Реферат по предмету "Педагогика"


Творческий проект одна из форм итоговой аттестации

--PAGE_BREAK--Творческое объединение информатики в камках дополнительного образования
Компьютерная лаборатория

Еще один шаг на пути создания творческого проекта – потребность и возможность работать учащихся над собственными (ему интересными) задачами, спектр которых очень велик. Главное в этой ситуации то, что компьютер используется как средство решения задачи учащегося. Для этого в школе создана компьютерная лаборатория, в которой организованы занятия кружков по программированию, компьютерной верстки, Web-дизайну, Интернет-технологиям. Работа в этих кружках построена по проектному принципу. При этом достигается главная цель – учащиеся получают опыт профессиональной деятельности.

В компьютерной лаборатории учащиеся имеют доступ к компьютерам – каждый день компьютерные кабинеты открыты для свободного посещения с 14-30 до 18-00. В это время в кабинете дежурит учитель, к которому можно обратиться за квалифицированной консультацией по тому или иному вопросу, связанному с разработкой проекта, отладкой программы на компьютере.

В процессе работы ученика над творческой задачей учителя систематически отслеживают наиболее интересные и нестандартные работы, удовлетворяющие современным технологиям. Такая систематическая работа позволяет отобрать работы школьников для участия в научно-практических конференциях и конкурсах и подготовить выступление. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что для большинства учащихся сделать доклад о выполненной работе гораздо сложнее, чем, написать программу. Поэтому учитель работает индивидуально с каждым учеником, выделяя самое главное и выстраивая общую линию доклада, готовя ученика к публичному выступлению, отрабатывая каждое предложение, способы представления своей работы, разбирая ответы на вопросы, которые могут быть заданы. Здесь ученик приобретает неоценимый опыт публичного выступления для будущего.
Научно-практические конференции и конкурсы

Учителя методического объединения информатики школы на протяжении последних 10 лет организовывают и проводят конкурс программных проектов по информатике для учащихся школ Восточного округа города Москвы. Цель — предоставить учащимся, увлеченным программированием, возможность продемонстрировать свои достижения в данной области и познакомиться с работами сверстников; способствовать развитию творческого потенциала.

В ходе конкурса учащиеся выступают с докладом, демонстрируют свои работы и отвечают на вопросы жюри.
Разработка итогового творческого проекта
Только после того, как ученик приобрел умение работать самостоятельно, можно приступить к заключительному этапу – разработке итогового творческого проекта.

Как это делается в нашей школе подробно описано в статье «Развитие исследовательского творчества учащихся 10-11 классов» (ИНФО № 7-2003). Здесь я лишь приведу перечень документов, разработанных учителями методического объединения. Эти документы регламентируют работу учащегося над творческим проектом:

·        Положение о творческой работе учащихся по курсу информатики (Приложении 1).

·        Дневник работы над творческой задачей (Приложение 2).

·        Перечень тем творческих проектов (Приложение 3).

·        Экзаменационный лист (Приложение 4).

Несколько слов, связанных с организационной работой проведения зачетов. Зачеты по творческой работе проходят в урочное время, когда проводятся спаренные уроки. Для собеседования с учащимися организуются 3-4 комиссии из учителей методического объединения. Эти комиссии работают одновременно в классе. К зачету учащийся готовит доклад на 5-7 минут и материалы «Отчета» (обязательно в письменном виде). На зачете учащиеся предъявляют «Дневник работы над творческой задачей» и подготовленные материалы «Отчета», без этого учащийся не допускается к зачету. Для зачета, проводимого в декабре, необходима отметка руководителя в «Дневнике» о допуске к зачету. «Дневник» учащегося дает представление о регулярности работы над задачей. Через месяц проводится повторный зачет для тех, кто по той или иной причине не сдавал зачет или не сдал его.

После зачета и экзамена проходят заседания методического объединения учителей информатики, на которых подводятся итоги работы учащихся, обсуждаются вопросы, связанные с организацией работы над творческой задачей. Для анализа результатов зачетов и экзаменов используется «Экзаменационный лист» (Приложение 4), который дает представление ни только о том, как сдал зачет один ученик, но  и общую картину сдачи зачета по классу.

 
Приложении 1

Положение

о творческой работе учащихся 11 классов

по курсу Информатики

1. Введение

Основной целью творческой работы является предоставление учащемуся возможности проявить максимум самостоятельности и инициативы при решении практической задачи.

В процессе выполнения этой работы учащийся должен показать:

·        умение грамотно осуществить постановку задач, возникающих в практической деятельности, для решения с помощью компьютера;

·        навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые модели поставленных задач;

·        знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

·        понимание устройства и функционирования компьютера и элементарные навыки составления программ для компьютера по построенному алгоритму на одном из языков программирования;

·        умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью компьютера и применять эти результаты в практической деятельности.

2. Основные требования по оформлению работы

Законченная работа представляется в виде отчета, выполненного по правилам близким к ЕСПД, описание содержания отчета приведено в п.9.

Отчетная работа должна быть написана аккуратно, на листах писчей бумаги стандартного формата N 11, переплетена и вложена в папку.

Отчет печатается или пишется от руки с одной стороны каждого листа. Ширина свободного левого поля – 3 см, правого поля – 1 см.

Страницы отчета должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в середине верхней части листа.

Первым листом отчета должен быть титульный лист (приведен в приложении). Далее следует:

·        оглавление отчета, состоящее из названий разделов и номера страницы начала каждого из перечисленных разделов;

·        отзыв руководителя;

·        рецензия преподавателя;

·        текст отчета.

Текст программы на исходном языке должен прилагаться на листах стандартного формата.

3. Общие требования к творческой работе

Работа должна представлять законченный программный продукт (или текстовый документ), предназначенный для практического использования.

Предпочтительно использование тематики интересной и полезной для ученической, молодежной и преподавательской аудитории.

Программа на исходном языке, разработанная учащимся в рамках творческой задачи, должна быть структурирована (отдельные части оформлены в виде процедур или функций с параметрами или без них), а также снабжена подробными комментариями.

Процедуры и функции, написанные учащимися, должны оформляться в виде отдельных файлов (модулей) с тем, чтобы пользователю не приходилось иметь дело с текстом чужой программы.

Кроме диалогового ввода и вывода информации следует предусматривать ввод информации из файла и вывод в файл, если это имеет смысл. Вся текстовая и графическая информация должна вызываться из файлов, а не из тела программы.

Программа должна обеспечивать контроль вводимой информации с выводом сообщений при ошибочном вводе и возможность повторить ввод.

В случае, если программа представляет собой процедуру, реализующую какой-то численный метод, и обращение к ней будет производиться из других программ, учащийся должен написать вызывающую программу с соответствующим диалогом.

При выборе того или иного инструментального средства необходимо представить сравнительный анализ выбранного и существующих средств.

Кроме отчета и самой работы автором должен быть подготовлен демонстрационный показ на компьютере наиболее трудных и эффективных приемов, использованных им при разработке проекта.

Далее приводятся основные требования к творческим задачам с учетом их сложности, которые будут являться определяющими при выставлении оценки за квалификационную задачу.

4. Творческие работы, претендующие на оценку «5»

4.1. Требования к программным продуктам

Разработанная программы должна использовать:

·        алгоритмический язык, который не изучали в основном школьном курсе информатики (С, С++ и т.д.);

·        элементы алгоритмического языка, которые не изучались в основном школьном курсе информатики (объекты, использование встроенных машинных кодов, оверлеи, прерывания и т.д.);

·        новые математические методы, которые не проходили в основном школьном курсе вычислительной математики;

·        игровые программы с применением оптимального или безпроигрышного варианта (использование формул, определяющих оптимальный вариант);

·        обучающие программы с широким использованием файлов, с возможностью коррекции этих файлов, сохранения результатов тестирования.

4.2. Требования к текстовому документу

В качестве текстового документа могут быть выбрана статья, методический материал и т.п.

При подготовке документа предполагается использование современных текстовых процессоров типа MicrosoftWord или других издательских систем.

Текстовый документ должен удовлетворять стандартным правилам и требованиям, предъявляемым к издательской продукции.

При разработке должны быть использованы основные функции соответствующего текстового процессора:

·        ввод и вывод текста (из файла, в файлы, на принтер и т.п.);

·        структурирование документа;

·        структурирование страниц (заголовки, абзацы, поля, символы и т.п.);

·        создание таблиц и рисунков;

·        использование шаблонов и стилей оформления;

·        использование колонтитулов;

·        вставка сносок;

·        работа с таблицами;

·        нумерация страниц, формирование оглавления;

·        автокоррекция (грамматика, словари);

·        использование математических формул и графиков;

·        использование данных и графиков из Microsoft Exel;

·        создание макросов для автоматизации работы с документом;

·        конвертация файлов.

4.3. Требования к презентации

Разрабатываемая презентация должна состоять из интерактивных слайдов.

При подготовке презентаций предполагается использование современных пакетов типа PowerPoint, и др.

При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета:

·        создание слайд-фильма с помощью Мастера автосодержания или импорт из других приложений, например, Microsoft Word;

·        структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);

·        создание и добавление таблиц, диаграмм;

·        использование звуковой информации;

·        использование данных и графиков из Microsoft Exel;

·        вставка растровой графики и картинок из библиотеки ClipArt;

·        использование шаблонов и стилей оформления;

·        создание аннотаций и заметок к слайдам;

·        рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);

·        создание интерактивных слайд-фильмов (возможность управлением, переход к любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или запуск другого приложения);

·        упаковка слайд-фильма.

При выполнении работы учащийся должен:

·        изучить и освоить работу презентационного пакета;

·        выполнить информационную постановку задачи – создание сценария презентации;

·        создать структуру слайдов презентаций (не менее 10 страниц), установить связи между ними.

4.4. Требования к разработке
Web-узлы

Предпочтительная тематика:

·        справочные каталоги, каталоги гиперссылок, библиография т. п. для учеников и учителей;

·        дополнение школьных Web – страниц (доработка официального школьного Web – узла);

·        личные страницы учеников (увлечения, досуг, рассказ о друзьях или любимом учителе и т.п.) и учителей (уникальные лекции по предмету, специфика преподавания, «методы воспитания подрастающего поколения», лучшие выпускники, афоризмы и т.п.).

Учащийся должен в достаточной мере разбираться в принципах построения и функционирования глобальной сети Интернет:

·        системе WWW;

·        о способах пересылки и хранения файлов;

·        о протоколах передачи данных.

Базовая структура и дизайн узла должны удовлетворять требованиям:

·        минимизации времени загрузки страниц (особенно начальной – стартовой);

·        количество тематических Web-страниц, включая стартовую страницу, должно быть не менее 10;

·        начальная страница должна отражать сведения о тематике Web-узла, содержать удобные способы перехода по страницам и иметь гармоничный дизайн.

При выполнении работы учащийся должен:

·        изучить основные структуры языка HTML;

·        ориентироваться в используемом инструментарии создания Web-страниц, (например, в работе текстовых, графических или музыкальных редакторов).

4.5. Требования к работе, выполненной с использованием СУБД (систем управления баз данных)

При выполнении работы учащийся должен:

·        изучить и освоить работу с новой (не изучаемой на уроках) СУБД;

·        при использовании СУБД, изучаемой на уроках, требуется освоение каких-либо дополнительных возможностей;

·        выполнить информационную постановку задачи – определить наборы объектов, их атрибуты и связи между ними;

·        создать структуры (макеты) таблиц, установить связи между ними.

База данных должна содержать не менее трех таблиц (файлов), взаимосвязанных между собой. В базах данных должны быть использованы данные различных типов.

При решении задачи необходимо подробно рассмотреть вопрос разработки и обоснования структуры информации (данных).

Работа в созданной базе данных должна быть автоматизирована (созданы макросы, программы обработки баз данных).

В случае особо сложной обработки информации программа, должна представлять отлаженный контрольный пример, отражающий все возможности созданной СУБД.

Программа должна осуществлять создание, изменение, удаление, добавление и поиск записей баз данных по заданному ключу, организацию новых полей.

Использование электронных таблиц (создание, вычисления, управление электронными таблицами, ведение архива и печать, режимы защиты данных, графическое представление табличных данных, сортировка, обмен данными с другими программными продуктами, автоматизация процедур обработки данных с помощью макросов).

4.6. Требования к работе, выполненной с использованием графических пакетов

Графическая работа должна представлять собой законченное графическое изображение, созданное средствами одного из редакторов графических изображений на основе исходного или являться композицией нескольких исходных изображений. Исходное изображение может быть как готовое, так и полученное сканированием фотоснимков.

В процессе создания изображения учащийся должен показать следующие навыки работы с пакетом:

·        свободно пользоваться возможностями интерфейса графического редактора;

·        особенности создания нового изображения (объем изображения, качество изображения, разрешающая способность на экране и при печати);

·        дублирование изображения;

·        работа с инструментами пакета;

·        особенности инструмента выделения;

·        слои изображения и работа с ними;

·        особенности корректирующих инструментов (корректирующие слои, слои маски, фильтрация);

·        учащийся должен понимать различия основных цветовых режимов (RGB, CMYK);

·        основные форматы графических файлов.

На «отлично» учащемуся необходимо показать навыки в настройке интерфейса и создании макропоследовательностей.

Работа должна быть представлена в поэтапном преобразовании исходного изображения, приведшему к конечному результату.

5. Творческие работы, претендующие на оценку «4»

К этому классу относятся:

·        задачи п.4, но в упрощенном варианте;

·        задачи, использующие пройденные в основной школьной программе вычислительной математики математические методы (Гаусса, Крамера и т.д.) с модификациями;

·        использование готовых прикладных программ (электронные таблицы, базы данных, графические редакторы и т.д.), изучаемых в основной школьной программе.

6. За что ставится оценка «3» за творческую работу?

·        представленные работы выдают неверный результат (для расчетных задач);

·        представленные работы не используют ничего кроме пройденных в основной школьной программе вычислительной математики (математические методы Гаусса, Крамера и т.д.);

·        за любые программы, удовлетворяющие формальным требованиям на «4» и «5» без понимания действия операторов и принципов функционирования программы;

·        плохое оформление отчета.

7. График работы над творческой работой

Сроки

Наименование работы

01.03. – 31.03.



Знакомство с общими требованиями, критериями оценки сложности, правилами оформления творческой работы.

Выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи.

01.04. – 15.09.

Подбор необходимого материала, изучение проблемной области. Проработка математической (информационной) модели задачи.

15.09. – 30-09.

Зачет в виде собеседования – определение полноты постановки задач, выбранной темы. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2 и 3 разделы Отчета[1]).

30.09. – 15.12.



Проработка математической постановки задачи. Выбор метода решения и разработка алгоритма.

16.12. – 20.12.



Подготовка к предзащите, оформление материалов.

21.12. – 30.12.

Зачет в виде предзащиты творческой задачи – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-5, 8, 10 разделы Отчета)[2].

01.01. – 30.04.

Разработка и отладка программы с учетом тестовых примеров.



15.03. – 05.04.



Подготовка и оформление отчета.

06.04. – 31.05.



Подготовка к экзамену.


Экзамен – защита творческой задачи.



Работа над творческой работой начинается в 10 классе.

До 1 апреля руководитель должен обсудить с учащимся тему и постановку творческой задачи. В конце апреля месяца происходит утверждение данных творческих работ на заседании методического объединения учителей информатики.

Для контроля ходом работы над творческой работой у ученика должен быть «Дневник работы над творческой задачей»[3] (Приложение 2). Ежемесячно руководитель выставляет в «Дневник» оценку за текущую работу над творческой работой.

В сентябре проходит предварительная защита творческой работы в виде устного зачета, на который в обязательном порядке представляются материалы по постановке задачи, обоснованию выбора метода решения и алгоритму ее решения. Все эти материалы представляются к зачету в письменном виде. Основная цель зачета – проверить правильность выбора реализации задачи и контроль ходом выполнения работы.

В конце декабре проходит предзащита творческой задачи, на которой ученик обязан продемонстрировать глубину разработки алгоритма задачи и актуальность выбранной темы. Все замечания, высказанные на предзащите, заносятся в «Дневник работы над творческой задачей» для дальнейшей работы над задачей.

Ход работы над творческой задачей (поставленные вопросы, предлагаемая для изучения литература и т.п.) и оценка за работу по месяцам отмечаются руководителем в «Дневнике работы над творческой задачей».

До 5 апреля учащийся обязан отдать отчет по своей задаче руководителю. После получения рецензии и отзыва учащемуся разрешается доработать свою задачу.

Подготовка к защите заключается в составлении устного доклада и иллюстрирующих его плакатов.

8. Порядок сдачи творческой задачи

Защита творческой работы происходит в виде устного экзамена с демонстрацией программной разработки.

Во время защиты задачи учащийся представляет квалификационной комиссии:

·        отчет,

·        отзыв руководителя,

·        рецензию преподавателя,

·        магнитный носитель (дискета, CD) с исходным и загрузочным модулями и основными файлами.

На выступление отводится примерно 7 – 10 минут, за это время учащийся должен коротко рассказать содержание работы, ответить на вопросы и продемонстрировать на компьютере работу выполненной им программы. При этом он должен показать свободное владение как теоретическим материалом (в объеме необходимом для решения задачи), так и языковыми и программными средствами, используемыми им в работе, знать все этапы обработки и выполнения исходного модуля (компиляция, редактирование и выполнение).

По результатам защиты учащимся выставляется отметка и по решению комиссии присваивается квалификация «Программное обеспечение ЭВМ» или «Информационное обеспечение ЭВМ» 1, 2 или 3 разряда и с выдачей квалификационного свидетельства.

9. Содержание разделов отчета

Отчет должен включать в себя основные разделы:

1.      Введение.

2.      Постановка задачи.

3.      Математическая (информационная) постановка задачи.

4.      Формализация задачи.

5.      Алгоритм задачи.

6.      Описание программы.

7.      Текст программы на исходном языке.

8.      Тестовый пример и анализ результатов[4].

9.      Руководство пользователя.

10.  Список используемой литературы.

Введение – откуда взялась проблемная постановка задачи.

Постановка задачи – формулировка задачи, излагаемая в терминах некоторой конкретной области науки, техники, медицины и т.д. Содержит все необходимые для решения задачи сведения. Четко и подробно формулируется: что дано? что найти? как найти?

Математическая или информационная постановка задачи – построение математической модели рассматриваемого явления, когда в результате анализа существа задачи определяется объем и специфика исходных данных, вводится система условных обозначений, устанавливается принадлежность решаемой задачи к одной из известных классов задач и выбирается соответствующий математический аппарат. Определение необходимой точности вычислений. Фактически здесь рассматриваются те же вопросы (что дано? что найти? как найти?), однако сформулированы они на языке математики. Подробно рассмотреть вопрос разработки и обоснования структуры информации (данных).

Формализация задачи – преобразование задачи, полученной на этапе математической постановки, к такому виду, который вписывается в рамки языка программирования. Этот этап включает: выбор структуры данных, т.е. представление данных и результатов задачи в виде, допустимом в языке программирования (в виде совокупности переменных, массивов, файлов и т.д.); выбор способа (порядка) решения задачи, включающей только те операции над элементами данных, которые допустимы в языке программирования.

Алгоритм задачи – разложение вычислительного процесса на возможные части, установление порядка их следования, описание содержания каждой такой части в той или иной форме: словесная запись алгоритма, блок-схема алгоритма, псевдокоды.

Описание программы– краткое описание программы с указанием перечня всех используемых пользовательских процедур и функций с кратким описанием параметров и действий, выполняемых этими процедурами и функциями; язык программирования, вычислительная техника, используемая для решения задачи.

Тестовый пример и анализ результата – тестовые примеры, которые содержат наборы данных, обеспечивающих проверку выполнения всех блоков и ветвей алгоритма. Количество тестовых примеров определяется в зависимости от решаемой задачи.

Руководство пользователя – сведения о данных и программе, необходимые пользователю для ее применения: требования к вычислительной технике и операционной системе, необходимый объем памяти (оперативной и на жестком диске), перечень необходимых файлов, последовательность действий пользователя для работы с программой, перечень возможных сообщений, выводимых программой, и действия на них пользователя.

Список используемой литературы – приводится в следующем виде: N п/п, фамилия автора, название литературы, издательство, год издания. В этом разделе указываются также и электронные источники информации.






Образец титульного листа
 ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

по курсу ИНФОРМАТИКИ
учащегося 11 «А» класса

средней общеобразовательной школы № 444

с углубленным изучением математики, информатики, физики
 _____________________________________________________________________

 (фамилия, имя, отчество)

          

  

  

Тема: _____________________________________________________________________


  

  

  
Учитель информатики  ______________________________________________

           (фамилия, имя, отчество)
Руководитель                 _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество место работы и должность, если руководитель работает не в школе)

  

  
  

МОСКВА 20___ (год выпуска)

  

  



Приложение 2

Лист 1

Дневник работы над творческой задачей

учащегося ___________ класса
Фамилия __________________________________

Имя   __________________________________

Отчество __________________________________
Учитель информатики   ____________________________________________

                            (Фамилия, имя, отчество)

Руководитель работы   ____________________________________________

                            (Фамилия, имя, отчество)





Лист 2

Тема работы           _____________________________________________________________

                                 _____________________________________________________________

Постановка задачи _____________________________________________________________

                                 _____________________________________________________________

                                _____________________________________________________________

                                _____________________________________________________________

                                _____________________________________________________________

Подписи:

Учащегося    ______________________     Руководителя      _____________________





Лист 3

График работы над творческой задачей



Сроки

Наименование работы

01.03. – 31.03.



Знакомство с общими требованиями, критериями оценки сложности, правилами оформления творческой работы.

Выбор темы, постановка проблемы, формулировка задачи.

01.04. – 15.09.

Подбор необходимого материала, изучение проблемной области. Проработка математической (информационной) модели задачи.

15.09. – 30-09.

Зачет в виде собеседования – определение полноты постановки задач, выбранной темы. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-3 разделы Отчета).

30.09. – 15.12.



Проработка математической постановки задачи. Выбор метода решения и разработка алгоритма.

16.12. – 20.12.



Подготовка к предзащите, оформление материалов.

21.12. – 30.12.

Зачет в виде предзащиты творческой задачи – определение глубины понимания учащимся решаемой задачи. Материалы к зачету представляются в письменном виде (2-5, 8, 10 разделы Отчета).

01.01. – 30.04.

Разработка и отладка программы с учетом тестовых примеров.



15.03. – 05.04.



Подготовка и оформление отчета.

06.04. – 31.05.



Подготовка к экзамену.


Экзамен – защита творческой задачи.






Лист 4

Консультации с руководителем



Дата

Решаемый вопрос

Задание

Подпись руководителя




































Лист 5

Оценка руководителя работы учащегося



Период

Замечания

Оценка

Подпись руководителя (учителя)

Сентябрь
(зачет по постановке задачи)







Октябрь







Ноябрь







Допуск к зачету







Декабрь
(зачет по предзащите)







Февраль







Март







Апрель







Экзамен










Лист 6

Список, используемых источников
(литература, сайты)



Автор

Название

Издательство

Год издания




























    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :