Реферат по предмету "Педагогика"


Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснованиеприменения дидактических игр на занятиях экологического цикла с детьми среднегодошкольного возраста
1.1 Характеристика дошкольников3-5-летнего возраста
1.2 Психолого-педагогические аспекты применения дидактическихигр в воспитании детей среднего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. Практическое использование дидактическихигр на экологических занятиях с дошкольниками
2.1 Методика проведения игр
2.2 Оценка эффективностииспользования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольниковсреднего возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
дошкольник дидактическаяигра
Обострением глобальныхпроблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многихточках земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества квопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Ведь окружающий мир– это неиссякаемый источник познания. Приобщение человека к природе через ееизучение всегда служило средством формирования его мировоззрения. И с малых летчеловек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумнопользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Начиная с ясельноговозраста, педагоги знакомят детей с окружающим миром, дают им первоначальноепредставление о природе и природных явлениях. В среднем дошкольном возрасте ужевозможна дифференциация знаний. В этот период ребенок способен восприниматьокружающий его мир более детально. Поэтому для детей 3-5 лет тема «Экология» можетбыть выделена в отдельный блок знаний.
Цель экологическоговоспитания дошкольников – формирование осознанного и правильного отношениядетей к природе. Оно строится на знании особенностей жизни, роста и развитияотдельных живых существ, на чувственном познании и наблюдении доступныхпониманию взаимосвязей в живой и неживой природе. Дошкольное детство –начальный этап формирования личности человека и его ценностных ориентиров вокружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе,к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Программы для детского садасодержат разделы ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которогоосуществляется познание детьми разнообразия сезонных явлений, растений,животных, деятельности человека в природе.[1]Программы нацеливают воспитателей на развитие в детях гуманного отношения кживым существам, на формирование навыков ухода за ними в уголке природы.[2]Основные направления экологической культуры на этом этапе – знание и отношения.
Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в средней группе детского сада помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
В связи сэтим нами поставлена цель рассмотреть дидактические игры и методику ихиспользования на занятиях экологического цикла с дошкольниками 3-5 лет.
Объектомнашего исследования является воспитательный процесс в рамках темы «Экология».
Предмет: экологические дидактические игры как средство формирования знаний по экологии в среднем дошкольном возрасте.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта педагогов и методистов позволили сформулировать гипотезу исследования: активное формирование экологической культуры у детей 3-5 лет происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.
Цельисследования, его предмет, объект и гипотеза определили следующие задачи:
1.рассмотреть психолого-педагогические особенности среднего дошкольного возраста;
2. изучитьпсихолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей применениядидактических экологических игр при воспитании и обучении дошкольников;
3. оценитьвоспитательный потенциал дидактических игр в процессе формированияэкологических знаний дошкольников.
Методологическойосновой исследования является теория соответствия деятельности и психическихфункций человека (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Я.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), теория познания, теория гуманной педагогики(Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский).
Научнаяновизна и теоретическая значимость данной работы заключается в том, что играрассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка икак одно из наиболее действенных средств формирования у него экологическихпредставлений. Рассмотрено содержание игр на экологическую тематику и методикаих применения на занятиях в средней группе детского сада.
 

ГЛАВА 1. Теоретическоеобоснование применения дидактических игр на занятиях экологического цикла сдетьми среднего дошкольного возраста
 
1.1 Характеристика дошкольников 3-5-летнего возраста
Традиционно возрастныерамки среднего дошкольного возраста ограничиваются психологами периодом от трехдо пяти лет[3].В этом возрасте происходит дальнейший рост и развитие детского организма,совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируетсякостно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей внеудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это можетспровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Происходит изменение и впсихических процессах[4].В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольна память.Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются толькоэпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку онинужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.
Восприятие становитсяболее расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы,последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношениемежду ними.
Важным психическимновообразованием детей среднего дошкольного возраста является умениеоперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этихпредметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Пониманиенекоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детейповышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений,зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличениевопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаютсяответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснениенеизвестного.
Происходит дальнейшеерасширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослыйвоспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всемпохожим на него[5].
В результате возникаетпротиворечие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешение этогопротиворечия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенокначинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться всмыслах человеческой деятельности.
Возникает и развиваетсяновая форма общения с взрослым — общение на познавательные темы, котороесначала включено в совместную с взрослым познавательную деятельность. На основесовместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество.На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать своё положение средисверстников.
Возраст от трех до пятилет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенокобладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловойстороне. В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход отисключительного господства ситуативной (понятной только в конкретнойобстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной отнаглядной ситуации) речи[6].
Познавательное развитие всреднем дошкольном возрасте продолжается по следующим основным направлениям:расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка вокружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания ребенкао мире.
Формированиесимволической функции способствует становлению у детей внутреннего планамышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинаютпознавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяетим каждый день делать удивительные «открытия».
Изменяется в этот периоди структура эмоциональных процессов[7].В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции(переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, илихаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным,пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломатьподвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у среднихдошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей болеесдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того,что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоитсделать.
Все, во что включаетсядошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе,помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональнуюокраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силусвоего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Самым важным личностныммеханизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов[8].Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательноразвивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывалсяв почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы дошкольника 3-5 летприобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребеноксравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже можетподавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать напривлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам,которые выполняют роль «ограничителей».
Дошкольник начинаетусваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки сточки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляютсяэтические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Всреднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо оттого, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя извзаимоотношений персонажей сказки.
В среднем дошкольномвозрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (к природе,окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность иэмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.
В серединедошкольного возраста у ребенка происходит решительный перелом в отношении ксверстникам. На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещаютдетский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимаютвсе большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть сдругим ребенком, а не со взрослым или в одиночку[9].Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становитсяобщее дело — игра. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общениеограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания всоциальном развитии.
Средством,помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться сосверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть,обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли,создавать игровую ситуацию.
Особоезначение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значениеимеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируютсяпознавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчинятьсяправилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
В этомвозрасте продолжается формирование представлений детей о растительном иживотном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес кокружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться крастениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или внебольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себявозле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах. Такимобразом, у ребенка закладываются основы экологической культуры.
дошкольникдидактическая игра экологический
1.2Психолого-педагогические аспекты применения дидактических игр в воспитаниидетей среднего дошкольного возраста
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста[10].Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят навторой план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
Для среднихдошкольников в игре главное — отношения между людьми, игровые действияпроизводятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет «нарезанный» хлеб поставить передкуклами и никогда не перепутает последовательность действий — сначала обед,потом мытье посуды, а не наоборот. Для детей 3-5-летнего возраста характерновоспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметныедействия.
Игравыполняет следующие функции в развитии психики ребенка:
1) В игреребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учитьсяподчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинениемотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».
3) В игреинтенсивно развиваются все психические процессы, формируются первыенравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4)Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы,потребность в самостоятельности).
5) В игрезарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Дети 3–5 летревностно относятся к своим игровым территориям и проявляют открытый негативизмк сверстникам, которые на них вторгаются без спроса. Это может служитьисточником конфликтов, избежать которые поможет продуманная заранее обстановка:наличие ширм, игровых ковриков, служащих обозначением границ игровыхпространств. Остальные дети учатся уважать игровое пространство играющих.Воспитатель своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детейзайти на их игровое поле. Он может «постучаться» к ним, «позвонить им потелефону», попросить «разрешить посадку самолета» или просто обратиться спросьбой к играющим. Такое игровое поведение взрослого становится примером дляподражания.
Многие игрыиспользуются как средство решения определенных обучающих и развивающих задач[11].Например, обучающие игры с готовым содержанием и правилами используются дляразвития внимания, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму,для развития счетных навыков, речевых умений. В таких играх воспитательпобуждает детей к активному решению познавательных задач, воспитываетсосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении цели.
Учебно-предметно-дидактические игры помогают дошкольникам впознании свойств и признаков объектов в процессе реальной практическойдеятельности, стимулируют дальнейшее развитие интеллектуально-перцептивныхумений. Они учатся принимать поставленную воспитателем игровую задачу иливыдвигать ее самостоятельно в соответствии с правилами игры, достигать нужногорезультата; контролировать достижение игрового результата в соответствии сигровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать навопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате.
Вдидактических играх дети активно пользуются словарем в обозначениипространственных, размерных, цветовых признаков и соотношений предметов в игре,игровых действий. Дидактические задачи их использования предполагают[12]:
– сравнениепредметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т.п.), ихгруппировку по предложенному педагогом или самостоятельно найденному основанию(это – посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета и т.д.);
–«упорядочение» (сериацию) игровых или дидактических материалов, составление«рядов» из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иногопризнака (по размеру, ширине, высоте, интенсивности цвета, силе звука и т.д.);
–установление отношений «часть – целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; умашины есть кузов, кабина и т.д.), составление целого сюжетного или предметногоизображения из 4–6 частей;
– составлениепростого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов(игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Куда спряталась пчела?» идр.);
–формирование последовательного мышления, операций моделирования, планированиясвоей поисковой деятельности и реализацию воображаемых образов (развивающиеигры «Сложи узор», «Пазлы», «Уголки», «Уникуб» и др.).
Дидактические игры,применяемые в работе с детьми среднего дошкольного возраста, дают возможностьрешать более сложные и многообразные задачи обучения. Опыт детей становитсябогаче, у них уже накоплен некоторый запас конкретных представлений обокружающем. Более развита речь, а полученные ими на предшествующей ступениразвития знания и практические навыки позволяют воспитателю использовать такиедидактические игры, в которых правила сложнее: игровые действиядифференцированнее и разнообразнее, сложнее само содержание. Обычно ребенокэтого возраста задает очень много вопросов, что свидетельствует о его болеевысоком уровне развития мышления, самостоятельности. Поэтому с ним возможныигры, требующие не только того, что ребенок видит сейчас, но и знаний,усвоенных им ранее[13].
Многие впечатления,которые дети черпают стихийно, наблюдая явления окружающей действительности, неполучают своего словесного выражения, поэтому для детей среднего дошкольноговозраста столь характерны вопросы, направленные к выяснению наименованияпредметов и их назначений, к выяснению причин некоторых явлений. Привести впорядок эти впечатления помогут дидактические игры.
Для того чтобы игра всредней возрастной группе прошла интересно, захватила детей и развивала их вумственном и нравственном отношении, необходимо продумать ее эмоциональнуюсторону, т. е. оберегать в ней игровое действие. Игровое действие сможетудержать их внимание на решении дидактической задачи более длительное время.
Более широкие возможностидетей в ознакомлении с окружающими явлениями ставят взрослых переднеобходимостью уделять самое пристальное внимание формированию грамматическиправильной речи.
Существующие в практикедидактические игры используются и для развития у детей среднего дошкольноговозраста связной речи: умение назвать предмет и рассказать о нем все, чтознаешь; рассказать, что нарисовано на картинке; описать одежду ребенка;передать словами, чем похожи и чем непохожи нарисованные предметы; какуюперестановку сделали в игрушках.
В играх с детьми среднегодошкольного возраста необходимо шире развивать интерес к природе, формироватьболее конкретные представления о животных и растениях. Воспитывать любовь кприроде и заботу о животных, умение ухаживать за растениями.
 

ГЛАВА II. Практическое использование дидактическихигр на экологических занятиях с дошкольниками
 
2.1 Методика проведения игр
Основными задачамиэкологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются[14]:
1) расширениепредставлений детей об окружающей природе;
2) углубление знаний орастениях и животных, окружающих их;
3) привитие детям любви ибережного отношения к природе;
4) развитие уменийузнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания,сезонным изменениям, образу жизни;
5) формирование у детейприродоориентированной картины мира;
6) воспитание бережногоотношения к природе.
Занятия на экологическуютему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т.е. осенний,зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология»,«экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «местообитания», «экосистема», «круговорот веществ в природе», «росток», «стебель»,«побег» и др.
Дидактические игрыорганично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главныеусловия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активноеучастие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать,какие знания они приобрели в процессе игры.
Дидактические игры,используемые для формирования у детей экологических знаний могут бытьразличными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре«Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показываямаленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такоерастение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называетего. Правильно назвавший получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроетклетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названийцветов и уточнения, где они растут, кукую пользу приносят человеку.
Игра «Разведчики» можетбыть проведена и с целью закрепления знаний о цветах. Воспитатель раскладываетв разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые,комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказываютвсе, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра можетпроводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственнымицветами.
Игра «Что было бы,если из леса исчезли…»
Воспитательпредлагает убрать из леса насекомых:
— Что быпроизошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропалиягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается,не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животныесвязаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Игра «Узнайи назови»
Педагог берётиз корзинки растения и показывает их детям.
Уточняетправила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вамкакое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовитеместо, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграети послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную(цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной ив начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3рассказа детей)
Игра«Четвёртый лишний»
Вы ужезнаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающиеживотные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мыпоиграем в игру «Четвёртый лишний»
1. заяц, ёж, лиса,шмель;
2. трясогузка, паук,скворец, сорока;
3. бабочка,стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божьякоровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза,енот, пчела;
6. кузнечик, божьякоровка, воробей, комар;
7. таракан, муха,пчела, майский жук;
8. стрекоза,кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар,жук, бабочка;
10. стрекоза,мотылёк, шмель, воробей.
Игра вслова
Педагог: Япрочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю,пчеле, таракану).
Словарь:муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка,пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина,квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион попрыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар,пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Вариант игры:какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)
Игра«Летает, плавает, бегает»
Воспитательпоказывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразитьспособ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинаютбежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу;при слове «воробей» — изображают полёт птицы.
Игра«Береги природу»
На столе илинаборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека,солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должнырассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле небудет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальнымиживотными, с человеком, с растениями и т.д.
Делим детейна несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разныхживотных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина длясвоего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.
Например менюдля белки:
Завтрак – стакан березового сока и каша измолотых желудей;
Обед – грибной суп с листьями крапивы,котлеты из лесных орехов и компот из черники;
Ужин – творог из орехово-грибной пасты и чайиз зверобоя и мяты.
Все менюдетей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.
Игра«Гимн природе»
Дети встают вкруг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своейматушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы другихдетей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.
Дети могутбыть травинками, осенними листочками, капельками дождя.
Игра«Природа и Я»
Предлагаемдетям закончить предложения:
· Когда яприкасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
· Солнце сегоднявесь день слепит глаза и напоминает мне….
· Капли дождя на стекле,словно….
· Облака сегоднятакие пушистые и нежные, будто….
· Я иду босиком поземле, и мне кажется, что мои ноги….
· Я дотрагиваюсь докапелек росы на деревьях и чувствую, как….
· Этот цветок такблагоухает, что….
· Это дерево такоеогромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….
После этогоделим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только тучасть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группыдогадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются.Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их порисункам друг друга.
Чтобыформировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ковсему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую иморальную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение илиживотное можно использовать также прием используем экотренинга. Данный видработы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическуюнапряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы иагрессивность.
Понятьмуравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в ихроли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразитьсебя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них — великан. «Представьте, чточеловек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их захвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?»
Дети обычноотвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».
Так ребенокучится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе изащите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этогоони начинают бережно относиться к обитателям живого уголка.
Экологическиедидактические игры могут использоваться на занятиях по любым темам: приразвитии речи, математических, природоведческих и т.д. Кроме того, ониобязательно присутствуют в содержании специализированного экологическогозанятия. Приведем пример использования таких игр в комплексном занятии повоспитанию экологической культуры в средней группе детского сада «В гостях уЛесовичка».
Цель данногозанятия: Обогащатьзнания детей о лесе. Продолжать формировать связную речь и закладывать основыэкологической культуры.
Предварительнаяработа: ознакомлениес обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций леса в разныевремена года; чтение рассказов, сказок; заучивание стихотворений о природе;разгадывание загадок.
Материалы кзанятию: Две картиныизображающие два царства; шапочки животных и птиц для детей; шапочка Лесовичка,текст правил поведения, картинки – схемы по правилам, два набора разрезныхкартинок, корзинка с природным материалом, макеты деревьев и цветов, фонограмма«Шум леса».Ходзанятия
В началезанятия дети находят в своем почтовом ящике большой конверт. Вместе своспитателем они узнают, что письмо из леса от Лесовичка. В письме содержитсятекст правил поведения в лесу и рисунки, изображающие содержание правил.Воспитатель зачитывает детям правила, все вместе рассматривают рисунки.
Предложенныеправила:
1. Ветки неломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Наконец-томожно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешать!
3. В лесуможно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь,много зелени – ещё вырастет!
4. Старайтесьне шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазуюлягушку, ползучего жука, кусачих муравьев можно прогнать, а лучше бы их совсемне было.
6. Зверивсякие нужны – звери всякие важны! Не обижай, не пугай их зря!
Воспитатель:Все ли правилаверны?
Дети: Нет.
Они выбираютнужные. И доказывают, почему они их выбрали.
Воспитатель:Теперь мы знаем свами правила поведения в лесу и смело можем отправиться в лес, но не в простой,а в сказочный. А чтобы нам туда попасть, мы должны с вами одеть вот этишапочки, изображающие животных и птиц.
Воспитательнадевает шапочку Лесовичка. Все входят в музыкальный зал, который оформленмакетами разных деревьев. Возле деревьев растут лесные цветы и грибы. Звучитфонограмма «Шум леса». Дети ходят и рассматривают все вокруг.
Воспитательсадится на пенек.
Воспитатель:Здравствуйте,ребята! Вы узнали меня? Я – Лесовичок, хозяин этого леса. Вижу, справились смоим заданием, наверно устали, так присядьте возле меня, отдохните. Я вамсказку расскажу.
Детиусаживаются, а воспитатель вывешивает на деревья две картины. Одна изображает«Царство Растений», другая «Царство животных».
Воспитатель:Есть на нашей Земле 2 царства, которые никогда не воюют между собой, которыетак дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут – то наодной территории, и все у них общее: земля, реки, моря. Называются эти царстватак: Царство Растений и Царство Животных. Жители Царства Растений занимаютсяземледелием: добывают из земли пищу, которой кормится само и кормитдружественное Царство Животных. Жители Царства Животных со своей стороныоберегает Царство Растений от болезней и вредителей и помогает его жителямобогащаться между собой: ведь жители Царства Растений, крепко привязанное кземле, не имеет возможности передвигаться с места на место.
В какой быдалекий уголок Земли мы не попали, всюду встретим жителей обоих царств, которыев самых суровых условиях не только не враждуют, но поддерживают, помогают другдругу. А как же иначе? Когда живешь на одной планете, нужно стараться жить вмире, а не враждовать. Представляете, что было бы, если между этими двумяцарствами вспыхнула война? На земле вообще не осталось бы ни одного царства. Мыс вами принадлежим к Царству Животных, и должны подчиняться главному законуэтого царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя:каждого дерева, кустика и цветка. Потому что мы, живем на общей планете. И нанашей Земле могут существовать либо оба царства, либо ни одного. Вот так,ребятки. Понравилась вам сказка?
Дети: Да, очень
Воспитатель:Вижу, любите высказки, а загадки отгадывать умеете?
Дети: Да, умеем.
Воспитательзагадывает детямзагадки:
Зимой с седой бородой,
Летом новая вырастает,
Осенью отпадает.
(Лес).
У кого есть шапка безголовы,
Нога — без сапога?
(Гриб).
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Ягоды).
То рыжая, то серая,
А названьем белая.
(Белка).
Зимой спит, летом ульиворошит.
(Медведь).
Слетают с ветки золотыемонетки.
(Осенние листья).
Рук нет, а дома себестроят.
(Птицы).
Воспитатель:Молодцы, ребята! Вижу,что и загадки умеете отгадывать. А сейчас задание посложнее. Но сначала я вампредлагаю разделиться на две команды. Одна команда «Царство Растений», другаякоманда «Царство Животных».
Детямпредлагаются разрезные картинки, с помощью которых образуются две команды. Онисобираются в команды, выкладывая и соединяя детали. Одна картинка изображаетживотное, другая растение.
Воспитатель:Вот, команды нашисобрались, а теперь вам всем вот такое задание. Придумайте рассказ о том, чтопроисходит с природой осенью.
Детисовещаются в командах и представляют свои рассказы.
Воспитатель: Хорошие получились рассказы. Нокакой лучше, я даже не знаю. Может, вы мне подскажите, какой рассказ вам большепонравился? И расскажите, почему?
Детивысказывают свои мнения.
Воспитатель: Понравилось вам у меня в лесу? Ачто больше всего понравилось, или запомнилось?
Детивысказываются.
Воспитатель:На прощанье я хочувам подарить подарок, надеюсь, он вам пригодится.
Вручаеткорзину с природным материалом. Дети благодарят Лесовичка, снимают шапочки ивозвращаются в группу. В группе дети изготавливают поделки из природногоматериала. Оформляется выставка.
Такое занятиебудет очень интересно детям, поскольку оно наполнено яркими эмоциями, включаетв себя разнообразные виды деятельности и требует от детей твердых знаний поэкологической тематике. Его целесообразнее проводить в качестве обобщающего изакрепляющего знания по экологической теме.
2.2Оценка эффективности использования дидактических игр в экологическом воспитаниидошкольников среднего возраста
 
На основанииприведенных выше примеров использования дидактических игр в практикеэкологического воспитания детей 3-5-ти лет, мы можем сделать выводы об ихэффективности в педагогическом процессе.
Дидактическиеигры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействиичеловека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих вприроде, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе,выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Вструктуре дидактических игр выделяются следующие структурные элементы:дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, заключение илиокончание игры[15].
Дидактическаязадача определяется целью обучающегои воспитательного воздействия,формулируется педагогом и отражает его обучающую ивоспитательную деятельность.
Правила игрыобусловлены познавательным содержанием, игровыми задачами и игровымидействиями. Они содержат нравственные требования к взаимоотношениямдетей, к соблюдению ими норм поведения. С помощью правил педагогуправляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Игровыедействия — основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснеедля детей сама игра и тем успешнее решаются познавательныеи игровые задачи. Игровые действия связаны с игровымзамыслом и исходят из него.
Подведение итогов- проводится сразу по окончании игры. Это может быть выявление детей,которые лучше выполнили игровое задание,определение команды-победительницы и т. д.
Дидактическиеигры экологического характера включает два относительно самостоятельныхблока[16]:
o  игры для развития эстетическоговосприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоциональногоотношения к ней);
o  игры для формированиянравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развитияэстетического, эмоционального восприятия природы игры желательнопроводить в естественной природной среде. Дидактические игрыдадут наилучший воспитательный результат, еслибудут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 человек).Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игрыдля обогащения экологических представлений, целесообразно использоватьвариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.
Вдидактических играх, направленных на развитие эстетического восприятияприроды, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают ирасширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При общении сприродой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушиеи безразличие, возрастает мыслительная напряженность, степень участиятворческого мышления, желание узнать больше нового, следовательно, идет процессэмоционально-психологической готовности принять информацию о природе.
Использовать дидактическиеигры для обогащения экологических представлений следует с учетом представлений,которые сформированы у детей среднего дошкольного возраста: о многообразии иразнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; овзаимосвязях и взаимозависимостях в природе; о человеке как части природы; окультуре поведения в природе.
Игры можно проводить в вербальнойформе, а также с использованием природногои иллюстративного материала.
В вербальныхдидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах,углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразныепознавательные задачи: описывают объекты, выделяют их характерные признаки,отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам.
Пониманиюдетьми содержащихся в дидактической игре задач, созданиюособого эмоционального игрового настроения содействует включение в ееход сказочного персонажа, который объясняет правила игры, следит за ихсоблюдением, поощряет ребят. При первом появлении персонажа воспитательзнакомит с ним детей и в дальнейшем берет его роль на себя – и таким образомведет игру.
Повышениюинтереса к дидактической игре и природным объектам способствует введениеэлемента соревнования или проблемной ситуации[17].Введение проблемных ситуаций в ход дидактических игр наполняет их экологическимсодержанием, что, в свою очередь, способствует не только обогащениюэкологических представлений детей, но и воспитанию у них гуманного отношения кприроде.
Чтобыподдержать стремление детей отражать полученные в дидактических играхэкологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровойдеятельности, в группах в отдельных уголках целесообразно разместить материалдля организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображениемприродных зон, муляжи, картинки с изображением растений, животных, гербарии ит. п.). Таким образом, будет удовлетворяться возрастающий интерес к природе,будут конкретизироваться полученные ранее представления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Взаимодействие с миромприроды обладает большим психолого-педагогическим потенциалом для юногочеловека, который реализуется в следующих функциях – психофизиологической,психотерапевтической, реабилитационной, эстетической, познавательной, функцииудовлетворения потребности в компетентности, функции самореализации, функцииобщения. А формирование у дошкольника бережного отношения к природе развивает егоморально-нравственный потенциал, помогает раскрыться таким качествам какдоброта, бережливость, совестливость, ответственность за свои поступки.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, таким образом,способствует закладыванию основ общей культуры человека.
Впечатленияраннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатствомогут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостныхнастроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносятпраздники. Это подтверждается живыми реакциями детей, отражением праздничныхвпечатлений в рисунках, играх, рассказах.
Основной виддеятельности дошкольников – игра. А главная ее функция – развивающая: онаповышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональномублагополучию ребенка. Игра среди всех других видов деятельности имеет вдошкольном детстве первостепенное значение. Вот почему экологическое воспитаниедетей 3-5-летнего возраста возрасте необходимо построить на игровой основе – сбольшим включением в педагогический процесс дидактических игр. Дидактическиеигры, используемые на занятиях, привлекают детей к решению тех или иныхэкологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению кприроде. Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческиеспособности.
Правильноесистематическое применение дидактических игр на занятиях экологического цикла сдетьми среднего дошкольного возраста способствует активности детей на занятиях,пробуждает у них интерес, помогает лучше усвоить получаемые знания. Поэтомувоспитателю и педагогу необходимо включать данные игры в занятия не только поэкологии, но и в любые обучающие и воспитывающие мероприятия, проводимые вдошкольном учреждении.
 

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 1999.
2. Богданец Т.Охранять среду обитания – наша задача // Дошкольное воспитание. – 2006. — №7.Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста
3. Васина А.К.Практические работы как условие формирования эколого-биологических знаний удетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Дополнительноеобразование. – 2005. — № 12.
4. Выготский Л.С.Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
5. Газина О. Играя,познаем природу // Дошкольное воспитание. – 2006. — №7. Обучающие дидактическиеигры по экологии для детей дошкольного возраста
6.  Горщенко Е. Природа и люди. М.,Просвещение, 1988.
7.  Дидактические игры изанятия с детьми раннего возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
8.  Дрязгунова В.А. Дидактические игрыдля ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
9.  Егоренков Л.И. Основы экологии иохраны окружающей среды. М., ГУЗ, 1994.
10. Зенина Т. «Напланете все твое и все мое» // Дошкольное воспитание. – 2006. — №7. Конспектызанятий по экологии в подготовительной группе по программе С. Николаевой «Юныйэколог».
11. Зотова Н.С.Формирование экологической культуры детей дошкольного и младшего школьноговозраста. // Теория и практика дополнительного образования. – 2006. — № 4.
12. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. М., 1983.
13. Кондратьева Н.Н.Программа экологического образования детей «Мы». «Азбука экологии». С-Пб, 2002.
14. Красиков С.Лесная энциклопедия. М., ТОО «Природа и человек», 1997
15. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.:Изд-во РОУ, 1996.
16. Лучич М.В. Детямо природе. М., Просвещение, 1990.
17. Марковская М.М.Уголок природы в детском саду. М., 1989.
18. Мир природы иребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М.Маневцевой. С-Пб, Акцидент, 1998.
19. Молодова Л.П.Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие / Л.П.Молодова. — М.: ЦГЛ, 2004.
20. Н.В. КломинаВоспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: «Сфера» — 2005 г.
21. Николаева С.Н.Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
22. О.А. ВоронкевичДобро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство-пресс» — 2006 г.
23. Павлова Л.Ю.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительноеобразование. – 2005. — № 2.
24. ПрограммаВасильева М.А. М.: Просвещение, 1993.
25. Рекомендацииорганизаторам экологических игр / Сост. О.В. Шишкина. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД,2005.
26. Сахарова В.Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольноговозраста // Приглашает детский сад. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.
27. Симонова Л.П.Дидактические игры как элемент воспитательного образования / // Дополнительноеобразование. – 2004. — № 1.
28. Экология.Творчество. Дети. /Сост. А.А. Александров // Я вхожу в мир искусств. – 2000. — № 10.
29. Эльконин Д.Б.Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.