Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Диссертация как вид научного произведения

ВВЕДЕНИЕ
 
Глава 1. Общие положениядиссертационной работы.
1. История возникновенияи написания диссертационных работ
2. Диссертация как виднаучного произведения.
3. Разновидностидиссертационных работ и требования, предъявляемые к ним.
Глава 2. Этапы написаниядиссертационной работы.
1. Выбор темы, раскрытиепроблемы.
2. Формирование цели изадачи исследования.
3. Оформлениеисследований.
Список используемойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Диссертационная работакак научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от другихнаучных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационнуюфункцию, т.е. готовиться с целью публичной защиты и получения научной степени.В связи с этим основная задача автора – продемонстрировать уровень своейнаучной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиски решить конкретные научные задачи.
Диссертация закрепляетполученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материалов, вкоторых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научныефакты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иныхположений.
Диссертация адекватноотражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания,правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретномслучае их использования.
Содержание диссертациихарактеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимыхсведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал,включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщениеранее известных положений с других научных позиций или в совершенно иномаспекте.
Диссертация, отражающаявсегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена внаучную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научнойдискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользуизбранной концепции, всесторонне анализируя и доказательно критикуютсяпротиворечащие ей точке зрения.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникациистрого регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа отвыражения собственного мнения в чистом виде.
Сложившиеся рыночныеотношения на мировом рынке и в России внесли свои коррективы в отношение кобразованию. Все развитые фирмы и предприятия требуют иметь высшее образованиеи специализацию своих сотрудников для достижения эффективного функционированияпредприятия. В связи с этим многие молодые люди стремятся получить высшееобразование и продолжить его далее в аспирантуре для получения научной степени.
Я заинтересовалась даннойтемой и решила исследовать все материалы, которые возможно найти по ней, дляприобретения знаний.
Целью курсовой работыявляется изучение правил написания диссертационных работ и требований к ним.Приобретение навыков самостоятельной исследовательской и практической работы.Овладение методиками исследования, обобщения и логического изложениятеоретического материала.
Предметом анализаявляется методика написания диссертационной работы и рассмотрение требований кней. Для достижения поставленных целей и задач я использовала учебные пособия инаучные труды российских авторов.

Глава 1. Общиеположения диссертационной работы.
 
Пытаясь охватить мирсегод­няшний,
мы черпаем из словаря,
сложившегося в миревчерашнем.
А. де Сент-Экзюпери
 
1.1. Историявозникновения и написания диссертационных работ.
В Российской Федерациинаучная работа — это скоординированная по целям, времени и ресурсамсовокупность научных иссле­дований (экспериментов, испытаний) и разработок,организаци­онных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на прак­тикеосуществлять научное обоснование основных направлений развития РоссийскойФедерации как государства, решать важ­нейшие фундаментальные, прикладные инаучно-практические задачи в интересах прогресса.
Под организационными иобеспечивающими мероприятиями понимается комплекс мер по формированию иподдержанию на требуемом уровне системы руководства научной работой, ее пла­нированияи координации, по совершенствованию структуры и сети научно-исследовательскихорганизаций и научно-исследо­вательских подразделений высших учебных заведений,подго­товки и расстановки научных кадров, финансирования научной работы иматериального стимулирования труда ученых, материально-технического иинформационного обеспечения исследо­ваний.
В настоящее времяосновными формами научной работы счи­таются:
• разработка научныхтрудов и монографий, учебников, на­писание диссертаций, статей, подготовкадокладов, научных от­четов, сообщений, рецензий и заключений;
в обобщение ираспространение передового опыта и техно­логий;
• научно-техническая инаучно-экономическая экспертизы документов по формированию и реализации научнойи научно-технической политики государства;
• разработка методик ианализ результатов проведения ис­пытаний новых образцов техники, научный анализи экспертиза работ промышленности по их разработке и созданию;
• проведение научныхконференций, совещаний и семинаров.
Исторически в Россиисложилась такая особенность, что дис­сертация стала основным инструментомнауки. При этом основа современной системы аттестации научных инаучно-педагогичес­ких кадров начинала закладываться с XII в. Развитие высшегообразования и создание университетов способствовало тому, что побудилопреподавателей готовить специальные научные труды, называемые диссертация.Впервые докторская степень была присуждена в 1130г. Болонским университетом. ВХ11-ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защитапроходила в форме устной дискуссии. Соискатель ученой степени готовилспециальные плакаты, на которых кратко изла­гались вопросы для дискуссии.
Печатные диссертацииначали появляться в XVI в. В это вре­мя определился статус диссертации какквалификационной на­учной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требо­ванияк самостоятельной подготовке письменных научных тру­дов. Соискатель ученойстепени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всемзаинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации. В это жевремя становится принятым дарить тексты диссертаций профессорам и другимзаинтересованным лицам. Это положило начало инфор­мированию научнойобщественности о разработках в различных областях науки, представляемых кзащите в виде диссертаций. Впоследствии в университетах создаются специальныедиссерта­ционные отделы, в которых собираются все диссертации, защи­щаемые вуниверситете.
Московскомуимператорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степенидоктора медицины в 1791 г. Ученые степени кандидата, магистра и доктора наук вРос­сии были введены указом императора 24 января 1803 г. Для получения любой ученой степени устанавливались устные и пись­менные экзамены, после чегосоискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета.При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 г. количество оппонен­тов увеличивается до трех. 20 января 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени». Этот документ регламентировалпорядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Вэтот период докторские дис­сертации можно было выполнять только на латинскомязыке. Положение можно считать первым официальным документом о порядкеприсуждения ученых степеней.
В 1837 г. утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшалось числотеоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук идопускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. 4января 1864 г. принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительногостудента и на ученые степени». Этот документ предусматривал три ученые степени:кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени было необходимоподготовить и защитить дис­сертацию. Экзамены для докторов были упразднены.
Для присуждения ученойстепени кандидата наук требовалось по окончании полного университетского курсаполучить сред­ний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в ру­кописикандидатскую диссертацию. Последняя рецензировалась одним из профессоровсоответствующей кафедры; после этого под руководством декана проводилсяколлоквиум и факультет при­нимал решения, которые утверждались советомуниверситета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследова­ниясвидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научномузначению в целом соответствовали современ­ным дипломным работам.Университетским уставом 1884 г. сте­пень кандидата наук была отменена. И сэтого времени в России существовали две ученые степени — магистра и докторанаук.
В этот период диссертациик защите представлялись в печат­ном виде, что исключало необходимостьпубликовать авторефе­рат диссертации, однако требовалось приложение кдиссертации тезисов объемом не более 4 страниц. Все публикации осуществ­лялисьза счет автора. Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать вученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимоеколичество оттисков представлялось ученому совету факультета.
Защита диссертациипроходила на заседании факультета, в котором могли принять участие, как членысовета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались дваофи­циальных оппонента, как правило, из числа профессоров данно­го факультета.Оппоненты из других университетов не пригла­шались. Официальными оппонентамимогли быть даже препода­ватели, не имеющие ученой степени, на соискание которойпредставлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать всежелающие. Факультет имел право за магистерскую диссертацию присуждать степеньдоктора, для этого тре­бовалось единогласное голосование. Решение факультета опри­суждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателювыдавался диплом магистра или доктора наук.
Таким образом, до 1917 г. в России ученые степени кандида­та, магистра и доктора наук присуждались ученым на основаниипубличной защиты квалификационной научной работы — диссер­тации. За 120 летработы по аттестации научных кадров в Рос­сии, как отмечает А.Е. Иванов: «…было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций пофундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию,медицине...».
Девфетом Совнаркома РСФСРот 1 октября 1918 г. «О неко­торых изменениях в составе и устройствегосударственных учеб­ных и высших учебных заведений Российской республики» вРос­сии были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. по­становлением Совнаркома СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученыестепени кандидата и доктора наук. Эти степени служили для определенияквалификации научных работ­ников в' области той или иной научной специальности.В апреле 1934 г. был утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии припрезидиуме Всесоюзного комитета по высшей технической школе, его председателемстал академик Г.М. Кржи­жановский. С 1944 г. в Государственной библиотекеСССРим. В.И. Ленина создается диссертационный фонд, в которыйпоступают все докторские и кандидатские диссертации.
В октябре 1974 г. был создан Высший аттестационный коми­тет при Совете Министров СССР, который стал выполнятьфун­кции межведомственной аттестационной организации. ВАК при Совете МинистровСССР в 1991 г. преобразовывается в Высшую аттестационную комиссию приМинистерстве науки, высшей школы и технической политики Российской федерации, а22 фев­раля 1993 г. — в Высший аттестационный комитет Российской Федерации.Однако, преобразования не изменили основных фун­кций аттестационного комитета,которые остались прежними: аттестация научных и научно-педагогических кадров,контроль за присуждением ученой степени кандидата наук и присуждение ' ученойстепени доктора наук но всем специальностям, которые включены в Номенклатуруспециальностей научных работников, и присвоение ученого звания «Профессор поспециальности» ра­ботникам научно-исследовательских учреждений.
Диссертация на соисканиеученой степени доктора наук дол­жна быть научной квалификационной работой,отвечающей од­ному из следующих трех пунктов, определяющих характер резуль­татовдиссертационной работы.
1. В ней должно бытьполучено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное,социально-культурное или политическое значение.
2. В ней должны бытьразработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицироватькак новое круп­ное достижение в развитии перспективного направления в соот­ветствующейотрасли науки.
3. В диссертационнойработе предложены научно обоснован­ные технические, экономические илитехнологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад вускорение на­учно-технического прогресса.
Четкая ориентация соискателя на один из приведенныхвыше пунктов, характеризующих результаты докторской диссертаци­онной работы,позволит ему существенно поднять качество ра­боты в целом и сократить время наподготовку ее к защите. То есть соискатель заранее должен определиться, покакому класси­фикационному признаку заключения диссертационного совета,определяющему характер результатов диссертации, будет прохо­дить защитадиссертации. Установление характера результатов докторских диссертаций по пункту1 является редким событием и, как правило, может быть дано известнымиспециалистами от­расли пауки и техники, руководителями или генеральными кон­структорамикрупных государственных предприятий.
Научные работники инаучно-педагогические работники вузов при защите докторских диссертаций обычноопределяют харак­тер результатов диссертации, как соответствующий п. 2 или п.3.
В диссертации, имеющейприкладное значение, должны приво­диться сведения о практическом использованииполученных авто­ром научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическоезначение, — рекомендации но использованию научных выводов.

1.2.Диссертация как вид научного произведения
Диссертация в формерукописи — это особый вид науч­ного произведения, которое представляет собой отражениесредствами литературы научного исследования, в котором реализуется научноетворчество как процесс научного осво­ения действительности и как созданиенаучных ценностей, обогащающих саму науку.
Его предметом являетсясистема научных понятий, обес­печивающих функционирование в научнойкоммуникации ос­новных форм знания, что дает возможность реализовать глав­ныефункции науки, такие как описание, объяснение, пред­сказание, обобщение исистематизация явлений и фактов действительности.
В таком произведениификсируются как исходные пред­посылки научного исследования, так и весь его ходи полу­ченные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, апроводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные,так и специальные методы научного познания, правомерность использования которыхвсесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.
С точки зрения общейдинамики развития науки диссер­тация вводит в научный обиход новыепредставления, кон­цепции и факты. В содержании такой работы отражается сущ­ностьв явлении, закономерность в случайности, общее в еди­ничном, внутреннее вовнешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке исоответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условииэта концепция признается состоятельной в научном смысле, т. е. обеспечивающейприрост научного знания.
Объективность — основное требование к описаниюпроведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания,стремящегося установить научную исти­ну. В то же время диссертация, будучипродуктом научного творчества, представляет собой единство объективных науч­ныхфактов и субъективной их оценки.
Другими словами,диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимыхтворческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуюттакие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленныеобщественно-истори­ческими условиями подготовки диссертационной работы.
Именно этим объясняется,что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каж­дыйученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.
Своеобразие диссертациипроявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственномуусмот­рению накопленные научные факты и доказывает научную ценность илипрактическую значимость тех или иных поло­жений, опираясь не на авторитет,традиции или веру, а «пу­тем сознательного убеждения в их истинности наоснове об­щей значимости для научного сообщества норм и критериев».
Именно здесь получаетнаиболее полное отражение та­кое свойство научного познания, как критичность поотно­шению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, чтосодержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в немдискуссионного и поле­мического материала, связанного с пересмотром существую­щихвзглядов.
Специфика диссертацииобусловливает необходимость доказательства всех научных положений,зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предпо­ложениеполучает здесь научное объяснение или обоснова­ние. Для этого диссертант вкачестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования иподтверж­дения.
Специфично не толькосодержание, но и форма диссер­тации как особого вида научного произведения, длякоторо­го характерна высокая степень абстрагирования, активное применениесредств логического мышления, подробное ос­вещение затронутых проблем иточность фактических дан­ных.
Для текста диссертациитипично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, иналичие обширного математического аппарата. Ориентируясь на чи­тателей,профессиональная подготовка которых является наи­более высокой, в текстдиссертации включается весь имею­щийся в распоряжении ее автора знаковыйаппарат (специ­альные термины, латинские обозначения, химические фор­мулы,графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т. п.), то есть все, чтосоставляет «язык науки», который понятен только специалистам.
Поскольку диссертация,как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания ифор­мы, то ее коммуникативная ценность во многом определяет­ся степеньюсоответствия структуры такой работы особенно­стям разработки ее темы, т. е.правильностью выбора после­довательности изложения научного материала.
Только при условии выбораформы организации матери­ала, в наибольшей степени соответствующей особенностямпредмета, диссертация способна эффективно функциониро­вать в системе научнойкоммуникации.
Структура диссертацииявляется одним из уровней отра­жения авторской научной концепции, средствомреализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется за­дачейотражения внутренней логики развития исследования.
Такая структурамаксимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждойчасти текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смыс­леаспектах проведенного исследования, а также дает воз­можность убедиться влогической непротиворечивости и пос­ледовательности исследовательскойпрограммы, заложенной в процессе формирования нового знания.
Эффективность структурыдиссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текстотве­чает критериям целостности, системности и связности, а так­же критерию соразмерностиего частей.
Критерий целостностиобязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. Сточки зрения этого принципа структура диссертационной работы представ­ляетсобой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры — частьпроизведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собойхаотичность и эклек­тизм изложения научного материала.
Критерий системноститребует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную ихвзаимодействи­ем, что не допускает механическое, формальное объедине­ниеразнородных элементов.
Связность — критерийдиссертационной работы, который является обязательным условием существования еетек­ста как определенной структуры. Именно связность обеспе­чиваетвзаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, чтосвидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложениянаучной информации.
Органическим качествомструктуры диссертационной ра­боты является соответствие объема того или иногофраг­мента текста его смысловой значимости и научной емкос­ти, Это качествообеспечивает весомость изложенной в та­кой работе информации, отражающейавторскую логику мыш­ления.
Традиционным элементомструктуры диссертации явля­ются приложения. В них помещают описанияэкспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графи­ки,карты, исторические памятники научной мысли и т. п. Приложения существеннорасширяют содержание диссерта­ционной работы, дают дополнительные сведения,которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более це­лостноепредставление о рассмотренной в нем научной проблеме.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку из­лагаемого материала, поскольку стиль научной речи —это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируютхарактер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственногомнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ использу­ютязыковые конструкции, исключающие употребление лич­ных местоимений. Особенноэто касается местоимения «я».
Все личные пристрастия,экспрессивно-оценочные мо­менты сознательно исключаются из текста диссертации.Ее языковое оформление очень рационально и находится в гра­ницах научного стиляречи, для которого основное требова­ние — максимум информации при минимумезатраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательностьвсех суждений и оценок.
1.3. Разновидности диссертационных работ итребования, предъявляемые к ним
Магистерскаядиссертация — особая разновидность диссертационного научногопроизведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая«явля­ется самостоятельным научным исследованием, выполняемым подруководством научного руководителя (для работ, выпол­няемых на стыкенаправлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защитамагистерской дис­сертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебныхзаведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично назаседании Государственной аттеста­ционной комиссии».
В структуре современного высшего образования степень магистраследует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степеникандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка — это по сути лишьпервая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятель­ности,ведущей к поступлению в аспирантуру и последую­щей подготовке кандидатскойдиссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современнойроссийской высшей школы, все же не может считаться научным произ­ведением вполном смысле этого слова, поскольку степень магистра — это не ученая, аакадемическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпуск­никавысшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущихначинающему научному работ­нику.
Магистерская диссертацияпредставляется в виде, кото­рый позволяет судить, насколько полно отражены иобосно­ваны содержащиеся в ней положения, выводы и рекоменда­ции, их новизна изначимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должнасвидетельствовать о нали­чии у ее автора первоначальных навыков научной работыв избранной области профессиональной деятельности.
В отличие от диссертацийна соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезныенауч­но-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и являетсясамостоятельным научным' исследованием, все же должна быть отнесена к разрядуучебно-исследова­тельских работ, в основе которых лежит моделирование ужеизвестных решений. Ее научный уровень всегда должен отве­чать программеобучения.
Выполнение такой работыдолжно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того,что ее автор научился самостоятельно вести научный по­иск, видетьпрофессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.
По сравнению скандидатской и докторской диссертаци­ями у магистерской диссертации имеютсясущественные раз­личия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Еслиосновные результаты, полученные в итоге выполнения кан­дидатской и докторскойдиссертаций, должны быть опубли­кованы в научных изданиях, то применительно кмагистер­ской диссертации это требование не является обязательным.
При представлении кзащите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан(на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магис­терскойдиссертации автореферат не требуется.
Структура магистерскойдиссертации предусматривает разделение основного текста работы на триприблизительно равные части — главы. В свою очередь, каждая глава вклю­чает всебя от 2 до 6 разделов. Общий объем содержания ма­гистерской диссертации можетдостигать до 50 страниц, а автореферата диссертации (если по условиям зашиты оняв­ляется обязательным) — до 15 страниц.
Характернымиособенностями процесса подготовки основ­ного текста магистерской диссертацииявляются:
• привлечение в качествеисходных от 40 до 60 источ­ников информации, с подразделением их на основные ивспо­могательные (второстепенные);
• значительный объем егоначальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;
• преобладание анализа иобобщений (в форме выводов и предложений) во второй и третьей главах работы, атакже в заключении;
• широкое использование вработе иллюстративного ма­териала (с включением некоторого их числа вприложение).
Перечисленные особенностиперекликаются с характер­ными чертами, присущими процессу подготовки дипломнойработы, что не случайно — поскольку, как помнят читате­ли, это работысопоставимого уровня сложности.
Работа над магистерскойдиссертацией начинается с под­готовительного этапа, в процессе которогоисполнителю пред­стоит разработать задание на выполнение письменной рабо­ты,общий план содержания письменной работы, а также план ее выполнения. Подчеркнем,что план содержания дис­сертации должен отражать ее развернутую структуру —вплоть до пунктов. Достичь подобной детализации можно толь­ко на Основеглубокого владения материалом — еще до того, как соискатель приступит к подборуи изучению источников информации.
На этапе поиска иобработки исходных источников ин­формации для подготовки основного текстамагистерской дис­сертации соискатель составляет уточненные списки источни­ков,производит разметку материала, предназначенного для дальнейшего изучения. Дляработы над содержанием диссер­тации, как было замечено, привлекается 50—60источников, однако используются они в процессе подготовки содержаниядифференцированно — в качестве основных или вспомога­тельных.
Компиляция рабочеговарианта основного текста содер­жания магистерской диссертации выполняетсяодновременно с корректировкой общего плана ее содержания. Обобщение рабочеговарианта основного текста работы носит проблем­но-теоретический характер, счетким обозначением основных тенденций исследований проблемы.
Следует иметь в виду, чтообщее время, затраченное на компиляцию основного текста магистерскойдиссертации, будет определяться не столько его объемом, сколько слож­ностьюпоследнего, что, в свою очередь, почти целиком и полностью зависит от темы письменнойработы.
На следующем этапеподготовки магистерской диссерта­ции соискатель производит обработкускомпилированного текста, который редактируется, дополняется введением, зак­лючением,оглавлением, списком источников, перечнями при­нятых терминов и сокращений, азатем корректируется.
Оформление магистерскойдиссертации выполняется на основе общих требований к оформлению письменныхработ.
Магистерская диссертацияв обязательном порядке под­лежит защите. Заметим лишь, что процедуре защиты,как правило, предшествует комплексный экзамен, имеющий це­лью проверку уровняподготовки соискателя. Программа экза­мена устанавливается исходя из конкретныхтребований вуза, предъявляемых к соискателям ученой степени магистра.
Кроме того, до защитысоискатель (если это предусмот­рено требованиями вуза) разрабатываетавтореферат дис­сертации и организует его рассылку.
Общее время подготовкимагистерской диссертации, как правило, колеблется от года до полутора лет. Напрактике это означает, что приступать к подготовке содержания дан­нойписьменной работы необходимо уже на предвыпускном курсе.
Докторская диссертация является квалификационной на­учнойработой, в «которой на основании выполненных авто­ром исследованийразработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицироватькак новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления,либо осуществлено решение научной пробле­мы, имеющей важноесоциально-культурное, народнохо­зяйственное или политическое значение, либоизложены научно обоснованные технические, экономические или тех­нологическиерешения, внедрение которых вносит значитель­ный, вклад в ускорениенаучно-технического прогресса».
После успешной публичнойзащиты докторской диссер­тации научным работникам, имеющим, как правило, степенькандидата наук или ученое звание профессора и опублико­вавшим крупные научныетруды, присуждается ученая сте­пень доктора наук.
Степень доктора наукприсуждается по следующим от­раслям наук: физико-математическим, химическим,биоло­гическим, геолого-минералогическим, техническим, сельско­хозяйственным,историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим,юридическим, педагоги­ческим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным,военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.
В виде исключениядокторская степень может быть при­суждена и без защиты диссертации лицам,известным свои­ми выдающимися научными трудами, открытиями и изобре­тениями, атакже по совокупности выполненных научных работ.
Ученая степень докторанаук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторыхдругих стра­нах требования, предъявляемые к докторской диссертации, какправило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатскимдиссертациям.
Кандидатская диссертация — это научная квалифика­ционнаяработа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение длясоответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические,экономические или технологические разработки, обеспечи­вающие решение важныхприкладных задач".
После успешной публичнойзащиты кандидатской дис­сертации лицам с высшим образованием, сдавшим канди­датскийминимум, присуждается ученая степень кандидата наук.
Кандидат наук имеет правоучаствовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научногосотрудни­ка, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать дис­сертацию насоискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствуетстепени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.
Диссертация на соисканиеученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собойспециально под­готовленную рукопись, которая «должна быть написана еди­нолично,содержать совокупность новых научных результа­тов и положений, выдвигаемыхавтором для публичной за­щиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать оличном вкладе автора в науку.
Предложенные авторомновые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравне­ниюс известными решениями.
В диссертации, имеющейприкладное значение, должны приводиться сведения о практическом использованииполу­ченных автором научных результатов, а в диссертации, име­ющейтеоретическое значение, рекомендации по исполь­зованию научных выводов.
Диссертация, как правило,подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должносоответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.
В отдельных случаяхдокторская и кандидатская диссер­тации могут представлять собой доклад,подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных ши­рокомукругу специалистов в соответствующей отрасли зна­ний научных работ, имеющихбольшое значение для науки и практики.
Доклад должен содержатькраткое обобщенное изложе­ние результатов проведенных соискателем исследованийи разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования иразработки, должен быть не менее 20 ав­торских листов (авторский лист — это 40тысяч печатных знаков или 23—24 машинописные страницы, напечатанные через дваинтервала на стандартных листах писчей бумаги).
В качестве докторской икандидатской диссертации мо­гут быть представлены опубликованная научнаямонография или опубликованный с соответствующим грифом и единолич­но написанныйучебник.
Кандидатские и докторскиедиссертации как научные произведения весьма специфичны. Прежде всего, их отлича­етот других научных произведений то, что они в системе науки выполняетквалификационную функцию, т. е. готовит­ся с целью публичной защиты и получениянаучной степени. В этой связи основная задача ее автора — продемонстрироватьуровень своей научной квалификации и, прежде всего, уме­ние самостоятельновести научный поиск и решать конкрет­ные научные задачи.
Диссертация закрепляетполученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которыхдиссер­тант упорядочивает по собственному усмотрению накоплен­ные научные фактыи доказывает научную ценность или прак­тическую значимость тех или иныхположений.
Диссертация адекватноотражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания,правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каж­домконкретном случае их использования.
Содержание диссертации характеризуют оригинальность,уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания являетсяздесь принципиально новый мате­риал, включающий описание новых факторов,явлений и за­кономерностей, или обобщение ранее известных положений с другихнаучных позиций или в совершенно ином аспекте.
Хотя диссертация, как любойнаучный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фак­там,она все же не может исключать и субъективных момен­тов, привносимых творческойиндивидуальностью самого дис­сертанта, ибо здесь всегда присутствуют такиефакты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обуслов­ленныеобщественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.
Диссертация, отражающаявсегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена внаучную полемику, являясь по сути дела одним из участни­ков заочной научнойдискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользуизбранной кон­цепции, всесторонне анализируются и доказательно критику­ютсяпротиворечащие ей точки зрения.
Специфичны не толькосодержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется,особенно в математических науках, высокой степенью абстрагирования, а вестественных и технических науках — активным приме­нением математическогоаппарата, средств логического мыш­ления, компьютерных методик и математическойстатистики.
Для изложения материаладиссертации характерны ар­гументированность суждений и точность приводимыхданных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональ­нойподготовкой, ее автор включает в свой текст весь имею­щийся в его распоряжениизнаковый аппарат (таблицы, фор­мулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), то есть все то, что составляет „язык науки“, который понятентоль­ко специалистам.
В диссертации ее авторуне принято давать оценку из­лагаемого материала. Нормы научной коммуникациистрого регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа отвыражения собственного мнения в чистом виде.
В этой связи авторыдиссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающимупотребление лич­ного местоимения „я“. Как правило, автор диссертациивыс­тупает во множественном числе и вместо „я“ употребляетместоимение „мы“, что позволяет ему отразить свое мнение как мнениеопределенной группы людей, научной школы или научного направления.
»И то вполнеоправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, какинтеграция, коллектив­ное творчество, комплексный подход к решению проблем.Местоимение «мы» и его производные как нельзя лучше пе­редают иоттеняют эти тенденции современного научного твор­чества.
Аналогично магистерскимпроисходит подготовка канди­датских и докторских диссертаций. Естественно, онаотлича­ется от вышеописанной процедуры — но лишь в деталях. В частности,следует помнить, что глубина научного исследо­вания при подготовке кандидатскойдиссертации превосхо­дит уровень, предусмотренный для магистерской, а докторс­кой— соответственно предусмотренный для кандидатской диссертации.
Определяется этопрактическим предназначением дис­сертаций. Если кандидатская диссертацияпредставляет со­бой не что иное, как выполненную соискателем систематиза­циюнаучных знаний в той или иной их области, то доктор­ская, как правило, являетсобой описание открытия (изобре­тения), сделанного на основе предыдущейсистематизации.
Объем научногоисследования в этих случаях отражает­ся не только на выборе их методов иглубине проработки выбранной темы, но также на структуре содержания рабо­ты ифизическом объеме рукописи диссертации — что, по понятным причинам, вызывает усоискателей определенные трудности, зачастую более значительные, нежели те, ско­торыми они столкнулись в процессе самого исследования.
На практике объемсодержания кандидатской диссерта­ции может достигать 100 страниц машинописноготекста, а докторской — доходить до 200 (без учета списка использо­ванныхисточников и приложений). Объясняется это, прежде всего тем, что структурнописьменная работа разбивается уже не на главы, а разделы, каждый из, которых, всвою очередь, содержит две-три главы, посвященные самостоя­тельным аспектамосвещаемой темы.
Вышеуказанныеобстоятельства отражаются и на сроках подготовки диссертаций, которыерастягиваются порой до 3—5 лет.
Основным отличием составакандидатской и докторской диссертаций является то, что вместо аннотации впоследней присутствует реферат.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.