Реферат по предмету "Педагогика"


Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций и объединений

Федеральноеагентство по образованию
ЯРОСЛАВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ К.Д. УШИНСКОГО
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине «Педагогика ч. 2»
 
Тема:Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в работе детских организаций иобъединений
Выполнилстудент 2 курса
Заочногоотделения ИПП
СпециальностьМенеджмент
организаций
ШИФР0352
НиколаевДмитрий
Николаевич
ПроверилаГерасименко К.М.

Содержание
 
Введение
1.      Гражданско-патриотическое воспитаниемолодежи на территории Российской Федерации
1.1    История гражданско-патриотического воспитания
1.2    Гражданско-патриотическое воспитание всовременной России
2.      Гражданско-патриотическое воспитаниемолодежи в Ярославской области
2.1    Ярославская Городская Общественнаяорганизация «Молодежный совет города Ярославля»
2.2    Ярославская областная общественнаяорганизация Российский Союз Молодежи
2.3    Ярославская областная общественнаяорганизация «Союз пионерских организаций»
2.4    Детское школьное объединение «Школьный океан»
2.5    Международное миротворческое движение«Харитоновцы»
2.6    Военно-патриотический клуб «Десантник»Первомайский район
2.7    Детская общественная организацияПатриотический клуб «Ермак»
2.8    Военно-спортивный клуб «Патриот» городаТутаев
2.9    Детско-юношеский военно-патриотический клуб«Святогор»
2.10 Детское общественное объединение «Юный другмилиции»
Заключение
Список литературы

Введение
 
На протяжении XX векароссийское общество решало масштабные исторические и социально-экономическиезадачи, опираясь как на традиционные моральные ценности, сохраняемые частьюнарода, так и на коммунистические идеалы, которые заняли место государственнойидеологии. На исходе прошлого века эта идеология утратила свое монопольноеположение, в стране возникло, а затем было законодательно закрепленомировоззренческое разнообразие. Свобода мнений, убеждений, взглядовспособствовала открытости общества, раскрепощению духовной жизни, ростугражданской активности. Одновременно она же поставила многих людей игосударство в целом в трудное положение поиска идей, взглядов, системценностей, способных содействовать личностному становлению человека иэффективному развитию страны в новых социальных условиях, сплачивающих граждани общество в решении общенациональных задач.
Для миллионов людейактуальным стал поиск новой мировоззренческой, культурной, гражданскойидентичности, обострились проблемы в духовно-нравственной сфере жизни общества.Многие утратили жизненные ориентиры, не нашли себя в череде непрерывныхсоциально-экономических преобразований, оказались потерянными для общества игосударства потому, что само общество и государство вступили в процессыдлительного реформирования. Ставящиеся при этом цели и достигаемые результатыреформ оказываются не всегда значимыми или понятными для граждан. Соответственно,широкое распространение приобрело явление социальной пассивности. Многиемолодые люди проявляют нежелание принимать участие в жизни общества игосударства. Большая часть молодежи вовлекается в различные суррогатные формыгрупповой активности на основе маргинальных форм молодежной субкультуры,религиозных культов деструктивной асоциальной и антигуманной направленности ит.п. Некоторые молодые люди, получившие хорошее образование, выезжают за рубеж,где находят лучшие условия для самореализации, другие пополняют криминальныеструктуры и экстремистские организации.
В аспекте гражданскогостановления личности это выражается в пренебрежительном отношении к стране,народу, базовым социальным институтам и социокультурным ценностям. Сохраняетсяотрыв существенной части молодежи и общества в целом от базовыхдуховно-нравственных ценностей и традиций русской культуры, культуры другихнародов России, который сложился в предшествующий исторический период. В этоммногие ученые усматривают главную причину современных трудностей в формированиигражданственности и патриотического сознания молодежи.[1;86-87]
Целью нашей работыявляется рассмотрение гражданско-патриотического воспитания в Ярославскойобласти и в России в целом.
Исходя из целей мывыделяем следующие задачи:
— рассмотретьисторические этапы развития гражданско-патриотического воспитания на территорииРоссийской Федерации и Ярославской области в частности;
— выявить особенностиразвития гражданско-патриотического воспитания;
— предположитьдальнейшее развитие гражданско-патриотического воспитания;
— составитьрекомендации для благотворного развития гражданско-патриотического воспитания.
Объектом нашегоисследования стали 10 детских и молодежных общественных организаций иобъединений.

1.Гражданско-патриотическое воспитание молодежи на территории РоссийскойФедерации
 
1.1    Историягражданско-патриотического воспитания
В «Толковом словареживого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия«гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа,состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как«состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые длясоставления гражданского общества». Отсюда следует, что понятие «гражданскоеобщество» использовалось в России, но, в отличие от его западной,преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственноесодержание.
Так, в характеристике«гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные;честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности вРоссии, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах,приоритете морали над правом.
В официальнойпедагогике и школе дореволюционной России господствующей являласьрелигиозно–монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся напринципе нравственно – православного долженствования.
Для послереволюционногопериода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданскоговоспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью утверждениегосударства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», созданиеновой пролетарской культуры.
Идея сплоченности,воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданскоговоспитания, в расколотой на враждующие классы в стране соотносилась не с наром,а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской властихарактеризовался как самоотверженный борец за победу коммунизма в стране и вмировом масштабе.
Согласно КонституцииРСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но сточки зрения идейно – нравственных качеств, практического участия в решениизадач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все.Разрешить это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигалисьследующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функциисубъекта народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудиемдуховного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни,творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизациисельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронтуобозначили переход к новому периоду в жизни страны, связанному с ростом культаличности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развитиягражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат квоспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие имигосподствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество.Понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическоевоспитание», понятие «гражданственность» отсутствовало в словарях и справочнойлитературе.
Для периода «оттепели»характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах,обращение к идее трудовой политехнической школы, способной наиболее успешноформировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставленапроблема духовных основ гражданского воспитания, показано, чтогражданственность формируется на основе выработке простых норм нравственности –чести, человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередкобезосновательной ломкой всего созданного ранее, провозглашением тезиса осамоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. понастоящее время характеризуется становлением правового государства игражданского общества. На этом этапе закрепилось определение гражданственностикак интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себяюридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цельгражданского воспитания стала обозначаться как становления молодежи в качествесубъекта народовластия, то есть педагогическая мысль на новом уровне вернуласьк тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте народовластия. В российскуюполитику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России кориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалыпатриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству иготовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитанияпатриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. В основуполитики формирования патриотического сознания граждан положена организациягосударственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системегражданско-патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие вобразовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, какгражданственность и патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемаягосударственными структурами и общественными организациями; деятельность СМИ,научных организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблемгражданско–патриотического воспитания.[2;15-26]
В своей работе, еепрактической части, я рассмотрю гражданско-правовое воспитание в молодежных идетских общественных организациях Ярославской области.

1.2    Гражданско-патриотическое воспитание в современной России
В современнойпедагогической науке сохраняется интерес к разработке проблем воспитания вусловиях тех значительных изменений, которые произошли и продолжают происходитьв российском обществе. Отражением этих изменений становится появлениепринципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, особенностей,направлений, методов и других важных аспектов современного воспитания различныхкатегорий российских граждан, особенно молодежи.
Одной из таких проблемявляется гражданско-патриотическое воспитание, которое рассматривается внастоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальноесоциально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования, в том числефундаментального научного уровня, все еще не привели к пониманиюгражданско-патриотического воспитания как целостной концепции, как качественнонового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении сосновными видами и направлениями воспитания, сложившимися в советский период,например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др.
Большинстводиссертационных исследований и научных работ сосредоточены на изученииотдельных, причем не самых важных, аспектов гражданско-патриотическоговоспитания, в то время как рассмотрение его в целостном виде осуществляетсякрайне редко, вследствие чего до сих пор отсутствуют теоретические основы этогонаправления, которое занимает все более приоритетное положение по сравнению сдругими. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность иэффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает вкачестве одного из инструментов решения сложных и долговременныхсоциально-педагогических и иных позитивно ориентированных задач в отношенииразличных категорий современной молодежи.
Главный парадокс,основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальныхдокументов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах ипредставлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируетсядиалектическое единство, неразрывность главных составляющихгражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, вотрыве друг от друга, а нередко — в ущерб и противоположность друг другу.Причем сами эти составляющие, особенно первая из них — гражданское воспитание,все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла.Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшемразвитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов,происходящих в социально-гуманитарных науках, в российском обществе в целом.
Характеризуя в самомобщем виде современное понимание гражданско-патриотического воспитания вракурсе доминирования в нем первого компонента, приходится констатировать, чтомногие исследователи, специалисты, в том числе чиновники из Министерстваобразования и науки России, фактически начисто забывают о патриотизме. Вкачестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание смежнациональным, интернациональным, традиционным, корпоративным,гуманистическим и даже толерантным направлениями. Естественно, что такого родаподмены не могут способствовать сколь-нибудь успешному решению проблемы внезависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков.
В результате отрицанияпатриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданскоевоспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно,оказывается, формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становленияи развития гражданина не только России, но и другого государства (котороебогаче и благополучнее России), гражданина всего мира, наконец. Порождениемгражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность,включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ееобязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимостирешать их проблемы и представляющая, таким образом, формально-правовое членствов определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либосвязь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антиподапатриотизма.
Именно такая«гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкоераспространение, целенаправленно культивируются и располагают большимивозможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и для чего, кроме,разумеется, самих себя, нужны такие граждане? Вариантов ответа может бытьнемало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самымтрагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такиеграждане, безусловно, не нужны (равно как и оно им). Аналогично решается вопроси в отношении воспитания, ориентированного на развитие граждан данного типа.
Таким образом,абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитанияграждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только дляобщества и государства, но и для самой личности, высшее предназначение которой- служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина,участвующего в возрождении России.
Патриотическоевоспитание, как известно, уже институциализировалось в качестве важнейшего,относительно самостоятельного направления воспитания, причем на высокомофициальном уровне. Приняты Государственная программа «Патриотическоевоспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», являющаясяпродолжением первой, также 5-летней программы на 2001 — 2005 гг., Концепция содноименным названием, другие документы и решения, как на федеральном, так и нарегиональном уровне. Созданы определенные основы системы патриотическоговоспитания, включающей многие министерства, ведомства, органы и организации,условия их функционирования — организационные, информационные, методические,финансовые и др. Однако проблем, требующих решения, по-прежнему много. Одна изних заключается в весьма выраженной односторонности, определеннойограниченности патриотического воспитания, актуальность и востребованностькоторого в современном российском обществе не вызывает сомнений. Этообусловлено самим государственным статусом Программы, предопределяющим высокийранг ее исполнителей из числа целого ряда государственных институтов приотсутствии среди них общественных организаций и объединений.
Другим важным моментом,заслуживающим особого внимания, является специфика патриотического воспитания,определяемая его задачами, содержанием и особенно — формами и средствамиконкретной работы. В связи с их большим многообразием и широкими возможностямиорганизации и проведения мероприятий патриотической направленности в самыхразличных условиях и сферах общественной и государственной жизни, реализацияпатриотического воспитания, в том числе в рамках Государственной программы,осуществляется по ряду направлений, которые в еще большей степени усиливают егоспецифику (военно-патриотическое, героико-патриотическое, движение Постов N 1,поисковая деятельность, «Зарница», оборонно-спортивныйоздоровительный лагерь и т. д.).
Анализ содержания иособенностей этих направлений и наиболее распространенных форм патриотическоговоспитания свидетельствует о том, что главной целью, которую видят перед собойего организаторы и исполнители, является формирование патриота — защитникаОтечества. Это вполне соответствует интересам России, учитывая широкий спектр проблемобеспечения ее национальной, в том числе военной безопасности. Однакоосуществляемое в таком виде патриотическое воспитание страдает слабойсоциальной направленностью, недостаточной обращенностью к явлениям, процессам,происходящим в обществе, к его нерешенным проблемам во всей их сложности ивзаимосвязи. Это проявляется, в частности, в слабой связи патриотическоговоспитания с социокультурным направлением, в явном преобладаниивоенно-исторического компонента над общеисторическим, военного права над гражданскими т. д. Эту ситуацию мы видим и в Ярославской области.
Целенаправленноеформирование ценностей и качеств патриотической и военно-патриотическойнаправленности в детском, подростковом и юношеском возрасте, особенноосуществляемое в рамках подготовки к военной или государственной службе,связанной с защитой Отечества и обеспечением национальной безопасности России,не в полной мере способствует готовности к социальной адаптации в более широкомплане. Обладающий высокоразвитыми патриотическими качествами молодой человек,вступающий в жизнь, при столкновении с негативными фактами и явлениямиасоциального, антипатриотического характера может оказаться в трудноразрешимойдля него конфликтной ситуации, испытывая сложности в понимании проблемсоциально-экономического, правового, информационного, психологического и иногоплана, их обусловленности соответствующими факторами и причинами, выбореоптимального варианта поведения и конкретных действий и т. п.
Таким образом,односторонность, чрезмерная специфика патриотического воспитания, слабая связьс другими направлениями воспитания существенно ограничивают его потенциал,особенно в плане развития у российских граждан готовности к полноценнойсоциализации в важнейших сферах общественной и государственной жизни, без чегодовольно сложно самореализоваться в достойном служении Отечеству в широком, ане в узко ограниченном смысле.
Появление феноменагражданско-патриотического воспитания в условиях недостаточности иограниченности каждого из этих его компонентов в отдельности, что в наибольшеймере проявляется на практике, в том числе при анализе результатов деятельностив рамках того или иного направления, представляется вполне закономерным.Сформировавшееся в советский период и имеющее богатейшую практику, глубокие традиции,военно-патриотическое воспитание, адаптируемое в новых, постоянно изменяющихсяусловиях, может и должно быть усилено другим, более широким, социальноориентированным направлением, преодолевающим его ограниченность и способнымобеспечить созвучность и соответствие духу нашего времени. Однако для этогогражданское воспитание, все еще находящееся в процессе формирования, должно нетолько институциализироваться, но и преодолеть присущие ему негативные стороны,о которых говорилось выше.
Практика гражданскоговоспитания выступает в качестве ценностно-деятельного процесса и обеспечиваетактивизацию социального функционирования личности. Главное предназначениегражданского воспитания, определяющее доминанту соответствующей практическойдеятельности, — формирование готовности и способности личности к позитивномуизменению социальной среды, к ее полноценной самореализации в обществе игосударстве в интересах их и собственного развития. Становление и развитиеличности как полноценного субъекта возможно лишь при условии ее активноговзаимодействия с социальной средой, деятельного участия в ее целенаправленномизменении в процессе решения социально значимых и духовно-творческих задач.
Реализация стольсложных и социально ориентированных целей и задач гражданского воспитанияпредполагает разработку и обоснование его концептуальных основ, а такжеинновационных технологий и методик осуществления различных видовсоциально-педагогической деятельности, прежде всего на всех уровнях системыобразования, по формированию такой гражданственности в современном российскомобществе, которая соответствовала бы высоким критериям, параметрам итребованиям времени.
Патриотизм, равно как ипатриотическое воспитание, имеет, в отличие от гражданственности и гражданскоговоспитания, значительно более высокую степень теоретической разработанности иопыта практической реализации. Это избавляет от необходимости постулировать ужедостаточно известные идеи и положения, раскрывающие их концептуальные основы,вполне адаптированные к современным реалиям. В то же время благодаря этомупредставляется возможным обратить внимание на те моменты, которые характеризуютпатриотизм и патриотическое воспитание в контексте их взаимосвязи сгражданственностью и гражданским воспитанием. Это позволит увидеть то общее,что объединяет их и составляет основу для рассмотрения в более интегрированномвиде и определения конкретных возможностей и направлений дальнейшего сближенияэтих компонентов воспитания, вплоть до слияния их в единое целое.
Говоря в этом смысле опатриотизме, следует отметить, что Он представляет собой сложное и многогранноеявление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует всвоем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические идругие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенноеотношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющейдуховного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости исоциальной активности личности, является действенной побудительной силой иреализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Патриотизм выступает вкачестве одного из факторов развития общества и государства, атрибутов их жизнеспособности.Патриотическая идея является наиболее мощным мотивом сплочения самых различных- социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и другихгрупп и общностей, источником консолидации общества и укрепления государства. Этос особой силой проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей ииспытаний, обострения внешних опасностей и угроз.
Патриотические идеи илозунги являются одним из главных факторов мобилизации широких масс надостижение социально значимых целей. Потенциал, характер, духовная и социальнаянаправленность деятельного патриотизма проявляются прежде всего в активнойсопричастности проблемам, волнующим общество, ответственности за историческиесудьбы своей Родины, готовности разделить и преодолеть с ней, со своим народомвсе трудности и невзгоды. В переломные эпохи, когда происходит переоценкаценностей, изменяются социальное положение, ориентиры и интересы всех слоев игрупп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого объединяются лучшиесилы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогаетим объединиться во имя служения Отечеству.
Сравнительный анализсодержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданского ипатриотического воспитания свидетельствует о том, что при оптимальном подходе,предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое,можно констатировать: основа для этого, безусловно, имеется. Этой основойявляется социальная направленность как гражданского, так и патриотическоговоспитания, которая наиболее рельефно выражается в целигражданско-патриотического воспитания — формирование гражданина-патриотаОтечества, обладающего высшими социально ориентированными качествами,готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальнойсреды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условиемтакой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценногосубъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении егоиндивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов и т.д.
В то же времягражданское и патриотическое воспитание существенно отличаются друг от друга.Корни различий находятся в той же социальной основе. Природа социального бесконечномногообразна и многопланова, включает многие компоненты, имеет то или иноеотношение к самым различным процессам и явлениям, сферам жизни и видамдеятельности. Этим объясняется наличие самых различных проявлений социального,многовариантность его взаимодействия с другими сферами общества.
В гражданскомвоспитании социальное ориентировано в большей степени на правовую, в меньшейстепени — на гуманитарную сферу, рассматриваемую через призмуантропологического подхода. При этом социальный компонент содержания инаправленности гражданского воспитания безусловно доминирует.
Что же касаетсяпатриотического воспитания, то в нем социальное соотносится с другим, не менеезначимым компонентом — духовным, в котором, в свою очередь, выделяютсянравственные и патриотические основы. Это объясняется тем, что патриотизм имеетдуховно-нравственную природу, которая тесно связана с социальной сущностьючеловека, с его социальным предназначением. В патриотизме духовно-нравственноеначало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержаниеи другие структурные компоненты патриотического воспитания. Вместе с темсоциальный компонент в патриотическом воспитании наиболее значим и занимаетприоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному,государственному, военному и другим.
Исходя извышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского ипатриотического воспитания является преодоление дифференциации посредствомсовмещения, синтезирования их отличительных особенностей, по крайней мереосновных, наиболее явных и реально проявляемых. В более конкретном плане речьидет о сближении и соединении ярко выраженного социального и правовогокомпонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей,стержнем патриотического воспитания. На примере общественных организацияЯрославской области мы увидим, что синтезирование особенностей гражданского ипатриотического воспитания молодежи затруднено хотя бы тем, что не каждыйруководитель понимает их различия. В моей работе представлены организации обоихтипов воспитания, в том числе и в чистом виде, однако в большинстве своем всеони заявлены как гражданско-патриотическое, объединенное, воспитание.
Еслидуховно-нравственные основы были традиционно присущи отечественному воспитанию,то социальное и особенно правовое его содержание имеет сравнительно недавнююисторию, находится в стадии формирования. Социальное, особенно в начальныйпериод (первые годы либеральных реформ), выступало в качестве альтернативыгосударственному, хотя не может не включать его в себя как явление болееширокого порядка. О недопустимости отрицания государственности в воспитании ужеговорилось ранее, поэтому социальное не может и не должно противопоставлятьсягосударственному: отношения и взаимодействие между ними необходимосовершенствовать и гармонизировать.
Cоциальное вгражданском воспитании с самого начала было дистанцировано от духовного. Запоследние годы обозначились моменты преодоления установленных барьеров. Этоотносится и к патриотизму, который все в большей мере подключается,присовокупляется к гражданственности. Именно эти процессы и способствовалипоявлению феномена гражданско-патриотического воспитания.
Очевидно, что длядальнейшего развития данной тенденции, находящейся лишь в начальной стадии,требуется гораздо более глубокое и целенаправленное сближение, преодолениевсего того, что разъединяет гражданское и патриотическое в воспитании и дажепротивопоставляет их. Только таким образом можно создать условия дляформирования качественно новых основ гражданско-патриотического воспитания.Необходимо объединить в единое целое социально-правовой компонент гражданскоговоспитания с духовно-нравственным и другими компонентами патриотическоговоспитания. В этом случае гражданско-патриотическое воспитание не толькопреодолевает ограниченность и односторонность каждого из своих составляющих вотдельности, но и, что крайне важно, становится безусловно приоритетнымнаправлением в воспитании в целом. Тем самым современное воспитание в лицеинтегрированной гражданско-патриотической подсистемы может приобрести мощнуюбазовую опору, получить возможности для дальнейшего развития вплоть до полнойинституциализации, адаптированной к новым условиям современного российскогообщества.[10;54-62]
В практической частисвоей работы мы расскажем о гражданском, патриотическом игражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в общественныхорганизациях Ярославской области.
гражданскийпатриотический воспитание молодежь

2.Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в Ярославской области
 
2.1Ярославская Городская Общественная организация «Молодежный совет городаЯрославля» (ЯГ МОО «Молодежный совет города Ярославля»)
«Молодежный советгорода Ярославля» был создан 9 лет назад, в 2001 году, как орган молодежногосамоуправления. Но уже в 2006 году он «сменил формат» и стал молодежнойобщественной организацией. На сегодняшний день это одна из крупнейшихорганизаций города, которая включает 6 первичных организаций в каждом районе и6 городских направлений.
«Самое важное в жизни —это стремление изменить мир к лучшему И мы представляем ребятам этувозможность, — говорит председатель общественной организации Наталья Кардонная.- Нашей целью является создание условий для самореализации молодых жителейнашего города и продвижения их социальных инициатив».
«Молодежный совет» сталдля своих членов больше чем просто объединением единомышленников. Он оказалсястартовой площадкой в успешную взрослую жизнь. «Здесь ребята получаютуникальные знания, бесценные связи, опыт управления, опыт эффективнойкоммуникации. У них есть возможность сделать карьеру, а главное — воплотить вжизнь самые интересные и значимые для общества идеи».
Востребованностьорганизации в молодежной среде — один из самых важных критериев успеха. Скаждым годом все больше молодых и успешных ярославцев вовлекается в круг идей ипроектов «Молодежного совета», благодаря широкому спектру направлений работыорганизации. За счет активной работы «первичек», выделяющих на районном уровнеталантливых и энергичных ребят, «Молодежный совет» собирает под крыло самыхярких и активных ярославцев, помогая им реализовать свои таланты, идеи и мечты.
ЯГ МОО «МолодежныйСовет города Ярославля» ведет работу по 4 направлениям:гражданско-патриотическое, спортивное, творческое и направление Экстрим, воснове которого лежит работа с молодежными субкультурами.
В рамкахгражданско-патриотического направления деятельности организации проводитсяисторико-краеведческая игра «Медвежьи тропы», где несколько команд исследуютразличные уголки города, пытаясь найти ответы на вопросы по истории и культуреЯрославля.
Проводится историческаясюжетно-ролевая игра в форме светского раута «Капризы императорского двора»,где ребята выполняют импровизационные задания в соответствии с выбранным историческимпериодом.
Ко Дню народногоединства организуется конкурс «Россия — Радуга». Это — проект, позволяющийребятам узнать больше о культуре народов, населяющих Россию. Каждая командадолжна выступить от имени определенной народности, проживающей на территориинашей страны, рассказать о ее обычаях и традициях.
Кроме того, «Молодежныйсовет» ежегодно проводит городскую акцию по благоустройству «Сделай подарокгороду!», организует акции адресного поздравления ветеранов ВеликойОтечественной Войны.[7;32-33]
2.2Ярославская областная общественная организация Российского Союза Молодежи (ЯОООРСМ)
Российский СоюзМолодежи, как независимая от партий и политических течений организация,появился в 1991 году. Однако от своего прародителя — комсомола — правопреемникне отрекся, взяв все лучшее, что было накоплено всесоюзной организацией за80-летнюю историю.
В Ярославской областипередача полномочий состоялась от секретаря комсомола Сергея Вахруковасекретарю РСМ Владимиру Симонову. «Новорожденная» организация получила внаследство здание на улице Свердлова, 18 и обязалась продолжать реализациюсамых успешных комсомольских программ.
В 1998 году РСМединственным из российских организаций вошел в Европейскую Конфедерациюмолодежных клубов (ECYC). В 2000 году РСМ и Белорусский Союз Молодежи учредилиМеждународный молодежный союз общественных объединений «Российско-Белорусскийсоюз молодежи», а в 2009 г. РСМ инициировал подписание соглашения о сознанииМолодежного совета ШОС.
За 20 лет изярославских «эрэсэмовцев» вышел целый ряд успешных общественных и политическихдеятелей. Больше всего ЯООО РСМ гордится ярославцем Олегом Рожновым, недавнооставившем пост председателя РСМ и занявшим пост заместителя министра спорта,туризма и молодежной политики РФ.
Главная цель РоссийскогоСоюза Молодежи — помочь молодому человеку найти свое место в жизни, раскрытьсяи самореализоваться с пользой для себя и общества. Для реализации этой цели РСМрешает следующие задачи:
— выражает и защищаетинтересы молодежи в государственных и общественных органах;
— поддерживаетинициативы, направленные на интеллектуальное, духовное и физическое развитиемолодежи;
— содействуетгосударственным органам, органам местного самоуправления, коммерческим инекоммерческим организациям в социальной и правовой поддержке молодежи;
— участвует вразработке и реализации целевых молодежных программ на федеральном,региональном и муниципальном уровнях;
— развивает дружбу исотрудничество молодых людей всех национальностей и народов как внутри страны,так и за рубежом.
Волонтерский проект«Золотые купола» получил название всего 2 года назад, хотя ЯООО РСМ уже 10 летзанимается помощью в восстановлении памятников архитектуры Золотого кольцаРоссии. В рамках проекта налажено сотрудничество с международными организациями«Internationaler Bund” и «World for you”.[11]
2.3Ярославская областная общественная организация «Союз пионерских организаций,детских объединений» (ЯООО «СПО, ДО»)
В 1991 году, когдапионерское движение перестало существовать во всероссийском масштабе, вЯрославской области начала действовать областная общественная организация «Союзпионерских организаций, детских объединений». «Понятие «пионерская» осталось, унас и сейчас около пяти организаций пионерских есть, объясняет руководительорганизации Алексей Таганов. — Но единой идеологии уже нет: у каждогообъединения своя символика, атрибутика, традиции. В целом мы просто детскаяорганизация, и, кстати, единственная чистом виде детская организация вобластном реестре».
В 2002 году, когда ЯООО«СПО, ДО» возглавил Алексей Таганов, организация насчитывала около 2000 членов.В настоящее время численность организации — более 17 тысяч человек: это более30 детских объединений из 15 районов области. Из 3 объединений 5 — это районныеорганизации. Самые крупные организации в составе ЯООО «СПО, ДО» — в Ростове,Тутаеве, Рыбинске, Некрасовском, Пошехонском и Первомайском районах.
Ярославская областнаяобщественная организация «Союз пионерских организаций, детских объединений»входит в состав международного союза детских общественных объединений «Союзпионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) исотрудничает с Краснодарской краевой общественной организацией молодежныхлидеров и предпринимателей «Молодежная палата Кубани». Благодаря сотрудничествуЯООО «СПО, ДО» с различными детскими и молодежными общественными организациямисуществует возможность ежегодно отправлять активистов во Всероссийский детскийцентр «Орленок». Ярославские «орлята», в свою очередь, достойно представляютродной край и регулярно привозят из этого центра награды.
Девиз организации — «ЗаРодину, Добро и Справедливость!». Воспитать детей в рамках этого девиза — своеобразная сверхцель организации. Практическая же цель — социализация детей.В объединениях ЯООО «СПО, ДО» помогают ребенку познавать и улучшать мир,развивать свои способности, способствуют его включению в реальные социальнозначимые отношения и развитию лидерских качеств.
Помимо мероприятий,которые проводят объединения, входящие в состав ЯООО «СПО, ДО», у областной организацииесть несколько проектов, общих, для всех членов организации. Первое место срединих занимает, конечно, организация и проведение детских лагерей.
Ежегодно «Союзпионерских организаций, детских объединений» проводит летний стационарныйлагерь «Актива», а также любимый всеми детьми областной палаточный лагерь«Исток». Со всей области в такие лагеря съезжается 100-150 детей.
Зимой проходит болееспециализированный лагерь — так называемая Школа подготовки лидера. Здесьсобираются самые активные ребята — члены Областного детского педагогическогоотряда.[3;3]
2.4Детское школьное объединение «Школьный океан»
«Школьный океан» возникна берегу Рыбинского моря, в Болтинской средней общеобразовательной школеРыбинского района. В 2001 году, когда группа инициативных педагогов объединилаактивных старшеклассников для решения общешкольных вопросов, стало понятно, чтосделан первый шаг к будущему самоуправлению. А уже в 2003 году «Школьный океан»обрел осязаемы очертания, получил название, флаг и герб, придуманный ученикамина основе правил геральдики.
В 2005 году «Школьныйокеан» был зарегистрирован в «Едином союзе детских и подростковых объединенийорганизаций города Рыбинска и Рыбинского района», в 2008 — включен в Реестрмолодежных и детских общественных объединений Рыбинского муниципального района.
К 2010 году детскоеобъединение пришло со своим уставом, конституцией, гимном, летописью, газетой«Болтунчик» и множеством наград, полученных учениками на районных, региональныхи общероссийских конкурсах.
Как у любого детскогообъединения, основная цель «Школьного океана» — развитие и личностный ростребенка, а также помощь в его самоопределении и самореализации. Этой целислужат как отдельные клубы и кружки, действующие внутри объединения, так и самавнутренняя структура объединения, построенная на трех уровнях самоуправления: 1- ученические объединения в классах, 2- общешкольное ученическое самоуправлениепо параллелям, 3 — Совет Флотилии. Высшим органом ученического самоуправленияявляется слет учащихся школы, который проходит 2 раза в год.
Акцент в Болтинскойшколе делается на воспитании патриотизма и активной гражданской позиции.Реализации этих задач посвящены многие проекты и акции.
Ребята из школьногоклуба «Я — допризывник» в 2005 году инициировали акцию «Солдатское письмо»,чтобы поддержать выпускников школы, служащих в армии. В 2008 году ученикипродолжили собирать посылки солдатам. В обновленном виде акция продолжается досих пор.
Члены «Школьногоокеана» взяли «под опеку» обелиск на Юршенском острове и могилу ГерояСоветского Союза Г.А. Троицкого, добились к 60-летию Победы замены памятника намогиле героя и восстановили переписку с родственниками Троицкого.
К сфере развитияпатриотизма и активной гражданской позиции педагоги Болтинской школы относят иделовую игру «Все на выборы!». Ежегодно в сентябре-октябре «Школьный океан»выбирает адмирала Флотилии. Старшеклассники выдвигают кандидатов, выпускаютагитационные листовки, проводят избирательные кампании. При этом голосоватьимеют право как ученики школы 2-11 классов, так и педагоги, и родители.[8]
2.5Международное миротворческое движение «Харитоновцы»
Движение возникло в2006 году и было названо в честь нашего земляка, моряка-героя ВалерияХаритонова, погибшего в 1961 году на атомной субмарине «К-19». Харитонов сталодним из 8 добровольцев, пожертвовавших жизнью ради предотвращения взрыва наподлодке, который мог послужить сигналом к началу 3-й мировой войны.
Миротворческаядеятельность харитоновцев была активно поддержана ВМФ России, «Клубом адмиралови генералов» (г. Москва) и международной ассоциацией моряков-подводников. В2008 году главнокомандующий ВФ России В. Куроедов наградил лидера движенияМарину Акишину медалью «100 лет адмиралу флота Советского Союза Н.Г. Кузнецову»за миротворческую деятельность.
Деятельностьхаритоновцев широко известна не только в России, но и за рубежом.
Сегодня этоединственная в мире детская организация миротворческого характера, где авторамии авангардом движения являются воспитанники и выпускники детских домов.
«Сегодня мы объединяемдетей из детских домов Ярославской области, но наша цель — сделать Движение«Харитоновцы» общемировым, — говорит лидер движения и выпускница детского домаМарина Акиншина. — В отличие от скаутов или пионеров, мы хотим объединить людейидеей мира и братства, отказа от насилия и жестокости».
На основе своегоуникального опыта, Марина решила предложить альтернативу детскому дому каксоцильному институту — авторскую школу «Гостевой дом», направленную накомплексное развитие личности ребенка. Об эффективности методики можно судитьхотя бы по тому факту, что ежегодно более 15 ребят — «харитоновцев» снимают сучета в детской комнате милиции.
Важно, что будущий«Гостевой дом» полностью создают сами дети: на их плечах истроительно-отделочные работы, и организация сплавов и трудовых десантов.
Ежегодно Международныммиротворческим движением «Харитоновцы» организуется акция памяти ВалерияХаритонова. Она представляет собой комплексное мероприятие, в программукоторого входят многочисленные сплав по рекам России, трудовые десанты поблагоустройству флотилии им. В. Харитонова и многое другое. Помимо учебныхпоходов, за сезон сплавов 2009 года было организовано 8 благотворительныхсплавов по Которосли для 184 детей и подростков, в том числе из малообеспеченныхи многодетных семей.
В 2009 году в рамкахакции памяти В. Харитонова начал работу уникальный проект — международнаявыставка детского рисунка «Героям флота посвящается», которая будет проводитьсяв разных городах мира и пополняться работами ребят, живущих в этих городах.
Еще один проект — создание единого информационного центра им. Харитонова. Это сложный,многоуровневый проект, который включает в себя создание портала для социальнонезащищенных детей России, компьютеризацию детских домов и подготовку инструкторовиз числа воспитанников детских домов. Важно отметить, что создателями имодераторами портала также являются ребята из детских домов.
Создается общественныйЦентр по водному туризму социально незащищенных детей. В рамках этого проектасилами участников Движения осуществляется строительство флотилии им. Харитоновав Гаврилов-Ямском районе (база «Лесной родник» на Которосли). Сегодня полностьюблагоустроен первый домик флотилии и установлен поклонный крест «Всем погибшимморякам флота Росссии». С 2009 года здесь ведутся подготовительные работы поустановке памятника морякам субмарины «Героям К-19».[12]
2.6Военно-патриотический клуб «Десантник»
Городской молодежныйвоенно-патриотический клуб «Десантник» был создан в 2002 году на базеПервомайского Дома культуры для вовлечения ребят Первомайского района в работупо патриотическому воспитанию, подготовке к службе в армии и возрождениювоинских традиций Руси.
Основная цельорганизации — это нравственное, правовое, физическое и военно-патриотическое воспитаниемолодежи, в том числе трудных подростков, возрождение национальных, духовных,военно-героических традиций русского народа. «Мы уделяем большое вниманиеподготовке ребят к службе в армии, — говорит руководитель первомайского клубаИгорь Малышев. — Они изучают тактическую, огневую, специальную, строевуюподготовку, приемы рукопашного боя, историю Отечества, основы выживаемости — целый блок направлений для успешной службы в рядах Вооруженных сил».
На сегодняшний день вклубе «Десантник» занимаются более 20 ребят. Причем важным воспитательныммоментом является тот факт, что ребята сами ведут работу по патриотическомувоспитанию в подшефных школах и детских садах.
Клуб принимает участиев различных соревнованиях, демонстрируя хорошие результаты.
С показательнымивыступлениями ребята участвуют во всех тематических мероприятиях: Дне Победы,Дне Призывника, Дне защитника отечества и являются не только самой известной,но и самой активной организацией в районе.[4;3]
2.7Патриотический клуб «Ермак»
Директор Ермаковскойшколы Любимского района Евгений Анатольевич Смирнов совместно состаршеклассниками в 2008 году решили создать краеведческий клуб. Выбралиназвание — «Ермак». Во-первых, что бы почтить село Ермаково. Во-вторых, потомучто завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич тоже был своего рода краеведом.Название получилось звучное и со смыслом. Первые члены клуба расшифровали еготак:
Единство
Родина
Молодость
Активность
Краеведение
Позже было разработаноПоложение, проведен конкурс на эмблему клуба и избран Совет клуба из 5 человек.Принимать в «Ермак» решили школьников с 10 лет — все-таки для малышейисследовательская работа трудновата.
Сегодня в клубе около50 членов. В активе — участие во всероссийском туристском краеведческомдвижении «Отечество», десятки краеведческих находок, победы в районных иобластных краеведческих конкурсах и одно краеведческое открытие.
В Положении цельорганизации обозначена одной строчкой: «способствовать патриотическомувоспитанию учащихся». По этому же принципу поставлены задачи: воспитывать вчленах клуба любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее;способствовать проведению учениками краеведческих исследований, получениюглубоких и разносторонних знаний о родном крае; прививать детям навыкиобщественной деятельности, помогать им вырабатывать четкую гражданскую позицию;способствовать развитию личностных качеств учеников.
Последнюю функцияотчасти выполняют и сами члены клуба. Будучи причастными к составлению «Кодексачести члена клуба «Ермак», они стараются соблюдать его, учатся быть честными,активными, ответственными и любознательными.
Основные направлениядеятельности клуба: краеведческие экспедиции, туристические поездки по городамРоссии, встречи с ветеранами и старожилами, создание и организация работышкольного музея.
Экспедиции организуютсялетом — вело-, пешие и водные. Благо, исследовать есть что: немало в Любимскомрайоне заброшенных, исчезнувших деревень. К сожалению, средства школы непозволяют путешествовать всем членам клуба. Но ребята не унывают, а специализируются:кто берет на себя поисковую деятельность, кто в районной «Зарнице» честь клубаотстаивает, кто корпит над книгами, готовя базу для рефератов. Кроме того, втечение учебного года Ермаковы выбираются в небольшие краеведческие рейды поблизлежащим храмам и окрестностям села. В одном из таких рейдов и было сделанооткрытие — ребята обнаружили в зарослях крапивы могилу деда поэтессы ЮлииЖадовской.
Как отмечает ЕвгенийСмирнов, общение ермаковцев с ветеранами войны и туда, со старожиламиблизлежащих сел идет на пользу и старым и малым. «У нас территория обслуживанияшколы очень большая: 15 населенных пунктов на территории больше Люксембурга! Идва года назад мы впервые провели операцию «Полевая почта». Ребята ко ДнюПобеды писали открытки и сами их разносили тем, кто с ними в одной деревнеживет. И ветеранам приятно, и детям оказалось интересно общаться».
Школьный музей — главная гордость и любимое детище клуба. За два года к экспозиции, переехавшейиз закрывшейся Каргановской школы, члены клуба добавили немало собственныхнаходок и древностей, подаренных жителями Ермакова. Здесь нашли отражение ибиографические исследования, посвященные известным землякам, и работы повосстановлению быта древней Руси.[5;4]
2.8Военно-спортивный клуб «Патриот» города Тутаева
Подростковый клуб«Патриот» действует при Тутаевском отделении ЯРО Всероссийской общественнойорганизации ветеранов «Боевое братство» более 15 лет. Назвать точную датусоздания клуба затрудняется даже председатель организации Борис Шаганц: «Сам посебе клуб существует давно, но до 2000-х в нем было 15-20 участников и одинофицер — подполковник милиции Родин Алексей Львович. А потом началивозвращаться с войны ребята — члены нашей организации, и мы с новыми силамизапустили несколько проектов, в том числе и развитие клуба. Ходили по школам,объясняли, чем собираемся заниматься, приглашали ребят из 7-8 классов».
Со временем проводитьнабор стало проще — репутация уже наработана, директора школ знают, что делоэто полезное, идут навстречу. Сегодня отделения клуба «Патриот» работают в 5школах Тутаева, в ПУ-41, в поселках Константиновском и Фоминское.
Самой первой целю,которую поставили перед собой члены «Боевого братства», было — подготовитьбудущих защитников Отечества к тяготам воинской службы. «Когда ребята сталивозвращаться после первой чеченской, было больно, — говорит Борис Шаганц. — Кого туда отправляли? Детей, которые ни разу в руках оружия не держали! Поэтомуосновной задачей было подтянуть ребят, старшеклассников. Сначала общефизическаяподготовка, потом курс рукопашного боя, стрелковая, строевая подготовка».
Вторая задача — воспитание патриотизма. Не только правильными словами и вовлечением всоответствующие мероприятия, но и собственным примером. Таким, как рейды погороду или дежурства боевых офицеров на дискотеках в молодежном центре«Галактика». И то, и другое ветераны делают бесплатно — просто «потому, что этонаш город».
Есть, помимоперечисленных, еще одна задача клуба — помочь ветеранам, вернувшимся из горячихточек, найти себя в мирной жизни, присоединившись к нужному и близкому для нихделу. 80% ребят в клубе состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних.Отвести их от опасной черты может только новый герой, которому захочетсяподражать. А быть таким героем для подростков — чем не миссия?
Помимо участия врегиональных и всероссийских слетах и программах областного департамента поделам молодежи, клуб «Патриот» проводит собственные мероприятия и повозможности разделяет инициативы «Боевого братства».
Одной из главной вехсвоей деятельности члены «Братства» и клуба считают установку в 2001 годупамятника землякам, погибшим в горячих точках. Юные патриоты регулярно несут упамятника почетный караул.
В 2009 году былорганизован пробный слет добровольных народных дружин. А в 2010 году своеучастие в слете подтвердили команды из Костромы, Подмосковья и Ярославля.
Основная проблема клуба- отсутствие четкой четкой государственной системы, следуя которой можно былобы осуществлять подготовку молодежи к поступлению в военные учебные заведения.«Мы сейчас разработали систему преемственности, — говорит Борис Шаганц. — До 11класса ребята занимаются в клубе. Кто затем поступает в учебное заведение впределах области — не отрываются, продолжают ходить на занятия и плавнопереходят в народную дружину. Но это тоже до 20-22 лет. Понимать бы четко, чтомы готовим, например, 4-х милиционеров и 2-х военных в год. Тогда спускайтеучебные планы, и согласно этим планам мы будем готовить ребят. А пока готовимпо своим планам. Хотя у нас и сейчас результаты неплохие. Двоих в этом годуотправили в ОМОН служить. Один из наших воспитанников работает следователем,четверо в ОМОНе».
В настоящее время набазе клуба формируется поисковый отряд. Первая экспедиция планируется в 2010году в Ярцевский район Смоленского района, где погибла ЯрославскаяКоммунистическая дивизия. «Для нас честь найти хотя бы одного погибшегосолдата, — говорит Борис Шаганц. — Но мы надеемся, конечно, найти иперезахоронить наших земляков, Ярославцев. Потому что здесь наша родина».[8]
2.9Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор»
Клуб «Святогор» былоснован в 2006 году по инициативе диакона Борисоглебского на Устье мужскогомонастыря Геннадия Липатова. Название клуба было выбрано им не случайно, ведьпо преданию именно в этих краях находился терем непобедимого богатыря Святогора- древнейшего охранителя Руси, побратима и учителя воинскому искусству славногоИлии Муромца.
Тема российскоговоинства, сохранения великого наследия предков и суворовские принципы, легшие воснову концепции клуба «Святогор» сразу привлекли внимание борисоглебскихподростков. Сначала занятия клуба проходили в одной из поселковых школ, но ужечерез год отец Геннадий проводил тренировки во всех школах поселка, залеБорисоглебского профессионального училища, в дух сельских школах района, двухДК, Борисоглебском Центре Детского Творчества и в спортивном комплексе «Олимп»города Ростова.
Помимо строевой,огневой и тактической подготовки, ребята изучали специальные дисциплины,например, антитеррористическую подготовку и военную медицину, занимаютсяверховой ездой и рукопашным боем. А реализуют полученные знания на различныхсоревнованиях, сборах, полевых выходах и в профессиональных лагерях.
Девиз «Святогора» — «Живя на Земле, живи для Неба». Из этой установки вытекают и главные задачиклуба — духовно-нравственное и физическое воспитание молодежи в духе традициирусской культуры и святорусского воинства.
«Святогор» помогаетрешить множество социальных проблем, в первую очередь, проблему воспитания иадаптации в обществе «трудных» подростков.
В 2007 году клуб былвключен в Ассоциацию военно-патриотических клубов России «Стяг», и получилправо проводить подготовку к аттестации воспитанников кадетских классов ивоенно-спортивных клубов по системе Межрегиональной Федерации воинскогомногоборья «Русь» (г. Москва) в Борисоглебском районе.
За время работы клубаболее 100 ребят получили общевойсковую и спецподготовку, прошли срочную службув рядах Вооруженных Сил России, в том числе в элитных частях ВДВ, работают вспецподразделениях охраны, обучаются в военных ВУЗах.
В 2007 годувоспитанники «Святогора» стали призерами Открытого первенства Детского центраобразования «Пересвет» в г. Сергиев-Посад по рукопашному бою; успешноучаствовали во Всероссийской тактической игре под г. Звенигородом «Георгиевскиеманевры»; стали призерами V традиционного Всероссийского турнира по рукопашномубою памяти В.И. Афонченко в г. Сергиев-Посад.
В этом же году«Святогор» договаривается о сотрудничестве с Межрегиональной федерациейвоинского многоборья «Русь» в г. Москва и проводит летний учебный 4-хдневныйвоенно-полевой выход клуба с привлечением специалистов из Учебного ПограничногоЦентра ФСБ России (Борисоглебский р-н).
В феврале 2008 года«Святогор» принимает участие в открытом Первенстве ДЦО «Пересвет» порукопашному бою. Воспитанники клуба завоевали три первых, одно второе и дватретьих места в своих весовых категориях.
Весной 2008 года клубуспешно представляет пос. Борисоглебский на Всероссийских отборочных сборах повоенно-прикладным видам спорта «Союз — 2008”, проводимых в городе Великие Лукии занимает 7 место из 15 команд-участниц — финалистов межрегиональныхотборочных туров в своих федеральных округах, в том числе команд из Украины иПриднестровья. А в номинациях «Национальная кухня. Национальная одежда.Богатырские игры» команда «Святогора» получает 1 место и награждается памятнымимедалями, ценными подарками и Малым Кубком Сборов. Оргкомитет Сборов особоотметил команду грамотой «За профессионализм при отработке учебных задач припроведении военно-полевого выхода».
В 2009 году команда«Святогора» участвовала в VI Всероссийских Суворовских сборахвоенно-патриотических клубов России. И из 12 команд-участниц команда«Святогора» заняла 1 место в перетягивании каната и спортивном метании ножей, 2место в соревнованиях по биатлону.
«Святогорцы»сотрудничали с всесезонным лагерем-базой МЧС России «Русичи», находящейсянедалеко от поселка, где проходят курс горно-высотной подготовки.
С осени 2009 года клубсотрудничает с Федерацией Русского Боевого Искусства (г. Москва). На базеФедерации РБИ в Ивановской области ребята, участвовавшие в соревнованиях порукопашному бою межрегионального и всероссийского уровней, получают аттестациюи спортивные разряды.
Среди главных иособенно востребованных проектов клуба — создание на базе ДЮВПК «Святогор»Центра военно-патриотического воспитания молодежи в Борисоглебском МР, скомплексным подходом и принятием необходимых мер по прекращению ипредотвращению сложившейся ситуации аморализации, криминализации и другихасоциальных негативных явлений в обществе, в частности в молодежной среде.[6;3
2.10Детское общественное объединение «Юный друг милиции» («ЮДМ»)
В 2003 году майормилиции Евгений Веселов и подполковник милиции Геннадий Стрюков решили возродитьугасающую традицию военно-патриотического воспитания — приобщить детейНекрасовского района к своей профессии. Была создана общественная организация,первыми членами которой стали 17 учащихся Некрасовской средней школы.Организация стала носить название военно-патриотический клуб «Юный другмилиции» и быстро приобрела популярность — в последние несколько лет здесьзанимаются более 70 ребят, а это 10% всего школьного «населения».
В 2008 году в «ЮДМ»пришли сразу 18 ребят из третьего класса. Причем ни один не отсеялся за полгода«стажировки». Тогда у Евгения Веселова возникла идея создать класс милиции. Вшколе и управлении образования идею одобрили, а детей и родителей и уговариватьне пришлось. Сегодня в предпрофильном пятом классе учатся 27 детей. От членовклуба их отличает то, что в школу они всегда ходят в форме, а занятия в «ЮДМ»включены в школьное расписание.
Среди выпускников «ЮДМ»уже есть настоящие милиционеры.
Организация довольноскоро приобрела значимость как для Некрасовского района, так и для УВДЯрославской области. Опыт организации был распространен по всей области.Сегодня аналогичные отряды действуют в Гаврилов-Яме, Ростове, Угличе иЯрославле.
Сначала цельюорганизации было подготовить ребят для поступления в ВУЗы системы МВД: ихвозили на экскурсии, читали лекции… Но в дальнейшем основной задачейорганизации стало воспитание ребят настоящими людьми, достойными гражданами.
Учебный процесспроходит три дня в неделю, предусматривает изучение нормативных актов, законовРоссийской Федерации, а также программа теоретического и практического курса, всостав которой входят:
— туристическаяподготовка;
— начальная военнаяподготовка;
— основы оказанияпервой медицинской помощи;
— основы самозащиты;
— основы горнойподготовки;
— основы спасательных работ;
— основы выживания;
— основы ориентированияи топографии, и многое другое.
Практические занятияпроводятся на местности во время полевых выходов и лагерных сборов.
«ЮДМ» постояннопринимает участие в смотре — конкурсе на лучшую организацию по патриотическомувоспитанию молодежи в Ярославской области, в 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 годахстал победителем конкурса с присуждением призовых мест и предоставлении дляреализации проекта гранта 1-й и 2-й степени. Данные средства были потрачены дляреализации проекта марш-броска «Служу Отечеству!», проходившего на базеучебного полигона 98 Гвардейской воздушно-десантной дивизии в августе 2005 и2006 года. Программа «Служу тебе, моя Россия!» реализована в июле 2006, 2007 и2008 годов на базе учебного центра УВД Ярославской области. Там же проводиласьпрограмма 2008-2009 года «В службе — честь!».
С 2007 года юные друзьямилиции осуществляют рейды по Некрасовскому району. Несколько дней ребятазанимаются на базе центра профессиональной подготовки УВД по Ярославскойобласти, и в то же время исследуют родной край. В населенных пунктах, черезкоторые проходят маршруты рейдов, «ЮДМ» организует мероприятия по правиламдорожного движения для малышей и командные игры для ребят старшего возраста.
За 6 лет существованияорганизации юные друзья милиции Некрасовского района приняли участие внескольких десятках военно-патриотических и туристических слетов и лагерей.Особую гордость коллектива составляют успехи на Слете юных патриотов России истран СНГ в 2007 году в Перми и на Детском спортивно-патриотическом слете,посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне, состоявшемся в 2009году в Подмосковье. В Перми ребята заняли 33 место из 64 возможных, а ведьсоревноваться пришлось с командами суворовцев, нахимовцев, кадетских корпусовРоссии!
Среди проектов «ЮДМ»можно найти вполне «гражданские». Например, операция «Кормушка» или акция повосстановлению детских площадок в Некрасовском. С сентября 2009 года ЕвгенийВеселов начал еще одно направление — моделирование военной техники. К 9 мая изготовых материалов юные друзья готовят выставку «Оружие Победы».
Однако основноевнимание уделяется мероприятиям, направленным на физическую подготовку ипатриотическое воспитание.
В июне 2009 годаруководители клуба совместно с сотрудниками отдела по работе с личным составомУВД по Ярославской области при содействии Совета ветеранов ОВД и ВВ поЯрославской области, ветеранских организаций правоохранительных органовпроведен первый областной слет организации «Юные друзья милиции». За неделюлагерного сбора ребята познакомились с техникой и вооружением, со славнымитрадициями УВД области. Профессиональными инструкторами проведены занятия поосновам военной специальной милицейской подготовки.
На июль 2010планируется проведение межрегионального слета «Юных друзей милиции».[5;4]

Заключение
 
В Ярославской областипрослеживается приятная тенденция – каждая детская и молодежная организациявключает в свою работу проекты по гражданскому, патриотическому воспитанию. Приэтом организации совершенно разные, как говорится, на любой вкус. Отразвлекательного Российского Союза Молодежи до Международного миротворческогодвижения «Харитоновцы» и профориентированного Детского общественногообъединения «Юный друг милиции».
Особенность нашейобласти – ее историческая ценность, все-таки область с тысячелетней историей.Возможно, это послужило мотивацией многих организаций к созданию историческихпроектов – создание музеев, археологических экспедиций по области, установка,реставрация памятников. Важно отметить и большое количество проектов,посвященных Победе в Великой Отечественной Войне. Сегодня у детей еще естьуникальная возможность пообщаться с участниками, героями войны, что рождаетсильнейшие патриотические чувства.
Следует отметитьспецифичность некоторых организаций, таких как детско-юношескийвоенно-патриотический клуб «Святогор», военно-спортивный клуб «Патриот»,патриотический клуб «Ермак», военно-патриотический клуб «Десантник» и др. Посредствам гражданско-патриотического воспитания они помогают «трудным»подросткам найти себя в жизни, найти выход. Кроме того, эти организации готовятребят к службе в армии, горячих точках.
Интересен опытЯрославской областной общественной организации «Союз пионерских организаций,детских объединений». Здесь идет объединение современных веяний с советскимитрадициями. Советский комсомол – неплохая организация с точки зрения еегражданского воспитания. В том случае, когда дается еще и патриотическое,духовное, социальное начало и получается то самое гражданско-патриотическоевоспитание.
Международноемиротворческое движение «Харитоновцы» — особая организация, ведь ее члены –дети, лишенные родительского тепла. Им особенно важно научиться заботиться освоей родине, научиться общаться с окружающим миром. Другими словами,гражданско-патриотическое воспитание детей-сирот играет еще и социализирующуюроль.
Сильна духовнаясторона, воспитание патриотизма в детско-юношеском патриотическом клубе«Святогор», оно основано на религиозных традициях. Сочетание военного и духовногоуникально. Именно оно дает на выходе сильное гражданско-патриотическоевоспитание.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для успешной реализациипрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», а такжедругих федеральных целевых программ, направленных на воспитание молодежи(«Молодежь России», «Дети России», «Культура России» и др.), необходимо болееактивное привлечение внимания общества, органов государственной власти всехуровней. В связи с этим целесообразно проведение Парламентских слушаний вГосударственной Думе Российской Федерации на базе профильных комитетов (повзаимодействию с общественными и религиозными организациями, по молодежнойполитике и др.). Роль подобных профильных комитетов могла бы игратьОбщественная плата Российской Федерации. Если смотреть более локально, товозможность реализации поставленной задачи Общественной палаты Ярославскойобласти на мой взгляд невозможно, так как за годы своей работы она доказаласвою неэффективность. Важнейшим вопросом создания профильного комитета в Ярославскойобласти станет избрание его членов, их объективность, осведомленность инеподкупность.
Мониторинг программгражданского образования и патриотического воспитания детей и молодежи нарегулярной основе может стать важным фактором, стимулирующим самоорганизациюструктур гражданского общества, и одним из системных элементов государственнойполитики в этой сфере.
Итак, мы реализовалипоставленные цели и задачи, а именно выделили особенностигражданско-патриотического воспитания в Ярославской области, рассмотрели егопроблематику и составили рекомендации для более благотворного развития.

Списоклитературы
 
1.      «Гражданскоестановление и патриотическое воспитание молодежи» методический сборник, М.2005.
2.      «Гражданскоеобразование: ценности и приоритеты». Материалы Всероссийской научно –практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.
3.      Информационно-аналитическаягазета «Окно в НКО» № 86,
4.     Информационно-аналитическая газета «Окно в НКО» № 92.
5.Информационно-аналитическаягазета «Окно в НКО» № 101.
6.     Информационно-аналитическая газета «Окно в НКО» № 104.
7.«Элитный квартал», спецвыпуск «Образование».
8.      Агентствосоциальной информации www.asi.org.ru
9.      Международноемиротворческое движение «Харитоновцы» www.akishina.ru
10.    СтатьяВ.И. Лутовинова «Гражданское и патриотическое воспитание» www.portalus.ru
11      Ярославскаяобластная общественная организация Российского Союза Молодежи www.yar.ruy.ru
12.Международноемиротворческое движение «Харитоновцы» www.akishina.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.