Реферат по предмету "Педагогика"


Использование компьютерных технологий для управления учебным процессом в средней общеобразовательной школе

Дипломнаяработа
Потеме «Использование компьютерных технологий для управления учебнымпроцессом в средней общеобразовательной школе»

Содержание
 Введение
Глава 1. Проблемы внедрения инноваций всовременной школе
История возникновения и этапы развития
Современное состояние проблемы и пути еерешения
Глава 2. Организация управления учебнымпроцессом на основе системы дистанционного обучения Moodle
Обоснование выбора СДО Moodle как базовойсистемы для управления учебным процессом в средних общеобразовательных учебныхзаведениях
Принципы и результаты разработки системы «электронныйдеканат»
Глава 3. Экспериментальная апробация ипроверка эффективности использования СДО Moodle для информатизации образовательногопроцесса
Изменение в образовательном процессе ивнедрение новых форм в обучение
Новые подходы к подготовкеучебно-методических материалов
Новые организационные формы обучения
Контроль за ходом учебного процесса
Документация, заполняемая учителями
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Средстваинформатизации сегодня используются образовательным учреждением практически вовсех сферах своей деятельности. Средства информатизации используются учителямидля подготовки и проведения уроков, поддержки внеклассных мероприятий, сталитехнологической основой процесса управления. Более того средства информатизациипозволяют сегодня серьёзно говорить о таких вещах как индивидуализация обученияи дистанционное сопровождение образования.Актуальность проблемы:
Актуальностьпроблемы на сегодняшний день состоит в том, что на подготовку, анализ изаполнение всей школьной документации тратится очень большое время какучителей, так и администрации. Многие из этих операций могли бы бытьавтоматизированы. Цель данной работы — создание единой системы, по управлениюобразовательным процессом в средней общеобразовательной школе.
Даннаясистема представляет собой набор плагинов, которые будут работать на основесистемы freedeansoffice [1] и интерактивной среды дистанционного обученияMoodle [9]. Используемый язык программирования — PHP.
Системапредназначена для автоматизации управления учебным процессом и сопутствующегодокументооборота в средних, средних специальных, средних технических и высшихучебных заведениях.Цели исследования:
l Повышениеинформированности родителей и законных представителей учеников о ходе обучение.Усиление обратной связи с преподавателями и администрацией учебного заведения.
l Снижениеадминистративной нагрузки на преподавателей и администрацию учебных заведенияза счет автоматизации документооборота.
l Повышениеэффективности и оперативности администрирования учебного процесса, за счетувеличения полноты, точности и оперативности документирования.
l Повышениеэффективности распределения и использования учебных пособий, ресурсов иоборудования за счет налаживания автоматизированного учета их использования.
l Унификация истандартизация информационной системы учебных заведений и уменьшение совокупнойстоимости их владения за счет разработки в режиме публичного проекта ипредоставления разрабатываемой системы в качестве свободного программногопродукта всем заинтересованным учебных заведениям.Объект исследования:
Вкачестве объекта исследования выступает учебное заведение общего среднегообразования, с регулярным учебным процессом, разбитым на учебныепредметы/дисциплины и ведущемся по учебным программам, включающим заданныйнабор учебных дисциплин на учебные периоды и учебные дисциплины по выбору.
Глава1. Проблемы внедрения инноваций в современной школе
В ряду глобальныхпроблем, возможно, наиболее серьезная – проблема образования в целом. Его цели,содержание и методы, технологии как бы теряют привычную устойчивость. [2] Еслидо нашей эпохи наука была озабочена приумножением и накоплением знания, тосегодня она в значительной степени сосредоточивается на способах овладениянакопленным, признавая глобальную роль информатики в своем дальнейшем развитии.
В процессевнедрения компьютерных технологий в образовательный процесс, мы должны отдаватьсебе отчет в том, что компьютеризация учебного заведения(понимаемая какнасыщение учебного пространства компьютерами), его информатизация (понимаемаякак радикальное увеличение информационных ресурсов), – это не внешние факторыучебного процесса. И меньше всего эти процессы похожи на то, что приняторассматривать как помощь гуманитарному образованию техническими средствамиобучения. То есть это не только ТСО, а действительно принципиально иной типзнания, осваиваемого в новой информационной среде. Это более динамичная формазнания как такового и одновременно новая форма гуманитарного образования, вкоторой стираются различия между научным (исследовательским) и учебным,фундаментальным и прикладным знанием. Происходит сближение, а часто и синтезгуманитарного и естественно-научного знания, и становится видна искусственностьи условность дисциплинарной структуры как учебного, так и научного знания. Вновой информационной среде знание предстает как единая динамичная система, какживое знание.
Удивительным образомновая информационная среда полностью отвечает самым насущным потребностямгуманитарного образования. Она не только позволяет уйти от массовости,усредненности, нивелировки образования (это просто становится невозможным), нов полной мере только индивидуально и может быть использована в гуманитарномвузе.
Это своего родапогружение в систему единого знания, его личностное переживание, его усвоениекак индивидуального опыта. Вполне понятно, что подобное погружение, при всемего творческом характере, требует тщательной и немалой подготовки. [2]История возникновения и этапы развития
В современноминформационном обществе основой развития цивилизации выступают информационныепроцессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационныетехнологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во сферыдеятельности человека способствовало возникновению и развитию глобальногопроцесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитиюинформатизации образования, которая является одним из важнейших условийреформирования и модернизации системы отечественного образования, так какименно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые нетолько формируют новую информационную среду общества, но которым предстоитсамим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих другихстранах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблемеинформатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важныхстратегических проблем развития цивилизации.
В информатизацииобразования можно выделить следующие этапы:
l 1985 — 1993 гг. до принятияПрограммы информатизации образования Российской Федерации;
l 1993 — 1998 гг. до принятияКонцепции информатизации сферы образования Российской Федерации;
l 1998 — 2001 гг. до периодаокончания сроков региональных программ информатизации систем среднегообразования, подготовленных 1998-1999 годах.
l 2002 г. — по настоящее время. Смомента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизацииотечественного образования и вхождению его в общемировое образовательноепространство.
Этап с 1985 по 1993гг. можно назвать этапом «компьютеризации», основными результатамикоторого стали:
1. введение общеобразовательнойинформатики во все средние учебные заведения;
2. начало подготовки учителейинформатики в педагогических вузах;
3. оснащение образовательныхучреждений разнородной компьютерной техникой — комплекты учебной вычислительнойтехники (КУВТ) Yamaha MSX-1, MSX-2 (производство Японии); КУВТ ДВК-1, ДВК-3,УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011, «Корвет», «Гамма-48»,«Гамма-64» (отечественного производства); классы вычислительнойтехники, объединенные в локальную сеть на базе компьютеров IBM PS/2 286(производство США) и поставлявшиеся в СССР с 1990 г. в рамках реализации государственного пилотного проекта;
4. создание Российского фондакомпьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизацииобразования, состоящего из информационной и программной частей. Ядром информационнойчасти РОСФОКОМП является Информационно-справочная система«РОСФОКОМП», которая фактически выполняет функции системы регистрациипрограммных средств учебного назначения;
5. в 1990 году, была разработана иопубликована концепция информатизации образования, которая определила основныенаправления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. Вконцепции подчеркивалось, что информатизация образования — это «процессподготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества».При этом указывалось, что информатизация образования является не толькоследствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что онасодействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.
В начале 90-х годовв содержательном направлении развития информатизации образования былиопределены четыре наиболее важные задачи:
1. Подготовка специалистов дляпрофессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новымиинформационными технологиями.
2. Формирование в обществе новойинформационной культуры.
3. Фундаментализация образования засчет его существенно большей информационной ориентации и изученияфундаментальных основ информатики.
4. Формирование у людей новогоинформационного мировоззрения.
На втором этапе с1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации,были разработаны первые концепции информатизации образования РоссийскойФедерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования вРоссийской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основныестратегические направления информатизации системы образования СССР и былапризвана решить ближние цели.
В соответствии сэтой Концепцией работы по информатизации образования проводились по следующимосновным направлениям:
1. Информатизация процесса обучения ивоспитания.
2. Информатизация научныхисследований в высшей школе. Основные работы по этому направлению состояли впроведении фундаментальных и прикладных научных исследований в областиинформатизации обучения, в научно-методической поддержке процессаинформатизации высшего образования, в создании информационных систем дляпроведения мониторинга формирования научно-технических программ высшей школы, вразвитии научно-исследовательских работ об информационных средах иинформационных ресурсах. В целях разработки единой государственнойнаучно-технической политики, регулирующей научную деятельность в областиинформатизации образования, приказом Госкомвуза России от 9 ноября 1995 г. № 1509 «Об упорядочении деятельности научно-технических советов в области информатизацииобразования» был образован Научно-экспертный совет по информатизациивысшей школы (НЭС), впоследствии реорганизованный в Научно-экспертный совет поинформатизации сферы образования.
3. Управление системой высшей школыкак объектом информатизации.
4. Создание современнойинформационной среды системы высшего образования и науки. Работы по этомунаправлению базировались на трех основных научно-технических программах:«Информационные сети высшей школы» (программа Минобразования России);«Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки ивысшей школы» (межведомственная программа Миннауки России, МинобразованияРоссии, Российского фонда фундаментальных исследований); «Создание»Интернет-центров" в 32 университетах России" (программаМинобразования России совместно с Фондом Сороса). Научно-исследовательские инаучно-технические работы, разработка и создание конкретных элементов, узлов исистем группировались вокруг развивающейся Федеральной университетскойкомпьютерной сети RUNNet, имеющей разветвленную иерархическую структуру.Телекоммуникационными и информационными центрами регионов России стали вузы иучреждения Минобразования России, на базе которых развернуты федеральные узлысети RUNNet.
5. Создание организационнойинфраструктуры обеспечения процесса информатизации высшего образования. Оно шлов основном по пути организации и развития региональных центров новыхинформационных технологий. Система региональных центров информатизации ицентров новых информационных технологий в настоящий момент функционирует восновном на базе высших учебных заведений в различных регионах России.Координирует работу этой системы Центр информатизации образования«Информика» и отделение НЭС «Региональная информатика»
6. Оснащение системы высшей школытехническими средствами информатизации.
7. Информационная интеграция высшейшколы России в мировую вузовскую систему. Исключительно убедительным фактомдостаточно успешного решения этой проблемы является подготовка в основномсилами России и проведение в Москве (1-5 июля 1996 г.) II Международного Конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика». Национальныйдоклад России «Политика в области образования и новые информационныетехнологии», представленный Конгрессу, был самым глубоким иаргументированным документом среди всех национальных докладов других стран наКонгрессе. Во исполнение рекомендаций Конгресса в Москве в 1998 году созданИнститут ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. В 1996 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации приняло Решение оразработке новой единой Концепции информатизации сферы образования России.Выполнение этого решения было организовано приказом Минобразования России от 17декабря 1996 г. № 490, которым была утверждена межвузовская научно-техническаяпрограмма «Концептуальное, научно-методическое иинформационно-аналитическое обеспечение информатизации сферы образования»(шифр «КОНЦЕПТ-ИТ»). Необходимость разработки актуализированнойредакции Концепции была подтверждена приказом Минобразования России от 9 июля 1997 г. № 1472 «О разработке Концепции информатизации сферы образования».
На начало 1997 годав системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовойстатус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относилиськ предметной области информатизации высшего образования:
l Концепция системной интеграцииинформационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года);
l Концепция информатизации высшегообразования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.);
l Концепция развития сетителекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена31 марта 1994 г.).
После выхода в светэтих документов возник целый ряд факторов, которые требовали осмысления идальнейшего развития, а также пересмотра ряда положений вышеназванныхконцепций. Среди этих факторов наиболее значительными являлись следующие:
l в августе 1996 года создано единоеМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации (набазе упраздненных Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ повысшему образованию);
l за последние годы реформированияобразования в России и в других странах мира рассеялся ряд иллюзий и появилсяпрактический опыт информатизации образовательного процесса, как положительный,так и отрицательный;
l за последнее десятилетие сфераобразования России значительно продвинулась в части интеграции в мировоеобразовательное пространство;
l определились в значительнойстепени, по крайней мере на ближайшие несколько лет, основные направленияважнейших составляющих новых информационных технологий (НИТ) общесистемного,базового и учебного назначения;
l накоплен и подвергся осмыслению, втом числе и на международном уровне, значительный и полезный опыт использованияинформационных технологий (ИТ), как в общем, так и в профессиональномобразовании.
В 1998г. эти идругие факторы легли в основу Концепции информатизации сферы образованияРоссийской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарномзаседании секции № 8 «Информационные технологии в образовании инауке» в рамках Первого международного конгресса-выставки«Образование — 98» (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов иприоритетов развития информатизации сферы образования России в условияхкризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.
Этот документвключил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальниецели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышениекачества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народногохозяйства страны высококвалифицированными кадрами.
Предварительнаяредакция Концепции, разработанная в ГосНИИ системной интеграции, быларассмотрена 26 сентября 1997 года на заседании Рабочей группы, в состав которойпо решению Минобразования России от 2 сентября 1997 г. вошли специалисты и эксперты, представляющие основные структуры системы образования России.
Одним из основныхнаправлений информатизации образования стало создание и развитие системыдистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Второммеждународном конгрессе «Образование и Информатика: политика в областиобразования и новые технологии», созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве сРоссийской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитиеПостановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционномуобучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФутвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии воба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционногообучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного)образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 ираспоряжение №985-24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе ихиспользования.
Дальнейшемуразвитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис,который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессахинформатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и дажелокальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программыинформатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откупсамих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты,внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.
Анализ различныхдокументов этого периода позволяет сделать следующие выводы:
l федеральные документы (Программаинформатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 г.г., 1993; Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998) не далиоснований и механизмов для реализации федеральной политики на региональномуровне;
l регионы считали, что наблюдалсяпериод нестабильности управленческого звена на федеральном уровне, с учетомрасширившихся компетенций местных органов управления образованием (субъектовФедерации и муниципальных), центр тяжести в управлении процессами, протекающимив системе образования, постепенно смещался на региональный уровень;
l со стороны регионов считалось,наблюдалась ситуация «безвластия» и «вседозволенности» всистеме общего образования при отсутствие инструктивно-методической поддержкифедерального центра;
l регионы считали, что имеласьнеобходимость создании регионального нормативного правового«коридора», являющегося своеобразным регулятором процессовинформатизации образования.
Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленнойдеятельности по информатизации образования. С этого времени финансированиепринимает конкурсный характер.
В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основныемероприятия проекта «Компьютеризация сельских школ — 2001». Вразвитие проекта Минобразованием России подготовлена и утвержденаПостановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП «Развитие единойобразовательной информационной среды на 2001 — 2005 годы» (РЕОИС). В нейпредусматривается комплексное решение: обеспечение УО современнымиаппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающейдоступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники,повышение соответствующей квалификации работников образования, разработкаэлектронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогамобучаться, а лучшим педагогам — обучать.
В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. — мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования поконкурсам 2003 года.
На этом этапеосновными являлись следующие направления информатизации образования:
l Подготовка кадров дляинформационного общества
l Развитие электронных образовательныхресурсов
l Компьютеризация и коммуникационноеобеспечение образования
l Поддержка региональных программинформатизации
l Развитиеинформационно-коммуникационных технологий управления образованием
ПрисоединениеРоссии в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественнойсистемы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее вмировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации.Одним из главных направлений модернизации отечественного образования являетсяего информатизация, которая на современном этапе развивается по следующимчетырем основным направлениям:
l Оснащение образовательныхучреждений современными средствами информатики и использова-ние их в качественового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повыситьэффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашейстране название педагогической информатики. Начавшись с освоения ифрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическаяинформатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы иорганизационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоватьсяповсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразиеобразовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в среднейшколе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательныхучреждений современными средствами информатизации.
l Использование современных средствинформатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационнойподдержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступапедагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своейстране, так и в других странах мирового сообщества.
l Развитие и все более широкоераспространение дистанционного образования — нового метода реализации процессовобразования и самообразования, позволяющего существенным образом расширитьмасштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа всебольшей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других странмирового сообщества.
l Пересмотр и радикальное изменениесодержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительнымразвитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируютсяне только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовкуучащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новоймодели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриальногоинформационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых дляэтих условий личных качеств и навыков. [3]Современное состояние проблемы и пути еерешения
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект«Образование»[8]. Направления, основные мероприятия и параметрыприоритетного национального проекта «Образование» были утвержденыпрезидиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализацииприоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основнымимероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сетиИнтернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сетиИнтернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждениякомпьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиямии оборудованием.
Если техническоеоснащение школ в настоящее время находится на приемлемом уровне, то этогонельзя сказать об обеспечении образовательных учреждений ПО. На сегодняшнийдень, основные проблемы, стоящий перед образовательными учреждениями, в областипрограммного обеспечения выглядят следующим образом:
l Малое количествоспециализированного ПО для управления учебным процессом
l Все существующее на сегодняшнийдень ПО для управления учебным процессом — коммерческое
l Современное ПО не охватывает веськласс задач, которые приходится решать, при управлении учебным процессом, оно,как правило, узко специализировано.
Анализ современныхнаправлений развития процесса информатизации образования показывает [4], чтоего рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического,социально-экономического и духовного развития общества представляет собойсложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему.Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянноевзаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержкаэтого взаимодействия со стороны государственной власти. [7]
Руководителюобразовательным процессом на любом управленческом уровне важно знать спецификустановления человека, на которую влияют как внутренние, так и внешниеустановки. Немаловажную роль в определении профессиональных приоритетов играети философское осмысление происходящего. Это подтверждает внезапно дарованнаянам свобода, ставшая следствием колоссального исторического опыта России.Именно она оказалась разрушительной по своим нравственным последствиям. [10]
Периодреволюционных преобразований общества, его глобальной переориентации сталмощным тормозом на пути прогресса. Качества, становящиеся все более персональнозначимыми и востребованными в современной социальной жизни и деятельности –инициативность, творчество, креативность, коммуникативность, гибкость мышления,диалогичность, умение делать выбор, умение поиска информации и активной работыс нею, личная ответственность, способность к смене позиций и видовдеятельности, адаптивность и т.д. – просто не предусмотрены традиционнойшкольной системой. Но многие коллективы нуждаются в конкретных указаниях дляорганизации своей работы, они страдают по общепринятым лозунгам и не понимают,что различия, привносимые в образование личными инициативами учащихся и ихродителей, должны сегодня иметь полное право на существование. Крутой перелом,требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себяответственности за собственные действия встречает немалое сопротивление вучительской среде. Педагог не готов к восприятию социальных изменений и расчетуграниц возможности своего участия в инновациях.
Между темобразование становится одной из ведущих сфер в структуре общественной жизни:происходит осознание роли образования как универсального инструментасоциализации, изменяются требования к системе образования как со стороныотдельно взятой личности, так и со стороны государственных институтов иобщества в целом. Включение в систему изменений является для педагоговпринципиально важным, что отнюдь не подтверждает практика работы большинстваобразовательных учреждений. Несмотря на активную пропаганду новаторских идей,имеющих эффективное продолжение в практической деятельности авторских и частныхшкол, большинство педагогических работников отдают предпочтение стереотипам.Идти проторенными путями легче, поэтому путешествие по новым дорогам кажутсясложным лабиринтом и частенько приводят в тупик. Нужно приложить достаточныеусилия, чтобы выбраться из него. Осознание непривычной ответственности засвободу выбора и множественность возможных перспектив пугает.
Педагогическиеработники, привыкшие выполнять социальный заказ с конкретными правиламивнешнего и внутреннего распорядка, значительно тормозят развитие российскогообразования. Эти осложнения вызваны негативным отношением к действительности, ипедагог, который всегда служил государству, становится его противником.Конечно, большую роль в процессе формирования образовательной политики играетматериальное положение учителя. Это неоспоримый факт, но нельзя, на мой взгляд,под эту проблему накручивать все направления организационно-педагогическойдеятельности, особенно содержание образования. Разве может педагог скрытьзнания от детей, если он получает меньше своего коллеги? Как определить объемвыдаваемого материала в финансовом эквиваленте? Однако агрессивность имеетместо быть. Учителя достаточно убедительно выдвигают аргументированные на ихсчет предположения: «Все делается с целью разрушения образовательнойсистемы. Нашему государству не нужны умные люди. Идет открытая война противинтеллекта.» [10] и т.п. Социальная напряженность стала оказыватьотрицательное влияние на различные проявления учителей. Ностальгическоенастроение по прошлому для некоторых оборачивается изменой профессиональномудолгу. Складывается впечатление, что педагоги вступили в борьбу противсобственного развития. На мой взгляд, эта борьба педагогов с обновлениемшкольной жизни, без всякого предъявления требований, уже является своего родабунтом.
Однако далеко некаждый педагог способен строить свою практическую деятельность на основесамостоятельного выполнения государственных установок и удовлетворенияобщественных запросов населения на образовательные услуги. Отсутствиестремления создать новые отношения между всеми участниками педагогическогопроцесса приводят к абсолютному исключению из практики демократичного поведенияв школе. Социальное пространство за пределами школы резко отличается отобразовательной среды. Жизнь учит одному, школа – другому.
В редких случаяхиспользуются компьютерные технологии и проектная деятельность; в исключительных– семейное образование и экстернат; в ряде случаев внедряются гимназические илицейские программы, заключаются договоры о совместной деятельности с высшимиучебными заведениями. Именно такие школы мы называем инновационными, несмотряна то, что современное общество заставляет выбирать для данного направленияработы более яркие краски. Так, может быть, не зря государство так нерешительнопо отношению к учителям. Негодование педагогических работников по вопросаморганизации профильного обучения, внедрения в систему оценивания качествазнаний формы единого государственного экзамена, активизации использования вшколах инновационных программ значительно замедляет включение в эти процессыучащихся и их родителей.[10]
Современная Россияпредъявляет новые требования к качественному уровню управления системойобразования, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения.Это в полной мере относится ко всем типам и видам образовательных учреждений.Подходить со старыми мерками к новым явлениям в образовательной политикесовершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватнымобразом отражающая перемены в образовательной сфере. Сегодня очевидно, что вкаждом коллективе педагоги должны четко понимать миссию своей школы. Ведь времядля кого-то ярко выраженной, а для кого-то почти незаметной конкуренцииопределило, что каждая школа должна иметь свое лицо.
Глава2. Организация управления учебным процессом на основе системы дистанционногообучения Moodle
На сегодняшний деньсуществует множество систем, призванных облегчить работу учителям и школьнойадминистрации. Большинство из них распространяются на коммерческой основе. Внашем исследовании мы отдаем предпочтения системе дистаниционного обучения Moodle(в дальнейшем СДО Moodle) по следующим причинам:
· Она имеет открытый исходный код,который распространяется по лицензии GPL (это означает, что ее можно распространять бесплатно)
· Она не ориентирована на конкретнуюсистему образования, ее можно настроить под любую форму организации учебнойдеятельности
· Ее можно использовать в любомучебном заведении (как в школе, так и в ВУЗе, или специализированном учебномзаведении)
· Она кроссплатформенна (работает налюбой операционной системе).
Однако, несмотря навсе эти достоинства, СДО Moodle нуждается в доработках, для того чтобы лучшеподходить к современным условиям системы образования в России. Для этого в 2006-мгоду была начата разработка проекта «Электронный деканат». В 2007-мгоду была закончена его первая версия, которая успешно работает в ЦОТО «Технологииобучения» до сих пор. На текущий момент, заканчивается работа над второйверсией. Ниже представлен подробный обзор как СДО Moodle, так идополнительных плагинов к ней, а также модуля «Успеваемость»,обрисованы перспективы развития системы в целом.
Обоснование выбора СДО Moodle как базовой системы для управления учебнымпроцессом в средних общеобразовательных учебных заведениях
Moodle — этопрограммный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet.Это постоянно развивающийся проект, основанный на теории социальногоконструктивизма.
Moodleраспространяется бесплатно в качестве программного обеспечения с открытым кодом(Open Source) под лицензией GNU Public License. Это значит, что Moodleохраняется авторскими правами, но и Вам доступны некоторые права. Вы можетекопировать, использовать и изменять программный код по своему усмотрению в томслучае если вы согласны: предоставлять код другим, не изменять и не удалятьизначальные лицензии и авторские права и использовать такую же лицензию на всюпроизводную работу.
СДО Moodleможет быть установлена на любом компьютере, поддерживающем PHP, а также базыданных типа SQL (например, MySQL).
Она может бытьзапущена на операционных системах Windows или Mac и многих разновидностях Linux(например, Red Hat или Debian GNU).
Слово Moodle – этоаббревиатура от понятия Модулярная Объектно-Ориентированная ДинамическаяОбучающая Среда, которая наиболее полезна для программистов и теоретиков. Этотакже может быть и глаголом, который означает процесс медленного продираниясквозь дебри, изучения чего-либо по мере его появления, исправление своих ошибок,которое впоследствии ведет к развитию интуиции, сообразительности и творческихспособностей. По существу, обе эти трактовки подходят, учитывая то, какразрабатывался этот проект и то, что учителя и студенты смотрят на вопросон-лайн образования по-разному [11].История возникновения
Moodle — этодействующий и постоянно развивающийся проект. Разработка данного проекта быланачата Мартином Дугиамасом (Martin Dougiamas), который и на текущий моментруководит проектом:
«Я работал надэтим проектом в том или ином направлении в течение нескольких лет. Проектстартовал в 90-х гг., когда я был web-мастером в Технологическом университетеим. Дж. Картина (Curtin University of Technology) и администратором сайта подуправлением WebCT. Мне пришлось столкнуться с различными проблемами этойсистемы, и я не мог успокоиться. Должно существовать другое, лучшее решение (ноне Blackboard)
Я знаю много людейиз школ и небольших институтов (а так же и из больших) которые хотели бы болееэффективно использовать интернет, но не знают, как это сделать в лабиринтесуществующих технологий и педагогических методов. Я всегда надеялся, чтопоявится альтернативная и свободно распространяемая система, которая даст этимлюдям возможность перенести свои педагогические умения в on-lіne.
Моя вера внедооцененные способности онлайн-образования заставили меня устроиться наработу в фирму „Masters“, а потом и в „PhD in Education“,смешивая мою карьеру разработчика в компьютерной сфере с новоявленными знаниямио природе обучения и совместной работе. В частности, на меня повлиялаэпистемология (раздел философии, изучающий основания знания) общественногоконструктивизма – который не только обогащает понятие обучение как общественнуюдеятельность, но и заостряет внимание на информации, которую мы получаем в ходесоздания артефактов (например, текстов) для других людей. Наиболее важно дляменя то — чтобы это программное обеспечение было наиболее простым виспользовании, а для этого оно должно быть основано на интуиции настолько,насколько это возможно. Я зациклен на продолжении своей работы над Moodle и насохранении его общедоступным. Я глубоко убежден в важности дистанционногообучения и Moodle – главный способ в реализации моих идей.» — Мартин Дугиамас. [13]
Множество ранеесозданных прототипов были отвергнуты, прежде чем Мартин вопреки всем ожиданиямвыпустил версию 1.0 20-го августа 2002 года. Это версия имела отношение куглубленным курсам университетского уровня и изучала предмет анализа природысовместной учебной деятельности участников в маленьких группах. С того временибыло добавлено много усовершенствований, новых возможностей, улучшеноисполнение проекта в целом. Так как Moodle расширяется, все больший вкладвносится в различные сферы обучения. Например, Moodle сейчас используют нетолько в университетах, но и в колледжах, училищах, школах, некоммерческихорганизациях, различных фирмах. Его также используют родители и учителя, невыходя из дома. Число людей по всеми миру, которые способствуют развитиюMoodle, растет с каждым днем.
Очередная возможностьпроекта Moodle – это moodle.org, который занимает центральное место вобсуждении той или иной информации пользователями Moodle, среди которыхадминистраторы, преподаватели, исследователи и, конечно же, разработчики. Такжетак и Moodle, этот сайт всегда направлен на удовлетворение потребностей егопользователей и всегда будет доступен для всех. В 2003 году была запущенакомпания moodle.com для обеспечения поддержки пользователей, предоставлениясправок и др.Философия Moodle
Дизайн и разработкаMoodle направляются особой философией обучения, на которую можно вкратценазвать «педагогика социального конструкционизма» (socialconstructionist pedagogy). В этом разделе мы поясним основные четыре концепцииэтого понятия.
Если эти концепциидля вас являются новыми, они могут оказаться сложны для понимания с первогопрочтения. Всё, что мы можем сделать для вас — посоветовать читать ихвнимательно, соотнося читаемое со всем вашим опытом попыток изучать что-либо.Конструктивизм
Люди«конструируют» для себя новые знания в процессе взаимодействия сокружающим миром.
Всё, что вычитаете, видите, слышите, ощущаете и трогаете, сравнивается с ранее полученнымзнанием. Если это как-то с вашим знанием соотносится, могут быть достроеныновые фрагменты знания, которые и останутся с вами. Знание укрепляется, еслиего удаётся успешно применять и в других ситуациях. Вы не просто хранилищепамяти, пассивно впитывающее информацию, и знание не может быть полученонепосредственно чтением или прослушиванием.
Это не значит, чтоВы не можете узнать что-либо, почитав веб-страницу или послушав лекцию. Конечноможете. Просто необходимо подчеркнуть, что при обучении имеет место большеинтерпретация, нежели простая передача информации от одного мозга к другому.Конструкционизм
Конструкционизмутверждает, что обучение особенно эффективно, когда учащийся в процессеобучения формирует что-то для других. Это может быть что угодно, отвысказывания утверждения или написания сообщения в интернет до болеекомплексных произведений, таких как картина, дом или пакет программ.
Например, вы можетепрочесть эту страницу несколько раз, и всё равно на завтра ничего не помнить.Но если вы попытаетесь объяснить эти идеи кому-нибудь другому своими словамиили изготовить слайд-презентацию, объясняющую эти концепции, могугарантировать, Вы лучше поймёте их и лучше интегрируете в свои собственныеидеи. Вот почему люди делают конспекты во время лекций, даже если никогда нечитают их потом.Социальный конструктивизм
Это понятиерасширяет вышепредставленные идеи до группы, члены которой формируют что-то длядругих, работая совместно, и создавая тем самым «малую культуру»разделяемых участниками группы предметов и смыслов. Когда кто-то погружается вподобную культуру, он попадает в непрерывный и многоплановый процесс обучениятому, как «быть» в этой культуре.
Возьмём в качествепростого примера такой объект, как чашка. Этот предмет может использоваться длятысячи разных целей, но его форма сама по себе уже даёт некоторого рода«знание» об удержании жидкостей. Более сложный пример – онлайн-курс.Здесь не только «формы» инструментария указывают на то, как долженработать такой курс, но и тексты, созданные группой, и сама происходящаядеятельность, в целом будут помогать формированию того, как каждый участниккурса действует внутри группы.Вовлечённое и отвлечённое
Эта концепция — чуть более глубокое исследование мотивации поведения участников в дискуссиях.«Отвлечённое» поведение – это когда кто-то старается оставаться«объективным» и «опираться на факты». Он имеет склонностьзащищать собственные соображения, используя логику для нахождения слабых мест всуждениях оппонента. «Вовлечённое» поведение представляет собой болееэмоциональный подход, допускающий субъективность. При этом человек стараетсяслушать и задавать вопросы для понимания других точек зрения.«Сконструированное» поведение – это когда человек способениспользовать оба подхода, и выбирает какой-либо из них в зависимости от текущейситуации.
В целом, здоровоеколичество вовлечённого поведения внутри сообщества учащихся – это мощныйстимул обучению, поскольку оно не только объединяет людей, но способствуетвозникновению более глубоких реакций и переоценке ранее сформировавшихсяубеждений.
Обдумывание этихвопросов поможет вам больше обращать внимание на то, какой опыт мог бы бытьполезен для учебы с точки зрения учащегося, и меньше зацикливаться на обычнойпубликации материалов, которыми ученики должны овладеть, и последующимпроставлении оценок. Также это поможет вам понять, как каждый участник курса можетбыть столь же учителем, сколь и учащимся. Как учитель, вы сможете перестатьбыть просто «источником знаний» и превратитесь во вдохновителя,ролевую модель культуры класса, связываясь с учащимися в индивидуальном порядкеи работая с их личными потребностями, одновременно с этим направляя дискуссии идеятельность всей группы учащихся к достижению ваших общих учебных целей.
Безусловно, Moodleне навязывает такой тип поведения, но всё же именно этот тип поведения Moodleподдерживает лучше всего. Это то, на что Moodle нацелен. В будущем, по мерестабилизации технической инфраструктуры Moodle, дальнейшие нововведения вобласти «педагогической поддержки» станут основным направлением вразвитии системы Moodle. [12]Возможности СДО Moodle
Moodle являетсяактивно развивающимся продуктом. В этом разделе будут рассмотрены тольконекоторые из многих возможностей, которыми обладает данная СДО.Общий дизайн
· При проектировании Moodle особоевнимание уделяется следующим принципами:
· Продвижение педагогики социальногоконструкционизма (сотрудничество, активное обучение, критическая рефлексия ипр.).
· Поддержка различных подходов кобучению: дистанционное, смешанное, очное.
· Простой, интуитивно понятный,эффективный, кросс-платформенный интерфейс в окне браузера.
· Простая установка на большинствоплатформ, поддерживающих PHP.
· Совместимость с большинствомшироко используемых баз данных.
· Список курсов содержит описания идоступен любому пользователю.
· Курсы структурируются покатегориям. По ним можно производить поиск. Один сайт может содержать тысячикурсов.
· Существенное внимание уделяетсявопросам безопасности. Все формы и вводимые данные проверяются, cookiesшифруются и т.п.
· Для большинства текстовых областей(ресурсы, сообщения форумов и т.п.) используется встроенный WYSIWYG HTMLредактор.Управление сайтом
· Сайт управляется администратором.
· Основные настройки сайтаопределяются в процессе установки, но могут быть легко изменены и в будущем.
· Для изменения настроек сайтаиспользуется удобный блок Администрирование.
· Подключаемые модули«тем» дают администратору широкие возможности по изменению внешнеговида сайта.
· С помощью дополнительных модулейможно легко расширить возможности сайта.
· Подключаемые языковые пакетыпозволяют сделать перевод на любой язык. Редактирование перевода осуществляетсяс помощью встроенного веб-редактора. На данный момент перевод осуществлен болеечем на 70 языков мира.
· Весь код написан на языке PHP подоткрытой лицензией GPL, что позволяет легко адаптировать систему под своинужды.Управление пользователямиОбзор
· Основная цель: свести действияадминистратора по управлению пользователями к минимуму. Сохранив при этомвысокий уровень безопасности.
· Поддерживается большое количествомеханизмов аутентификации за счет использования плагинной архитектуры. Темсамым обеспечивается простота интеграции с внешними системами.
· Стандартная e-mail аутентификация:пользователи сами создают себе учетные записи. E-mail адрес проверяется путемотсылки на него письма с подтверждением регистрации.
· LDAP аутентификация производитсячерез LDAP сервер. Обладает гибкими настройками используемых полей.
· IMAP, POP3, NNTP: аутентификацияпроизводится через почтовый или новостной сервер. Поддерживается SSL,сертификаты, TLS.
· Внешняя БД: любая база данных,содержащая, как минимум, два поля может выступать в качестве внешнего источникааутентификации.
· Пользователи имеют широкиевозможности по заполнению своего профиля. При необходимости e-mail адреса могутбыть защищены от показа.
· Администратор имеет возможностьгибко управлять полями профиля: добавлять, защищать от изменений и т.п.
· Каждый пользователь может указатьсвою временную зону. Эти настройки будут учитывать при отображении любых дат врамках системы (например, даты отправки сообщений, сроки сдачи заданий и т.п.).
· Каждому пользователю может бытьпредоставлена возможность выбора языка, на котором ему будет отображатьсяинтерфейс системы.Запись на курсы
· Учителя могут устанавливать длясвоих курсов так называемые «кодовые слова» для предотвращениядоступа к курсу посторонних участников. Учителя могут сообщить кодовое словосвоим учащимся лично, по e-mail или каким-нибудь другим способом.
· Учителя могут записывать учащихсяна курс вручную, если это необходимо.
· Учителя могут вручную отчислятьучащихся с курса, если это необходимо. Кроме того, администратором может бытьзадан период, по окончании которого, если учащийся не заходил в курс, он будетавтоматически отчислен.
· Плагинная архитектура методовзаписи позволяет создавать и подключать произвольные процедуры записи на курс.
· Каждый пользователь имеет всегоодну учетную запись в системе, но при этом может иметь разные уровни доступа ккурсам.
· Метакурсы предоставляют удобноесредство автоматической синхронизации подписок пользователей. Список участниковметакурса наследуется из других курсов, связанных с данным метакурсом.Роли
· Система ролей является мощнымсредством наделения пользователей различными правами на разных уровнях иерархииконтекстов (Система-> Категория курса->Курс->Элемент курса).
· Роли определяются администраторомсайта. Они представляют собой набор разрешений для всех возможностей системы(например, Разрешить отвечать на сообщения в форуме, Запретить создавать темыфорума и т.п.).
· Существует набор предустановленныхролей (права которых все равно могут быть отредактированы): администратор,создатель курсов, учитель, учитель без права редактирования, учащийся, гость.
· Создатель курсов может создаватькурсы, редактировать содержимое и обучать.
· Учитель может редактироватьсодержимое курсов и обучать в них.
· Учитель без права редактированияможет только обучать в курсе.
· Учащийся может обучаться в курсе.
· Гость имеет минимальные правапросмотра некоторых элементов курса.Управление курсомОбзор
· Учитель имеет полный контроль надкурсом: изменение настроек, правка содержания, обучение.
· В стандартную поставку включеныследующие форматы курсов: календарь, структура, сообщество (форум), SCORM.Благодаря плагинной архитектуре любой формат курса может быть создан иподключен к системе.
· Для каждого курса может бытьвыбрана своя тема отображения.
· Каждый курс может включать большойнабор различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы,анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM объекты. Благодаряплагинной архитектуре любой элемент курса может быть разработан и подключен ксистеме.
· В рамках курса могут бытьзагружены файлы, доступ к которым смогут получить только участники курса.
· Большой набор блоков (календарь,последние новости, наступающий события и т.п.) расширяет функциональность иудобство использования системы. Благодаря плагинной архитектуре любой блокможет быть разработан и подключен к системе.
· Учащиеся и учителя могут бытьзаписаны в несколько групп и groupings (потоков). Группы позволяют разделитьактивность пользователей в рамках элементов курса. Groupings (потоки) позволяютотображать некоторые элементы курса только для определенных объединенийучастников.
· Блок и страница последних действийпозволяют в удобном виде вывести для вас все изменения в курсе с вашегопоследнего входа в систему.
· Содержимое большинства текстовыхобластей (ресурсы, сообщения форумов и т.п.) легко редактируется с помощьювстроенного WYSIWYG HTML редактора.
· Большинство элементов курса могутбыть оцениваемыми.
· Все оценки собираются в единыйжурнал, который содержит удобные механизмы для подведения итогов, создания ииспользования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.
· Создание собственных шкал даетширокие возможности для критериального оценивания результатов обучения.
· Мощная система учета иотслеживания активности участников курса позволяет в любой момент увидетьполную картину как об участии в курсе целом, так и детальную информацию покаждому элементу курса.
· Интеграция с почтой позволяетотправлять по e-mail копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей идругую учебную информацию.
· Благодаря функции резервногокопирования любой курс может быть сохранен как одиночный zip Файл и затемвосстановлен на любом сервере с Moodle.Ресурс
· Поддерживается отображение любогоэлектронного содержания: Word, Powerpoint, flash, видео, музыка и т.п. Все этоможет храниться как локально, так и на любом внешнем сайте.
· Файлы могут загружаться на сервери размещаться в курсе. Затем файлы можно архивировать, разархивировать,переименовывать, перемещать и т.п.
· Для структурирования файлов можносоздавать папки, которые также можно размещать потом на странице курса.
· С помощью WYSIWYG HTML редактораможно создавать веб-страницы и размещать их в курсе.
· На странице курса можно размещатьссылки на внешние веб приложения и передавать данные в них.
· MP3 аудио-файлы отображаются ипроигрываются с помощью flash-плеера.Лекция
· Лекция представляет собойпоследовательность страниц, которые могут отображаться линейно, какпрезентации, нелинейно с ветвлениями или условными переходами между страницами,либо комбинировано с использованием обоих вариантов.
· В лекцию могут быть добавленывопросы, правильность ответа на которые может быть связана с условнымипереходами между страницами.
· Страницы с вопросами могут бытьследующих типов: множественный выбор, верно-неверно, числовой ответ, короткийответ, эссе.
· Возможны различные вариантыначисления баллов и выставления оценки
· Страницы могут быть импортированыиз презентации PowerPoint. Страницы с вопросами могут быть импортированы изразличных форматов.
· Можно настраивать количествопопыток учащихся, временные ограничения, минимальные баллы.
· Содержимое страниц хранится вформате HTML и может быть отредактировано встроенным WYSIWYG редактором.
· Учащемуся могжет отображатьсяиндикатор выполнения, полученные на данный момент баллы.
· Возможны различные ограничения надоступ к лекции: пароль, времнные ограничения и т.п.Глоссарий
· Это один из тех модулей, которыеочень хорошо иллюстрируют, как Moodle может дополнить и расширить возможноститрадиционного очного обучения.
· Когда учащийся размещаетрезультаты своей деятельности на общее обозрение (например, как в глоссарии),он прикладывает больше усилий, получает лучший результат, а соответственно ибольший опыт.
· Участники могут создавать иподдерживать список определений, похожий на словарь, энциклопедию и т.п.
· Записи учащихся пере опубликованиемогут быть предварительно просмотрены учителем.
· По записям можно производить поиски перемещение, используя алфавит, категории, даты и имена авторов.
· Если какой-нибудь из терминовглоссария встретится в тексте в любом месте курса, он может быть автоматическипреобразован в ссылку на этот термин.
· Записи глоссария можноструктурировать по категориям.
· Участники могут комментироватьзаписи глоссария.
· Записи можно оценивать по любойопределенной учителем шкале.
· Записи глоссария можно легкоэкспортировать и импортировать в формате xml.
· По записям глоссария можнопроизводить поиск.
· Существует несколько форматовотображения записей.База данных
· Расширяет возможности глоссария –позволяет определять произвольную структуру записей.
· Поддерживаются следующие типыполей: дата, картинка, меню, меню (выбор нескольких), переключатели, ссылка,текстовая область, текстовое поле, файл, флажки, число, широта/долгота.Благодаря плагинному механизму можно разрабатывать новые типы полей.
· Записи могут просматриваться вдвух режимах: «Просмотр списка» и «Просмотр по однойзаписи».
· Учитель может определять разметкурежимов просмотра.
· Набор полей и настройки режимовпросмотра можно сохранить как предустановку. Предустановки можно распространятькак в рамках одного сайта, так и между сайтами с Moodle.
· По записям возможен поиск.
· Записи можно экспортировать иимпортировать.
· Участники могут комментироватьзаписи в базе данных.
· Записи можно оценивать по любойопределенной учителем шкале.
· Учитель может определять различныеограничения по работе с БД: временные промежутки просмотра, добавления записей,ограничения на минимальное и максимальное количество записей.Тест
· Учитель составляет базу тестовыхзаданий, которые потом могут использоваться в различных тестах.
· Тестовые задания можно структурироватьпо категориям для более удобной работы.
· Категории можно делать доступнымина разных уровнях. Иерархия уровней выглядит следующим образом: Элементкурса->Курс->Категория курса->Система.
· Большинство тестовых заданийоцениваются автоматически. При изменении задания, тест может быть переоценен.
· Учитель может определять различныеограничения по работе с тестом: начало и конец тестирования, задержки повремени между попытками, количество попыток, пароль на доступ, доступ только сопределенных сетевых адресов.
· Учитель может настраиватьколичество попыток для сдачи теста, указывать комментарии как к отдельнымответам, так и ко всеми тесту в зависимости от различных условий.
· При выполнении последующих попытокмогут учитываться предыдущие варианты ответов. В рамках одной попытки учащиесямогут выполнять тест в несколько подходов.
· Как тестовые задания, так иварианты ответов могут автоматически перемешиваться при каждой новой попытке.
· Как вопросы, так и вариантыответов могут содержать HTML, картинки и пр.
· Вопросы можно экспортировать иимпортировать в различных форматах.
· Учитель может получить подробнуюинформацию об ответах учеников и затрачиваемом ими времени.
· Существует возможностьстатистического анализа выполнения тестовых заданий.
Поддерживаютсявопросы следующих типов:
1) В закрытой форме (множественныйвыбор): предоставляет возможность выбора одного и нескольких вариантов. Ккаждому варианту учителем может быть указан комментарий, который отобразитсяученику после ответа.
2) Короткий ответ.
3) Числовой: принимается ответ в видечисла с определенной погрешностью, также можно предоставить возможность ответав различных единицах измерения.
4) Вычисляемый: текст вопросаформулируется как шаблон, для него формируется определенный набор значений,которые будут автоматически подставляться. На основе заданной формулы и этихзначений формируется правильный ответ. Таким образом, каждому ученику будетотображен вопрос со своими числовыми значениями и, соответственно, своимправильным вариантом ответа.
5) На соответствие.
6) Верно/Неверно.
7) Эссе: предполагает текстовый ответученика в свободной форме. Оценивается учителем.
8) Вложенные ответы: текст вопросасодержит поля, в которых учащийся должен ввести или выбрать ответ.
9) Случайные вопросы: на местослучайных вопросов в тесте ученику при каждой новой попытке будут случайнымобразом подставляться вопросы из выбранной категории.
· Благодаря плагинному механизмуможно создавать и подключать свои типы вопросов.Задание
· Задание предполагает ответучащегося в виде текста, файла, нескольких файлов или вне сайта.
· Для задания указываетсямаксимальная оценка или шкала оценивания.
· Выполнение задания может бытьограничено по времени.
· Учитель может разрешить ученикамотвечать после окончания срока выполнения. В этом случае учителю будетотображаться информация о просроченных ответах.
· Учитель может выставлять оценки иуказывать комментарии как индивидуально, так и на одной странице для несколькихучеников.
· Комментарий учителя будет отображатьсяучащемуся под оценкой и может быть отправлен по e-mail.
· Учитель может разрешить повторнуюотправку ответа после того, как оценка была выставлена. Таким образом можноорганизовать итеративный режим работы с заданием.Форум
· Доступны различные типы форумов:новостной, стандартный форум для общих обсуждений, простое обсуждение, каждыйоткрывает одну тему, Вопрос-Ответ.
· Все сообщения содержат картинкуучастника.
· Дискуссии можно просматривать вразных режимах отображения: древовидно, плоско.
· Участникам может быть разрешеноиндивидуально управлять подпиской на каждый форум или учитель можетпринудительно подписать всех.
· Учитель может запретить отправкусообщений в форум (например, используя форум только как рассылку новостей).
· Дискуссии можно перемещать междуразличными форумами.
· Для форума может использоватьсяоценивание по произвольной шкале, при этом оно может быть ограниченноопределенным временным промежутком.Чат
· Позволяет организовать синхронноетекстовое взаимодействие между участниками.
· Поддерживает смайлики, HTML,картинки и т.п.
· При включенных математическихфильтрах позволяет использовать формулы.
· В окне чата отображаются картинкииз профилей пользователей.
· Все чат-сессии могут бытьсохранены для последующего просмотра.Опрос
· Может быть использован дляголосования или сбора мнений по какому-либо вопросу.
· Учитель видит результаты в видеинтуитивно понятной таблицы.
· Учитель может гибко настроитьпросмотр результатов учащимися.Анкета
· Встроенные анкеты (COLLES, ATTLS)- это хорошо зарекомендовавший себя инструмент для анализа он-лайн классов.
· Всегда доступны подробные отчеты сбольшим количеством диаграмм. Данные могут быть загружены в виде документаExcel или CSV файла.
· Интерфейс анкет не допускаетчастичного заполнения.
· Учитель может оставить комментарийдля учащегося о его результатах по сравнению со средними показателями другихучастников.Wiki
· Wiki — это веб-страница, которуюможет добавить и редактировать кто угодно.
· Старые версии страниц сохраняютсяи могут быть легко восстановлены.
· Wiki позволяет организоватьсовместную работу над документами и тем самым обучение в сотрудничестве.Семинар
· Позволяет проводитьмногопозиционное многокритериальное оценивание работ.
· Учитель может управлять процессомоценивания и оценивать сам процесс.
· Поддерживает широкий спектр шкалоценивания
· Учитель может предоставить образецработы для того, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в оценивании.
Выбор системыдистанционного обучения Moodle дляпостроения системы для управления учебным процессом в среднейобщеобразовательной школе может быть обоснован со следующих позиций:
· Использование всей полнотымультимедиа возможностей современных интернет-технологий для обучения
· Поддержка новейших web-технологий(таких как AJAX)
· Бесплатность распространения
· Модульность — функциональностьсистемы может быть легко расширена без ущерба для ее стабильности
· Приспособляемость к любыморганизационным формам и методам обучения.Принципы и результаты разработки системы «электронныйдеканат»
информатизацияучебный процесс moodle школа
Проект «Электронныйдеканат» был создан для того, чтобы расширить функциональность СДО Moodle,и адаптировать ее к существующей российской системе образования.О проекте
Free Dean's Office(Электронный деканат) — это модуль для среды дистанционного обучения Moodle,который добавляет возможность управления процессом обучения, типичным дляроссийских школ, колледжей и ВУЗов. Free Dean's Office позволяет оперироватьтакими объектами, как «Предмет», «Дисциплина»,«Группа», «Семестр», «Учебный план на семестр»,«Итоговые оценки по дисциплинам», «Расписание очныхзанятий». [1]
Free Dean's Officeявляется свободным программным обеспечением и распространяется под лицензиейGNU GPL.
В настоящее времясуществуют две ветки Электронного деканата:
· 1.x Продукт находится в стадиирелиза и уже два года используется в нескольких учебных заведениях. Развиваетсяв режиме заказной разработки компанией ООО «Открытые технологии».Распространяется на условиях лицензии GNU GPL в составе контракта натехническую поддержку или доработку.
· 2.x Продукт находится в стадииактивной разработки. Активную поддержку проекту оказывают ГОУ Центр образования«Технологии обучения» и ряд других организаций. На текущий моментявляется модульной платформой для реализации любой бизнес-логики путемдобавлениям плагинов. Разрабатывается как публичный проект на сайтеhttp://sourceforge.net/projects/freedeansoffice/ и распространяется по лицензииGNU GPL.Сведения об условияхэксплуатацииТребования к квалификации персонала
Для обслуживаниясистемы требуются следующие специалисты:
l Системный администратор,обладающий навыками администрирования операционной системы GNU/Linux исопутствующих приложений, включая веб-сервер Apache и базу данных MySQL.
l Инженер-программист, знакомый сархитектурой СДО Moodle.
l Администратор учебной площадки,обладающий навыками управления курсами и пользователями в СДО Moodle.
Для управленияучебным процессом пользователь должен обладать следующими навыками:
l Основными навыками оператора ПК ипользователя сети Internet
l Навыками работы в стандартномофисном пакете
Для обучения накурсе пользователь должен обладать основными навыками пользователя ПК и сетиInternet.Требования к техническому обслуживанию
При эксплуатации,для обеспечения устойчивой работы системы, необходимо соблюдать следующиеограничения:
l На каждый гигабайт доступнойвеб-серверу оперативной памяти на сервере, должно приходиться не более 50одновременно работающих пользователей или не более 5 конкуретных(обрабатываемых одновременно) пользовательских запросов.
l Загрузка процессора по статистикеутилиты top не должна на продолжительное время превышать 30%. Рекомендуетсяиспользование многопроцессорной (двух- и более) архитектуры.
l На жестких дисках, на которыхразмещены базы данных и пользовательские файлы moodle, объем свободногодискового пространства не должен быть меньше 10% и 1 GB.
l Для обеспечения приемлемоговремени отклика на запросы пользователя средняя загрузка канала подключениясервера к сети Internet не должна превышать 10%.
В случае превышенияуказанных ограничений рекомендуется провести модернизацию оборудования илипереход к кластерной архитектуре веб-сервера.
Также рекомендуетсярасположить все системные данные на отказоустойчивых дисковых массивах сизбыточностью не менее чем в 1 диск и регулярно проводить резервноекопирование. Кроме того, рекомендуется оснастить сервер резервным блокомпитания и подключить источник бесперебойного питания.Требования к защите информации от несанкционированногодоступа
Все основныедействия в системе должны быть доступны только авторизованным пользователям.
Доступ к функциямпреподавателей и студентов должен предоставляться только членам учебных групп,преподавателям и студентам соответственно.
Доступ к функциямоператора предоставляется на основе встроенной в СДО Moodle системыраспределения полномочий.Структура и типымодулей freedeansoffice.
«Электронныйдеканат» представляет собой платформу для разработки улучшений идополнений к СДО Moodle. Благодаря ей все плагины, написанные разнымиразработчиками будут иметь единый формат, и совместимы между собой. Это поможетскоординировать работу сообщества, а также облегчить процесс разработкиплагинов. Графическое представление структуры модулей дано в Приложении 1.Справочники
Каждой таблице вбазе данных соответствует один плагин storage. Каждый плагин должен включатьинсталляционный скрипт и описание xmldb для создания соответствующей таблицы вбазе данных при его установке. Если после выхода релиза, включая отладочныеверсии и версии для разработчиков меняется структура базы данных, версиясправочника должна быть изменена и для перехода между версиями объявленыоперации изменения структуры базы данных, по тем же правилам, как для модулейMoodle. При этом сам файл структуры БД, использующийся при инсталляции, долженсразу отражать текущую структуру базы данных.
Только вплагинах-справочниках может содержаться SQL-код. Поскольку по стандарту Moodle,все текстовые строки должны проходить обработку addslashes() в момент ихполучения, непосредственно перед вставкой данных в БД данные не обрабатываются,при выборке данных из БД, файлов, форм и других источников их необходимо сразуобработать addslashes().
Справочники могутсодержать переопределенные методы управления правами доступа, задающие политикидоступа к объектам данного справочника. Собственные методы справочника при этомработают вне политик управления доступом, а методами проверки прав доступа изсправочников пользуются плагины интерфейса и другие. В общем случае, еслиобъект приписан к структурному подразделению, то управлять им может толькоруководитель этого структурного подразделения.Рабочие процессы
Задают статусыобъектов, возможные переходы между ними, права доступа, разрешающие выполнятьпереход и действия, сопутствующие переходу.
Создаются для всехсправочников, использующих статусы. Имя совпадает с именем плагина storage,описывающего объект. Рабочие процессы управляют поведением остальных плагинов,реализуя некое подобие машины Тьюринга. Тем не менее, взаимодействие междуплагинами может быть реализовано и без использования модуля типа Workflow.Синхронизации
Этот тип плагиновслужит для реализации взаимодействия между СДО Moodleи Электронным Деканатом. Все вызовыфункций Moodle, а также обращения к стандартным таблицам Moodle должны бытьреализованы через плагины этого типа.
Действиясинхронизации могут инициироваться разными способами:
· прослушиванием событий. Это«дорогой» способ с точки зрения вычислительных ресурсов, применяетсяобычно когда важно избежать зависимости справочника от синхронизации, сделатьее необязательной.
· прямым вызовом методасинхронизации — эффективный способ, но увеличивает связность, применяется когдаслучай использования плагина без метода синхронизации признается маловероятным.
· прослушиванием событий Moodle.
· получением запросов из внешнихсистем.
· вызовом по расписанию.Интерфейсы
Интерфейсыпредназначены для взаимодействия с пользователем. Объем инструментов,отображаемой информации и возможных действий индивидуален для каждогопользователя и определяется на основании персональных полномочий.Библиотеки
Плагины этого типахранят дополнительные функции для работы с данными, которые могут понадобитсядругим модулям. Вся основная логика по обработке данных содержится здесь.Перспективыразвития
Поскольку проект «Электронныйдеканат» находится на текущий момент в стадии активной разработки, было быцелесообразно описать основные направления его дальнейшего развитияУнификация
Поскольку конечнойцелью развития проекта «Электронный деканат» является созданиеполноценной системы обучения, интегрированной с образовательным процессом любойроссийской школы, в настоящее время ведутся работы по максимальной унификациисфер его применения. Наша цель — внедрение этой системы во всех образовательныхучреждениях Российской Федерации.Электронный документооборот
Разрабатывающийся втекущее время плагин «Templater» (тип modlib) при должном развитии может перевести весь школьныйдокументооборот в электронный вид. Все отчеты, приказы, статистические данные,сводные таблицы и т. п. Смогут быть в будущем сгенерированы при помощи этогоплагина.Глобальный каталог курсов
При внедрениисистемы «Электронный деканат» в достаточном количестве школ и ВУЗовстанет возможным введение системы поиска по глобальному каталогу курсов. Припомощи нее учителя разных школ смогут обмениваться своими курсами с другимиучителями, обсуждать и улучшать их. Будет создана единая база данных учебныхкурсов по стране. На сегодняшний день аналогов такой системы нет ни в России,ни за рубежом.
Глава3. Экспериментальная апробация и проверка эффективности использования СДОMoodle для информатизации образовательного процесса
В этом разделе мырассмотрим результаты внедрения СДО Moodle, и системы «Электронный деканат» версии 1.2в государственном среднем общеобразовательном учреждении ЦО «Технологииобучения».
После внедрения СДОMoodle в процессобразования он изменился, по нескольким параметрам. Рассмотрим их более подробно.Изменение в образовательном процессе ивнедрение новых форм в обучение
Внедрение системыдистанционного обучения сделало возможным освоение новых организационных формобучения, а также сделало возможным реализацию новых подходов к подготовке учебно-методическихматериалов. Теперь их подготовка может осуществляться по принципам Open Source – то есть, как и в программировании, у людей нетнеобходимости множество раз решать однотипные простые задачи, и естьвозможность сосредоточить свое внимание на решении действительно важных задач.Решать какую-либо сложную задачу в составлении учебно-методических материаловтеперь нужно лишь в двух случаях:
· если эту задачу следует решитьлучшим способом
· если такая задача никогда никем нерешалась.
Во всех остальныхслучаях учитель имеет возможность воспользоваться опытом своих коллег.Новые подходы к подготовкеучебно-методических материалов
· Все учебные материалырасполагаются на сервере школы. Материал учебного курса доступен как всемучителям, так и ученикам, подписанным на этот курс.
· Все учебные курсы, постоянноразвиваются. Поскольку курс не требуется составлять каждому учителю заново,освободившееся свободное время преподавателей тратится не на создание своегоматериала «с нуля», а на улучшение того, что было создано до него.Новые организационные формы обучения
Введение системыдистанционного обучения позволило расширить список организационных формобучения. Помимо традиционного, очного занятия в школе также практикуютсяследующие формы обучения:
· он-лайн занятие: при такой формезанятия ученик и учитель связываются друг с другом при помощи коммуникационнойпрограммы (как правило это Skype, или i-chat), которая поддерживает передачу голоса (и иногдавидео, если это позволяет скорость соединения). Учитель проводит урок сучеником, пользуясь учебными материалами с сервера школы, которые доступны имобоим. В процессе выполнения задания ученик может отправлять учителю файлы счастично выполненным заданием, чтобы учитель мог контролировать процесс выполнениязадания на всех этапах. В конце урока ученик загружает выполненное задание насервер школы, для итоговой проверки.
· Офф-лайн занятие: при такой формезанятия ученик самостоятельно изучает курс, учитель только проверяет заданияученика, и пишет подробные комментарии к его работам. При возникающихзатруднениях ученик может обратиться к учителю за разъяснениями в назначенныечасы для консультаций.
Контроль за ходом учебного процесса
· Учителю курса доступен просмотротчета о деятельности ученика в каждом конкретном курсе. В этот отчет входитследующая информация:
◦ Когда последний раз ученик заходилв курс
◦ Какие задания ученик выполнял
◦ Какие оценки получил ученик завыполнение заданий
◦ Сколько времени потратил ученик навыполнение каждого конкретного задания
· При выставлении оценки за заданиеучитель обязан оставить краткий комментарий относительно того, как выполненозадание, что следовало бы улучшить, или на что следует обратить внимание.Документация, заполняемая учителями
· Выставление оценок по предметам (втечении всего года, при проверке заданий)
· Электронный журнал (отметка оприсутствии на занятии)
· Выставление итоговых оценок (вспециальном разделе курса)
· Ежемесячный мониторинг по каждомуученику в «Кураторском часе». «Курсторский час» — этоспециальный форум, существующий в одном экземпляре для каждого ученика. В немсодержится информация по процессу обучения, аттестации, а также другая важнаяинформация.
· Индивидуальный образовательныйплан. Составляется на каждого ученика (в школе индивидуальное обучение), в этомдокументе учитель составляет учебное планирование по своему предмету длякаждого конкретного ученика.
· Диагностическая карта —прилагается к индивидуальному образовательному плану. Содержит информацию отом, как ученик усваивает знания индивидуального образовательного планаДокументация, заполняемая кураторами
· Распечатка для родителей по всемкурируемым ученикам. Этот документ содержит информацию по всем успехам итрудностям ученика в обучении.
· Результаты психолого-педагогическогоконсилиума. В этом документе отражаются данные о физическом и психическомсостоянии ученика, его готовности к обучению, рекомендации по работе с ним.Административный контроль
· Оповещения обо всех важныхсобытиях, в которых следует принять участие, или о которых нужно знать,публикуются в новостном форуме учебно-методического совета, доступного всемучителям — это облегчает контроль за образовательным процессом.
· Все приказы и распоряженияпубликуются там же.
· Итоговые оценки для отчетности пошколе собираются со всех курсов автоматически, программой-планировщиком.Отчетная документация
Почти вся отчетнаядокументация по образовательному процессу ведется в электронном виде. Спереходом на вторую версию системы «Электронный деканат» планируется перевести весь школьныйдокументооборот в электронный формат.
Введениесистемы дистанционного обучения Moodle существеннооблегчило подготовку школьнойдокументации, оптимизировало образовательный процесс в целом и способствовалоболее эффективному проведению административного контроля.

Заключение
Приведенные вышеданные показывают, что информатизация образования должна стать приоритетнымнаправлением развития всех российских школ. Введение системы электронногодокументооборота позволит сэкономить огромную часть рабочего времени учителей,а новый подход к составлению курсов — существенно улучшить содержаниесовременного образования. На сегодняшний день мы видим очень интереснуютенденцию перехода образовательных учреждений от принципов охраны интеллектуальнойсобственности к принципам, которые используются в сообществах разработчиков open-source (открытогопрограммного обеспечения). Учителя стали более охотно делиться информацией сосвоими коллегами, все чаще использовать Интернет в обучении. Возможно именно втакой переходный период мы увидим кардинальную перестройку системы образования.Многие исследователи подчеркивают тот факт, что несмотря на то, чтотехнологический прогресс в наше время достиг очень больших высот, в образованиипо прежнему используются технологии 18-го века. С каждым днем системаобразования все больше отстает от жизни, и становится все более бесполезна вновом, постоянно меняющемся мире. Возможно переход к концепции интегрированногоэлектронного образования, и принципам социального конструктивизма поможет нампреодолеть этот разрыв и сделать наше образование по-настоящему инновационным.
Библиография
1. Дьяченко А.В., Проект «Электронный деканат», freedeansoffice.ru/
2. Афанасьев Ю.П., «информатизация образования как глобальнаяпроблема на рубеже веков», www.yuri-afanasiev.ru/articles/magazines_1997_156.htm
3. Прокудин Д.Е., «Информатизация отечественного образования:итоги и перспективы», anthropology.ru/ru/texts/prokudin/art_inf_edu.html
4. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., НечаевВ.Я., Дистанционное образование пооценкам экспертов. М., «Проблемы информатизации высшей школы», № 3-4(9-10), 1997, с. 45-48. (http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st097.html)
5. Васильева О.М. "«Школа будущего» как «digitaleducation club»", Научно-практический электронный альманах «Вопросыинформатизации образования» ,№12, 17 сентября 2008 (http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=302)
6. Алексеева Т.М. «Современной школе – современное программноеобеспечение», Научно-практический электронный альманах «Вопросыинформатизации образования», №12, 17 сентября 2008
7. Национальный проект «Образование»,инновационные школы, mon.gov.ru/pro/pnpo/shk/
8. Выступление Президента России ВладимираПутина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания ичленами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г., mon.gov.ru/pro/pnpo/4156/
9. Мартин Дугиамас, Официальный сайт интерактивной системыдистанционного обучения Moodle, docs.moodle.org/ru/%D0%9E_Moodle
10. Горская М.А., «Школа обновляется, но взгляды не меняются.Роль руководителя в период проведения социальных реформ», festival.1september.ru/articles/312115/
11. Официальный сайт СДО Moodle– раздел документации, docs.moodle.org/ru/%D0%9E_Moodle
12. М.М. Горбунов-Посадов. Расширяемые программы, / М.: Полиптих, 1999. — 336 с.ил.
13. Колесниченко О.В., Шишигин И.В.Аппаратные средства РС. — 5-е изд., перераб. и доп. / Спб.: БХВ-Петербург,2004. — 1152 с.: ил.

ПриложенияПриложение 1. Структура плагинов freedeanceoffice
Данная схемаотображает структуру модулей системы «Электронный деканат»
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.