Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование орнаментального образа в рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла

Содержание
Введение
1. Психолого-педагогическоеобоснование проблемы  необходимости ознакомления детей с народным декоративно- прикладнымискусством
1.1 Орнаментальный образ,как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
1.1.1 Природаорнаментального искусства
1.2 Характеристика народныхтекстильных промыслов
1.2.1 Русская вышивка
1.2.2 Украинская вышивка
1.2.3 Тканные орнаментыстран Балтии
1.2.4 Вологодское кружево
1.3 Вологодский орнамент– феноменальное явление  русского кружевного промысла
2. Педагогические условияформирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7лет2.1 Особенности изображенияорнаментального образа в рисунках детей 6-7
2.2 Разработка средств испособов формирования орнаментального образа в рисунках детей на материалеВологодского кружевного промысла
2.3 Проверкаэффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7 лет орнаментальногообраза на материале Вологодского кружева
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надоизучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А.Б.Салтыков.
Во всевремена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние начеловека, преобразовывало его внутренний мир, поэтому особенно важно начинатьвоспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуресвоего народа и ее освоение с малых лет.
Вопросыраннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали ксебе внимание ученых. Многие из них (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Б.М.Неменский, Т.С. Шацкий и др.) подчеркивали, что ознакомление с народнымискусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, какотмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами,эмоциями к древу культуры» своего народа [24; 142].
Важностьобращения в нашем исследовании к орнаментальному искусству как корневой системенародной культуры определяется не только социальной значимостью, но и егонациональной обусловленностью: через приобщение детей к декоративномутворчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию.
Многие проблемыосвоения национального искусства детьми дошкольного возраста изучены глубоко, икруг их достаточно широк. В большинстве научных трудов отражены вопросы влияниятворений народных мастеров на развитие различных видов детской декоративнойдеятельности (Смирнова Р.Н., Максимов Ю.В., и др.)
Перед намистоит проблема: какие формы и методы работы воспитателя на занятиях порисованию будут способствовать формированию орнаментального образа в рисункахдетей 6-7 лет.
Цельисследования: на основе теоретического и практического исследованиявыявить степень эффективности Вологодского кружевного промысла на формированиеорнаментального образа старших дошкольников.
Объектисследования. Процесс формирования эстетического отношения детей 6-7 летк образам Вологодского кружевного промысла
Предметисследования. Педагогические условия, обеспечивающие успешностьформирования орнаментального образа в рисовании старших дошкольников.
Гипотезаисследования состоит в следующем: развитие эстетического отношения кокружающему миру и орнаментальному искусству побуждает детей к созданиюорнаментального образа.
В настоящемисследования были поставлены и решались следующие научные задачи:
1) Обосноватьи доказать возможность формирования орнаментального образа в рисовании детей 6-7лет на материале Вологодского кружевного промысла.
2) Определитьособенности орнаментального образа и выявить уровни его сформированности врисунках детей 6-7 лет.
3) Выявитьдинамику орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет.
Методологическойосновой исследования являются важнейшие положения о художественном образе,эстетическом отношении человека к действительности и искусству; о ролиэмоционального фактора в формировании личности, развитии у дошкольниковэстетического отношения к миру и искусству.
В процессеработы над данным исследованием были использованы следующие методыисследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы поисследуемой проблеме; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий иконтрольные этапы; педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучениепродуктов детского творчества; статистические методы обработки материалов.
Данная работа,не являясь фундаментальным исследованием по названной теме, претендует быть небольшимметодическим пособием по формированию орнаментального образа в рисунках детейстаршего дошкольного возраста с использованием образцов Вологодскоготекстильного промысла.

1. Психолого-педагогическоеобоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладнымискусством
Народное искусствокак проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота,завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятиюребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий миротражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художникизбегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа,нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоциональногонастроя — эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчествудетей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность,а выработанная веками традиция.
Включение ребенкав различные виды художественной деятельности, основанные на материале народноготворчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенкаи развития его художественно-творческих способностей.
Подчеркивая значениеискусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является егонеотъемлемой частью), известный психолог Б.М.Теплов писал, что « искусство оченьшироко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображениеи чувство, что представляется само собой разумеющимися, но и мысли, и волю. Отсюдаего огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственногочувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и являетсяодним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитиюличности».[ 8;92 ]
Исследователинародного искусства В. Василенко, В. Воронов, М. Некрасова, Т. Шпикалова, Н.Сакулина отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность,коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка,человечность, связь с окружающей жизнью.
Коллективностьтворчества — важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделиясоздаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Традиционностьв народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбиралисьи отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит,композиционный строй, элементы.
Традиции качаютсяи основных выразительных средств, технологий. Например, хохлома традиционно имеетзолотисто-теплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Народное искусство испокон вековсоздается для человека и служит ему.
Следующая существеннаячерта народного искусства — его гуманность, человечность. Русское народное искусствоочень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека. сделатьее содержательней.
Язык народногоискусства (изобразительного, музыкального) не несет эклектики, он лаконичен, в немзаключается совершенство композиции. Т. Шпикалова отмечает и такую черту народногоискусства, как праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическоевосприятие мира.
Говоря о народномискусстве, Н. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересамдетей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию,содействует развитию их эстетических суждений»[8;87].
Народное искусство,включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несетв себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжествопрекрасного, и победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщатьдетей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Согласноконцепции, разработанной известным исследователем детского творчества Т.С. Комаровой,народное искусство было положено в основу развития различных видовхудожественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Данная деятельностьспособствует развитию таких психических процессе, как восприятие, образноемышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к субъектамэстетического содержания. В процессе занятий по декоративному рисованию, поознакомлению с народным искусством дети знакомятся с образцами народныхпромыслов, приучаются видеть и любить искусство в многообразном егопредставлении. Используя возможности народного искусства, можно успешно влиятьна формирование личности ребенка, с самого раннего возраста вкладывать в егодушу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение и фантазию,пробуждая стремление к творчеству.
Народноеискусство обладает потенциальными возможностями в познании окружающего мира иявляется одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Под воздействием воспитательно — образовательной работы у детей постепенноскладываются эстетические потребности и вкусы, формируются художественно –творческие способности.

1.1 Орнаментальныйобраз, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
Вфилософско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяетсякак специфическая форма отражения ценностного образа действительности, какмодель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущностьисследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ какогромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.
Овладениесмыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющихна накопление эмоционального, познавательного, этического и художественногоопыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное началоизделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживаниепереданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другогочеловека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа,отсюда — познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все этообеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традицийпрошлого. Именно поэтому, важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частьюжизни растущего человека.
Художественныйобраз с точки зрения эстетики является специфической формой существованияискусства. Именно художественная образность составляет «душу» (В.И.Костин), «плоть и кровь» (И.Ф. Смольянинов) произведения искусства,является его «первоклеточкой»(М.С. Каган). В настоящее времяхудожественный образ рассматривается как эстетическая категория, илисвоеобразный способ и форма воспроизведения художником объективной реальностиили воображаемого мира в материале определенного вида искусства, и как сущностьхудожественного сознания, или модель человеческого переживания и отношения кжизни, к миру (Береснева В.Я., Романова Н.В., Светлова Л.П и др.). В философии,эстетике, искусствоведении сложилась многоаспектная характеристикахудожественного образа. Анализ философско-искусствоведческой литературыпозволил сделать вывод, что орнаментальный образ как разновидность художественногорассматривается в гносеологическом, аксиологическом, семиотическом,национально-историческом, гедонистическом аспектах, осмысление которых позволитнам определить исходные положения в решении задач исследования.
Гносеологическийвзгляд на природу образности произведений декоративно-прикладного искусствазаключается в том, что она есть особый способ, а также продукт и духовныйрезультат познания действительности. Поэтому орнаментальный образ универсален ипознавательно неисчерпаем по своему содержанию. Указание на это представляетсядля нашего исследования особо важным.
Человеквоспринимает окружающий его мир образно и знания о нем выражает в образах, аобразное отражение, по мнению Ю.И. Романова, всегда является человеческимпознанием на том или ином уровне его бытия и становления.[26;27]
Развивая этумысль, И.Ф. Смольянинов отмечает, что процесс постижения и воспроизведенияобъективного мира осуществляется в результате глубокого осмысления и сложнойдуховной переработки жизненных восприятий и эстетических впечатлений вобразность искусства (Фаворский В). Основу и смысл ее составляет объективныймир, т. е. сама жизнь. Но художественный образ — это не точное и полноевоспроизведение конкретных явлений действительности. «Он никогда»- как считаетВ.И. Костин, «полностью не совпадает с объективной реальностью, а отражает мирпо-особому: не буквально точно, а изменяя и дополняя». [25; 25] Художник,создавая образ какого-либо явления или предмета, извлекает из действительностине все подробности и черты жизненного явления, а характерные, ведущие признаки.В результате возникает целостное, но видоизмененное изображение видимого мира.Особенно это видно в орнаментальном искусстве, потому что художник — прикладникв отличие от живописца или скульптора, как подчеркивает М.С. Каган, невоссоздает целостные предметы природы [ 19; 29]. Образ в прикладном искусствене имеет подобия в реальном мире, в нем выражается мифопоэтическая картина мира.О.Ф. Фрейденберг писала, что самая первая форма, созданная руками человека, быламатериализованным его представлением об устройстве мира [25; 56]. Еще древнийчеловек, создавая и окружая себя красивыми вещами-образами, воссоздавал рядом ссобой как бы модель познанного им мира, «в своем повседневном микрокосмеотражал весь макрокосм» [11; 9], не конкретную действительность, «амир в целом» [ 7; 101].
М.А.Некрасова считает, что орнаментальные образы выражают своеобразное суждение оВселенной. По ее определению, в орнаментальном искусстве образ — этоодновременно и материальная функционально — целесообразная вещь, и модельотношения человека с миром [23; 78]. Простейшими примерами отраженияпредставлений человека о мироздании и отношения к нему являются расписнаяпрялка, дымковская игрушка, любая матрешка, ансамблевый комплекс национальногокостюма с небесным, земным и подземным мирами; 2 типа крестьянского жилища:изба с чертами башнеобразного сооружения и изба усложненного объема сгалереями, крыльцами, фигурными столбами и резными балконами, — сформированныеязычеством и христианством. Взаимоотношение человека с миром как бы выражалосьсквозь призму той функции, для которой была предназначена вещь. Понятие о ееназначении органично вплеталось в образ [6; 104].
Такимобразом, творения народных мастеров несут в себе образ мира, в них закрепленыпредставления о вечном порядке и гармонии мироздания, а отсюда — ихкосмологически образный строй (Герчук Ю.Я., Романова Н.В.).
Произведениядекоративно-прикладного искусства как форма художественного познания мира имеюти такую существенную особенность, как украшение в виде орнамента. Это связано стем, что форма вещи как наиболее ее консервативная часть не успевает заразвитием представлений о мире. Недаром художественный критик В.В. Стасоввосторгался совершенством орнаментов, называл их «уцелевшим осколком древнегомира» [18; 13]. Орнамент не существует вне предмета, а поэтому и не можетрассматриваться в отрыве от него [ 6; 105]. Он включается в общее образноерешение предмета, а в древности был образом самой вещи, графическимизображением модели мира и выражением концептуальных, космологических,философских представлений народа (Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А.Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н.Столович и др.). По определению В. Я. Береснева орнамент заключает в себе ворганизованной форме трехмерный мир с его ярусами и носит характерразомкнутого, плоского (реже объемного) зрительного образа [7; 250]. Значит, орнаменти его компоненты имеют образную содержательность (В.Я Береснева, Анри де Моран,И.Л. Богуславская и др.).
Как формапознания мира художественный образ является следствием творческого обобщенияреального мира. Выделяя эту особенность, философы и искусствоведы (Каган М.О, БересневаВ.Л., Яглом И.М, Салтыкова А.А., Бадяева Т.А. и др.) указывают на то, что«обобщение» и «условность» являются важнейшими средствамиобразности произведений искусства, позволяют раскрыть существенное изакономерное в действительности[7; 256]. По мнению Ю.И. Романова, вхудожественном отражении возникает «художественная условность илиусловность второго порядка, которая в то же время включает в себя и»условность первого порядка", начального его уровня, когдазафиксирована целостность характерных признаков объекта, чтобы «опознать»его [26; 28]. Мера обобщения в каждом художественном образе различна. Онасвязана с личностным аспектом образного воспроизведения мира, зависит от видаискусства, материала, в котором образ воплощается [15; 6].
В зависимостиот степени обобщения философы и искусствоведы выделяют два типа образов: образыв прямом смысле слова(в форме самой жизни) и образы в переносном смысле (условные,аллегорические и т. п.) или чувственно-наглядные и рациональные(понятийные)образы или сходные образы, тогда в них просматривается первообраз, и несходныев виде знаков и символов (Ю.Я. Герчук, В.В. Спасов, Н.Т. Климова). Первые типыобразов выступают как образы восприятия и представления, а вторые отражаютнаиболее общие и существенные стороны мира, недоступные органам чувств. Ворнаментальном искусстве обобщение проявляется в наиболее острой форме,реалистические образы имеют большую обобщенность и целостность [ 15, 49]. Вобобщенный знак, по мнению Ю. Герчук, их превращает многократное повторениеодинаковых мотивов, имеющих свое внутреннее пространство [15;47]. В большинствеслучаев обобщенные, условные образы орнамента не совпадают с видимыми формамидействительности, не являются точным воспроизведением натуры, т. е. принципприближения к реальности неприменим к декоративному искусству. Но, как подчеркиваетН.Л. Лейзеров, отсутствие прямого жизнеподобия не означает отсутствияобразности орнамента, она обнаруживается в ритмическом чередовании линейныхмотивов, воплощающих определенные природные формы и ритмические движения,являющиеся неотъемлемым признаком труда [22; 43].
Одну из яркихформ художественного обобщения составляет геометрический орнамент, созданный наоснове, казалось бы, абстрактных, пространственных форм действительности (КомароваТ.С., Некрасова М.А., Романова Н.В. и др.). Он широко представлен в архаическойвышивке и узорном ткачестве многих народов, в том числе и в Вологодскомкружевном промысле (Климова Н.Т., Комарова Т.С. и др.). Происхождениегеометрического орнамента многие авторы связывают с техникой исполнения,характером переплетения нитей ткани (Некрасова М.А., Семенова Т.С., ФаворскийВ.А. и др). В связи с этим в сложном комплексе архаической геометрическойорнаментики преобладают различные ромбы /простой, лучистый, с продленнымисторонами, крючками/, иногда их заменяет квадрат, поставленный на угол. Другойочень устойчивый геометрический элемент — крестообразная фигура разныхвариантов (Герчук Ю.Я., Семенова Т.С. и др.). Для нас является важным то, чтогеометрический орнамент обладает образным содержанием. Он отражает космогоническиепредставления древних людей, а также идею плодородия почвы (Фаворский В.А., ГерчукЮ.А., Богатеева З.А. и др.).
1.1.1 Природаорнаментального искусства
Орнаментсо времен своего возникновения и поныне остается одним из осиновых средствхудожественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства:изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характернаячерта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциямиразвития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляетсяне только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначениемпоследнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства,мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, наособенности его композиционного решения.
Орнаментпредставляет собой относительно устойчивый элемент художественной культуры,сохраняющий свою инвариантность на протяжении многих столетий и дажетысячелетий (С.В. Иванов, 1952, 1961, 1963; А де Моран, 1982). Вместе с тем онявляется тем эстетическим «микромиром», который способен уместить в себе образ Вселенной,как он представлен в сознании традиционной этнической общности. Этот образподобен магическому кристаллу с бесконечным числом смысловых граней и потому«не закрыт» для новой интерпретации, преобразования, достраивания(при инвариантности художественной логики самого орнамента).
Дляобозначения различных феноменов и аспектов орнаментального искусстваиспользуется ряд понятий (терминов): орнамент – декоративный узор, образуемыйпутем ритмического чередования геометрических (точки, линии, круги, и т.д.) иизобразительных (зооморфных, антропоморфных и пр.) элементов; орнаментальный — имеющий характер орнамента или относящийся к нему (например, орнаментальноеискусство); орнаментика – совокупность элементов орнамента в том или иномпромышленно-художественном изделии, произведении искусства, художественномстиле и т.д. (например, орнаментика жилища, одежды, посуды); орнаментация –украшение орнаментом (фигурирует и как синоним орнаментики).
Содной стороны, выделение орнаментального искусства в самостоятельный видприкладного отчасти условно. Орнаментация — это способ декора (украшения)изделий, архитектурных сооружений и т.д.: одежды, домашней утвари, орудийтруда, боевых оружий, зданий и пр., каждое из которых создается как некотороецелое. Орнаментика придает этим вещам художественно-эстетические характеристики,которые не только несут особую смысловую нагрузку, но и становятсясмыслообразующими (формообразующими) свойствами предмета в целом. Этихарактеристики не просто относятся к числу прочих эстетических параметровизделия наряду или даже в связи с его функциональными и конструктивнымипараметрами (говоря языком технической эстетики). Они позволят по-новомураскрыть значение и ценность всего состава функций и свойств предмета, которыйприобретает новое качество.
Орнаментацияспособствует его превращению из утилитарной, многократно тиражируемой в нуждахповседневной практики вещи, в уникальное творение, произведение. В нем народныймастер-художник — прежде всего при помощи орнамента — воплощает значимые дляданной общности людей (профессиональной, конфессиональной, этнической и др.)грани конкретно-исторического Образа Мира. Благодаря этому предмет перестаетсуществовать лишь как фрагмент быта, теперь уже символически (идеально – всмысле Э.В. Ильенкова) представляя в себе широкий круг явлений Бытия. Земное«вздымается» к горнему, а горнее нисходит к земному, и в этом«встречном движении» возникает художественная реальность (М. Хайдеггер).Орнаментация бытовой вещи – своего рода «сакрализация профанного», еепреобразование в инструмент постижения и порождения человеком более высоких иглубоких жизненных смыслов, чем те, которые приоткрывает ему повседневность.Очевидно, что подобные трансформации отражали существенные историческиеметаморфозы в образе жизни общества, менталитете и ментальности людей.
Сдругой стороны (и это вытекает из сказанного выше), известная«автономизация» орнаментального искусства представляется правомерной.Оно не только опирается на специфические художественные традиции и каноны,обладает арсеналом собственных выразительных средств и т.п., но и выходит запределы сугубо декоративно-прикладных ремесел в более широкие эстетические ииные культурные пространства. По-видимому, допустимо говорить даже осуществовании особой орнаментальной «культуры» по аналогии с танцевальной,вокальной или изустно-повествовательной «культурой».
О«языке» орнамента можно говорить не только в переносном, но и прямомсмысле. Есть основания полагать, что орнаментальная культура развивалась втесной связи с письменной и шире рече-языковой, в целом коммуникативнойкультурой человечества. С одной стороны, исторической предтечей орнамента моглослужить «предписьмо» — пиктограмма (которая также отражала смысловуюлинию развития событий), «свернутая» и утратившая в нем свойнепосредственно чувственный изобразительный ряд (в отличие от пиктограммыорнамент представляет собой сплав чувственного и«сверхчувственного»). С другой стороны, орнаментальные элементыпроступают в таких видах письма, как иероглифы и вязь. Не случайно, что ихвозникновение совпало с расцветом орнаментальной культуры на Востоке. Здесь мысталкиваемся не только с совпадениями по форме. Содержательная общностьорнамента и письменной речи была обусловлена его исходной направленностью наобеспечение планирующей функции сознания, ориентации сознательного действия насферу возможного будущего, которые являются предпосылками воображения. Однакоподлинным источником развития творческого воображения орнаментальное искусствостало благодаря своей включенности в культово-мистические (магические) и религиозныепрактики. Следует отметить, что не только сами магические ритуалы, но ирелигиозные обряды, соответствующая атрибутика и т.д. во многом организованы по«логике орнамента». Таковы, к примеру, буддистские мантры,христианские молитвы, акустические и семантические характеристики которыхтщательным образом согласованы на основе ритмического принципа. Благодаря этомуорнаментальная культура органично вплеталась в пространство магических ирелигиозных практик, где орнамент приобретал сакральную функцию носителя образамироздания. Очевидно, что этот эстетический образ постоянно обогащался опытомповседневной хозяйственно-трудовой деятельности и в полном отрыве от нее мог бывозникнуть и развиваться. (Оппозиционные гипотезы о культовом и трудовомпроисхождении искусства в целом не противоречат, а дополняют друг друга.) Темне менее именно магические и религиозные практики укоренили в орнаментесовокупный мировоззренческий смысл, связующий воедино картину действительности.Ее формообразующим звеном выступает не стихия, а активное, творящее, разумное,антропоморфное (пусть и не человеческое) начало. Этот смысл неявно подводит кпониманию истинного предназначения человека, как ни парадоксально, ценоймистификации этого предназначения. Он не может быть непосредственно переданчерез технику изготовления орнамента. Он может быть лишь заново построен вплане воображения.
«Языкорнамента» — язык воображения, которое нацелено на поиск более высокогосмысла, нежели обыденный, на превращение этого смысла в общезначимый и егопередачу другим. Поэтому произведения орнаментального искусства, процессорнаментального творчества становится поводом для живого общения людей,принадлежащих к разным социальным группам и, что для нас особо важно, к разнымвозрастным категориям. Это и наблюдается в традиционных культурах, гдеизготовление орнаментов протекает в форме разновозрастного общения взрослых идетей — содержательного, конструктивного и равноправного.
Всеэто необходимо учитывать и там, где мы обращаемся к орнаментике в педагогическихцелях.
Собственнообразовательные эффекты включения орнаментики в процесс работы с детьмиобусловлены не только особенностями используемых программ и технологий ееразвертывания. Они исторически «заданы» в тех этноспецифическихмоделях миродействия, мировосприятия, мироотношения, которые составляютсамобытное целое — интегральный «национальный образ мира» (Г.Д. Гачев,1995). Эстетик и психолог Р. Арнхейм (1974. С. 38) писал: «Каждый орнаментдолжен иметь содержание… Орнамент предназначен для визуальной интерпретациихарактера данного объекта, ситуации, события. Он создает настроение, помогаетопределить категорию и смысл инструмента, мебели, комнаты, человека, обряда.Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, топроизведения искусства — это образ мира».
Поэтомуиспользование возможностей орнаментики в процессе эстетического воспитанияребенка не является узко-методической задачей. Оно требует широкогофилософского, историко-культурологического и психолого-педагогического взглядана проблему.

1.2 Характеристиканародных текстильных промыслов
Особое значениев развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в которомв образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, птицы,животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Такимобразом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению ихс народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшемуразвитию воображения у детей.
1.2.1Русская народная вышивка
В русском народномискусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти,салфетки, полотенца, белье.
Широкоизвестны мастерицы Владимирской, Калужской, Архангельской, Новгородской областей.Популярна крестецкая, саратовская, рязанская, торжокская вышивка. В этих районахсложилась своя школа народного творчества. В вышивках мстерских и саратовских мастерицактивно используется белый цвет, а рязанские вышивальщицы создают многоцветные узорыс преобладанием красного тона. В Торжке вышивают золотыми нитями.
Отличается и техникавышивки. Кроме глади, шитья набором, распространено двустороннее шитье, цветнаяперевить, ажурная мережка. Для рязанских узоров характерна строгая геометричность,что создается составлением узких и широких полос со звездами-розетками на краяхскатертей, дорожек, концах полотенец. Мастерицы из Торжка создают узоры из цветков,листьев и трав. В мстерской вышивке искусно сочетается свободный растительный орнаментс сетками и мережками, акцентирующий лепестки и сердцевины цветков. Они ещеболее подчеркивают богатство растительных форм, легко и изящно разбросанных по изделию.
Многие растительныемотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материаломдля рисования. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразиеи локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны длявоспроизведения детям старшего дошкольного возраста.
В русскойдеревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самуюбогатую, годовую, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественныедни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
Готовянарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны.Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Частоукрашали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос илижатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор.
Великолепныпраздничные кокошники северянок, расшитые золотой нитью и речным жемчугом (до18 века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюсякурочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высокимгребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья корунадействительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами,которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. Вбудни девушки носили ленточку или платок.
Что ещедополняло основной костюм? С богатым сарафаном надевали для тепла парчовуюдушегрею, собранную на спине красивыми складками. С рукавами — называлась епанечка,на лямках — коротенька. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чащенадевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник — красивый платокили шаль, скажем, каргопольский золотой платок с узорами. Таков нарядкрестьянок русского Севера.

1.2.2Украинская народная вышивка
Традиционноенародное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оносопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальнойкультуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство;секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция,характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следуетсчитать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и вбыту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские имужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции,цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды),растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування инастилування.
Вариантомпоследней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью.Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки.Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возрастлюдей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинскиесорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерныдля Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные — преимущественно дляКиевщины и большей части Подолья, полихромные — для Западного Подолья и Карпат.
Для вышивоксеверной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характеренкрасный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В среднейполосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северныерегионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим,реже — с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подольечерный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих сБесарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером иметаллическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатскиетканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получилмногостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментациитканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. ВУкраинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительнаяорнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево.Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества,распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточнойее областях.
1.2.3 Тканыеорнаменты стран Балтии
Орнаментальноеискусство в странах Балтии занимает особо важное место. Именно в произведениях народногокрестьянского ремесла (вязание, вышивка, ткачество) на протяжении столетий бережносохраняются и утверждаются национальные художественные традиции. Они отличаютсяорганическим слиянием эстетического начала с практической необходимостью вещи, чтосоздает неразрывное единство формы и содержания украшений предметов народного бытаи повседневного костюма.
Ассортимент иорнаментация тканых предметов прибалтийских народов имеет много общих черт, однаков творчестве каждого из них издавна сложились свои национальные особенностинаборов узорных фигур, их композиционных принципов и цветового строя. Воспитательможет использовать прибалтийские узоры при обучении детей старшего дошкольного возрастааппликации.
Тканые изделияЛатвии характеризуются гармоничностью, теплыми тонами цветовой гаммы, обилием разновидностейгеометрического орнамента. Они широко применяются в оформлении декоративных тканей,для изготовления полотенец, покрывал, дорожек. Из ткани шьются национальная одеждаи ее дополнения: шали, ленты, пояса.
Орнаментация тканейсоздается сочетанием горизонтальных и вертикальных цветовых нитей. Они образуютразличные клетки, фигуры квадратов, комбинации полос, многообразных розеток. Благодаряразным сочетаниям фигур и цвета передают целую гамму настроений.
1.2.4Вологодское кружево
Подвологодским кружевом понимается русское кружево вообще.
Русскоекружево, создаваемое руками наших женщин, — одно из ярких проявлений русскогохудожественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всейполноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеноекружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и,вместе с тем жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительносложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорамприсуща прозрачная ясность.
Русскоекружево в совеем развитии прошло долгий путь от простейшей отделки одежды ипредметов обихода до сложного по своей технике и художественному замыслукружева.
Кружево –удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид народноготекстильного промысла и со временем обогатило сфер искусства, поражая роскошьюажурных узоров и переплетений.
Историяпроявления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древнимицентрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальныестраны Европы научились кружевному делу. «Ни один центр кружевнойпромышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как городВологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в совеем знаменитомисследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих порнеизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетениякружев, почему на Севере, именно на вологодских землях оказалось столь любимыми популярным это ремеслом.
Кружевоплетениезнает несколько способов и разновидностей, из которых Вологда славилась главнымобразом парной и сцепной техникой. Парной выполняют множеством (до 200) паркоклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев- прошивок ифестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия:скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетаю по частям, которые затемсоединяют небольшими скреплениями – сцепами с помощью вязального крючка.
Однако любоекружевное изделие создается из непременных четырех элементов – тесьмы-полотнянки, сетки-решетки, плотной овальной или квадратной насновки ишнурочка-плетешка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на ихразнообразном рисунке и вариациях, сочетаний, часто оригинальных и неповторимыхв каждой местности, где развито кружевоплетение.
В работе нетвозможности познакомиться со всеми видами национальных орнаментов, которые можноиспользовать в качестве образцов на занятиях по изобразительной деятельности. Каждыйнарод имеет свои, непохожие на другие, орнаменты. Мы рассмотрим Вологодскоекружево, образцы которого можно найти в альбомах по искусству, в журналах мод, впособиях по кружевоплетению.
1.3Феноменальное явление Вологодского кружевного орнамента
Геометрические мотивы широко представлены в Вологодском кружеве. Кпервичным архаическим мотивам относятся точки, линии (прямые и ломаные), круги,многоугольники, меандр и др.
Поначалу визделиях кружевного промысла были отражены старинные местные узоры, отпростейших мерных численных, исполняемых без сколка, до сложных сцепных. В товремя было банальным утверждение, что орнаменты кружева навеяны причудливымирисунками мороза на окнах. Возможно, был и такой путь в неуемной фантазиикружевниц. Но представив мысленно все бесчисленное множество и разнообразиекружевных узоров, вряд ли можно согласиться, что этот путь был единственным.Уже одно перечисление названий старинных вологодских кружев говорит о самыхразличных впечатлениях и ассоциациях, которые послужили поводом к ихвозникновению: «суковатка», «косорядка», «банты»,«паучок», «денежка», «ключики»,«фарфорики», «елочка», «роза», «железнаядорога», «черепашка», «американская клетка»,«устьянская терка» и многие другие.
Большинствоиз них строятся повторением или чередованием простых геометрических форм — ромбов, квадратов, овалов, зигзагообразных полос, помещенных на фоне прозрачныхсеток и решеток. Подобные орнаменты более характерны для мерного парногокружева. В крупных изделиях сцепного плетения чаще выполнялись растительныеузоры, мотивы изобразительного характера. Так, например, типичное для многихвидов народного искусства изображение птиц по сторонам дерева в вологодскомкружеве приобрело свое выражение. Гибкая непрерывная линия полотнянки-вилюшкимягкими движениями и плавными поворотами выявляла композицию, где все фигурысливались в едином линейном ритме.
Ромб, в большинстве случаев, составляет основу орнаментальных композиций,а также служит дополнением к другим геометрическим или растительным мотивам.Ромбы сочетаются в разных комбинациях: вписываются один в другой, соединяютсяцепочкой, располагаются рядами, чередуются с розетками, восьмиугольнымизвездами, косыми крестами и т.д. Кроме простых ромбов («кругов») встречаютсяего усложненные варианты: гребенчатый, лучистый, ступенчатый, плетеный, ромб,пересеченный двумя диагоналями и ромб с крюками («лягушка»). Ромбы разнойконфигурации часто составляют «каркас» орнамента, который внутри и снаружиобрастает мелкими ромбами, розетками, звездами, овалами, зигзагами и т.д.,создающими сложный насыщенный рисунок узора. Наиболее часто встречаетсякомпозиция, построенная на простом чередовании ромба с восьмилепестковойрозеткой; другой ее вариант — розетка, вписанная в ромб. Ромбы составляютголовы антропоморфных фигур, входят в состав изображений дерева, размещаются вразных местах на фоне узора. Изображение ромба у славян всегда было связано спонятием дома, усадьбы, солнца, тепла и благополучия.
Треугольники, квадраты и прямоугольники чаще всего выступают как рядовойэлемент геометрического орнамента, наполняются другими знаками или «обрастают»ими. Частым элементом кружевоплетения являются крестообразные фигуры. С крестомсвязывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократноевоспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Ониспользовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца.Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами.Чаще всего встречается косой крест и равноконечный, в составе сюжетнойкомпозиции. Они обогащались введением дополнительных декоративных элементов,орнаментальным заполнением внутренних плоскостей.
Широко распространенным в Вологодском кружевном промысле являетсярастительный орнамент. В изделиях из кружев часто представлен мотив изображенийцветов. Все композиции растительных форм являются вариантами одного и того жеэлемента дерева-цветка. Изображение «дерева жизни» имело магическую силуприносить счастье, искоренять зло, всякую ворожбу.
Цветы в самых разнообразных комбинациях — на ветках, в гирляндах,букетах, вазах, на деревьях и т. п. — занимали центральное место в вышивке.Одни из них были трактованы очень условно, другие сильно геометризированны, нов большинстве случаев приближены к натуре, с сохранением основных видовыхсвойств изображаемого растения. Излюбленными были мотивы роз разнообразноймодификации, лилии — символа чистоты, непорочности. Встречаются изображенияцветущей фуксии, из полевых цветов — мака., василька, ромашки, барвинка. Всегдаузнаваемы дубовые, виноградные листки, остальные резные — обобщенные образывиноградно-калиновых листьев.
Но, наряду ссохранением наследия, главной задачей вологодских кружевниц стало созданиеновых орнаментов, разработка современных мотивов и композиций в украшениикружевных изделий. Сегодня в работах тех лет ощущается дух времени, приметыновой жизни. Одной из традиций старого народного искусства было умение любуютему претворить в орнамент и подчинить выразительным средствам конкретного видаискусства. Среди узоров вологодских кружев 30-х годов появились символы иэмблемы Советского государства, изображения трактора, самолета, парашюта.Казалось бы, противоречащие самим своим существом природе тонкого изящногоискусства, они нашли естественную и оправданную, для кружева форму претворения.
В вологодских кружевах четко различается основной рисунок ифон. Основной узор — цветы, деревья, снежинки. Элементы кружева имеютвыразительные местные названия: «денежка», «паучок»,«пуговка», «березка». Распространенный мотив — куст сширокими лапчатыми листьями, покрытый «цветами» из насновок в шесть иболее лепестков. Иногда весь «куст» вырастает из «цветка» — розетки. Этот мотив позаимствован из традиционных русских настенных и прялочныхросписей. Основной рисунок — крупный с четко выраженным извилистым контуром.Контуром служит плотная вилюшка. Фоном являются решетки из шестиугольных,круглых и квадратных ячеек. Помимо основного узора по фону могут бытьразбросаны отдельные розетки и «ветки». Сюжетные мотивы вдевятнадцатом веке отличались традиционностью и архаичностью сюжетов. Одним изизлюбленных мотивов была сказочная птица счастья — пава. Каждая мастерицастаралась создать свой образ этого сказочного существа, вкладывая в него своепонимание прекрасного.

2. Педагогическиеусловия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет
Выборвозраста детей — 6-7 лет — в данном исследовании обусловленпсихолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель,иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Уже с 4 лет детейпривлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понятьусловность его образов-символов. Возможности осмысления условности орнаментадетьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурноразвивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образнойпамятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшейпластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрастепоявляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попыткисоздания и реализации замысла.
К 6-7 годам ирука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более «ловкой,подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разномнаправлении и разной длительности», от уровня развития которых зависитумение творчески решать любую изобразительную задачу.
С 6-летнеговозраста у детей сформировано отношение к людям своей и других национальностей.Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национальногоаспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.
Всоответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующиезадачи:
•проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической инаучно-методической литературе;
•разработать комплекс мероприятий — на занятиях рисованием — по формированиюорнаментального образа средних дошкольников;
•провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Дляболее комплексного исследования проблемы формирования орнаментального образадошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретическийанализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогическогоэксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основнымиспособами изучения и обобщения передового опыта формирования орнаментальногообраза дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературныхисточников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и ихродителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методическойлитературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить кругвопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогическийэксперимент, проведенный нами проходил на базе МОУ СОШ № 1 филиала Спасскойначальной школы- детского сада пос. Приволжье Самарской области, проходил он втри этапа:
1)констатирующий эксперимент;
2)формирующий эксперимент;
3)контрольный эксперимент.
Впедагогическом эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы,составляющих экспериментальную группу.
Дляпроверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками былавыделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с разным уровнем развития.
2.1 Особенности изображенияорнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет
Цельюпроведения констатирующего эксперимента является выявление знаний у детей об народныхтекстильных промыслах и об орнаментальном образе в рисовании
Задачиконстатирующегоэксперимента:
1)выявить у детей элементарные знания о текстильных народных промыслах.
2)выявить возможность детей создавать орнаментальный образ в рисовании;
2)провести диагностику уровня сформированности орнаментального образа детей вэкспериментальной и контрольной группах.
Формированиеорнаментального образа в рисунках детей среднего дошкольного возрастапредполагает:
— во-первых,формирование способности понимания орнаментального образа в единстве егоценностно-смыслового, мировоззренческого содержания ивыразительно-изобразительной стороны воплощения;
— во-вторых овладениясистемой передачи изобразительно-выразительных средств орнамента в рисовании.
Отсюдаследует, что диагностику сформированности орнаментального образа дошкольниковнеобходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по следующимнаправлениям: формирование знаний онародном декоративно-прикладном искусстве, а именно об текстильных промыслах и оботличительных особенностях текстильного орнамента народных промыслов, а такжеумение рисовать орнамент в различных геометрических фигурахи умениеукрашать бумажный силуэт в соответствии с особенностями народного промысла.
Критериисформированности уровня знаний об орнаментальном образе:
1)знания о народных текстильных промыслах;
2)знания о характерных особенностях орнаментального образа текстильных промыслов;
3)умение рисовать орнамент в различных геометрических формах, используягеометрические и растительные элементы;
4)умение украшать бумажный силуэт орнаментом предложенных текстильных промыслов.
Контрольные задания для определения уровня знанийо текстильныхпромыслах народного декоративно-прикладного искусстваи уровня знаний дошкольников об особенностях орнаментальногообраза различных текстильных промыслов.
Задание № 1. «Ярмарка».
Цель задания: определитьуровень знаний детей старшего дошкольного возраста о народных текстильныхпромыслах и об отличительных особенностях орнаментального образа текстильныхизделий народного декоративно-прикладного творчества.
Методы:игра,беседа, запись действий и ответов детей.
Оборудование:текстильныхизделий декоративно-прикладного искусства: русская вышивка, украинская вышивка,Вологодское кружево, тканные изделия стран Балтии.
Ход задания
Проводится индивидуально с каждым ребенком.Педагог предлагает ребенку помочь организовать ярмарку, т.е. выставку и продажутекстильных изделий народного декоративно-прикладного искусства. Для этого ондолжен разложить предметы по орнаментальным образам, характерным для каждоговида текстильных изделий декоративно-прикладного искусства. После того какребенок справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себяберет роль покупателя.
Педагог. Теперь ты будешь продавцом на ярмарке.Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобыпосетитель захотел приобрести у него предметы народного искусства.
— Покажите изделия с русской вышивкой.
— Чем отличается русская вышивка от украинской?
Педагог показывает на Вологодское кружево испрашивает:
— Как называется этот вид текстильных изделий?
— Чем отличаются изделия Вологодскогокружевного промысла от изделий с русской вышивкой?
— Что общего в орнаменте этих изделий?
— Что вы можете рассказать об орнаменте каждогоиз этих изделий?
— А есть ли у вас текстильные изделия, непохожие на вышивку и кружева? Что вы можете рассказать о них?
Педагог. Мне очень понравилась ваша выставка. Ябы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?
После предложения ребенка педагог благодарит заоказание помощи в выборе покупки.
Анализ результатов:
Показатель – знания об отличительныхособенностях орнаментального образа текстильных изделий народного декоративно-прикладноготворчества.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок знает проявляет интерес к текстильным промысламдекоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Знаетхарактерные особенности орнаментов текстильных промыслов. Аргументирует выбортого или иного промысла. Ребенок знает и в основном правильно называет видытекстильных изделий. При восприятии предметов может дать им эстетическуюоценку.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок проявляет интерес к текстильнымизделиям декоративно-прикладного творчества. Иногда путается в названии текстильныхпромыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности орнамента тогоили иного текстильного промысла. В основном аргументирует свой выбор изделий.При восприятии предметов может дать им эстетическую оценку.
Уровень ниже среднего(1 балл).
Ребенок проявляет слабый интерес к текстильным промысламнародного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру. Ребенокпутает и не всегда правильно называет текстильные промыслы. С трудом выделяетхарактерные особенности орнамента того или иного текстильного промысла.Затрудняется аргументировать свой выбор изделий текстильного промысла. Привосприятии предметов текстильного промысла затрудняется дать им эстетическуюоценку.
Контрольное задание для определения уровнясформированности умения рисовать орнаментальные образы текстильных промыслов в различныхгеометрических формах, используя геометрические и растительные элементы.
Задание № 2. « Нарисуй орнамент»
Цель занятия:определитьуровень умения рисовать орнаментальные образы в различных геометрическихформах.
Материал: геометрические формы из бумаги белогоцвета:
·       Квадрат (15х15см);
·       Прямоугольник (8х22 см);
·       Равносторонний треугольник (115см);
·       Овал (8х26 см);
·       Круг (d 18 см).
Круглая кисть № 3, №4, гуашь 12 цветов,палитра, салфетка, баночка с водой.
Ход задания
Педагог предлагает ребенку выбрать любуюгеометрическую фигуру. После того как ребенок выбрал фигуру, педагогспрашивает, как называется эта геометрическая фигура. Если её украсить узором,на что она может быть похожа?
Затем педагог предлагает ребенку нарисоватьорнамент в выбранной форме.
В конце задания можно спросить ребенка, что унего получилось
Анализ результатов:
Показатель – умение рисовать орнамент
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет все геометрическиефигур. Самостоятельно составляет орнамент, используя ритм и симметрию вкомпозиционном построении. Умеет смешивать краски в палитре для получениянужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, безтруда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистыелинии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения используетпечатку-тычок.
Средний уровень.(2 балла)
Ребенок не всегда правильно называетгеометрические фигуры. При составлении узора иногда обращается за помощью кпедагогу. Допускает незначительные ошибки при составлении орнамента. Испытываетнезначительные затруднения при смешивании краски на палитре для получениянужного оттенка. В процессе рисования в основном владеет навыками кистевойросписи, но при выполнении декоративных элементов затрудняется выполнятьнекоторые из них (тонкие линии, капельки, листики и завитки).
Уровень ниже среднего.(1 балл)
Ребенок затрудняется назвать основныегеометрические фигуры. При составлении орнамента постоянно обращается запомощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении орнаментомпредставленной формы. Испытывает затруднения при смешивании краски дляполучения нужного оттенка. В процессе рисования показывает навыки кистевойросписи. Не может выполнять декоративные элементы (прямая и волнистая линия,точки, кружки, капельки, листики и т.д.)
Контрольное задание для выявления уменияукрашать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой т особенностяминародного промысла.
Цель: определить уровень умения украшатьбумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностяминародного промысла; уточнить знания о текстильных промыслах.
Оборудование: фотографии с изображениемпредметов текстильных промыслов: фартук с украинской вышивкой, салфетка срусской вышивкой, Вологодская кружевная шаль.
Ход задания
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографиипредметов различных текстильных промыслов.
Затем педагог предлагает детям раскрасить навыбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой ипредставленных орнаментов текстильного промысла.
Анализ результатов:
Показатель – умение украшать бумажный силуэт всоответствии с представленной формой и особенностями орнамента текстильного промысла.
Высокий уровень (3 балла)
Рассматривая фотографии с предметамитекстильного промысла, ребенок безошибочно называет их. Предложные педагогомбумажные силуэты соотносить с реальными предметами и украшает (без помощивзрослого) в соответствии с особенностями орнамента предметов текстильногопромысла. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимостипользуется палитрой.
Средний уровень.(2 балла)
Рассматривая изображения предметов текстильногопромысла, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажныесилуэты соотносить с реальными предметами и украшает в соответствии сособенностями орнамента того или иного текстильного промысла, изредка обращаяськ помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется подбирать цветовую гамму.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Рассматривая изображения предметов текстильногопромысла, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогомбумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает посвоему усмотрению, без учета характерных особенностей орнамента текстильногопромысла. Часто обращается к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельноподбирать цветовую гамму для украшения.
Результатыдиагностики дошкольников экспериментальной и контрольной групп представлены втаблицах 1-2 и рис.1.

п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средний балл Общий уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития 1 Настя Ш. 2 С 1 НС 2 С 2 С 1,75 С 2 Лиза Т. 1 НС 1 НС 2 С 2 С 1,5 С 3 Женя Т. 1 НС 1 НС 1 НС 1 НС 1 НС 4 Максим П. 1 НС 1 НС 2 С 2 С 1,5 С 5 Коля О. 1 НС 1 НС 2 С 2 С 1,5 С Средний рез. 1,2 НС 1 НС 1,8 С 1,8 С 1,45 с
Таблица 1Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе.

п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средняя оценка в баллах Общий уровень Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития 1 Настя П. 2 С 1 НС 1 НС 1 НС 1,5 НС 2 Вова М. 2 С 1 НС 1 НС 1 НС 1,25 НС 3 Саша Р. 1 НС 1 НС 2 С 2 С 1,5 С 4 Катя К. 2 С 1 НС 2 С 2 С 1,75 С 5 Настя Т. 1 НС 1 НС 2 С 2 С 1,5 С Средний рез. 1,6 С 1 НС 1,6 С 1,6 С 1,5 С
Таблица 2 Результатыконстатирующего эксперимента в контрольной группе.
/>
Рис.1Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной группконстатирующего эксперимента.
Сравниваярезультаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (табл. 1-2,рис.1), констатируем:
1.Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали:
— уровень ниже среднего в разделе «Знания об особенностях орнаментального образа»- по 1 баллу в каждой группе;
2.Уровень сформированности знаний об текстильных промыслах декоративно-прикладномискусства у дошкольников экспериментальной группы ниже чем у контрольной на 0,4балла.
3.Уровень уменийрисовать орнаментальныеобразы в различных геометрических формах, используягеометрические и растительные элементы и уменийукрашать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностяминародного промысла в обоих группах соответствует среднему. Вобоих случаях в экспериментальной группе показатель на 0,2 балла выше чем вконтрольной.
Анализпроведенного с детьми эксперимента показал, что:
§  Малая,для своего возраста, база знаний об текстильном промысле, как виде народногодекоративно- прикладного искусства;
§  Удетей недостаточно знаний о составлении орнамента в рисунке, исходя из видатекстильного промысла;
§  Некачественноевыполнение работ.
ЖеняТ. мало проявлял активность в процессе выполнения заданий. Имеет малую базузнаний о народных текстильных промыслах. Ребенок не знает многие видытекстильных промыслов, не соблюдает композиционное и ритмическое построениеорнамента. Лиза Т. Характеризуется слабым проявлением интереса к текстильномупромыслу и знаний о нем. В основном знает характерные особенности предложенныхтекстильных промыслов (орнамент, цвет). Настя П. знает, но всегда правильно называетвиды текстильных промыслов. Затрудняется в выделении характерных особенностейкаждого из предложенных видов текстильных промыслов. В процессе рисования неумеет составлять простейшие орнаменты и узоры. Вова М. характеризуетсяпроявлением интереса к изделиям народного текстильного промысла. Ребенок знает,но не всегда правильно называет виды текстильных промыслов. Настя Т.Характеризуется слабым проявлением интереса к народному текстильному искусству.Ребенок не знает многие виды текстильных промыслов. В декоративном рисованииумеет составлять простейшие орнаменты и узоры.
Исходяиз уровня развития данных детей, для дальнейшего исследования из них быласформирована экспериментальная группа.

2.2Разработка средств и способов формирования орнаментального образа в рисункахдетей на материале Вологодского кружевного промысла
 
Цельюформирующегопедагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способаформирования орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольноговозраста на материале Вологодского кружевного промысла.
Характернойособенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительнойк школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширениепредставления детей о разнообразии народного искусства, художественныхпромыслов, а также о формировании эстетического отношения кхудожественно-творческой деятельности.
Детиучатся создавать узоры по мотивам народных промыслов, в том числе итекстильных; закрепляется умение создавать орнаментальные композиции насилуэтах предметов по мотивам того или иного вида текстильного промысла,используют характерные для него орнаменты и цветовую гамму.
Содержаниеформирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных сучетом анализа констатирующего эксперимента. Оно включает 4 занятия последующим темам: «Возникновения образов в народном искусстве» (Приложение 1), «Беседао Вологодском орнаменте»(Приложение 2), «Образ птицы, знака-символа в кружевныхизделиях» (Приложение 3), «Образы и мотивы в орнаментах Вологодского кружева (рисованиепо мотивам Вологодского кружева) (Приложение 4).С целью закрепления уменияизображать геометрические кружевные орнаменты в рисунках детям было предложенотри задания(Приложение № 5). Занятия проводились с целью вызвать у детейэмоциональный отзыв на предметы Вологодского кружевного промысла, поупражнять визображении отдельных элементов орнамента Вологодского кружева.
Задачи:
1.        Подвестидетей к изображению орнамента Вологодского кружева.
2.        Показатьсущественную разницу между орнаментом Вологодского кружева и другимитекстильными промыслами (русская вышивка, украинская вышивка).
3.        Научитьдетей способам изображения текстильных орнаментов.
4.        Создатьусловия для формирования у детей орнаментов Вологодского кружева.
5.        Разработатьупражнения, направленные на формирование орнаментального образа.
Занятияс детьми способствовали проявлению интереса к народным текстильным промыслам.Наибольший интерес у детей вызвало Вологодское кружево. Придавалось большоезначение качеству изображения орнаментов, их разнообразие, умению правильно егорисовать. Главное, о чем мы не забывали, это о необходимости ненавязчивом итвердом ведении ребенка вперед, учитывая его индивидуальность, его возможности.
Приразработке комплекса мероприятий — мы опирались на следующие источники:
— программы, направленные на художественно-эстетическое воспитание дошкольников: «Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию» (под редакцией Н.П. Сакулиной,Т.С. Комаровой, 1979), „Рисование в дошкольном детстве» (Н.П. Сакулина, 1965),“ Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детскомсаду по разделу «Изобразительная деятельность» (М.А.Васильева, В.В. Гербова,Т.С. Комарова, 2007), „Программа по изобразительной деятельности в детскомсаду (Г.С. Швайко, 1997);
Вработе с дошкольниками по формированию у них орнаментального образа мыиспользовали интегрированный подход,предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительнойдеятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования,просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Намипроводилась работа с педагогамиДОУ,в частности, была проведена консультация на тему «Орнамент сквозь века».Материалы представлены в приложение 6.
Такимобразом, экспертиза показала, что детям необходимо дать хорошую базу вприобретение умения изображать орнамент Вологодского кружева.
Взросломунеобходимо выражать одобрение по поводу каждой удачи самого юного творца,постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
Занятияпроходили в доверительной обстановке и спокойной атмосфере, где мы стремились ктому, чтобы все дети проявляли себя. В группе ребята рисовали охотно исвободно. Свои работы выполняли увлеченно, непринужденно и ответственно.Необходимо отметить, что при сопоставлении работ формирующего и констатирующегоэкспериментов видно полную динамику.
2.3.Проверка эффективности разработанной методики формирования в рисунках детей 6-7лет орнаментального образа на материале Вологодского кружева.
Завершивнамеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель-выявление результатов проведенной работы по формированию орнаментального образав рисунках детей на материале Вологодского кружевного промысла.
Задачи:
1.       Закрепитьособенности изображения орнаментального образа Вологодского кружева;
2.       Побуждатьэмоциональные чувства, удовольствие и радость.
Детииз экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которыеони получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены втаблице № 3 и № 4.

п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средняя оценка в баллах Общий уровень Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития 1 Настя П. 3 В 2 С 3 В 3 В 2,75 В 2 Вова М. 3 В 3 В 2 С 2 С 2,5 С 3 Лиза Т. 3 В 3 В 3 В 3 В 3 В 4 Женя Т. 2 С 2 С 3 В 3 В 2,5 В 5 Настя Т. 2 С 2 С 3 В 3 В 2,5 В Средний рез. 2,6 В 2,4 С 2,8 В 2,8 В 2,65 В
Таблица3 Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.


п/п Фамилия, имя ребенка Знания о текстильных промыслах народного декоративно-прикладного искусства
знания об особенностях орнаментального образа различных текстильных промыслов
Умение рисовать орнаментальные образы в различных геометрических формах, используя геометрические и растительные элементы
умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла Средняя оценка в баллах Общий уровень Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития Оценка в баллах Уровень развития 1 Настя Ш. 2 С 2 С 1 НС 1 НС 1,5 С 2 Максим П. 2 С 1 НС 2 С 1 НС 1,5 С 3 Саша Р. 2 С 1 НС 2 С 2 С 1,75 С 4 Катя К. 2 С 2 С 2 С 2 С 2,0 С 5 Коля О. 2 С 1 НС 2 С 2 С 1,75 С Средний рез. 2 С 1,4 НС 1,8 С 1,6 С 1,7 С
Таблица4 Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Проанализировавработу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
·         Удетей контрольной группы отличительные успехи незначительные. Такие результатыговорят о том, что формирование орнаментального образа у детей данной группыпроводится без определенной системы занятия с детьми разного уровня развития.Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточногоусвоения основ формирования орнаментального образа.
·         Удетей экспериментальной группы заметно расширились знания. Женя Т. Активнопринимал участие на занятиях. Упрочнил свои знания об народных текстильныхпромыслах. Умело соблюдал композиционное и ритмическое распределение орнаментав рисунках и предложенных силуэтах изделий Вологодского кружева.(- Сделаю такуюже скатерть, как у моей бабушки.- сказал мальчик при предложении воспитателяукрасить прямоугольник орнаментом. – А какая у бабушки скатерть?- Как паутинка,легкая и воздушная- обобщил Женя). У Лизы Т. успехи значительнее, она сталаактивнее на занятиях, использовала полученные знания и умения, творческиподошла к работе, правильно использовала ритм и симметрию в построенииорнаментов и узоров. Настя П. стала проявлять устойчивый интерес к народномутекстильному промыслу, а именно к Вологодскому кружеву (« Оно похоже наволшебные снежинки…»). Умело выделяет характерные особенности орнамента русскойвышивки и Вологодского кружева (« — Орнамент вышивки разноцветный, а кружеватолько белые или черные, редко когда цветные» — констатировала девочка. «Кружево, как волшебство, как фата у невесты, красивое…»). Самостоятельноосуществляет перенос имеющихся знаний и навыков с целью совершенствованияизображения орнамента Вологодского кружева. У Насти Т. так же возрос интерес кнародным текстильным промыслам, к предметам Вологодского кружева. (Прирассмотрении иллюстраций изделий Вологодского кружева девочка увидела кружевнуюигрушку собачку:– Она, как живая. Как мой белый пудель Тоша. Такая же веселая ибелоснежная. Я когда вырасту, то же сделаю такую. -Девочка нарисовала собачку иукрасила её почти таким же орнаментом.) Девочка научилась выполнять узоры натреугольнике, квадрате и круге. Умеет украшать предметы с помощью орнаментов иузоров, используя ритм и симметрию. Вова М. знает и правильно называет видынародных текстильных промыслов («- Вязание – это бабушка вяжет варежки, носкиспицами и крючком. Вышивка – это мы в старшей группе делали подарок на 8-емарта маме, на тряпочке и пяльцах, я вышил солнышко и слово мама. Кружево – этоу мамы воротничок на платье, как паутина тоненькое.» — сделал для себя выводмальчик), находит отличительные особенности одного вида от другого.
Динамикаформирования орнаментального образа детей в экспериментальной и контрольныхгруппах представлена в рис. 2,3.
/>
Рис.2Динамика формирования орнаментального образа детей в экспериментальной группе (наматериале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условныеобозначения:Номер в диаграмме Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. 1 Настя П. 2 Вова М. 3 Лиза Т. 4 Женя Т. 5 Настя Т.
/>
Рис.4Динамика формирования орнаментального образа детей в контрольной группе (наматериале констатирующего и контрольных экспериментов).
Условныеобозначения.Номер в диаграмме Имя и фамилия ребенка по цвету, соответствующему в диаграмме. 1 Настя Ш. 2 Максим П. 3 Саша Р. 4 Катя К. 5 Коля О.
Вседети в процессе занятий по изобразительной деятельности рисуют самостоятельно,ни прибегая к помощи взрослого.
Такимобразом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами(таблица 5 и 6)
Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень Настя П. 1,5 2,75 1,5 Вова М. 1,25 2,5 1,25 Лиза Т. 1,5 3 1,5 Женя Т. 1 2,5 1,5 Настя Т. 1,5 2,5 1,0 Средний результат 1,35 2,65 1,3
Таблица5 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольногоэкспериментов в экспериментальной группе (в баллах).Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень Настя Ш. 1,75 1,5 — 0,25 Максим П. 1,5 1,5 Саша Р. 1,5 1,75 0,25 Катя К. 1,75 2,0 0,25 Коля О. 1,5 1,75 0,25 Средний результат 1,6 1,7 0,1
Таблица6 Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольногоэкспериментов в экспериментальной группе (в баллах).

/>
Рис.4 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента вконтрольной и экспериментальной группах.
Каквидно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,3 балла, а вконтрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативностьпроделанной работы.

Заключение
Проведенноеисследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующиевыводы.
1.        Изучивтеоретические исследования по проблеме формирования орнаментального образа врисунках детей старшего дошкольного возраста, анализируя результатыпроведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимостиознакомления детей с народными текстильными промыслами, которые способствуютформированию орнаментального образа в рисунках старших дошкольников.
2.        Занятияпо формированию орнаментального образа развивают эстетически правильноеотношение к предметам народного искусства.
3.        Проведениеобучения по экспериментальной методике является эффективным средствомформирования орнаментального образа и оказывает особое воздействие на созданиерисунка.
Структураработы состоит из 2-х частей: теоретической и практической.Опытно-экспериментальная часть состояла из 3- этапов:
1.        Констатирующийэксперимент.
2.        Формирующийэксперимент.
3.        Контрольныйэксперимент.
Наконтрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения вформировании орнаментального образа в рисунках детей старшего дошкольноговозраста в экспериментальной группе.
Подводяитоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость врекомендации для педагогов:
чащеобращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных текстильныхпромыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и вповседневной жизни.
Вцелом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем,что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретическихи практических разработок.

Списокиспользуемой литературы
1.    АфанасьеваР. Руководство коллективными работами по рисованию и аппликации // Дошкольное воспитание- 1985 — № 7 – 11-17 с.
2.    КазаковаТ.Г. Развивайте у дошкольников творчество – М., Просвещение — 1985 – 193с.
3.    СакулинаН.П. Рисование в дошкольном детстве – Изд. Просвещение — 1965-215с.
4.    СаккулинаН.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности иконструированию – М., Просвещение- 1979 – 272с.
5.    СоломенниковаОсновные и дополнительные программы ДОУ- М., Айрис-Пресс – 2007 -185с.
6.    БадяеваТ.А. Орнамент в народном искусстве.// Народные художественные промыслы. Теорияи практика. Сб. Научных трудов к 50- летию НИИХП. – М.: 1982-104-118с.
7.    БересневаВ.Я Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейшихвремен до наших дней. М.: Искусство – 1982 -368с.
8.    БогатееваЗ.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Книга для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение — 1986 — 207 с.
9.    БогатееваЗ.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателядетсада. — М.: Просвещение, 1982 — 175 с.
10.   Богатеева З.А Тканые орнаментыприбалтийских республик // Дошкольное воспитание — 1982 — № 8 — 34-39 с.
11.   Богуславская ИЛ. Отрансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русскойнародной вышивке. М., 1964. — 11 с
12.   Воспитание детей во второймладшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детсада /Сост. Г.Лямина. — М.: Просвещение,1981. — 255 с.
13.   Воспитание и обучение детейшестого года жизни: Книга для воспитателя детсада / Под ред. Л.Парамоновой. — М.:Просвещение, 1987 — 160 с.
14.   Воспитание детей в старшейгруппе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Г.Лямина. –М.: Просвещение, 1984 — 288 с.
15.   Герчук Ю. Я. Что такоеорнамент: структура и смысл орнаментального образа — М., 1998 – 87 с.
16.   Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для уч-ся пед. училищ / Под ред. В.И.Ядэшко. — М.: Просвещение, 1978. — 416 с.
17.   Зернова Т. Коллективные детскиеработы // Дошкольное воспитание — 1963 — №3 – 35-38 с.
18.   Зиннуров Ф.А.Эстетические воззрения В.В. Стасова.//Диссертация на соиск. уч. ст. канд.филос. наук. М., 1953-202с
19.   Каган М.С. Роль взаимодейстивяискусств в педагогическом процессе// Музыка в школе — 1987- № 3-29-31с
20.   Климова Н. Т. Народный орнаментв композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М., 1991-66с.
21.   Комарова Т.С. Изобразительнаядеятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. — М.:Мозаика-Синтез, 2006 — 192 с.
22.   ЛейзеровН. Л. Образность в искусстве / Н. Л. Лейзеров. — М.: Наука, 1974 — 206с
23.   Мухина В.С. Психология дошкольника:Учеб. пособие для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1975 — 239 с.
24. Некрасова М.А.Народное искусство России в современной культуре. XX-XXI век — М., 2003 – 154с.
25.   Неменский Б.М.Изобразительное искусство и художественный труд-М.: Просвещение, 2005 -156 с.
26.   Романова Н.В. ФаворскийВ. Об орнаменте // Декоративное искусство СССР – 1963 — № 7- 24 -28с.
27.   Салтыкова А.А. Образ вдекоративно-прикладном искусстве. Избранные труды- М.: 1962 – 89с.
28.   Эльконин Д.Б. Детская психология:Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960 — 326 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.