окончании коллежа» и их дальнейшееобучение зависит именно от этого документа. Затем перед ними открывается трипути. Первый путь – непосредственное включение в практическую деятельность. Второйпуть – поступление в средние специальные учебные заведения(профессиональныелицеи). Третий путь – поступление в лицей, обучение в котором заканчиваетсясдачей экзамена на степень бакалавра.
Фактически, сейчас,коллежи являются своеобразной надстройкой над начальной школой. И при этом, «коллежисреднего образования являются важным этапом демократизации просвещения,поскольку впервые в истории французской школы все учащиеся после окончанияэлементарного цикла оказываются собранными в одном учебном заведении. Этиколлежи – идеальный инструмент для проведения эффективной ориентации: переходиз одной секции в другую может происходить без затруднений».[10]
2. Лицеи во Франции
Лицей представляет собойзавершающее звено среднего образования и переходную степень к высшемуобразованию. В 15 лет начинается обучение в лицее (lycee). Оно разбивается на 3 класса: 2-й, 1-й и выпускной (terminale). Часть выпускников колледжанастраиваются на скорейшее обретение специальности и идут в профессиональныйлицей (lycee professionnel) или в центр подготовки подмастерий(CFA), где получают знания и навыки повыбранному профилю. Другие же выпускники, нацеленные на поступление в вуз, т.е.получение высшего образования, в течение 3 лет готовятся к сдаче экзаменов настепень бакалавра (baccalaureat, сокращенно ВАС), для чего поступают в лицейобщеобразовательного или технологического направления.
Профессиональные лицеиготовят учащихся в течение трех лет к профессиональному диплому. По окончаниютакого вида лицея выпускнику выдаются такие дипломы, как: САР (сертификатпрофессиональной подготовки, выдается учащемуся, овладевшему определеннойпрофессией); ВЕР (сертификат общего профессионального образования), которыйготовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничномхозяйстве, транспорте; LEP имеет очень плохой имидж в обществе, посколькусчитается прямой дорогой к невысокому социальному положению и низкой зарплате.Это объясняется тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самыеплохо успевающие ученики.
В целом профессиональныелицеи дают знания, навыки и умения по определенной профессии и, что немаловажно, в профессиональные лицеи не идут для получения «Дипломапрофессионального бакалавриата». Туда подают документы ребята, собирающиесяначать работу.
В системе французскогообразования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в другихстранах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность вглазах общества и учащихся.
В лицеях общегообразования, которые открывают путь в университеты Франции, срок обучения тригода. Общеобразовательное направление строится с уклоном в филологию, экономикуили естественные науки. Документы, которые выдаются ученикам по окончании этихучебных заведений, разбиваются по специализации:
— экономика и социальныенауки;
— литература и языки;
— естественные науки.
В соответствии сизбранной специализацией лицеисты сдают выпускные экзамены. Аттестат о среднемобразовании имеет три разновидности: с ориентацией на литературу (L), естественные науки (S) или экономику (ES). Второе направление подразумевает иболее узкую специализацию: естественные науки и технологии сферы услуг,естественные науки и промышленные технологии, естественные науки и лабораторныетехнологии и медико-социальные науки.
Лицеи – это учебныезаведения высшей средней школы. Стать лицеистом не так уж и просто, но тольковыпускники лицеев имеют право продолжить свое обучение в высшем учебномзаведении. Существуют определенные условия зачисления в лицей. В первуюочередь, это — единодушное решение ученика и родителей о выборе лицея,дальнейшей специализации и выбора дальнейшей квалификации. Помимо этого,наличие рекомендаций группового собрания педагогов коллежа, где учился ребенок.Этот документ рассматривает комиссия при академическом инспекторе региона,которая при принятии решения учитывает наличие мест в лицеях.
По окончании обучения вобщеобразовательном лицее выдается диплом бакалавра. Но получают его не всеучащиеся, только те, кто сдал выпускные экзамены, в среднем 80%. Таким образом,диплом бакалавра представляет собой не только образовательный, но и социальныйаттестат, так как дает право учащемуся получить высшее образование. Видныйфранцузский деятель Э. Эррио в своих мемуарах писал: «Именно среднееобразование через экзамен на степень бакалавра, сам по себе довольнобессмысленный, открывает доступ не только к высшему образованию, но и ко всемпостам в общественных учреждениях, ко всем свободным профессиям».[11]
Учащиеся, которые удачносдали экзамены на «диплом бакалавра», продолжают свое образование вуниверситетах. Именно о них, т.е. о системе высшего образования, и пойдет речьв следующей главе.

Глава II. Высшее образование
В средневековыххристианских странах Европы, которые располагались на территории позднейРимской империи, высшее образование можно было получить только в школах присоборах и монастырях. В XIIвеке некоторые школы объединились в университеты, объединявшие преподавателей истудентов. В 1211 г. в Париже был создан университет по распоряжению папы. В1215 г. был принят его устав. В университете было 4 факультета: теологический,канонического права, медицинский и свободных искусств. Только он один имелправо присваивать степени бакалавра, лицентиата и доктора.
Затем во всей Францииначали создаваться университеты с тем же статусом, некоторые прославились навсю Европу. Например, такие как: Тулуза, 1229 г.; Монпелье, 1289 г.; Орлеан,1306 г., юридический факультет; Гренобль, 1339 г..
Университетскоеобразование базировалось тогда на религиозных идеях, и поэтому оно сталореакционным, по мере того, как университет занимал консервативные позиции ввопросах религии как области философии (против зарождающегося гуманизма). Этопривело к тому, что во время Французской революции университеты были закрыты. Ив 1791 г. революционеры создали большие учреждения высшего образования инаучных исследований. Затем Наполеон назвал «университетом» объединениефранцузских школ, лицеев (средняя ступень обучения) и факультетов (дляподготовки учителей, юристов и врачей), но все университеты зависели отгосударства и министерства в Париже.
В XIX веке были созданымногочисленные высшие школы, призванные удовлетворять потребности в инженерах икадрах для развития промышленности.
И наконец, закон от 12ноября 1968 г. полностью реорганизовал высшее образование, за исключениемнекоторых специализированных школ. Факультеты были ликвидированы, и вместо нихбыли созданы новые университеты, которые были призваны обеспечивать связь междувысшим образованием и научно-исследовательской деятельностью. Предполагалось,что они будут многопредметными. Так же они становились автономными, иуправление в них было обеспечено за счет участия сотрудников и учащихся.
Закон от 26 ноября 1984г. создал общественное управление высшего образования, задачей которого былаподготовка специалистов, имеющих диплом бакалавра. Этот закон определилосновные цели французского высшего образования: развитие образования должнобыть одновременно общекультурным и профессиональным, сочетание его снаучно-технической исследовательской работой, которая должна проводитьсявузами, распространение знаний и культуры, участие в международномсотрудничестве.
В настоящее время воФранции насчитывается 87 университетов и университетских центра, объединяющихоколо 800 научно-исследовательских отделений и отделений по подготовке кисследованиям, к которым присоединяются функциональные объединения: институты(обучение одному предмету) и высшие школы (около 300).
Частичное высшееобразование во Франции получают уже в лицеях, в которых на протяжении двух летмогут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включеныв систему среднего образования по причинам исторического и техническогохарактера.
Также следует сказать,что высшие школы (специализированные вузы) во Франции появились в XVIII веке, впериод кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целяхподготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Учебныезаведения подобного рода создавались также по инициативе предпринимателей стем, чтобы предприятия располагали необходимым для их развития о различныхминистерств. В них обучаются свыше 200 тыс. студентов. В высших школахпреподаются предметы, относящиеся ко всем областям знаний – от фундаментальныхнаук до искусств, от гуманитарных и инженерных дисциплин до литературы, права,управленческих специальностей.
Принципиальной разницымежду университетами и высшими школами не существует, речь может идти скорее обисторически сложившихся типах.
Современные университетыдают возможность студентам богатого выбора долгосрочных и краткосрочныхпрограмм обучения, в конце которого выдаются государственные дипломы, имеющиеодинаковую ценность вне зависимости от университета, или университетскиедипломы. А теперь подробнее рассмотрим программы обучения.
2.1 Высшееобразование, «короткий» цикл
Высшее образование«короткого» цикла доступно только при наличии степени бакалавра. Его называют«коротким» циклом, потому что оно длится обычно 2 года. Это обучение пользуетсяспросом в обществе, так как дает возможность реального и быстроготрудоустройства. Следует выделить следующие общеобразовательные учреждения«короткого» цикла:
1. Отделения высшего техническогообразования в лицеях. Они готовят к получению ВТS (breret de technichien superieur) – диплома о высшем техническомобразовании. В некоторых классах лицеев готовят в течение двух лет к получениюаттестата о высшем техническом образовании (АВТ). Однако по некоторымспециализациям существует испытательный год. Зачисления на эти отделенияпроизводятся согласно школьному досье до получения степени бакалавра.Абитуриенты должны сдать экзамены на бакалавра по специальности, которую онивыбрали.
2. Университетскиетехнологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах иведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) – университетского технологическогодиплома. Основная цель выдаваемого диплома — обеспечить заинтересованным лицампрофессиональную классификацию. Они обеспечивают в рамках университетов общую итехнологическую краткосрочную подготовку в промышленном секторе и сектореуслуг. Они доступны для абитуриентов, обладающих степенью бакалавра либо равнозначнойему, для поступления на выбранную ими кафедру и утвержденных приемной комиссиейпосле прохождения конкурса аттестатов или собеседования. Продолжительностьобучения 2 года. Перевод на второй курс утверждается заведующим кафедрой послесовещания с преподавательским составом, организованным в комиссию. В случаенеудовлетворительных результатов студент может быть отчислен или допущен кповторному обучению. В случае исключения дается ориентация по профориентации.Повторно можно обучаться лишь на одном из курсов. После окончания обучениявыдается диплом, который содержит оценку по преподававшейся специализации ивыбранному направлению, если оно было.
3. Специализированныешколы готовят в течение 2-х лет или 3-х лет по специальностям здравоохранения идля социальных служб: акушерок, медсестер и т.п. Специализированные высшиешколы. Существуют различные подготовительные классы для поступления в высшиенаучные школы: классы биологии, математики, технические подготовительныеклассы, по физиологии. Классы подготовки в высшие школы (КВПШ) готовят кспециализированному долгосрочному высшему образованию. Каждая школа выдает свойдиплом. Дипломы инженера могут выдавать лишь государственные и частные школы,получившие на это разрешение. Для того, чтобы определить уровень подготовкикакой-либо французской школы, нужно принимать во внимание:
— уровень приема,учитывая степень подготовки (бакалавр) и отбор при зачислении;
— сложность вступительныхэкзаменов. Уровень конкурса устанавливается каждый год исходя из результатов,достигнутых учащимися;
— продолжительностьобучения (1,2,3,4 года).
Помимо этого, «высшиешколы отличаются высоким уровнем получаемого в них образования».[12]
2.2 Высшееобразование, «длинный» цикл
В развитых странахпрактически завершено внедрение трехступенчатой модели организациистационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менеесамостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения. Каждый циклрассматривается как одна из ступеней высшего образования и завершаетсяпредоставлением соответствующего диплома.
В университетах и приравненныхк ним высших школах первый цикл закрепляет общеобразовательные знания,полученные в школе, и закладывают первоначальную основу подготовкиквалифицированного специалиста по избранному профилю образования. Сетьавтономных специализированных учебных заведений с 2-3- летними сроками обученияинтенсивно развивается на уровне первого цикла. Первый цикл готовитспециалистов среднего звена.
Доступ к первому циклуимеют бакалавры. По окончанию двух лет обучения выдается дипломобщеуниверситетского образования (ДОУО) или диплом научно-техническогоуниверситетского образования (ДНТУО), оба государственные. ДОУО являютсяклассическими или обновленными и могут сосуществовать в одном университете, нопо разным дисциплинам. Отличие ДОУО в том, что они «многопредметны» и болееузкие специальности. Они содержат оценки по предметам, которые подразделяютсяна разделы. Например: право, экономические науки, литература и искусство.
Основная цель диплома онаучно-техническом университетском образовании (ДНТУО) – обеспечитьзаинтересованным лицам профессиональную квалификацию, поэтому университетыприглашают преподавателей, ведущих практическую деятельность по той или инойспециальности диплома. Специалисты готовятся для работы в промышленности исфере услуг.
Второй цикл даетзаконченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, юрист и т.д.).После двух-трех лет учебы на этом цикле студент получает степень бакалавра.Затем, кто желает повысить свою квалификацию и получить степень магистра,занимаются еще 1-2 года, сдают экзамен по ряду дисциплин на повышенном уровне ипредставляют диссертацию, аналогичную по уровню хорошей дипломной работе выпускникароссийского вуза.
Третий цикл предназначендля тех, кто уже получил степень магистра. Это могут быть студенты, только чтоокончившие второй цикл обучения и проявившие наибольшие успехи в учебе,самостоятельность мышления, способность к усвоению сложного теоретическогоматериала, склонность к исследовательской или конструкторской работе.Образование третьего цикла получают также магистры, уже проработавшие нескольколет и стремящиеся к более высокому социальному и академическому статусу.Успешное завершение обучения на третьем цикле дает степень доктора наук.Получившие эту степень ориентируются на научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую деятельность, а также на преподавание в высшей школе. Поокончании третьего цикла выдается:
— диплом о высшемспециализированном образовании (ДВСО), высокоспециализированнаяисследовательская работа в течение одного года, готовящая непосредственно кпрофессиональной деятельности.
— диплом о расширенномобразовании (ДРО) после первого года доктората, необходимого для продолженияподготовки диссертации, т.к. ДРО, в отличие от ДВСО, является настоящимпосвящением в исследовательскую работу, путь к которой он открывает. Срокработы над диссертацией – от 2-х до 4-х лет. Различные сроки обучения придокторате отныне приведены в единый ритм (с отменой государственногодоктората), и в принципе учебные заведения не могут выдавать этот диплом, еслизапись на докторат была сделана после установления нового режима.
— университетские дипломыоб исследовательской работе, не признаваемые в общегосударственном масштабе.
«Каждый цикл, согласносвоим целям, являются частью профессиональной ориентации, общей подготовки,приобретения профессиональной квалификации, научной работы, личного развития,подготовки к осознанию своих обязанностей, работа в индивидуальном порядке и вколлективе».[13]

Заключение
«Французская системаобразования, — констатировалось в преамбуле проекта Бийера, – являетсянаследницей древней традиции, которая до сих пор в значительной степенивдохновляет нашу (т.е. французскую, прим. автора) педагогику. Она превозноситразвитие спекулятивного мышления и способности к дедуктивным умозаключениям… ноне придает ценности другим умственным способностям, в частности, художественными практическим, столь необходимым высококвалифицированному рабочему, ученому,изобретателю».[14]
Из всего изученного мноюматериала, я могу сделать следующие выводы. Во- первых, основные принципысистемы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в1980-90-х годах. Французское образование носит светский и национальныйхарактер. Обучение на начальном и среднем этапе образования обязательно ибесплатно.
Во-вторых, одна изособенностей французского образования заключается в том, что учебные заведениянаходятся на попечении государства, а также получают от него серьезнуюматериальную поддержку.
Что касается школьного идошкольного образования, то оно не носит обязательного характера, но большаячасть детей его получает. Однако необходимо заметить, что на этом этапе жизниребенка начинают закладывать основные традиции французского образования.
На начальном этапеобразования залаживаются фундаментальные основы знаний и навыков. Именнопоэтому, на этой стадии обучения важно как можно больше контролировать обучениеребенка.
Среднее образованиеявляется определяющим звеном системы. Определяющим потому, что оно даеточертание социальному статусу ребенка, а также определяет его дальнейшую жизнь.Учащийся решает продолжит он свое образование дальше или остановится на этомэтапе. Важно отметить, что пропуском к высшему образованию является дипломбакалавра. И если человек решает продолжить обучение в высшем учебномзаведении, то получение диплома бакалавра для него главная трудность. Но еслион справляется с этой трудностью, то он переходит на новый этап. Если же онрешил закончить свое обучение – он попадает в мир взрослых, мир с проблемамитрудоустройства, безработицы и других.
Высшее образование даетшанс учащемуся занимать руководящие посты, а также получать достойную своегоуровня оплату труда. Нужно заметить, что наличие диплома о высшем образованиявысоко оценивается обществом. Образованный человек – это личность, способная мыслитьлогически, обладающая определённым уровнем интеллекта, стремлением ксамообразованию, позволяющим восстанавливать недостающие звенья в системезнаний и повышать свой уровень развития.

Литература
1.        Актуальныепроблемы истории педагогики Запада (1871-1917). — М., 1981.
2.        Б.Л.Вульфсон.Высшее образование на пороге ΧΧΙ века: успехи и переменныепроблемы. — М.: Педагогика. Ч.З. 1999.
3.        Б.Л.Вульфсон.Сравнительная педагогика: история современные педагогические проблемы, — М.: Изд-во УРАО, 2003.
4.        Б.Л.Вульфсон.Стратегия развития образования на Западе на пороге ΧΧΙ века.-М.: Изд-во УРАО, 1999.
5.        Б.Л.Вульфсон.Педагогическая мысль в современной Франции. – М.: Педагогика, 1983.
6.        Б.Л.Вульфсон.Школа современной Франции. – М.: Педагогика, 1970.
7.        Высшееобразование во Франции. — М., 1993.
8.        Мальков З.А…Б.Л. Вульфсон, Современная школа и педагогика в капиталистических странах. –М.,1975.
9.        Френе С…Антология гуманной педагогики.– М., 1996.
10.     Фрумов С.А…Французская школа и борьба за её демократию. 1850-1870. — М., 1960.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хеджирование страхование и диверсификация
Реферат Бізнес-етика в міжнародних відносинах та особливості етичної бізнес-діяльності в Україні
Реферат Алфавитное библиографическое пособие библиографическое пособие, в котором библиографические записи расположены в алфавитном порядке индивидуальных и коллективных
Реферат Діяльність суду і прокуратури України по забезпеченню законності правових актів місцевих органів
Реферат Метод аппаратурной имитации случайных чисел, относящихся к нечётким множествам
Реферат Гражданский процесс в Риме
Реферат Ввдедение в догматическое богословие - лекция 1
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (на примере СПК "Воронежский тепличный комбинат")
Реферат Object Permanence In Childern Essay Research Paper
Реферат Актуальность исследования обусловлена необходимостью культурологического анализа двуязычия в процессе межкультурной коммуникации и интеграции
Реферат 4. Риск и его оценка
Реферат Горячая и холодная штамповка
Реферат 3. "Анализ обеспеченности сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования"
Реферат Проектирование гидрографических исследований в проливе Элафонисос и бухте Ватика
Реферат AIDS Essay Research Paper AIDS VIRUS